Моральные аспекты проблемы технизации врачебной деятельности. Этико-деонтологические проблемы медицинской науки в третьем тысячелетии

государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра философии, психологии и педагогики

вопросы к Экзамену по философии, биоэтике.

    Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук.

    Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.

    Исторические этапы развития мировой философской мысли. Основные философские принципы (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, механицизм, диалектический монизм) и исторические типы философствования (созерцательный, умозрительный, деятельностный, социально-экологический).

    Античная философия: этапы развития и характерные черты (космоцентризм, мифологизм, натурфилософский характер, наивная диалектика, стихийный материализм). Первые греческие мыслители (милетская школа, Гераклит, Пифагор, элеаты).

    Философия Демокрита: атомистический материализм.

    Философия Платона: объективный идеализм и учение о познании.

    Вклад Аристотеля в развитие мировой философской культуры (учение о материи и форме, учение о душе).

    Философия эпохи эллинизма (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм).

    Особенности средневековой западноевропейской философии (теоцентризм, экзегетика, креационизм, дидактизм). Номинализм и реализм как направления средневековой философии.

    Философские воззрения Августина Аврелия (проблема свободы воли) и Фомы Аквинского (проблема соотношения веры и разума).

    Особенности философии эпохи Возрождения (антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, культ природы), ее связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании в философии эпохи Возрождения (Дж. Бруно и Н.Кузанский).

    Эмпиризм и сенсуализм в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк).

    Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

    Субъективный идеализм в философии Нового времени (Дж. Беркли и Д. Юм).

    Философия французского Просвещения XVIII века, её характерные черты (механицизм, метафизический материализм, сенсуализм, формирование атеизма). П.-А.Гольбах, Ф.Вольтер, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Ж.-О. Ламетри о природе, обществе, человеке, познании.

    Особенности становления и основные черты немецкой классической философии (общая характеристика).

    Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм.

    Философия Г. В. Ф. Гегеля: объективный идеализм и диалектика.

    Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и отношение к религии.

    Условия возникновения и основные положения марксистской философии (материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, проблема человека).

    Этапы развития русской философии и ее основные черты (связь с религией и литературой, историзм, антропологизм, этическая проблематика, тема патриотизма и судьбы России, свободы человека).

    Западники и славянофилы о путях развития России. «Русская идея», ее историческое и современное значение.

    Русская религиозная философия 2-й половины XIX - начала XX веков. «Философия Всеединства» В. Соловьева.

    Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, Л.А.Чижевский и др.).

    Материалистическая традиция в русской философии конца XIX - начала XX вв. (Н. Чернышевский, Г. Плеханов, В.Ленин).

    Философское значение творчества российских ученых - естествоиспытателей (Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Д. И. Менделеева, И.И. Мечникова). В.И Вернадский: его учение о биосфере и ноосфере.

    Особенности формирования и характерные черты западноевропейской философии ХХ века (иррационализм, антропологическая проблематика, плюрализм философских направлений).

    Философия экзистенциализма (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю).

    «Философия жизни» как одно из основных направлений западноевропейской философии ХХ века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

    Философия неопозитивизма (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап).

    Философия психоанализа (3.Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг), его философское и медицинское значение.

    Религиозная философия Западной Европы ХХ века: персонализм, неотомизм, религиозный эволюционизм (тейярдизм).

    Герменевтика как одно из направлений современной западноевропейской философии. Проблема понимания в философии и медицине (медицинская герменевтика).

    Движение, пространство, время как способы существования материи. Основные формы движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная и др.) и их взаимосвязь. Особенности социального пространства и времени.

    Понятие «отражение», его формы в живой и неживой природе.

    Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание.

    Структура сознания (телесно-перцептивный, логико-понятийный, эмоциональный, ценностно-мотивационный компоненты). Самосознание и его формы. Особенности профессионального самосознания врача.

    Проблема соотношения сознательного и бессознательного в психике человека. Учение 3.Фрейда (психоанализ), его философское и медицинское значение.

    Познание как отражение действительности (гносеологический оптимизм и агностицизм). Диагноз как специфическая форма познавательного процесса.

    Чувственное и рациональное познание, их формы. Роль чувственного и рационального познания в диагностическом процессе.

    Практика: понятие, виды и роль практики в познавательном процессе. Клиническая практика, ее роль в медицинском познании.

    Наука: происхождение, сущность и социальные функции. Особенности научного познания (целенаправленность, рациональность, доказательность, универсальность, специфичность методов и др.).

    Проблема научного метода. Эмпирические и теоретические методы научного познания. Специфические методы в медицинском познании.

    Диалектика, её исторические формы (наивная диалектика, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика). Диалектика и метафизика.

    Законы диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания) и их методологическое значение для медицинского познания.

    Категории диалектики: единичное, особенное, общее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; содержание и форма; возможность и действительность. Методологическая роль категорий диалектики для медицины.

    Человек как биосоциальная целостность. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека. Проблема сущности человека.

    Человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности (биологический, психологический и социальный уровни).

    Философские и медицинские аспекты проблемы жизни, смерти и бессмертия. Проблема смысла жизни.

    Общество как саморазвивающаяся материальная система. Законы общественного развития. Проблема социального детерминизма.

    Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

    Основные формы и уровни общественного сознания. Общественная психология и идеология, их диалектическая взаимосвязь.

    Культура и цивилизация: понятия и отличительные черты. Особенности современной цивилизации.

    Глобализация и ее роль в жизни общества. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.

    Мораль как форма общественного сознания. Структура морали (моральное сознание, нравственные отношения, моральная деятельность) и ее социальные функции.

    Особенности медицинской этики. Медицинская деонтология: понятие, задачи, области проявления.

    Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача.

    Этапы развития медицинской этики. Клятва Гиппократа – первый медико-этический документ.

    «Клятва врача России», ее содержание и нравственное значение.

    Система взаимоотношений «врач – пациент» как основа медицинской профессиональной этики и деонтологии. Основные моральные модели взаимоотношения врача и пациента (патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная).

    Врачебная тайна и врачебная ошибка как проблемы медицинской этики. Ятрогения: понятие, виды, причины.

    Моральные аспекты проблем технизации и коммерциализации врачебной деятельности. Медицинская помощь и медицинская услуга.

    Биоэтика как область познания и социальный институт. Причины возникновения биоэтики и ее междисциплинарный характер.

    Основные принципы биоэтики («не навреди», «делай благо», принцип уважения автономии личности, принцип справедливости), их содержание и значение.

    Основные правила биоэтики (правило добровольного информированного согласия, правило конфиденциальности, право пациента на отказ от медицинского вмешательства, правило правдивости, правило неприкосновенности частной жизни), их содержание и значение.

    Моральные проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека (проблемы аборта, искусственного оплодотворения, «суррогатного материнства» и др.).

    Смерть и умирание как проблема биоэтики. Моральные аспекты проблемы эвтаназии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Этико-деонтологические проблемы медицинской науки в третьем тысячелетии

Бурное развитие научно-технического прогресса в XXI веке, врастание новых технологий в повседневную жизнь современного общества, угрожающе изменяющего ее формы и традиции, особенно остро ощущается в последние годы. Подобная ситуация побуждает к поискам философского фундамента как основы понимания и осмысления происходящих перемен, выявление действительных возможностей науки, выработки требований, направленных на повышение ее моральной ответственности.

Это в полной мере относится к современной медицине в связи с использованием новых технологий, обсуждением возможных последствий применения современных методов лечения и медикаментов. Методики трансплантологии, вживления искусственных органов, «асексуальное размножение», «суррогатное материнство» - все эти достижения заметно обогатили арсенал средств борьбы за человеческую жизнь. Однако каждое из этих понятий - реальная единица т.н. «этического минного поля», которое новые технологии создают для современной культуры. Ведь темпы развития медицинской науки сами по себе не обеспечивают качественных изменений в жизни и деятельности человека.

Более того, обсуждение применения новых технологий медицины давно вышло за рамки национальных границ, привело к созданию не только национальных комитетов по биоэтике, но и межправительственных объединений и исследовательских центров. В процессе обсуждения выявилось множество сопутствующих проблем, продиктованных различными жизненными ситуациями. К ним относятся - желание иметь ребенка без учета естественных биологических циклов родителей; потребность родителей в ребенке, продиктованная не только желанием иметь детей; неустранимая роль отца; право быть матерью; наследственность и тайна и др. На первый план при этом выходят вопросы нравственно-этического порядка, которые в настоящее время оказались отодвинутыми даже не на вторые, а гораздо более дальние места и лишь в последние годы некоторые из них начинают выдвигаться для обсуждения. Подобное состояние дел не может оцениваться как нормальное.

Определяющим мировоззренческим контекстом «новых технологий» медицины является либеральная идеология с её высшими ценностями «прав и свобод» и пресловутой «свободой выбора» того или иного медицинского вмешательства. При этом игнорируются традиционные правила медицинской этики, складывавшиеся веками. «Технизация» медицинской деятельности объективно требует повышения внимания к её гуманному компоненту.

В третьем тысячелетии перед медицинской наукой встаёт ряд важных и часто спорных вопросов. Весь список данных проблем возглавляет следующая четверка - клонирование человека, эвтаназия, искусственное оплодотворение и искусственное прерывание беременности. Большинство учёных достаточно сдержанно относятся к каждой из них. Так, рассматривая клонирование человека, многие обращают внимание на то, что эта проблема, в первую очередь, этическая. Человек, вторгаясь в сферу бытия, за которую не ответственен в силу своей природы, порождает ситуацию непредсказуемости подобных шагов. Ведущей основой терапевтического клонирования являются исследования в области выращивания так называемых «стволовых клеток», которые появляются на 4-5 день развития организма и представляют собой своего рода строительный материал, восстанавливая его функции и играя роль «скорой помощи». Именно эта сторона терапевтического клонирования приводится в качестве аргумента в пользу его разрешения, так как это поможет сохранить жизнь сотням и тысячам естественнорожденных. Однако, как и все новые технологии, эта технология может принести не только пользу человеку, но и чревата серьёзными этическими проблемами.

Следующая проблема - эвтаназия, которая возникла не сегодня и не вдруг, а обсуждалась с глубокой древности и уже тогда вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и др. Отношение к умышленному ускорению смерти неизлечимого больного, даже с целью прекращения его страданий, никогда не было однозначным. Со времён Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: « Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, а также не посоветую это». И хотя в наше время существуют суждения « за» и «против» эвтаназии, хорошо известно, насколько велика возможность ошибки, когда врачи строят свои прогнозы. Более того, подобно гильотине, эвтаназия может попасть в руки людей менее человечных, чем её изобретатели.

Вопросы этики искусственного оплодотворения - это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты этой новой медицинской технологии: «новая технология размножения», «техногенное производство людей», «асексуальное размножение». В оборот входят понятия - «торговля репродуктивным материалом», «продукция оплодотворения», «суррогатное материнство» и т.п. Среди многих опасений применения «искусственного оплодотворения» одним из самых важных является опасение возникновения культурологических, демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных и родственных отношений. Относительно проблемы искусственного оплодотворения необходимо подчеркнуть, что разнообразные этические вопросы связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащем поведении в области продолжения рода. Важную роль начинают играть не только сугубо научные моменты, но и этические конфликты и противоречия.

Таким образом, биоэтические проблемы медицины дают богатейший материал для работы философской мысли, поскольку именно в них обнажается и приобретает сверхчувствительность то, что именуется душой, совестью, долгом, ответственностью - всё то, что объединяется ёмким понятием морали и нравственности.

Мое личное мнение о вышеперечисленных проблемах. Я против клонирования, эвтаназии, экстракорпорального оплодотворения, «суррогатного материнства», выращивания и лечения «стволовыми клетками». Я считаю, что это приносит только вред нашей - человеческой душе. Если не может женщина иметь детей, значит - она должна задуматься - почему? То же касается и мужчины. Если мучается человек от невыносимой боли, значит - заслужил, либо это определенное испытание для его души и тела. Эвтаназия подобна самоубийству, а это во все времена являлось страшным грехом. Когда ученые пытаются клонировать человека - они ставят себя на место Бога.

Из новых методов диагностики я признаю безнаказанным, такие как Ядерно-магнитно-резонансная томография. ЯМР появилась относительно недавно, этот метод безвреден, высокоинформативен. По сути, с помощью этого аппарата получаются как бы послойные срезы исследуемого органа. Но, даже получив результаты исследования, я думаю, не стоит сразу консервативно решать проблему, прежде всего, стоит задуматься - что «я» сделал не так?

Возможно болезнь - это даже не наказание для данного человека, а испытание. И от того как он воспримет свою болезнь будет зависеть его дальнейшая жизнь или смерть.

Искусственное прерывание беременности отдельная проблема, стоящая на нейтральной позиции для моего понимания. Я против абортов, но ЕСТЬ ситуации, когда такой выход необходим, он оправдан медицинскими показаниями, естественно они должны быть объективны и срок беременности как можно меньше. Я против того, что в нашем государстве на сроке до 12 недель женщина сама имеет право сделать выбор - рожать ей или нет, выбор нужно делать до зачатия.

Использованная литература

медицина проблема этический клонирование

Этические проблемы психологических исследований и психологической практики. Круглый стол // Человек. - 2002. - № 5.

Смирнов И.Н. Философские проблемы биоэтики // Вопросы философии. - 1987. - № 12.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Важность этической стороны деятельности менеджера. Сущность морали в современной науке, обоснование ценностных ориентаций общества. Анализ этических проблем организации управления коллективом. Психологические установки, определяющие стиль руководства.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2011

    Эвтаназия, как вид насилия. Понятие эвтаназии, нравственные аспекты ее проблем. Нравственная форма жизни и жизнь физическая. Автономия личности - практическое признание безусловной ценности личности. Анализ этических аргументов "за" и "против" эвтаназии.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2009

    Аборт как искусственное прерывание беременности путём удаления плода из матки в сроки до 22 недель от зачатия. Определение медицинского аборта. Противоположные точки зрения о проблеме аборта. Аргументы против моральной допустимости аборта и в его защиту.

    статья , добавлен 09.04.2010

    Определение роли этических комитетов в современной медицине посредством изучения истории их возникновения и основных принципов, определяющих порядок их деятельности. Назначение этических комитетов, их сущность структура и функции. Этические комитеты РФ.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Понятие "медицинская деонтология". Обязанности врача перед пациентом, сформулированные Гиппократом. Основные нормативные документы медицинской этики. Этические проблемы современной медицины. Избранные статьи Кодекса профессиональной этики врача РФ.

    презентация , добавлен 24.01.2016

    Взаимоотношения между врачом и пациентом как одна из важных проблем медицины. Сложности в коммуникации "врач-пациент", их влияние на качество врачебной помощи и течение лечебного процесса. Свод этических правил, запретов и ограничений во врачебной этике.

    презентация , добавлен 07.12.2014

    Характеристика модификации поведения, генной инженерии, суррогатного материнства, клонирования, этики аборта, трансплантации органов, продажи детей, изменения поля, искусственного продлевания жизни и эвтаназии как основных направление биоэтики.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Понятия: этика и этический кодекс, специфика. Основные компоненты административной этики. Особенности управления нравственным самосознанием государственных служащих. Эмпирическое исследование проблем внедрения этических норм в образовательном учреждении.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2015

    Эволюция этических учений и формирование профессиональной этики в философских учениях Древнего Китая, Индии, Греции. Нравственные направления XIX века. Классификация этических проблем инженерной деятельности в области трубопроводного транспорта.

    реферат , добавлен 20.11.2013

    Морально-нравственные аспекты медицины. Хирургическая деонтология как совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, принципы поведения и психологического общения с больным или здоровым человеком.


Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на котором настаивал еще Т. Парсонс, были поставлены под сомнение. Это вызвало недоверие к врачам, а заодно и к власти, проводящей соответствующие реформы. С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение -...

  • Введение
  • 1. Медицинская деонтология
  • 2. Коммерция в медицине
    • 2. 1. Медицинские услуги
    • 2. 2. Лечебно-диагностический процесс: разумный минимум или источник доходов
  • Заключение
  • Список литературы

Коммерциализация врачебной деятельности и ее влияние на моральный климат в медицине (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы.

В последние годы сложилась непростая ситуация в отечественной медицине. Коммерциализация медицинской деятельности поставила под сомнение традиционные ценности врачебной профессии. Кроме того, длительный период существования бесплатной медицинской помощи сформировал настолько устойчивые патерналистские ориентации в массовом сознании, что переход на рыночные отношения в здравоохранении стал безусловным разочарованием для людей, каждый из которых является актуальным или потенциальным пациентом.

Бескорыстность врачебной деятельности, ее альтруистический характер, на котором настаивал еще Т. Парсонс, были поставлены под сомнение..

С другой стороны, сами врачи оказались в ситуации ролевого конфликта, когда они должны оказывать помощь каждому в ней нуждающемуся, и в то же время, брать плату за лечение — со страховых компаний или с самих пациентов, независимо от того, способны ли объекты медицинской помощи оплатить предоставленные услуги.

И, наконец, с третьей стороны, возникла проблема подготовки медицинских кадров. Не в плане профессиональных знаний, а в отношении тех ценностных установок, которые интериоризируются личностью.

Список литературы

  1. Введение в биоэтику. - М.: «Прогресс-Традиция», 1998. - 384с.
  2. Гребенев А. Л. . М.: Медицина, 2001. - 592с.
  3. Гребенев А. Л. Пропедевтика внутренних болезней . М.: Медицина, 2001. - 592с.
  4. Губенко М. И. Правовые основы профессиональной этики медицинских работников . // Медицинское право. 2008. - № 4.
  5. Дымарская Г. Права и обязанности медицинских работников . // Общественно-политическая газета. - 2006. - № 850 (55)., от 8 ноября.
  6. Котова Г. Н., Нечаева Е. Н., Гучек П. А., Карасева Л. Н. Социологическая оценка качества медицинской помощи . // Здравоохранение Р Ф. - 2001. № 4. - с. 22.
  7. Лисицин Ю. И. Медицинская этика, деонтология и биоэтика // Проблемы социальной гигиены и история медицины. - 1998. - № 2. - С. 7−13.
  8. Семенов В. Ю. Проблемы управления качеством медицинской помощи . // Здравоохранение. - 2004. - № 3. - с.20.
  9. Силуянова И., Яковлев В. Врач и общество, врач и пациент . // Медицинский вестник. - 2009.  № 1−2.
  10. Сухарева Н. Врач - бог или врач от бога? Новое видение образа и роли врача в современном обществе . // Web: http://www.global-be.ru/events/view/pubs_view.html?5
  11. Черников Е. Врач и пациент : этико-правовой аспект. // Общественно-политическая газета. - 2006. - № 850 (55)., от 8 ноября.
  12. Шабалов Н. П. Детские болезни . В 2х томах. Т.1. - СПб.: Питер, 2002. - 832с.
  13. Шабалов Н. П. Неонатология : Учебн. пособие: В 2 т. / Н. П. Шабалов.  Т. I.  3-е изд., испр. и доп.  М.: МЕДпресс-информ, 2004.  608 с.

Технизация медицины - знамение XXI века. Она несет с собой и плюсы и минусы. Недопонимание врачом важности общения с больным, учета личностной особенности пациента снижает терапевтический и профилактический эффект медицинской деятельности, приводит к возникновению ятрогенных (вызванных деятельностью врача) заболеваний. Известный хирург А. Д. Очкин писал по этому поводу: «...если суммировать все требования, предъявляемые к врачу, то положение его можно оценить как труднейшее среди существующих профессий». С таким утверждением трудно не согласиться.

Ведущие российские и зарубежные специалисты в области медицины справедливо подчеркивают необходимость высокой степени культуры и такта у современного врача. Напоминаем, что среди пациентов более 12 млн. сегодня имеет высшее образование, около 19 млн. - среднетехническое, не говоря уже о всеобщем среднем образовании, общей высокой культуре, доступности различной, медицинской литературы. Поиск оптимального решения вопроса повышения общей и профессиональной культуры врачей не мыслится без совместного участий в нем социологов, психологов, работников литературы и искусства, врачей-преподавателей всех специальностей.

Успехи и неудачи врачевания во многом зависят от индивидуальных особенностей врачей и от его специальной и социально-психологической подготовки. В связи с этим перед медициной и здравоохранением встает ряд практических задач, среди которых наиболее актуальны: а) отбор в медицинские учебные заведения лиц, пригодных для этой цели по своим характерологическим особенностям, решение этой задачи мыслится через «введение экзамена по специальности» - обязательная работа до поступления в вуз в качестве младшей медицинской сестры в лечебно-профилактическом учреждении от одного до двух лет, соответствующая подготовка, формирование, воспитание личности в процессе обучения в мединституте; б) создание реальной возможности для преподавателей и администрации вуза отчислять студентов, не отвечающих высоким требованиям, предъявляемым к профессии врача. Однако оба предложения оспариваются различными инстанциями, и вопрос пока практически должным образом не решается (И. И. Косарев).

Многочисленные трудности оптимального решения данной проблемы побудили представителей ВОЗ специально заняться изучением ее в различных странах. Однако вывод, сделанный на специальном совещании, созванном Европейским региональным бюро ВОЗ (в работе принимал участие представитель России), рабочей группой по отбору студентов для получения медицинского образования, заключается в том, что ни одна страна не может в настоящее время быть удовлетворенной существующей системой оценки абитуриентов. Данное положение позволяет читателю понять, насколько трудно решение вопроса и как своевременно и оправданно подключение к нему представителей смежных с медициной наук. Опираясь на фактический материал, полученный в результате конкретно-социологических исследований, О. П. Щепин, Г. И. Царегородцев и В. Г. Ерохин в книге «Медицину и общество» пишут, что прогресс медицинской науки и практики, с одной стороны, рост запросов населения к качеству медицинской помощи («врачебному искусству»), детерминированный социальным и научно-техническим прогрессом развитого общества, с другой стороны, привели к несоответствию некоторой части врачей высоким профессиональным и нравственно-психологическим требованиям, предъявляемым российским здравоохранением. Вот почему так необходимо совершенствовать систему отбора и подготовки врачей.

Говоря о решении второй задачи, связанной со всеми аспектами подготовки специалистов и постоянного повышения его знаний и профессионального мастерства, можно отметить только первые шаги, которые заключаются во введении специализации по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии на последних курсах института, одногодичной интернатуры после окончания вуза. Характерно, что ряд ведущих российских специалистов в области медицины, философов и социологов поддерживает мнение о необходимости преподавания в медвузе логики, психологии и социологии медицины, видя в этом одно из средств решения проблемы повышения общей и профессиональной культуры врача.


Введение

Профессиональная этика

Этика ученого. Этические проблемы науки

Этические аспекты профессиональной деятельности литературоведа

Заключение

Использованная литература

Введение

Этика - одна из составляющих философской антропологии; древнейшая наука, предметом которой является мораль и нравственность. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порожденные человеческим общежитием, нормы преодоления агрессивности и индивидуализма. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни людей, самоотверженности и всей системы моральных и нравственных норм различных социальных групп.

В этике выделяют следующие направления исследований:

§Метаэтика <#"justify">Целью данной работы является описание основных проблем прикладной этики в сфере науки на примере литературоведения.

1. Профессиональная этика

Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

а) профессиональную солидарность;

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах - требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).

Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали .

Таким образом, профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Профессиональные моральные нормы - это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований кодекса морали. Возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем она уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере морали.

2. Этика ученого. Этические проблемы науки

Этика ученого - область профессиональной этики, определяющая моральные отношения ученого с его коллегами и учениками, его отношение к исследованиям других ученых, а также к своему собственному исследованию.

В «моральный минимум ученого» входит, прежде всего, обязательность ссылок на чужие идеи при точном цитировании источника, недопустимость плагиата, толерантность в отношениях с оппонентами. Морально неприемлемым в науке является навязывание своих идей и теорий административными методами.

Важнейшим принципом этики ученого является предвидение социальных и экологических последствий своих исследований и принятие моральной ответственности за эти последствия.

В последнее время все больше актуализируется принцип гуманного отношения ученого не только к окружающим людям, но и ко всему живому. Так представителями биоэтики стал обсуждаться вопрос о недопустимости экспериментирования на животных. В начале ХХI века становится очевидным: страсть ученого не должна осуществляться за счет гибели или страданий живого существа.

Моральность ученого во многом определяется его человечностью и цельностью личности, когда специализированный субъект познания не уничтожает в нем человека.

Этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований. Новая дисциплина - этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.

Современный мир - это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляется тенденцией к технизации. Человек окружает себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни. Даже проявление творческих способностей современного человека происходит с учетом законов окружающей техносреды. Возникает противоречие между этическими нормами и необходимостью технического бытия человека, которое ведет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. Особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее важным в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Институт ссылок - это «академическая составляющая науки». Кроме того, этот институт обеспечивает селекцию того нового, которое свидетельствует о росте научного знания.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.

Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Этические проблемы, которые были порождены областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938 г. расщепления атома урана, что позволило создать атомную бомбу. История атомной бомбы общеизвестна. Эйнштейн, Ферми, Сциллард, Оппенгеймер руководствовались высокой целью борьбы с беспримерными в истории человечества преступниками - с германским фашизмом. Однако открытие физиков попало в руки американских военных, которые сожгли Хиросиму и Нагасаки. Попытки ученых остановить это ужасное дело оказались тщетными.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии, указывают на опасность биологизаторских тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты человека признаются врожденными, например, насилие, угроза, агрессия, войны. Также природно-эволюционно истолковывается и стремление человека к образованию, карьерному росту, лидерству и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач-пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств. Пришедшая на смену патерналистской модели модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за него и даже не информировать о его состоянии и перспективах лечения.

Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование на человеке. Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности, функционирование которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшимся генетическим качествам. Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

. Этические аспекты профессиональной деятельности литературоведа

Например, в период кардинальных общественно-политических перемен в России второй половины 1980-1990-х годов, когда вектор общественного развития резко изменился, поменял направление от идей социализма к капиталистической идеологии, когда актуализировалась и стала официально востребованной острая критика советского образа жизни, в литературной критике, в целом в литературоведении этого периода мгновенно сформировалась нигилистическая идеология по отношению к советской литературе, к советской классике.

Политизировалась и сама теория литературы, как это было в начальный период формирования советской культуры, когда защитники пролетарской идеологии (например, теоретики Пролеткульта) ориентировали писателей на создание «новой», «пролетарской», «социалистической» литературы, культуры «с чистого листа», отрицающих литературно-художественную классику XIX века. Тогда, уже в начале 1930-х годов, появился и откровенно политизированный литературоведческий термин «социалистический реализм», ставший в конце 1980-1990-х годов предметом «нападок» и разоблачений одновременно с подобным отношением к М. Горькому, М. Шолохову, В. Маяковскому или другому классику литературы советского периода, вместо попыток разобраться в теории нового реализма, обозначившей в свое время реально существовавшее на протяжении целого полувека направление яркого художественного творчества.

Когда с целью разоблачения социалистического реализма приводились примеры из произведений писателей весьма второстепенных (во все времена этот писательский планктон существовал наряду с классикой), то достаточно было ответить на подобные выпады репликой: «Так это не только не социалистический реализм, а вообще не литература или писатели далеко не первого ряда и ничего в подлинной истории литературы не определявшие, обозначавшие какие-то приметы лишь в текущих литературных процессах».

В теории социалистического реализма современным ученым предстояло разобраться и по-новому осмыслить литературу, традиционно объединяемую этим понятием. Однако для пересмотра ошибочных теорий и их терминов, нового прочтения советской классики недостаточно было ни личностного фактора филолога, ни его высокой профессиональной квалификации. Нужны были новые пути исследования, некое абстрагирование от господствующей современной идеологии, взвешенное отношение к уже известным и вновь появившимся литературно-художественным и историко-литературным фактам.

К новому осмыслению советской классики и самой теории социалистического реализма располагало в первую очередь прикладное литературоведение, учебная литература для учащейся молодежи. Оно торопило процесс этого осмысления. Насколько труден и сложен он был (написание новых учебных пособий), показывают учебные издания ведущих вузов России, К примеру, Московского государственно университета имени М.В. Ломоносова. Эти факты современной литературной жизни молодые филологи должны не только знать, но и уметь их оценивать: ибо именно новейшая вузовская учебная литература дает начинающему филологу первые и запоминающиеся методологические ориентиры в общих вопросах истории литературы и оценках творческих индивидуальностей. И вчерашний студент, ныне аспирант, запоминает эти оценки, они входят в «сосуды» его профессиональной деятельности без осознания источников «заражения», порожденных главным образом спецификой общественно-политической конфронтации эпохи. И, может быть, эта учебная литература, написанная талантливыми, однако ангажированными своими политическими страстями и пристрастиями литературоведами, - самый наглядный пример, свидетельствующий о роли личности, о личностном факторе в создании историко-литературных концепций. Личность создателя концепции или научной истории литературы начинает восприниматься как оценочный критерий его опубликованного труда.

В становлении, развитии науки и ее результатах колоссальную роль играют объективные и субъективные факторы. Принято считать, что у каждого исследователя есть положенный ему профессиональный предел, точнее даже можно сказать, «удел»: по уровню профессиональной подготовки, по возникающим жизненным ситуациям и тому подобное. «В пространстве научных исследований, говорил Ю.М. Лотман, - гуманитарные наиболее связаны с личностью автора… Между исследователем и изучаемым им писателем складываются сложные диалогические отношения, в каком-то смысле подобные отношениям между палачом и жертвой. Чтобы изучить творчество писателя, даже при сознательном стремлении к предельной объективности, ученый должен найти в нем нечто созвучное себе, некое зеркальное пространство, в котором он сам может отразиться .

Требования объективности не противоречат этому. Ограничив себя узкой сферой изучения (например, одним каким-либо писателем), филолог-литературовед может увлечься «самоотражением» в материале; расширение же изучаемого пространства (если он обладает достаточной степенью автокритицизма и широтой исследовательских знаний) невольно внесет коррекцию, предохраняющую от субъективизма.

Для достижения научного результата огромное значение имеет так называемый личностный фактор, предполагающий природные, генетические данные человека, его способность формировать себя. Молодой ученый, филолог еще в школьные годы, а потом и в период студенческой жизни обязательно ощутит склонность к процессам познания, можно сказать, испытает страсть к знанию как одну из самых сильных страстей, одну из самых возвышенных потребностей мыслящего человека. Таким образом, потенциальный ученый имеет, так сказать, предрасположенность к научно-исследовательской деятельности, к творческому поиску.

Истинный исследователь в процессе работы испытывает прилив радости, связанный с ощущением появившихся догадок или открытий. Именно чувство радости становится рычагом раскрытия индивидуальных способностей человека, которые необходимо постоянно развивать. Это сопряжено с трудолюбием и такими личностными качествами, как честность и чувство ответственности.

Заключение

профессиональный этика ученый литературовед

Резюмируя вышесказанное можно наметить основные этические критерии профессиональной деятельности литературоведа:

.Корректное определение авторства;

.Недопустимость плагиата, ориентированность на новизну;

.Корректное цитирование и использование ссылок;

.Научная добросовестность, нейтральность;

.Недопустимость оскорблений и догматизма в полемике;

.Осознание личной профессиональной ответственности за результаты исследования;

.Уважение к исследованиям коллег и работам предшественников;

.Свобода от личной выгоды.

1.Кохановский В.П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. Ростов н/ Д, 2010.

2.Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002.

.Полякова Л.В. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику и терминологию. Авторский курс лекций для аспирантов. Тамбов, 2012.

.Пригожин И.Р. Природа науки и новая рациональность//Философия и жизнь. 1991. №7.

.Философский энциклопедический словарь. М., 1997.



Поделиться: