Живое пламя носов год написания. Урок литературы Е.Носов "Живое пламя"

Название произведения: Живое пламя

Год написания: 1958

Жанр: рассказ

Главные герои: рассказчик , тетя Оля

Сюжет

Однажды рассказчик помогал знакомой женщине сажать цветы. Она дала ему мешочек с маком и попросила посадить его в центре клумбы. Через несколько недель автор увидел, как в центре клумбы пламенеют алые маки, но их цвет оказался недолгим. Через три-четыре дня нежные лепестки осыпались, а остались лишь коробочки с семенами.

Тетя Оля сказала, что у некоторых людей тоже жизнь такая же, как у маков- недолгая, но яркая. И автор вспомнил своего друга, сына тети Оли, молодого летчика Алексея, который погиб совсем молодым в бою с фашистами, направив свой горящий самолет на колонну вражеской техники.

Вывод (мое мнение)

Для каждой женщины самая невосполнимая потеря – смерть ребенка. У тети Оли на сердце незаживающая рана, она постоянно помнит о своем погибшем сыне и гордится им. Даже недолговечная красота сверкающих маков напоминает ей о недолгой жизни сына, о его подвиге и ее одиночестве.

Книга заставляет по-новому посмотреть на всё, даже на свою жизнь. Может быть, и у нас, как у героини, есть что-то, что мы считаем «лишним», такое живое и яркое, нарушающее наш уклад. И вот когда оно входит в жизнь, немотря на наше мнение, мы вдруг понимаем, что это и есть самое главное.

В рассказе огненные маки «разбудили» хозяйку дома. Они оживили память о её сыне… Тётя Оля, понятно, страдает по своему погибшему сыну Алексею. Этот летчик так и не вернулся с войны. А мак она всегда презирала, так как он совсем не долго цветёт. Ей казалось, что просто астры и розы (или любые другие цветы) лучше, чем мак. Но когда её гость посадил тайком на её клумбу мак, тогда она увидела красоту в его «сгорании».

Это сразу наталкивает на мысль в поэтах и художниках, путешественниках… Часто они проживают очень яркую и короткую жизнь. Но за неё они успевают столько создать! Каждый, наверное, задаёт себе вопрос: лучше «прожигать» жизнь или жить долго и скучно? Рисковать или жить тихо-незаметно?

Думаю, тут нужен средний вариант. Специально рисковать не нужно, но и бояться всего, не проявлять себя, тоже плохо. Наверное, у героини сын не сомневался – идти ли ему защищать Родину. Или можно было отказаться? Поработать даже в тылу… Если у него не были таких сомнений, то у матери могло быть. На то она и мама! Тем более, что она осталась совсем одна – без поддержки.

Ещё мысль возникает о любви, например. Часто, я слышал, у людей всё хорошо, но тут наваливается любовь. И всё не так уже важно. Люди могут всё бросить… И ещё мысль о детях. Та же ситуация. Люди живут, всё дома на местах, график соблюдается… И тут рождается ребенок, который требует заботы. Ради него многие отказываются от карьеры, от всего. И ещё ребенок подросший ни во что не ставит наши правила, порядок. Он всё нарушает и разрушает. Но всё это дети, любовь, смелость создаёт самое главное – жизнь настоящую. Яркую. Нельзя отсидеться, прикрыться «приличными» цветами, чувствами… Думаю, что оно того стоит!

Сочинение отзыв по рассказу Живое пламя

Изумительный русский писать Носов Евгений Иванович. Он творил в двадцатом веке. У писателя сложилась тяжелая судьба, он собственными глазами видел ту страшную войну. Он всем сердцем и душей почувствовал тяжесть военный лет, ужасные события, которые унесли миллионы жизней в то время. Для автора тема войны очень близка, так как он прожил ее. Поэтому большинство его произведений посвящённые именно военной тематике.

«Живое пламя» - это произведение, в котором мы познаем природу. Здесь автор рассказывает и описывает, как быстро распускаются маки и как молниеносно они отцветают. В произведение появляется герой, это тетя Оля, которая с нежностью и заботой смотрит на эти прекрасные цветы. Ей очень жаль эти растения, потому что их никто не ценит, а ведь они так прекрасны. Не зря спустя столько лет маки считаются символом Победы над фашизмом.

Почему же автор дал такое название этому произведению как «Живое пламя»? А все потому что, глядя на маковое поле, можно и вправду подумать, что это пламя. Особенно красиво, когда легкий ветерок покачивает цветки мака. В тот момент действительно кажется пламя живым и наполненным энергии. Автор обращает внимание очень важный момент в рассказе.

Очень ярко описывается цветение маков, он говорит, что их цветение происходит очень быстро. Почему он выбрал именно мак? Этот цветок огненно-красного цвета. Этот цвет ассоциируется с кровью. Кровью тех солдат, которые отдали жизнь за свою Родину. За мирное небо над головами. Автор выбрал правильный цветок для сравнения.

Так же героиня рассказа тетя Оля сравнивает жизнь мака с жизнью своего единственного сына Алексея. Парень был очень юн, но был вынужден идти и защищать свою Родину. К большому сожалению, парень разбился, его самолет подстрелили фашисты. Самолет падал как последний лист мака на землю. Героиня сравнивает своего сына с этим цветком.

Быстротечная жизнь у мака, такая же жизнь произошла у сына героини. Подводя итог можно сказать, что автор не ошибся с названием, а самое главное он выбрал правильный персонаж – мак, который олицетворяет всех молодых солдат, которые так скоротечно угасли не пожив достаточного времени на белом свете.

отзыв по рассказу

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Метелицы в повести Разгром Фадеева сочинение

    Одним из ключевых героев произведения является Метелица, представленный писателем в образе мужественного борца за свободу, бывшего пастуха.

  • С каждым годом люди отношение людей к событиям войны меняется, многие из нас стали забывать о тех подвигах, которые совершали наши дедушки и бабушки ради будущего своих детей. Благодаря авторам того времени

  • Образ и характеристика Василия Егоровича Князева в рассказе Чудик Шукшина сочинение

    Чудику на то время было 39 лет. Он занимал должность киномеханика в сельском кинотеатре. Кличку «Чудик» главный герой рассказа получил из-за того, что с ним случались разные забавные случаи, с которыми он ничего не мог поделать.

  • Семья Мелеховых в романе Тихий дом Шолохова характеристика сочинение

    В романе Шолохова «тихий дон» в точке внимания семья Мелеховых. С первых выражений писателя акцент идет именно на этой семье.

  • Сочинение господин Простаков в комедии Недоросль Фонвизина характеристика и образ

    Одним из второстепенных персонажей произведения является господин Терентий Простаков, представленный писателем в образе мужа главной героини помещицы Простаковой, отца их незадачливого сына Митрофанушки, фигурального владельца фамильного поместья.

1) Особенности жанра произведения. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объёма, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя.

2) Тематика и проблематика рассказа.
Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тёти Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь маков.

Как вы поняли слова тёти Оли: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»? О чем вспомнила тётя Оля, говоря эти слова? (о своем сыне Алексее, который погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика)

Почему отныне тётя Оля отдала предпочтение макам и сажала их на клумбе? (Маки напоминали тёте Оле о сыне.)

3) Смысл названия рассказа. Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»), Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Как вы поняли смысл названия рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»? (Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.)

4) Художественные особенности рассказа.

На что были похожи распустившиеся маки? («на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»)

Какие художественно-выразительные средства использует автор в описании маков? (эпитеты, метафоры: «полупрозрачные алые лепестки», «вспыхивали трепетно-ярким огнем», «наливались густым багрянцем», «слепили своей озорной, обжигающей яркостью» и др.)

На уроке вы познакомитесь с содержанием рассказа Е. Носова «Живое пламя»; определите тему и идею рассказа, ставшего продолжением военной темы в творчестве автора. Предложенный цитатный материал поможет вам оценить художественное своеобразие рассказа, найти и дать трактовку основным образам и метафорам.

Автор ведет повествование от первого лица. Он рассказывает, как однажды помог своей квартирной хозяйке тете Оле посеять цветы на клумбе перед домом. Среди прочих семян им попались семена мака. Тетя Оля не хотела сажать их на клумбу.

« - Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют… Цветком он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит».

Рассказчик все же потихоньку от хозяйки насыпал семян в центре клумбы. Когда цветы проросли, тетя Оля заметила маки, но не стала их вырывать. Когда же клумба зацвела, красота цветов поразила всех:

«Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия» (рис. 2).

Рис. 2. «Живое пламя» ()

Зажженные факелы, полыхающее пламя, слепящее и обжигающее. Образы, которые использует писатель, — яркие, запоминающие, символичные.

Действительно, маки в рассказе стали символом Вечного огня . Поэтому и название автор выбрал соответствующее: «Живое пламя». Такое скрытое сравнение в литературе называется метафорой.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Рис. 3. Фото. Е.И. Носов ()

Отечественная война застала писателя, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

В 1945 под Кенигсбергом он был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ «Красное вино победы».

Для рассказов Носова характерна одна особенность. Война часто присутствует в его произведениях, но не в рассказах о героизме советских воинов, а в судьбах простых русских людей, прошедших войну. Так было в рассказе «Кукла», когда мы знакомились с судьбой Акимыча. Так происходит и в рассказе «Живое пламя», когда мы узнаем о судьбе Ольги Петровны, потерявшей на войне сына.

Ей тяжело говорить о гибели сына, поэтому мы узнаем только то, что он был летчиком и погиб, «спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...»

Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.

Боль, которая живет в сердце матери, потерявшей на войне сына, вырывается наружу в тот день, когда лепестки мака опали: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».

Там, в доме фотография погибшего сына, его вещи. Они хранят память о человеке. Но маки своей яркой и короткой жизнью еще больше и живее напомнили Ольге Петровне о сыне.

С тех пор на клумбе Ольга Петровна не сажает никаких других цветов. Только маки. Когда рассказчик навестил свою старую знакомую, он увидел поразительную картину: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Е.И. Носов. Биография ().
  5. Е.И. Носов «Живое пламя» ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ Е.И. Носова «Живое пламя». Составьте его план.
  2. Какой момент стал кульминацией рассказа?
  3. Прочитайте описание цветущих маков. Какие средства художественной выразительности использует автор?
  4. Что объединяет рассказы Е. Носова «Кукла» и «Живое пламя»?

Цель: анализ рассказа Е. И. Носова «Живое пламя».

Задачи:

Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», биографией писателя;

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной литературой,

Воспитывать у учащихся уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 1 (титульный).

Ход урока:

1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

Добрый день, ребята! Сейчас мы вместе попробуем определить тему урока.

Слайд 2.

Посмотрите на слайд, прочитайте высказываниями известных людей и пословицу, подумайте, какое слово пропущено во всех этих высказываниях. Догадались? Конечно же, в этих высказываниях идёт речь о памяти.

1. … - это сокровищница всего в мире. (Цицерон)

2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.

(Т. Котарбиньский)

3. Потерял … - потерял себя. (Пословица)

4. Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик)

Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?

Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему Памяти и решает её на страницах своего произведения.

Слайд 3. Тема урока – «Помнить, чтобы жить». Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя». Запишите в тетрадях число и тему урока.

Выберите и запишите в качестве эпиграфа к уроку понравившееся высказывание о памяти.

3. Знакомство с писателем (рассказ учителя или сообщение учащегося о Е. И. Носове). Слайд № 4.

Евгений Иванович Носов – это для вас новое имя. Давайте познакомимся с писателем.

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, попал в артиллерийские войска, был наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром, воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встретил в госпитале в Серпухове, о чём позже написал в рассказе «Красное вино победы».

После войны Носов продолжил учёбу. Окончив среднюю школу, работал художником, литературным сотрудником. 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

Е. И. Носов был награждён Орденом Ленина и Орденом Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова.

4. Чтение рассказа «Живое пламя». Приём «Чтение с остановками».

Стадия вызова. Рассказ Евгения Ивановича Носова называется «Живое пламя». Как вы думаете, о чём этот рассказ?

Сейчас мы прочитаем рассказ и проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

Стадия осмысления.

Чтение 1 части.

Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

Тётя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из маков цвет! - убеждённо ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! - рассмеялся я. - Ещё в какой-то старинной песенке поётся:

А лоб у неё, точно мрамор, бел.

А щёки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

Вопросы:

Почему тётя Оля не любила сеять маки? (Она считала, что мак – это не цветок, а овощ. Цветёт всего два дня.)

Предскажите дальнейшие события в рассказе. Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Возможно, герой посеет мак тайком от тёти Оли.)

Чтение 2 части.

Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тётя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тёти Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алёшка очень любил квас.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в лётной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Не помешает?

Что вы!

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

Вопросы:

Кто такой Алексей? (Это сын тёти Оли.)

Как о нём вспоминает тётя Оля? (Тётя Оля никогда не рассказывала о своём сыне, она вспоминала о нём всегда вскользь, «к случаю», в те моменты, когда что-то напоминало ей о сыне.)

Как вы думаете, что случилось с сыном тёти Оли? (Он уехал, и тётя Оля ничего о нём не знает, скучает по нему, ждёт, что сын вернётся. Он умер или погиб.)

Чтение 3 части.

Подавая мне тяжёлую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.

Вопросы:

Как выглядела клумба тёти Оли? Какие цветы она предпочитала? (Маттиолы, иначе ночная фиалка, анютины глазки, бархатцы – садовые цветы, красивые и радующие глаз всё лето.)

Давайте поставим себя на место автора и пофантазируем о дальнейших событиях в рассказе. Что произойдёт дальше? (Маки расцветут, постоят два дня и осыплются. Маки затмят своей красотой все другие цветы.)

Чтение 4 части.

Распустились они на другой день.

Тётя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Вопросы:

Найдите в тексте слова, с помощью которых автор описывает маки.

Какие приёмы использует писатель при описании маков?

Слайд 5. Давайте вспомним художественно-выразительные средства языка.

Эпитет (от греч. ерitheton - приложение) – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Метафора (от греч. metaphora - перенос) – употребление слова в переносном значении слова, основанном на уподоблении одного предмета или явления другому.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

Сравнение – сопоставление явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.

Подтвердилось ли наше предположение, что маки затмят своей красотой другие цветы на клумбе? Подтвердите своё мнение строчками из текста.

Аристократия - привилегированная часть общества, состоящая из знатных, родовитых людей. В рассказе это слово употребляется в переносном значении. Цветочная аристократия - дорогие, элитные сорта садовых цветов.

Чтение 5 части.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Вопросы:

Сколько дней цвели маки? (Маки цвели два дня, как и говорила тётя Оля.)

Как вы понимаете слова тёти Оли: «Да, сгорел... Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...» (Есть люди, которые прожили короткую, но красивую жизнь. Эти слова о людях, сделавших что-то хорошее в жизни.)

Как вы думаете, о ком в эту минуту думала тётя Оля? (Возможно, она думала о своём сыне.)

Чтение 6 части.

Мне уже рассказывали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика...

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тёте Оле. Недавно я снова побывал у неё. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.

А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые, туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Вопросы:

Почему тётя Оля всё-таки изменила своё отношение к макам? (Они напоминали ей о короткой, но яркой жизни сына).

Как погиб Алексей? (Он пошёл на таран, сгорел вместе со своим самолётом.)

Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея? (Это мужественный и сильный человек, любящий свою Родину.)

Война закончилась, но утихла ли боль в душе Ольги Петровны? Какие детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце? Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини. (Речь тёти Оли немного грубоватая. В комнате висел портрет сына в лётной форме. Жасминовый куст под окном имеет запах горечи. Маттиолы имеют горьковатый запах. Когда маки осыпались, тётя Оля сказала, что «и у людей так бывает», она сгорбилась и вдруг заторопилась в дом.)

Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах звучит бесконечно тяжелый грохот бомбёжек…

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и своих боевых товарищей они остались вечно молодыми.

Давайте послушаем фрагмент из «Песни лётчика-истребителя» Владимира Высоцкого.

А сейчас давайте ещё раз выразительно прочитаем заключительные строки рассказа. Как вы понимаете их смысл? Для чего, по-вашему, тетя Оля посадила маки?

Объясните смысл названия рассказа «Живое пламя». Слайды 6-7.

5. Выводы по рассказу. О погибшем на войне Алексее, сыне тёти Оли, мы узнаём из последних строк рассказа. Проходят годы, десятилетия, но память о погибших в годы Великой Отечественной войны живёт в сердцах родных. Разросшийся под окном жасминовый куст, ярко вспыхнувший цветок на клумбе напоминают о погибших. Огонь в рассказе Е. И. Носова ассоциируется с человеком, отдавшим свою жизнь во имя жизни других людей. Маки – это тоже символ. В начале рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже «большой костер» огненных цветов, который (что?) напоминает Вечный огонь - знак Памяти и молчания.



Поделиться: