Исследование РБК: сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают. Почему чиновников всё больше и жадность их растёт с каждым днём? Михаил Веллер, писатель, публицист

В России примерно 102 чиновника на 10 тыс. человек. Несмотря на снижение числа госслужащих почти на 100 тыс. по сравнению с 2009 годом, совокупные расходы на оплату их труда существенно выросли и продолжают расти. Самые большие аппетиты - у высших госслужащих, численность которых составляет около 40 тыс. человек

«У нас более раздутая бюджетная сеть даже по сравнению с советским периодом», — говорил на заседании Госсовета в октябре прошлого года министр финансов Антон Силуанов . По его словам, Россия по численности занятых в бюджетном секторе опережает развитые страны в 1,4 раза, а страны со средним уровнем развития — в 2,5 раза. Чтобы разобраться, сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают, нужно разделять разные категории занятых в госсекторе: непосредственно работники органов исполнительной, законодательной и судебной власти (далее госслужащие или чиновники), работники госучреждений (бюджетники) и персонал госкомпаний.

Сколько в России чиновников

Наиболее точно оценить численность занятых в госсекторе в России и развитых странах Запада позволяет исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Government at a Glance 2013 . Доля занятых в госучреждениях (general government) в России в 2011 году составила 17,7% от рабочей силы, снизившись по сравнению с 2008 годом на 2,5%, говорят данные ОЭСР. В эту категорию попадают не только чиновники, но и все бюджетники — врачи, учителя, правоохранительные органы, военные и т.д. Однако отдельно подсчитывается число работников госкомпаний — их число в России выросло за тот же период с 10,4 до 12,9%. В результате сокращение численности занятых в госучреждениях компенсировалась ростом персонала госкорпораций, и общая занятость в госсекторе оставалась в 2011 году на уровне 30,6%.

Численность конкретно госслужащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы, следует из оценок РБК на основании данных Росстата. Из них в федеральных органах власти работало 248 тыс. человек, в региональных — 246 тыс., в органах местного самоуправления — 498 тыс., финансовых и налоговых органах — 217 тыс., судах — 151 тыс., прочих органах — 95 тыс. Таким образом, в России приходится 102 чиновника на 10 тыс. человек.

Больше, чем в СССР, но меньше, чем в Канаде

Это не самый низкий показатель. Для сравнения, по данным Центрального статуправления СССР, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 млн человек . То есть в СССР на пике расцвета бюрократии было всего 73 госслужащих на 10 тыс. человек. Аппарат госуправленцев РСФСР в 1988 году насчитывал 1,16 млн человек , или 81 чиновник на 10 тыс. человек населения (на 20% меньше, чем сейчас).

Подсчитать число чиновников в различных странах затруднительно — таких данных в ОЭСР и других крупных международных организациях не оказалось, а национальная статистика в разных государствах имеет свои особенности. Тем не менее даже консервативная оценка, проведенная РБК, показывает, что в России далеко не самая большая численность бюрократии.


В скандинавских странах и Канаде госслужащих на душу населения примерно в два-три раза больше, чем в России. В Германии, США, Японии, Испании, Израиле численность чиновников примерно схожа с российским уровнем и составляет 100-110 человек на 10 тыс. граждан, или около 2% всей рабочей силы. Меньше всего чиновников среди рассмотренных стран зафиксировано в Индии (29 чиновников), Казахстане (51 чиновник) и Китае (72 чиновника). То есть число госслужащих и работников госсектора напрямую не связано с благополучием страны: есть государства с высоким уровнем жизни как с большим, так и с меньшим числом работников госструктур.

Сокращаться не хотят

«Сокращаешь, проходит полгода — глядь, опять та же самая штатная численность. Даже в этом плане периодические сокращения необходимы, для того чтобы просто численность не росла сверх меры», — говорил в середине 2010 года тогдашний президент Дмитрий Медведев, выступая с инициативой сокращения служащих в исполнительной власти.

«Высокий процент расходов на содержание государственных и муниципальных чиновников объясняется не тем, что расходы на содержание и оплату труда высоки, а тем, что собственные доходы [бюджета] составляют только 16,3% от всех доходов», — сказал РБК министр финансов Ингушетии Руслан Цечоев. В то же время в республике ведется работа по сокращению численности и расходов на содержание госслужащих на 10%, добавил он. В Министерстве финансов Чеченской Республики комментарии получить не удалось.

Силовики дорожают

Несмотря на снижение численности полиции и сотрудников спецслужб в России на 161 тыс. человек по сравнению с 2009 годом (или на 14%), Россия остается одним из мировых лидеров по числу полицейских на душу населения, а совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в последние годы значительно увеличились.

Официально обещания о повышении зарплат силовикам прозвучали в разгар выборного периода в декабре 2011 года (в рамках прямой линии Владимира Путина). «С января 2013 года повысятся оклады во всех силовых ведомствах, как уже сделано в МВД», — заявил он тогда, еще будучи премьер-министром. Речь шла о сотрудниках 12 ведомств: ФСИН, МЧС, ФМС, ФСКН, ФСБ, Служба внешней разведки, ФСО, Государственная фельдъегерская служба, таможня, прокуратура, а также СКР и Служба специальных объектов при президенте.

Обещание было выполнено: совокупные расходы на оплату труда стражей порядка в России (без учета органов прокуратуры) значительно увеличились за последние годы. По расчетам РБК на основе данных Росстата, если в 2011 году совокупные затраты составили 335 млрд руб., то в 2013-м — 587 млрд руб. За вычетом инфляции реальный рост затрат за два года достиг 54%.


6. Россияне о привилегиях чиновников

Важно понять, что же в поведении чиновников вызывает негативное отношение к ним общества, что раздражает людей больше всего, и как связана с этим пресловутая проблема льгот и привилегий чиновников?

Не будем повторяться о противостоянии чиновничества и общества. Перейдем на микроуровень и посмотрим на проблему с другой стороны - через особенности восприятия россиянами не столько бюрократии, как особого социального слоя, а сколько со стороны поведения отдельных его представителей.

В адрес чиновников нередко выдвигаются упреки в том, что они невнимательны, продажны и грубы, население склонно соглашаться с этими упреками. Подавляющее большинство россиян - 86,5% населения воспринимает чиновников именно как невнимательных, грубых и продажных людей. При этом среди населения наиболее критичны к чиновникам те, кто не хочет сам работать в системе госуправления. В то же время большинство государственных служащих придерживаются прямо обратной точки зрения, хотя треть даже среди них соглашается с этими упреками (см. рис. 21).

Рисунок 21

Согласие с оправданностью упреков в адрес чиновников в том, что они невнимательны к людям, грубы и продажны (в %)

С упреками в адрес чиновников чаще соглашаются россияне, которые сталкиваются с их работой, что позволяет говорить об адекватности такой оценки. Кроме того, среди россиян, кто считает чиновников невнимательными и грубыми, большинство уверены, что сегодняшние чиновники оказывают отрицательное влияние на политику страны, а три четверти опрошенных утверждают, что чиновники не столько способствуют решению проблем и обеспечивают эффективное развитие страны, сколько мешают этому развитию. Таким образом, те россияне, которые считают, что чиновники наделены негативными человеческими качествами, обвиняют их и в торможении развития России, и в негативном влиянии на политические процессы, происходящие в ней, т. е. личные претензии к чиновникам, сформировавшиеся в значительной степени на собственном жизненном опыте, оказывают значимое воздействие на политические взгляды и позиции россиян.

При общем довольно негативном настрое по отношению к чиновникам, треть из тех, кто считает упреки в их адрес оправданными, все-таки согласна и с утверждением о том, что сейчас из чиновников часто незаслуженно делают «козлов отпущения», возлагая на них ответственность за все негативные процессы, происходящие в стране .

Значимых различий между возрастными группами по вопросу об обоснованности упреков в адрес личных качеств чиновников не наблюдается. Похожая ситуация складывается и с доходным распределением. Зато имеет место зависимость отношения к чиновникам от типа поселений. Как оказалось, россияне, проживающие в мегаполисах, в большей степени склонны считать упреки в адрес чиновников обоснованными, чем жители других типов поселений (с этим согласны 94,0% жителей мегаполисов при
85-86% в других типах поселений), хотя уровень жизни в мегаполисах, как известно, выше, и этот фактор должен был бы снижать напряженность в данном вопросе. Это говорит о том, что, возможно, именно жителям мегаполисов приходится чаще сталкиваться с необходимостью обращения в различные государственные структуры и проходить через более сложные и длительные процедуры улаживания своих вопросов, сталкиваясь при этом с большим количеством государственных служащих. Не менее вероятно, что именно в мегаполисах бюрократизм и бездушие в работе чиновников дошли до максимума.

Важно отметить, что среди россиян, обвиняющих чиновников в грубости и невнимательности, практически две трети говорят о том, что в государственном аппарате тоже есть разные люди. Таким образом, на персональном уровне россияне способны еще проявлять толерантность к чиновничеству. Однако, в портрете типичного чиновника, складывающемся у большинства россиян, все же заметно преобладают негативные качества.

В этой связи возникает вопрос: в чем сами россияне видят причину грубости, невнимательности, продажности чиновников? Являются ли причиной этого особенности системы, которая заставляет людей меняться и вести себя определенным образом, или в чиновники изначально идут люди, обладающие негативными качествами?

Рисунок 22

Причины негативного поведения чиновников с точки зрения россиян (в %)

Как видно на рисунке 22, наиболее популярным среди населения является вариант ответа на данный вопрос: ощущение власти меняет людей в худшую сторону (с ним соглашаются 35,5% населения). Однако сами государственные служащие не разделяют таких взглядов. Они в меньшей степени склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими человеческими качествами, хотя среди населения в целом более 20% придерживаются именно такого мнения. Наиболее популярно среди госслужащих объяснение - поведение чиновников связано с особенностями системы, которая меняет их в худшую сторону. С этим, кстати сказать, согласна и треть обычного населения. Кроме того, взаимосвязь поведения чиновников с перегрузками и стрессами отмечают 28,0% государственных служащих,в то время как среди всего населения эта доля составляет всего лишь 5,7%.

Причину негативных качеств чиновников государственные служащие склонны видеть, в первую очередь, в особенностях системы и нерациональности ее организации, в то время как население в целом обращает внимание в равной степени и на особенности системы, и на то, что ощущение власти меняет людей в худшую сторону, и на то, что в такие структуры изначально отбираются люди не с самыми положительными качествами.

Заметим, россияне в возрасте до 40 лет, чаще говорят, что ощущение власти и возможности влияния меняют людей в худшую сторону. Россияне старше 40 лет склонны утверждать, что в чиновники изначально идут люди, обладающие не самыми лучшими качествами. Среди тех, кто по возрасту младше 40 лет, с первым утверждением согласны 40,5%, старше 40 лет - только 31,9%. При этом со вторым утверждением соглашаются лишь 15,6% россиян младше 40 лет и 25,4% - старше 40 лет. Старшее поколение чаще связывает отрицательное поведение чиновников с селекцией в органы власти, в которые изначально попадают люди с негативными качествами.

С этой причиной связывают негативное поведение чиновников и люди с более низким уровнем дохода. По мере роста благосостояния растет и популярность точки зрения, что подобное поведение связано с ощущением власти.

Как выглядит портрет типичного российского чиновника, сложившийся в глазах россиян и госслужащих?

Таблица 22

Личные качества, характерные, по мнению россиян, для большинства нынешних чиновников (в %)

(проранжировано по ответам населения в целом, допускалось несколько ответов)

Личные качества чиновников

Население

Госслужащие

Безразличие к государственным интересам

48,5

23,7

Непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах

47,6

Рвачество, стремление к легкой наживе

46,9

11,7

Безжалостность, неуважение к людям

37,9

11,7

Профессионализм, компетентность, знание своего дела

17,2

54,1

Хорошие организаторские способности

15,9

34,6

Трудолюбие, работоспособность

43,6

Инициативность, творческое отношение к своей работе

36,2

Образ чиновника в глазах госслужащих и населения диаметрально противоположен (см. табл. 22). Население приписывает отрицательные качества - безразличие к государственным интересам, нечестность, стремление к легкой наживе. Причем, россияне, которые сталкиваются с работой чиновников, чаще говорят об их негативных качествах, чем те, кто признает, что мало знает об их работе. Аналогично обстоит ситуация и с теми, кто узнает о работе чиновников со слов знакомых и коллег - они чаще акцентируют внимание на отрицательных сторонах чиновников. При этом положительные качества (трудолюбие, компетентность) отмечаются этими категориями россиян в меньшей степени. Выделение именно негативных качеств чиновников в общественном мнении имеет под собой реальные основания, и прежде всего, - отрицательный опыт взаимодействия с ними.

В противовес рядовому населению, государственные служащие отмечают, в первую очередь, профессионализм и компетентность чиновников, их трудолюбие и работоспособность, инициативность, хорошие организаторские способности, то есть концентрируются на сугубо положительных качествах. Тем самым, чиновники в глазах населения представляются отрицательными персонажами, не похожими на остальных россиян, теми «чужими», которые противостоят основному обществу .

Есть еще одна группа, которая воспринимается населением как чуждая - это предприниматели. По результатам предыдущих исследований ИКСИ РАН они тоже подвержены обвинениям со стороны населения в стремлении к легкой наживе, безразличию к интересам государства, нечестности и неразборчивости в средствах. Таким образом, россияне воспринимают и обладателей экономического капитала (предпринимателей), и обладателей властного капитала (чиновников) отрицательно. Если сравнить оценки, которые население дает предпринимателям и чиновникам,то видно, что негативизм по отношению к чиновникам выражен острее и имеет несколько иной характер (см. рис. 23).

Меньшая доля россиян указывает на негативные качества предпринимателей по сравнению с негативными качествами чиновников, гораздо чаще отмечает их положительные достоинства (инициативность, трудолюбие, хорошие организаторские способности). Предприниматели оказываются ближе россиянам, чем чиновники, которые воспринимаются как максимально чуждый слой, не просто далекий от остального населения, но и не имеющий никаких достоинств и оправданий для своего существования.

Рисунок 23

Личные качества, характерные, по мнению россиян, для большинства нынешних чиновников и предпринимателей (в %)

Для более четкого представления о портрете чиновника стоит сказать, что более половины россиян приписывают им еще такие качества, как формализм, равнодушие к людям, продажность. Около трети - считают их безответственными и некомпетентными, четверть - необразованными, грубыми, бескультурными. Такими качествами, как ответственность, патриотизм, неподкупность, наделяют чиновников менее 6% российского населения.

Учитывая негативную ситуацию по отношению к чиновникам, не удивительно, что только менее одной шестой части населения согласились сохранить определенные привилегии и льготы депутатам, министрам и другим государственным чиновникам. Остальные россияне утверждают, что сохранять льготы этим категориям граждан не нужно. Две трети из тех, кто думает, что льготы сохранять не нужно, считают при этом, что российская бюрократия в первую очередь заинтересована в сохранении только своего богатства и влияния. Кроме того, половина из них уверены, что федеральные чиновники разворовывают большинство проходящих через их руки государственных средств.

Как и следовало ожидать, по вопросу о сохранении льгот для чиновников мненияроссиян в целом и государственных служащих значительно расходятся (см. рис. 24).

При этом возраст респондента отчетливо влияет на мнение. В более старших возрастных группах меньше тех, кто считает нужным сохранение таких льгот, хотя и в младшей возрастной группе их всего четверть (см. рис. 25).

Рисунок 25

Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы, поскольку они выполняют особо важную работу и несут большую ответственность», в составе возрастных групп (в %)

Следует заметить, что с ростом дохода большая доля респондентов соглашается с тем, что государственным чиновникам нужно предоставлять определенные льготы, что проиллюстрировано на рисунке 26.

Рисунок 26

Согласны с утверждением: «Депутатам, министрам и другим государственным чиновникам следует сохранить определенные привилегии и льготы, поскольку они выполняют особо важную работу и несут большую ответственность», в составе доходных групп (в %)

Как видно из рисунка 26, даже среди россиян, чей ежемесячный душевой доход превышает 6000 рублей, доля тех, кто считает предоставление подобных льгот оправданным, составляет лишь чуть более 20%. Подавляющее большинство россиян не готовы согласиться с тем, что работа министров и депутатов является особо важной и заслуживает качественно иного отношения, нежели другие типы профессиональной деятельности.

Однако более половины россиян согласны при этом с тем, что отдельные категории госслужащих заслуживают льгот и привилегий. Кому же россияне считают справедливым предоставление льгот и привилегий?

Как видно из таблицы 23, россияне в первую очередь считают необходимым предоставить льготы военнослужащим, пограничникам и бойцам спецподразделений, а также Президенту страны. При этом согласие с тем, что льгот заслуживают эти категории людей, население в целом выражает активнее, нежели государственные служащие. То же относится и к пожарным, сотрудникам МЧС и сотрудникам милиции. Россияне считают нужным предоставление льгот тем, кто работает не в системе управления, а в тех сферах государственной службы, где работа связана с реальным риском для жизни и особым характером труда, которая отличается от других типов профессиональной деятельности, всегда необходима и важна.

Таблица 23

Население

Госслужащие

Военнослужащие

38,1

30,4

Пограничники, бойцы спецподразделений (типа «Альфа», «Вымпел»)

38,1

24,5

Президент страны

35,1

42,8

Пожарные, сотрудники МЧС

32,2

20,2

Работники милиции

17,2

11,7

Члены правительства

11,4

21,4

Судьи, прокуроры

10,8

16,3

Губернаторы и другие руководители регионов

19,8

Депутаты Государственной Думы

Работники государственных учреждений регионального и местного уровня

12,1

Депутаты областного и районного уровней

Сотрудники центрального государственного аппарата, работники министерств и ведомств

Никаких льгот никто из них иметь не должен, просто зарплата должна отражать особенности их работы

40,9

38,5

Работникам системы управления, чиновникам льготы считают необходимым предоставлять, прежде всего, те россияне, которые сами являются госслужащими . Видимо, они идентифицируют себя именно с этим особым социальным слоем, ощущают общность своих интересов и целей. Поэтому доли госслужащих, считающих, что привилегии необходимы не только Президенту, но и членам правительства, губернаторам, депутатам, сотрудникам министерств и центрального государственного аппарата, заметно превышают аналогичные доли среди населения страны в целом. Это наблюдение вновь подтверждает факт, что госслужащие, работающие в системе управления, являются особой группой, которая осознает свою «обособленность» от других категорий населения, на что росияне, естественно, реагирует достаточно негативно.

В России недавно проводился опрос среди выпускников вузов. На вопрос: «Где бы вы хотели работать?» - большинство ответило: в госструктуре. А где ещё человек будет защищён так, как c удостоверением госчиновника?

«Вы - на сотки, мы - в Израиль»

Пока работяги на заводах, перешедших на сокращённую неделю, ищут возможность где-нибудь подработать, депутаты заксобрания Санкт-Петербурга в ближайшем будущем узаконят для себя право «прогуливать» заседания городского парламента.

Кстати, каждому в месяц положено 5 тыс. руб. на мобильную связь, при максимальной цене безлимитного тарифа примерно 3 тыс. руб. в месяц. Кроме того, в конце 2008 г. со второй попытки был принят закон о внесении изменений в реестр госдолжностей Петербурга. В составе управления аппарата Собрания вводится должность начальника отдела. Их московские коллеги - «единороссы» из Мосгордумы - в конце декабря приняли городской бюджет на 2009 год: расходы на образование будут на 25 млрд. рублей меньше, чем планировалось, на здравоохранение - минус 24 млрд. рублей. Зато, как подтвердил «АиФ» депутат городской Думы, лидер «Яблока» С. Митрохин, московские власти на 10 млн. долл. городского бюджета продолжат осваивать кусочек израильской земли у Мёртвого моря и строить там санаторий, в котором смогут отдохнуть «простые москвичи». О том, как сами столичные чиновники умеют отдыхать и работать, на днях стало известно из материалов уголовного дела: под видом семинара ответственные сотрудники префектуры Северного округа с семьями провели чудный уик-энд в фешенебельном подмосковном отеле. О сокращении расходов даже говорить как-то неудобно.

Зато об этом громко заявляет губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин: «Приобретения на этом заканчиваются, 2009 г. объявляется мёртвым сезоном по приобретению инвентаря и возможным реконструкциям». А вслед за этим в администрации готовится указ о создании в крае института полпредов губернатора. Всего их будет 16. Штаты пока держатся в тайне, но им могут понадобиться по 16 помещений, автомобилей, водителей и секретарей, которые будут сидеть в офисе.

В Самарской обл. ещё в конце 2003 г. у губернатора был 1 вице-губернатор и 23 руководителя департаментов. Сегодня губернатору помогают 1 вице-губернатор, 7 заместителей и 12 министерств. В одном только Минздравсоцразвития трудятся 336 человек.

По словам публициста Ю. Латыниной, провинциальные «князья» поражают своим шиком порой и столицу: охрана жены одного бывшего главы северокавказской республики, когда дама зашла в модный столичный магазин, просто бесцеремонно выпроводила всех других посетителей. Об умопомрачительной коллекции дорогих авто президента Чечни Р. Кадырова ходят легенды.

«Не мог поверить своим глазам, - пишет в редакцию житель Москвы. - На перекрёстке стоял за джипом «Порш», который стоит больше 100 тыс. долл. Он был выкрашен в цвета… пожарной охраны». Явно больше 100 тыс. долл. стоит и служебный «Ауди» начальника свердловской ГИБДД. Фотография его «членовоза», припаркованного с нарушением правил, облетела на днях все СМИ. Сколько обычных патрульных машин можно было купить за эти деньги?

Они не привыкли экономить

Оксана Дмитриева, депутат Госдумы, член комитета по бюджету:

В России зарплата чиновников выстраивается по особой схеме, не так, как у остальных госслужащих - врачей, учителей, библиотекарей и т. д. В итоге зарплаты отечественной федеральной и региональной власти достигают 5-6 тыс. долларов и сопоставимы с окладами их коллег в Америке и Европе. Чего, увы, нельзя сказать о зарплатах российских бюджетников. При этом наши чиновники не привыкли экономить. Например, в парламенте Швеции, в отличие от России, у депутатов нет персональных водителей, секретарш, помощников. И всё потому, что в Швеции развит общественный контроль. Я сторонник выборности губернаторов и политической борьбы между партиями - только тогда бюрократия будет понимать, что её судьба зависит от позиции избирателей, т. е. населения.

Количество чиновников в России

Финансовый кризис - не повод отказывать себе.

Видимо, поэтому депутаты Госдумы с 2009 года подняли свою зарплату на 13,5% (согласно думской смете). Плюс никто, само собой, не отказался от всех положенных благ - мобильной связи, служебных квартир на западе Москвы, бесплатного проезда и перелётов, служебных автомобилей.

Андрей - помощник депутата Василия Сидорова (имя изменено) - переживает. Новогоднюю премию сначала задержали, а потом начислили не в полном объёме. «Раньше нас баловали: только какой праздник, День России, например, - держи премию и ни в чём себе не отказывай. А теперь грозятся, что оставят всего три бонуса в год». Зарплату пока не срезали, признаётся без радости Андрей, но ведь деньги-то обесцениваются. «Вот платили бы в евро!» - мечтательно вздыхает он. Поговаривают об изменении системы выплат сотрудникам думского аппарата - никаких тебе регулярных начислений. Командировочные задерживают.

Зато в Госдуме новая модная фишка - теперь важно не только то, сколько у тебя денег на кредитной карте, но и то, как эта карта выглядит. А выглядит последний писк думской карточной моды гламурно: чёрная карточка, выполненная в технике шелкографии, с золотым напылением, инкрустированная бриллиантами. В том же Куршевеле такие сначала принимали с недоверием, теперь, говорят, привыкли. Слуги российского народа там частые гости. Даже в кризис. На французском курорте в новогодние праздники кутили и председатель одного думского комитета, и заместитель руководителя думской фракции.

С придыханием помощник Андрей рассказывает о другом обитателе Охотного Ряда, некурящем владельце особняка в центре Москвы. Если гости депутата изволят курить, то делать это им полагается на крыльце, под бдительным присмотром рядом стоящего лакея, в руках которого - специальный пакет для утилизации окурков.

Депутаты в общей массе смотрят на кризис позитивно - когда ещё представится такая возможность выгодно купить бизнес. Буквально на днях заседание одного из думских комитетов свелось к обсуждению, кто и где сейчас продаёт компании в регионах, что стоит приобрести.

Ольга Доронина

Как росли зарплаты чиновников и россиян

Чиновники

Россияне

* (рублей)

P.S. Приведены только «голые» зарплаты чиновников - без учета всех надбавок, выплат и льгот, которые положены слугам народа установленными ими же законами. Чтобы понять истинную картину, эти цифры смело умножайте на два. Как минимум.

Составлено по данным Росстата

За эти деньги ещё и работать?

Чем больше чиновников и выше их зарплаты, тем меньше они хотят работать.

24-летнему капитану Дмитрию Жидкову звание Героя России было присвоено в 2006 г. посмертно. Родители погибшего Героя имеют право на повышенную пенсию по потере кормильца. Первой в семье Жидковых пенсионного возраста достигла мама и пошла оформлять документы в военкомат Нижегородской области. Но в повышенной пенсии ей отказали. Юрист Майя Тагунова объяснила растерянной женщине, что та никаких заслуг перед Родиной не имеет, а стало быть, и права на увеличение пенсии не заслужила! Пять месяцев юристы общественной организации «Право Матери» помогали отстаивать права родителей, но военкомат не сдавался: судился и судился. Матери пенсию в конце концов пересчитали. А через год, когда на пенсию вышел отец Героя, история повторилась. Тагунова встретила его заученными словами: «Не положено. Нет у вас заслуг…» Опять суды, нервы для доказательства того, что уже ясно даже неюристу. Такое впечатление, что в военкомате с помощью некомпетентности, грубости сражаются за свои деньги. А, между прочим, зарплата там состоит из налогов, которые заплатили мама и папа погибшего героя.

Зачем им машины?

Владимир Рыжков, депутат Госдумы 1-4-го созывов, участник «Общественной антикризисной инициативы»:

Парк персональных служебных автомобилей в России - самый большой в мире. Затраты на его обслуживание превышают расходы на всех инвалидов страны (10 млн. человек)! У самых крутых - по два сменных водителя, самые дорогие авто. У подъезда любого министерства, администрации региона теснятся БМВ, «мерседесы», «лексусы» ценой в десятки тысяч долларов. С какой стати мы, налогоплательщики, должны тратить на перевозку чиновных задов огромные деньги, вместо того чтобы поддерживать безработных, многодетных матерей, ремонтировать аварийное жильё?

Особое мнение

Михаил Веллер, писатель, публицист:

Маленький секрет: чиновник - это не человек. Чиновник - это функция, это должность. Человек превращается в чиновника и меняется. Чиновник - это отношение государственного лица к частному лицу. И как только нормальный человек делается лицом государственным, он автоматически превращается в высокомерного хама ко всем частным лицам. Червоточина лежит в устройстве нашего государства. Безграмотные чиновники плодятся в России от безнаказанности. Последние полтора десятилетия стёрли грань между понятиями «работа» и «мошенничество», между «заработать» и «украсть». Вышибание материальных благ с помощью своей должности у нас узаконено. В своё время Путин назвал это «статусной рентой».

Это будет продолжаться до тех пор, пока вершина власти не изменит себя. Социум устроен так, что нормы поведения копируются сверху вниз и никогда не наоборот. Это закон природы. Нижестоящие перенимают образ действий вышестоящих. Это престижно, таков путь наверх. До тех пор, пока город будет перекрываться, чтобы отцы народа со свистом мчались по улицам; пока высших лиц государства будут охранять так, как если бы они находились в оккупированной стране, - ровно до тех пор чиновничество будет плодиться, жиреть и хамить нам за наши же деньги.



Поделиться: