Профориентационная консультация. Профессиональное самоопределение: помощь в профориентации
Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.
Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
ШАГ 1 . Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. Д
Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.
Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то п ереиграть или начать заново.
Я решился на профориентацию в PROFChoice потому что хотел кардинально сменить профессию. Мне совершенно не нравится работа в банке, которой я занимаюсь, и я заинтересовался возможностью узнать, какая работа мне подходит. Оказалось — маркетолог, я согласен, это мое. Сейчас я уже ищу подходящую стажировку и стараюсь наладить связи в этой области. Планирую продолжить работу с карьерным консультантом, чтобы быстрее и успешнее, двигаться в выбранном направлении.
Вообще я примерно уже знал сферу в которой мне хотелось работать — это digital. Но у меня были большие сомнения — идти в офис и тогда какую компанию и направление выбрать, или сразу открывать свое дело. Спасибо Екатерине, мы отлично поработали и выяснили, что все-таки малый бизнес не подходит по моим личностным характеристикам. Определили профессиональное направление. Сейчас нарабатываю портфолио и прохожу собеседования. Я очень доволен заключением и профессионализмом сотрудников!
В целом скажу, что для меня, наверное, было бы намного более результативным продолжить общение с карьерным консультантом, но в силу того, что у меня время пока не позволяло сделать это, я ограничилась профориентацией. В плане исследования личности я частично услышала то, что я уже знала о себе, в этом плане я не была удивлена. Хотя расклад по типу мышления и реакции, был для меня инсайтом и очень выводы пригодятся. Т.к. мы сформулировали и структурировали, некоторые мои размышления и ценный опыт специалиста, теперь я точно знаю, какую карьеру буду выстраивать и как ее начинать.
Благодаря профориентации были определены мои сильные стороны, качества над которыми стоит поработать, психотип, тип мышления. Также выяснили какие условия работы больше всего подходят и сравнили интересующие меня специальности по переходящим навыкам, личностным качествам, эмоциональному отклику и отрицательным признакам специальностей. Узнал много интересного о себе и получил полезную информацию для карьеры. Профориентация оставила положительные впечатления.
Подробная расшифровка теста + дополнительные вопросы автора. Рекомендации по самообучению, раскрытию способностей. При заполнении базового теста Вы получите расшифровку не менее чем на 15 страницах. Очень важно качественно заполнить «дело моей мечты» и список способностей.
Глубокий анализ личности — тест онлайн — 40 000 руб.
Личная встреча с автором методики
Консультация длится 3 часа. Возможна консультация по скайпу. 50 000 руб.
Стоимость личной беседы и работы в скайпе одинаковая. Скайп-сессии обычно разбиваются на 3 встречи по часу.
Примеры расшифровки тестов по профориентации
Индивидуальная встреча длится 3 часа. Профтестирование может происходить при личной встрече или в скайпе. На встречу Вы приходите подготовившись. Необходимо заполнить по профориентации и принести его с собой в распечатанном виде. Встреча возможна в Петербурге, в удобное, заранее оговоренное время. Возможно индивидуальное профтестирование и в других городах, где бывает автор методики. Расписание открытых выступлений в разных городах можно найти на сайте www.umapalata.ru
Как проходит индивидуальная профориентация в скайпе? Обычно планируем три встречи по часу или две встречи по полтора часа. В промежутке между скайп-сессиями Вы сможете подумать над заданиями, что-то проанализировать, выписать дополнительные вопросы, если они возникнут. Результат профориентации — составить план действий на год: какие курсы посетить, в какой вуз пойти, менять ли работу и на какую. Вы будете иметь полную ясность в отношении своих способностей и талантов и что с ними делать. Кому-то я помогаю составить бизнес-план по шагам, чтобы работать на себя. А кто-то кардинально меняет направление деятельности, может бросить работу менеджера по продажам и стать успешным художником. Бояться не нужно. Вы точно способны на большее.
Как правило, учащиеся готовят перед встречей список вопросов, которые их беспокоят. Мы обсуждаем вопросы вместе. Я тоже спрошу: где учились, места работы, причины увольнений, чем не удовлетворены в жизни, есть ли примеры творческих работ, какие страхи мешают. Нам будет о чем поговорить. Я помогу вам принять решение: кем стать.
Недостаток такой профориентации только один — ее дороговизна. С другой стороны, на чаше весов — выбор пути. И это очень ответственно. Людям нередко жалко денег на профтестирование, но не жалко на покупку новых вещей. Такой выбор и создает толпы неудачников и офисного планктона, который страдает в офисах на низком окладе и с дорогим телефоном в руках.
Чаще всего, как ни парадоксально, задают вопрос: «Почему Ваша профориентация настолько дорогая?». Если Вы уже проходили профтесты в интернете, то знаете, что результативность их равна нулю. Связано это, на мой взгляд, с тем, что Вам смогут предложить только компьютерную обработку устаревшего шаблона. Результатом такого «профтестирования» может стать ошибочная попытка отнести Вас к одному из типов Климова (человек-техника, человек-человек, человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ). Это лишь общие слова о том, в каких областях Вы могли «бы» попробовать свои силы. Жизнь слишком коротка, чтобы потратить на неудачные пробы в разных местах по несколько лет, дойдя таким образом до пенсии и ничего не достигнув. На личной встрече можно обсудить вопросы, которые не в состоянии расшифровать ни один компьютер. Согласитесь, как он может проанализировать 8 мест вашей работы и разные причины увольнения? Как может машина за вас сделать выбор — ?
Психологи, которые работают в низком интервале цен, чаще всего ничего не достигли сами и работают за мизерный оклад на потоке. Чем могут похвастаться такие «специалисты»? Низкой зарплатой? Подработками в трех местах, в обшарпанных кабинетах? Как правило, они не раскрыли ни один из своих талантов. Не пишут книг по специальности, находятся в скверной физической форме, не уверены в себе и не создали авторских методик, работают по тестам 40-летней давности. Как может психолог давать советы быть предпринимателем или наемником, если сам он работает в найме целые десятилетия и не имеет опыта предпринимателя?
Моя авторская глубокая профориентация — это совместная работа с успешным наставником, подобная составлению бизнес-плана жизни. Помимо самореализации, необходимо, чтобы ваш талант приносил прибыль, иначе от него будут одни несчастья.
Почему так дорого? Потому что покупают. Потому что ценю свое время и квалификацию. Потому что это того стоит. По большому счету, я считаю, что если Вы стоите перед выбором вуза или нового места работы, то имеет смысл пробовать НЕСКОЛЬКО профориентаций у разных консультантов. На что отреагирует Ваше сердце? На какую идею будущей самореализации? Профориентация высокого класса точно должна стоить больше, чем сумка Луи Ветон. Но у каждого свои ценности. Начните хотя бы с недорогой компьютерной версии профтеста. Для этого вам понадобится промокод.
Результаты индивидуальной профориентации
Задача индивидуальной профориентации с психологом — помочь Вам определиться с Вашими способностями и талантами, выявить их, классифицировать на бытовые и социальные. Часто я сталкиваюсь с тем, что люди считают себя бесталанными, но это не так. Задача глубокой профориентации — составление подробного плана действий на ближайший год. Иногда в этом плане перечислены курсы, которые необходимо посетить. Список действий на год подразумевает прочтение определенных книг и самообразование по ряду вопросов.
Идеальный результат личной профориентации:
— Конкретный список талантов и способностей (которыми можно служить обществу и получать доход)
— Подробный план действий по развитию способностей на 6-12 месяцев.
Проблемы недостаточной мотивации
Одна из наиболее частых проблем, с которыми я сталкиваюсь на индивидуальной профориентации, такова. Чаще всего люди знают, чего хотят, но боятся себе в этом признаться, либо боятся действовать. От профориентации они ждут некого «волшебного пенделя», который избавит их от страха перед действием, от лени и неорганизованности. Проще говоря, они подменяют термины профориентация и самомотивация. Ничто вам не заменит самомотивации. Вознаграждаются только действия.
Вы можете мало читать и не ходить на курсы, но правильно действовать. Результат обеспечен. Наполеон Бонапарт говорил, что проблема большинства неудачников — недостаточно сильные желания. Желанием действовать я не смогу обеспечить Вас ни за какие деньги. Действие находится в зоне Вашей личной ответственности. Область моей ответственности перед клиентом — конкретное формулирование способностей и плана их развития.
Психолог (древнегреч. psycho – душа и logos – знание) – специалист в области психологии, занимающийся изучением проявления, способы и формы организации психических явлений личности в самых разных областях деятельности человека. Психолог оказывает психологическую помощь и поддержку, а также занимается исследованиями для решения сугубо прикладных и научно-исследовательских задач.
Работа психолога похожа на такие профессии как психиатр и психотерапевт. Важным отличием является то, что психотерапевт и психиатр получают высшее образование в медицинских вузах и по статусу являются врачами. Психолог же учится в обычных вузах по специальности «Психология». Психологи больше работают с душевным состоянием и внутренним миром человека, а не патологическими изменениями, особенностями и нарушениями психики.
Стоит отметить, что психолог не может дать универсальный подход к решению любых проблем. Поиск пути к решению всегда осуществляется совместно с клиентом и только при его желании помочь себе возможен положительный результат. Отыскать внутренние резервы организма может только сам клиент, а грамотный психолог мягко укажет направление движения, поможет сделать первые шаги и будет ненавязчиво сопровождать пока проблема не решится.
Не стоит выбирать профессию психолога с надеждой решить свои внутренние проблемы и наладить свою жизнь. Для этого лучше обратиться к уже действующим профессионалам.
Если же Вы чувствуете желание помогать другим людям, то, возможно, профессия психолога это именно то, что Вам нужно.
Возможные места работы
В своей работе психолог может заниматься такими видами деятельности, как:
Профилактическая – работа по предотвращению или уменьшения негативных последствий от девиантного (отклоняющего от нормы) поведения, социальной дезадаптации. Снижение уровня и количества нервно-психологических заболеваний у населения.
Диагностическая – изучение индивидуально-психологических особенностей человека или группы людей. Выявление закономерностей и постановка диагноза.
Коррекционная – комплексная работа по аккуратной корректировке поведения, восприятия самого себя или окружающих человека или групп людей.
Экспертная
– выражение профессионального, аргументированного мнения на основе личных исследований и наблюдений или подтверждённых известными исследованиями. Постановка выводов, заключений и рекомендаций к действию по запрошенной теме.
Консультативная – обеспечение важной, необходимой информацией других людей или организаций. Создание условий для продуктивного существования и преодоления жизненных трудностей.
Научно-исследовательская – проведение научных исследований для выявления, обоснования, подтверждения или опровержения каких-либо теорий, гипотез. Развитие психологической науки в целом или отдельных психологических школ или направлений в частности.
Культурно-просветительская – повышение психологической культуры населения, распространение психологических знаний и формирование к ним интереса, потребности и желания их использовать в практической деятельности. Развенчивание мифов о психологии и её возможностях, формирование правильного и адекватного восприятия психологии как науки.
Психолог может заниматься частной консультативной практикой, выполнять разовые заказы, заниматься научными исследованиями или состоять в штате таких учреждений, как:
- Частные компании с услугами психологического консультирования
- Образовательные учреждения
- Медицинские учреждения
- Психологические центры
- Организации помощи нуждающимся, телефоны доверия
- Любы коммерческие предприятия
История профессии
Появившись не так давно, профессия психолога прочно вошла в нашу жизнь и применяется в самых разнообразных сферах: начиная от консультирования людей и заканчивая фундаментальными исследованиями в различных направлениях. Можно сказать, что во всех отраслях, где, так или иначе, имеется взаимодействия между людьми или между человеком и инструментом/сервисом (машина, станок, дизайн сайта, дизайн программ и т.д.) задействованы психологические знания и приёмы.
Изначально психология формировалась на стыке философии и астрономии с небольшими вкраплениями оккультных наук. Долгое время представителями «психологии» являлись разнообразные шаманы, знахари, колдуны и им подобные. Понятно, что если положительный эффект от их деятельности и был, то его основой были лишь личные базовые наблюдения и эффект от силы внушения.
Долгое время психология пребывала уделом шарлатанов и только к 17 веку начали появляться систематизировать эту область знаний и превратить её в настоящую науку. Официальной датой такого превращения можно назвать 1879 год, когда открывается первая психологическая лаборатория в мире. Открыта она была Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в одноимённом университете, где Министерством королевского двора Вундту была предоставлена аудитория для проведения экспериментов.
В последующие годы на волне интереса к новой науке подобные лаборатории начали открываться по всему миру, в том числе и России, постепенно разделяясь на разные направления, основными из которых были психоанализ, гештальтпсихология и бихевиоризм.
В настоящее время практически любое направление деятельности немыслимо без психологии и результатов её исследований. Полученный опыт используется повсеместно: медицина, искусство, политика, семейная жизнь, общение, экономика, производство. Эти и многие другие направления опираются на результаты психологических исследований для повышения эффективности.
Необходимые качества
Для успешной работы и профессионального развития психолог должен обладать хорошим интеллектом, развитой наблюдательностью и логикой, быть эмоционально устойчивым. Ещё одним важным и необходимым качеством выступает способность к анализу.
Естественно, что помимо всего прочего, необходимо уметь не только слушать, но и слышать других людей, быть тактичным и ответственным. Только при сочетании всех этих качеств психолог может быть успешным и уважаемым человеком в своей сфере деятельности.
Обязанности психолога
В зависимости от сферы деятельности и направления работы организации к психологу могут предъявляться заметно отличающие требования и обязанности. Среди них наиболее общими можно назвать:
- Проведение психологической диагностики различных форм и назначений
- Осуществление коррекционной работы в индивидуальном или групповом порядке
- Психологическая помощь и поддержка
- Изучение влияния психологических факторов на трудовую или учебную деятельность, её результат
- Выявление наиболее актуальных проблем и вопросов, пути их решения и устранение вызывающих их причин
- Разработка психологических карт и профилей
- Рекомендации относительно дальнейших действий на пути к решению проблемы или оптимального пути развития и повышения эффективности человека
- Проведение исследований по совершенствованию своей работы
- Внедрять новые мировые разработки в свою деятельность
- Постоянно заниматься повышением своей квалификации и следить за развитием психологической науки, новых методик и методов деятельности
Психологи должны соблюдать профессионально-этические нормы, сохранять полученную от клиентов информацию о личной жизни и её тайнах.
Требования к психологу
Для занятий психологией необходимо наличие завершённого высшего образования по специальности «Психология» или профессиональная переподготовка на основе уже имеющегося высшего образования.
В нашей стране имеются три возможных квалификации психолога:
Бакалавр – срок обучения 4 года.
Специалист – срок обучения 5 лет. Больше не используется.
Магистр – срок обучения 6 лет.
Направление подготовки «Психология» существует во многих высших учебных заведениях и можно выбрать любой подходящий на свой вкус. Рекомендуем выбирать крупные, хорошо зарекомендовавшие себя университеты или давно практикующие преподавание этой программы вузы. В таком случае Вы действительно станете специалистом с хорошей теоретической и практической подготовкой, который будет востребован на рынке труда.
Познавательные видео о психологах
Зарплата
Указан приблизительный уровень заработной платы. В зависимости от региона и работодателя он может существенно отличаться.
Интересные факты о профессии психолога
В России деятельность психолога и частная практика не требует лицензирования.
По мнению психологов, окружающие воспринимают человека умнее, чем он есть на самом деле, если он носит очки.
Часть людей считает, что психологи занимаются, в том числе и кодировкой от употребления алкоголя. На самом деле это не так.
Самые известные психологи в мире
Зигмунд Фрейд – обычно приходит на ум первым при упоминании психологии. Его работы развили понимание личности, патопсихологию, клиническую психологию и психологию личности.
Лев Выготский – советский психолог, основные труды которого легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США. Его культурно-историческая теория породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли наиболее значимые отечественные специалисты по психологии.
Жан Пиаже – особое внимание уделял детскому интеллектуальному развитию. Его работами в этой сфере восхищался даже Альберт Энштейн.
Александр Лурия – советский психолог, создавший новое направление – нейропсихологию, выделившуюся затем в специальную отрасль и получившую международное призвание. Являлся почётным членом многих научных академий и психологических обществ по всему миру.
Уильям Джеймс – практически отец американской психологии, а его труды стали классикой для многих поколений.
Иван Павлов – российский физиолог, значительно повлиявший на развитие направления бихевиоризма. Сделал значительные шаги к объективному измерению поведения от субъективных оценок.
Курт Левин – оказал большое влияние на социальную психологию и технологию разрешения конфликтов. Один из самых выдающихся психологов ХХ века.