Знакомимся с числом и цифрой 0. Познание

Тема урока: знакомимся с числом и цифрой 0.

Цели урока (предметные):

Ввести число 0, как характеристику пустого множества и начала отсчета на числовом отрезке;

Научить писать цифру 0;

Рассмотреть свойства 0;

Закреплять навыки счета в пределах 9.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения заданий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценке и учета характера сделанных ошибок.

- познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Планируемые результаты:

- личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения заданий на уроке, вносить необходимы коррективы в действия после его завершения (регулятивные УУД) ; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД) ; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД) .

- предметные: уметь находить начало отсчета на числовом отрезке, понимать свойства 0, научится писать цифру 0, закрепит навыки счета в пределах 9.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point ; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе, веер цифр, фишки, линейка.

Сценарий урока

I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)

Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке к нам придет гость, а вот как зовут этого гостя, вам предстоит угадать.

« На сметане я мешён,

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок

Покатился …»

(Слайд 1 с изображение Колобка)

Из какой сказки этот герой? (Из русской народной сказки «Колобок»).

Молодцы ребята! Колобок собирается в путешествие в царство «Нуляндию» и зовет нас с собой, Поедем?

Итак путешествие начинается. (Слайд 2 колобок катиться по дорожке)

II Актуализация опорных знаний. Устный счет (учащиеся выполняют задания, тренирующие отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки)

Учитель: посмотрите колобок остановился ему преградил путь, какой то зверь, а как вы думаете кто это? (Слайд 3 с изображением зайца)

Зайчик не хочет нас пропускать, пока мы не выполним его задание. Вы готовы? Приготовьте веера с цифрами.

Игра «Молчанка»

2+1 2-1 6-2

4+1 4-2 5+3

5+2 8-4 7-5

6+3 3-2 2+6

9-7 4+2 7-6

Теперь покажите число на своих веерах:

Учитель: мы справились с заданием зайчика, покатились дальше? (Слайд 4 На пути колобок повстречал волка (Слайд 5с изображение волка).

Нам необходимо выполнить задание волка, чтобы дальше путешествовать. Вы готовы? Приготовьте веер с цифрами.

Учитель: мы справились с этим заданием, продолжаем свой путь. (Слайд 6 колобок катиться по дорожке). Как вы думаете, кого мы еще встретим на нашем пути? (ответы учащихся).

Вот и мишка повстречался. (Слайд 7 с изображением медведя).

Учитель: выполним задание, которое нам придумал мишка?

Перед вами цифры: 6, 5, 7, 1, 2, 4,8, 3, 9

Расскажите всё, что вы знаете об этих числах? (натуральные, однозначные).

Какие числа называются натуральными? (которые получаются при счете предметов).

Почему они однозначные? (для записи этих чисел требуется одна цифра).

Учитель: вы отлично справились и с этим заданием, но у нас еще впереди длинный путь, пора отправляться дальше (Слайд 8 колобок катиться по дорожке).

III Целеполагание (учащиеся самостоятельно находят решение проблемы поискового характера)

Учитель: посмотрите, мы уже видим ворота в царство «Нуляндию», но кто то, стоит перед ними? (Слайд 9 с изображением лисы).

Ребята что случилось в сказке, когда колобок повстречал лису? (она его съела) . Но в нашем путешествии такого не произойдет. Нам необходимо ответить на вопрос лисы, и помочь колобку попасть в царство.

Кто живет в царстве «Нуляндия»?

А ответить на вопрос поможет нам учебник. Откройте и посмотрите как будет называться наша тема урока (в процессе данной работы учащиеся сообщают, что на уроке они будут знакомиться с числом и цифрой 0).

IV Открытие нового знания (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации учащимися)

Учитель: как вы думаете, почему колобок так хотел попасть в это царство ?(он похож на цифру ноль)

А на что еще похожа цифра 0? (ответы учащихся)

Его называют нулем или нолем и обозначают им «ничто». (Слайд 10)

Немного истории от колобка. (Слайд 11)

Считается, что ноль впервые стали писать в Индии, но некоторые ученые думают, что ноль появился еще раньше у вавилонян. Но везде он обозначался и назвался кружком. На языке Древней Индии «кружок» - «сунья». Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш ноль называться «сифр». (Слайд 12, 13)

Не правда ли напоминает что-то? Правильно! «сифр» - «цифра». А само слово «ноль» возникло позже (от латинского nullum – ничто).

Учитель: что же, колобок прощается с нами, и благодарит за помощь, а наш урок продолжается (Слайд 14).

Работа с фишками (один ученик работает у доски, остальные на своих местах).

Положите 4 фишки, уберите 1 фишку, сколько осталось? (3)

- уберите еще 1, сколько фишек останется? (2)

- сколько останется, если убрать еще одну фишку? (1)

- а если убрать последнюю фишку? (ни одного)

Число 0 показывает, что не останется ни одного предмета. Покажите цифру 0 на своих веерах.

Определение места 0 в натуральном ряде чисел.

- если место числу 0 в натуральном ряде чисел? (нет)

Давайте вспомним, что такое натуральное число? (то, которое мы называем при счете предметов)

Что больше 1 или 0? (подбираем знак сравнения)

Что еще можно сказать о числе 0? (если ноль меньше одного, значит он меньше любого натурального числа)

И всё таки существует такой ряд чисел, в котором 0 занял свое почетное место, только этот ряд нельзя назвать натуральным.

Подумайте, где вы могли встретит такой ряд чисел?

Наш сегодняшний гость тоже хочет вам подсказать, внимание на экран. (Слайд 15, показ линейки, спидометра, градусника)

А в городе Будапеште есть даже памятник числу 0 и выглядит он вот так (Слайд 16)

V Физминутка на убывание «Летит по небу шар»

Летит по небу шар

По небу шар летит

Но знаем мы, до неба шар

Никак не долетит

(дети показывают движения: летит – взмах руками,

шар – круг в воздухе руками,

по небу – указывают пальцем вверх,

мы – жест на себя,

знаем – жест на голову,

никак – отрицание головой.)

Учитель: а на какую цифру похож воздушный шар?

VI Первичное закрепление (выбор наиболее эффективных способов решений заданий учащимися)

Работа по учебнику (работа в парах)

Составление задачи по рисункам используя число 0.

Рассмотрите рисунки и ответе на вопросы «Сколько пирожков на тарелке слева? Сколько пирожков на тарелке справа?»

Попробуйте с вашим соседом составить задачу по данному рисунку (прослушивание вариантов нескольких пар) .

Работа по тетради

Письмо цифры 0 (дети рассматривают образец и приступают к письму после показа учителем как нужно писать цифру 0, далее дети пишут по точкам ряд, вставляя пропущенные числа).

Чертеж отрезка.

Самостоятельная работа (учащиеся сравнивают числа, расставляют знаки «>», «<», «=»). Затем меняются тетрадями со своим соседом и проверяет его работу).

VII Подведение итогов

С кем мы сегодня путешествовали?

Что мы сегодня изучали на уроке?

Какую цифру мы учились писать?

Кто впервые стал обозначать ноль?

VIII Рефлексия ( контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)

Что вам понравилось на уроке?

Какие цели мы сегодня ставили?

Удалось ли нам их достичь? Почему?

Давайте оценим нашу работу на уроке.

Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий – если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый – если вы выполнили работу не до конца.

Список литературы:

    Математика: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.Н. Рудницкая. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 144 с.: ил. – (Начальная школа ХХ I века).

    Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева – М.: Вентана-Граф, 2012 – 48 с.: ил. – (Начальная школа ХХ I века).

    Математика: 1 класс: методика обучения/ В.Н. Рудницкая, Е.Э.Кочурова, О.А. Рыдзе. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 352 с.: ил.

    Волина В.В. Праздник числа – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 304 с.

НОД по ФЭМП В старшей группе «Число 0. Цифра 0»

Перевощикова Галина Валентиновна воспитатель дошкольной группы МОУ Николо-Кормская СОШ
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы (5-6 лет)по теме "Число 0. Цифра 0."
Разработка сценария образовательной ситуации в старшей группе по теме: "Число 0. Цифра 0."
Цель:
1)Сформировать представление о числе, познакомить с цифрой 0,сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
2)Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по тетради»;
3)Тренировать умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством;
4)Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Ход образовательной ситуации

1.Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Ребята, вы любите сказки? (Да)
- А почему вы их любите? (Потому что в сказках всегда происходят чудеса, разговаривают животные и птицы и они всегда заканчиваются хорошо)
-Какие сказки вы знаете?
-Ребята, предлагаю сегодня нам отправиться в путешествие в сказку.
Ой, что это, из какой сказки эти звуки? (зайчик поет «Четыре сыночка и лапочка дочка») Может быть там нужна наша помощь? Что в этой сказке случилось.
- Как вы считаете, надо помочь зайчатам? (Да)
- Вы хотите им помочь? (Да)
- Почему вы решили помочь зайчатам? (Потому что…)
- Вы сможете помочь? (Сможем, потому что мы многое умеем, а еще мы добрые, дружные и трудолюбивые?)
2. Актуализация знаний
Игра «Найди пару»
Дидактические задачи:
-актуализировать счет в пределах 9, соотносить число с количеством, умение узнавать и называть геометрические фигуры;
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение.
-закреплять знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков;
-закреплять умение делиться на пары; развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь;
- На каком транспорте можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
- Сегодня я предлагаю вам поехать на воображаемом летучем корабле, но необычном, а сказочном, цветном: каждая каюта корабля имеет свой цвет.
- Слушайте внимательно:
1. В каждой каюте может ехать только пара человек. Что вам нужно сделать? (Разделиться на пары)
2. Каким способом мы можем это сделать? (Посчитаться, просто выбрать друга…).
- А можно найти пару по билету. Каждый из вас может выбрать один билет.
Дети замечают, что на всех билетах изображены круги определенного цвета и количества (например, 4-е желтых круга).
- Ребята, а что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).
- Вам нужно встать в пару с тем, у кого на билете такое же количество кругов. Количество кругов будет обозначать номер вашей каюты (цифру на спинке стула). Затем вместе нужно определить, какой новый цвет получится при смешении цветов, в которые окрашены круги на вашем билете. Этот цвет и будет обозначать цвет вашей каюты (круги на спинке стула). А что получается при смешении двух цветов? (Получается третий, новый цвет).
(Смешение двух цветов:
Красный и желтый - оранжевый
Белый и синий - голубой
Белый и красный - розовый
Желтый и синий - зеленый
Синий и красный - фиолетовый)
Дети подбирают пару сначала по количеству кругов, ищут подходящую цифру на спинке стула, затем смотрят, получится ли при смешении их цветов новый цвет (цветной круг на спинке стула). Если новый цвет совпадает с цветом каюты и его номером, то занимают свое место.
Может возникнуть ситуация, когда при делении по парам останется 2 ребенка с билетами, на которых изображены круги одинакового цвета. В этом случае воспитатель выясняет:
- Как вы думаете, все могут найти свою каюту: у всех ребят при смешении цветов получится новый цвет? (Нет, потому, что у Миши и Олеси билеты с кругами одного цвета, а для получения нового цвета нужно смешивать разные цвета).
- Что нужно сделать, чтобы все ребята смогли отправиться к в сказку к зайчатам? Т.е. чтобы во всех парах были билеты разного цвета? (Поменяться парами).
Дети распределяются так, чтобы у каждой пары были билеты с кругами разного цвета.
- Здравствуйте, я ваша проводница. Приготовьте, пожалуйста, билеты.
Воспитатель проверяет и собирает билеты. Если дети выбрали неправильный цвет, предлагает самим найти свою каюту или попросить помощи у детей.
- Все правильно, все заняли свои места.
- Внимание, внимание! Корабль полетит только в том случае, если ветер будет дуть в паруса. Дети выполняют дыхательное упражнение «Ветер».
Воспитатель показывает, дети повторяют. При этом слышится звук летящего корабля (фонограмма из мультфильма).
Звуки леса. Вот мы и приехали. Выходим.

Игра «Угощение».
Дидактические задачи:
-Актуализировать умение соотносить число с количеством, сравнивать группы по количеству с помощью пересчета;
-Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать воображение, внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети по 4 человека садятся за столы. Перед каждым ребенком находятся 9 кругов: 4 красных, 3 зеленых, 1 желтый и 1 коричневый..
-У маленьких зайчат была целая корзина яблок. Зайчата проголодались и решили съесть их на обед. Они стали доставать яблоки из корзинки и выкладывать их на тарелочку: сначала (1) желтое яблочко, потом (3) зеленых, затем- (4) красных и (1) яблочко, которое уже начало портиться.
Дети отсчитывают по очереди сначала (1) желтый круг, (3) зеленых круга, затем (4) красных и (1) коричневый и выкладывают их перед собой.
- Сколько всего было яблок на тарелке у зайчат?
Дети пересчитывают. Их оказывается 9.
- Испортившееся яблоко зайчата выкинули (дети откладывают коричневый круг). И только они хотели пообедать, как увидели Ёжика. Он был очень расстроен, так как не смог сегодня ничего найти своим ежатам на обед. Зайчата пожалели его детишек и дали им 4 красных яблока.
Дети выкладывают на тарелочки: 4 красных круга.
Потом зайчата решили угостить еще и бельчат, которые далеко убежали от дома и очень проголодались. Им они дали: 1 желтое и 3 зеленых яблока.
Дети выкладывают на тарелочки: 1 желтый и 3 зеленых круга.
-Что можно сказать о количестве яблок у ёжика и бельчат (Их поровну - по 4)
-Сколько яблок осталось у зайчат на тарелочке? (ни одного).
3.Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
-сформировать представление о числе 0 и создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0.
-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.
Воспитатель говорит детям, что, когда нет ни одного предмета, говорят, что количество предметов равно 0.
Зайчата раздали все свои яблоки и остались без обеда. А кушать им очень хотелось.
И тогда они решили сообщить своему папе Зайчику, который был в гостях у своего друга Медведя, что у них не осталось ни одного яблочка к обеду. И чтобы он по дороге домой нашел им что-нибудь съедобного.
Зайчата стали писать письмо, но как им обозначить, что у них нет ни одного яблока, не знают, и просят вас им помочь.
Воспитатель кладет на стол карточки, на которых написаны разные числа. Карточек с цифрой 0 столько, сколько детей.
- Найдите карточку, на которой написано число 0.
Дети берут разные карточки. Если все берут карточку с числом 0, то зайчата берут другие.
Фиксация затруднения:
-Смогли мы помочь зайчатам (рассказать в письме, что у них нет ни одного яблочка)? (Нет)
-Почему не смогли? (Потому, что дети и зайчата взяли разные карточки и мы не знаем, кто прав)
-Что нам нужно сделать? (Узнать, как обозначить число 0).
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
-познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
-повторить изученные способы действий в ситуации затруднения, проверить, какой из этих способов предпочитают дети.
-тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
-Что делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает, посмотреть в тетради, придумать самим).
Если дети хотят придумать сами, как обозначить число 0, то воспитатель выслушивает все ответы детей. Воспитатель может обратить их внимание на тарелочку с яблоками у зайчат. Сначала на ней было 9 яблок, затем ни одного (пустая тарелочка). После всех ответов детей, решаем, что отсутствие яблок можно обозначить пустой тарелочкой (круг). Затем дети проверяют, правильно ли они придумали, в тетради находят написание числа 0 (очень похожее на пустую тарелочку), после этого выбирают соответствующую карточку.
Воспитатель хвалит их и делает вывод: нуль обозначает «нисколько», «ни одного».
Если ценность самостоятельных действий у детей еще не сформирована,и они выберут способ «узнать у взрослого», то воспитатель по их просьбе сам показывает карточку с записью числа 0 и дает те же пояснения.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Игра «Помоги зайчику»
Дидактические задачи:
- закрепить представление детей о числе и цифре 0;
- повторить порядковый счет.
-тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать внимание, речь.
Дети подходят к ковру. На нем находятся карточки с изображением морковки, капусты, картофеля, яблок, груш. Вверху доски в ряд расположены карточки с числами. Числа идут не по порядку, например, так:3,5,1,9,0,4,2,6,8,7. На столе стоят тарелочки для угощения.
Воспитатель предлагает помочь зайчику собрать угощение для его зайчат. Дети под музыку собирают овощи и фрукты - морковки в одну тарелочку, капусту- в другую и тд.
- Какой цифрой мы обозначим количество морковок? Яблок? И тд.
- На каком месте находится эта цифра.
- Сколько овощей и фруктов осталось на коврике?(ни одного)
- Какой цифрой нужно записать число 0?
- На каком месте слева расположена карточка с цифрой 0?
Работа в тетради.
Дидактические задачи:
- тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представления о числе и цифре 0.
- тренировать мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, мелкую моторику руки.
№1 стр.13.
«Обведи одной линией отдельно квадраты, треугольники и круги. Пересчитай фигуры в каждом мешке и соедини с нужным числом. Сколько фигур не попало в мешок? Обведи нужное число».
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает им рассмотреть картинку и рассказывает, что лесные звери собрали угощение для зайчат, и просят вас убрать угощение в мешки
(треугольники - это морковки, квадраты- капуста, круги- яблоки).
- Обведите одной чертой все морковки (треугольники).
-Сколько всего морковок?
- Соедините морковки с соответствующим числом.
Аналогичные действия дети выполняют с кругами и с квадратами.
-Сколько всего овощей и фруктов осталось на полянке? (ни одного).
-Обведите нужное число.
-Какое число вы обвели? (число 0).
- О чем рассказывает число 0? (об отсутствии предметов).
6. Итог занятия.
Дидактические задачи:
- провести рефлексию деятельности на занятии.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому помогли?
- Почему мы смогли помочь зайчатам? (Потому, что узнали число 0 и научились его обозначать).
После занятия воспитатель, показывая домик с числом 0, задает вопрос: куда нужно поместить этот домик? (слева от числа 1).

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • создать условия: для знакомства с числом ноль и соответствующей ему цифрой;
  • для развития аналитической деятельности, наблюдательности, запоминания образа цифр, геометрического воображения.

Оборудование:

  • “Математика”. 1 класс,1 часть (авторы И.Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина);
  • карта “Страна Математика”, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, мы сегодня с вами продолжаем путешествие по Стране Математика. Вы согласны?

Дети: Да.

Учитель: Назовите места, где мы с вами побывали.

Дети называют места, сопровождая показом на карте.

Учитель: Предлагаю остановиться у моря Чисел, как вы к этому относитесь?

Дети: Положительно.

Мы согласны.

2. Работа с числами

Учитель: Что можете сказать?

Дети: Мы видим числа, которые изучили. (Выслушиваются все возможные ответы. )

Учитель: Какую работу можете предложить?

Дети: Можно сравнить эти числа. Записать равенства и неравенства. Можно записать числа в порядке увеличения, уменьшения. Записать натуральный ряд чисел.

(Работа в парах. Запись натурального ряда чисел в тетради ).

Проверка.

(На доске по очереди появляются три разных ряда чисел. )

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд неправильный, т.к. повторяется число 2 два раза, а в натуральном ряду каждое следующее число больше на один.

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 3, 4, 5, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд неправильный, т.к. повторяется число 5 два раза, а в натуральном ряду каждое следующее число больше на один.

Учитель: Что можете сказать?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

Дети: Этот ряд правильный, т.к. каждое следующее число больше на один.

(Стирается с доски сначала первый ряд, т.к. выяснили, что он неверный, затем стирается второй ряд, на доске остается только третий ряд. )

Учитель: Вспомните, почему первый ряд был неверным.

Дети: 2 повторялось два раза.

Учитель: Если записать рядом 2 и 2, то, как правильно прочесть это число?

Дети: 22.

Учитель: Что обозначает это число.

Дети: Мы учимся в школе № 22.

Учитель:

Учитель: Вспомните, почему второй ряд был неверным.

Дети: повторялось два раза.

Учитель: Если записать рядом 5 и 5, то, как правильно прочесть это число?

Дети: 55.

Учитель: Что обозначает это число.

Дети: У нас сегодня в школе праздник и ей исполняется 55 лет.

Учитель: Предлагаю записать в тетрадь это число пять раз.

(Дети прописывают в тетради и подчеркивают самые красивые цифры. )

3. Физминутка

Изучение нового материала

– Что можете сказать об изображении на доске.

(На доске изображены 3 круга в них фигуры, четвертый появляется после обсуждения трех. )

Учитель: Какие задания можете предложить?

Учитель: Сколько фигур в первом круге?

Дети: Я считаю три. ()

Учитель: Сколько фигур во втором круге?

Дети: Я считаю пять.

Учитель: Сколько фигур в третьем круге?

Дети: Я считаю семь.

Учитель: Что объединяет эти три круга?

Дети: Я считаю геометрические фигуры.

Учитель: Какие геометрические фигуры?

Дети: Я считаю круг, квадрат, треугольник.

Учитель: Сколько фигур в четвертом круге?

Дети: Я считаю ни одной.

Учитель: А иначе можно сказать?

Дети: Я считаю в четвертом круге ноль фигур.

Учитель: Как вы думаете, какая задача будет стоять сегодня на уроке.

Дети: Я считаю познакомиться с числом, которое ничего не обозначает, научиться писать цифру 0. (Выслушиваются ответы нескольких учащихся. )

Работа с учебником с. 96 з.196 Работа в паре.

Учитель: Выяснить какое животное здесь лишнее и почему?

Дети: Лишняя белка, т.к. у нее нет крыльев. (Выслушиваются ответы нескольких учащихся. )

Учитель: А можно ли сказать, что у белки “0” крыльев? Почему?

На доске.

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
С Маршак

(Чтение стихотворения хором, показ печатной и письменной цифры ноль )

Учитель: Что можете сказать о печатной и письменной цифре 0. (Выслушиваются ответы детей. )

Учитель: Я предлагаю попробовать самостоятельно записать цифру в тетради. А когда мы записываем цифры, где мы должны остановиться.

Дети: У залива Цифр. (Запись цифры в воздушной тетради, затем в тетради, подчеркивание самой красивой цифры.)

(У каждого ребенка лист с рисунком. )

Учитель: Что видите?

Дети: Рисунок. Рисунок, на котором спрятались цифры.

Учитель: Что можете предложить?

Дети: Найти цифры и записать их.

Учитель: Хочу внести корректировку, каждую цифру записать только один раз.

Дети выполняют задание самостоятельно.

2 3 5 8 4 1 9 6 7 0

Проверка с записью на доске

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Учитель: Я предлагаю 0 сравнить с другими числами. Как это сделать?

Дети: Можно записать неравенства. (Проговаривают устно какие неравенства можно записать, выражения появляются на доске. )

0…1
0…2
0…3
0…4
0…5
0…6
0…7
0…8
0…9

Учитель: Предложите работу.

Дети: Необходимо поставить знак сравнения. (Выполнение работы в тетради. )

Учитель: Какой можете сделать вывод?

Дети: Число ноль меньше всех чисел, которые мы изучили.

Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята завтра мы продолжим знакомство с математикой. А что нового вы сегодня открыли для себя?

Дети: Мы познакомились с числом ноль, цифрой 0.

– Узнали что ноль самое маленькое число в числовом ряду.

– Мне понравилось работать в паре.

Учитель: Молодцы, спасибо вам. Вы сегодня были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

– У вас на столе лежит лист, выберите тот колобок, который отражает ваше настроение после урока, поставьте любой знак в облаке.

Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.

Цель : ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке, научить писать цифру 0;

Задачи:

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Познавательные : общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

Ход урока

1.Организационный момент.

Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!

Подготовим наши ушки - слушаем внимательно,

Подготовим свои глазки - будем наблюдательны.

Девиз нашего урока: «Знаешь- говори, не знаешь –слушай.» Как вы понимаете его смысл?

2. Актуализация знаний.

С чего начнем наш урок?

Зачем нужно повторять, то, что мы уже знаем?

Устный счет.

Давайте вспомним, что мы уже с вами знаем и умеем?

1.- Какое задание можно выполнить с выражениями?

3+1= 4

7-2= 5

6-3= 3

9+1= 10

2+1= 3

Что можно сделать с ответами в примерах (сравнить, соседей назвать, следующее, предыдущее)

2. Задание -1 ученик выполняет у доски, составляет цифры в порядке возрастания. (проверка)

3.Игра « Называй – не зевай!»

1. У. Какое число называют при счёте после числа 8?

У. Перед числом 7?

У. Между числами 4 и 6?

У. Какое число больше на 1, чем 7?

У. Увеличьте 6 на 1.

У. Увеличьте 8 на 1.

У. Уменьшите 6 на 2.

У. Уменьши 5 на 1.

4. Работа в парах. (Соблюдаем правила работы в паре)

Постановка проблемы

У. Морковки разложили на тарелки, Вам нужно соединить цифры с количеством морковок.

Проверка У каждого ученика на парте лежит шаблон, с которым они работают. Затем задание проверяется.

У. А здесь можем выполнить?

Д. Нет

У. Почему?

Д. Так эта тарелка пустая, и подходящей цифры нет.

- Как вы думаете, какая должна быть цифра? Кто ее подписал?

Какая тема урока?

3.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о числе и цифре 0.

Цель: научиться писать эту цифру.

И узнать место ее в числовом ряду.

4. Работа над новой темой

Как можно получить любое натуральное число?

В результате определения количества, порядка.

В результате измерения величин.

В результате арифметических действий.

    Исследование.

Исследуйте, можно ли получить так же число 0.

Перед вами лист исследования.

Нарисуйте 0 крокодилов. 0 медведей, 0 слонов, 0 кругов...

Начертите отрезок длиной 0 см.

Налейте 0 литров воды.

Сколько дедушек учится в твоём классе?

Сколько говорящих собак ты знаешь?

Сколько знакомых тебе кошек умеют вышивать?

Придумайте похожие вопросы. О чём они будут?

К какому выводу пришли?

0 – целое неотрицательное число. не натуральное. Его можно получить только в результате действий. Однозначное, стоит перед 1, ненатуральное)

Где стоит в числовом ряду?

Вот он, посмотрите на него. Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорят: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль.

Д. 20, 30, 100 и т.д.

У. В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Вот он, посмотрите на него (слайд № 11) .

В народе говорят : - Кто знает, что значат эти выражения?

С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.

Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.

А сейчас мы проверим, какое внимание у вас.

2.Первичное закрепление.

1.Работа с учебником с.70

У. Сколько листочков было на веточке?

Д. 3.

У. Что случилось?

Д. Упал один листок.

У. Сколько осталось листочков?

Д. 2.

У. Как его записали?

Д. 3 – 1 = 2.

У. Увеличилось или уменьшилось число листочков?

Д. Уменьшилось.

У. Как это записать?

Д. 2 < 3.

У. Сколько листочков осталось, когда упал последний лист?

Д. Нисколько.

У. Как это записали?

Д. 1 – 1 = 0.

У. Что меньше: 0 или 1?

Д. 0 < 1.

У. Где займёт место число 0 в ряду чисел?

Д. Перед 1.

У. Почему?

Д. Так как 0 меньше 1.

У. Сколько всего было ягод на ветке?

Д. 5.

У. Сколько стало?

Д. 0.

У. Как это записали?

Д. 5 – 5 = 0.

Аналогичная работа проводится с наглядностью (3 – 3 = 0, 6 – 6 = 0).

У. Что заметили? Как можно получить 0?

Д. Если из числа вычесть это же число, то получится 0.

Приведите свои примеры а-а=0

2.Повторение. с.71.

3.Работа в тетради. На что похожа цифра 0?

Давайте научимся писать цифру ноль. Печатная прямо. Письменная цифра цифра с наклоном. Рассмотрите образец. (слайд 13)

Откройте тетради на странице 26 .

Пропишите цифру в тетради. Поставьте точки под самыми красивыми цифрами.

Давайте найдём место нуля в ряду чисел. 0 меньше любого натурального числа. Пропишите в тетради.

Возьмите карандаш. Соедините линиями соответствующий рисунок.

Интересные факты о числе 0

Индийцы называли нуль - суньей, что означало “пустой”, и в начале обозначали точкой. В разных странах эту цифру ещё называли оном, потому что она была похожа на букву о, постепенно кружок стал обозначать ничего, так и родилась цифра 0 полторы тысячи лет назад в Индии. Ноль был присоединён к цифрам. А сколько всего цифр? (10).

VIII. Итог урока.

Что мы теперь знаем о числе 0?

Значит ноль ничего не значит?

Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?

Что обозначает число 0?

Рефлексия:

Какая у нас была учебная задача? (познакомиться с числом и цифрой 0)

Мы её решили?

Вы довольны своей работой?

А мне понравилось, как вы работали. Вы были активны, старались. Спасибо вам за урок. Похлопали себе.

Подумайте и скажите, в жизни, где вам приходилось встречаться с 0?

Расскажите по схеме:

Я знаю

запомнил

Примерно : смог

Знаю, как пишется цифра 0 и знаю, что означает число нуль

Я запомнил где стоит число 0 в ряду чисел, как оно получается.

Я смог правильно написать цифру 0 и составил верно равенства и неравенства.

Задания на карточках:

    Сравни:

0 … 1 6 … 0 0 … 4

0 … 5 2 … 0 3 … 0

Сделай вывод:

0 (больше, меньше, равен) любого натурального числа.

    Обозначь место 0 на числовом луче.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Романовская Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №19
Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Математика 1 класс Начальная школа 21 век. Число 0
Дата публикации: 31.10.2016
Раздел: начальное образование

Математика 1 класс «Начальная школа 21 век»
Тема:
Знакомство с числом и цифрой 0.

Ц е л ь:
Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.
Задачи:
Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. Познавательные: общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия. Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования. Этапы урока Ход урока 1.Орг. момент. - Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Проверка готовности детей к уроку. 2.Устный счет. - Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. - Какие правила нам необходимо соблюдать, чтобы наш урок прошёл успешно? - Каждый урок математики мы начинаем с вами с устного счета. А зачем? Что вам это дает? - Итак, выполняем зарядку для ума. И в этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на предыдущих уроках математики. Приготовьте веер цифр и покажите только ответ. (картинки с изображением предметов) - Что показывала вам я? (число предметов) – А вы мне давали ответ? (цифра, которая обозначает число данных предметов) - Игра «Заселим домик» (работа в парах) -Проверка.
СЛАЙД

3. Введение в тему урока. Целеполагани е урока.
СЛАЙД
- Сколько на рисунке красных фигур? Покажите количество предметов на рисунке с помощью веера цифр. - Сколько на рисунке зеленых фигур? -Сколько на рисунке треугольников? - Сколько на рисунке синих фигур –Как же нам обозначить количество синих фигур? - Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (Знакомство с числом и цифрой 0.) - Откройте учебник с.50 , прочитайте тему урока - А чтобы вы хотели узнать о цифре ноль? – Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль». - Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята? Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек?
-
В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. - Где мы должны поставить 0 в числовом ряду?
СЛАЙД
- А где в жизни мы встречаемся с этой цифрой?
СЛАЙД
- На что похожа цифра 0?
СЛАЙД
4. Изучение нового материала. 1. Работа по учебнику с. 50 Найдите тему в учебнике и прочитайте.
1. Задание 1 (с. 50).
– Сколько пирожков лежит на тарелке? (9.) – Все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (Ни одного пирожка.) З а п и с ь: 9 без 9 – это  . 9 – 9 =  .)
2. Задание 2 (с. 50).
– Рассмотрите рисунки. Сколько было уток? (3.) – Сколько стало уток? (Ноль.) Сколько уток улетело? (3 утки.) З а п и с ь: 3 – 3 = 0. – Сколько птиц было в клетке сначала? (Ноль.) – Сколько птиц стало? (2.) Сколько птиц посадили? (2.) З а п и с ь: 0 + 2 = 2.

3. Задание 3 (с. 51).
– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и покажите число 0. – Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0. – Сколько шагов от числа 0 до числа 4? (Четыре шага.) – Сколько шагов от числа 0 до числа 5? (Пять шагов.) – Сколько шагов от числа 0 до числа 8? (Восемь шагов.) - Какое место занимает ноль в ряду чисел? (Стоит перед 1.) - Почему? (Потому что ноль - самое маленькое число.) 5.Физминутка -Настало время отдохнуть. Первоклашки дружно встали, И зверятами все стали. Потоптались как слонята, Повертелись как лисята, Поскакали как зайчата. Как жирафы потянулись, И друг другу улыбнулись. Вперевалочку, как мишки Дружно сели все за книжки. 6. Закрепление изученного материала.
4. Задание 5 (с. 51).
– Сколько вертолетов на рисунке? (3.) Кораблей? (4.) Машин? (6.) – Придумайте вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько меньше». Варианты вопросов: а) На сколько вертолетов меньше, чем кораблей? б) На сколько вертолетов меньше, чем машин? в) На сколько кораблей больше, чем вертолетов? г) На сколько кораблей меньше, чем машин? д) На сколько машин больше, чем вертолетов? е) На сколько машин больше, чем кораблей?
6. Задание 6 (с. 51).
– Рассмотрите первый рисунок. Что делает волк? – Сколько было цветов? (5.) Сколько цветов сорвал волк? (3.) – Подберите схему к этому рисунку. З а п и с ь:  без  – это  5 без 3 – это 2 5 – 3 = 2 – Рассмотрите второй рисунок. Что делает заяц? – Сколько росло морковок? (8.) – Сколько морковок сорвал заяц? (2.) – Подберите схему к этому рисунку.
З а п и с ь:  без  – это  8 без 2 – это 6 8 – 2 = 6
III. Работа в печатной тетради
· Письмо цифры 0: ориентация на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Учитель демонстрирует таблицу написания цифр. – Рассмотрите, как пишут цифру 0, обозначающую число н о л ь, и поучитесь ее правильно писать. Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала. – Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля. Далее учащиеся работают по образцу. · Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3. · Составление разных вопросов со словом «сколько?» по заданному рисунку. · Поиск треугольников в фигуре. · Установление закономерности в записи цифр и письмо цифр в соответствии с установленной закономерностью. · Тренировка в написании изученных цифр. 7 . Итог урока. Рефлексия. – Что нового узнали на уроке? – Какую цифру научились писать? - Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0? – Что обозначает число 0? - Какую цель мы сегодня перед собой ставили? - Мы её достигли? Почему? - Над чем ещё нужно поработать?
Оцените свою работу на уроке ФИШКИ



Поделиться: