Преподобный схимонах иоасаф печерский. Преподобный сисой печерский, схимонах Слушание купальня схимонаха иоасафа печерского

Уважаемый Антон Евгеньевич, здравствуйте! Пишет вам прихожанка храма Преображения Господня в слободе Печеры г. Нижнего Новгорода. Я несу послушание возле раки со св. мощами преподобного Иоасафа. В ночь с 11 на 12 января 2004 г. я читала книгу «Блаженная схимонахиня Мария», написанную вами. Книгу эту мне дала прочитать девушка, которая иногда бывает в нашем храме. А ей дала прочесть монахиня из Дивеево. Время было ограничено: 12 января в 13.00 я должна была книгу вернуть. Несмотря на возрастную усталость и дневные труды и хлопоты, к моему величайшему удивлению, я ни на минуту не задремала. И так мне по сердцу пришлась эта книга, что казалось: я знала старицу Марию в жизни. Как будто она была рядом во время чтения книги и давала силы за короткий срок ее прочитать.
Дивны дела Твои, Господи! Еще за несколько часов до того, как попала мне в руки эта книга, я и слыхом не слыхивала об этой удивительной Матушке. И вот я уже всем сердцем и всей душой - с ней. И мне было даже стыдно перед своей духовной матерью - схимонахиней Марией из Макарьевского нашего монастыря. Как бы я ее немного отодвинула в сторону на время.
Много времени ходила я под впечатлением прочитанного. Самой первой мыслью было написать вам благодарственное письмо. Но… увы! Как это часто со мной бывает - суета сует. Несобранность моя, неумение беречь минуты драгоценные, разбазаривание времени на ненужные разговоры, и результат - порыв благой был и только…
Но вот год спустя появляется в нашем храме молодой человек из Самары. С ним и передаю это письмо. К сожалению, не обладаю даром выразить свои чувства. Но первые дни, недели я даже молилась за вас у мощей нашего местночтимого святого - преподобного схимонаха Иоасафа. Потом немного подзабыла о вас, уж простите меня, грешную. Все-таки возраст уже во всем сказывается, и память не та, и силы не те. Блаженная матушка Мария вновь напоминает мне о вас, постараюсь почаще молиться за вас с вашей супругой. Молитвенница из меня абсолютно никакая; мое дело - ваше имя сказать у гробницы с мощами, а уж святой преподобный Иоасаф Печерский, Нижегородский чудотворец, сам вознесет молитву ко Господу.
Когда я впервые оказалась у мощей в качестве прислужницы, то меня очень многое удивляло, я была постоянно в каких-то восторженных чувствах. Но это скоро сменилось искушениями, и такими сильными, что дело уже было в том, чтобы убегать или оставаться. Но немного поостыв от восторгов и «набив шишек», я увидела уже в основном человеческое горе и слезы…
Иногда случались удивительные истории, но настоятель меня не благословил записывать, мотивируя это тем, что святой Иоасаф уже канонизирован. А со временем все забывается - и факты, и люди. Прихожане постоянные, у которых можно узнать фамилии и адреса, как правило, не раскрывают свои «секреты». Многие просто скрывают исцеления, боясь снова заболеть, некоторые уже года через три-четыре вдруг расскажут. Если спросят меня: от чего исцеляются чаще всего? - отвечу: «От всего».
Меня больше всего поразил такой случай. Женщина лет сорока взяла песочек, а через небольшой промежуток времени приехала и поведала следующее. Она работала около дома, очень глубоко поранила острым предметом руку, кровь хлещет (ее выражение). Она, ни минуты не раздумывая, вбежала в комнату, схватила песочек и на глазах изумленных домочадцев стала посыпать кровоточащую рану. Приехала она показать нам руку - там нежно-розовая кожа, ровная поверхность, хотя рана, повторяю, была очень глубокая.
Бабушка семидесяти с небольшим лет в субботу на Всенощной попросила масла из лампадки (она у нас неугасимая) и сказала: «Мне в понедельник на операцию, опухоль на груди очень большая, возьму с собой в больницу масло». В воскресенье ждет меня утром с подарком - масла купила лампадного для неугасимой лампадки, и, расстегнув пуговички, показала нам розовый след от бывшей опухоли. Вечером, придя из церкви, помазалась маслицем святым, а ночью прорвалась сама собой опухоль. Бабушка проснулась вся в гное, в крови, дочь ее все промыла и снова намазала маслицем. Уснули, а утром - лишь розовая кожа на том месте.
Пояснично-радикулитные заболевания наши бабушки лечат песочком от мощей: прикладывают к больному месту в плотно зашитом мешочке.
Желудочно-кишечные заболевания обычно подлечивают и даже совсем вылечиваются: пьют воду с песочком. Но воду в основном берут из наших источников, хотя люди из отдаленных районов добавляют песочек даже в водопроводную.
Глазки промывают водичкой, настоянной на песочке, маслицем помазывают веки - в глаза капать батюшки не благословляют, только веки помазывать крестообразно.
Это о заболеваниях медицинского характера. А духовно-душевные - рецепт тот же, а результат разный: от небольшого улучшения до полного исцеления. Но тут все по благословению священства и выполнению разных молитвенных правил (каждому индивидуально). Бывали случаи - помогал преподобный схимонах Иоасаф в житейских ситуациях. Как-то явилось несколько «больших» начальников, видимо, были проблемы на работе.
А иной раз святой «не дает» песочек сам кому-либо. Случаев таких было несколько. Один запомнился особенно.
Идет Литургия, поют «Символ веры». Женщина просит песочек, я ей тихо говорю: «Сейчас нельзя, после «Отче наш». Стоим все, сосредоточенно молимся. А она прошла к гробнице и мне заявляет: «Тогда я возьму сама» - и… хотела открыть небольшую деревянную крышечку и насыпать себе песочку. И вот тут произошло нечто необъяснимое: она никак не могла открыть крышечку. Она стала красной, как рак, вся покрылась потом, стала со злостью дергать с силой крышку, а та никак не открывалась, и длилось это до конца службы. В конце службы она снова подошла ко мне и говорит: «А теперь уже можно? Вы дадите мне песочку?» Мне пришлось ответить: «А теперь я вам уже не могу дать. Пойдемте к батюшке за благословением», - беру ее за руку и веду в верхний храм, там она вырывает свою руку и убегает через весь храм на улицу. Батюшка потом объяснил, что, видимо, не для чистых целей хотела взять святыню. Таких случаев в разных вариациях бывает много. Иной раз даже масло не дает из лампадки, то разольется, то пузырек - вдребезги, то еще что.
…Странно, только посмотрев на часы, удивилась совпадению: вашу книгу читала ночью, и письмо вам пишу ночью; уже половина второго, а начала писать без малого в 12 часов ночи. У меня, к сожалению, времени практически свободного нет. На столе стоит фотография блаженной Марии Самарской. Видимо, она дает мне силы, чтобы не уснуть.
Какие еще и в наше время были и есть подвижники и подвижницы и в утешение нам, и в духовную поддержку, и в молитвенную помощь.

в болезнях. Особенно много здесь было матерей с маленькими детьми. Авторы книги о схимонахе Иоасафе, изданной в 1899 году, свидетельствуют: «Дети-младенцы, одержимые разными болезнями, когда вносятся в пещеру и прикладываются к гробнице и ее покровам, затихают от своего болезненного плача и крика, и видимо, особенно для очей веры, укрепляются в здоровье».

К сожалению, в Старопечерской церкви (а именно такое обиходное название закрепилось за Спасо-Преобра-женским храмом) не было обычая записывать свидетельства об исцелениях, совершившихся по молитвам у гроба схимонаха Иоасафа. Возможно, именно этим объясняется то обстоятельство, что канонизирован он был поздно, уже в наши дни (в 1993 году прп. Иоасафа Печерского причислили к лику мест-ночтимых святых Нижегородской епархии).

Сохранился лишь один документ, где рассказывается о помощи прп. Иоасафа Печерского, - «Повесть о целебной милости преподобного схимонаха Иоасафа, и о явлении, бывшем от иконы, иже во святых отца нашего Филиппа митрополита Московского и всея России Чудотворца, иже есть в Нижнем Новгороде, в церкви Спа-сова Собора под колоколами» (1702). Остальные свидетельства, собранные в дореволюционных книгах о старце Иоасафе, представляют собой изустные рассказы местных жителей и, очевидно, грешат неточностью.

Среди наиболее часто повторяемых историй о молитвенном заступлении и помощи прп. Иоасафа следует вы-

Вверху: Старопечерский храм, построенный над гробницей прп. Иоасафа.

Справа: <Гробница схимонаха Иоасафа в селе Старых Печерах» - брошюра издания 1901 года. На рубеже XIX-XX веков выходило очень много книг о старце Иоасафе. Известны издания 1899, 1900, 1901 годов.

делить рассказ о том, как Старопечер-ская церковь едва не была разрушена оползнем. «Прежний Печерский монастырь, основанный, как сказано, в первой половине четырнадцатого столетия, - сообщается в книге о старце Иоасафе, - существовал на том месте до разрушения своего от обвала горы почти 270 лет. Точно через такой же период времени насколько страшное, настолько и необъяснимое явление в судьбе здешней местности последовало весною же, только не в июне, а в мае 1853 года, именно в ночное время, гора опять двинулась, оторвавшись от своей вершины сажен на 30 в длину,

ГРОГ, II И ЦП

«ТЛРМХ"А МЧЯРПХЪ.

и пошла прямо на церковь, разрушая повыше нее сады и разные обывательские здания. Что же? Конечно, одним молитвам и заступлению Угодника Божия Николая Чудотворца, а вместе и почивающего здесь Схимонаха Иоасафа нужно приписать чудесное избавление здешнего храма от такой же гибели, какой подвергся бывший Печерский монастырь. Обвалившаяся гора, уничтожив до 12 садов со всеми плодовитыми деревьями и разрушив три обывательских дома и несколько разных строений, стоявших повыше церкви, притом в самом незначительном пространстве от нее, приняла в своем движении совершенно другое направление в нескольких саженях дальше церкви и спустилась тоже опять в Волгу».

Гробница схимонаха Иоасафа. Современное фото.

Паломничества

05 Апреля 11 Людмила Белкина

500 ступенек к схимонаху Иоасафу

К нетленным мощам схимонаха Иоасафа Печерского Господь нас привел уже в самом конце паломничества "Волга Православная-2001". Побывав в Печерском Вознесенском монастыре Нижнего Новгрода, мы было собрались вернуться на теплоход, но тут вдруг экскурсовод нашей группы предложил заехать в находящуюся недалеко от монастыря Спасо-Преображенскую церковь - к очень почитаемому нижегородцами преподобному отцу схимонаху Иоасафу. Времени до отплытия оставалось чуть-чуть, церковь в это время наверняка была закрыта. Но мы поехали, надеясь на милость Божию. Храм действительно был закрыт, но нас встретила, как будто ждала, матушка Нина. Она рассказала, что вышла на пенсию и помогает в храме: где пол помоет, поставит свечи, раздает песочек по благословению батюшки. Обрадовалась, узнав, что мы из Самары, - матушка Нина оказалась постоянной читательницей "Благовеста". Тут же повела в нижний храм, где под спудом находятся мощи схимонаха Иоасафа, рассказала о нем, щедро наделила паломников, с благоговением прикладывающихся к гробнице, святым маслом и песочком от мощей.

О схимонахе Иоасафе известно очень мало, даже неизвестно, кто его родители. Может быть, он подвизался втайне или был настолько смиренным, что о нем не осталось никаких сведений. Но Господь прославил его и сделал известным миру после его смерти.

Схимонах Иоасаф был погребен в 1597 году на территории прежде бывшего Печерского Вознесенского монастыря. Через 30 лет после его погребения монастырь был разрушен обвалившейся горой, под которой он находился. Среди развалин открылись мощи схимонаха Иоасафа. Гроб был цел, одежда и тело - нетленны, лишь некоторые части лица были взяты землей. Гроб святого был поставлен в Старопечерской Преображенской церкви. В 1794 году была построена каменная Спасо-Преображенская церковь. В 1860 году была возобновлена пещера над гробом схимонаха Иоасафа.

Как написано в житии, "благодати преподобного схимонаха Иоасафа приписывается спасение от гибели Преображенской церкви в 1853 году, когда гора, оторвавшись от своей вершины метров на пятьдесят в длину, двинулась прямо на церковь. По дороге она оторвала и разрушила почти половину церковной каменной ограды с приходского кладбища, но, приняв неожиданно новое направление, сошла в Волгу в стороне на расстоянии сотни метров".

Мощи почиют 404 года, и все эти годы Православный люд не перестает идти к святому угоднику Божию, приезжая не только из окрестных сел, а и издалека. Идут к источнику, который назван именем преподобного. После молебнов преподобному Иоасафу по вере своей получают от него помощь. Как рассказала матушка Нина, песочек от мощей зашивают в плотную ткань и прикладывают к больному месту. Очень хорошо снимает боль, проходят даже боли в сердце. Прихожанки храма шьют пояски с песочком - лечат ими радикулит.

Решением Священного Синода от 2 декабря 1993 года Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай на праздничном богослужении прославил мощи схимонаха Иоасафа. Этот день - день его памяти, каждый год в этот день проводится праздничная служба, на гробницу ставится и освящается масло.

К Спасо-Преображенской церкви ведет длинная лестница в пятьсот ступенек. Но постоянных прихожан храма, среди которых много пожилых, это не смущает. Одна женщина 86-ти лет одолевает эту лесенку каждый день. Потому что в конце пути ее ждет святыня.

Молитва преподобному отцу схимонаху Иоасафу Печерскому

О великий подвижниче благочестия, преподобне отче Иоасафе, миру явивый образ послушания, кротости и смирения, веры нелицемерной и пути истинного, еже в заповедех Христовых ходити и ангельскому житию подражати! О усердный трудниче нивы Христовой, плод сторичный стяжавый, имже обогатися земля Нижегородская в просвещение Светом Христовой Истины и укрепление веры православной!

Днесь, светло празднуя память твою, богомудре отче, и предстоя paцe святой, в нейже покоятся нетленные мощи твои, восхваляем и славим тя, понеже многими труды стяжал еси от Господа велию милость душ и телес благодатнаго исцеления всех, с верою припадающих к святым твоим мощам. Сего ради и ныне, немощьми духовными и телесными обремененные, молим тя, преподобне отче, мы, грешные и недостойные: имея дерзновение ко Господу, вознеси о нас свои многомощные молитвы, да ими испросиши земле нашей в вере православной утверждение, людем христианским в духовном возрастании преспеяние, в превременнем сем житии благоденствие с Божиим поспешением и в жизни вечной грехов оставление и душ наших спасение.

Буди нам, отче преподобне Иоасафе, добрый наставник и защититель, непрестай вознося теплыя молитвы твоя о всех, с верою и надеждою просящих твоей помощи и молитвеннаго ходатайства пред Господом, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(† ок. 1567), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых), Нижегородский, схим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря . Основным источником сведений об И. является рассказ о мощах схимника И., который встречается в контаминации с различными редакциями «Сказания о разрушении Печерского монастыря» в составе «Нижегородского летописца» (РГБ. Ф. 29. № 22, посл. четв. XVII в.; РНБ. Q. XVII. 53, 80-е гг. XVIII в.; ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. № 101, нач. XIX в.), в отдельной рукописной традиции (один из наиболее ранних списков: РНБ. Соф. № 1521. Л. 258-264, 1-я пол. XVII в.), в рукописях, содержащих подборки сведений о нижегородских святынях, которые часто входят в конвой «Нижегородского летописца» (напр.: РГБ. Ф. 178. № 3345, сер. XVIII в.). В рассказе, составленном очевидцем событий, сообщается, что на 3-й день после разрушения оползнем Печерского Вознесенского мон-ря, случившегося 18 июня 1597 г., «обретоша мощи позади церкви, мало землею покровенны, бяше же схимонах; мощи убо его, и ризы, и гроб нетленны, только приять земля часть от лица его, власы же его целы, и ничем не вредимы, и миро во гробе есть». Монастырские старцы сообщили, что это мощи И., погребенного 30 лет назад, и сказали, что он «к Богу же в чувственном житии бысть зело подвижен». Мощи освидетельствовали игум. Дудина Амвросиева во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря Евфимий и архим. Печерского мон-ря Трифон, к-рый, возможно, был составителем первоначального рассказа об обретении мощей И. В «Описании о российских святых» кончина И. отнесена к 7100 (1592) г. В агиологической лит-ре встречаются и др. датировки - XV в. (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194), «в лето 6100 (по-видимому, описка, вместо 7100.- Авт. )» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562).

В 1598 г. на месте разрушенного Печерского монастыря была построена деревянная ц. в честь Преображения Господня с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. В Иоанно-Богословском приделе, по левую сторону от царских врат, под спудом почивали мощи И., над погребением стояла рака. Ранее 1745 г. обветшавшая церковь была разобрана, на ее месте построена новая, к-рая ок. 1782 г. сгорела и была заменена каменнным Преображенским храмом с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1794 г. церковь перестраивалась, в 1816 г. в ней устроили 2-й придел - во имя ап. Иоанна Богослова. В 1860 г. в храме над погребением И., находившимся за левым клиросом, близ северной стены, возобновили пещеру, на восточной стене к-рой был поставлен иконостас, а в 1882 г. устроен придел во имя св. царевича Иоасафа. Посреди пещеры стояла каменная гробница, в которой имелось овальное отверстие, откуда паломники могли брать песок с раки святого (считалось, что вода, смешанная с этим песком, излечивает от болезней). В пещере ежедневно после литургии служилась панихида по И.

Об исцелениях, происходивших от мощей И., свидетельствует «Повесть о целебной милости преподобного схимонаха Иоасафа», в к-рой рассказывается, что Нижегородский митр. Исаия в 1702 г. повелел соборному ключарю свящ. Андрею расследовать исцеление жительницы Балахны Евдокии Михайловой. Больной дважды являлся во сне Московский митр. св. Филипп (Колычев) , повелевавший ей идти в Печерский мон-рь к гробу И., а затем принять монашеский постриг. «Повесть…» встречается в сборниках XVIII в. вместе с сообщением об оползне 1597 г. (напр.: РНБ. Погод. № 1579; Собр. Титова. № 1749). О др. чудесах, совершавшихся по молитвам к И. в 1-й четв. XVIII в., сообщается в Похвальном слове «на обретение честных мощей преподобнаго отца нашего Иоасафа, затворника Нижегородскиих предел первобывшаго Печерскаго монастыря, новаго российскаго чудотворца, мироточиваго, в Летописце же Нижегородском свидетельствованнаго» (РГБ. Ф. 651. № 88, XVIII в.) В окт. 1745 г. старопечерский свящ. Иоанн Михайлов под присягой показал, что он неоднократно чувствовал благоухание от гроба, находившегося в «ветхой церкви». Священник сообщил, что у гробницы И. служились панихиды, читали каноны, из могилы брали песок, но в 1720 г. «по словесному запрещению бываго ж преосвященнаго Питирима архиепископа никому приходящим… по оном схимонахе Иоасафе панихид петь, и каноны читать, и песка с того места давать не стали». О. Иоанн сказал, что не знает о чудесах и исцелениях от мощей И., но слышал о чуде с Евдокией Михайловой, об исцелении крестьянина Захара Герасимова и о случае, когда 2 прихожан, ставших слишком близко к гробнице И., невидимой силой были отброшены назад. О. Иоанн также сообщил, что церковь, где находились мощи, была разобрана, на ее месте построено новое здание, к-рое вскоре сгорело, и «он, иерей Иван, не знает, оные-де мощи от случившагося пожарного времени целы ль находятся или нет» (фрагмент распросных речей свящ. Иоанна Михайлова читается в сб. РНБ. Q.XVII.53). В устной традиции исцеления от мощей И. фиксируются до нач. ХХ в.

Имя И. встречается в святцах с кон. XVII в. (напр., в Кайдаловских святцах: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562). Старообрядческий мон. Иона Керженский писал в «Алфавите русских святых» (1807-1811 гг.): «В древлеписменных летописцех показуется во святых Иоасаф, затворник в Нижнем Печерском монастыре в лето 6100-е... но времени памяти не объяснено» (ЯИАМЗ. № 15544. Л. 398-398 об.). Имя И. вошло в Собор Всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Т. 3. С. 372). В 1993 г. И. был канонизирован как местночтимый святой. 19 апр. 1994 г. Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу «о недостаточности предоставленных материалов» для общецерковного прославления схимника. В 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено празднование Собору Нижегородских святых, в т. ч. И. В 2006 г. завершилась реставрация пещеры И., место погребения святого было отмечено новой позолоченной ракой, около к-рой 22 сент. 2006 г. был отслужен 1-й после мн. лет водосвятный молебен.

Образ И. есть на иконе «Собор Нижегородских святых» в нижегородском соборе во имя блгв. кн. Александра Невского, написанной в апр. 2009 г.

Ист.: Гациский А. С. Нижегородский летописец. Н. Новг., 20012. С. 60-61, 623-626, 659-661, 671-673, 714-716; Шайдакова М. Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Н. Новг., 2006. С. 91-92, 204; Серебровский И., свящ. Жизнеописание св. прп. схимонаха Иоасафа Печерского. Н. Новг., 2006. С. 7, 15-16; Описание о российских святых. С. 248.

Лит.: Ратшин А. Полное собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 359; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 262; Четыркин И. Ист.-стат. описание Нижегородского Вознесенского муж. мон-ря. Ч. 2: Разрушение Печерского мон-ря в кон. XVI ст. и перенесение его на теперешнее место // Нижегородские ЕВ. 1886. № 17. С. 14; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 3. С. 86-87; Зверинский. Т. 2. № 1055. С. 270; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 194; Серебровский И., свящ. Гробница схимонаха Иоасафа в с. Старых Печерах. Н. Новг., 1900, 2006; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 562; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. Н. Новг., 20053. С. 314-315; Рамодановская Е. К. «Святой из гробницы». О нек-рых особенностях сибирской и севернорус. агиографии // Русская агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 151-152; Тихон (Затёкин), архим. Нижегородский Вознесенский Печерский муж. мон-рь // ЖМП. 2007. № 12. С. 55-57.

Д. Ю. Кривцов, А. А. Романова

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…



Поделиться: