Зарождение демократии в афинах. Зарождение демократии в афинах план-конспект урока по истории на тему Зарождение демократии в афинах кроссворд

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Зарождение демократии в Афинах»

ФИО (полностью)

Гущина Ирина Васильевна

Место работы

МБОУ «СОШ №7 г. Йошкар-Олы»

Должность

учителя истории и обществознания

Предмет

история

Класс

Тема и номер урока в теме

Зарождение демократии в Афинах

Базовый учебник

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая

«История Древнего мира», Просвещение, 2014

Цель урока: сформировать у учащихся понимание причин и значение проведения реформ Солона.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «демократия», «реформа», «Народное собрание», «гражданин», основные положения и итоги реформ Солона.

Метапредметные: уметь работать с документальными источниками, развивать умение отбирать самостоятельно нужные факты, события, делать

выводы, формулировать вопросы; уметь вести диалог на основе

равноправных отношений и взаимного уважения;

Личностные: уметь высказать и отстаивать свою точку зрения по основной

проблеме урока.

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся – интерактивное занятие

Основные понятия темы: «демократия», «реформа», «гражданин», «Народное собрание»

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал с текстом документа и вопросами к нему, жетоны (красного, желтого цвета)

Идея занятия: Данный урок по теме «Зарождение демократии в Афинах»проводится в 5 классе по учебнику «История Древнего мира» Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. и разработан в соответствии с требованиями ФГОС. У чебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

ХОД УРОКА

  1. Организационный блок. Подготовить класс к работе в группах.

  2. Мотивационный блок.

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

А как еще можно прославиться?

Совершая хорошие поступки (ответы детей)

Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

( За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

А теперь улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов и себе и своим товарищам.

3. Актуализация знаний учащихся.

Блиц-опрос.

Вопросы зачитывает учитель (слайды)

1. Вспомните, на каком полуострове находилась Древняя Греция?

2. Назовите древнейшие полисы Древней Греции.

3. Как с греческого языка переводится слово «полис»?

4. Как называлась область, в которой располагался город Афины?

5. Скажите, пожалуйста, а кто живет в Афинах? На какие группы мы можем поделить население Аттики?

6. Как назывался в Афинах совет знати?

7. Как в Афинах называли правителей, избиравшихся каждый год из знатных людей?

8. Как по-гречески назывался простой народ?

9. Что устанавливали на поле крестьянина, когда он брал что-нибудь в долг у богатого соседа?

10. Чем отличалось положение должника в Афинах от положения должника в Междуречье по законам Хаммурапи?

11 .Как звали архонта, который прославился своими суровыми законами?

12. Какое наказание ждало человека, укравшего хотя бы кусок хлеба или луковицу, согласно законам Драконта?

Проблемное задание

- Ребята, я хочу, чтобы вы послушали басню. О чем эта басня? (Ученик)

Отрывок из басни:

Вот, что однажды сказал Соловью пестрогласному Ястреб,
Когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал Соловей, пронзенный кривыми когтями,
Тот же властительно с речью такою к нему обратился:
«Что ты, несчастный пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты не пой, а тебя унесу я куда мне угодно.
И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его,- к униженью лишь горе прибавит!»
Вот, что стремительный Ястреб сказал, длиннокрылая птица.

- Как вы думаете, случайно ли здесь прозывучала эта басня?

- Кто является главными героями басни?

- С какими слоями населения Древней Греции можно соотнести данных героев? (для этого вывести на экран слайд со схемой основных слоев населения)

Ответы учащихся.

(Ребята определяют: Ястреб – это аристократ, Соловей – демос)

Ребята,а сейчас мы с вами перенесемся в афинский порт Пирей. И послушаем спор двух афинян. Почему они спорят?

Сценка (слайд гавани)

В афинской гавани встретились двое: богатый торговец и аристократ. Между ними завязался спор.

- Я богаче тебя, - говорит торговец, - посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! – раздражённо продолжает он. – Почему только вы, аристократы, судите, избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Презрительная улыбка чуть тронула губы аристократа:

- Ты богаче, это верно, но что с того?! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком, подёнщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Ха-ха! Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведём мы род от самих богов. Не смей равняться с нами!- добавил аристократ с чувством превосходства. – Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот чем я отличаюсь от тебя.

-Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?

-Чем гордились знатные люди?

(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).

- Почему этот богач не мог причислить себя к знати?

К какой группе населения мы можем отнести этого богача?(схема)

- Чем был недоволен этот богач? Чего он требовал?

(Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному )

- Считаете ли вы данное общество справедливым ? Что нужно сделать, чтобы улучшить положение демоса? Ответы учащихся (ребята определяют, что необходимы изменения в обществе)

Учитель вводит понятие «реформа», а учащиеся записывают определение в тетрадь (слайд)

- Кто-либо из вас был знаком с данным понятием? У нас в стране проводятся реформы?

В начале VI в. до н.э. вражда между демосом и аристократами усилилась. Дело дошло даже до вооруженных столкновений между ними. Эта междоусобица ослабляла Афинское государство и наносила ущерб всем его гражданам. Тогда противники обратились с просьбой примирить их к самому уважаемому в Афинах человеку – Солону. И именно Солон будет проводить изменения (реформы) в Афинах, которые приведут к зарождению демократии.

- Итак, тема нашего урока «Зарождение демократии в Афинах ».( запись в тетради)

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

Да! Мы познакомимся с реформами Солона. И в конце урока мы должны с вами ответить на вопрос: всегда ли реформы дают положительный результат? (проблемный вопрос)

4. Информационный блок.

4.1. Выступление учащегося

Выступает ученик с подготовленным сообщением о Солоне () хрестоматия(я)

Вопрос учащимся : Как вы думаете, почему и демос, и аристократы уважали Солона?

(Ребята говорят о том, что аристократов привлекали знатное происхождение Солона, его образованность, демос же привлекали деловые качества Солона – сумел разбогатеть, занимаясь торговлей, но не кичился богатством, не презирал бедняков, был честным).

Давайте сделаем запись в тетради

(594 г. до н.э реформы Солона в Афинах)

4.2 . Какие же реформы провел Солон? Мы узнаем, выполнив задания по учебнику. Вы должны будете выполнить задания, которые будут даны каждой группе. Каждой группе будет предоставлено слово. Затем классу будут заданы вопросы. В ходе ответов вы должны сделать записи в тетради - Какие же реформы были проведены в Афинах?

(Работа с учебником 5 кл.)

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина

( п. 2 - 3 на с.137-139) (144-146)

Учитель раздает группам раздаточный материал (приложение 1- 4)

группы работают

1. Задание: Прочитайте п. 2 на стр. 137-138 (144-145). Рассмотрите и опишите рисунок на стр. 138 (144.)

-Что изображено на рисунке?

-Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие?. Кто эти люди?

-

-Кого отпустили на волю?

(Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 144.

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни.

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.)

2.Задание. Прочитайте п. 2 на стр.137-138 (144-145.) Прочитайте отрывок из стихотворения на стр 139(145)

О чем это стихотворение?

-Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? Кто мог стать рабом в Афинском государстве?

-Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками

(Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139)

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”)

Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались)

Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил).

!!!Задание всему классу. Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона.

3 .Задание: Прочитайте п. 3 на стр.138 (145)

Кто мог участвовать в работе Народного собрания?

Кто мог стать архонтом?

(1. Возрастает роль Народного собрания. В нем теперь могли участвовать все взрослые афинские граждане.

2. На собрании решались самые важные государственные дела и принимались новые законы.

3. Главные должности теперь могли занимать не только аристократы, но и богатые люди из демоса.)

4 .Задание: Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина ( п. 3 на с. 144-142 (со второго абзаца).

Составьте рассказ, как изменился суд при Солоне.

Кто мог стать судьей?

Подумайте, почему в реальной жизни бедняки отказывались от своего права стать судьей?

Ответы:

а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

г) З а исполнение должностных обязанностей в Афинах не платил.(Бедняки должны были работать, чтобы кормить свои семьи)

Какие же реформы провел Солон? Что вы записали в тетради7

Законы можно разделить на 2 части: (запись в тетради)

  1. Отмена долгов, долгового рабства.

2. Изменения в управлении государством .

4.3 Какое значение имели эти изменения? (установилась демократия)

Высшим органом, выражавшим волю народа, стало Народное собрание, т.е. власть стала принадлежать народу. Народ по-гречески- демос, власть- кратос, следовательно народная власть или власть народа – демократия. (установилась демократия)

Докажите, что благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия

5 . Аналитический блок

Ребята, у вас есть уникальная возможность услышать голос великого реформатора Древней Греции Солона.

Солон - Приветствую вас, юные граждане! Я Солон- первый архонт Афинского полиса! Хочу продекламировать вам свое стихотворение о проведенных мною реформах, после которого я дам вам задание. (текст стихотворения появляется на экране)

«Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая –
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, богоданный град,
В рабство проданных вернул я многих...
Всех освободил. Я этого достиг
Закона властью, силу с правдой сочетав.
И так исполнил все я, как и обещал,
Со знатными простых в законах уравнял
Для каждого прямую правду указав...
Затем-то, на борьбу все мужество собрав,
Я точно волк, вертелся среди стаи псов»

- Теперь скажите, какие реформы в Афинском государстве провел Солон? (вопрос появляется на экране)

Называются реформы:

Освобождение должников от рабства;
- сняты долговые камни; заложенные участки вернули их владельцам;
- возвращение в Афины проданных в рабство за долги;
- равенство всех перед законом.

Обсуждение услышанного.

Вопрос учащимся:

- Означает ли мои реформы - полное уничтожение рабства в Афинах?

(Нет, остались привозные рабы-чужеземцы).

- Что имел в виду Солон, говоря «я точно волк, вертелся среди стаи псов»? Кто и почему был недоволен его реформами (Аристократы были недовольны отменой долгового рабства, демос – не произвел передел земли, а чужеземцы – не имели прав и для них сохранялось рабство)

Главной целью реформ Солон считал не удовлетворение требований какой-либо из сторон за счет других, а предоставление всем равных прав перед законом, прекращение усобиц, ослаблявших государство.

- Какое значение имели эти изменения?

- (установилась демократия)

-Всегда ли реформы дают положительный результат?

Заполняем кластер (ученики выбирают нужные карточки с клеевой основой и приклеивают их лист бумаги)

    уважение прав меньшинства

    выборы,

    свобода личности

    справедливый суд

    уважение прав граждан

    выборность власти

    неограниченность власти

- Какие реформы проводятся у нас в стране? (ответы учащихся)

Можно ли назвать наше государство демократичным? А почему?

Вывод урока:

Реформы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть власти демоса.
- Государство защищало своих граждан, охраняло их права. Главной ценностью была свобода гражданина. Даже последний бедняк отныне мог не бояться долгового рабства.
- Граждане должны были активно участвовать в жизни своего государства, не быть безучастными к его проблемам.

6. Оценочный блок

7. Рефлексивный блок

Ребята, закончите предложения:

Урок был для нас полезным, потому что……

Оказывается, что демократия…

Оказывается, что реформа…

Оказывается, Солон…

Как мы можем использовать полученные знания?

Домашнее задание: § 30, вопросы в конце параграфа;

термины «демократия», «реформа», «Народное собрание», «гражданин»;

подготовить сочинение-рассуждение «Последствия солоновских реформ»;

для любознательных: прочитайте рассказ Ге­ родота «Солон и лидийский царь Крез» и ответьте на вопрос: «Почему царь Лидийского царства Крез назвал Солона совер­ шенно глупым человеком?»

Приложение

1. Задание: Прочитайте п. 2 на стр. 137-138 .Рассмотрите и опишите рисунок на стр. 138

-Что изображено на рисунке?

-Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

- Как по закону Солона человек отвечал за долги?

-Кого отпустили на волю?

-Кого выкупали за деньги государства?

2 . Задание : Прочитайте п. 2 на стр.137-138. Прочитайте отрывок из стихотворения на стр 139

О чем это стихотворение?

-Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах?

-Кто мог стать рабом в Афинском государстве?

-Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками?

3 . Задание : Прочитайте п. 3 на стр.138

Составьте рассказ, как изменилось управление при Солоне.

-Какой орган власти решал все важные государственные дела?

-Кто мог участвовать в работе Народного собрания?

-Кто мог стать архонтом?

4 . . Задание : Прочитайте п. 3 на стр 139 (со второго абзаца).

Составьте рассказ, как изменился суд при Солоне.

-Кто мог стать судьей?

-Кто мог присутствовать на заседании суда?

-Как выносилось решение суда?

-Подумайте, почему в реальной жизни бедняки отказывались от

своего права стать судьей?

4.2 Заполняем кластер (ученики выбирают нужные карточки с клеевой основой и приклеивают их лист бумаги)

    принятие решений народом, т.е. большинством,

    уважение прав меньшинства

    выборы,

    свобода личности

    беспрекословное подчинение людей власти

    безусловная преданность вождю

    участие народа в управлении государством

    справедливый суд

    уважение прав граждан

    выборность власти

    неограниченность власти

    граждане не могут контролировать власть

    принятие властью законов по своему усмотрению

    строгая дисциплина и преданность вождю.

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

  • дать представление о зарождении демократии в Афинах; обеспечить усвоение понятий “демократия”, “реформы”;
  • ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами;
  • развить умение работать с картой, первоисточниками, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события;
  • воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки. – подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.

Оборудование:

  • Карта “Древняя Греция”,
  • схема “Население Аттики” VII в. до н.э,
  • таблица “Законы солона 594 г. до н.э.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став известным. Каждый человек хочет в разной степени оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

– Каким образом можно прославиться? (Совершая хорошие поступки.)

– Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

III. Проверка домашнего задания.

  • Что означало для земледельцев гибель олив? (Полисы Греции часто воевали друг с другом, противники, пытаясь навредить друг другу вырубали оливковые деревья. Земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше чем по вытоптанному полю ячменя, оливковое дерево приносит первые плоды на 18 год, долго дожидаться урожая.)
  • Кого погубило пьянство? (Людоеда-циклопа Полифема из поэмы Гомера “Одиссея”.)
  • В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?
  • Объяснить значения слов:
    полис, ареопаг, архонт, долговое рабство.
    Полис – город-государство в Древней Греции, жители всех греческих полисов говорили на одном языке, у них была общая культура и религия.
    Ареопаг – совет знати государства.
    Демос – простой народ, не участвовавший в управлении государством
    Архонты – девять самых знатных и богатых правителей государства.
    Агора – площадь в Афинах, где проходили Народные собрания.
  • В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика.)
    Покажите эту область на карте.
  • Покажите главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город?

IV. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.

  • Афинский демос и его требования.
  • Демос восстает против знати.
  • Законы Солона. Отмена долгового рабства.
  • Перемены в управлении Афинами.
  • Солон покидает Афины.

(В ходе объяснения учителем новой темы учащиеся составляют схему в тетрадях, делают основные записи.)

Работа по схеме.

Все население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.

  • Какими путями жители Аттики становились рабами? (Должники. )
  • Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
  • Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах? (Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.)
  • Кому в Аттике принадлежали земли и власть? (Знатные. )

Знатных людей называли – аристократами, в переводе с греческого “благородные, лучшие, знатные люди, господа”.

  • Как назывались остальные свободное население Аттики? (Демос: земледельцы, ремесленники, купцы.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником.

– Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? (Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.)

Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души.

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?

– Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?

– Чем гордились знатные люди?

Рассказ учителя.

Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному. Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным. К началу 6 века до н. э. борьба между демосом и аристократами обострилась. Бедняки вооружались дубинами и кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Готовилось всеобщее восстание. В этих условиях аристократы решили пойти на уступки. Созвав Народное собрание, на которое пришли все афиняне, правителем избрали Солона, которого уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить и тех и других.

Солон принадлежал к знатному роду Медонтидов, из которого вышли афинские цари. Этот государственный деятель богатством не обладал, принадлежал к слою граждан со средним достатком (разные источники по-разному трактуют этот факт). Возможно не пренебрегал торговой деятельностью. Среди человеческих качеств, отмеченных у Солона, главным было – любознательность. Он был не только видным политическим деятелем, но и мудрецом и поэтом. Он говорил о себе так: “Стар становлюсь, но всегда многому учусь”. Кроме того, он был убежден, что честное имя дороже денег, и так писал в одном стихотворении: “Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет”.

Особенно прославился Солон, во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова. Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа свое новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова. Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.

Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?

Работа с учебником. Чтение § 30 п.1.

Работа с таблицей.

Законы Солона. 594 г. до н.э.

Закон. Основное содержание.
1 Прощение долгов. Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью.
2 Запретить обращать в рабство за долги. Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны.
3 Выборность судей. Из всех афинян независимо от их знатности и богатства.
4 Регулярный созыв народного собрания (экклесия). В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.
Значения законов. Заложены основы демократии.

Законы Солона по своей сути можно разделить на 2 категории:

  1. Отмена долгов, долгового рабства.
  2. Изменения в управлении государством.

Работа с рисунком, стр. 138 (отмена Солоном долгов).

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни. Опишите рисунок.

– Почему одни афиняне ликуют, а другие негодуют. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде, отберут имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Солон велел выкупить за государственные деньги всех рабов – должников, даже тех, которых продали в заморские страны.

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона (“должники ”).

– Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы – чужеземцы остались.)

– Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил.)

Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.

Вывод: Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии”, в переводе с греческого “власть народа”.

V. Закрепление пройденного материала. Решите кроссворд.

По вертикали: 1) Верхний город. 2) Афинский архонт составивший свод законов отличавшихся особой жестокостью.

По горизонтали: 1) Основатель первой афинской демократии. 2) Свободные жители Афин, принадлежащие к постоянному населению.

VI. Итог урока.

Реформы Солона заложили основы демократии: отменили логовое рабство; народ получил право участвовать в управлении государством

– После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель. Почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке. Рефлексия: заполнение листков самооценки.

VII. Домашнее задание.

  • Параграф № 30. Вопросы на с.139.

Город Афины был одним из самых крупных и высокоразвитых населенных пунктов в Древней Греции. И до знаменитых реформ Солона, в этом полисе, как и во многих других, господствующее место занимала знать, которая захватывала плодородные земли, в то время как крестьян приходилось мириться с небольшими участками земли в горах, которые не могли давать достаточное количество урожая.

Крестьяне зависели от знати, им приходилось отдавать часть урожая, который они собирали. Это вызывало конфликты между этими сословиями, подобное положение могло закончиться вооруженной борьбой. Тогда в 594 году до н.э. было решено обратиться к уважаемом и образованному представителю знати - Солону. Он принял ряд кардинальных реформ, которые и поспособствовали зарождению и становлению демократии в Афинах.

Реформы Солона

В первую очередь он уничтожил все долговые обязательства крестьян перед знатью и приказал убрать долговые камни с их участков. Таким образом, крестьяне перестали зависеть от высшего сословия. Солон освободил всех, кто находился в долгом рабстве, и даже попытался освободить тех афинян, которые были перенаправлены на другие территории.

С тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг.

Также Солон провел ряд реформ, касающихся назначения должностей серди афинян. Высшие должности, как и прежде, оставались более богатым и знатным людям, но отныне все остальные тоже имели возможность занимать какую-то должность – соответственно количеству продуктов, которые гражданин получал со своей земли, афиняне делились на четыре ранга. Представитель каждого разряда мог служить для государства, и занимать определенную для его разряда должность.

Важным изменением стала нововведенная система народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании мог принять участие каждый афинянин. Также нельзя не отметить важность возникновения народного суда, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом.

Именно реформы Солона заложили основы демократического строя в Афинах, ведь основой демократии, в первую очередь, является власть народа.

Но реформами были недовольны и крестьяне, и знать, конфликты между ними продолжали усиливаться. После отъезда Солона борьба между ними возобновилась, и впоследствии Афинам пришлось пережить ужесточенную тиранию Писистрата. Однако, он не отменил реформ Солона, но во время его правления на государственные должности избирались только его сторонники. После него власть над Афинами была в руках его сыновей, которые оказались жестокими и несправедливыми правителями.

Реформы Клисфена

К власти пришел глава сторонников демократии – Клисфен, и с 509 – 500 года до н.э. провел ряд демократических реформ. Значительные изменения принес «суд черепов», на котором афиняне обсуждали тех, кто угрожал демократии в полисе. Проводилось справедливое голосование, и каждый гражданин писал на выданном ему черепке имя того, кого считал угрозой демократическому строю. Человек, который получал большее количество голосов, изгонялся из полиса Афины на целых 10 лет.




Суд Драконта Драконовские меры и Драконт Человек по имени Драконт проживал в Афинах в 7 веке до н. э., принадлежал к благородному сословию и работал юристом. В то время все правовые разногласия в Греции разрешались согласно устной традиции, привычно практиковалась кровная месть, то есть любое убийство тащило за собой длинный кровавый хвост. Драконт подарил Афинской республике первую в истории античности конституцию писаные законы, объединенные в упорядоченный кодекс. Эксклюзивное право казнить и миловать получил официальный городской суд. Тексты законов, во избежание вольной трактовки, да чтобы все прочесть могли, и потом не говорили глупостей, были вырезаны на деревянных табличках аксонах.







СОЛОН избран архонтом в 594- м г. до н.э Так же стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет! Реформа « стряхивание бремени» Освобождение от долговых обязательств Запрет обращать в рабство афинян Разделение населения на 4 разряда(критерий-количество продуктов, получаемых с участка)


РЕФОРМЫ СОЛОНА Суть закона Основное содержание Прощение долгов Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Запретить обращать в рабство за долги Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны. Выборность судей Из всех афинян независимо от их знатности и богатства. Регулярный созыв Народного собрания В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане. Значение законов Заложены основы демократии.






Недостатки реформы Знать: не могла закабалять демос и увеличивать земельные владения Демос: не могли занимать любые должности в государстве увеличить земельные наделы «…Считать счастливым человека, ещё живущего, - всё равно, что провозглашать победителем воина, ещё не окончившего поединка..» ответ Солона Крезу – лидийскому царю


Тирания Писистрата и реформы Клисфена 6 в. До н.э. Родственник Солона Писистрат захватил власть. Он заботился о хозяйстве Афин- разведение оливок, виноградарство, строительство водопровода с 509 по 500 гг законодатель Клисфен предложил закон об остракизме(суд черепков. Изгнание из полиса по решению собрания на 10 лет за угрозу демократии)



Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира», 5 класс. М: Просвещение, 2012 г.

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона сформировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока:

Обучающие:

- o знa комить учащихся с понятием «Демократия» и ее первыми признаками;

Повторить и обобщить знa ния о государственном устройстве Афин и положении демоса;

Формирo вать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информa цию (познавательное УУД);

Формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД);

Знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства;

Развивающие:

развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

Уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран, что вы видите?

Ответы детей : пустая книга.

Представьте себе, что эта книга ваших знаний, и она пуста, т. к. вы не знаете, о чем сегодня мы будем говорить. Наша задача заполнить ее знаниями, полученными на уроке, тема которого звучит «Зарождение демократии в Афинах».

Учитель: откройте тетради. Запишите число и тему урока.

Как вы понимаете, что такое «демократия»?

Ответы детей.

Учитель: в переводе «демос» - это простой народ, а «кратос»- это власть. Если мы сложим два этих понятия, то мы получим «власть народа». Записать в тетради.

Учитель: в чем же проявляется демократия? (Выбор, власть, свобода)

Как вы выбирали старосту в вашем классе?

Учитель: а как в нашей стране избирается президент?

Ответы детей: его выбирает народ.

Учитель: вот видите, дети, демократия тесно связана с нашим обществом, с нашей страной. Мы с вами живем в демократическом государстве. А зародилась она очень давно, в VII в. до н. э. в Древней Греции. Вам интересно узнать, как это было?

Учитель: так давайте же скорее узнаем. Давайте вместе попробуем выяснить, что нам для этого необходимо сделать.

К доске вызываются три ученика, которые должны выбрать цели урока из 6-ти предложенных вариантов. Варианты целей предоставляются детям в разрезанном виде.

    Как и при каких условиях зародилась демократия,

    Кто является основателем демократии в Древней Греции,

    В чем проявлялась демократия.

    Обсудить друг с другом тему урока.

    Дождаться звонка.

2.Актуализация знаний .

Учитель: для начала давайте вспомним, основные понятия, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке. У вас на столах лежат карточки с ответами. Я задам вам вопрос, а ваша задача поднять карточку с правильным ответом.

Как назывался совет знати в Афинах?- ареопаг

Как назывались 9 правителей входивших в Ареопаг?- архонты

Как назывались богатые и знатные люди в Афинах?- аристократы

Учитель: отлично, вы молодцы, хорошо справились.Работа со схемой на доске. Всё население Аттики в VII в. до н.э. делилось на свободных и рабов.

Как жители Аттики становились рабами? (Из-за долгов. )

Кому в Аттике принадлежали земли и власть и суд? (Знати .)

Большую часть демоса составляли бедняки. Некоторые из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для чёрной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати, и поэтому не мог стать архонтом. Почему?

Ответ детей: з наменитые роды (аристократы) вели своё происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что им от рождения – по крови, по породе – дано особое благородство тела и души.

Такой порядок порождал ряд проблем в обществе:

1) нехватка земли;

2)долговое рабство;

3)бесчинство знати в управлении и суде.

Как вы думаете, такое положение могло устраивать демос- простой народ.

Ответы детей : нет, не могло.

3. Изучение нового материала .

Учитель: Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса. Как вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести?

Ответы детей : Выступление демоса против знати.

Учитель: А как же разрешить эти проблемы? Наверное, необходимо найти такого человека, который смог бы разрешить все эти проблемы, и такой человек был в Аттике, звали его Солон. Давайте узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

Чтение текста – стр. 137, 2-й абзац.

Дети указывают честность, разносторонние познания, одарённость и талант Солона.

В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона- Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов. С целью примирить между собой знать и демос, он поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Итак, какие же изменения (реформы) провел Солон.

Заполнение таблицы.

Учитель: У вас на столах лежат части одной таблицы, которую мы с вами должны вместе собрать. У вас есть название реформы, а ваша задача из предложенных кусочков подобрать вторую часть. Чтобы правильно это сделать, вам необходимо будет воспользоваться учебником. Работать мы будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе. 4-5 мин. По ходу заполнения таблицы законы записывайте в тетради. Работа с учебником с 144п. 2 и с145п.3

Таблица «Законы Солона 594 г. до н.э.»

Суть закона

Основное содержание

Прощение долгов

Отменил долговые камни. Людей, имевших на себе долг, запрещалась делать рабами, за свой долг отныне они отвечали только своим имуществом.

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть домой за счёт государственной казны.

Учрежден выборный суд

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их происхождения и имущественного положения, по жребию.

Появилось Народное собрание

Архонтом мог стать любой богатый демос. В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

Обсуждение результатов работы каждой группы.

При обсуждении 1 группы спросить у детей

Теперь нельзя было делать из должников сделать рабов, это можно назвать демократией?

Ответы детей : Да.

При обсуждении работы 2 группы спросить у детей, используя схему «Жители Аттики».

Можно ли сказать, что Солон отменил рабство в Афинах?

Ответы детей : Нет, не стало только рабов - должников, рабы чужеземцы остались.

Учитель: То, что жители Афин получали свободу, можно считать проявлением демократии?

Ответы детей : Да.

При обсуждении работы группы №3 рассказать детям об афинском суде и спросить у детей.

- Выборность судей может быть проявлением демократии?

Ответы детей : Да.

Учитель: Насколько он справедливее того суда, что был ранее?

Обратить внимание детей на извлечение из клятвы.

Клятва, которую давали афиняне, избранные судьями лежит на столах

(Извлечения)

Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.

Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».

    Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?

    Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?

А как вы думаете, сегодня действуют эти правила?

Ответы детей: Да.

Учитель: Да, действительно, и сегодня, ребята, эти правила актуальны. Судья должен быть справедливым, перед тем как вынести свой приговор, он должен выслушать обе стороны. В нашем обществе, к сожалению, есть такое явление, как коррупция, поэтому судья должен быть неподкупен.

При обсуждении результатов 4 группы спросить у детей:

Что такое «Народное собрание»

Ответы детей: Это орган для решения всех государственных вопросов

Учитель: Теперь простые люди из народа могли принимать участие в «Народном собрании», это можно считать демократией?

Ответы детей: Да.

Учитель: Кто принимал участие в «Народном собрании»?

Ответы детей: Граждане.

Учитель: Кто такие граждане?

Ответы детей: Свободные афиняне.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а сегодня в нашей жизни используется слово гражданин, и что оно значит?

Ответы детей: Гражданин – это человек, обладающий правами и обязанностями.

Учитель: Давайте теперь назовем, в чем же проявлялась демократия в Афинах.

Запрет брать людей в рабство,

Рабы- должники становились свободными,

Судьи выбирались из всех граждан Афин,

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством.

Снова возвращаемся к схеме выбор, власть, свобода.

Учитель: скажите, пожалуйста, теперь у афинских граждан есть выбор, власть, свобода?

Ответы детей: Да, теперь есть.

Учитель: Для того, чтобы вы лучше запомнили законы, которые провел Солон, я раздам памятки, которые вы вклеите в свои тетради и они помогут вам при подготовке к домашнему заданию или к контрольной работе.

Памятка «Зарождение демократии в Афинах»

Законы Солона

Признаки зарождения демократии

Прощение долгов

запрет брать людей в рабство

Отпустить всех рабов- должников

рабы- должники становились свободными

Учрежден выборный суд.

судьи выбирались из всех граждан Афин

Появилось Народное собрание

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством

Вот, ребята, мы познакомились с законами, которые издал Солон в Афинах, а теперь хочу обратить ваше внимание на рисунок в учебнике на с 144.

Работа с рисунком, посвящённым отмене Солоном долгов (с. 138).

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие? Кто эти люди?

Ответы детей: Это рабы, они рады, что получили свободу. А знать не довольна тем, что лишилась рабов.

Учитель: Удовлетворил ли своими законами Солон всех жителей Афин?

Ответы детей: Нет.

Учитель: Вышло так, что Солон не смог угодить, своими законами ни демосу, ни знати. Давайте сопоставим перемены, произошедшие в результате законов Солона, с задачами, стоящими перед демосом.

1.передел земли

2.долговое рабство

3. бесчинство знати в управлении и суде.

Какая проблема осталась нерешенной?

Ответы детей: Передел земли.

Учитель: А почему же Солон не дал земли людям?

Ответы детей: Потому что боялся внутренней смуты.

Учитель: Не угодив никому, Солон вынужден был покинуть Афины, будто бы по торговым делам и вернулся на родину только спустя несколько лет.

    Закрепление

Учитель: Итак, пришло время заполнить страницы нашей книги знаниями.

Что такое демократия - Демократия по-гречески – власть народа . Данная форма правления существует и по сей день во многих странах мира и в России в том числе.

Кто является основателем демократии в Древней Греции

Ответы детей: Солон.

В чем проявлялась демократия?

2)рабы- должники становились свободными,

3)судьи выбирались из всех гражданАфин,

4)появился новый орган управления - Народное собрание.

Почему тема урока «Зарождение демократии»?

Ответы детей: Потому что в полной мере демократия еще не установилась, а только лишь начала проявляться в жизни граждан. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Учитель: Главная перемена после принятия законов Солона состояла в том, что знатное происхождение не давало преимущества в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых людей, а судьями по жребию становились все свободные афиняне, независимо от их имущественного положения.

Домашнее задание:

Вопросы № 1, 2 письменно

В тетради отметить на ленте времени дату избрания Солона в архонты.



Поделиться: