Произошло наваринское морское сражение. Русско-турецкая война (1828–1829)

Ночью и утром 8 октября было маловетренно, из-за чего эскадры союзников оставались у входа в бухту. Только после 11 часов утра подул ветер с юга и адмиралы начали строить свои эскадры в походный ордер.

Турецко-египетский флот стоял в удобной для защиты Наваринской бухте на якоре в три линии, в излюбленной для него форме полумесяца. Линейные корабли и фрегаты составляли первую линию, корветы и вспомогательные суда - вторую и третью. На обоих флангах турецко-египетского флот:, стояли наготове брандеры. Турецкими кораблями командовал адмирал Тахир-паша, египетскими - адмирал Мухарем-бей.

Вблизи восточного берега стояли транспорты и купеческие суда. Узкий вход в бухту защищали крепость Наварин (40 орудий), батареи на острове Сфактирия (125 орудий) и брандеры.

По приказу командующего соединенными эскадрами вице-адмирала Э. Кодрингтона эскадры должны были входить в Наваринскую бухту двумя кильватерными колоннами: в правой колонне английские и французские корабли, в левой - русские. Английским и французским кораблям назначалась позиция против левого фланга турецко-египетского флота, русским - против центра. Английские и русские фрегаты должны были стать на правом фланге. Каждое из судов эскадры, входя в Наваринскую бухту, становилось прямо против борта того неприятельского судна, с которым ему предстояло сражаться. Огонь открывался по сигналу флагмана. Корвет «Гремящий» должен был крейсировать у входа в бухту, в сражении он не участвовал.

В 12.30 с английского флагманского корабля «Азия» был дан сигнал о движении в Наваринскую бухту. При построении боевого порядка французские корабли своевременно не заняли места в правой колонне. При подходе к Наваринской бухте Э. Кодрингтон, вопреки отданному приказу о входе в нее двумя колоннами, приказал русской эскадре лечь в дрейф и пропустить вперед французов. Возможно, английский адмирал в последний момент решил, что вход двумя колоннами через узкий вход рискован: в случае посадки на мель любого из следующих в колоннах кораблей это неминуемо привело бы к общей свалке флота в проливе и непредсказуемым последствиям.

Турки спокойно взирали на движение английских кораблей. При входе союзного флота в бухту на борт «Азии» прибыл офицер от Мухарем-бея, который сообщил, что Ибрагим-паша уехал из Наварина, не оставив распоряжений относительно дозволения входа союзных эскадр в порт, и предложил им уйти в море.

«Я пришел сюда не получать, но отдавать приказания, - ответил Кодрингтон. - После вероломного нарушения слова, данного Ибрагим-пашой, мы истребим весь ваш флот, если хоть один выстрел будет сделан по союзникам».

К 14 часам английская и французская эскадры вошли в бухту и стали на якорь. Несмотря на то что турецкие корабли не открывали огня, не все французские и английские корабли заняли места по диспозиции. Французский флагман фрегат «Сирена» стал слишком близко к кораблю противника, что едва не привело его к гибели. Линейный корабль «Сципион» столкнулся с турецким брандером, сцепившись с ним рангоутом, и загорелся. Спасением его занимались фрегат «Дартмут» и два брига. Линейные корабли «Тридент» и «Бреслав» также не заняли своих мест. «Бреслав» стал в центре бухты. Только в конце сражения он стал рядом с «Азовом».


74-пушечный линейный корабль «Азов»


Пропустив французские корабли, русская эскадра направилась в Наваринскую бухту. В 14 часов «Азов» подошел к ее входу. Когда русская эскадра входила в бухту, командир английского фрегата «Дартмут» направил на шлюпке своего офицера к командиру турецких брандеров с требованием отвести их в глубь бухты. Но команда брандера, не зная намерения англичан, открыла по шлюпке ружейный огонь, убив офицера и часть гребцов. С фрегатов «Дартмут» и «Сирена» ответили ружейным огнем.

Вскоре египетский корвет начал обстреливать французский флагманский фрегат «Сирена». Остальные корабли союзников огня не открывали: англо-французское командование все еще надеялось, что турки прекратят огонь.

Э. Кодрингтон направил к кораблю Мухарем-бея парламентера с предложением прекратить стрельбу, но парламентер также был убит. Только после этого союзники открыли огонь. В это время русская эскадра только проходила мимо батарей на острове Сфагия и крепости Наварин. Едва головной корабль «Азов» успел миновать крепость, как началось сражение. Нашей эскадре пришлось входить в бухту под перекрестным огнем турецких батарей и судов. Место, где по диспозиции должны были стать русские корабли, заволокло пороховым дымом. В непроницаемом мраке Л.П. Гейден должен был вести эскадру в самую глубину гавани. «Азов», не доходя до середины гавани, скрылся в дыму, и все окружающие его предметы скрылись во мраке.

Российские корабли, осыпаемые ядрами и картечью, один за другим в строгом порядке шли вперед. Чтобы выполнить маневр постановки на якорь, командиры судов, офицеры и команда проявили выдержку, хладнокровие и смелость.


Адмирал М.П. Лазарев, в 1827 г. - капитан 1-го ранга, командир линейного корабля «Азов»


В 14.45 «Азов» открыл огонь левым бортом по неприятельским фрегатам, мимо которых проходила русская эскадра. В 15 часов «Азов» встал на якорь и развернулся на шпринге против 76-пушечного корабля на расстоянии кабельтова и открыл сильный огонь. К 15.30 на неприятельском корабле были сбиты все мачты и перебиты якорные канаты. Первоначально он намеревался свалиться с «Азовом» на абордаж, но, встретив сокрушительный огонь русских пушек, ушел к берегу, где на следующий день был взорван. В это время открылся стоявший во второй линии турецкий адмиральский двухдечный фрегат под флагом Тахир-паши и некоторые корветы. Около 16 часов фрегат, стоявший впереди сражавшегося с «Азовом» корабля, загорелся и его понесло назад, отчего открылся во второй и третьей линиях фрегат и несколько корветов. Загоревшийся же фрегат вскоре взорвался за кормой «Азова».

На «Азове» была повреждена фок-мачта и два орудия, возник пожар, который удалось быстро потушить.

Заметив тяжелое положение «Азова», Ла-Бретоньер, командир французского корабля «Бреслав», немедленно обрубил якорный канат и занял место между «Азовом» и английским кораблем «Альбион», облегчив этим положение русского флагмана. Со своей стороны «Азов», несмотря на то что сам был окружен неприятельскими судами, помог английскому флагманскому кораблю «Азия», сражавшемуся с 84-пушечным кораблем под флагом Мухарем-бея В 16.30 у неприятельского корабля были перебиты шпринги, он повернулся кормой против левого борта «Азова». По приказанию М.П. Лазарева немедленно 14 пушек с левого борта русского корабля открыли огонь, и через полчаса корма египетского флагмана была совершенно разбита. Стрельба с «Азова» картечью парализовала все усилия противника потушить возникший пожар, и египетский корабль, отойдя в сторону, вскоре взлетел на воздух. В это же время находившийся против «Азова» во второй линии корвет взорвался. В 17.15 у сражавшегося с «Азовом» адмиральского фрегата Тахир-паши была сбита бизань-мачта и перебиты канаты и его понесло к берегу. В 17.30 находившийся во второй линии против «Азова» корвет пошел ко дну, а прочие суда, стоявшие против русской эскадры, стали обрубать канаты и в бедственном состоянии спасаться у берега.

Следом за «Азовом» шел «Гангут». Проходя мимо крепости и батарей острова Сфактория, он был встречен огнем с обоих бортов, нанесшим большие повреждения рангоуту и парусам. Русский корабль тотчас ответил залпами с обоих бортов и заставил замолчать батареи на какое-то время. Вахтенный лейтенант на «Гангуте» не видел в дыму шедшего впереди «Азова» и в недоумении спросил: «Куда править?». «На румб по компасу», - отвечал командир корабля А.П. Авинов. В 15.15 «Гангут», подойдя к «Азову» на расстояние полукабельтова, стал на якорь со шпрингом. Корабль открыл огонь правым бортом по фрегатам противника. В 16.30 один фрегат затонул, не спуская флага. Около 17 часов другой фрегат взорвался, засыпав «Гангут» горящими обломками. На корабле возникли два пожара, которые были быстро потушены. После этого «Гангут» продолжал стрелять по корветам, стоявшим во второй линии.

«Иезекиль», входя в бухту, подавлял своей артиллерией береговые батареи турок. В 15.30 он стал на якорь и открыл огонь по большому 54-пушечному фрегату и нескольким корветам. «Иезекиль», совместно с «Гангутом» потопил турецкий брандер. В начале боя был ранен картечью командир корабля И.И. Свинкин и в течение четырех часов он командовал кораблем, стоя на коленях и держась за канат.



Наваринское сражение. Литография Грацианского. На переднем плане 84-пушечный линейный корабль «Гангут»


«Александр Невский», входя в бухту, также стрелял с обоих бортов. Корабль встал на якорь в 15.45 между «Иезекилем» и французским фрегатом «Армида» и вступил правым бортом в бой с двумя 58-пушечными фрегатами, один из которых сражался с «Армидой». Вскоре последний сдался французам, а первый - «Кейван-Бахри» - уже через 40 минут потерял грот и бизань-мачты и большую часть пушек, станки которых были разбиты. В 16.45 он сдался русскому кораблю. Флаг «Кейван-Бахри» в настоящее время находится в ЦВММ. Затем «Александр Невский» продольными залпами начал громить третий фрегат, отбивавшийся от «Иезекиля», вскоре этот фрегат взорвался. Около 18 часов с «Александра Невского» увидели идущий от берега к русским кораблям брандер-бриг. Артиллерийским огнем «Александра Невского» и «Иезекиля» он был потоплен.

Следовавшие за своими кораблями русские фрегаты атаковали западное крыло турецкого строя, где с самого начала сражения союзные суда вели неравный бой. Английский корвет «Тальбот» в первые 20 минут боя отбивался чуть ли не ото всех находившихся здесь турецких судов. Сначала ему на помощь пришел французский фрегат «Армида», а затем и русские суда. Шедший за «Александром Невским» фрегат «Елена» поспешно стал на шпринг и атаковал 50-пушечный турецкий фрегат. Следовавший за «Еленой» «Проворный» тут же присоединился к собрату. Когда этот турецкий фрегат прекратил сопротивление, умолк и обратился в бегство, «Елена» продолжала пальбу по судам 2-й линии, а «Проворный» перенес огонь на 54-пушечный фрегат, дравшийся с «Армидой», повредил его и вывел из строя.

В 15.30 подошли «Кастор» и «Константин» и вступили в бой. Через 45 мин сражавшийся с «Кастором» фрегат спустил флаг. Русский корабль тут же повернул и атаковал другой, но в это время первый неприятель, исправив повреждения, вновь вступил в бой. И.С. Сытин повернул свой фрегат в первоначальное положение и вновь начал его расстреливать, турки обрубили канаты и ушли к берегу.


74-пушечный линейный корабль «Александр Невский»


«Константин», несмотря на огонь с нескольких направлений, тьму и тесноту на фланге, стал впереди «Тальбота» и начал расстреливать три неприятельских корвета. «Константин» в ходе сражения интенсивно обстреливал турецкие суда, но сам, несмотря на сильный ответный огонь, почти не пострадал.

Появление русских фрегатов, особенно «Кастора» и «Константина», очень помогло фрегатам и бригам союзников, особенно расстреливаемому с трех корветов, фрегата и батарей острова бригу «Москито». Потерявший все свои якоря бриг в самом беспомощном положении понесло на турецкую линию, но, к счастью, моряки «Константина» успели взять его на бакштов и целую ночь удерживали.

Правый фланг и центр противника, против которых стояли русские корабли, прекратили сопротивление раньше, чем левый фланг.

Во все время сражения, продолжавшегося около четырех часов, контр-адмирал граф Л.П. Гейден расхаживал по юту «Азова», отдавая приказания и распоряжения так же спокойно и хладнокровно, как на маневрах. С присутствием духа сохранил он обычную веселость своего характера. Так, например, он спросил у молодых офицеров: «А как вы думаете, скоро ли кончится этот праздник?..» и потом прибавил: «А я знаю, что он скоро кончится, и непременно со славою для нас». Когда же один из офицеров, бывший возле адмирала, обратил его внимание на то, что матросы наши бросали концы утопавшим туркам, Логин Петрович, тронутый человеколюбием, воскликнул: «Да! Это славно! Молодцы наши матросы: они столько же добры, сколько и храбры!»




На «Азове» в Наваринском сражении участвовали будущие герои Севастополя лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов, гардемарин В.И. Истомин.

Ровно в 6 часов вечера на русской эскадре сыграли отбой. Отслужив молебны за дарование победы, все приготовились к отражению ночной атаки, которая могла быть произведена каким-либо из уцелевших брандеров.

Наваринская бухта напоминала в это время Чесменскую после знаменитого сражения: непрестанно взрывались горевшие суда - даже уцелевшие зажигались самим неприятелем, - бухта была усеяна разными обломками и трупами убитых.

Надо отдать должное мужеству противника. Многие турки и египтяне доблестно погибали на своих кораблях, предпочитая смерть плену: не желая покинуть горевшие корабли, они тут же закалывали себя кинжалами; те, кто умел плавать, бросались в воду с ядром в руках и мгновенно шли ко дну.

На одном фрегате, который стал уже погружаться в воду, турки с истинно восточным фанатизмом спокойно сидели на палубе, а в последнюю минуту, взмахнув своим флагом, с криками «Аллах!..» пошли вместе с фрегатом ко дну.




Ночью 9 октября турки пытались атаковать корабли союзников брандерами. В 1.15 с «Азова» был обнаружен египетский фрегат, выполнявший роль брандера, шедший на корабль. «Азов» встретил его ружейным огнем и, обрубив свой якорный канат, уклонился от атаки. Затем турецкий брандер навалился на борт корабля «Гангут», запутавшись бушпритом в его грот-вантах. С «Гангута» по фрегату было сделано несколько пушечных и ружейных выстрелов, а затем он был взят на абордаж. Египетские моряки стали бросаться в воду, а некоторые пытались зажечь свое судно. Русские матросы перебили их, человек, который готовился зажечь брандер, был убит с фитилем в руках. Бушприт фрегата обрубили. Затем брандер с помощью шлюпок русских кораблей и «Бреслава» был отбуксирован к берегу, где ему прорубили борта и потопили.

На следующий день турки, опасаясь, что союзники возьмут в плен поврежденные накануне суда, стали их поджигать. Турецко-египетский флот был уничтожен, уцелели только 1 корабль и 15 мелких судов, остальные 50 были истреблены. Потери в людях у неприятеля определялись в 6–7 тыс. человек (из 20 тыс. экипажа).

Союзники потерь в кораблях не имели, но они были сильно повреждены. В нашей эскадре особенно досталось «Азову», «Гангуту» и «Иезекилю». Турки стреляли по мачтам, русские по корпусам. Поэтому турецко-египетские суда были разрушены и имели много убитых, на союзных кораблях убитых было меньше, но мачты, реи и снасти были сильно повреждены.

«Азов» получил 153 пробоины в обоих бортах и корме, в том числе 7 по ватерлинии и ниже, на нем были пробиты все мачты, стеньги и реи, прострелены паруса и такелаж, разбиты все шлюпки. «Гангут» получил 51 пробоину.

Из всей эскадры только на фрегате «Кастор» не было убитых и раненых.

ВЕДОМОСТЬ УБИТЫХ И РАНЕНЫХ НА РУССКОЙ ЭСКАДРЕ

Названия судов убитых офицеров нижних чинов раненых офицеров нижних чинов
На кораблях
«Азов» - 24 6 61
«Гангут» - 14 8 29
«Иезекиль» 1 12 2 16
«Александр Невский» - 5 - 7
На фрегатах
«Константин» - - - 1
«Проворный» 1 2 - 4
«Елена» - - 2 3
«Кастор» - - - -
Итого 2 57 18 121

Пострадали и союзные корабли, особенно флагманы, на «Азии» было 76 убитых и раненых, на «Сирене» - 66, на обоих кораблях были перебиты бизань-мачты.

Как признавались сами англичане, при Абукире и Трафальгаре ничего подобного не было.

Во время Наваринского сражения впервые в истории русского флота наши корабли сражались вместе с английскими и французскими. До этого они участвовали в совместных плаваниях, маневрах, крейсерствах. Но здесь они впервые, как говорится, плечом к плечу сражались с общим врагом. Во время сражения русские корабли не только поддерживали друг друга, но и неоднократно оказывали помощь английским и французским кораблям.

13 октября русская эскадра вышла из Наваринской бухты и 27 - го прибыла в Ла-Валетту (о-в Мальта) для ремонта.

За победу в Наваринском сражении командующий русской эскадрой граф Л.П. Гейден был произведен в вице-адмиралы, командир «Азова» М.П. Лазарев - в контр-адмиралы, командир «Иезекиля» И.И. Свинкин - в капитаны 1-го ранга.

За боевые подвиги линейному кораблю «Азов» указом императора Николая I от 17 декабря 1827 г. впервые в русском флоте был пожалован кормовой Георгиевский флаг.

В результате Наваринского сражения была ослаблена военная мощь Турции. Престиж России среди балканских народов значительно возрос. Английское правительство, в планы которого не входило ни ослабление Турции, ни усиление России, восприняло результат Наваринского сражения как провал своей политики на Ближнем Востоке. Пришедшее к власти в Англии новое правительство стало уклоняться от выполнения соглашений по греческому вопросу. Воспользовавшись этим, Турция запретила русскую торговлю на территории империи и проход русских судов через проливы. Это послужило поводом к русско-турецкой войне 1828–1829 гг.

Эскадра Л.П. Гейдена, оставшаяся в Средиземном море во время этой войны, осуществляла блокаду Дарданелл.

Согласно которой Греции предоставлялась полная автономия. Османская империя отказалась признавать конвенцию.

В том же 1827 году, объединённая эскадра России (контр-адмирал граф Логин Петрович Гейден), Франции (контр-адмирал Генри де Реньи) и Великобритании общей численностью 27 кораблей с 1276 пушками, под командованием старшего в чине английского вице-адмирала сэр Эдварда Кодрингтона подошла к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот под командованием Мухаррем-бея . Главнокомандующим турецко-египетскими войсками и флотом был Ибрагим-паша . Турки имели 120 кораблей с около 2200 орудиями, кроме того, их защищали 165 орудий береговых батарей.

Союзники уступали в артиллерии, но превосходили в боевой выучке личного состава. Кодрингтон рассчитывал путём демонстрации силы (без применения оружия) заставить противника принять требования союзников. С этой целью он направил эскадру в Наваринскую бухту.

Когда английский фрегат «Дартмут» приблизился к противнику, капитан корабля Т. Феллоуз отправил к турецкому брандеру своего помощника Фицроу, который должен был передать требование чтобы турецкие и египетские корабли отошли на большее расстояние от союзнических сил. Но турки попытались не дать англичанам приблизиться и открыли огонь из орудий. Парламентер был убит, и «Дартмут» открыл ответный огонь, и завязался бой.

Сражение при Наварине.Хромолитография А.Мейера, Л.Себатье, А.Байо по оригин. А.Мейера. После 1827г

Французский флагманский корабль «Сирен» был обстрелян египетским фрегатом «Исмина», после чего вице-адмирал де Реньи приказал открыть огонь из всех орудий по вражеским судам. Через несколько секунд его приказ был выполнен. Английский адмирал Кодрингтон послал греческого лоцмана Петроса Микелиса и еще несколько человек на корабль египетского командира Мухара-бея, чтобы объяснить ему, что цель союзников состоит не в потоплении турецко-египетского флота, а в том, чтобы заставить его покинуть Наварино и отплыть на свои базы в Дарданеллах и Александрии. Однако египтяне убили отправленного Кодрингтоном греческого парламентера, и спустя несколько секунд египетское судно было потоплено французским флагманским кораблем «Азия». После этого стало ясно, что масштабного сражения не избежать. Через некоторое время к месту боевых действий приблизился и русский флот во главе с флагманским судном «Азов».


Наваринское сражение.Литография Ч.Халмендела. 1827г. Слева флагман “Азов” атакует турецкий корабль.

Сражение продолжалось около четырех часов и закончилось уничтожением турецко-египетского флота. Русская эскадра под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена действовала решительно и искусно. Она приняла на себя главный удар противника и разгромила центр и правый фланг неприятельского флота.


Наваринский бой. И.К.Айвазовский. 1887 г.

Отличился 74-пушечный линейный корабль "Азов" под командованием капитана 1-го ранга Михаила Петровича Лазарева . "Азов" потопил 2 фрегата и корвет, сжег 60-пушечный фрегат под флагом Тахир-паши, заставил выброситься на мель 80-пушечный корабль, а затем вместе с англичанами уничтожил турецкий флагман. За эти подвиги "Азов" был награжден кормовым георгиевским флагом - первый случай в истории русского флота.


"Азов" получил 153 попадания, из них 7 ниже ватерлинии. Корабль был полность отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. На «Азове» во время битвы проявили себя, будущие российские флотоводцы, герои Синопа и Севастопольской обороны 1854—1855 годов : лейтенант Павел Степанович Нахимов , мичман Владимир Алексеевич Корнилов , гардемарин Владимир Иванович Истомин .


Наваринское сражение. М.С.Ткаченко. 1907 г

Наваринское сражение закончилось почти полным истреблением турецкого флота. Союзники не потеряли ни одного корабля; людские потери убитыми и ранеными соответственно: англичане 75 и 197, русские 57 и 121, французы 43 и 133.


При прохождении кораблями военно-морского флота России траверза г. Пилос (современное название города Наварин) отдаются воинские почести.


Сражение при Наварино. Ambroise Louis Garneray. 1827 г.

190 лет назад, 20 октября 1827 года, произошло Наваринское сражение. Союзный флот России, Англии и Франции уничтожил турецко-египетский флот. Главную роль в морском сражении сыграла русская эскадра под началом контр-адмирал Л. М. Гейдена и начальника штаба капитана 1 ранга М. П. Лазарева.

Предыстория


Одним из главных вопросов тогдашней мировой и европейской политики был восточный вопрос, вопрос о будущем Османской империи и «турецком наследстве». Турецкая империя стремительно деградировала, подвергалась разрушительным процессам. Её военно-морская мощь значительно ослабла, и Турция, ранее сама угрожавшая безопасности европейских народов, становилась жертвой. Великие державы претендовали на различные части Османской империи. Так, Россия была заинтересована в зоне проливов, Константинополе-Стамбуле и кавказских владениях Турции. В свою очередь, Англия, Франция и Австрия не желали усиления России за счёт Турции и старались не пускать русских на Балканы и Ближний Восток.

Народы, ранее подчиненные военной мощью османов, начинали выходить из подчинения, боролись за независимость. В 1821 году восстала Греция. Несмотря на всю жестокость и террор турецких войск, греки мужественно продолжали свою борьбу. В 1824 году Порта запросила помощи у хедива Египта Мухаммеда Али, только что модернизировавшего армию по западным стандартам. Османское правительство обещало пойти на большие уступки по Сирии, если Али поможет подавить восстание греков. В итоге Мухаммед Али послал египетский флот с войсками и своего приемного сына Ибрагима на помощь Турции.

Турецко-египетские войска жестоко давили восстание. Греки, в рядах которых не было единства, терпели поражение. Греция тонула в крови и превращалась в пустыню. Тысячи людей были убиты и обращены в рабство. Турецкий султан Махмул и египетский правитель Али планировали полностью вырезать население Мореи. Кроме того, в Греции свирепствовали голод и чума, уносившие больше жизней, чем сама война. А уничтожение греческого флота, выполнявшего важные посреднические функции в торговле юга России через проливы, нанесло большой урон всей европейской торговле. Поэтому в европейских странах, особенно в Англии и Франции, и конечно в России, росло сочувствие к греческим патриотам. В Грецию ехали добровольцы, собирались пожертвования. Грекам на помощь были отправлены европейские военные советники.

Новый русский император Николай Павлович, занявший престол в 1825 году, задумался о необходимости унять Турцию. Сделать это он решил в союзе с Англией. Государь Николай надеялся найти общий язык с Англией по поводу раздела Турции на сферы влияния. Петербург хотел получить под свой контроль проливы Босфор и Дарданеллы, что имело огромное военно-стратегическое и экономическое значение для Русской империи. Британцы, с одной стороны, хотели в очередной раз стравить русских с турками, получив от этого максимум выгод, при этом избежать развала Османской империи в интересах России. С другой стороны - Лондон хотел оторвать от Турции Грецию и сделать её своим «партнером» (зависимым государством).

4 апреля 1826 года британский посланник в Петербурге Веллингтон подписал протокол по греческому вопросу. Греция должна была стать особым государством, султан оставался верховным сюзереном, но греки получали своё правительство, законодательство и т. д. Статус вассала Греции выражался в ежегодной дани. Россия и Англия обязались поддерживать друг друга в претворении в жизнь этого плана. Согласно Петербургскому протоколу ни Россия, ни Англия не должны были делать в случае войны с Турцией никаких территориальных приобретений в свою пользу. Париж, обеспокоенный тем, что Лондон и Петербург решают важнейшие европейские дела, без его участия, присоединился к антитурецкому союзу.

Однако Порта продолжала упорствовать и не шла на уступки по греческому вопросу, несмотря на давление великих европейских держав. Греция имела огромное военно-стратегическое значение для Османской империи. Порта надеялась на противоречия между великими державами, британцы, русские и французы имели слишком различные интересы в регионе, чтобы найти общий язык. В итоге великие державы решили оказать военное давление на Стамбул. Чтобы турки стали сговорчивее, к Греции решили отправить союзный флот. В 1827 году в Лондоне была принята конвенция трех держав, поддерживающая независимость Греции. По настоянию русского правительства к этой конвенции прилагались секретные статьи. Они предусматривали посылку союзного флота, чтобы оказать военно-политическое давление на Порту, пресечь доставку в Грецию новых турецко-египетских войск и установить контакт с греческими повстанцами.

Почтовая марка Египта, посвящённая Ибрагим-паше

Союзный флот

Ведя переговоры с правительствами Англии и Франции о совместной борьбе против Турции, Россия еще в 1826 г. начала подготовку к посылке на Средиземное море Балтийской эскадры, в которую были включены наиболее боеспособные корабли Балтийского флота и два новых линейных корабля - «Азов» и «Иезекииль», строившиеся на верфях Архангельска. Командиром «Азова» в феврале 1826 г. был назначен опытный командир, капитан 1 ранга М. П. Лазарев. Одновременно с постройкой «Азова» Лазарев занимался комплектованием корабля личным составом. Он старался отобрать знакомых ему наиболее способных и хорошо знающих свое дело офицеров. Так, он пригласил на свой корабль отлично зарекомендовавших себя по совместной с ним службе лейтенанта П. С. Нахимова, мичманов В. А. Корнилова, В. И. Истомина и других талантливых молодых офицеров, прославившихся позже в Наваринском и Синопском сражениях и в героической обороне Севастополя в Крымскую войну.

10 июня 1827 года Балтийская эскадра под командованием адмирала Д. Н. Сенявина вышла из Кронштадта в Англию. 28 июля эскадра прибыла в главную базу английского флота Портсмут. Здесь Д. Н. Сенявин окончательно определил состав эскадры, которой предстояло совместно с англо-французским флотом вести боевые действия на Средиземном море: четыре линейных корабля, и четыре фрегата. Во главе Средиземноморской эскадры, по личному указанию царя Николая I, был поставлен граф контр-адмирал Л. П. Гейден, а начальником штаба эскадры Д. Н. Сенявин назначил капитана 1 ранга М. П. Лазарева.

8 августа эскадра под командованием контр-адмирала Л. П. Гейдена в составе 4 линейных кораблей, 4 фрегатов, 1 корвета и 4 бригов, выделенная из состава эскадры адмирала Сенявина, вышла из Портсмута в Архипелаг. Остальная часть эскадры Сенявина возвратилась в Балтийское море. 1 октября произошло соединение эскадры Гейдена с английской эскадрой под командой вице-адмирала Кодрингтона и французской эскадрой под командой контр-адмирала де Риньи у острова Занте. Откуда под общим командованием вице-адмирала Кодрингтона, как старшего в чине, соединенный флот в составе направился к Наваринской бухте, где находился турецко-египетский флот под командованием Ибрагим-паши. В Лондоне Кондрингтона считали прозорливым политиком и хорошим флотоводцем. Долгое время он служил под командованием знаменитого адмирала Нельсона. В Трафальгарском сражении командовал 64-пушечным кораблем «Орион».

5 октября 1827 года союзный флот прибыл к Наваринской бухте. Кодрингтон рассчитывал путём демонстрации силы заставить противника принять требования союзников. Британский адмирал, выполняя указания своего правительства, не планировал вести решительные действия против турок в Греции. Командование же русской эскадры в лице Гейдена и Лазарева придерживалось иной точки зрения, которая была предписана им царем Николаем I. Направляя эскадру в Средиземное море, царь вручил графу Гейдену предписание действовать решительно. Под давлением русского командования Кондрингтон 6 октября направил ультиматум турецко-египетскому командованию о немедленном прекращении военных действий против греков. Турецко-египетское командование, уверенное в том, что союзники (и особенно англичане) не решатся вступить в сражение, отказалось принять ультиматум. Тогда на военном совете эскадры союзников, снова под русским давлением, было принято решение, войдя в Наваринскую бухту, стать на якорь против турецкого флота и своим присутствием заставить вражеское командование пойти на уступки. Командующие союзными эскадрами дали «взаимное обещание истребить турецкий флот, если хотя один выстрел будет сделан по союзным кораблям».

Таким образом, в начале октября 1827 года объединенный англо-франко-русский флот под командованием английского вице-адмирала сэра Эдуарда Кодрингтона блокировал турецко-египетский флот под началом Ибрагим-паши в Наваринской бухте. Союзное командование надеялось с помощью силового давления заставить турецкое командование, а затем и правительство, пойти на уступки в греческом вопросе.


Логин Петрович Гейден (1773 - 1850)


Адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788 - 1851). С гравюры И. Томсон

Силы сторон

Русская эскадра состояла из 74-пушечных линейных кораблей «Азов», «Иезекииль» и «Александр Невский», 84-пушечного корабля «Гангут», фрегатов «Константин», «Проворный», «Кастор» и «Елена». Всего на русских кораблях и фрегатах было 466 орудий. В состав английской эскадры входили линейные корабли «Азия», «Генуя» и «Альбион», фрегаты «Глазго», «Комбриэн», «Дартмут» и несколько мелких судов. Англичане в общей сложности имели 472 пушки. Французская эскадра состояла из 74-пушечных линейных кораблей «Сципион», «Тридент» и «Бреславль», фрегатов «Сирена», «Армида» и двух мелких судов. Всего на французской эскадре было 362 пушки. Всего в составе союзного флота было десять линейных кораблей, девять фрегатов, один шлюп и семь мелких судов, имевших 1308 пушек и 11 010 человек команды.

Турецко-египетский флот находился под непосредственным командованием Могарем-бея (Мухаррем-бея). Главнокомандующим турецко-египетскими войсками и флотом был Ибрагим-паша. Турецко-египетский флот стоял в Наваринской бухте на двух якорях строем в виде сжатого полумесяца, «рога» которого простирались от Наваринской крепости до батареи острова Сфактерия. В составе флота было три турецких линейных корабля (86-, 84- и 76-пушечных, всего 246 пушек и 2700 человек команды); пять двухпалубных 64-пушечных египетских фрегатов (320 пушек); пятнадцать турецких 50- и 48-пушечных фрегатов (736 пушек); три тунисских 36-пушечных фрегата и 20-пушечный бриг (128 пушек); сорок два 24-пушечных корвета (1008 пушек); четырнадцать 20- и 18-пушечных бригов (252 пушки). Всего в составе турецкого флота было 83 военных судна, более 2690 пушек и 28 675 человек команды. Кроме того, турецко-египетский флот имел десять брандеров и 50 транспортных судов. Линейные корабли (3 единицы) и фрегаты (23 корабля) составляли первую линию, корветы и бриги (57 кораблей) находились во второй и третьей линиях. Пятьдесят транспортов и купеческих судов стояли на якорях под юго-восточным берегом Морей. Вход в бухту шириной около полумили простреливался батареями с Наваринской крепости и острова Сфактерия (165 орудий). Оба фланга прикрывались брандерами (судами, нагруженными горючим и взрывчатыми веществами). Впереди кораблей были установлены бочки с горючей смесью. На возвышенности, с которой просматривалась вся Наваринская бухта, находилась ставка Ибрагим-паши.

Османы имели сильную позицию, прикрытую крепостью, береговыми батареями и брандерами. Слабым место была скученность кораблей и судов, линейных кораблей было мало. Если считать число стволов, то турецко-египетский флот имел на тысячу с лишним пушек больше, но по мощи морской артиллерии превосходство оставалось за союзным флотом, причем значительное. Десять линейных кораблей союзников, вооруженных 36-фунтовыми орудиями, были намного сильнее турецких фрегатов, вооруженных 24-фунтовыми пушками, и особенно корветов. Стоявшие в третьей линии и тем более у берега турецкие суда не могли стрелять из-за больших расстояний и опасения поразить свои же корабли. Ещё одним негативным фактором была слабая выучка турецко-египетских экипажей по сравнению с первоклассным союзным флотом. Однако турецко-египетское командование было убеждено в силе своей позиции, прикрытой береговой артиллерией и брандерам, также в многочисленности кораблей и орудий. Поэтому османы не испугались прибытия союзного флота и не боялись вражеской атаки.


Корабль «Азов» в Наваринском сражении

Сражение

8 (20) октября британский адмирал направил союзный флот в Наваринскую бухту, чтобы продемонстрировать противнику свою силу и заставить пойти на уступки. При этом подчеркивалось: «Ни одна пушка не должна выстрелить без сигнала, разве только турки откроют огонь, тогда те корабли должны быть истреблены немедленно. В случае же сражения советую привести себе на память слова Нельсона: «Чем ближе к неприятелю, тем лучше». Таким образом, Кодрингтон твердо надеялся, что турки уступят, и дело закончится простой демонстрацией силы.

Колонны союзников входили в бухту последовательно. Британский флотоводец посчитал, что входить в тесную бухту двумя колоннами рискованно. Английский адмирал перед входом в гавань был встречен турецким офицером, который сообщил, что якобы находящийся в отсутствии Ибрагим-паша не оставил приказаний касательно дозволения входа союзных эскадр в сей порт, а потому он требует, чтобы они, не заходя дальше, вернулись в открытое море. Кодрингтон ответил, что он пришел не получать, а отдавать приказания, и что он истребит весь их флот, если хотя бы один выстрел будет сделан по союзникам. Английские корабли спокойно, как на маневрах, входили в бухту и по диспозиции становились на шпринг.

Капитану Феллоусу подчинялся отряд мелких судов, предназначавшихся для уничтожения брандеров, которыми прикрывались фланги неприятельского флота. Войдя в порт, он послал лейтенанта Фицроя на один из ближайших брандеров, чтобы отвести его подальше от союзной эскадры. Но турки, посчитав это нападением, открыли ружейный огонь, убили посланного офицера и нескольких матросов. Ближайшие британские фрегаты ответили. По ним открыли огонь с турецких кораблей. Затем началась беспорядочная пальба из ружей и пушек турецкого флота. Через некоторое время к перестрелке подключились и береговые батареи. Произошло это около 14 часов.

Англичане ответили всеми имеющимися орудиями. В этот момент Гейден вводил свою эскадру в уже затянутый дымом порт, и едва «Азов» миновал укрепления, как турки открыли по нему огонь. Адмиралу Кодрингтону в начале сражения пришлось иметь дело не только с двумя турецкими линейными кораблями, но и с судами второй и третьей линий. Его флагман «Азия», попав под сильный огонь, потерял бизань-мачту, с падением которой прекратили стрельбу некоторые кормовые пушки. Английский флагман попал в опасное положение. Но в этот момент в сражение вступил Гейден. Его корабль «Азов», покрытый густым удушливым дымом, осыпаемый картечью, ядрами и пулями, тем не менее быстро достиг своего места, стал от неприятеля на расстоянии пистолетного выстрела и убрал паруса в одну минуту.

По воспоминаниям одного из участников боя: «Тогда положение англичан переменилось, противники их начали слабее и слабее действовать, и господин Кодрингтон, коему помог наш адмирал, сокруша тунисского капитан-бея, сокрушил и Могарема: корабль первого, пронесясь по линии, брошен был на мель, а второго сгорел, суда второй и третьей линии, бившие «Азию» с носу и кормы, - потоплены. Но зато «Азов» обратил на себя общее внимание врага, ярою злобою против него кипевшего, не только ядра, картечь, но даже обломки железа, гвозди и ножи, кои турки в бешенстве клали в пушки, сыпались на него с одного корабля, пяти двухдечных фрегатов, бивших его в корму и в нос, и многих судов второй и третьей линий. Корабль загорался, пробоины увеличивались, рангоут валился. Когда же приспели к местам своим «Гангут», «Иезекииль», «Александр Невский» и «Бреславль», когда полетели и их ядра на вражеские корабли, тогда «Азов» мало-помалу начал выходить из страшного ада, в коем он находился. 24 убитых, 67 раненых, избитый такелаж, паруса, а в особенности рангоут, и более 180 пробоин кроме 7 подводных доказывают истину сказанного».

Несколько часов шёл жестокий бой. Турецкий и египетский адмиралы были убеждены в успехе. Турецкие береговые батареи плотно прикрыли своим огнем единственный выход в море из Наваринской бухты, казалось, что союзный флот попал в западню и будет полностью уничтожен. Двойное превосходство в силе сулило турецко-египетскому флоту победу. Однако всё решило мастерство и решительность командиров и моряков союзного флота.


Архипелагская экспедиция русского флота 1827 г. Наваринское сражение 8 октября 1827 г. Источник: Морской атлас Министерства Обороны СССР. Том III. Военно-исторический. Часть первая

Это был звездный час для русского флота. Шквал огня обрушился на корабли русской и английской эскадр. Флагманскому кораблю «Азов» пришлось сражаться сразу против пяти кораблей противника. Его поддержал французский корабль «Бреславль». Оправившись, «Азов» начал громить из всех орудий флагманский корабль египетской эскадры адмирала Могарем-бея. Вскоре этот корабль загорелся и от взрыва пороховых погребов взлетел на воздух, поджигая другие корабли своей эскадры.

Участник сражение, будущий адмирал Нахимов так описывал начало сражения: «В 3 часа мы положили якорь в назначенном месте и повернули шпрингом вдоль борта неприятельскаго линейнаго корабля и двухдечнаго фрегата под турецким адмиральским флагом и еще одного фрегата. Открыли огонь с правого борта... «Гангут» в дыму немного оттянул линию, потом заштилил и целым часом опоздал придти на свое место. В это время мы выдерживали огонь шести судов и именно всех тех, которые должны были занять наши корабли... Казалось, весь ад развернулся пред нами! Не было места, куда бы не сыпались книпели, ядра и картечь. И ежели бы турки не били нас очень много по рангоуту, а били все в корпус, то я смело уверен, что у нас не осталось бы и половины команды. Надо было драться истинно с особенным мужеством, чтоб выдержать весь этот огонь и разбить противников...».

Флагман «Азов» под командованием капитана 1 ранга Михаила Лазарева стал героем этой битвы. Русский корабль сражаясь с 5 неприятельскими кораблями, уничтожил их: он потопил 2 больших фрегата и 1 корвет, сжег флагманский фрегат под флагом Тахир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажег и взорвал его. Кроме того, «Азов» вместе с флагманским кораблем англичан потопил линейный корабль командующего египетским флотом Могарем-бея. Корабль получил до 1800 попаданий, из них 7 ниже ватерлинии. Корабль был полностью отремонтирован и восстановлен только к марту 1828 года. За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.

Самую же высокую оценку заслужил командир «Азова» М. П. Лазарев. В своём донесении Л. П. Гейден писал: «Неустрашимый капитан 1 ранга Лазарев управлял движениями Азова с хладнокровием, искусством и мужеством примерным». П. С. Нахимов о своём командире писал: «Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня не достаёт слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

Отличился также мощный корабль русской эскадры «Гангут» под командой капитана 2 ранга Александра Павловича Авинова, который потопил два турецких судна и один египетский фрегат. Линейный корабль «Александр Невский» захватил в плен турецкий фрегат. Линейный корабль «Иезекииль», содействуя огнем линейному кораблю «Гангут», уничтожил неприятельский брандер. В целом русская эскадра уничтожила весь центр и правый фланг неприятельского флота. Она приняла на себя главный удар противника и уничтожила большую часть его кораблей.

В течение трёх часов турецкий флот, несмотря на упорное сопротивление, был полностью уничтожен. Сказался уровень мастерства союзных командиров, экипажей и артиллеристов. Всего более пятидесяти кораблей противника было уничтожено во время битвы. Уцелевшие суда османы сами утопили на следующий день. В своём донесении о Наваринском бое контр-адмирал граф Гейден писал: «Три союзных флота, соревновали один другому в храбрости. Никогда не видно было столь искреннего единодушия между различными нациями. Взаимные пособия доставлялись с неписанной деятельностью. При Наварине слава английского флота явилась в новом блеске, а на французской эскадре, начиная от адмирала Риньи, все офицеры и служители явили редкие примеры мужества и неустрашимости. Капитаны и прочие офицеры российской эскадры исполняли долг свой с примерным рвением, мужеством и презрением всех опасностей, нижние чины отличились храбростью и повиновением, которые достойны подражания».


Наваринское сражение, Национальный исторический музей, Афины, Греция

Итоги

Союзники не потеряли ни одного корабля. Больше всего в Наваринском сражении пострадали флагман английской эскадры корабль «Азия», который потерял почти все свои паруса и получил множество пробоин, и два русских корабля: «Гангут» и «Азов». На «Азове» были перебиты все мачты, корабль получил десятки пробоин. В живой силе наибольшие потери понесли англичане. Были убиты два парламентера, один офицер и ранены трое, в том числе и сын вице-адмирала Кодрингтона. Из русских офицеров были убиты двое и 18 ранены. Среди французских офицеров только командир корабля «Бреславль» получил легкое ранение. Всего союзники потеряли убитыми 175 и ранеными 487 человек. Турки потеряли практически весь флот - более 60 кораблей и до 7 тыс. человек.

Командир «Азова» М. П. Лазарев за этот бой получил чин контр-адмирала и был награжден одновременно четырьмя орденами - русским, английским, французским и греческим. За мужество, храбрость и морское искусство экипажа линейному кораблю «Азову» - впервые в русской морской - было присвоено высшее боевое отличие - кормовой Георгиевский флаг. «Азов» стал первым гвардейским кораблем русского флота. «В честь достохвальных деяний начальников, мужества и храбрости нижних чинов», - говорилось в царском рескрипте. При этом предписывалось «поднимать Георгиевский флаг впредь на всех кораблях, носящих имя «Память Азова». Так родилась морская гвардия.

Русский император Николай I наградил Кодрингтона орденом Святого Георгия 2-й степени, а де Риньи - орденом Святого Александра Невского. Получили ордена и многие русские офицеры. Для нижних чинов на каждый корабль выдали по десять, а на фрегат - по пять Георгиевских крестов. Своеобразной была реакция английского короля: на представлении Кодрингтона к ордену Виктории (а не наградить его монарх просто не мог, учитывая громадный международный резонанс этой битвы), он написал: «Заслуживает веревки, но я вынужден дать ему ленту». В планы Лондона совсем не входило полное уничтожение турецкого флота, поэтому, как только улегся ажиотаж и успокоилась ликующая общественность, Кодрингтона тихо отправили в отставку.

В военном отношении сражение интересно тем, что турецко-египетский флот имел позиционное преимущество и его козырем были береговые батареи с крупнокалиберными орудиями. Просчетом Ибрагим-паши было то, что он пропустил союзников в Наваринскую бухту. Самым удобным для обороны местом был узкий вход в бухту. По всем правилам военно-морского искусства, именно на этом рубеже Ибрагим-паша должен был дать союзникам сражение. Следующий просчет турок заключался в неудовлетворительном применении многочисленной артиллерии. Вместо того чтобы бить по корпусу судна, турки стреляли по рангоуту. В результате этой серьезной ошибки им не удалось потопить ни одного корабля. Корабли противника (особенно крупные) оказывали яростное сопротивление. Однако их огонь был недостаточно эффективен, так как вели его не по корпусу, а по рангоуту. В письме Рейнеке П. С. Нахимов писал: «Не было места, куда бы не сыпались книпеля, ядра и картечь. И ежели бы турки не били нас очень много по рангоуту, а били все в корпус, то я смело уверен, что у нас не осталось бы половины команды... Сами англичане признаются, что при Абукире и Трафальгаре ничего подобного не было...». Русские моряки же наоборот, как и других морских сражениях, действовали на главном направлении - против наиболее сильных кораблей противника. Гибель флагманов парализовала волю к сопротивлению более многочисленного турецко-египетского флота.

Весть о Наваринском сражении привела турок в ужас, а греков - в восторг. Однако и после Наваринского сражения Англия и Франция не пошли на войну с Турцией, которая упорствовала по греческому вопросу. Порта, видя разногласия в рядах великих европейских держав, упорно не хотела давать грекам автономии, и соблюдать соглашения с Россией по поводу свободы торговли через черноморские проливы, а также права русских в делах придунайских княжеств Молдавии и Валахии. Это в 1828 году привело к новой войне между Россией и Турцией.

Таким образом, разгром турецко-египетского флота значительно ослабил военно-морскую мощь Турции, что содействовало победе России в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Наваринское сражение обеспечило поддержку греческого национально-освободительного движения, результатом которого по Адрианопольскому мирному договору 1829 года стала автономия Греции (де-факто Греция стала независимой).


Морское сражение при Наварине. Картина Айвазовского

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

знаменитый парусный линкор (Наварин)

Альтернативные описания

Город в России, Ростовская область, порт на реке Дон

Город, названный турками по первой букве славянской азбуки

Место где происходила битва в 1637-1643, Россия-Турция

Парусный линейный корабль русского ВМФ, отличившийся в наваринском сражении 1827 г.

Турецкая крепость Азак

Русский парусник, участник Наваринского сражения

Донской город с именем моря

Парусный корабль, впервые в истории русского флота награжденный Георгиевским кормовым флагом за боевые отличия в Наварском сражении

Родной город исследователя Арктики Р. Л. Самойловича

Название этого русского города происходит от тюркского «азак» - «устье реки»

Этот корабль стал первым в Российском флоте, награжденным Георгиевским флагом

Город, в честь взятия которого в Москве возвели первые триумфальные ворота

С момента победы над каким городом Россия перестала являться сухопутной страной?

Город в Ростовской области

Город, взятый юным Петром 1

Город в России

Город-порт в России на Азовском море, Ростовская область

Древний город Причерноморья

Порт на реке Дон

Порт на Дону

. «азбучный» город и порт

Город-порт в России

Русский парусник

Тана, Азак, а как сейчас?

Город в Ростовкой области

Город близ Ростова

Море рядом с Черным (разг.)

Российский парусник

Героический русский парусник

Город и порт на левом берегу Дона

Ростовский город

Город близ Таганрогского залива

Знаменитый линкор (Наварин)

Город-крепость Ростовской области

Парусник русского ВМФ

Город близ Ростова-на-Дону

Город в Рост. обл.

Укр. море (разг.)

Море у Ростова-на-Дону

И город, и парусник

Порт в низовьях Дона

Порт в низовье Дона

Город взятый юным Петром Первым

Город, взятый юным Петром I

Порт в Ростовской области

Знаменитый парусник

Город в низовьях Дона

Тип мониторов ХХ века

Парусник русского флота

Русский корабль

Порт на реке Дон

Город в Российской Федерации, Ростовская область, порт на река Дон

Город в Ростовской области

Русский парусный линейный корабль (Наваринское сражение 1827 г.)

Картина Ивана Айвазовского «Морское сражение при Наварине» (1846) © Public domain

Наваринское сражение 1827 года – это крупное морское сражение между объединённым флотом России, Франции и Англии, с одной стороны, и турецко-египетским флотом, с другой. Оно произошло (8) 20 октября 1827 года в Наваринской бухте Ионического моря, на юго-западном побережье греческого полуострова Пелопоннес, и стало одним из решающих событий Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 годов.

В 1827 году три союзные страны (Англия, Россия и Франция) подписали Лондонскую конвенцию, согласно которой Греции предоставлялась полная автономия от Османской империи. Однако, последняя отказалась признавать данный документ, что и стало поводом для отправки в зону конфликта союзной эскадры, чтобы оказать давление на Турцию.

Схема Наваринского сражения © Public domain

Объединённый союзный флот состоял из 28 судов, имевших до 1300 орудий. Командовали эскадрами – русский контр-адмирал Л.М. Гейден, французский контр-адмирал А.Г. де Риньи и английский вице-адмирал Э.Кодрингтон, который и принял общее командование силами союзников, как старший в чине.

Турецко-египетский флот под командованием Ибрахима-паши насчитывал в два раза больше судов, имевших до 2220 орудий, к тому же он находился под защитой береговых батарей (165 орудий) и 6 брандеров. И хотя союзный флот уступал в численности и артиллерии, но превосходил в боевой выучке личного состава.

Наваринское сражение, Национальный исторический музей, Афины, Греция © CC BY-SA 2.0

Вице-адмирал Кодрингтон, рассчитывая без применения оружия, лишь путём демонстрации силы заставить противника принять требования союзников, направил флот в Наваринскую бухту, куда он и вошёл (8) 20 октября 1827 года. И к турецкому адмиралу были посланы парламентёры с требованием покинуть Грецию. Однако, турки начали стрелять и убили одного из парламентёров, а затем открыли огонь из береговых орудий по объединённому флоту, на что союзники открыли ответный огонь.

Наваринской победой союзники оказали серьезную помощь грекам. Вскоре Турция признала независимость Греции.

Русские потеряли 59 человек убитыми и 198 ранеными. Потери турок достигали семи тысяч, было уничтожено 60 турецких и египетских судов. Союзники не потеряли ни одного корабля.

За мужество, храбрость и морское искусство экипажа линейному кораблю «Азову» впервые в русской морской истории было присвоено высшее боевое отличие - кормовой георгиевский флаг.

В Греции до сих пор помнят и ценят подвиг русских моряков. День победы в Наваринском сражении – национальный праздник в современной Греции, в бухте установлены памятники погибшим морякам. В России в честь этого исторического события установлен праздник – День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ РФ.



Поделиться: