Города будущего, которые еще не построены. Город будущего – умный город Множественность от John Warde Architects

Представьте себе час пик в большом городе. Люди спешат домой после тяжелого трудового дня. Мимо проносятся беспилотные автомобили; по специально оборудованным безопасным дорожкам, обособленно от моторизованного движения и потока непредсказуемых пешеходов и велосипедистов.

По мере наступления вечера установленные в помещениях датчики регулируют температуру окружающего воздуха и включают освещение; люди управляют телевизорами, радио, и даже подачей воды в ванной жестами, не вставая со своих кресел.

Тем временем датчики, установленные на улице, отслеживают состав воздуха и готовы моментально оповещать жителей при достижении в атмосфере опасного уровня отравляющих веществ. Уборка городского мусора планируется компьютером, который автоматически получает данные о наполнении мусорных баков. Системы планирования уличного движения постоянно отслеживают и корректируют потоки трафика, благодаря чему пробки и аварии остаются в прошлом. Все функции городских систем управления незаметно для горожан оптимизируются, делая жизнь проще и эффективнее.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом.

Как результат - намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Это забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Мы предлагаем познакомиться с 10 проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие - уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Город без машин

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей, взялось правительство Китая, одобрив проект населенного пункта Great City. «Великий город» строится с нуля невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.

Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка - жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания - вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City - это город без машин, то Масдар в ОАЭ - город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.

В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне

Дубай - еще один город из ОАЭ, который сможет стать «зеленым» городом будущего. Специалисты компании Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.

Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой

В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture считают, что сверхплотная застройка - одна из визитных карточек города будущего.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город

В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.

Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов

Пуэрториканский город Сан-Хуан - это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка

Шан-Суи - еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

3D-город

Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть - в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков

Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для китайского города Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях.

Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.

Что такое город будущего, и каким он должен быть? Над этими вопросами задумываются и писатели-фантасты, и дизайнеры, и инженеры. При этом нередко ответы на эти вопросы они ищут в тесном взаимодействии друг с другом. Как результат – намеченные принципиальные моменты, которые становятся неотъемлемой частью любого современного проекта города будущего. Эти моменты – забота об экологии и простоте передвижения, экономия пространства и стремление к вертикальной застройке.

Мы предлагаем познакомиться с четырнадцатью проектами городов будущего. Некоторые из представленных концептуальных проектов находятся лишь в стадии разработки, а другие – уже строятся, чтобы через несколько лет дарить комфорт своим жителям и поражать воображение своих гостей.

Город без машин

Построить город, в котором можно будет обходиться без автомобилей – непростая задача. Решить ее взялось правительство Китая, одобрив амбициозный проект населенного пункта под названием Great City.

«Великий город» представляет собой проект с нуля. Он строится в сельской местности невдалеке от Чэнду. Город будет рассчитан на 80 тысяч жителей, и любые передвижения по нему можно будет совершать пешком или на велосипеде без каких-либо сложностей.

Быстро добираться в любую точку города поможет его уникальная проектировка – жилой центр будет расположен в самом центре Great City, а дороги, офисные и административные здания – вокруг него. Таким образом, чтобы добраться пешком от центра до внешнего кольца из парков, необходимо будет потратить не более 10 минут.

Согласно проекту, китайский город будущего будет потреблять на 58% меньше воды и на 48% меньше электроэнергии. При этом количество отходов в нем будет ниже на 89%, чем в городах схожего размера.

Город без выбросов углерода

Если китайский Great City – это город без машин, то Масдар в ОАЭ – город без машин и без небоскребов.

Масдар уже сегодня строится с нуля в центре пустыни недалеко от Абу-Даби. Главной особенностью города станет его полная независимость от традиционных источников энергии. Вместо нефти, газа и угля Масдар будет получать энергию от солнца, ветра и геотермальных источников. Таким образом, он станет первым городом с нулевыми выбросами углерода.

В этом городе будущего особое место будет уделено скоростному общественному транспорту, исполинские «подсолнухи» будут укрывать улицы от дневного зноя, а накопленная ими энергия будет использоваться лишь в ночное время.

Зеленый город в пустыне

Дубай – еще один город из Объединенных Арабских Эмиратов, который сможет полностью соответствовать требованиям к городу будущего. Специалисты компании

Baharash Architecture создали проект, в котором использовали главные мировые достижения в эко-строительстве.

Важнейшими для «зеленого» города будущего они находят принципы экологии и простоту социального взаимодействия жителей. Их проект включает в себя 550 комфортабельных вилл, учебных заведений и органических ферм, энергию для которых будут вырабатывать 200 квадратных километров солнечных панелей.

Солнечные батареи смогут давать городу половину от его потребностей, а использование экологически чистого общественного транспорта позволит компенсировать оставшуюся часть выбросов углерода.

«Зеленый» город с плотной застройкой

В бюро Kjellgren Kaminsky Architecture также считают, что плотная застройка – одна из визитных карточек города будущего. Точнее, сверхплотная застройка.

Специалисты бюро предлагают превратить в город будущего второй по величине шведский город Гетеборг. Согласно их планам, сверхплотная застройка и использование крыш для размещения на них огородов, солнечных батарей и ветряных мельниц полностью удовлетворит все потребности жителей в пище и энергии.

Кроме того, такая застройка существенно ослабит трафик и поможет сделать городскую реку главной транспортной артерией.

Вертикальный город

В John Wardle Architects предположили, каким может стать австралийский Мельбурн через 100 лет. Их проект Multiplicity («Множественность») демонстрирует огромный мегаполис, растущий не вширь, а вниз и вверх.

Для перемещения по Мельбурну будущего будут использоваться подземные и воздушные трассы, а над всем городом будет создана общая прозрачная «крыша», которая будет использоваться для выращивания пищи, сбора воды и солнечной энергии.

Город пешеходов

Пуэрториканский город Сан-Хуан – это еще один город, в котором решили полностью отказаться от автомобилей. Но в отличие от Great City и Масдара, Сан-Хуан создается не с нуля, а перестраивается.

Власти города, обеспокоенные стремительным сокращением числа жителей, инвестируют в перестройку 1,5 миллиарда долларов. Главной задачей является отказ от автомобилей и создание красивейших пешеходных зон. Власти Сан-Хуана рассчитывают, что экологически чистый город с прекрасными возможностями для расслабленного отдыха привлечет как туристов, так и будущих жителей.

Город с центром комфорта

Конкурс ReThink Athens призван был найти проект, который позволит полностью переосмыслить центр античного города, сделает его более спокойным и чистым.

Победителем конкурса был признан проект, предлагающий отказаться от автотранспорта, и наполнить центр Афин зелеными зонами для создания более комфортных условий для пеших прогулок. А небольшая перепланировка позволит пешком без труда добираться из центра в соседние районы.

Город-лужайка

Шан-Суи – еще один китайский город будущего в нашем обзоре. Созданием его проекта занимается студия MAD Architects, а в основу самой идеи положено почитание в Китае водной стихии и гор.

Шан-Суи представляет собой город с большим числом многофункциональных небоскребов. В каждом из них для жителей и гостей будут доступны десятки общественных мест с кусочками живой природы для спокойного отдыха и созерцания.

3D-город

Одним из самых оригинальных проектов конкурса eVolo 2011 Skyscraper Competition стал проект NeoTax. Его суть – в строительстве домов не только вверх, но и в стороны над деревьями. Проще говоря, дома в городе будущего будут занимать лишь небольшую площадь на земле, но в воздухе на уровне 10-20 этажа они будут разрастаться во всех направлениях.

Таким образом, удастся сберечь зеленые насаждения, а сами здания за счет строительства дополнительных модулей, предложат людям намного большую площадь для жизни и работы.

Город из камешков

Черпая свои идеи из природных форм, бельгийский архитектор Винсент Каллебо предложил проект города будущего для еще одного китайского города – Шэнчьженя.

Каждое здание, согласно задумке Каллебо, будет выглядеть как пирамидка из морских камешков, поставленных друг на друга. Архитектор подчеркивает, что такой дизайн

наполнит город позитивной энергетикой и позволит оборудовать сады и огороды непосредственно в жилых башнях. Кроме того, «пирамидки из камешков» будут иметь ветрогенераторы и солнечные батареи, а высокая плотность квартир и домов уменьшит роль автотранспорта.

А вот еще некоторые рассуждения о городе будущего:

Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках – металлические – машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.

Идея идеального города будущего волновала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим – запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая, но сам образ будущего града не раз повторен в храмах и монастырях Средневековья: аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, храм Василия Блаженного в России. В Новое Время идея идеального города все больше стала смещаться из области несбыточного на земле в область осуществимого человеческими силами. Первая попытка построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.

Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и – шире – обитаемого пространства – не праздные разговоры, а суровая необходимость.

Ясно, что практически любой из существующих и разрабатываемых ныне проектов города будущего – это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас. Рассмотрим некоторые концепции городов будущего.

Зеленый город

Реальность настоящего момента как будто сама подталкивает задать вопрос: может ли город вместо того, чтобы эксплуатировать окружающую среду, потребляя сырье и выбрасывая в нее вредные отходы, наоборот, культивировать природную среду, полностью перерабатывая свои отходы и возобновляя потребляемые ресурсы? Вопрос открыт, и окончательный ответ на него даст время. Однако концептуальные проекты таких «зеленых» городов уже существуют. Это самодостаточный город, который сам вырабатывает необходимую ему энергию из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, ветер, органические отходы, геотермальная энергия, рассеянное тепло; имеет собственное сельское хозяйство в вертикальных фермах-небоскребах, на крышах домов и в парках. Такой город должен быть спроектирован на принципах пассивной архитектуры, когда климатический комфорт достигается соответствующим месту расположением улиц и домов, учитывающим местные преобладающие ветра, особенности рельефа и солнечного освещения. Это позволяет свести к минимуму специальные технические средства для поддержания пригодного климата, возложив их функции на умно построенные и верно расположенные стены.

Размеры таких городов невелики и рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и экологически чистый общественный транспорт. Это позволяет отказаться от лишних неэкологичных средств передвижения и экономит время и здоровье людей. Фасады домов озеленены, высотные дома покрыты кустами и деревьями на всю высоту и несут на себе сады с могучими деревьями. Несколько проектов такого рода уже на стадии осуществления. Это город Масдар, возводимый с нуля в пустыне Абу-Даби и город Альмере, полностью стоящий на отвоеванной у моря территории, в Голландии. В России «зеленые» города пока существуют в проектах Общества биотехнологов России под руководством Раифа Васильева.

Город-дом

Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.

Сегодня существует множество подобных проектов: это и распластанные по земле ярусные цитадели, и города-небоскребы. Последние по понятным причинам особенно актуальны в перенаселенных странах Азии. В таком городе жилые и рабочие ярусы перемежаются с парками, техническими и хозяйственными ярусами. Сразу два таких проекта затеяла японская корпорация «Takenaka». Больший из них – километровой высоты Sky City («Небесный город») – может стать кровом для тридцати шести тысяч человек и рабочим местом еще для ста тысяч. В таком небоскребе предусмотрено все для полноценной жизни без необходимости покидать его: школы, парки, магазины, рестораны, театры, больницы, офисы. Ясно, что в таких зданиях возникнут обособленные субкультуры, ведущие специфический образ жизни.

По мнению авторов, сооружение подобных зданий возможно уже сегодня и в случае применения качественных материалов, такой город простоит около пятисот лет. В России проектами городов-домов занимается архитектор Сергей Непомнящий, предложивший несколько концепций, в том числе 75-этажный город «Рождение Венеры» и распластанный по ландшафту в виде гигантской шайбы «Блин-город».

Плавающий город

Пример – проект «Lilypad» – плавучий экополис для климатических беженцев, нечто вроде Ноева Ковчега. Название образовано от английских слов «lily» – «лилия» и «pad» – «жилище», что соответствует и внешнему образу, и внутренней структуре плавучего города. Автор концепции – французский архитектор Венсан Каллебо. Плавучее поселение имеет двойную оболочку, состоящую из полиэфирного волокна и слоя диоксида титана, который под воздействием ультрафиолета очищает воздух. Оно рассчитано на пятьдесят тысяч человек, беженцев от последствий глобального потепления, и представляет собой огромный круглый в плане корабль, напичканный всевозможными «зелеными» технологиями. Солнечные батареи, приливные электротурбины, ветрогенераторы, различные системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие город продовольствием. В центре «лилии» – резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город.

Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.

Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.

Аэротрополис

Это город, организованный вокруг центра авиационного сообщения, аэропорта. Подобные города уже формируются естественным образом в Европе и Юго-Восточной Азии. Многие крупные аэропорты, как правило, удаленные от обслуживаемого города, настолько обросли вспомогательной инфраструктурой, офисами, отелями, торговыми центрами, что уже сегодня становятся структурными ядрами целых самостоятельных поселений. Сторонники концепции аэротрополиса склонны считать это не просто расширенным вариантом аэропорта, а новой формой городского поселения. Самым ярким на сегодняшний день примером подобного города можно считать Франкфурт-на-Майне в Германии. Не случайно именно здесь в мае 2007 года была проведена первая международная конференция «Аэропорт-сити как международный ключ к региональному экономическому развитию». Автор и активный пропагандист концепции аэротрополиса, директор Института частного предпринимательства при Университете Северной Каролины Джон Кассарда представляет ее как логическое продолжение развития городов. По его словам, аэропорты являются пятой волной изменений в транспортной инфраструктуре. Эти волны и определяли пути развития городов в течение последних трех столетий: сначала это были морские порты, затем каналы и реки, затем акцент переместился на сухопутные коммуникации – железные дороги, автомагистрали. Транспортом ХХI века, как считает Кассарда, станет авиация, и именно от близости к аэропортам будет зависеть благосостояние того или иного города. Поэтому Кассарда и предлагает не выносить аэропорты подальше от города, а формировать городские центры вокруг аэропортов.

Трансполия

Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона – деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.

Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой – доступность природной среды.

Поместная урбанизация

Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.

Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, – естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.

Поместная урбанизация предполагает активное применение принципов «архитектуры соучастия», становящихся все более популярными в мире. Архитектура соучастия – это метод проектирования жилой среды, когда сами будущие или настоящие жильцы города принимают активное участие в проектной работе. Таким образом, человек заселяется не в спроектированный неизвестно кем, полностью готовый стандартный жилой район, а в созданный коллективным творческим трудом, где рядовой житель мог бы чувствовать себя хозяином, способным изменять среду своего обитания. Усадебная урбанизация основывается на принципах минимальных затрат, простоты и рациональности проектных решений и лежит в русле освоения бескрайних русских просторов. На принципах усадебной урбанизации можно не только создавать новые поселения, но и реконструировать старые населенные территории.

Дезурбанизация

Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов – безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Если задуматься над этим вопросом, то становится очевидным, что человеческие поселения обладают своей собственной силой притяжения. Как звёзды и планеты во Вселенной, города привлекают людей со всех близлежащих областей. Чем больше город, тем больше площадь, на которую он оказывает большое влияние.

Некоторые учёные, такие как Джеффри Уэст (Geoffrey West) из Института Санта-Фе (Santa Fe Institute) считают, что города являются «живыми». Так же, как животные, города обладают сердцебиением и это сердцебиение состоит из нас, его жителей. В то время как дороги и улицы исполняют роль вен и артерий тела, люди действуют, как его кровяные клетки, передавая энергию из одного места в другое. Город испытывает прилив пассажиров на рассвете, а затем их отлив в вечернее время, так же, как сердце.

В любом случае, города всегда были важным источником знаний и богатства для человечества, чем они и останутся. Приблизительно 54 процентов всего мирового населения проживает в городских районах и это число, как полагают, достигнет 66 процентов к 2050 году. Это около миллиона людей, переезжающих в города в сутки и именно поэтому мы должны сделать города самодостаточными в кратчайшие сроки.

10. Масдар (Masdar City) – Объединённые Арабские Эмираты

Объединённые Арабские Эмираты обладают самым существенным экологическим отпечатком на душу населения во всём мире. А всё это из-за массового производства нефти в стране и её распространения, а также крупных строительных проектов последнего десятилетия. В свете этого факта они решили создать первый в мире город без выбросов углерода и отходов под названием Масдар.

Он полностью обеспечивается электроэнергией от фермы, состоящей из 88000 панелей солнечных батарей, которые находятся прямо на улице, на окраине города. Все краны и выключатели света в пределах города автоматизированы и основаны на датчиках движения для того, чтобы как можно больше ограничить потребление электроэнергии. Архитекторы изучили древние поселения для того, чтобы лучше понять и применить различные методы сокращения потребления энергии. Окружив его стенами и подняв весь фундамент города примерно на 7 метров, а также построив 45-метровые башни-небоскрёбы, всасывающие воздух сверху и перегоняющие холодный ветер по всем улицам, инженеры снизили среднюю температуру города примерно на 20 градусов. Сами здания расположены близко друг к другу и сконструированы таким образом, что они позволяют воздуху проходить гораздо легче, обеспечивая как тень, так и комфортный климат, сохраняя при этом архитектуру в арабском стиле.

В пределах городских стен автомобили запрещены, из-за чего все люди, приезжающие на работу в город, и туристы паркуют свои автомобили за пределами города. Транспорт в стенах города обеспечивается за счёт подземной сети автоматических электрических транспортных средств, которые перевозят людей с места на место. Отсутствие личных автомобилей устраняет необходимость в «нормальных» городских улицах, поэтому в Масдаре их нет. В городе также есть легкая надземная железнодорожная система, которая помогает людям добраться в пункт назначения.

После завершения строительства Масдар сможет вместить порядка 40000 жителей, а также предоставляет рабочие места ещё для 50 000 жителей пригородной зоны. Причиной создания этого экспериментального города является его возможное положение мирового центра для развития возобновляемых источников энергии. На сегодняшний день Масдарский институт науки и технологий (Masdar Institute of Science and Technology) занимает одно из первых законченных зданий. Немецкая инженерная компания Siemens также разместила там свои ближневосточные штаб-квартиры, как и IRENA (Международное агентство по возобновляемой энергии).

9. Дели (Delhi) – Промышленный коридор Мумбаи – Индия


Индия, с другой стороны, сталкивается с ещё большей проблемой. В настоящее время в ней проживает более 1,2 миллиарда человек, 350 миллионов из которых переедут в города в ближайшее десятилетие. Поскольку страна преимущественно слаборазвита и возраст большей части её населения составляет приблизительно 27 лет, потребность в стабильных рабочих местах никогда не была выше, чем сейчас. Именно поэтому индийское правительство приступает к самому крупному инфраструктурному проекту в истории этой страны: Дели - Промышленный коридор Мумбаи.

Идея, стоящая за этим 1480 километровым «коридором», заключается в том, что Индия станет самым дешёвым производителем товаров в мире. Для того чтобы это сделать, будет построен ряд современных железнодорожных линий, которые будут напрямую транспортировать эти товары с конвейера в порты и аэропорты (которые ещё предстоит построить). Вдоль маршрута коридора будут построены 24 совершенно новых умных города, которые будут превосходить любые другие индийские города с точки зрения инфраструктуры, качества жизни и услуг. Эти города также будет построены настолько экологически чистыми, насколько это возможно, опираясь в основном на возобновляемые источники энергии.

Этот мега-проект финансируется в значительной степени за счёт японцев, чья экономика основана на индустрии высоких технологий, и которые хотят, чтобы Индия стала их основным производственным «заводом». Предполагаемые затраты достигнут 90 миллиардов долларов, но, как известно большинству из нас, начальные расчёты редко соответствуют конечному результату.

8. Экономический Город Короля Абдуллы (KAEC) – Саудовская Аравия


Учитывая, что 24 процента всей мировой торговли проходит через Красное море, совсем не удивительно, что саудовцы закончили строительство самого большого порта (Порт Короля Абдуллы - KAP) в этом регионе. Но это всего лишь начало, так как весь проект вращается вокруг одного из самых сложных и хорошо спланированных городов арабского мира, Экономического Города Короля Абдуллы.

Этот замысел стоимостью в 100 миллиардов долларов, расположенный всего в часе езды к северу от Джидды (Jeddah) (второго по величине города в Саудовской Аравии), собирается стать таким же огромным, как Вашингтон, округ Колумбия, в то же время, соединяя города Мекки (Makkah) и Медины (Madinah) посредством высокотехнологичной, высокоскоростной железнодорожной сети. Вторым этапом в развитии проекта является Промышленная Долина (Industrial Valley), в которой расположен большой нефтехимический завод. Промышленная Долина успешно привлекла более 60 национальных и международных компаний, некоторые из которых уже работают в Порту Короля Абдуллы.

Ни один город никогда не будет полным без доступа к высшему образованию. Именно поэтому Университет науки и технологии Короля Абдуллы начал строиться ещё в 2009 году. Это один из самых хорошо финансируемых университетов в мире, с первоначальным фондом в 20 миллиардов долларов, пожертвованных самим королём. Его превосходит только Гарвард и Йель. Это также первый смешанный в гендерном плане университет в стране.

По всей вероятности, этот многомиллиардный мега-проект станет наследием, которое Король Абдалла оставит для своего народа, предоставив жильё более чем для 2 миллионов людей и создав приблизительно миллион рабочих мест на момент окончания строительства проекта.

7. Международный деловой район Сонгдо (Songdo International Business District) – Южная Корея


Южнокорейские инженеры в настоящее время разрабатывают Международный деловой район Сонгдо на 607 гектарах мелиорированных земель, недалеко от международного аэропорта Инчхон (Incheon International Airport), примерно в 65 километрах от Сеула. Одной из ключевых особенностей проекта является его близость к аэропорту, который непосредственно связан с Международным деловым районом Сонгдо 11-километровым Инчхонским мостом. Это позволит сократить поездку из центра города прямо в аэропорт, которая будет занимать не более 10 минут.

Сам город будет состоять примерно из 40 процентов парков и зелёных зон, причём некоторые из них будут имитировать такие места, как Центральный парк в Нью-Йорке, каналы Венеции и Саванну, штат Джорджия. Одной из наиболее изобретательных технологий, используемых в строительстве Международного делового района Сонгдо, является мусорная система, которая будет всасывать мусор непосредственно из корзин посредством ряда подземных труб прямо в учреждение по обработке мусора. Другой интересной идеей, используемой при проектировании города, является использование информационной сети, которая связывает все устройства, обслуживание и компоненты посредством технологии беспроводной связи. Это позволяет создать более скоординированный и синхронизированный город.

К концу 2016 года Международный деловой район Сонгдо сможет вместить порядка 60000 граждан и обеспечит рабочие места ещё для 300 000 человек. Из первоначальных 30 миллиардов долларов инвестиций 10 миллиардов долларов уже были потрачены приблизительно на 100+ зданий. Ожидается, что по окончанию строительства проекта, Международный деловой район Сонгдо станет центральным деловым центром Северо-Восточной Азии.

6. Одна башня, один город, несколько стран

Когда дело доходит до планирования города, строительство ввысь почти всегда является лучшим выбором. Сегодняшние небоскрёбы, такие как 828-метровый Бурдж Халифа (Burj Khalifa) в , обеспечивают наиболее эффективное использование пространства с точки зрения количества людей на квадратный метр. Города, которые испытывают недостаток в земле для расширения, как правило, создают больше всего небоскребов. Границы типичного города, как правило, распространяются на многие километры за пределы плотно населённого ядра в виде жилых, коммерческих и промышленных зон. Они создают невероятное количество потерянных ресурсов, таких как топливо, энергия и вода, не говоря уже про огромное количество часов, проводимых в пробках на ежедневной основе.

Именно поэтому некоторые страны мира уже начинают свое путешествие к достижению невероятной цели построения первых в истории мегаполисов башенного типа. Кувейт и Азербайджан дожидаются завершения строительства своих Мубарак аль-Кабира (высотой в 1001 метр) и Азербайджана (высотой 1049 метра). Башни должны быть завершены в 2016 и 2019 году соответственно. Это, конечно, не отдельные города, а скорее шаг в правильном направлении, который, кстати, сделан вверх. Далее по списку следует Дубай Сити Тауэр (Dubai City Tower) (высотой 2400 метров), благодаря одному названию которой можно понять, насколько близко мы подошли к тому, чтобы сделать эту мечту реальностью. Ориентировочная дата завершения назначена на 2025 год.

У американцев был свой собственный дизайн ещё в 91-ом году. Они собирались построить 500-этажную башню высотой приблизительно в 3,2 километра. Они назвали её «Ultima Tower», поместили её в Сан-Франциско и разработали её так, чтобы она вмещала более одного миллиона человек. Однако начатые планы так и не были воплощены в реальность. Также ушли небытие и планы Японии по строительству «Shimizu Mega-City Pyramid» (высотой 2003 метра), которая обладала проектом одной из самых эффективных систем освещения.

5. Кроличья нора Мексики


Как в случае башенных городов, о которых мы говорили ранее, Мексика планирует следовать тому же принципу, но в обратном направлении. Вместо того чтобы подниматься к облакам, они решили спуститься в подполье. Название «Earthscraper» («землескреб») по-видимому, было выбрано таким же образом. Архитекторы и инженеры планируют построить эту 65-этажную перевернутую пирамиду площадью в 7618 квадратных метров прямо в центре города Мехико. «Крышей» этого подземного здания будет панель из прозрачного стекла 240 на 240 метров, которая будет выступать в качестве общественной площади, по которой жители города смогут ходить и развлекать друг друга концертами, открытыми выставками или военными парадами.

С другой стороны, американский дизайнер Мэттью Фромболути (Matthew Fromboluti) нарисовал свои собственные планы относительно аналогичного подземного поселения недалеко от города Бисби (Bisbee), Аризона, под названием «Above Below». Его проект основан на уже существующей заброшенной шахте «Lavender Pit Mine» глубиной 275 метров и шириной 91 метр. Благодаря использованию серии труб, которые позволят осуществлять циркуляцию воздуха и будут проводить свет, большая часть первоначальной площади поверхности может быть возвращена к своей естественной форме.

Геотермальная энергия может быть основным источником энергии в обоих этих случаях, что позволит этим будущим городам использовать по максимуму ресурсы своего окружения и дизайна, чтобы стать настолько самодостаточными, насколько это возможно.

4. Арктические русские


Далее мы рассмотрим попытки России колонизировать Арктику. Решив, что настало самое время начать продвигаться по Сибирской тундре, русские разработали автономный город, названный Умка (в честь популярного советского мультипликационного персонажа - полярного медвежонка), который, как мы надеемся, сможет не дать своим обитателям замёрзнуть до смерти.

Его местом расположения будет остров Котельный, являющийся частью Новосибирского архипелага, который находится приблизительно в 1609 километрах от Северного полюса. Это одно из самых негостеприимных мест на Земле, где температура редко поднимается выше температуры замерзания воды. Здесь также дуют одни из самых мощных и холодных ветров. Дизайн Умки напоминает Международную космическую станцию, однако в гораздо большем масштабе, учитывая тот факт, что в городе будут жить более 5000 граждан. Поскольку город такого плана может быть построен на любом типе местности, будучи полностью самодостаточным и независимым от внешнего мира, Умка является широкомасштабным экспериментом для будущих космических колоний России.

Другие, более футуристические планы включают в себя плавающее поселение, способное вместить приблизительно 800 человек. Оно в буквальном смысле сможет «подпитываться» тающими айсбергами. Этот Арктический Комбайн был придуман французскими студентами, которые предусмотрели в своём проекте, что город будет следовать за айсбергами по их ежегодному маршруту миграции на юг, в то же время, будучи обеспеченным пресной водой всё это время. Благодаря сочетанию солнечной энергии и осмотической системы, которая использует сочетание пресной и соленой воды, Арктический Комбайн будет генерировать всю энергию, которая ему когда-либо понадобится.

3. Покорение морских просторов


Как и Арктический Комбайн, о котором мы говорили выше, китайцы начали рисовать чертежи для своего собственного плавучего города. Руководствуясь изменением климата, повышением уровня моря и сокращением ресурсов, Китай решил, что пришло время подумать о перемещении некоторых из своих людей в море. Этот будущий метрополис площадью около 10 квадратных километров будет состоять из шестиугольных модулей, соединенных между собой с помощью подводной сети улиц и дорог.

Японская компания «Shimizu» разработала собственный плавучий город и назвала его Плавающая Зелень. Как подсказывает название, этот плавучий «Экополис» будет почти полностью покрыт растительностью и простираться на несколько искусственных островов. Башня высотой в тысячу метров в центре города будет действовать в качестве вертикальной фермы и жилья для жителей города. Их видение простирается ещё дальше, так как Япония планирует построить первый в мире подводный город под названием Спиральный Океан (Ocean Spiral) к 2030 году. Это будет строение сферической формы, способное вместить до 5000 человек. Оно будет получать свою энергию со дна моря.

Нам остаётся лишь подождать и посмотреть какой из всех этих проектов будет построен первым. Однако независимо от этого, можно с уверенностью сказать, что все они были спланированы так, чтобы быть самодостаточными в плане производства пищи, сокращения потребления энергии и оптимизации утилизации отходов.

2. Проект «Венера» (Venus Project)


Проект «Венера» является видением 98-летнего Жака Фреско (Jacque Fresco), который разработал идеальный план для будущих городов. Если мы когда-либо будем строить совершенно новые, высокотехнологичные города на регулярной основе, этот дизайн, безусловно, пригодится. Все здания и сооружения являются заранее изготовленными, а затем отправляются на место строительства. Такая система обеспечивает лучшую координацию и гораздо меньшую стоимость строительства. Стандартизация основных структурных элементов позволяет вносить изменения для удовлетворения различных потребностей в плане новых технологий и различных структурных дизайнов в будущем.

Одной из его основных характеристик является его круглая форма. Она обеспечит возможность наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы, которые также включают время. Время, проведенное либо на поход на работу, или же просто на перемещение из пункта «А» в пункт «Б». Поскольку в проекте нет «жестких краёв» как у обычного прямоугольного города «прогулка по городу» приобретает более буквальный смысл и, таким образом, экономит ваше время на обратном пути. Это эффективное и прогрессивное мышление!

Основой проекта «Венера», безусловно, станет «мега город-завод», который сможет массового производить целые квартиры или дома в одной пресс-форме для нескольких городов одновременно. Эти цельные структуры будут легкими и погодоустойчивыми, что существенно уменьшает риск ущерба в результате землетрясения, пожаров или наводнений. А мы уже говорили о том, что эти «модули» можно будет с легкостью перемещать с места на место?

Когда технология Международного экспериментального термоядерного реактора (International Thermonuclear Experimental Reactor) станет доступной, вполне возможно, что такие страны как Индия с её индустриальным коридором, смогут позволить себе разместить и обслуживать завод такого масштаба.

1. Устранение уже существующей проблемы


Эти будущие планы и проекты уже находящиеся на стадии реализации, которые мы обсуждали до сих пор, все относятся к началу строительства с нуля. Постройка совершенно нового города с нуля, как правило, дешевле и гораздо легче, чем улучшение старого города таким образом, чтобы он соответствовал тем же стандартам. Это самое сложное начинание, в котором процветают гениальные микро-проекты.

Мы говорим о таких вещах, как электронный КДЦ (e-QBO), который мог бы революционизировать производство фотоэлектрической энергии в городских условиях. Ее первоначальным дизайном является стандартный тёмный куб, но он может быть различных форм и размеров. Он обладает приятным внешним видом и хорошо вписывается в очертания города. Он действует как обычная солнечная панель, но помимо производства бесплатной энергии, его также можно использовать в ряде других практических применений, таких как размещение в нём чьего-то дома, или использование его в качестве скамейки в парке, или просто пресс-папье на вашем письменном столе.

А как насчёт чего-то вроде автоматической электрической системы транспортных средств как в Масдаре, которая с лёгкостью сможет заменить множество личных автомобилей в любом городе? Это является главной целью в Масдаре. Нам необходимо найти и показать различные и лучшие способы того, как можно сделать наши города энергоэффективными.
В любом случае, это будет тяжелой задачей для любой страны, независимо от её экономической мощи. Приятным аспектом этой идеи является то, что слаборазвитые города обладают преимуществом, поскольку большую часть их инфраструктуры можно построить с нуля и сделать её изначально самодостаточной.

Введение

Раздел 1. Город будущего – фантастика или прогноз?

Раздел 2. Город – одна из самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Город, как наиболее древняя и вместе с тем самая современная форма расселения людей – предмет пристального внимания не только архитекторов, историков, географов, экономистов, искусствоведов, но и широкого круга людей различных профессий.

По-видимому, люди научились метить границы территории у животных, так что исследование, освоение и маркировка ландшафта с обозначениями границ угодий предшествовали возникновению первых постоянных поселений.

Городское планирование имеет такую же долгую историю, как и сам город. Так, уже в письменности Древнего Египта город и крепость были обозначены разными иероглифами, что ясно указывает на достаточно углубленное понимание природы города как особой формы концентрации людей на ограниченной территории.

Литература о городе пополняется вот уже две с половиной тысячи лет. Великий врач Гиппократ собрал вместе опыт функционирования греческих городов-полисов, обозначив гигиенические правила ориентации улиц. Гипподаму приписывается изобретение регулярной сетки городских улиц, без изменений дошедшей до нашего времени – достаточно напомнить, что нью-йоркский Манхэттен в полноте сохранил гипподамову схему. Платон пытался описать идеальную модель города, отталкиваясь от общефилософских суждений о природе взаимодействия между людьми, тогда как Аристотель обобщил опыт конституций десятков полисов и обсуждал оптимальную численность свободных горожан. Рим освоил опыт Греков, обобщил его и стандартизировал. Сложились и воспроизводились стандарты обустройства публичных бань, рынков, амфитеатров и театров, и эти стандарты воплощались повсюду, от Нила до Рейна, от Евфрата до Темзы, приноравливаясь к природным условиям. Этот опыт был описан во множестве трудов, включая трактат Фронтина об акведуках и фонтанах и обширную энциклопедию Витрувия. Мастера итальянского Возрождения заново прочли античные тексты и много размышляли о создании идеального города, отнюдь не ограничиваясь при этом вопросами планировки и застройки. Так, у Филарете тщательно описываются не только система улиц и каналов, не только нормы жилых помещений для представителей разных сословий, не только правила организации торговли, но даже расписание занятий и меню для учеников лицея. Литература и живопись существенно опережали практику – люди, которые все еще жили в средневековых домах, читали трактаты и смотрели на фрески с изображением бесконечных колоннад и купольных зданий, которых еще не существовало. История урбанистики и урбанизации доказывает, что от рождения идей до их реализации в ткани городов проходят десятилетия, иной раз многие десятки лет.

Раздел 1. Город будущего – фантастика или прогноз?

«Большую опасность представляют собой Города Будущего, которые каждодневно придумывают градостроители, считающие себя пророками. Подобно Уэллсу, они переносят в будущее условия сегодняшнего дня, только преувеличивая некоторые из этих характерных черт», - писал итальянский архитектор Порчина.

«Основу любого творчества составляет борьба набирающей силу здоровой формы с формой поддельной, подражательной» (А. Мальро). Борьба набирающих сил архитектурных и градостроительных форм с формами поддельными, подражательными не лишена драматизма. Гропиус, Перре, Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и другие создатели современной архитектуры, которым на протяжении всей жизни пришлось вести борьбу с академизмом, на склоне лет стали свидетелями полной победы своих идей. Ле Корбюзье был настолько гениален, что видел своих последователей не среди тех, кто ему подражает, а среди тех, кто борется против подражания Гропиусу, Перре, Ле Корбюзье. Во все времена идеи архитекторов-новаторов наталкиваются на упорное сопротивление. Происходит путаница понятий. Архитектура мечтателей, архитектура фантастов, архитектура будущего – таковы чисто условные ярлыки, которые наклеивают иногда просто наобум на произведения подчас диаметрально противоположных направлений. В одну кучу сваливают беспочвенных фантазеров и мастеров, обладающих даром предвидения.

Весьма беспочвенные фантазии в области архитектуры – явление нередкое. Чаще всего они появляются у живописцев, и это подтверждает история искусства. Например, Иероним Босх и Питер Брейгель наряду с вполне реалистическими изображениями зданий рисовали подчас какие-то сооружения, которые можно было принять за плоды горячечного воображения. Вдохновленные Вавилонской башней, Дезидерио, а затем и Пиранези грезят о грандиозной архитектуре.

Леонардо да Винчи, некогда изобразившего идеальный город, считали утопистом, хотя он сам не сомневался в своей правоте. Архитектурные замыслы Леонардо подхватил и развил через несколько веков в 1914 году его соотечественник Антонио Сант-Элиа. Архитектуру будущего Сант-Элиа также признавали утопичной до тех пор, пока вдруг не обнаружили, что его проекты, в которых был резко изменен масштабный строй города, отвечают настоятельным требованиям нашего недавнего времени. Живописные архитектурные композиции Босха, Брейгеля, Дезидерио, Моро представляли собой чудовищные сочетания реминесценции и гротеска; они пытались соединить невозможные стили в своего рода декорации к театрализованному апофеозу. В основе же архитектурных фантазий Леонардо да Винчи и Леду, например, лежат инженерные замыслы. Это вовсе не фантастические грезы, а фантазии, порожденные предвидением. Дом, который Леду намеревался построить над водопадом, несомненно, был плодом фантастического замысла. Однако двумя веками позже Фрак Ллойд Райт построил в США свой знаменитый дом над водопадом. Подобная преемственность замысла позволяет говорить уже не о фантазии, а о предвидении. Гигантомания, мания величия – так охарактеризовали произведения архитекторов-провидцев. Этих нареканий в свое время не избежали ни Леду, ни Булле. Но разве современный Манхэттен не фантастичнее самых невероятных замыслов Булле? Леду и Булле первыми еще в ХVIII веке вступили на путь технической фантазии. Рене Саржер, французский архитектор и инженер, писал: «Современные фантасты остаются непонятными только тем, кто не представляет себе поистине фантастических возможностей новой техники».

Нельзя обвинять фантастов в утопизме – творческий поиск, ориентированный на будущее, неотделим от утопии, проблему всегда следует рассматривать с более широких и дальновидных позиций. Интересные градостроительные идеи и предложения футурологического направления были предложены архитекторами и конструкторами различных стран в середине прошлого века. Это время – начало современной научно-технической революции – развитие атомной энергетики, освоение космоса, химизация народного хозяйства, внедрение кибернетики и бионики в производство. Все это открывало качественно новый этап в проектировании городов будущего. В эти же годы осознается понятие, названное «демографическим взрывом», что тоже определило поражающее воображение масштаб и перспективу проектирования. Проекты архитекторов-новаторов еще более необычайны, так как полностью отказываются от архитектурного наследия. Пример – города-мосты. И.Фридман разработал проект города-моста, перекинутого через Ла-Манш, по своей смелости превосходящий архитектурные фантазии Филарете или Антуана Карона.

Проекты так называемого пространственного градостроительства, выступая за разумное использование земли, против «расползания» городов, предлагают также удобство пространственных связей между частями города с использованием новых возможностей строительной техники. В городах-конусах, запроектированных Полем Мэймоном, диаметр полой железобетонной опоры равен 20 метрам; она используется для размещения лифтов и коллекторов для всех вертикальных коммуникаций. Тросы, закрепленные к опоре, напоминают огромную паутину. К этим тросам могут быть подвешены любые элементы городской застройки. И.Фридман предлагает проект пространственного города на территории Парижа: новый город поднят в воздух над старыми кварталами Парижа и над Сеной. Разрывы между жилыми домами обеспечивают инсоляцию земной поверхности.

В проекте «города-кратера», архитектор Шанеак создает пространственный город с использованием типовых элементов.

Структурную основу составляют искусственные уровни – площадки и звездообразные бетонные «ежи». Структура заполняется объемными ячейками заводского изготовления свободной формы, которые устанавливаются на несущих конструкциях. Композиция с применением таких жилых единиц в масштабе крупного жилого комплекса не получила бы уравновешенного, статичного построения; она образовала бы живое, постоянно меняющееся сочетание жилых единиц.

Проекты группы «Арчигрэм» развивают идею архитектуры «однократного использования». Все элементы города рассчитаны на эксплуатацию в течение срока морального износа. Наиболее короткий срок у жилой ячейки (15-20 лет). Поэтому новые ячейки можно постоянно «подключать» к структуре города.

Проект города «Плаг-ии-сити» («город-розетка», «город-штепсель»). Архитектор Кук предложил решение, где сетчатая крупномодульная структура содержит все необходимые для города связи по горизонтали, вертикали и диагоналям, транспортные, пешеходные и важнейшие виды обслуживания. Элементы города монтируются и заменяются посредством мощных кранов.

В кибернетическом градостроительстве Николая Шеффера город труда и учебы решен в виде высотного объема, а город отдыха и развлечений «распластан» по горизонтали.

Город-воронка Вальтера Йонаса (в виде опрокинутого вершиной вниз конуса или пирамиды) представляет собой как бы искусственную долину; квартиры выходят во внутреннее пространство воронки. Эти воронки, соединенные между собой перемычками в верхней части, образуют город.

Каждая воронка представляет собой самостоятельный квартал. Йонас разработал проект «городской единицы будущего» («Интра-хауз») в форме раскрытой многоярусной воронки с внутренним замкнутым пространством. Задача проекта – возродить городскую коммуну, максимально освободить поверхность земли.

Проект «Подвижного города» Пере-Лаейя представлял собой город, который включал бы в себя постоянную часть и подвижную часть, которая состояла бы из индивидуальных сблокированных ячеек, установленных на рельсах. Передвижение по городу должно было осуществляться с помощью подвесных тротуаров.

Артур Куормби, проектирующий жилые ячейки из пластмасс, придал высокую мобильность пространственной системе ячеек, подвешенных к центральной полой несущей мачте. Эти ячейки могут открепляться от несущей конструкции и по желанию жильца превращаться в индивидуальный дом, установленный на земле, или перевозиться на новое место и прикрепляться к другим несущим конструкциям аналогичного типа. Разработаны проекты городов на сваях и плавучих городов. Ученый Жак-Ив Кусто предложил решение дома под водой.

Новое движение противопоставило идеям «функционального порядка», лежащего в основе мечты Афинской хартии о «лучезарных городах» свое понимание основных условий градостроительства: динамизм эпохи, мобильность элементов и функций города. Их идеи свелись главным образом к разработке полуфантастических проектов и идей городов будущего, основанных на безграничных возможностях техники, а также на собственных представлениях о развитии будущих социальных условий градостроительства. Эстетические же критерии почти невозможно прогнозировать – в отличие от предвидения тенденции технического и социального прогресса. Как правило, попытки представить будущее в его конкретной реальности, не имеют успеха – они кажутся слишком неправдоподобными с позиций сегодняшнего дня и слишком наивными, когда уходят в прошлое. И все-таки представление о будущем необходимо. Высказывая представления о будущем, специалист получает возможность прямо, конкретно и доступно для каждого изложить свое мировоззрение.

Синтез обобщенного представления о будущем предполагает нечто большее, чем сумму специальных знаний, а именно – целостную и динамическую картину. Конечно, такая картина может быть создана лишь ценой определенных условностей и упрощений. Тем не менее, попытки увязать все аспекты прогноза в целостную картину часто могут дать больше, чем самое глубокое исследование одного из них вне связи со всеми другими. Поэтому каждый исследователь имеет право конструировать свой обобщенный образ будущего, вбирающий в себя комплексную оценку тех проблем, которые кажутся ему наиболее актуальными, в их естественном движении и взаимосвязях.

Раздел 2. Город – одна из самых сложных систем, когда-либо созданных человечеством

Одна из труднейших проблем градостроительства заключается в том, чтобы создать для человека наиболее благоприятные условия существования. Она затрагивает все стороны жизни человека; с ее решением связано множество самых разнообразных вопросов – хозяйственных, социальных, политических, медицинских, санитарно-гигиенических, биологических и географических. Градостроитель должен быть также знатоком духовной культуры, психологом - «человековедом». Одна из важнейших проблем - соответствие повседневной деятельности человека его идеалам и мировоззрению. Архитектор должен стремиться создать максимально благоприятные условия для жизни человека с учетом его потребностей и запросов.

В наше время прогресс в области науки так стремителен, возможности практической деятельности и развития умственных способностей человека так не ограничены, что нельзя даже предсказать с достаточной уверенностью, куда все это может привести. Трудно предсказать, каковы будут запросы людей в 2500 году, что они сочтут для себя нормой поведения. Мы живем в бурно развивающемся, стремительно меняющемся мире. В то же время некоторые аспекты этого развития серьезно тревожат. Отходы промышленного производства загрязняют воздух и воду, фауну и флору, нарушают устойчивые экологические сообщества в природе, ухудшают санитарно-гигиенические условия жизни людей. Все возрастающий темп жизни, необходимость перерабатывать во много раз увеличивающийся на протяжении жизни одного поколения объем информации, неумолимое внедрение стандарта в потребление и культуру – оплачиваются огромными затратами нервной энергии, и в чем-то обедняют эмоциональную жизнь.

Городское планирование намного превышает сложностью архитектурное проектирование, искусность связывания вместе социального, экономического, географического и пр. достигает полноты результата только тогда, когда город предстает перед нами в полноте своей сущности, воспринимается всеми чувствами. Умение профессионального планирования, вобравшее в себя концентрированное знание, накопленное многими поколениями урбанистов, в конечном счете, воплощается в комфортность бытия и в комфортность видимого образа. И этот образ бесконечно важен, так как он включает в себя обширную гамму элементов – от первого взгляда на город издалека до взгляда на дом через улицу или через струи фонтана на маленькой площади. Город – это еще и нечто иррациональное, каждый город неповторим характером, судьбой, историей.

Человек еще и консервативен по своей природе. Наблюдающийся сначала на Западе, а теперь уже и у нас в последнее время взрыв вещной «ностальгии», интереса к предметам 40-50-летней давности, не представляющих художественной ценности (китч), несомненно, свидетельство тоски по устойчивой вещи прошлого. Раньше этот транссубъектный мир был вполне устойчив – человека окружали вещи, доставшиеся от предыдущего поколения, а новые походили на старые. Форма глиняного горшка практически не изменялась тысячелетиями. Автоматизм восприятия – великий охранительный механизм психики, его нельзя безнаказанно нарушать. Слишком быстро все меняется: одежда, посуда, мебель, интерьер, архитектура. В мире, организованном таким образом, постоянным можно ощущать только свое «я». Все остальное меняет очертания, несется куда-то все стремительнее. Долго ли в такой ситуации можно сохранять твердое ощущение своего «я»? Только осмотрительная постепенность и неторопливая преемственность может сберечь духовное «я» и психическое здоровье человека в этом слишком скоро меняющимся мире. Универсальный, обобщающий рецепт города-мечты выписать практически невозможно

Заключение

Каким будет город к середине нынешнего столетия? На этот вопрос нужно давать ответ, потому что в отличие от фантазий основы реального города будущего закладываются сейчас. Но ответить на него трудно. Необходимо разобраться в самой природе городского планирования, в том, как модели предметной, физической организации городского пространства сопряжены с мировоззренческими позициями, с одной стороны, и с экономическими, управленческими правилами игры, закрепленными в нормативных актах и стандартах поведения – с другой.

За последние полвека количество работ, посвященных урбанистике, различным ее аспектам, не только необычайно разросся, но и продолжает разрастаться. Мнения меняются, мы оставили позади уверенность людей вроде Камилло Зитте, в том, что можно раз и навсегда установить правила создания прекрасного города, а людей, вроде Ле Корбюзье – в том, что воля художника способна построить город заново. Наивысшей сложностью, а потому особым очарованием обладают те ансамбли и города, что нарастают в течение долгого времени, путем прибавления новых элементов так, что новое целое охватывает прежнее целое и включает его в себя. Задача архитектора еще и в том, чтобы суметь подчинить свое решение решению своих предшественников. Культ авторства, авторские амбиции не должны вступать в противоречие с давней культурой выращивания ансамбля.

Людям на переломе ХIХ-ХХ веков казалось, что технический прогресс сам собой решит все проблемы города и горожан. Теперь мы знаем, что этот прогресс, масштаб которого и масштаб последствий которого они не могли себе представить, не только строит и развивает города, ни и омертвляет их. Мы должны увидеть заново эволюцию города как города людей. Тех, кто этот город создает осознанно, и тех, кто пересоздает его ежедневно своим поведением в городской среде.

Использованная литература:

В.Л. Глазычев. Урбанистика. Издательство «Европа», Москва, 2008г.

А.Э. Гутнов, И.Г.Лежава. Будущее города. «Стройиздат», Москва, 1997г.

Мишель Рагон. Города будущего. Издательство «Мир», Москва, 1969г.

Красная книга культуры. Издательство «Искусство», Москва, 1989г.

Посохин М. Город для человека. Издательство «Прогресс», Москва, 1980г.

Хорев Б. Проблемы городов, Москва, 1975г.



Поделиться: