Что почитать подростку о йоге. Йога для начинающих — инструкция по выполнению асан

Йога — учение, дошедшее до нас из глубины веков и упомянутое в самых древних источниках, учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах. Ведь родина йоги — древнейшая на Земле цивилизация славяно-ариев (руссов) — Арктида.

Эта цивилизация процветала много тысяч лет назад на материке, соединявшим Америку и Евразию, а затем в результате глобальной катастрофы исчезла в водах Северного Ледовитого океана. Те жители Арктиды, которые уцелели после этой катастрофы, и донесли йогу до древнейших цивилизаций Хиттиды, Пацифиды, Атлантиды, а уже оттуда йога попала в Индию и Египет.

В эзотерических школах Востока, которые существовали тайно, эти знания передавались последующим поколениям, сохраняя неприкосновенность несмотря на социальные, религиозные и прочие потрясения.

Однако мистические знания не всегда будут оставаться тайной за семью печатями.

Заниматься йогой может каждый. Здесь нет ни возрастных, ни каких-либо других ограничений.

Важно понимать:


! Йог — не гимнаст, хотя он постоянно работает с собственным телом, заботится о его чистоте и поддерживает его в бодром здоровом состоянии.

Йог — не факир, хотя он действительно, используя свои психические резервы, умеет управлять такими функциями внутренних органов, которые считаются непроизвольными, автоматическими. Например, ритмической деятельностью сердца и мозга.

Йог — не экстрасенс в обычном понимании этого слова; и хотя действительно может обладать удивительными способностями, никогда не стремится к им ради них самих.

Йог — не аскет. Сегодняшний йог живет и совершенствуется среди людей, хотя особенности его тренировки и требуют частого уединения (хотя бы на 1-1,5 часа у себя в комнате) и довольно строгих ограничений (на первых порах).

Йог — не фанатик. Хотя он и имеет дело с могучими силами, проявляющимися через его тело и психику, йог не привязан к какой-либо религии, ничто не ущемляет его свободу совести и не посягает на его право выбирать себе ту или иную религию.

Йога, считаясь одной из шести традиционных систем индийской философии, признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.

Обратимся к историческим корням, к истокам учения йоги. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы легендарному индийскому мудрецу Патанджали (II-I век до н.э.).

Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существующих знаний и опыта, накопленных йогами-практиками. В своем труде «йога-сутра».

Патанджали излагает философию и практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей признается классической.

По традиции древних мудрецов Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него, и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в «Йога-сутре», согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.

В оригинальном учении Патанджали йога подразделяется на восемь частей:

1) яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой;
2) нияма — предписания образа жизни;
3) асана — разнообразные позы и положения тела;
4) пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии;
5) пратьяхара — контроль и ослабление потока восприятия, психическая релаксация;
6) дхарана — концентрация мысли;
7) дхьяна — медитиция, регулируемый поток сознания;
8) самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания.

Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение охватывает как бы три больших пласта, три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и, в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени).

Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер. Эта целостная система ведет человека к достижению идеального здоровья, ведь «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее фундаментом будут служить духовные внутренние ценности — твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. От них путь индивидуального развития ведет через совершенствование физического тела к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания.

Последняя ступень восьмеричного пути — это САМАДХИ, творческое озарение, особое состояние тела и ума, когда перед человеком исчезают границы, отделяющие его от большого мира, в котором он живет, когда он чувствует и осознает себя неразделенным, единым со всем человечеством, всей природой, всем космосом.

Те, кто хоть раз испытывал такое состояние, пусть даже считанные секунды, описывают его как лучшие, наиболее значимые мгновения своей жизни. Состояние экстаза, транса испытывали основатели мировых религий и их последователи, великие мудрецы прошлого, ученые, писатели и поэты. Однако число таких людей невелико, к тому же состояние самадхи у них проявлялось спонтанно, неожиданно для самих себя.

Йога же учит сознательному достижению состояния самадхи. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверено выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги.

Не будет преувеличения сказать, что освоение людьми состояния самадхи способствует духовной эволюции человечества, поэтому необходимо говорить о йоге не только как о системе личного оздоровления и самосовершенствования, но и как о системе духовной эволюции человека.

Распространение йоги было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. При этом ученик мог выбирать то или иное направление личного самосовершенствования в зависимости от своих индивидуальных особенностей и склонностей.

Среди таких частных направлений йоги можно отметить следующие:
— хатха-йога, направленная в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают обычно с четырьмя первыми ступенями Патанджали;
— раджа-йога, рассматривающая развитие высших психических функций человека и охватывающая четыре последующие ступени восьмеричного пути;
— карма-йога, связанная с гармоническим развитием социальных, общественных отношений личности;
— бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу;
— джнани-йога, связанная с развитием мышления человека, расширяющая границы и возможности его познания.

Менее известны такие пути, как лайа-йога, мантра-йога, тантра-йога, а также тибетская йога (йоги респы, йоги лун-гом-па).

В Китае и Японии практика йоги смешалась с буддистской философией и распространялась в форме дзен-буддизма.

В России значительное влияние оказала агни-йога, это учение было открыто для России Еленой Рерих.

Когда в настоящее время говорят о йоги, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Согласно учению йоги, наше тело живет за счет положительных и отрицательных токов. Если они находятся в равновесии, то можно говорить о здоровье и гармонии тела. На языке древней символики положительный ток обозначается словом «Ха» (Солнце), а отрицательный — словом «Тха» (Луна). От слияния этих двух слов и получаем слово «Хатха-йога», смысл которого символизирует единство противоположностей, положительного и отрицательного полюсов или явлений в жизни.

Физические упражнения представляют собой «азбуку» йоги, ее необходимую ступень, поскольку лишь через полное физическое здоровье и контроль за деятельностью тела — может быть достигнуто умственное, духовное и моральное совершенство.

Основу физических упражнений в йоге составляют АСАНЫ — специальные положения тела. Согласно легенде, бог Шива открыл и дал человеку позы тела, предназначенные для сохранения здоровья и достижения высшего уровня сознания. В классической литературе упоминаются 8400000 асан. Из них лишь менее сотни используются йогами в настоящее время и только два — три десятка их них считаются наиболее важными и достаточными для гарантии полноценного здоровья на всю жизнь.

Патанджали указывает: «Асана — это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения». Это означает, что занимающийся должен стремиться к полному самоконтролю над телом при исполнении асан, так чтобы в течение длительного времени находиться в них неподвижно и чувствовать себя спокойно и удобно.

Асаны — это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и расслаблением.

Асаны — это преимущественно статические позы тела; напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее — на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.

Асаны предусматривают концентрацию внимания на определенных участках тела, при этом умственное усилие согласуется с мышечной активностью.

Асаны требует особого рода дыхания: полного, ритмического, контролируемого и замедленного.

Асаны дают профилактический, терапевтический и психотерапевтический эффект. Они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему и весь двигательный аппарат.

Асаны классифицируют, различая среди них позы для созерцания и медитации, перевернутые позы, позы равновесия и т.д.

Одной из важнейших поз считается Шавасана («Мертвая поза»), связанная с полным расслаблением тела. Это одновременно и физическое и умственное упражнение со сложной техникой исполнения. Она выполняется обычно после определенного цикла физических и психических упражнений. Для правильного исполнения Шавасаны необходимы не только умение быстро добиваться полной релаксации всего организма, но и способность освобождения от негативных эмоций, психической усталости, стрессов, волнений, забот. Физиологически Шавасана представляет собой полноценную замену сна.
Освоение асан открывает возможность произвольной регуляции физиологических процессов, протекающих в организме и помогает обучению направления сознания на тот или иной участок тела.

Известно, что имеется соответствие между отдельными психическими переживаниями и определенными зонами тела, точнее, особыми субъективными ощущениями в этих зонах. Переживание обиды или жалости к себе связано со щемящим ощущением в груди; ситуация опасности порождает неприятное, сосущее ощущение под ложечкой; размышление порой сопровождается напряжением и тяжестью в области лба. Эти ощущения телесных зон в связи с психическими переживаниями играют особую роль в йоге. Они изучаются практически как особые центры тела человека, так называемые «ЧАКРЫ». Чакрам соответствуют определенные символические изображения, а также слогосочетания (мантры), помогающие в концентрации на них.

Чакры представляют собой элементы своеобразной «психической анатомии» человека. Это психофизиологические механизмы, которые у большинства людей находятся в неразвитом, нерабочем состоянии.

«Включение» чакр и освоение работы с ними предусмотрено в процессе занятий йогой после освоения необходимых физических упражнений и определенных этических норм.

Современные западные исследователи йоги связывают активность чакр с циркуляцией энергии в каналах акупунктуры, в энергетических меридианах, и предполагают возможность произвольной регуляции этого процесса. При этом они указывают, например, на особую роль чакры, расположенной в области сердца. Утверждается, что каждый из двенадцати лепестков этой чакры включается в работу по перераспределению энергии в организме ежедневно в течение двух часов, а сама чакра представляет собой как бы часовой механизм, регулирующий жизненную энергию.

Учение о китайских меридианах глубоко связано с теорией и практикой йоги. Оно позволяет объяснить ряд физических элементов йоги.

Так, характерный медитативный знак «Джнани-мудра» представляет собой такое положение пальцев руки, когда путем соединения большого и указательного пальцев замыкаются конечные точки меридианов легких и толстого кишечника.

Хотя практика йоги и строго индивидуальна, она способствует эволюционному развитию не только отдельных людей, но и целых коллективов. Это особенно актуально сейчас, когда большие массы людей стремятся у духовному самопознанию и самосовершенствованию.

КОМПЛЕКСЫ ЙОГИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. СПИСОК ЛУЧШИХ КНИГ ПО ЙОГЕ И МЕДИТАЦИИ.

Асаны йоги: цель или средство?

«Помните: практики хатха-йоги, асаны и пранаямы предназначены, в конечном счёте, для развития качества человеческого сознания, а не просто качеств тела и ума».

Свами Сарасвати

Некий человек приходит на первое занятие йоги. Встаёт на коврик, тянется, гнётся, напрягается и расслабляется – он впервые выполняет непривычные гимнастические упражнения, называемые преподавателем «асанами». Практика заканчивается: в теле — приятная усталость, в уме – спокойствие и умиротворение. Некий человек уходит домой. Йога для него остаётся всего лишь интересной и притягательной вариацией фитнеса. Стойка на голове, поза лотоса, замысловатые балансы и гибкое тело – совершенствование асан становится для практика конечной целью. Ошибочно…

Так что же есть асаны хатха-йоги? Зачем необходимо физическое самосовершенствование? Как и почему тело необходимо познавать и укрощать? Попытаемся разобраться с этим понятием, чтобы практика всех начинающих йогов и йогинь стала чуть более глубокой и осознанной.

Согласно классическому подходу к йоге, известному как Восьмичастная йога Патанджали (II в до н.э.), асана – есть устойчивая и удобная сидячая поза. Вместе с ямой, ниямой, пранаямой, асана входит в так называемую внешнюю ветвь раджа-йоги. Раджа-йога в свою очередь направлена на контролирование ума посредством медитации, осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.

То есть после усвоения обетов ямы и ниямы асана помогает человеку подготовить тело и вместе с пранаямой сделать первый шаг к глубоким медитативным практикам, в которых он сможет постигать свой внутренний мир и продвигаться по ступеням саморазвития вплоть до самадхи. Поэтому в йога-сутрах Патанджали из многочисленных асан хатха-йоги внимание уделено лишь медитативным положениям, таким как падмасана и сиддхасана.

Древний текст «Хатха йога прадипика», записанный в XV веке Свами Сватмарама, представляет асану как первую часть хатха-йоги. В шлоке 17 записано, что «практикуя асану, человек приобретает устойчивость тела и ума, свободу от недугов, гибкость конечностей и лёгкость тела». Асана рассматривается здесь как специальное положение тела, которое открывает энергетические каналы и психические центры.

То есть во время занятий хатха-йогой происходит очищение тела и приобретение контроля над ним за счёт изменения потоков праны. Практика асаны представлена как наиболее важная часть в хатха-йоге, поскольку наращивание контроля над телом в конечном итоге позволяет приобрести контроль над умом.

Несмотря на подробное описание и детальное изучение асан, Сватварама в шлоке 67 напоминает, что «асаны и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги пока не будет достигнут результат в раджа-йоге». Тем самым хатха-йога представляет собой динамичный и подготовительный базис для кульминационной раджа-йоги.

Изучая первоисточники мы видим, что хатха-йога и совершенствование асан рассматривается не как самоцель, не как оздоровительная практика, а как ступень самосовершенствования, которая предшествует длительному путешествию человека в свой внутренний мир и осмысленное восприятие реальности. Практика асан позволяет испытать три уровня саморазвития – внешний, который делает тело более сильным, внутренний, позволяющий уму быть устойчивым, и наконец, более глубинный, укрепляющий и преобразующий дух человека.

Внешний уровень. Физический аспект асаны.

Современный человек отделил тело от разума, а душу выбросил из повседневной жизни, забыв, что только единство этой троицы обеспечивает ему здоровье и возможность развиваться. Хатха-йога позволяет вернуть пристальное внимание к телу. Во время занятий человек понимает, что здоровье не купишь и не обретёшь, выпив таблетки, — оно зарабатывается потом, трудом, уважением и дисциплиной. Здоровье через практику асан предстает в новом свете – не как готовый результат, а как постоянный и непрерывный процесс.

Интерес к асанам ради здоровья, поддержания формы и развития гибкости – извечные поводы заняться йогой. Но это благотворное воздействие не ограничивается лишь анатомическим и внешним эффектом. Крепкое тело — лишь достойное основание йоги, но не конец пути. Здоровье в йоге рассматривается как возможность свободно заниматься духовным поиском. Тело предстаёт как инструмент и ресурс, которым нас снабдили на пути к достижению внутренней свободы. Ведь пока человек не обрёл здоровья, его сознание будет обречено пребывать во власти тела, и тем самым, он не сможет развить и успокоить ум. Будда говорил: «В неукрощённом теле – неукрощённый ум, власть над телом даёт власть над умом».

Однако укрощение тела — непростая задача. Практикуя асаны и укрепляя тело, человек неизбежно сталкивается с болью. Боль причиняет не йога сама по себе. Боль всегда присутствует в теле, просто она скрыта. Человек годами существует, практически не осознавая тело. Когда начинаются занятия, болевые ощущения одномоментно всплывают на поверхность. Атрофированные мышцы, которые мы пытаемся разрабатывать, вдруг начинают громко заявлять о себе. Важно понять, что в йоге боль – это учитель. Асаны помогают развивать терпимость в теле и уме, чтобы в жизни нам было легче переносить напряжение. Прогибы назад позволяют вырабатывать мужество и стойкость, балансы воспитывают терпение, вытяжения развивают гибкость, скручивания и перевернутые асаны учат смотреть на мир под другим углом.

На внешнем уровне развития знание добывается через практику асан только в борьбе, терпении и дисциплине. Преодоление боли, умение находить удобство в дискомфорте, двигаться сквозь напряжение приближает человека к духовному смыслу йоги – обретению внутренней свободы через страдание. Через практику асан и преодоление боли виднеется свет самопознания.

Внутренний уровень. Асана как рычаг к преобразованию ума.

В нынешнем мире человек использует своё тело так, что перестает его чувствовать. Передвигаясь от кровати к машине, к столу, снова к машине и кровати, он перестает воспринимать тело осознанно. Хатха-йога учит наделять наши движения интеллектом, превращая их в действие. Во время выполнения асан мы развиваем острую чувствительность, учимся находить тонкую грань между эгоистическими порывами и реальными возможностями тела.

Каждая клетка во время занятия словно становится осязаемой. Постепенно развивается внутреннее видение, отличное от обычного наблюдения глазами. Например, сгибаясь в Пашчимоттанасане, человек не просто видит колени и пытается дотянуться до них лбом, он чувствует натяжение мельчайших мышц в ногах, руках и спине. Внимательно отслеживая работу в асане, у йога появляется возможность наблюдения не через зрительное восприятие, а именно через осознанность, подключение интеллекта к пониманию собственной плоти.

Только наличие разума и чувствительности во время выполнения асаны позволяет телу развиваться. Ведь как только теряется невидимый контакт ума и тела, асана становится безжизненной, вялой и поток осознанности гаснет.

Развитие осознанности в асане – это не просто концентрация и острота наблюдения за руками и ногами, это, прежде всего, стремление к гармоничному взаимодействию тела и ума. Осознанность в асане – это состояние, когда понятия объект и субъект исчезает, а действие и внутренняя тишина идут рука об руку. Только в случае, когда тело осознается во внутреннем безмолвии от предплечий до кончиков пальцев, от бедер до подошв ступней, от основания позвоночника до макушки головы ум становится пассивным и учится расслабляться. Состояние бдительного покоя в асане останавливает и преобразует ум, превращая йогу из физической в духовную практику. Свобода тела порождает естественный эволюционный переход к свободе ума, а далее – к наивысшему освобождению духа.

Именно через развитие осознанности в асане, через умение останавливать вихрь мыслей и эмоций, мы подготавливаем тело к медитации и самосозерцанию. В одной из видеолекций Андрей Верба говорит: «Асаны необходимы, чтобы человек подготовил тело к внутреннему самопознанию. Асанами мы раскрепощаем суставы, укрепляем мышцы и, тем самым, готовимся, чтобы сесть в стабильную позу и посидеть хотя бы час с закрытыми глазами». Развитие осознанности на базе тела служит якорем для концентрации: во время медитативной практики для остановки возбужденного и беспокойного ума, преследуемого воспоминаниями, суждениями и фантазиями, мы всегда можем обратиться к физическому опыту и перенести внимание на телесные ощущения и дыхание, возвращаясь в настоящий момент. Через практику асан мы развиваем умение перенаправлять внимание, погружаться в себя и стопроцентно пребывать в ощущении «здесь и сейчас».

Глубинный уровень. Асана как стадия духовного развития.

Упорная практика асан и пранаямы позволяет нам приблизиться к глубинному уровню йоги, когда приходит понимание – развитие материальной оболочки не есть самоцель. Тело необходимо познавать и усмирять не ради удовольствия и самолюбования. Достижение спокойствия в каждом суставе, в каждой мышце необходимо лишь для того, чтобы приблизиться к освобождению души из оков материальности. Когда мы способны осознавать своё тело и контролировать ум, наконец, появляется возможность обратиться к внутреннему миру. Через практику асан мы постепенно приближаемся от периферии к центру, от поверхности тела к уровню сердца. На глубинном уровне человек прорабатывает асаны не из эгоистических побуждений: ради здоровья, красоты или остроты ощущений, а ради достижения Самости и близости к божественной сути. Претерпевая страдания в асане и сопротивление Эго, мы растем духовно, развиваем сознание от простого к сложному, эволюционируем, тем самым, гармонизируем организм с природой и выражаем глубокую преданность Богу. Внимательная работа с телом помогает нам постепенно двигаться от грубого телесного уровня к ментальному и духовному, шаг за шагом постигая своё изначальное «Я». Как сказал известный учитель йоги Б.К.С Айенгар: «Реализовывать божественное экзистенциальное предназначение можно только с помощью воплощенного инструмента Души – бренного тела из плоти и крови».

Посмотрите короткое видео о том, почему есть смысл заниматься йогой каждому человеку:

У вас сейчас нет времени на йогу? На вас много всего навалилось и можно сказать наступила какая-то серая полоса Жизни? Кризис? Внимание! Именно поэтому вам и стоит именно СЕЙЧАС заняться практиками! 99% шанса — что это приведет к решению многих (а возможно и всех) ваших «проблем»! Как такое возможно? Внимательно посмотрите это видео:

А вот подробное видео, где хорошо рассказывается, для чего вообще нужна йога:

Также, прежде чем приступать к занятиям, изучите эту информацию:

ВНИМАНИЕ! ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ КАЖДОМУ, кто занимается СамоПознанием, Йогой, развитием сверхспособностей, идет по пути личной Эволюции и Духовного Развития! Принципы самоконтроля, этики и нравственности для занимающихся СамоПознанием и Развитием:

ЙОГА ПО СУТИ. Подборка материалов «Все, что необходимо знать занимающемуся йогой, чтобы иметь глубокое понимание йоги и достигать максимального результата в своем самопознании и принести максимальную пользу окружающим»:

МАНТРА ОМ – КЛЮЧ К ОЧИЩЕНИЮ, РАДОСТИ И ПРОСВЕТЛЕНИЮ.

Йога - практика не только физическая. Однажды придя на занятие по йоге, многие постепенно начинают интересоваться книгами о самопознании, гармонии и мудрости. Чтобы поиск правильной литературы не превратился в сложный квест, мы попросили нашего тренера, ведущего преподавателя по дживамукти-йоге в России Анну Лунегову составить список книг о йоге, которые вдохновили и изменили ее саму.

«При выборе литературы пристальное внимание стоит обратить на классические йоговские тексты. Хотя написаны они были много тысячелетий назад, актуальность их возрастает с каждым днем. Также важно понимать, чьи комментарии к этим текстам у вас в руках, так как интерпретация бывает разной, - говорит Анна. - Поэтому мой список книг именно такой».

1. «Йога Сутры Патанджали» с комментариями Шри Шайлендры Шармы

«Йога Сутры» Патанджали - главный канонический текст Йоги Даршана, одной из систем ортодоксальной индийской философии. Текст состоит из коротких и емких изречений - сутр, каждая из которых описывает цель йоги и ведущий к ее достижению путь. Комментарии к тексту составил выдающийся реализованный йогин Шри Шайлендра Шарма, благодаря чему этот труд становиться еще более значимым.

«Сутры - это теоремы, которые имеют конкретное практическое применение, - отмечает Шайлендра Шарма. - По-настоящему прийти к их пониманию можно, только сделав их частью своей практики».

2. «Хатха Йога Прадипика» с комментариями Шри Шайлендры Шармы

«Хатха Йога Прадипика» - самый загадочный из известных трудов по йоге, детально и последовательно описывающий древние техники достижения самореализации.

Структура текста и некоторые формы слов на санскрите позволяют отнести эту работу к XIV-XV вв., но впервые она была опубликована только в середине XIX в. в переводе брамина Брахмананды. Тем не менее, множество техник, описываемых в «Хатха Йога Прадипике», долгое время трактовалось искаженно из-за того, что первоначальный перевод текста был не совсем точен. Для устранения неверных интерпретаций древней йогической практики Шри Шайлендра Шарма написал к труду комментарии, которые сделали его продвинутым йогическим текстом. Бесценным, если ваши устремления в йоге искренни.

3. «По правую руку Бога». Шри Шайлендра Шарма

«По правую руку Бога» - книга, в которой собраны вопросы учеников Шайлендры Шармы и ответы на них за последние 10 лет. Книга касается самых разных вопросов, выходящих далеко за пределы йогических техник. Поэтому этот текст будет интересен не только тем, кто практикует йогу, но и тем, кто стремится обрести новый взгляд на происходящее в окружающем мире.

4. «Слияние с Шивой». Садгуру Шивайя Субрамуниясвами

«Слияние с Шивой» - метафизика современного индуизма. Эта книга в значительной степени прояснит понимание наиболее значительных вопросов, относящихся к древней индийской духовной традиции. Книга рассказывает о направлениях йоги, влияющих на открытия новых перспектив - йогу жизни, джняна-йогу, йогу познания истинной сущности человека и йогу взаимосвязей - и помогает найти новые цели и горизонты, к достижению которых хочется стремиться.

«Советую «брать» этот текст по одной главе в день. Читая книгу вечером, очень интересно отмечать, как события дня сопутствовали тому, что написано в тексте», - отмечает Анна Лунегова.

5. «Автобиография Йога». Парамаханса Йогананда

Автор книги, выдающийся йогин Парамаханса Йогананда, который вывез практику йоги на Запад, описывает не только свой жизненный путь, но и этапы становления крийя-йоги. В частности, он рассказывает о гималайском святом Бабаджи, который ввел сам термин «крийя-йога» и передал знания о ней. Значительная часть книги посвящена беседам Йогананды с ведущими духовными фигурами, такими как Тереза Ньюмен, индуистская святая Шри Анандамойи Ма, Мохандас Ганди, Рабиндранат Тагор, получивший Нобелевскую премию физик Сэр Ч. В. Раман, знаменитый американский ботаник Лютер Бёрбанк, которому, собственно, и посвящена книга.

«Автобиография Йога» изменила жизни сотен тысяч людей, ведь каждый, кто обращается к ней в момент духовных поисков, неизменно черпает силы и вдохновение.

«Когда мои взаимоотношения с Индией только формировались, я была в Варанаси и попала в дом, где жил и практиковал Лахири Махасайя, тот, кому Бабаджи передал знания крийя-йоги. Именно там произошло мое слияние с Индией, - говорит Анна Лунегова. - Читая эту книгу много мистических моментов попадает в поле восприятия, что вдохновляет на познание».

6. «Дживамукти Йога». Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф

Эта книга интересна и важна как тем, кто только начинает осваивать йогу, так и практикам со значительным стажем любого направления йоги. «Дживамукти Йога» написана доступно и просто, но при этом содержит все необходимые научные обоснования и методические рекомендации по основным разделам йоги. Здесь описаны методы очищения (крийи), дыхательные упражнения (пранаяма), работа со звуком (нада) и медитация (дхьяна). Много внимания уделяется принципам построения последовательностей асан (винъяса-краме), а также морально-этическому базису йоги (яма, нияма, ишварапранидхана). Рассказывается здесь и об известных учителях йоги, их жизни и жизни их наставников, а также о связи современной йоги с культурой, наукой и искусством.

«Особенно важно, что в книге есть грамотно выстроенные последовательности занятий, которыми может воспользоваться любой, кто практикует йогу», - отмечает Анна Лунегова.

7. «Бхагавад Гита» с комментариями Шри Шайлендры Шармы

«Бхагавад Гита» переводится как «песнь бога». Это одна из глав великого индийского эпоса «Махабхарата». Книга состоит из 18 глав, в каждой из которых сконцентрированы базовые положения основных направлений индийской мудрости. Каждая глава описывает один вид йоги.

Нужно помнить, что комментариев (в том числе на санскрите) к «Бхагавад Гите» многие тысячи, если не десятки тысяч. Шри Шайлендра Шарма будучи реализованным йогином составил собственные комментарии к этому труду.

«Эту книгу стоит перечитывать снова и снова. Ее мудрость бездонна. А комментарии Шри Шайлендры Шармы очень практично разъясняют этот текст с йогической, а не религиозной точки зрения», - отмечает Анна Лунегова.

8. «Бхагавад Гита» с комментариями Парамаханса Йогананды

Считается, что в «Бхагавад Гита» заключена бесконечная мудрость всех священных писаний мира. Этот труд буквально переворачивает сознание и открывает новые грани восприятия окружающего пространства. А комментарии Парамахансы Йогананды, автора знаменитой «Автобиографии йога», раскрывают глубинный смысл этой книги для личной практики и сознания.

9. «Sweeping the Dust». Ruth Lauer-Manenti (на английском)

«У автора этой книги, ведущего преподавателя дживамукти-йоги Рус Лойер-Маненти есть уникальная способность - разъяснять самые сложные и непонятные сутры через жизненные истории. Книга легко читается, и вы все время находите в ней что-то личное», - отмечает Анна Лунегова.

10. «Шипы и розы». Шри Шайлендра Шарма

Эта книга содержит высказывания и изречения Гуруджи Шри Шайлендры Шармы, записанные его учениками в разное время. Она будет интересна всем, кто стремится не только разобраться непосредственно в практике йоги, но и по-другому взглянуть на окружающую действительность.

«Для меня это настоящая квинтэссенция мыслей, четко и ясно выраженных и попадающих прямо в цель, - говорит Анна Лунегова. - Всего пару слов из «Шипов и роз» заставляют понять и прочувствовать различные аспекты жизни совершенно по-новому».

11. «Об истине, жизни, поведении». Лев Толстой

Это произведение причисляют к наиболее значительным философским трудам русского классика. Здесь собраны мысли и высказывания самого писателя, а также яркие и глубокие суждения мыслителей мира, органично связанные между собой и позволяющие сформировать собственное видение мира и человека в нем.

«В этом труде как и в «Слиянии с Шивой» одна глава посвящена одной теме и объединяет высказывания разных мудрецов. В ней интересно искать и находить ответы на определенные вопросы», - говорит Анна Лунегова.

Фото: sivanaspirit/instagram.com

Подростковый возраст… Такой мятежный, такой бунтарский. Организм подростка в процессе гормональной перестройки часто находится в эмоциональном дисбалансе, что выливается в конфликты с родителями, учителями, сверстниками, а, главное, во внутренние конфликты с самим собой. Маленькие девочки и мальчики вот-вот превратятся в статных парней и прекрасных девушек. Их скелет, осанка формируются, вторичные половые признаки уже не скрыть. Подростки активно ищут себя, учатся взаимодействию с окружающим не всегда дружелюбным миром, обрастают комплексами, самоутверждаются. В этот непростой переходный период хочется помочь своему подросшему ребенку найти себя в бурном потоке обрушившейся на него взрослой жизни. Йога может стать одним из эффективных инструментов в решении многих сложностей подросткового периода. Ведь кто, как ни йога, наилучшим образом справляется с выравниванием психоэмоционального состояния и нормализацией физиологических функций организма?

Именно помогут вашему подростку иметь трезвый ум, стать осознанней, терпимей, более ответственным. Такой раздел йоги, как йога-баланс учит равновесию не только физическому, но и психологическому, предельной концентрации внимания и самодисциплине.


Также, нормализуя обменные процессы, многие йога-асаны помогают тем самым наладить и кожно-жировой обмен, дисбаланс которого часто является серьезной причиной для огорчения в переходном возрасте, проявляясь в различного рода неэстетичных высыпаниях на коже. Кроме того, подростковый возраст с грузом задач и комплексов, навалившихся на подросшего молодого человека или девушку, – это период повышенных рисков для развития сколиоза и прочих нарушений опорно-двигательного аппарата. При этом большинство йога-асан направлены на развитие гибкости позвоночника и формирование правильной осанки.


– это еще и развитие гибкости и растяжки. В подростковом возрасте, когда опорно-двигательный аппарат еще находится в стадии формирования, это сделать куда проще, чем позже в зрелом. Ведь не зря на спортивную гимнастику, балет детишек отдают в раннем возрасте. На подростковом этапе взросления гибкое растянутое тело имеет огромное значение и в формировании самооценки, особенно для девочек. Умея управлять своим телом, обладая хорошей растяжкой, подростки двигаются более грациозно, они уверенней в себе, имеют признание среди сверстников и в целом более успешнее. Развивая с помощью йоги гибкость тела, подросток получает и более гибкий ум, учится адекватно реагировать и находить выход из различных жизненных ситуаций.


Среди часто возникаю опасения: а не опасны ли силовые элементы йоги для еще не сформировавшегося до конца опорно-двигательного аппарата подростка? Ведь различного рода перевернутые позы, балансы на голове, руках – это серьезная работа с весом собственного тела, оказывающая немалую нагрузку на позвоночник. В этой связи можно довериться рекомендациям еще советской спортивной медицины, которая для возраста 12-16 лет рекомендует избегать упражнений с утяжелителями и строить тренировку подростка на упражнениях с собственным весом. Вот вам и ответ. Йога по большей части работает именно с собственным весом. Так что нет и не может быть никаких опасений по поводу ее негативного влияния на формирование опорно-двигательный аппарат подростка, если, конечно, нет прямых противопоказаний из-за особенностей состояния здоровья вашего ребенка.


Еще один стереотип, бытующий среди родителей, – навязывать своему ребенку . Якобы такие динамичные, а порой и экстремальные практики как каратэ, самбо, скалолазание, футбол и т.п. помогают «выбить дурь», «согнать спесь», «выпустить пар». Йога же вызывает опасение своей статичностью. Некоторые родители попросту переживают, что для их подростка занятия йогой будут слишком скучны. Однако так говорят те, кто ни разу не дал своему ребенку шанс попробовать волшебное воздействие йога-тренировки на себе. Вопреки бытующему мнению о статичности и низкой эффективности йоги для физического развития, эта практика заставляет активно работать практически все группы мышц, успокаивающе влияя при этом на ум. Здоровый, уравновешенный и физически развитый ребенок без страхов и комплексов, с острым восприятием действительности и при этом способный к самоконтролю: разве не это мечта любого родителя? А что касается статичности йоги, то всегда для практик можно выбрать ее динамичный раздел.

Поэтому, уважаемые родители, если вы на самом деле хотите помочь своему ребенку наиболее комфортно пережить переходный возраст и уберечь самих себя от стрессов и потрясений, предложите подростку йогу.. Совершенно неожиданно для себя вы можете найти в ней ключ к корректировке физических и эмоциональных качеств своего ребенка и верного помощника в формировании гармоничного, дисциплинированного и успешного человека.

В наше время йога получила огромную популярность. Этому процессу послужили многие тенденции современного общества, а развитие интернета и исчезновение границ для распространения информации, смогли сделать йогу поистине доступной для каждого ищущего.

Давайте попробуем разобраться: что такое основы йоги, какова цель йоги, как йогу понимают большинство современных людей, что об этой науке самопознания говорили мудрецы прошлого, какие книги о йоге остались в качестве опоры в практике и что нужно знать начинающему свой путь.

Большинство современных людей считают, что йога – это эффективная гимнастика, обладающая оздоровительными и омолаживающими свойствами, занятие, снимающее стресс и дарующее гармонию.

Некоторые идут в фитнес центры на йога-классы, потому что хотят поправить фигуру, расслабиться после трудовых подвигов или подлечить спину.

Но, если мы с Вами познакомимся с основами йоги и возьмём в руки книги по йоге, которые остались для нас от мудрецов прошлого, то обнаружим, что йога понимается гораздо шире и польза йоги, искомая нашими современниками, скорее побочный эффект от регулярных занятий.

Философия йоги. Цель йоги

Само слово йога происходит от санскритского слова «юджин», означающего объединение, связь, союз или общность.

То есть цель йоги - объединение нашего «я», этой сформированной личности, которую мы ассоциируем, чаще всего, со своим телом, с более совершенной частью нашего существа.

Совершенная и мудрая часть нас самих в разных концепциях, культурах, религиях называется по-разному, но от этого её суть не меняется.

Это божественная энергия, душа, Бог, Атман, Абсолют, Внутренний мудрец, Вселенная или Высший разум. Эпитетов для выражения этой сущности очень много, но главным остаётся одно – йога указывает путь, который может привести от внешнего к внутреннему, позволит лучше понять абсолютные законы и своё место в них, став по-настоящему полезным этому миру.

Одна из целей йоги заключается в способности управлять своим умом и использовании этого совершенного инструмента по назначению. Если ум неконтролируем, то это делает нас эгоистичными, наполняя страхами и беспокойством, не даёт возможности быть счастливыми, спокойными и гармоничными.

Основы йоги описаны в книгах, оставленных нам из прошлого.

Вот некоторые книги по йоге, на наш взгляд, самые авторитетные и описывающие принципы и основы йоги, как с практической, так и с теоретической точки зрения:

  • Йога сутры Патанджали с комментариями
  • Хатха-йога Прадипика
  • Трёхтомник Бихарской школы йоги
  • Хатха-йога Дипика (Б.К.С. Айенгар)

Видео о первоисточниках йоги:

Философия йоги. Ступени йоги

Первой и самой известной книгой по йоге, конечно, по праву считаются Йога-сутры Патанджали. Это сочинение, записанное более 5 тыс. лет назад, включает в себя 196 сутр – коротких, законченных по смысловому наполнению строф. Уровни глубины смысла каждой из этих сутр – поражают.

Эта книга по йоге несёт в себе философские основы древней науки о самопознании и считается одним из наиболее авторитетных источников. В Йога-сутрах Патанджали описываются основы философии и йоги как целостной системы.

Нельзя сказать, что это книга о йоге, которую стоит брать сразу в руки новичку. Она, мягко говоря, не для чайников.

В Йога-сутрах скорее описана философия и основы йоги для практиков более высокого уровня. В данной книге приводятся ступени йоги, которые нужно пройти каждому, впервые расстилающему коврик. И, к слову сказать, об асанах, столь популярных в наше время, там упоминается лишь в одной сутре: «Асана ‒ это удобное, устойчивое положение».

В остальных из приведённого списка книг по основам йоги (их можно ) описываются основы практики и философии йоги, и они могут использоваться, как самоучители для начавших изучать основы йоги.

Всего ступеней в йоге восемь, вот их последовательность с названиями на санскрите:

  1. Нияма
  2. Асана
  3. Пранаяма
  4. Пратьяхара
  5. Дхарана
  6. Дхьяна
  7. Самадхи

На первых двух ступенях (Яма и Нияма) начинающему йогину предлагается выработать в себе набор морально-нравственных качеств, которые направлены на формирование личности осознанной, ответственной за свои поступки.

Пять Ям – это предписания практику йоги о том, как человеку должно себя вести в этом мире. Ненасилие (Ахимса), правдивость (Сатья), не укради (Астея), нестяжательство, ненакопительство (Апариграха), воздержание от чувственных наслаждений (Брахмачарья).

Пять Ниям – заповеди в отношении внутреннего мира самого практикующего. Чистота тела, речи и ума (Шауча), самодисциплина и аскетизм (Тапасья), удовлетворённость, скромность, оптимистичный настрой (Сантоша), самообразование (Свадхьяя), посвящение своей деятельности высшим целям, развитие альтруизма (Ишвара Пранидхана).

Как видите, все Ямы и Ниямы – это ориентиры для каждого человека, знакомые с детства и необходимые для адекватного взаимодействия с обществом и самим собой.

Здесь важно отметить, что ненасилие (ахимса) понимается как не причинение страданий всем без исключения живым существам, в том числе и себе самому.

Мудра – печать, знак. Это особые положения пальцев рук, имеющие различные воздействия на ментальное и физическое тело.

Также, для более глубокого ознакомления с техниками Хатха-йоги можете ознакомиться с книгой: Основы миросозерцания индийских йогов.

  • Режим дня. Ранний подъём и соблюдение режима дня. Это первое и обязательное условие для достижения результатов в практике йоги.
  • Питание. Лёгкая, здоровая еда, отсутствие убойной пищи в рационе если не обязательно на начальных этапах, то станет естественной потребностью при правильной регулярной практике йоги.
  • Чтение. Читать книги по основам йоги, её философии и принципам, жизнеописания великих учителей, йогинов прошлого и настоящего. Это прекрасная мотивация и поддержка в практике йоги.
  • «Информационная диета» – отсутствие телевизора крайне важно. Концентрация внимания на информации, способствующей развитию.
  • Регулярная практика Хатха-йоги и совмещение её с деятельностью, предполагающей служение. Это позволит достичь гораздо больших результатов в йоге за аналогичный период. Начинающему можно порекомендовать самостоятельные занятия по одной из приведённых выше книг по йоге, либо занятия

История йоги уходит корнями в глубокую древность – за 5000 лет накопился огромный пласт знаний, повествующий об этой уникальной системе духовно-физического развития человека. Ребята, которые только начинает практиковать йогу , очень часто задаются вопросами: Что почитать? Какой должна быть литература для начинающих йогов? Где найти подходящие книги и диски по йоге? Есть ли видео-лекции, посвященные литературе для начинающих? Этот раздел ставит перед собой цель дать ответ на эти вопросы.

Конечно, йога-литература для начинающих практиков, которые только встают на Путь саморазвития, и книги про йогу для продвинутых практиков будут отличаться – доступностью информации, терминологией, глубиной пояснения техник. Однако даже на начальном этапе познания и личной практики рекомендуется читать книги по йоге не только в доступном и популярном изложении, но и более глубокую духовную йога-литературу. Изучение первоисточников, древних трактатов, жизнеописаний великий йогинов, буддийских сутр, наставлений великих Учителей на первый взгляд может показаться нелегким испытанием, а читать подобные книги по йоге будет трудно и непонятно. Необходимо запастись терпением! Снова и снова читать и обдумывать их. Ведь именно древние книги про йогу несут в себе самую суть Учения, истинные Знания и мощную энергию, которые открываются искателю и помогают двигаться на Пути самосовершенствования и глубокого постижения мира.

Выбирая для себя первый список йога-литературы, стоит задуматься, какую информацию вы хотите «загрузить в себя» – ведь именно она станет основой для дальнейшего развития в йоге. Существует мнение, что изучение древних писаний помогает вспомнить прошлый кармический опыт в качестве йогина, ощутить связь с прошлыми Учителями, познать единство со всеми живыми существами и природой. Поэтому пусть Ваши настольные книги по йоге не только помогут в развитии тела, но укрепят связь с душой и постепенно приведут к здравому образу жизни.

1. Узнать об основах йоги можно в этих книгах:

Хатха Йога Прадипика. Сватмарама – считается одним из самых древних из классических и авторитетных текстов по йоге дошедших до наших дней. Наиболее распространённый вариант издается с комментариями основателя бихарской школы йоги Свами Сатьянанды Сарасвати и его ученицы Свами Муктибодхананды Сарасвати.

Текст написан в очень доступной и понятной форме – доступной каждому начинающему практику. Для многих Хатха Йога Прадипика станет откровением и введением в хатха-йогу поскольку содержит в себе не только теоретическую составляющую, но и подробные практические советы для йогинов и йогинь по асанам – физическим упражнения, пранаямам – дыхательным техникам, шаткармам – очистительным методикам физического и тонкого тела, Мудрам и Бандхам – энергетическим жестам и замкам, а также очень подробно расписана самая важная ступень йоги – Самадхи.


Йога-сутры Патанджали – является основным классическим текстом по филосфии йоги и наставлениями по ступеням хатха-йоги, которые передал Гуру Патанджали. Существует различные мнения относительно датировки данного текста, от II до IV века до нашей эры.

Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики. Дешикачар.

Это наставление по хатха-йоге написано сыном известного Гуру Кришнамачарьи, который в свою очередь был учителем у двух самых известных основателей йога-школ современности Б.К.С. Айенгара и Паттабхи Джойса. В тексте подробно и в доступной форме описана философия йоги и ее ступени, важные мировоззренческие понятия такие Карма. Даны подробные практические руководства к асанами – физическим упражнениям, дыхательным техникам – Пранаямам и многом другом.

Также приведены Йога-сутры Патандажали.

Данный текст подойдет как для начинающих, так и для опытных практиков.

Древние тантрические техники йоги и крийи. Бихарская школа йоги. Три тома.

Бихарская школа йоги была основана Свами Сатьянандой Сарасвати и на текущий момент является очень популярной в мире. В этом тексте, который разделен на три тома, можно найти подробные руководства по хатха-йоге, бхакти йоге, джняна йоге и крийя-йоге.

Бихапрская школа йоги предлагает отточенную тысячилетиями поступательную систему освоения йоги, наиболее эффективную и безопасную методику. При этом серьезный акцент делается на практической составляющей и использовании йоги в повседневной жизни. Это наиболее емкое и полное описание древнего учения по крийя-йоги, построенного таким образом, чтобы максимально полно познакомить читателя с различными методиками, последовательно и в порядке возрастания сложности, как при обучении под непосредственным руководством опытного наставника.

Данное пособие в трех томах нацелено на развитие у занимающегося состояния идеального здоровья тела, спокойствия ума и психологической устойчивости, глубокой интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания. Книги будут полезны, только начавшим погружаться в йогу, так и для опытным йогинам и йогиням.

2. Узнать больше о хатха-йоге можно в следующих пособиях:

Азбука асан. Клуб OUM.RU

Данное руководство составлено клубом йоги oum.ru и включает в себя

Подробное описание наиболее известных в мире йогических упражнений. Все асаны структурированы в алфавитном порядке, указана их отстройка, эффекты и противопоказания. В конце книги приведены несколько последовательностей выполнения – комплексов йоги.

Азбука асан подойдет для занимающихся с различным опытом в практике йоги.

Прояснение йоги (Йога Дипика). Б.К.С. Айенгар.

Практическое руководство по хатха-йоге от ученика Кришнамачарьи - Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгара. Включает себя подробное наставление по ступеням йоги и более 200 иллюстраций асан – йогических упражнений. Разобраны 14 пранаям и различные крийи, банхи и муды.

Подойдет как начинающим, так и опытным практикам.

3. Изучение древних писаний:

Махабхарата.


Один из древнейших эпосов, дошедших до наших дней записанный мудрецом Вьясадевой. Повествует о противостоянии двух родственных кланов Пандавов и Кауравов. Включает с себя 18 томов, один из которых называется Бхагават Гита – Песть Бога, в ней Кришна, воплощение Бога Вишну, дает наставление великому воину Арджуне, о глубоких йогических и мировоззренческих понятиях которые нужно знать каждому.

Существует мнение, согласно которому величайшая битва описанная в этом тексте происходила на территории современной России и СНГ более 5 тысяч лет назад и ознаменовала собой начало темной эпохи – Кали-Юги.


Рамаяна - еще одна хорошая книга для начинающих йогов.

История о Раме и его подвигах, записанная великим мудрецом Вальмики.

Рама, седьмое воплощение Вишну, ставший чакравартином - правитель всей планеты, борется с могучим демоном Раваной обретшим великие мистические способности – Сиддхи. Доподлинно неизвестно, когда происходили эти события, но существует мнение согласно которому сюжет развивается на нашей планете более 500 тысяч лет назад. Существует свидетельства существования моста Рамы из Индии в Шри-Ланку, в данный момент он находится под водой, но был сухопутным вплоть до XV века н.э. Этот мост был построен по приказу Рамы для того чтобы переправить свое многочисленное войско и вступить в сражение с демоном Раваной, который украл у него невесту.

Йога Васиштха – важнейших ведический текст, дошедший до наших дней, в нем описаны беседы мудреца Васиштхи и других мудрецов с чакравартином Рамой, который задает мировоззренческие вопросы. Следует понимать, что основная цель которую преследует Васиштха заключается в том, чтобы убедить Раму выполнять свой долг воина-кшатрия, и к тексту нужно относиться осторожно. Поэтому данный эпос подойдет больше для опытных практиков.

4. Начать изучать Дхарму – Учение Будды можно с этих книг:

Путеводитель по Буддизму. Иллюстрированная энциклопедия. Е. Леонтьева.

Яркое иллюстрированное руководство по Учению Будды.

Потрясающее издание, в котором автор простым и доступным языком знакомит читателей с основами учения Будды, историей его развития, раскрывает основные понятия буддизма, а также наполняет свой рассказ интереснейшими красочными иллюстрациями. Книга станет замечательным подарком для ваших близких и друзей, которых вы хотели бы деликатно и ненавязчиво познакомить с духовной традицией буддизма. Это очень яркое и интересное издание для детей и взрослых – лучший выбор для начала взаимодействия с Великим Учением Будды Шакьямуни.

«Буддизм» Корниенко А.В . В данной книге повествуется жизнь и деяния Сиддхартхи Гаутамы, о становлении его Учения о Дхарме. Дается описание различных направлений современного буддизма. Дается список и описание священных писаний, дошедших до наших дней.

Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды»

Арья Аштанга Марга, или как принято говорит сейчас, благородный восьмеричный путь – это универсальный Путь саморазвития, который передал Будда своим ученикам. В данной книге очень подробно и ясно расписаны все 8 ступеней.

5. Узнать о медитациях и ретритах можно из этих книг:

Медитация випассаны. Искусство жить осознанно

Практическое руководство по медитации Випассана от Гунаратана Хенепола Бханте. В простой и доступной форме объясняется суть медитации, мотивация к ней и многое другое. Данная книга подойдет как начинающим так и опытным ребятам желающим на практике познакомиться с медитацией.

Откровения тибетских отшельников

Это уникальное практическое пособие, собрание наставлений величайших мастеров Тибета различных буддистских традиций, открывающее детали, тонкости, а также подводные камни ретрита - уединения с целью духовного самосовершенствования. Бесценная мудрость, накопленная через опыт личных практик, позволяет реально оценить собственные силы начинающим, а тем, кто уже готов к проведению ретрита придаст сил и вдохновения, позволит избежать ошибок в практике. По мимо этого книга раскрывает жизненные пути великих затворников, суть проводимых ими ритуалов, и их невероятные достижения.

6. Начать изучение сутр о Дхарме из первоисточников можно в этих книгах:

Джатаки - Истории прошлых воплощений Будды и его учеников. В просто и доступной каждому форме описаны важные мировоззренческие понятия на примере различных поучительных жизненных ситуаций. Джатаки рекомендованы всем тем, кто стремится к саморазвитию.

Саддхармапундарика-сутра. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (Сутра Лотоса)

В конце жизни Будды произошло событие, которое происходит крайне редко в различных вселенных – была передана квинтэссенция Дхармы. Будда поведал Богам, Бодхисаттвам, своим ученикам и другим живым существам суть своего Учения. Данная книга рекомендуется к прочтению всем, кто твердо решил посвятить свою жизнь несению света Знаний о Дхарме и опытным практикам йоги.

Вималакирти нирдеша сутра - Одно из важнейших писаний в Учении Будды, повествует о мудром мирянине Вималкирти и его наставлениях. Бодхисаттва Вималакирти учил Богов и людей и был очень почитаем во времена Будды за свою несравненную мудрость которая приносила благо многим живым существам. Знания и мудрость описанная в данной книге не может сравниться ни с одной драгоценностью на нашей планете, ибо ведет к самому ценному – достижению состояния Будды.

Бодхичарья Аватара (Путь Бодхисаттвы). Шантидева.

Великие учителя Тибета – повествование о двух выдающихся йогинах Тибета, Гуру Марпе и его преданном ученике Миларепе, который также в последствии стал величайшим Учителем нашего мира. Мила был невероятно реализованной личностью, который достиг очень больших результатов как в практике медитации, так и в понимании Дхармы Будды.

Книга подойдет любому занимающемуся с различным уровнем подготовки.

Книга Автобиография Йога. Парамаханса Йогананда

Это книга о великих учителях своего времени: Бабаджи, Лахири Махасае, Шри Юктешваре, Парамаханса Йогананде и других - написанная с искренностью ребенка и безмерной мудростью она с самых первых строк преображает читателя проводя его через мир мистиков, йогов, магов. Становясь невольным свидетелем пути маленького йога, получаешь уникальную возможность соприкоснуться с жизнями великих святых, а через взлеты и падения главного героя, Мукунды Лал Гхоша, расширить свое представление о мире и его законах. Начиная с простых истин, доступных ребенку, взрослея вместе автором, читателя словно подготавливают к тем невероятным духовным возможностям людей, открытых к восприятию Божественного. Искренность, стойкость, самоотверженность главного героя, его трепетное уважение к великим учителям, его любовь ко всем живым существам вдохновляют к познанию Божественной части самого себя.

Знаменитые Йогини - В данной книге собраны очень редкие и очень яркие жизнеописания женщин-практиков буддизма. Героини этих историй – великие души, Бодхисаттвы, избравшие женское тело для служения миру. Воплощения великой материнской силы Любви и Всепринятия существуют во всех известных нам духовных учениях. Такие жизнеописания помогают понять устройство Вселенной и место наших душ в ней не на уровне ума, а на уровне энергии, даря Свет и уверенность в следовании выбранному Пути.

Супруга Лотосорожденного

Эта книга содержит описание жизни знаменитой женщины-йогини Еше Цогель (Еше Цогьял). Она известна как ученица великого учителя и сиддхи Падмасамбхавы. Книга описывает различные периоды жизни Еше Цогель, начиная с того времени, когда она была принцессой, а в завершении книги йогиня предстает перед нами как одна из главных учениц и помощниц Гуру Ринпоче (Падмасамбхавы). Книга служит глубоким вдохновением для всех практиков йоги и других систем самосовершенствования, особенно интересна она будет для женщин, так как является реальной иллюстрацией, что в женском теле можно принести много блага живым существам и достичь очень многого на духовном Пути, если иметь искреннюю веру в Гуру, прикладывать усилия к развитию и развивать терпение.

Чтение подобной литературы позволит расширить Вам представление о йоге и перевести её из ранга увлекательной физкультуры в новую систему мировоззрения. Осваивая книгу за книгой и соприкасаясь со знаниями об Истине, Вы и сами со временем станете проводником «чистой энергии» – в Вашей жизни появятся новые привычки, интересы, люди. Регулярно практиковать, читать йога-книги, слушать лекции опытных преподавателей – это и есть первые шаги в йоге. Пропуская накопленные веками знания через личную практику, можно достичь удивительных результатов: обрести здоровое тело и дух, по-новому посмотреть на мир и научиться «жить в ладу с совестью и природой».



Поделиться: