Учет отложенных обязательств по ндс. Перенос вычета ндс по основным средствам Отложенный ндс

Нередко в бюджетном учете уже сделаны записи по отражению продаж, а обязательств по уплате НДС еще нет. Причина в том, что бюджетный учет основан на методе начисления, а налог на добавленную стоимость большинство учреждений начисляют “по оплате“.

Долг, который не существует

Не вдаваясь в этимологию понятия “отложенные налоговые обязательства“, поясним суть “отложенного НДС“ на примере.

Пример. НИИ СМТ начисляет НДС ежемесячно, “по оплате“. Акт об оказании услуг, выполненных НИИ СМТ для ООО “Тепловик“ подписан 30 сентября 2005 года. Оплата по акту в сумме 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.) поступила 5 октября 2005 года. Предположим, что 31 октября 2005 года бухгалтер НИИ СМТ делает две бухгалтерские записи:

Дебет 2 205 03 560
“Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
Кредит 2 401 01 130

- 118 000 руб. - закрыт акт о выполнении услуг;

Дебет 2 401 01 130
“Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг“
Кредит 2 303 04 730
“Увеличение кредиторской задолженности по НДС“
- 18 000 руб. - начислен НДС.

НДС, начисленный в бюджетном учете за сентябрь, будет отражен лишь в октябрьской налоговой декларации или позже (в зависимости от выполнения договорных обязательств по оплате ООО “Тепловик“). То есть “отложенный“ налог на добавленную стоимость - это отраженные в бюджетном учете суммы НДС, обязательства по уплате которых возникнут в будущих отчетных периодах.

Бухгалтеры некоторых бюджетных учреждений в ситуации, описанной в примере, не начисляют НДС до тех пор, пока не появятся обязательства по налоговым платежам (подробности на стр. 36). В подобном случае, для того чтобы показываемый в отчетности финансовый результат от продажи товаров не был завышен на сумму НДС, необходимо сделать специальную корректировочную запись на сумму потенциальной задолженности перед бюджетом по НДС.

Параллель с хозяйственным Планом счетов

Проблема учета “отложенного“ НДС для коммерческих фирм была решена еще в 1996 году. В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 12 ноября 1996 г. N 96 такие записи составляются с использованием счета 76 .

В настоящее время бухгалтеры коммерческих фирм отражают “отложенный“ НДС такой проводкой:

Дебет 90
“Продажи“
Субсчет 3 “НДС“
Кредит 76
“Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“
Субсчет “Потенциальные обязательства перед бюджетом по НДС“.

После оплаты составляют проводку:

Дебет 76
“Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“
Субсчет “Потенциальные обязательства перед бюджетом“
Кредит 68
“Расчеты по налогам и сборам“.

Будут ли внесены изменения в Инструкцию N 70н по данному вопросу? Разработчики нормативных документов однозначно говорят: “нет“, поскольку с 2006 года метод начисления НДС “по оплате“ перестанет существовать (подробности на стр. 32). Поэтому решать проблему балансовых перекосов придется, видимо, при помощи забалансового или управленческого учета.

А чтобы не погрешить против истины и показать главному распорядителю реально существующую картину (со ссылками на данные забалансового или управленческого учета), ситуацию нужно будет обрисовать в Пояснительной записке.

Н.И. Лейман,

редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“

На вопросы отвечала Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Какие вычеты по НДС можно отложить на завтра

Теперь в любом квартале в течение 3 лет с даты принятия покупки на учет вы можете заявить указанные в п. 2 ст. 171 НК вычеты, то есть вычеты того НДС, которы йп. 1.1 ст. 172 НК РФ :

  • <или> предъявил вам поставщик при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав);
  • <или> вы заплатили при ввозе товаров в Россию.

Как ранее разъясняли нам в ФНС, это касается только товаров, работ услуг, принимаемых на учет начиная с 1 января 2015 г. (см. , ).

Последний квартал, в котором можно заявить вычет, - тот, в который попадает дата истечения 3 лет с момента принятия покупки на учет, несмотря на то что декларация за него подается уже за пределами этих 3 лет.

О том, что в целях переноса вычетов НДС считать датой принятия на учет и как отсчитать 3 года, вы можете прочитать:

Счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге покупок за тот квартал, в котором вы будете заявлять вычет. И как-то обосновывать, почему вы выбрали именно этот квартал, не нужно.

Эта замечательная возможность не только облегчила жизнь бухгалтерам, но и вызвала у них вопросы о том, можно ли переносить на будущее вычет НДС по отдельным операциям.

НДС по экспорту, строительству хозспособом и изготовлению продукции с длительным циклом производства

К. Спиваковская, главбух

Разрешите противоречие с экспортными вычетами НДС.
С одной стороны, в Налоговом кодексе осталось указание на то, что вычеты применяются на момент определения налоговой базы по экспорт уп. 3 ст. 172 НК РФ .
С другой стороны, это вычеты НДС по приобретенным товарам, работам и услугам, которые просто были использованы для экспортных операций. То есть те самые вычеты, которые с 2015 г. разрешено переносить на будущее в течение 3 лет с даты принятия покупки на учетп. 1.1 ст. 172 , п. 2 ст. 171 НК РФ .
Так можно их все-таки переносить или нет?

: Сразу скажем, что точно так же обстоит дело с вычетами по строительству хозспособо мп. 10 ст. 167 , абз. 3 п. 6 ст. 171 , п. 5 ст. 172 НК РФ и по изготовлению продукции с длительным циклом производств ап. 7 ст. 172 НК РФ .

Переносить их можно. Вопрос в том - на основании какой нормы. От ответа на этот вопрос зависит срок, внутри которого вы можете заявить вычет. Существуют два подхода.

ПОДХОД 1. Новая норм ап. 1.1 ст. 172 НК РФ к этим вычетам не применяется.

Обоснование: нормы о моменте вычета по названным операция мпп. 3 , 5 ст. 172 , п. 10 ст. 167 , п. 6 ст. 171 НК РФ являются специальными по отношению к новой норме о возможности переносить вычет. Поэтому у них приоритет.

Поэтому перенести эти вычеты на другие кварталы можно в прежнем порядке, то есть на основании п. 2 ст. 173 НК. Как постановил ВАС, этот пункт позволяет заявить вычеты в любом квартале в течение 3 лет с окончания того квартала, в котором возникло право на вычет, то есть были выполнены все условия для негопп. 27, 28 Постановления ВАС от 30.05.2014 № 33 .

Обратите внимание: до истечения этих 3 лет нужно подать декларацию, отразив в ней выче тОпределение КС от 24.03.2015 № 540-О .

Например, товары, использованные для производства отгруженной на экспорт продукции, вы приняли на учет в I квартале 2015 г., а налоговая база по экспорту возникла в IV квартале 2015 г. Это будет первый из кварталов, в который вы можете поставить вычет (если у вас уже выполнены все условия для него). Три года с конца этого квартала истекают 31.12.2018. Поэтому последним кварталом для заявления вычета будет III квартал 2018 г., поскольку декларация за IV квартал 2018 г. подается уже после 31.12.2018.

Даже если момент определения налоговой базы по названным операциям наступает уже после истечения 3 лет с даты принятия соответствующих товаров, работ, услуг к учету, вычет не сгорает - его можно применить на дату отгрузки. Такие разъяснения Минфин дал применительно к производству товаров с длительным циклом изготовлени яПисьмо Минфина от 15.06.2015 № 03-07-11/34361 .

ПОДХОД 2. Эти вычеты можно переносить на основании новой нормы, так как она более поздняя по сравнению со специальной.

Этот подход дает налогоплательщикам меньше времени для заявления рассматриваемых вычетов.

Ведь в соответствии с ним получается, что заявить их можно начиная с того квартала, за который определяется налоговая база по этим операциям (если на этот момент уже выполнены все условия для вычета), и заканчивая тем, на который приходится дата истечения 3 лет с момента принятия на учет соответствующих товаров, работ, услуг. В нашем примере таким последним кварталом был бы I квартал 2018 г. (см. , )Письмо Минфина от 12.05.2015 № 03-07-11/27161 .

Кроме того, этот подход предполагал бы, что если момент определения налоговой базы по таким операциям наступает после истечения 3 лет с даты принятия на учет, то налогоплательщик вообще остается без вычета, что, очевидно, неправильно.

На наш взгляд, верным является подход 1.

А вот мнение специалиста ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ В отношении вычетов исчисленного НДС при строительстве хозспособом и вычетов при производстве длительного цикла действует специальное правило: они признаются на момент определения налоговой базы по названным операциям. По указанным вычетам действует другой трехлетний срок - предусмотренный п. 2 ст. 173 Налогового кодекса.

Таким образом, руководствуясь пп. 27, 28 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, эти вычеты можно заявить за любой из входящих в соответствующий 3-лет -ний срок налоговых периодов при выполнении условий, предусмотренных статьями 171, 172 НК” .

При переносе экспортного вычета на будущее нужно заполнить раздел 5 декларации - так же, как в случае с заявлением вычета по счету-фактуре, полученному уже после определения налоговой базы по экспорту (см. , ).

НДС по командировочным расходам и другие вычеты с особенностями

С. Зорина, г. Санкт-Петербург

Переносить на будущее можно вычеты, которые указаны в п. 2 ст. 171 НК. Под него, в принципе, подпадает вычет НДС по командировочным расходам - это вычет налога, предъявленного нам при приобретении товаров, работ, услуг.
Однако сами вычеты по командировкам указаны в другом пункте ст. 171 НКп. 7 ст. 171 НК РФ . Означает ли это, что их нельзя переносить в другие кварталы?

: Такая же ситуация сложилась и с другими вычетами, которым посвящены отдельные пункты ст. 171 НК:

  • НДС, предъявленного подрядчиками при проведении ими капстроительств ап. 6 ст. 171 НК РФ ;
  • НДС по представительским расхода мп. 7 ст. 171 НК РФ .

На наш взгляд, переносить их на другие кварталы можно.

В п. 2 ст. 171 Налогового кодекса в общем сформулировано, какой НДС в принципе подлежит вычету. А в отдельных пунктах этой статьи установлены уже особенности для некоторых его «разновидностей». То есть все названные вычеты предусмотрены и п. 2 ст. 171 НК тоже. Дополнительный аргумент - толкование неустранимых противоречий в пользу налогоплательщик ап. 7 ст. 3 НК РФ .

А вот как ответил на этот вопрос специалист ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ На вычеты НДС по командировочным и представительским расходам распространяется п. 1.1 ст. 172 Налогового кодекса. То есть эти вычеты можно заявить за любой из входящих в соответствующий 3-лет -ний срок налоговых периодов с момента принятия к учету товаров, работ, услу г” .

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Последствия переноса вычета НДС по представительским расходам

А. Резниченко, г. Саратов

Для НДС по представительским расходам есть специальное правило: к вычету его можно принять только в той части, в которой расходы укладываются в «прибыльный» норматив - не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период по налогу на прибыл ьп. 7 ст. 171 , п. 2 ст. 264 НК РФ .
Означает ли это, что такой вычет НДС привязан именно к тому кварталу, в котором «представительские» товары, работы, услуги приняты на учет, и его нельзя переносить?

: Вовсе нет. Это всего лишь означает, что размер подлежащего вычету НДС следует определить по данным этого квартала. А поставить вычет можно и в любой другой квартал в течение следующих 3 лет.

А. Резниченко, г. Саратов

Если такой вычет НДС переносить на будущее, то в каком-то периоде общая сумма «представительских» вычетов может превысить сумму входного НДС, приходящуюся на величину признаваемых в этом периоде в налоговом учете представительских расходов. Допустимо ли это?

: Вполне. Пусть в III квартале у вас были представительские расходы. Вся их сумма не «помещается» в норматив, исчисленный для налога на прибыль по итогам 9 месяцев. По этому нормативу вы определяете, какую часть НДС можете взять к вычету. Но этот вычет вам сейчас не нужен, и вы оставляете его на счете 19. Три года, в течение которых вы можете принять его к вычету, отсчитываете от даты принятия «представительских» товаров, работ, услуг к бухучету.

Затем по итогам года норматив вырос, и в него уже укладывается вся сумма представительских расходов. Поэтому в IV квартале у вас возникает право на вычет остатка НДС по нимПисьмо Минфина от 06.11.2009 № 03-07-11/285 . Но и этот вычет вам пока не нужен, и вы тоже откладываете его на потом. Обратите внимание: 3 года для принятия к вычету НДС с остатка все равно отсчитываются от даты принятия «представительских» товаров, работ, услуг к бухучету, то есть от III квартала.

В I квартале следующего года:

  • вы решили принять весь этот НДС к вычету;
  • у вас были новые представительские расходы, которые «съели» весь норматив за I квартал. НДС по ним вы тоже ставите к вычету.

В результате общая сумма «представительского» вычета НДС за I квартал окажется больше, чем приходящаяся на принимаемые для налога на прибыль представительские расходы за этот квартал. Если это вызовет у инспекции вопросы, поясните, что такая ситуация сложилась из-за переноса вычета по правилам п. 1.1 ст. 172 НК.

Внутри 3 лет с даты принятия на учет можно сдать уточненку за любой из кварталов

А. Козырева, г. Углич

Сомневаемся, не означает ли новое право откладывать вычет запрета на подачу уточненной декларации с этим вычетом за те кварталы, в которые сразу его не поставили.
Например, в III квартале 2015 г. мы приняли товар на учет, получили счет-фактуру. В этом квартале НДС к вычету по какой-то причине принимать не стали. Следующие несколько кварталов для вычета нам тоже не подошли. Решили дальше не откладывать, поставить вычет в III квартал 2015 г. и сдать уточненную декларацию за него. А допустимо ли теперь это, учитывая, что у нас есть право учесть этот вычет в будущих кварталах?

: Спешим успокоить: допустимо. В такой ситуации вы можете подать уточненную декларацию за любой из кварталов, входящих в трехлетний срок с даты принятия покупки на учет, начиная с того, в котором у вас впервые были выполнены все условия для вычет ап. 2 ст. 81 НК РФ . И в этой декларации показать не заявленный сразу вычет.

Есть мнение, что норма, закрепленная пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, относится к товарам, работам и услугам, за исключением основных средств. Так как для последних в абзаце 3 пункта 1 статьи 172 НК РФ установлена другая норма. В ней сказано, что вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, оборудования к установке или нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке или нематериальных активов. Против этой позиции можно привести возражения сразу с двух сторон.

Ндс вычет основные средства до момента принятия на учет

Разберемся с текстом абзаца 3 пункта 1 статьи 172 НК РФ. Действительно ли его нужно понимать в том смысле, что принимать к вычету входной НДС по приобретенным основным средствам нужно сразу же после их покупки. На мой взгляд, нет.

Конструкция указанного абзаца показывает, что законодатель против предъявления вычета по НДС до момента принятия основного средства на учет. То есть разрешает делать это только после означенной операции. Если бы авторы данной нормы хотели, чтобы вычет входного НДС по основному средству производился единовременно после принятия его на учет, они в абзаце 3 использовали бы не слово «после», а слово «в момент».

Обратимся к письму Минфина России от 12.02.15 № 03-07-11/6141. В нем чиновники со ссылкой на подпункт 1 пункта 2 статьи 171 и пункт 1 статьи 172 НК РФ говорят о том, что налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком товаров, выполненных работ, оказанных услуг или имущественных прав. И никаких особенностей в отношении основных средств при этом не усматривают.

НДС по основным средствам как НДС с товара

В указанном пункте 1.1 статьи 172 НК РФ дается ссылка на пункт 2 статьи 171 НК РФ. В последнем говорится, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также при приобретении имущественных прав. Но включаются ли основные средства в понятие «товар», использованного в пункте 2 статьи 171 НК РФ. По моему мнению, безусловно, да.

Во-первых, в пункте 3 статьи 38 НК РФ установлено, что товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Чисто теоретически можно возразить, что это определение относится скорее к продавцам имущества, чем к покупателям.

Однако, во-вторых, мы можем обратиться к пункту 8 статьи 145 НК РФ. В нем говорится о суммах налога, принятых налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ, до использования им права на освобождение от НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, в том числе основным средствам и нематериальным активам. То есть прямо говорится о том, что в состав «приобретенных товаров» входят основные средства. Следовательно, как минимум в рамках главы об НДС под словом «товар» подразумеваются и основные средства. А это означает, что положения пункта 1.1 статьи 172 НК РФ распространяются и на них.

Отложенный вычет по НДС с основных средств

И все-таки сложность с отложенным вычетом по НДС в отношении основных средств есть. И она отразилась в письме Минфина России от 09.04.15 № 03-07-11/20293.

Чиновники считают необходимым учитывать, что, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 НК РФ, производятся после принятия на учет данных основных средств. Поэтому принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет возможно после принятия на учет товаров, работ, услуг, за исключением основных средств.

Таким образом, если следовать этой позиции, то сумму входного НДС по основному средству разбить по разным налоговым периодам нельзя. Это, конечно, сильно снижает возможности оптимизации НДС с помощью рационального распределения по периодам сумм налоговых вычетов. До момента появления арбитражной практики в пользу налогоплательщиков переносить вычеты по основным средствам рискованно

Принятие НДС к зачету

В связи с изменениями правил по определению периода отнесения НДС в зачет, в случае, когда дата получения товаров, работ, услуг и дата выписки счета-фактуры относятся к разным периодам (новая редакция статьи 256 НК РК в соответствии с изменениями, внесенными Законом РК от 30 ноября 2016 года № 26-VІ ЗРК) в подсистему учета НДС внесены изменения.


Изменения в объектах конфигурации

В типовом плане счетов добавлен новый счет 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)". Счет 1420 "Налог на добавленную стоимость к возмещению", используемый ранее, переименован на счет 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению". Таким образом, остатки по счету 1420 будут отражены по счету 1421. Также добавлена группа счетов 1420 "НДС к возмещению", которая включает в себя счета 1421 и 1422.


Для налогового плана счетов реализованы аналогичные изменения.


ВпервичныхдокументахпоотражениюНДСкзачету(Поступление ТМЗ и услуг ,

Поступление доп.расходов , Поступление НМА , Поступление из переработки , Авансовый отчет , Возврат товаров поставщику )добавлен новый механизм,

позволяющий отложить принятие НДС к зачету. В указанных документах добавлен признак , редактирование которого возможно в форме

Цена и валюта по кнопке «Цена и валюты» .

«Стандартное» принятие НДС к зачету

При "стандартной" схеме принятия НДС к зачету, т.е. когда налоговый счет-фактура получен вместе с первичными документами:

1) Оформляется первичный документ. Например, документ Поступление ТМЗ и услуг .

2) На основании поступления вводится документ Счет-фактура (полученный) .



В данном случае опция Отложить принятие НДС к зачету НЕ устанавливается, зачет НДС выполняется в стандартном режиме при проведении первичного документа. Т.е. при проведении документа поступления будут сформированы бухгалтерские проводки по дебету счета 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению" и движения по регистру накопления НДС к возмещению . При отражении операций возврата от поставщика будут сформированы бухгалтерские проводки по кредиту счета 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению" и движения по регистру накопления

Отложенное принятие НДС к зачету

Ситуация по отложенному принятию НДС к зачету возникает в случае, когда налоговый счет-фактура получен позднее первичных документов. В этом случае схема документооборота будет следующей:

1) Оформляется первичный документ с установленной опцией Отложить принятие НДС к зачету .Например,документ Поступление ТМЗ и услуг .

2) Оформляется документ Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС .

3) Вводится документ Счет-фактура (полученный) .

Если счет-фактура был выписан позднее даты отгрузки/получения товаров, то НДС необходимо относить в зачет по наиболее поздней дате, по дате счета-фактуры . Для этого в первичном документе устанавливается признак Отложить принятие НДС к зачету .Установка этого признака приводит к тому,что при проведении документа будетсформирована бухгалтерская проводка по дебету счета 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)". Движения по регистру накопления НДС к возмещению будут отсутствовать.



Для формирования операции по отнесению НДС в зачет необходимо создать документ

Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС с

видом операции "Регистрация оборота".

При формировании документа Регистрация прочих операций приобретенных товаров

(работ, услуг) в целях НДС на основании документов поступления активов,у которыхустановлен признак отложенного принятия НДС в зачет, программа автоматически установит в качестве корреспондирующего счета счет 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)". При проведении документа будут сформированы проводки по отнесению сумм отложенного НДС в зачет. Сформируются проводки по дебету счета 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению" и кредиту счета 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)", а также движения по регистру накопления НДС к возмещению .

На основании документа Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС можно сформировать документ Счет-фактура (полученный).

В случае возврата товаров на основании документа Возврат товаров от поставщика

создается документ Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС с видом операции Корректировка оборота .При проведении будутсформированы движения по дебету счета 1422 "Налог на добавленную стоимость (отложенное принятие к зачету)" в корреспонденции со счетом 1421 "Налог на добавленную стоимость к возмещению", а также движения по регистру накопления

Корректировка НДС к возмещению .


Таким образом относить НДС в зачет теперь можно с соблюдением новых правил по наиболее поздней из следующих дат: по дате получения товаров, работ, услуг или дате выписки счета-фактуры.

Механизм заполнения табличных частей в документе Регистрация прочих операций приобретенных товаров (работ, услуг) в целях НДС

Для удобства заполнения/перезаполнения данных в документе Регистрацияпрочих

Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогообложения Российской Федерации.

Как известно, налоги можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги, взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенные же налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.

Налог на добавленную стоимость относится именно к косвенным налогам. Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на добавленную стоимость». Для организаций, занимающихся оптовой торговлей, порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация торговли является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.

В процессе осуществления своей деятельности торговые организации осуществляют продажу (реализацию) товаров. В соответствии с нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьи 146 НК РФ, операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения по НДС.

Обратите внимание!

Объектом налогообложения является реализация товаров именно на территории Российской Федерации.

Если товары реализуются на территории иностранного государства, то реализация этих товаров не является объектом налогообложения. Суммы НДС, уплаченные поставщикам при производстве (приобретении) этих товаров, к вычету не принимаются и учитываются в их стоимости (данное правило установлено пунктом 2 статьи 170 НК РФ).

Место реализации товаров устанавливается в соответствии с правилами статьи 147 НК РФ, согласно которой товар считается реализованным в России, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

· товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

· товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Итак, применительно к торговле, объектом налогообложения является реализация товаров на территории Российской Федерации. Стоимостная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу, которую налогоплательщики - торговые организации в общем случае определяют в соответствии с положениями пункта 1 статьи 154 НК РФ:

«Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога».

Фактически это означает, что для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, считается что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Таким образом, налоговая база по НДС в организациях торговли представляет собой стоимость реализованных товаров, по которым они реализуются покупателям за минусом НДС.

Обратите внимание!

Работники налогового ведомства имеют право проверить правильность применения цен лишь в случаях:

· осуществления сделки между взаимозависимыми лицами;

· когда сделка носит характер товарообменной (бартерной) операции;

· при осуществлении внешнеторговых сделок;

· при отклонении цены сделки более чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного времени.

Если налоговый орган установит, что цена сделки, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20% от рыночной цены, то не исключена ситуация, что организации придется пересчитать сумму налога, исчисленную исходя из рыночной цены на товары. Кроме того, не удастся избежать штрафных санкций.

Если торговая организация осуществляет реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), то налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Иначе говоря, в этом случае торговая организация обязана исчислить НДС с разницы между продажной ценой с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Данное положение установлено пунктом 4 статьи 154 НК РФ.

Указанный порядок применяется в отношении сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации от 16 мая 2001 года №383 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)».

Очень важным моментом при исчислении налога на добавленную стоимость является момент возникновения налогооблагаемой базы.

Мы уже обращали внимание читателя на этот момент, когда рассматривали вопросы формирования учетной политики в целях налогообложения. Однако, не лишне будет напомнить, что в соответствии с требованиями статьи 167 НК РФ организация может выбрать момент возникновения налоговой базы по НДС либо «по оплате», либо «по отгрузке».

Согласно статье 167 НК РФ:

«1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)».

· Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 года №998 «Об утверждении Перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» .

Подпункт 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ выводит из под налогообложения операции по реализации почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов. При этом необходимо иметь в виду, что указанное освобождение не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты по ценам, превышающим их номинальную стоимость.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 «О регистрации образцов изделий на родных художественных промыслов признанного художественного достоинства».

Обратите внимание!

Статья 149 НК РФ содержит перечень операций, не подлежащих обложению налогом. Можно ли считать, что такие освобождения являются льготой? Попробуем разобраться. Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ:

«Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Указанная статья 149 НК РФ как раз позволяет не уплачивать налог с перечисленных операций.

А раз это льгота, то налогоплательщик имеет право на основании пункта 2 статьи 56 НК РФ отказаться от ее использования либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если это не противоречит нормам налогового законодательства.

Можно ли отказаться от использования льгот, установленных статьей 149 НК РФ (Приложение №4)?

Статья 149 НК РФ содержит два вида льгот:

· льготы, от использования которых, налогоплательщик может отказаться;

· льготы, от которых налогоплательщик отказаться не вправе.

Перечень льгот, для которых предусмотрена возможность отказа, установлен пунктом 3 статьи 149 НК РФ, на льготы, установленные пунктом 2 данное правило не распространяется. Таким образом, торговая организация вправе отказаться от использования льготы только при реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Обратите внимание!

Если организация торговли осуществляет операции, как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от него, то она в обязательном порядке должна вести раздельный учет таких операций (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

Кроме того, необходимость раздельного учета в торговых организациях возникает и в связи с тем, что налоговое законодательство предусматривает различные ставки налога при реализации товаров. И хотя перечень товаров, которые облагаются налогом по ставке 10% достаточно обширный, все-таки основная ставка НДС – 18%, и нередко оптовые организации торговли осуществляют реализацию товаров с разными ставками налога. Несмотря на то, что сам НК РФ не обязывает налогоплательщика вести раздельный учет при реализации товаров по разным ставкам (в отличии от одновременного осуществления налогооблагаемых и освобожденных от налогообложения операций), на наш взгляд делать это необходимо, так как в противном случае налог будет исчисляться по максимальной ставке со всего объема реализации.

Ведение же раздельного учета в разрезе применяемых ставок позволит определить налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам (пункт 1 статьи 153 НК РФ), а затем воспользоваться правилами пункта 1 статьи 166 НК РФ:

«Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз».

Нужно отметить, что оптовые торговые организации не испытывают особых сложностей для организации раздельного учета, в отличие от розничных организаций торговли. При осуществлении оптовых продаж, продавец-налогоплательщик НДС на каждую операцию по реализации товара выписывает покупателю счет-фактуру, в котором по каждому виду товаров указывается применяемая ставка налога и сумма налога, исчисленная с этой ставки.

Обязанность налогоплательщика по выписке счетов-фактур предусмотрена главой 21 «Налог на добавленную стоимость», а именно статьей 169 НК РФ.

Напоминаем!

· Счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара.

· В расчетных документах и в счетах-фактурах сумма налога выделяется отдельной строкой.

Если торговая организация реализует товары, реализация которых освобождена от налогообложения, то в этом случае выписывается без выделения соответствующей суммы налога, при этом на счете-фактуре делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Выставленный счет-фактура в соответствии с требованием пункта 3 статьи 169 НК РФ регистрируется в книге продаж, форма которой предусматривает раздельный учет товаров в разрезе используемых ставок налога и продаж, освобожденных от налога. По окончании каждого налогового периода налогоплательщик использует итоговые показания граф книги продаж при заполнении налоговой декларации. Таким образом, налогоплательщику не требуется специального выделения в учете реализации товаров, осуществляемых по разным ставкам.

Однако в связи с тем, что в книгу продаж, наряду с операциями по реализации товаров, заносятся и суммы налога, начисленные по другим основаниям, например, суммы аванса или иные платежи, связанные с расчетами за товары, то организация торговли перед заполнением налоговой декларации видимо должна составить специальную бухгалтерскую справку, где из общей суммы налога начисленного к уплате, следует выделить суммы НДС, относящиеся к разным видам доходов.

Обратите внимание!

Порядок заполнения счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

По данным этих документов организация торговли заполняет налоговую декларацию и предоставляет ее в налоговый орган. Частота предоставления деклараций зависит от налогового периода по НДС, который налогоплательщики определяют в соответствии с правилами статьи 163 НК РФ, согласно которой:

«1. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

2. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, устанавливается как квартал».

Уплата сумм налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Более подробно с вопросами, касающимися учета и налогообложения в торговых организациях, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Торговая деятельность».



Поделиться: