Житие апостола и евангелиста марка. Житие апостола и евангелиста марка Апостол марк евангелист

Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов ().

Святой Марк был ближайшим сподвижником (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима ().

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне ().

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, (5 октября), (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа () и Духа Святого () ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари ( ; ).

Cвятой апостол и евангелист Марк иконы

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Празднование в честь святого евангелиста Марка совершается в Православной Церкви 8 мая по новому стилю.

Житие апостола Марка
О евангелисте Марке известно, что он был родом из Иерусалима и приходился племянником апостолу Варнаве, который являлся апостолом от семидесяти. Его первоначально звали Иоанн, затем Иоанн-Марк. Известно, что мать апостола Марка Мария была христианкой, и в их доме, который примыкал к Гефсиманскому саду, часто собирались последователи Спасителя. В своем Евангелии Марк рассказывает о неком юноше, который в ночь перед распятием следовал за Христом (Мк. 14, 51-52). В нем церковное Предание видит самого евангелиста. После Воскресения Христова Марк начал апостольскую проповедь и позже основал Церковь в Египте, став первым Александрийским епископом. Апостол Марк много путешествовал с проповедью христианства, посещая Ливию, некоторые области Африки и Рим. Его считают сподвижником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также святого апостола Варнавы. В Александрии проповедь и служение святого Марка вызвали недовольство языческого населения, которое потребовало заключения епископа в темницу и суда над ним, но ночью епископу явился Христос, ободряя его. Когда утром апостола повели на место суда, он скончался по дороге. Когда святой евангелист умирал, из его уст звучала молитва к Богу: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Евангелие от Марка
Хотя авторство второго Евангелия не указано в самой книге, церковное Предание считает его писателем апостола Марка. Точное время и место написания неизвестны, однако можно предположить, что это Евангелие было написано в период между 60 и 70 годами в Риме. Возможно также, что Марк писал свое Евангелие со слов апостола Петра, поскольку был его учеником. Свое Евангелие он написал, обращаясь к христианам из язычников, поскольку в повествовании даются объяснения иудейских обычаев, географии Палестины, а также редко встречаются ссылки на ветхозаветные писания, в отличие от других Евангелий. Языком, на котором изначально было написано второе Евангелие, является греческий, однако в тексте встречаются также латинизмы, которых нет в других евангельских повествованиях. В современной библеистике существует мнение, что Евангелие от Марка было написано первым и послужило евангелистам Матфею и Луке источником для написания их Евангелий.
Евангелие от Марка является самым коротким из всех четырех Евангелий, в котором содержится всего шестнадцать глав. Рассказ о жизни и проповеди Христа в повествовании Марка во многом совпадает с Евангелиями от Матфея и Луки, однако евангелист приводит несколько притч и эпизодов, которые встречаются только в его книге. Так, апостол Марк повествует об исцелении глухого косноязычного (7:31-37), а также слепого в Вифсаиде (8:22 - 26) и две притчи о посевах и всходах (4:26) и об ожидании хозяина дома (13:34).

Похищение мощей апостола Марка
Апостол Марк был погребен в Александрии, где был епископом, и его мощи находились там до IX века. Однако в 828 году мощи были перевезены в Венецию. Рассказывают, что итальянские купцы, услышав о гонениях, начавшихся в Александрии со стороны мусульманского правительства, решили спасти мощи святого Марка от поругания. По преданию, они спрятали их в большую корзину, накрыв сверху тушами свиней. Когда мусульмане, проверяя товары в корабле, увидели свинину, то, боясь оскверниться, не пожелали прикоснуться к корзине. Таким образом, мощи святого апостола были перевезены в Европу. В родном городе купцов, Венеции, был построен большой собор, в котором поместили святыню, а апостол Марк стал считаться покровителем города. Кроме того, святой Марк является покровителем египетских христиан.

Иконописные изображения апостола Марка
Существуют различные иконографические изображения евангелиста Марка. Чаще всего его изображают сидящим за столом и пишущим свое Евангелие. Распространены также оплечные образы, на которых святой держит в руках свиток или книгу.
Иногда на иконах за спиной апостола Марка изображается лев, как царственное животное, потому что в своем Евангелии он делает акцент на могуществе и царском достоинстве Христа.

Тропарь, глас 3:
У верховнаго Петра научився,/ апостол Христов был еси/ и, яко солнце, странам возсиял еси,/ Александриом удобрение быв, блаженне:/ тобою Египет от прелести свободися,/ евангельским твоим учением просвещ вся,/ яко свет, столп церковный./ Сего ради твою память чтуще, светло празднуем,/ Марко Богогласе,/ моли тобою благовестимаго Бога/ да согрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2:
С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Марко / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти

Краткая биография

Марк (ивр. ‏מרקוס‏‎, греч. Μάρκος) - один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. По происхождению еврей, но ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа , так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него (Деян. 12:12). На некоторых образах символом святого Марка является крылатый лев.

Жизнеописание

Родился в Кирене, племянник (согласно другим переводам - двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол. 4:10). По другой версии, Евангелист Марк родился в Иерусалиме.

Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра. 5:13). По преданию, в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51-52).

Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников - епископа Ананию, которому он исцелил больную руку, и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» . Было это 25 апреля 68 года (по другой версии - 63 года).

Евангелие от Марка

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал ». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) - компиляцию Евангелий Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

По версии, изложенной Свенцицкой, наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений».

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой - VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) - всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Марка является тема силы Божией: Господь делает то, что людям невозможно. Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста - крылатый лев.

Похищение мощей апостола Марка из Александрии
(мозаика пресбитерия собора Сан Марко, XI век)

Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.

Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Марка

Святой евангелист Марк происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он в Иерусалиме, в доме матери своей Марии, о чем мы читаем в книге Деяний (Деян. 12:12). Первое имя апостола – Иоанн; имя же Марк – латинское. Его он позднее присовокупил к своему иудейскому имени перед отправлением в чужую страну, по обычаю того времени.

Сохранилось древнее предание, что Марком был упоминаемый в Евангелии юноша, который в ночь предания Спасителя на смерть в вертограде Гефсиманском следовал за Христом, обернувшись покрывалом по нагому телу. Будучи схвачен воинами, он оставил покрывало в их руках и нагой бежал от них (Мк. 14:51-52). Дом матери Марка, Марии, в Иерусалиме служил местом молитвенных собраний для многих верующих иерусалимлян и пристанищем для некоторых апостолов. Книга Деяний свидетельствует, что апостол Петр, после чудесного изведения ангелом из темницы, пришел в дом Марии, где верующие собрались для молитвы. Именно с апостолом Петром был Марк в особенно близком общении, и тот даже называет его своим сыном (1 Пет. 5:13). Марку приходился дядею Варнава – уважаемый в Иерусалимской церкви “муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры” (Деян. 11:24). Через этого родственника своего Марк сделался известен и другому верховному апостолу, Павлу, когда тот, спустя три года после чудесного обращения ко Христу, в первый раз прибыл в Иерусалим. В юности вступив в общение с Петром и Павлом, Марк и в последующее время является сотрудником этих верховных апостолов.

Когда Апостол Павел и его спутник Варнава предприняли из Антиохии первое апостольское путешествие для проповеди Евангелия иудеям и язычникам, то вместе с ними, помощником, отправился и Марк (Деян. 13:5). Сопровождая старших апостолов, он прошел с востока на запад и прибыл к острову Кипр, где был свидетелем чудесного поражения слепотою волхва Вариисуса,по слову апостола Павла. Прибыв затем в Малую Азию, Марк, к немалому огорчению апостола Павла, в городе Пергии почему-то оставил его с Варнавою и возвратился в Иерусалим, в дом матери своей (Деян. 13:4-13).
В Иерусалиме Марк присоединился к апостолу Петру, и апостолы предприняли путешествие в Рим. В столицу тогдашнего мира отовсюду приходили, по разным гражданским и житейским делам, исповедники Евангелия, которые и умножали число верующих во Христа. Апостол Петр своим благовестием и чудесами, при содействии Марка, еще больше распространил и утвердил Церковь православную в Риме, обратив ко Христу многих язычников. Ревностные римские христиане, не довольствуясь устной проповедью апостолов об Иисусе Христе, убедительно просили спутника Петрова, Марка, оставить и письменный памятник преподанного ими учения. Марк исполнил это доброе желание и написал для них Евангелие, воспользовавшись тем, что слышал о Христе, в различное время, от Петра. Это Евангелие – вторая по времени написания книга Нового Завета и потому занимает в нем второе место. Так как свое Евангелие Марк предназначал для римских христиан, главным образом, из язычников, то он имел намерение открыть, что Иисус Христос, в Которого они уверовали, есть воистину Сын Божий и Бог. В своем Евангелии Марк не столько излагает учение Иисуса Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно показывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога – что особенно убедительно должно было быть для христиан из язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью огласил пустыню Иудейскую, был гласом вопиющего в пустыне и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне. Поэтому на иконах евангелист Марк изображается, обыкновенно, вместе со львом.

После апостольских трудов в Риме Марк послан был апостолом Петром для проповеди Слова Божия в Аквилею, богатый город на северном берегу Адриатического моря, известный тем, что в нем любили жить римские императоры, и называвшийся потому вторым Римом.

Основав там церковь, Марк, по указанию апостола Петра, отправился в Египет. В этой, смежной с землею иудейскою, языческой стране, в которой некогда народ Израиля томился в рабстве, с давнего времени жило много иудеев: они населяли здесь целые города, имели молитвенные собрания, свое верховное судилище, даже храм, по подобию Иерусалимского, и при нем священников и левитов, по закону Моисееву. Некогда выполненный здесь, по повелению одного из царей египетских, перевод ветхозаветных книг Священного Писания с еврейского языка на употребительный там греческий, сделал доступным божественное откровение язычникам, приготовил живших там к принятию христианского учения.

Все это обещало успех благовестию Марка в Египте. Действительно, когда он, прибыв в Египет, первый из апостолов проповедовал здесь Евангелие, возвещая людям свободу от рабства Диавола, подобно тому, как некогда Моисей возвестил здесь сынам Израилевым избавление от тяжкого ига фараонова, то уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии, главном городе Египта, основана была Марком церковь христианская.

Через несколько лет после этого Марк был в Антиохии. В то время святые Павел и Варнава собирались предпринять оттуда второе апостольское путешествие.

Марк хотел снова сопровождать их, чего особенно желал дядя его, апостол Варнава; но апостол Павел не решался взять с собою Марка. Тогда и Варнава разлучился с апостолом Павлом – и вместе с племянником отправился на свою родину, на Кипр, между тем как Павел, с другими сотрудниками, продолжал задуманный путь (Деян. 15:36-40).

Это обстоятельство божественный промысл обратил на пользу церкви Христовой: проповедники Евангелия пошли в разные стороны и чрез то привели ко Христу большее число людей. Затем Марк снова отправился в Египет, куда, немного спустя, прибыл и апостол Петр. Благовествуя совместно, апостолы положили основание церкви Христовой в городе Вавилоне, откуда Петр и написал свое Первое соборное послание к малоазийским христианам.

В последующее время Марк опять соединился с апостолом Павлом. Во время пребывания Павла в узах в Риме Марк, вместе с некоторыми другими лицами, разделял его благовестнические труды. Это особенно видно из писанного Павлом послания к Колоссянам, в котором апостол называет Марка одним из немногих сотрудников своих для Царствия Божия, бывших для него в это время утешением (Кол. 4:10-11). Из того же послания видно, что, по просьбе апостола Павла, Марк отправился из Рима в Малую Азию, во фригийский город Колоссы, вероятно, для противодействия лжеучителям, прельщавшим колосских христиан. Когда затем апостол Павел второй раз находился в узах, то незадолго до кончины вызывал Марка вместе с апостолом Тимофеем из Малой Азии в Рим на помощь себе. “Марка возьми и приведи с собою, – писал апостол Павел Тимофею, – ибо он мне нужен для служения” (2 Тим. 4:11). Если Марк успел исполнить это желание, то мог быть свидетелем мученической кончины в Риме обоих своих учителей, великих апостолов Петра и Павла, которые приблизительно в одно время пострадали за Христа в Риме. Павел, как римский гражданин, был усечен мечом, а Петр распят на кресте.

Затем Марк снова отправился в Египет, для благоустроения основанной им церкви. Столица Египта, Александрия, со своим знаменитым книгохранилищем, была средоточием греческой образованности. Все там, даже иудеи, жившие в Александрии во множестве, увлекались языческой ученостью. Для утверждения веры и с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, Марк положил в Александрии основание христианскому училищу, прославившемуся в последующей истории церкви знаменитыми учителями и отцами церкви. Заботясь об устроении церковного богослужения, Марк передал Александрийской церкви составленный им чин литургии, который сохранялся там долгое время.

Из Александрии апостол предпринимал путешествия для проповеди Евангелия в Африку, Ливию, другие страны. Проповедь его в Египте имела высокий успех и оказывала благотворное влияние на жизнь тамошних христиан.

Марк, первый епископ Александрийской церкви, был и первым ее мучеником. Он пострадал в праздник святой Пасхи, случившийся в одно время с языческим празднеством в честь Сераписа. Когда апостол совершал священнодействие, язычники, озлобленные успехом его проповеди, ворвались в церковь, схватили, обвязали апостола веревками и влачили по улицам и предместьям города, а потом, истерзанного, ввергли в темницу. В полночь святому страдальцу явился ангел Господень и укрепил на подвиг мученичества радостной вестью о предстоящем блаженстве на небе, а затем и сам Господь утешил Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа с яростью извлекла апостола из темницы и опять безжалостно влачила по улицам города, от чего Марк вскоре скончался. Злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола – они решили сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли пришедшую в смятение толпу язычников. Христиане же с честью предали погребению тело апостола.

Над мощами святого Марка в IV веке построена была церковь. В первой половине IX века, когда владычество арабов-магометан и ересь монофизитов совершенно ослабили православие в Египте, мощи евангелиста перенесены были в Венецию, близ которой, в Аквилее, он некоторое время трудился в проповеди Евангелия.

Память святого апостола и евангелиста Марка православная



Поделиться: