Основные педагогические идеи томмазо кампанелла. Педагогические идеи томаса мора (1478—1535)


Общие взгляды и идеи

Основные идеи произ­ведения Город Солнца

Система управления в Городе Солнца


27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик. В тюрьме написал свое основное произведение Город Солнца. По взгля­дам: социалист-утопист, мечтавший о создании мирового госу­дарства экономического и политического равенства, которое дол­жно устранить все конфликты между людьми и установить мир и счастье на Земле.

Город Солнца - идеальное государство, где нет частной соб­ственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в жизни города занимают проблемы воспитания детей, т. к. основа обще­ственного блага - забота об улучшении «породы людей».

Метафизик (верховный правитель)

Мощь
Любовь

Мудрость


руководит искусствами,

учебными заведениями,

ремеслами, науками


наблюдение за дето­рождением, забота о хорошем потомстве

Система воспитания

Система образования

Трудовое воспитание


Воспитание носит полностью общественный характер и одинако­во для всех граждан государства. Семья уступает функцию воспи­тания детей, которых растят спец. служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются здоровьем и привлекатель­ностью.

Большое внимание уделяется умственному развитию, которое дол­жно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспи­танием, с участием детей в труде, с обучением различным профес­сиям.

Все первоначальное обучение детей основано на наглядности: вещи и явления изображены на стенах города «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отража­ющей все науки...»

Девочки и мальчики обучаются совместно. Со второго и до третье­го года дети учатся говорить и учат азбуку (следят за ними четыре старца). Затем - обучение гимнастике, бегу, метанию диска. Де­тей водят в мастерские с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет - математики, медицины и Др. наук. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию.

Все дети участвуют в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с ору­диями труда, работают вместе со взрослыми.



ПЕДАГОГИКА РЕФОРМАЦИИ

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое эбщественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Ведущим принципом Реформации был прин­цип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человечес­кую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, язы­ку, литературе, поощряли светскую образованность. Наиболее яркие пред­ставители: Томас Мюнцер (1490-1525), Жан Кальвин (1509-1564), Матю-рен Кардьер (1479-1564), Уильям Тиндель (1484-1536), Мартин Лютер: 1483-1546), Филипп Меланхтон (1497-1560) и др.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Ля справочный раздел, разнообразные игровые задания и обширный список литерату­ры по всемизучаемым разделам

История образования и педагогической мысли таблицы схемы опорные конспекты учеб пособие для студ высш учеб заведений м изд во.. в пособии в сжатом и наглядном виде в соответствии с требованиями государствен ного образовательного стандарта изложен..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

С последующими изменениями
Высшие учебные заведения: университеты (5 лет); институты (4-5 лет)

Советская школа
по «Закону об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (24.12.1958) Главной задачей советской школы является подготовк

Высшая школа (4-5 лет)
Заводы-втузы, цеха при вузах Главные задачи: подготовка высококвалифицированных специалистов, воспитанных на основах марк систско-ленинского учения, выполне

Вечерняя сменная
общеобразовательная средняя школа (3 года) Техникумыи др. сред­не-специальные учеб­ные заведения (3- 4 года) Профтехнические училища(1

Синтетически-антропологическое течение
Концептуально-универсальное, синтезирующее в педагогике все зна­ния о человеке, которые содержатся в философии, искусстве, науке, ре­лигии. Природа человека: многофакторный подход

Человек как биологический феномен
Лидеры естественнонаучного течения в России стремились или к то­тальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее пси­хологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).

Человек как продукт среды
Представители: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др. Считали природу личности производной от природы общества и его

Провиденциалистское течение
Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-кон­фессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от пе­дагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течени

Тоталитарное течение
Исходная идея - разрушение мира с целью установления всеобщего благоденствия и счастья. Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воз­действия.

Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение. Итальян. мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической Греко-римской к-ры. Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томмазо Кампанелла (1568-1639). написал ряд трактатов, «Город солнца» . В нем он нарисовал образец общества экономического и полит. равенства. В трактате изложены пед. идеи, пафос которых заключен в отрицании книжности, возврате к природе, в энциклопедизме и универсализме образования. Горожане свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость и воровство. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. Во главе гос-ва СТОИТ самый образованный, просвещенный гражданин- Солнце, или Метафизик. Происходит он чаще всего из среды жрецов. должность несменяема до тех пор, пока Солнце не передаст ее добровольно - тому, кто окажется мудрее и способным к управлению. Компетенция Солнца: он глава всех в светском и духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. Публично исповедает грехи горожан. Сменяются должностные лица: по воле народа. Для этого народу необходимо на Большом Совете высказаться против неустраивающего руководителя. От частной собственности - происходит себялюбие, грабеж государства, гордость, праздность, лицемерие, предательство. Отказ от частной собственности доводит до любви к Родине. Достойнейший - тот, кто изучил больше искусств и ремесел, кто умеет применять их с большим знанием дела. Деторождение - деятельность на благо государства. Бесплодная женщина не пользуется таким же почетом как матрона. Каждый работает не больше четырех часов в день. Труд общеобязателен. Никакой телесный недостаток не принуждает соляриев к праздности, в преклонном возрасте солярий привлекается к совещаниям; если кто-то "совсем физически немощен, то он работает в деревне, получает хорошее содержание и служит соглядатаем. Солярии беспощадно преследуют врагов. Рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют на тяжелые работы вне города. Иностранцы, желающие стать гражданами Государства Солнца, подвергаются месячному испытанию за городом, а потом в течение месяца в самом городе. Если преступление совершено против свободы государства, или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью. Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математик), историю, обучают ремеслам, дети занимаются гимнастикой, бегом, играми. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физ. Упражнения.


Большой вклад в развитие педагогической мысли внес английский философ и гуманист Томас Мор (1478-1535).создав утопический проект общественного устройства. Он- автор «Утопия» , в которой он описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. Центральное место в этой утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания соц. учреждений в таком обществе-дать каждому возможность развивать свои духовные силы, В ч-ке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта

Ч-к, по Мору, «рожден для счастья”. Мор строил нравственное воспитание на религиозных началах Мор - правоверный католик. В «Утопии» ученый-гуманист утверждал свободу вероисповедания. Следует воспитывать в духе морали. Мор отвергал жестокость и грубость средневекового образования. Мор ищет пути, чтобы вооружить ч-кий разум знанием. Только образованный ч-к способен добиться счастья. Рисуя идеальный строй на фантастическом острове, он декларирует новые принципы в образовании: равный характер общественного воспитания, широкое общее образование, преподавание на родном языке, (ведущий вид-земледелие), самообразование. Мор особое внимание уделил проблеме женского образования. Мор подчеркивает обязательное участие детей и взрослых в физ. труде. Труд не мешаем утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Образование осуществляется в гос. школах. Г.Мор полагал, что производительный труд будет специализирован, с тем чтобы молодежь с детства готовилась к выбранной профессии.

За свои религиозно- политические убеждения лорд-канцлер Мор был заключен в Тауэр, а затем казнен. В 19в. Идеи Т.Мора нашли то или иное отражение в концепциях трудового воспитания и обучения.

Содержание.
1.Педагогические идеи в социальных утопиях ранних

социалистов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы. 2


2.Идеи славяносельства и народничества в русой

педагогике 40-50-х годов ХIХ века (А.С.Хомяков; В.Г.Белинский; А.И.Герцен). 10


3.Разработка общих проблем советской педагогики

А.П.Пинкевичем; М.В.Крупениной; В.Н.Шульгиным. 17


4.Библиография 23

Педагогические идеи в социальных утопиях ранних социалистов-утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы.

Некоторые литературные явления исчерпываются потребностями времен и стран, в атмосфере которых они возникли. Художественный процесс без них невозможен так же. Сыграв свою роль, они попадают в историю литературы. Одно из таких явлений – утопия. Само определение слова утопия - есть неосуществимая мечта, в которой выражаются различные идеалы общества и устремления.

Во всех утопиях проходит мысль, что в будущем человечество не будет знать деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь общие интересы.

Утопия - это "царство будущего", которое человек создает себе в грезах. Это то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет.

Первые европейские утопии XVI-XVII веков произвели сильное воздействие на ум и воображение. Но они не были самыми ранними. Мечты о счастье, об идеальном устройстве общества издавна волновали умы апостолов, низов и элиты.

Например, в диалоге “Государство” Платон выступает убежденным противником тирании и олигархии, смертной казни и произвола власти. Но гуманизм его антидемократичен. Полного равенства не может быть, люди неравны от природы.

Государство должны возглавить разумнейшие - ученые-философы, создающие законы. Их охраняют воины. В самом низу - торговцы, ремесленники, земледельцы, которые и распоряжаются материальной собственностью. Но главная их обязанность - снабжать высшие группы всем требуемым.

Суть утопической мечты Платона - в ликвидации раздоров и борьбы внутри господствующего класса рабовладельцев. Он хочет вернуться не к первобытной общине, а к более близкому прошлому. А затем - никаких сдвигов, никакого развития, все установлено навеки при абсолютном разделении умственного и физического труда.

Но все же первые представления об утопии связаны для многих с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Они были прогрессивными мыслителями и писателями, детьми эпохи Возрождения, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными движениями, вошла в стадию первоначального развития капитализма, когда техника и наука пошли вперед, когда мысль обгоняла действительность в поисках нового.

Теории Мора и Кампанеллы предполагают возможность построения совершенного общества на базе не только существующих орудий и форм производства, но и общественных отношений, что отрицалось многими мыслителями задолго до утопистов. В их концепциях вольно или невольно прослеживается желание законсервировать существующую ступень общественного развития, но лишь незначительно видоизменить формы социальных отношений.

Чтобы стало понятнее, на чем основывались утопические теории мыслителей средних веков, хочу рассмотреть произведения наиболее видных европейских утопистов и понять истоки их мировоззрения.

Томас Мора и его «Утопия».

Томас Мор был человек большого ума и широкой эрудиции, один из блистательных гениев, которых подарила миру эпоха Возрождения - писатель-гуманист, мечтатель и мыслитель, юрист, политический деятель, дипломат и богослов.

Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне, в незнатной, но зажиточной семье. Он получил глубокое и разностороннее образование, причем около двух лет провел в Кентерберийском колледже Оксфордского университета, а Оксфорд на рубеже XV-XVI веков был центром гуманизма в Англии. По настоянию отца Томас Мор оставил университет, и заняться изучением юридических наук. В 1502 г. он стал адвокатом и в качестве такового вскоре приобрел в Лондоне большую популярность.

В 1504 году двадцатишестилетний Мор был избран в парламент как член палаты общин. Однако вскоре он вынужден был оставить политику - после того, как смело выступил в парламенте против короля, требовавшего для себя новых субсидий, и семья Мора подверглась за это репрессиям. К парламентской деятельности Мор вернулся только спустя шесть лет.

Мор остро ощущал жестокость и безнравственность социальной несправедливости. Однако Мор не знал, как уничтожить социальное зло, но народное восстание для него не было достижением этой цели.

В мае 1515 года Мор как представитель Сити был включен в состав королевского посольства во Фландрии. Во время поездки он познакомился с выдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием, чье имя он увековечил в “Утопии”.

Эгидий, как и Эразм, стал одним из ближайших друзей Мора. Тогда же, во время своего путешествия во Фландрию, Мор начал работу над самым известным своим произведением – “Утопией”. А осенью 1516 г. стараниями друзей - Эразма и Эгидия - рукопись была опубликована под названием “Золотая книжечка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове “Утопии”.

Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”.

В первой части сочинения Мор резко критикует огораживания кровавое

законодательство современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор ставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков и бедствий, считал Мор, – частная собственность, из-за которой возникают противоречия интересов личности и общества, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты; она порождает преступления.

Уже сами условия жизни простого народа, его положение не дают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать и понять его запутанные положения.

Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии общее имущество и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает их общественный и политический строй от других государств.

Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат обсуждает общие дела острова – перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др.

Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом.

Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются “деревенские семьи” - от 40 взрослых, в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.

Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха; во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

Описывая государственные учреждения Утопии Мор во многом следовал античным образцам, привнося свои некоторые изменения. Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием.

Должностные лица избираются из среды ученых; создаются специальные учреждения для координации производства и потребления.

В Утопии существует терпимость к различным религиозным течениям. Там много сект и религий. Но запрещено возбуждать религиозный фанатизм, осуждать верования других.

Государство стремится обойтись без запретов, ограничивающих свободу граждан.

Есть общественные столовые, но можно готовить пищу дома. Широко используются поощрения тех, кто делает что-то полезное для общества. Вместе с тем обязанность сифогрантов – наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.

Оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между жителями редки и преступления немногочисленны; поэтому им не нужно сложное законодательство.

Также автор своеобразно решает проблему наказания. За кражу не казнят, а обращают в “рабство”, то есть принуждают к общественным работам. Это рабство – совсем не то рабство, которое было известно Античному миру, – оно не пожизненно и не наследственно. Рабами становятся также военнопленные, взятые с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи и выполняют неприятные работы.

Однако рядом с ними трудятся свободные утопийцы, добровольно выполняющие грязные работы. Основная мысль Мора в том, что принудительные работы – более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь.

К войнам Мор относился резко отрицательно. Политике монархов, помышлявших в основном о завоеваниях, он противопоставлял миролюбие.

Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум и случай.

Книга эта, чрезвычайно смелая для XVI века, в наше время кажется наивной, потому что мы, в нашем демократическом строе, далеко ушли от того "идеального" строя, о котором мечтал канцлер Генриха VIII. За четыре века, которые отделяют нас от этой первой настоящей утопии, утопий было создано такое невероятное количество, что пришлось бы написать целые тома, чтобы только перечислить их. И, хотя в основе всех утопий лежит благоденствие человечества, все они значительно разнятся.

Томмазо Кампанелла и «Город Солнца».

Последующие теоретики раннего социализма испытали на себе сильное влияние ”Утопии”, в том числе и новых идей о государстве и праве.

Дальнейшее распространение утопического социализма в Европе связано с именем Джованни Доменико Кампанеллы, автора ”Города Солнца”, известного итальянского философа, социолога и литератора.

Он родился в 1568 году на юге Италии, в Калабрии, которая находилась под гнетом испанской короны. В пятнадцать лет, вопреки воле отца, который мечтал видеть его дипломированным юристом, он постригся в монастырь доминиканцев под именем Томмазо. Начинаются упорные занятия философией и теологией, изучение работ Аристотеля и Фомы Аквинского. На полках монастырских библиотек он находит труды Демокрита и Платона, по-своему осмысливает их. Наибольший его интерес вызвала философия итальянца Бернардино Телезио, яростного противника схоластики Аристотеля, работы которого были включены католической церковью в список запрещенных книг. Кампанелла открыто защищает идеи Телезио и публикует философские сочинения. Такая дерзость не могла пройти безнаказанной, и инквизиция заинтересовалась Кампанеллой. Он проявил себя как противник реформации и сторонник как церковной, так и светской власти папы; инквизиция закрыла глаза на многие его прегрешения.

Кампанеллы всерьез занимался астрологией, что сыграло значительную роль в его жизни и деятельности. В 1597 году он вернулся на родину и, основываясь на положении звезд, предсказал победоносное восстание против власти испанских Габсбургов. Впрочем, возмущение произволом иноземцев охватило тогда все слои Калабрии, и Кампанелла возглавил заговор, к которому примкнули и дворяне, и монахи, и крестьяне, и разбойники. Но испанцев предупредили, и верхушка заговора была схвачена. Попал в неаполитанскую тюрьму и Кампанелла. Его спасло от смертного приговора только то, что его объявили еретиком. В 1602 году Кампанеллу осудили на пожизненное заключение, и он провел в различных тюрьмах свыше двадцати семи лет.

Утопия ”Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог” была написана на латыни в тюрьме, в 1602 году, а опубликована впервые в 1623 году.

И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и проблем.

На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии Государство Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоей неизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасный лучезарный город. Стены его украшены чудесной и поучительной живописью, здания светлы и поместительны. Там воплотились заветные мечты о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и все построено на основе естественных законов природы. Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Он изображает совершенно новую организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.

Город Солнца - теократическая республика, организованная по образцу монашеского Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. Во главе его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость - познанием, науками, и Любовь - продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику - ”мертвые знаки вещей”. В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания.

Решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц.

Должностным лицам в свою очередь помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями.

В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы

немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения в преступлении необходимо пять свидетелей. Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Источник человеческих зол - эгоизм. Автор видит возможность его искоренения, когда все члены общества равны во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, спальни и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и жены, общие дети. С невероятной дотошностью Кампанелла описывает деторождение и половые отношения и обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Она для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство.

Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых форм труда.

“Общности жен” соответствует ”общность мужей” на основе взаимного равенства.

В ”Городе Солнца” есть отличие экономического и социального бытия по сравнению с ”Утопией”. Рабочий день сокращен до четырех часов, и все же изобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые в истории человеческой мысли догадывается Кампанелла, есть первая потребность человека. Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через тот же гороскоп.

Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд правовых и моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не только для защиты от внешних нападений. Убить тирана - почетно. Изгнать вздорного и ничтожного монарха - человечно.

Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет ”праздных негодяев и тунеядцев”. За 27 лет заключения он долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве.

Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все люди равны между собой.

Общность идей Мора и Кампанеллы.

По мнению многих исследователей творчества социалистов-утопистов, в те времена люди еще не могли представить реалии социализма, поэтому их утопии получались слегка фантастичными.

Естественно, что в XVI и XVII веках капитализм лишь набирал обороты, общество еще не было готово для перехода к социализму. Не созрели и предпосылки для этого перехода: ни производительные силы, ни производственные отношения.

В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство, описанное у них, нередко переходит всякие границы.

Так, у Мора люди представляют собой массу, потерявшую свою индивидуальность.

Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.

Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатацией в какой-то степени несправедливо. Но оно даёт людям свободу, право выбора. Если человек хочет чего-то добиться в этой жизни, если он трудолюбив и способен, он добивается в этой жизни чего-то. Те же, кто не может добиться высот, оседают внизу. И таких людей большинство. Само собой, это “серое” большинство согласно на жизнь при утопии. Люди же достигшие чего-то в жизни, а их меньшинство, не хотят быть как все. И им утопия не нужна.

В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не позволяет сказать, что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушные граждане вовсе не равны между собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших.

Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора. И люди, стоящие у власти, по своему статусу не ниже, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над законами, а не на сельском поле.

И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.

Таким было эстетическое влияние утопий,- оно нигде и везде. Трудно обнаружить его отдельные проявления, но в любом высокохудожественном произведении искусства и литературы есть частичка утопии - мечта о совершенной человечности.

Наблюдая жестокие нравы позднего средневековья, социальные мыслители XVI и XVII веков направляли свои усилия не только на обоснование незыблемости власти суверена, но и на поиск более совершенного типа общественного устройства, "какое по праву может называться государством".

Идеи славяносельства и народничества в русской педагогики 40-50-х годов ХХI века (А.С.Хомяков; В.Г.Белинский; А.И.Герцен).

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) с детства воспитывался в строго религиозном и патриотическом духе. В возрасте 17 лет он попытался сбежать из дома и отправиться в Грецию – на помощь православным братьям, страдающим от турецкого ига. По соображениям патриотизма Хомяков отказался жениться на иностранке Россет Смирновой, которую горячо любил. Таким образом, он поставил общественное превыше личного.

Для него было характерна непреклонная защита православных и национально-русских принципов. Характерно, что его идейные противники из лагеря «революционной демократии» давали ему самые высокие оценки. Так, А. И. Герцен охарактеризовал Хомякова как «рыцаря, караулившего Богородицу». Примерно такой же образ предлагался «христианским» либералом Н. А. Бердяевым, который называл его «рыцарем Православной церкви».
А. С. Хомяков был человеком высокой учености. Он окончил Московский университет и получил степень кандидата математических наук. Но при всем притом Хомяков считал, что он должен служить Отечеству не только в стенах научных кабинетов.

В центре социальных воззрений Хомякова стояли взаимоотношения между личностью и обществом. Он не считал возможным резко разводить эти два начала. По его мнению, они должны без повреждения соединяться в некой общности. Таковой общностью он считал христианскую Церковь, которую рассматривал в истинно евангельском духе – как, прежде всего, Тело Христово. Здесь человек находит «не чуждое что-либо себе», а «самого себя», причем «находит себя в своем совершенстве», «не в бессилии своего духовного одиночества, а в силу своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем».


По сути дела, Хомяков предлагает обществу интегрироваться в Церковь, отождествиться с ней. Именно тогда и произойдет коренное и существенное преобразование самого общественного устройства. При этом отметим, что славянофил Хомяков мыслил вполне предметно и конкретно. Речь у него шла не о церкви и обществе вообще, но о национальных церквях (которые есть видимые проявления невидимого Тела Христова) и о национальных обществах. В применении к России он говорил о Русской Церкви и Русском народе.
Важнейшей методологической заслугой славянофилов была их попытка использовать диалектику немецкого философа Г. Гегеля в целях создания самобытно-русской идеологии. Хомяков блестяще применяет диалектический метод. Он рассматривает человеческую личность как арену взаимодействия двух начал – свободы и необходимости. Первая связана с духовным миром, вторая с материальным. Противоборство между этими началами, несмотря на весь свой трагизм, благодетельно. Оно закаляет личность, укрепляет ее. Подлинная же свобода обретается, само собой, только в Церкви.
Средством преодоления эгоизма Хомяков считал любовь. Ее он понимал не как чувство или состояние человека, а образ жизни. При этом Хомяков предостерегал от опасностей, которые встречают человека на пути Любви. Она может выродиться в тот же самый эгоизм. Это происходит тогда, когда человек считает любовь средством достижения своего собственного блага. «В истинной любви центр тяжести, – утверждал Хомяков, – переносится на любимый предмет, который перестает быть средством, а сам становится целью, и любимый уравнивает его с собою, если не ставит выше себя, иначе сказать, признавая его уже не средством, а целью, он переносит на него собственные права, часть своей собственной жизни, ради него, а не ради самого себя».
Было бы, однако неправильным приписывать Хомякову некий нигилизм в отношении государства. Как указывалось выше, он рассматривал необходимость диалектически, рассматривая ее как важное средство реализации личности. Необходимость не только противоборствует со свободой, но и едина с ней. По мысли Хомякова, русская земская община тяготится властью. Поэтому она и отдала ее русским князьям, которые были призваны ею на княжение. Русский князь, а потом и Царь – избранник Русского народа. Он приносит себя в жертву общине, взваливая на себя бремя власти. Сама же община всегда сохраняет свою автономность, определенную независимость от власти.
И все же община стоит в центре всей социальной философии Хомякова. Он считает, что именно благодаря ей возможно «сохранение исконного обычая, право всех на собственность поземельную и право каждого на владение, нравственная связь между людьми и нравственное воспитание людей в смысле общественном посредством постоянного упражнения в суде и администрации мирской, при полной гласности и правах совести». Будущее двух основных сословий России – дворянского и крестьянского виделась им как сотрудничество помещика и сельского мира. Он выступал против западноевропейской модели, в рамках которой индивидуумы строят свое взаимодействие на основе формального права. Помещик и община, согласно Хомякову, должны взаимодействовать посредством полюбовного, братского согласия.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), выдающийся революционер-демократ, отразил в своих произведениях протест против крепостного права, защищал интересы крестьянства. Он являлся, по определению В. И. Ленина, одним из предшественников русской социал-демократии. В. Г. Белинский был гениальным критиком, обладал неиссякаемой, страстной любовью к России, русскому народу, непоколебимо верил в его лучшее будущее. Любовь к своей родине сочеталась у В. Г. Белинского с глубоким уважением к другим народам. «Общее,- писал он,- является только в частном. Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству».

В. Г. Белинский прошел сложный путь идейного развития. Сначала он полагал, что справедливое устройство общества можно осуществить только путем распространения просвещения. В 40-е годы XIX века он перешел от революционного просветительства к революционному демократизму, горячо отстаивал принципы материалистической философии, высказывал диалектические взгляды на развитие мира. Став, убежденным материалистом, Белинский с присущей ему страстностью выступил против православной церкви и всяких религиозных верований. Он указывал на существование теснейшей связи между церковью и общественным устройством, основанным на неравенстве, деспотизме, притеснении народа.

«Церковь,- писал он,- явилась иерархией, стало быть, поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницей братства между людьми,- чем продолжает быть и до сих пор».

Атеистические взгляды В. Г. Белинского нашли яркое выражение в его знаменитом письме к Н. В. Гоголю, которое В.И. Ленин считал одним из лучших произведений демократической печати, сохранивших громадное значение до наших дней.

Указав в этом письме, что «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности», Белинский утверждал, что ее будущее зависит от коренных преобразований на основе разума и справедливости.

Белинский разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время гениальный критик разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта. Белинский заклеймил всякое проявление национализма. «Да будет, - говорит он, - проклята всякая народность, исключающая из себя человечность». Он считал человечество дружной семьей народов, стремящейся к прогрессу, к лучшему общественному строю.

В 40-е годы Белинский стал социалистом-утопистом. Но в отличие от западноевропейских социалистов-утопистов (Р. Оуэна и др.) он считал, что нельзя установить социализм мирным путем, без народной революции. Он был крупнейшим идейным вождем своего времени, вокруг него объединялись все передовые мужественные люди, борцы за новую, свободную Россию.

Выдающийся представитель русского революционного движения, крупнейший политический деятель, блестящий публицист и талантливый писатель Александр Иванович Герцен (1812-1870), так же как и Белинский, был представителем русской революционно- демократической педагогической мысли 30-40-х годов XIX века.

Характеризуя мировоззрение Герцена, В. И. Ленин писал, что в условиях крепостной России 40-х годов XIX века Герцен сумел подняться на такую высоту, что встал вровень с величайшими мыслителями своего времени, вплотную подошел к диалектическому материализму, остановившись перед историческим материализмом. Он страстно боролся с мистикой, идеализмом, духовенством, был убежден в том, что «союз науки с религией невозможен». Ярый враг крепостничества и самодержавия, Герцен был в то же время блестящим критиком капитализма. Но он еще не мог понять, что силой, которая призвана уничтожить власть буржуазии и установить социализм, является растущий пролетариат. Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину.

Однако в отличие от западноевропейских социалистов-утопистов он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Герцен вместе с Огаревым создал за границей вольную русскую типографию и прессу, распространял нелегальную литературу, в которой звал на борьбу с самодержавием.

Славянофилы, представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40-50-х гг. 19 в. - славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России славянофилы видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое славянофилы представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особенности самобытного развития славянофилы усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (славянофилы, т. е. славянолюбы), данного им западниками. Для мировоззрения славянофилов характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство славянофилов по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой и разночинной среды.


Идеология славянофилов отражала противоречия русской действительности, процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России. Взгляды славянофилов сложились в острых идейных спорах, вызванных «Философическим письмом» П. Я. Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Видными славянофилами являлись П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов, И. Д. Беляев, А. Ф. Гильфердинг, позднее - В. И. Ламанский, В. А. Черкасский. Близкими к славянофилам по общественно-идейным позициям в 40-50-х гг. были писатели В. И. Даль, С. Т. Аксаков, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков. Большую дань взглядам славянофилов отдали историки, слависты и языковеды Ф. И. Буслаев, О. М. Бодянский, В. И. Григорович, И. И. Срезневский, М. А. Максимович.

Средоточием славянофилов в 40-е гг. была Москва, литературные салоны А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь славянофилы общались и вели споры с западниками. Многие произведения славянофилов подвергались цензурным притеснениям, некоторые из славянофилов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Постоянного печатного органа славянофилы долгое время не имели, главным образом из-за цензурных препон. Печатались преимущественно в «Москвитянине»; издали несколько сборников статей «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847 и 1852). После некоторого смягчения цензурного гнёта славянофилы в конце 50-х гг. издавали журналы «Русская беседа» (1856-60), «Сельское благоустройство» (1858-59) и газеты «Молва» (1857) и «Парус» (1859).

В 40-50-х гг. по важнейшему вопросу о пути исторического развития России славянофилы выступали, в противовес западникам, против усвоения Россией форм и приёмов западно-европейской политической жизни и порядков. В борьбе славянофилов против европеизации проявлялся их консерватизм. В то же время, представляя интересы значительной части дворян-землевладельцев, испытывавшей растущее воздействие развивавшихся капиталистических отношений, они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Самарин, Кошелев и Черкасский были среди деятелей подготовки и проведения Крестьянской реформы 1861. Славянофилы придавали большое значение общественному мнению, под которым понимали мнение просвещённых либерально-буржуазных, имущих слоев, отстаивали идею созыва Земского собора (Думы) из выборных представителей всех общественных слоев, но возражали против конституции и какого-либо формального ограничения самодержавия. Славянофилы добивались устранения цензурного гнёта, установления гласного суда с участием в нём выборных представителей населения; отмены телесных наказаний и смертной казни.

Философские воззрения славянофилов разрабатывались главным образом Хомяковым, И. В. Киреевским, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение. Генетически философская концепция славянофилов восходит к восточной патристике, в то же время во многом связана с «философией откровения» Ф. Шеллинга, западноевропейским иррационализмом и романтизмом 1-й половины 19 в., отчасти воззрениями Г. Гегеля. Односторонней аналитической рассудочности, рационализму как и сенсуализму, которые, по мнению славянофилов, привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставили понятия «водящего разума» и «живознания» (Хомяков). Славянофилы утверждали, что полная и высшая истина даётся не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т. е. духу в его живой цельности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание, неотделим, по мнению славянофилов, от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его чистейшего источника - восточной церкви (Хомяков), обусловливает, по их мнению, особую историческую миссию русского народа. Начало «соборности» (свободной общности), характеризующее, согласно славянофилам, жизнь восточной церкви, усматривалось ими и в русской общине. Русское общинное крестьянское землевладение, считали славянофилы, внесёт в науку политической экономии «новое оригинальное экономическое воззрение» (И. С. Аксаков). Православие и община в концепции славянофилов - глубинные основы русской души. В целом философская концепция славянофилов противостояла идеям материализма.

Историческим воззрениям славянофилов была присуща в духе романтической историографии идеализация старой, допетровской Руси, которую славянофилы представляли себе гармоническим обществом, лишённым противоречий, не знавшим внутренних потрясений, являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». По мнению славянофилов, со времён Петра I, произвольно нарушившего органичное развитие России, государство встало над народом, дворянство и интеллигенция, односторонне и внешне усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни. Идеализируя патриархальность и принципы традиционализма, славянофилы приписывали по сути дела внеисторический характер русскому «народному духу».

Славянофилы призывали интеллигенцию к сближению с народом, к изучению его жизни и быта, культуры и языка. Они положили начало изучению истории крестьянства в России и много сделали для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (собрание народных песен П. В. Киреевского, словарь живого великорусского языка Даля и пр.). Существенный вклад внесли славянофилы в развитие славяноведения в России, в развитие, укрепление и оживление литературных и научных связей русской общественности и зарубежных славян; им принадлежала главная роль в создании и деятельности Славянских комитетов в России в 1858-78.


Славянофилы оказали влияние на многих видных деятелей национального возрождения и национально-освободительного движения славянских народов, находившихся под гнётом Австрийской империи и султанской Турции (чехи В. Ганка, Ф. Челаковский, одно время К. Гавличек-Боровский; словаки Л. Штур, А. Сладкович; сербы М. Ненадович, М. Миличевич; болгары Р. Жинзифов, П. Каравелов, Л. Каравелов, отчасти поляки В. Мацеёвский и др.). Частые поездки славянофилов в зарубежные славянские земли (путешествия И. С. Аксакова, Валуева, В. А. Панова, Чижова, А. И. Ригельмана, П. И. Бартенева, Ламанского и др.) содействовали ознакомлению и сближению южных и западных славян с русской культурой и литературой.
Эстетические и литературно-критические взгляды славянофилов наиболее полно выражены в статьях Хомякова, К. С. Аксакова, Самарина. Критикуя суждения В. Г. Белинского и «натуральную школу» в русской художественной литературе (статья Самарина «О мнениях «Современника», исторических и литературных», 1847), славянофилы в то же время выступали против «чистого искусства» и обосновывали необходимость собственного пути развития для русской литературы, искусства и науки (статьи Хомякова «О возможности русской художественной школы», 1847; К. С. Аксакова «О русском воззрении», 1856; Самарина «Два слова о народности в науке», 1856; А. Н. Попова «О современном направлении искусств пластических», 1846). Художественное творчество, по их мнению, должно было отражать определённые стороны действительности, которые отвечали их теоретическим установкам, - общинность, патриархальную упорядоченность народный быта, «смирение» и религиозность русского человека. Художественно-литературные произведения славянофилов - стихотворения, поэмы и драматические сочинения Хомякова, К. С. и И. С. Аксаковых, повести Н. Кохановской - публицистичны, проникнуты живым интересом к этическим проблемам. Некоторые стихотворения Хомякова («России», 1854), К. С. Аксакова («Возврат», 1845; «Петру», 1845; «Свободное слово», 1853), поэма И. С. Аксакова «Бродяга» (1848), исполненные критического отношения к крепостнической действительности, резкого обличения неправедного суда, взяточничества, оторванности дворянской интеллигенции от жизни народа, имели большой общественный резонанс. Недопущенные царской цензурой к печати такие произведения распространялись в списках, многие были напечатаны в изданиях Вольной русской типографии А. И. Герцена, как произведения русской «потаённой литературы».

В годы революционной ситуации 1859-1861 произошло значительное сближение взглядов славянофилов и западников на почве либерализма. В пореформенный период, в условиях капиталистического развития славянофильство как особое направление общественной мысли перестало существовать. Продолжали свою деятельность И. С. Аксаков, издававший журналы «День» (1861-65, с приложением газеты «Акционер»), «Москва» (1867-68), «Москвич» (1867-68), «Русь» (1880-85), Самарин, Кошелев, Черкасский, эволюционировавшие вправо и всё далее расходившиеся во взглядах между собой. Под влиянием славянофилов сложилось почвенничество. Консервативные черты учения славянофилов в гипертрофированном виде развивались в духе национализма и панславизма т. н. поздними славянофилами - Н. Я. Данилевским и К. Н. Леонтьевым. С критикой идеологии славянофилов выступали революционные демократы Белинский, Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. Л. Добролюбов.


С. С. Дмитриев.

Разработка общих проблем советской педагогики А.П.Пинкевичем; М.В.Крупениной; В.Н.Шульгиным.

ПИНКЕВИЧ Альберт Петрович
(1883–1937)

Родился в деревне Урунда Уфимской губернии в семье польского дворянина, политического ссыльного.

Большевик (1903–1908, 1923–1937), меньшевик, член ЦК объединенной РСДРП (1917–1920). В 1917 г. – председатель Новгородского губернского съезда Советов, гласный Петроградской городской думы, заместитель председателя Государственного комитета по образованию. Призывал к мирному разрешению Октябрьского кризиса 1917 г.

Окончил Казанский университет (1909) с дипломом первой степени. В 1909–1914 гг. преподавал естествознание в Вольской учительской семинарии и в Вольском кадетском корпусе Саратовской губернии, в 1914–1917 гг. – в Тенишевском техническом училище, земской учительской школе, на Высших женских курсах Фребелевского общества (Петроград), проводил геологическое изучение меловых отложений на территории Симбирской и Уфимской губерний. Сотрудничал с А.М. Горьким при издании журнала «Летопись», газеты «Новая жизнь» и др. Помещал здесь рассказы и научно-популярные очерки по естествознанию под псевдонимом Адам Белявский.

В 1918 г. возглавлял Совет экспертов по народному образованию (Петроград), принимал участие в разработке одного из вариантов «Положения о единой трудовой школе», новых учебных планов и программ. Избирался профессором кафедры методики естествознания и ректором Петроградского педагогического института (1918). В мае 1920 г. возглавил оргкомитет по созданию Уральского университета. А.П. Пинкевич привлек к работе в университете крупных ученых – А.И. Буковецкого, Е.Н. Медынского, Н.А. Рожкова и др., широко поставил работу по оборудованию лабораторий и кабинетов, созданию лучшей по тому времени на Урале научной библиотеки. Был директором педагогического института (в составе университета), заведующим опытно-показательной школы при университете. Читал лекции по курсам «Педагогика», «История педагогических учений», «Геология».

Осенью 1921 г. в связи с отъездом А.М. Горького на лечение за границу заменил его на посту председателя Комитета по улучшению быта ученых. С 1923 г. жил в Москве, выполнял ответственную работу в органах народного образования.

А.П. Пинкевич является автором более 300 научных работ в области теории и практики педагогики, переведенных на английский, французский, итальянский и другие языки. Одним из первых приступил к созданию учебных пособий по педагогике, основанных на марксистской методологии. Уделял большое внимание проблемам всестороннего развития ребенка, стимулирования его познавательной активности, широко используя при этом данные педагогической психологии и экспериментальных материалов педагогики. По словам А.П. Пинкевича: «Не раб, не покорный исполнитель предписаний является идеалом нашего времени, но активный творец нашей жизни». А.П. Пинкевич положил начало созданию педагогики высшей школы. Он видный организатор педагогической науки и один из крупных руководителей системы подготовки новых учительских кадров.

В 1935 г. за долголетнюю и плодотворную работу в области культурного строительства награжден почетной грамотой ЦИК СССР и персональной машиной. В 1937 г. репрессирован. Реабилитирован в 1956 г.

Главная сфера деятельности А. П. Пинкевича в 20-е гг. разработка теоретических проблем педагогики. Его труды не потеряли своей глубины и актуальности. Однако в то время подвергались критике П. Блонского и просто беспощадному погрому со стороны В.Н. Шульгина, который вел с А. П. Пинкевичем – тогда директором Института научной педагогики борьбу на уничтожение. Ему предъявлялись обвинения в антимарксизме, вешались другие опасные идеологические ярлыки.

В первой половине 30-х гг. Пинкевич в основном занимается изучением зарубежной педагогики, много ездит заграницу. Не удивительно, что он оказался удобной фигурой для организаторов готовящегося большого процесса над деятелями образования. Были арестованы сотни педагогов. Всего же по “делу Наркомпроса” должны были пройти 2,5 тыс. человек во главе с наркомом А. Бубновым. При обыске у Альберта Петровича нашли старую саблю и флажок иностранного государства. В воспаленном сознании следователей возникла террористическая группа ученых-педагогов, которые собирались угнать посольскую машину, ворваться в Кремль и там саблей порубать вождей: Сталина, Когановича, Молотова. Злодеяние сорвалось лишь потому, что заговорщикам якобы не удалось угнать машину.

Все это было бы, наверное, смешно, если бы не закончилось так грустно. 25 декабря 1937 г. Пинкевич, Пистрак и ряд других талантливых педагогов были расстреляны.

Среди значительного числа женщин подвижнически трудившихся на ниве народного просвещения одно из самых заметных мест занимает Мария Васильевна Крупенина (1892-1950). Более того, она являлась самым серьезным теоретиком педагогики того времени. Вместе с тем очень тяжело, даже трагически сложившаяся ее судьба, закрепленная в партийном постановлении унизительная-уничижительная оценка того, чем она занималась – «глупая антиленинская теория отмирания школы» - не давали возможности по достоинству оценить вклад этой незаурядной женщины в российскую педагогику. Мария Васильевна рано вступила на учительский путь, сразу после учебы в Психоневрологическом институте и на знаменитых Бестужевских курсах.

Проблема, за которую взялась Мария Васильевна отличалась максимальной глобальностью и сложностью – пути и средства, определяющие положительный характер воспитания личности. В данной связи ею была организована опытно-экспериментальная работа на специально созданной «Станции социального воспитания» на базе Трехгорной мануфактуры. Действуя в логике известного направления «педагогики среды» М. В. Крупенина изучала весь комплекс социального воспитания – выявление уровней, типов, критериев педагоги среды; разработка механизма взаимодействия различных «воспитывающий ячеек общества» как организованных с педагогической точки зрения, так и тех, что оказывают воспитывающее влияние на ребенка стихийно. Само по себе это было чрезвычайно важно. Но в конкретной исторической атмосфере конца 20-х гг. данное направление исследования, осуществляемое М. В. Крупениной совместно с директором Института методов школьной работы В. Н. Шульгиным, приняла крайний и даже опасный оборот.

Захваченная пафосом совершенно утопических идей близкого коммунистического будущего, с его аграрными и промышленными социалистическими городами М. В. Крупенина перешла грань между реалиями и иллюзиями. Она отстаивала фантастические идеи создания школ-предприятий, школ-колхозов, проекты городов, где школ и учителей в традиционном смысле этого слова не существовало. А обучающие и воспитывающие функции выполняли все взрослые жители этих утопических городов. Конечно, благодаря этому создавалась идеальная, педагогически инструментированная среда, где и осуществлялось формирование образцовой личности.

Крупенина Мария Васильевна , педагог, проф. Училась в Психо-неврологическом институте. Окончила Бестужевские высшие женские курсы в Петербурге. Работала в системе кооперации в Вятке. С 1919 заведовала детским домом (под Москвой), отделом детских домов Моск. ОНО, кабинетом Центр, бюро юных пионеров (1922). Активна участвовала в создании (1922) и затем руководила совместно с В. Н. Шульгиным Институтом методов школьной работы (с 1926, в 1927-31 зам. директора). Одновременно в 1922-31 работала в научно-педагогической секции ГУСа, преподавала в АКБ, 2-м МГУ и МОПИ. В 1931-32 возглавляла опытно-показательную школу им. П. Н. Лепешинского, в 1932-33 проф. во ВКИПе, зав. кафедрой МОПИ (1933-35) и Томского пед. ин-та (1935-37).

Разрабатывала вопросы истории и теории педагогики, в т. ч. проблемы связи школы с жизнью, обучения с общественно полезным трудом, внешкольного образования, школьного самоуправления и детского коммунистического движения. Исследовала соотношения "организованного" и "неорганизованного" процессов воспитания, влияния социальной среды на формирование личности учащихся. Совместно с Шульгиным создала оригинальную концепцию взаимодействия школы и среды. Её основные компоненты: изучение окружающих школу сфер семьи, улицы, производствава и т. д.; механизмы включения коллектива школы в жизнь среды с целью её совершенствования, что, по замыслу Крупениной, должно способствовать повышению воспитательного потенциала среды. К субъектам воспитатательного воздействия Крупенина относила школу, детский сад, семью, предприятия и т. д. Апробировала эти идеи, руководя Станцией социалистического воспитания Трёх-горной мануфактуры.

В конце 20-х гг. Крупенина вместе с Шульгиным выступила за более глубокое осмысление предмета педагогики, против ограниченного понимания педагогики только как теории воспитания в дошкольном учреждении и школе; обосновала необходимость разработки частных педагогик - партийной, профсоюзной, военной.

Педагогическим воззрениям рупениной. и Шульгина свойственно некоторое принижение роли школы в системе других социальных институтов образования и воспитания. Излишне прямолинейно трактуя тезис К. Маркса об отмирании государства в коммунистическом обществе, они выдвинули теорию "отмирания школы", вызвавшую большую полемику в педагогических кругах. Крупенина и Шульгин имели в виду лишь переход от традиционной "школы учёбы", по их мнению, непригодной для решения воспитатательных задач в новых условиях, к "школе труда", тесно связанной с окружающей жизнью. Придавая важнейшую роль в обучении и воспитании общественно полезному труду школьников, Крупенина переоценивала его роль при обосновании необходимости нового типа учебного заведения - "школы-производства". Проблемы политехнизации школы Крупенина связывала с усилением общественно-политтческого воспитания, с новым подходом к содержанию и организации учебного процесса, к учебной литературе, по её мнению, должна иметь чётко выраженную практическую направленность, отражать взаимодействие со средой, основываться на краеведческом материале.

Взгляды Крупениной (в особенности недооценка общего образования) в 20-30-е гг. вызвали жёсткую критику, многие педагоги опасались, что такие подходы могут привести к снижению образовательного уровня, противопоставлению задач обучения и воспитания. Исследования среды в 30-е гг. были прерваны с отстранением Крепениной и Шульгина от руководства Институтом марксистско-ленинской педагогики и последующим его расформированием (1931). В 1938 необоснованно репрессирована. В 1949-50 после освобождения из мест заключения работала учителем в Северо-Казахстанской области, зав. метод, кабинетом Петропавловского облоно. Реабилитирована посмертно в 1955.

К числу немногих антигероев отечественной педагогики по праву относится Виктор Николаевич Шульгин (1894-1965) – личность талантливая, яркая, неординарная, убежденная, непримиримо относящийся к тем, кого он считал своими идеологическими и педагогическими противниками.

Проблема, которую разрабатывал Шульгин, была поистине глобальной: он стремился педагогизировать весь процесс воспитательных воздействий на ребенка как стихийных, так и организованных. Виктор Николаевич запредельно расширял предмет педагогики и выступал за создание новых отраслей педагогики профсоюзов, партийной работы, детских и юношеских движений. По сути, педагогика становилась наукой, организующей всю социальную среду под углом зрения формирования человека нового типа.

В принципе не смотря на весь глобализм, Шульгин исследовал важнейшую проблему – целостное рассмотрение взаимоотношений школы и среды в их органическом единстве. Для этого в возглавляемом им Институте был разработан продуктивный и оригинальный инструментарий изучения социальных установок и условий влияющих на формирование личности, ее ценностных ориентацией. Под руководством Шульгина были впервые проведены массовые исследование влияния социальной среды на педагогический процесс.

В конце 20-х - начале 30-х годов в связи со сменой руководства Наркомпроса начался пересмотр содержания и методов работы школы. В. Н. Шульгин и М. В. Крупенина выступили за слияние школы с производством (школа должна была выполнять функции организации и планирования этого процесса на основе метода проектов). Однако эти эксперименты отрицательно сказались на образовательной подготовке учащихся. В 1931 году было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», жестко регламентировавшее деятельность школы на десятки лет и практически упразднившее все демократические достижения школы. Школа ориентировалась на подготовку учащихся к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения. Школы прикреплялись к различным предприятиям, создавалась сеть мастерских при школах. В 1937 году, несмотря на протесты множества педагогов, Наркомпрос отменил трудовое обучение как самостоятельный предмет. Подобная односторонняя ориентация школы сказалась к середине 50-х годов, когда выпускники школы, не поступившие в высшие учебные заведения, фактически не были подготовленными к работе на производстве.

В 1958 году был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью». В его основе лежал принцип соединения обучения с производительным трудом, а главной задачей школы вновь объявлялись подготовка к общественно полезному труду, повышение уровня политехнического образования. Средняя школа становилась 11-летней, получив название общеобразовательной трудовой политехнической. Старшая ступень обучения (9-11-е классы) была профессионализирована. Во 2-й половине 60-х годов стало ясно, что реформа потерпела неудачу, но в целом система образования продолжала развиваться в русле трудовой школы.

В ходе школьной реформы 1984 года была вновь предпринята попытка синтеза общеобразовательной школы с профессиональной, также оказавшаяся бесперспективной. В 90-е годы сложилась концепция политехнической трудовой школы, обеспечивающей теоретическую и практическую допрофессиональную подготовку учащихся. Среди важнейших элементов этой системы можно перечислить следующие: ручной труд на начальной и средней ступенях обучения, различные виды производительного труда на средней и старшей ступенях, формирование политехнических знаний, широкое применение активных методов обучения. С 2001 года в рамках реформирования и обновления системы образования осуществляется постепенный переход к 12-летней общеобразовательной школе, однако идея трудовой школы в этой реформе еще не получила теоретического обоснования.

Библиография.

1. Августевич И.И. История школы и педагогики России 1917-1992 гг. – М., - Белгород: БГПИ, 1994. – 104с.

2.Антология по истории педагогики в России (первая половина 20 века): Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. /Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.–384 с.

3.Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 399с.

4.Джуринский А.И. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

5.Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 320 с.

6.История воспитания и образования в России XVIII в. – Ч.2.: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Д.И. Латышина. – М.: Изд. Росс. Открытого ун-та, 1992. – 136 с.

7.История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост. С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 440 с.

8.История педагогики Ч.1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.; Ч.2.: С XVIII в. до середины XX века / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 1998. – 304 с.

9.История экономических учений современный этап. Учебник/ Под ред. А Г Худокормрва, М.: ИНФРА М 1998.

10.Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание - М.: Инфра-М, 1997.

11.Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - пресс, 1996.

12.Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций - М: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 1997.

13.Агапова И.И. История экономических учений - М.: ВиМ, 1997.


Антология педагогической мысли  в. – М.: Педагогика, 1985. – 497 с.

14.Антология педагогической мысли первой половины  в. – М.: Педагогика, 1985. – 558 с.

15.Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей / Избр. пед. соч. – М., 1956.

16.Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.: Интерпракс, 1994. – 248 с.

17.Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М.: Учпедгиз, 1963. – 471 с.

18.Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. – М., 1978. – 160 с.

19.Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.

20.Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 520 с.

21.Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. – М., 1953 (2-е изд.). – 272 с.

22.Корнетов Б.Г. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. – М., 1993. – 135 с.

Жизнь Томмазо Кампанеллы (1568-1639) во многом перекликалась с жизнью Джордано Бруно. Сын сапожника, родившийся в местечке Стило (в Калабрии), юный монах (того же доминиканского ордена), увлекшийся методологическими и натурфилософскими идеями Телезио, он самовольно оставил монастырь, бежав сначала в Рим, затем во Флоренцию и Падую (где познакомился с Галилеем). Под влиянием Телезио Кампанелла написал свою первую книгу «Философия, доказанная ощущениями» (1591).

Интерес к философии и естествознанию сочетался у Кампанеллы с еще более глубокой заинтересованностью как в социальных, так и в политических вопросах своего времени и своей родины. В родной Калабрии Кампанелла возглавил широкий заговор, цель которого состояла не только в освобождении от гнета Испанской монархии, но и в проведении в будущем свободном государстве радикальных общественных преобразований. Раскрытие заговора в 1599 г. привело Кампанеллу к длительному и мучительному тюремному заключению, продолжавшемуся в общей сложности более тридцати лет. В тяжелейших условиях философ-борец, обладавший феноменальной памятью и огромной целеустремленностью, создал за эти годы множество произведений. Важнейшим из них стал знаменитый «Город Солнца» (1601-1602) - едва ли не первое сочинение, которое автор написал по-итальянски, что произошло уже после вынесения приговора о пожизненном заключении. В 1613 г. он, возможно, сам же перевел его на латинский язык, и этот текст впервые был опубликован во Франкфурте в 1623 г. Освободившись из заключения к концу 20-х годов и перебравшись в Рим, философ пишет здесь другие произведения, важнейшее из которых - «Поверженный атеизм» (1630). В 1634 г. он был вынужден бежать во Францию. Здесь Кампанелла сочетал политико-публицистическую деятельность с редактированием и изданием своих книг, написанных до заключения, в заключении и в Риме. Важнейшие из них - «Об ощущении вещей и магии», а также «Метафизика».

Свою методологию познания природы, как и ее общую картину, Кампанелла первоначально почерпнул у Телезио, остававшегося для него крупнейшим ренессансным философским авторитетом. В дальнейшем, усваивая астрономические открытия Коперника, Тихо Браге, Галилея и некоторые другие естественнонаучные идеи, Кампанелла вносил в телезианскую натурфилософскую доктрину (особенно в её космологическую часть) те или иные поправки, но принципы органицизма и сугубо качественного истолкования природы, которые мы констатировали у Телезио, остались незыблемыми. Важнейшей формой гилозоизма как у Телезио, так и у Кампанеллы служит их убеждение в том, что всем природным вещам и явлениям - даже стихиям - присуще стремление к самосохранению. Этот тотальный закон бытия, возможно, следует рассматривать как своего рода принцип индивидуализации, в максимально обобщенной форме отразивший то грандиозное усиление внимания к индивидуально-личностному началу, без которого была бы невозможна культура гуманизма. "Все сущности, - говорится в трактате «О предопределении», - испытывают всегда и повсюду. любовь к самим себе".

Органицизму Кампанеллы присуща и другая определяющая его черта, а именно, качественное истолкование вещей и явлений природы. Ее тоже можно считать закономерным следствием сенсуалистической методологии. О последовательности Кампанеллы в этом отношении свидетельствует его отвержение атомистической доктрины Демокрита-Эпикура (особенно в «Поверженном атеизме»), ибо эта доктрина приводила к редукции качественного к количественному. Еще в тюрьме философ-бунтарь выступил в защиту Галилея, привлеченного к суду римской инквизицией за свои научные убеждения. Вместе с тем Кампанелла подчеркивал свое расхождение с Галилеем, считая себя "физиком", а Галилея "математиком", стремящимся все качественное (например, воздух и воду), свести к сочетанию бескачественных атомов.

Телеологизм - другое необходимое выражение органицизма у Кампанеллы. Без целеполагания и целеосуществления нет ни человеческого, ни природного "искусства". Телеологизм же требует в принципе конечного мира. Даже признавая множественность миров ("систем") в едином универсуме, Кампанелла противопоставляет ему Бога как принцип единства, подлинную (т.е. актуальную) бесконечность. "Если мир не бесконечен, то бесконечен Бог". Перед его лицом универсум, как бы велик он ни был, оконечен и в силу этого зависим от Бога. Выше мы охарактеризовали

сходную позицию Телезио как деистическую, однако это утверждение следует ограничить, ибо деизм, минимизируя функции Бога по отношению к миру, обычно сочетался с механистической его трактовкой. Кампанелла же - ярчайший органицист. В метафизике Кампанеллы явственно ощутимо воздействие неоплатонической традиции. Важнейшее положение его метафизики утверждает существование первоначал, или прималитетов, присущих всякому бытию - Мощи, Мудрости и Любви. Они имеют ближайшее отношение как к индивидуальному, так и к социальному бытию человека.

Не меньшее - если не большее - место, чем вопросы общефилософские, натурфилософские, космологические, занимают в творчестве Кампанеллы проблемы социально-политические и социально-философские. Проблема человека как существа божественно-природного и одновременно социального, в сущности, всегда стояла в центре его размышлений и изысканий. Одна из непреходящих заслуг ренессансной философии состоит в том, что с небывалой до тех пор глубиной были поставлены и решены проблемы личности и проблемы социальности. В особенности это было присуще тем мыслителям с совестью и честью, которые хотя и принадлежали по своему происхождению к высшим сословиям, однако проникались величайшими симпатиями к народу, страдания которого не уменьшались, а возрастали в эту эпоху полуфеодализма-полукапитализма. Среди наиболее значительных из числа таких мыслителей был Томас Мор. Теперь же, спустя столетие, им стал и Томмазо Кампанелла. В отличие от Мора Кампанелла активно стремился к изменению социальных порядков, унижающих человека. Он не только мечтал, как и автор «Утопии», о совершенно другом обществе, но и стремился к перестройке общественных отношений. Когда крупный заговор, замышлявшийся не только для ниспровержения испанского владычества, но также в целях учреждения строя имущественного и социального равенства, потерпел поражение, Кампанелла, его идейный вдохновитель и один из главных организаторов, еще нр имея окончательного приговора, начал писать «Город Солнца», изложив в нем свою главную социальную программу. Повествование здесь (сходно с «Утопией») ведется от имени некоего генуэзского Морехода, посетившего во время своего кругосветного путешествия остров Тапробану (предположительно Цейлон, ныне Шри-Ланка), где и наблюдал совершенно необычное для того времени государство. Его устройство, нравы и жизнь он и описывает своему собеседнику (при этом речь идет не обо всем острове, а о важнейшем его городе-государстве, именуемом Городом Солнца). Суть их, не раз подчеркнутая на страницах этого произведения (как и трактата «О наилучшем государстве»), состоит в том, что народ, всего лишь несколько десятилетий тому назад бежавший сюда из Индии, "решил вести философский образ жизни общиной", создав такое государственное устройство, которое не исходит от Бога, а представляет собой прямой результат деятельности человеческого разума.

Общинная жизнь, как и в «Утопии», зиждется на отсутствии в этом городе-государстве частной собственности и на всеобщем и хорошо организованном труде, которому солярии предаются всегда с радостью. Эта решающая особенность их жизни, дающая соляриям огромное преимущество едва ли не перед всем человечеством, состоит в том, что у них нет ни бедных, ни богатых, в результате чего "не они служат вещам, а вещи служат им". Независимость от вещей позволяет соляриям не разрушать собственную индивидуальность в непосильном труде. Его продолжительность еще меньше, чем в Утопии, - четыре часа. Так гуманистический идеал принципиального равенства людей трансформируется как идеал справедливого общества. По сравнению с далеким платоновским прообразом, хорошо известным Кампанелле, общественный строй соляриев в принципе отличается социальной однородностью.

В государстве Солнца существует разделение труда. Важнейшее его проявление - отделение труда умственного от физического. Здесь Кампанелла ориентировался на платоновское «Государство», но, конечно, серьезно видоизменил идеи Платона в соответствии с задачами своей эпохи. Философская аристократия Платона, авторитарно управляющая идеальным античным полисом, сменяется аристократией специалистов, которым особенно повезло при рождении. Самый одаренный из них, называемый Метафизиком, или более понятно - Солнцем, часто обозначаемым знаком @, стоит во главе всего государства. Его предельно глубокое знание всех принципов метафизики и теологии органически включает в себя и знание наук физических, математических, астрологических, исторических, знание религий и др.

В условиях умножавшейся специализации научного знания Метафизик олицетворяет его высшее единство. Будучи идеалом "универсального человека", он владеет и столь важным искусством, как живопись. Глава государства не гнушается и ремесленным трудом. Но управлять Государством Солнца в одиночку и он не в состоянии. Метафизик опирается прежде всего на трех главных помощников, реализующих три основных принципа бытия, - на Мощь, Мудрость и Любовь. Мощь руководит военным делом, Мудрость - науками, а Любовь - питанием, деторождением и воспитанием. Каждый из них опирается на еще более узких специалистов (на Грамматика, Логика, Физика, Политика, Этика, Экономиста, Астролога, Астронома, Геометра и др.). Всех начальствующих в. городе Солнца - лишь сорок человек. Иерархия четырехступенчатого соподчинения целиком определяется их способностями и познаниями. Дважды в месяц в государстве Солнца собирается Большой совет - народное собрание, которое может сменять правящих лиц, за исключением высшей четверки - Метафизика и трех его помощников. Но и они обязаны уступить свои руководящие места, как только появляются лица, превосходящие их своими способностями и познаниями.

Нет презренных разновидностей труда (особо же почетно освоение нескольких ремесел или искусств), поэтому нет и рабов, еще сохранявшихся в «Утопии». Труд, не навязанный никем, весьма производителен, поэтому солярии не нуждаются ни в чем при скромности своих потребностей. Значительное время, которым они располагают вне рабочих часов, отдается развитию умственных и телесных способностей, а также делу усвоения наук (опять же в первую очередь естественных).

Законы и моральные правила соляриев, простые и краткие, вырезаны на медной доске при входе в храм. Фактически они сводятся к евангелистскому правилу: чего не хотите сами себе, не делайте другим, и что хотите, чтобы люди делали вам, делайте и вы им. Религиозность соляриев тоже проста и рационализированна. Культ Солнца свидетельствует о влиянии неоплатонической традиции и соответствует натурфилософским представлениям самого Кампанеллы.


Кампанелла Томмазо (1568-1639) - итальянский коммунист-утопист. В ранней юности поступил в доминиканский монастырь, где изучал философию. Под влиянием произведений итальянского натурфилософа Телезия (1508-1588) Кампанелла перешёл в лагерь противников схо-ластизированного церковниками учения (см.). В1591 г. Кампанелла издаёт в Неаполе свою работу «Философия, основанная на чувствах», направленную против средневековой философии. За свои литературные выступления Камнаелла был арестован и хотя вскоре был выпущен из тюрьмы, однако оставался иод сильным подозрением у инквизиции.

Подвергая критике схоластическое мышление, Кампанелла призывал к опытному познанию, к изучению природы. Кампанелла одухотворял всю природу, рассматривал её как живой организм. Материал истическая тенденция натурфилософии Кам-папеллы сочетается ещё с остатками схоластического мышления, от которого он не освободился полностью. Кампанелла был передовым политическим деятелем и патриотом. Италия находилась в то время под игом испанского владычества, и Кампанелла вступил в борьбу против испанского гнёта, стал руководителем тайной организации, которая ставила своей целью освобождение Италии. В результате предательства организация была разгромлена. Кампанелла находился в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца», впервые опубликованное в 1623 г. В нём он изложил свою мечту об утопическом коммунистическом строе.

Кампанелла - один из первых коммунистов-утопистов. Он отстаивал идею политического и экономического равенства люден. Правда, этот принцип последовательно не развивался Кампанел-лой; в Городе Солнца правящей силой является лишь интеллигенция, «сословие мудрых». В своей книге Кампанелла подверг критике эксплуататорское общество, где «крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и т. д., а богатство- надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, чёрствыми, обидчиками и т. д.».

Кампанелла с гениальной прозорливостью отстаивал мысль, что в обществе, где но будет частной собственности, социального неравенства и угнетения, создадутся предпосылки для невиданного расцвета пауки, техники, искусства. Солярии (жители Города Солнца) для облегчения своего труда и создания изобилия пользуются усовершенствованной техникой во всех областях производства. Для граждан Города Солнца, для освобождённого человека, труд стал внутренней потребностью, «поэтому каждый, па какую бы службу ни был он назначен, исполняет её как самую почётную. Рабов... у них нет: они в полной мере обслуживают себя сами и даже с избытком». Коммунистический идеал Кам-панеллы был выражением настроений и чаяний городской и деревенской бедноты и интеллигентских низов Италии конца XVI- начала XVII в. Кампанелла был мыслителем-одиночкой, его утопическая идея о будущем справедливом строе была лишь догадкой, мечтой, не основанной на знании реальных законов развитии общества.

В работе «Побеждённый атеизм» Кампанелла под видом критики



Поделиться: