Мне кажется неизбежным продолжение. Урок по обществознанию на тему "прогресс"

Тематический блок 7. Наука

1. Ключевые слова

система деятельность отрасль

закономерность научность теория

развитие формирование практика

знание объективный прогресс

достояние действительность бескорыстие

2. Определение понятия наука

1. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, система таких знаний, отдельная отрасль таких знаний.

2. То, что дает опыт, урок, назидание, нечто поучительное.

3. Навыки, знания, получаемые человеком в результате обучения или жизненного опыта.

3. Словарь сочетаний

Наука мировая, русская, советская, российская, зарубежная, передовая, новая, данная, любая...

Общественные, филологические, гуманитарные, естественные, точные, технические, специальные, прикладные, математические, физические.. .науки.

Наука и техника...

Наука чем) ~ о природе, об обществе, о языке, о законах чего-либо, о свойствах чего-либо.

История, развитие, прогресс, подъем, достижение, будущее, область,

отрасль, данные, законы, значение, роль, возможность, люди... науки.

Служение, преданность... науке.

Интерес, любовь... к науке

Заслуги перед наукой.

Развивать, двигать вперед... науку.

Отдаваться, служить, посвятить себя... науке.

Заниматься, интересоваться... наукой.

В науку вносить вклад, верить...

От науки ожидать чего-либо,..

Наука служит кому-либо...

Прогресс науки и техники позволяет человеку эффективно использовать богатства и силы природы.

4. Проблемы

1) Роль науки.

2) Неизбежность научного и технического прогресса.

3) Научный подвиг и радость познания.

4) Человек и наука.

5) Наука и научность.

6) Гуманизация наук.

7) Ответственность ученых.

5. Тезисы

1) Наука является прочной опорой в жизни.

2) Невозможно остановить научно-технический прогресс.

3) Тяжелый труд ученого окупается радостью познания.

4) Человек и научный прогресс всегда находятся в состоянии борьбы.

5) Наука и научность не одно и то же. Научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни.

6) В научном мире проявляется все больший интерес к проблемам гуманитарным.

7) На ученых лежит огромная ответственность за последствия научных открытий.

6. Афоризмы, крылатые слова, высказывания

1) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни (А. С. Пушкин).

2) Науки юношей питают,

Отраду старым подают (М.В. Ломоносов).

3) Прогресс неизбежен, его нельзя отменить. (АД. Сахаров).

4) В науке нет другого способа приобретения, как в поте лица; ни порывы, ни фантазии, ни стремления всем сердцем не заменит труда (А.И. Герцен).

5) Счастлив тот, кто может познать природу вещей (Вергилий).

6) Всякая наука есть предвидение (Герберт Спенсер).

7) Человек, жизнь и наука - стали в положение разлада... то есть борьба кипит - и что выйдет из этой борьбы - никто на знает! (А.И. Гончаров)

8) Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее (Юрий Бондарев).

9) Никто серьезно не сомневается в ценности науки. Наука и научность - совсем разные вещи. Наука - неоспоримый факт, нужный человеку.

Научность предполагает существование единого метода (Н.А. Бердяев).

10) Наука должна расширить наш взгляд, иначе сгруппировать знакомые нам предметы (Н.А. Добролюбов)...

11) Естествоиспытатели открывают всего лишь то, что есть, а гуманитарии - даже то, что могло бы быть (Болеслав Пашков-ский).

12) Кто движется вперед в науках, но отстает в нравственности, тот больше идет назад, чем вперед (Аристотель).

13) Научный труд требует общей интеллигентности человека (Д.И. Лихачев).

14) Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный - пытается приспособит мир к себе (Бернард Шоу).

7. Аргументы

1) А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» ставит проблему ума, обучения, образования. В монологе «А судьи кто?» Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным...». Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник. В любом случае его пугает такое направление ума и занятий молодого человека. Он пытается «вразумить», «наставить на путь истинный». Но, получив удар, Чацкий, страдая, переживая личную драму, отстоял своё право быть собой. Тяга к познанию, к развитию в человеке неистребима.

2) Центральный образ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - Базаров. Герой занимается наукой, медициной, стремится к полезной деятельности, но бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. «Нигилизм», по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели.

3) В «Собачьем сердце» Булгаков рассказывает о научном эксперименте профессора Преображенского. Писатель показывает неоднозначность этого явления. С одной стороны, понятно желание учёного улучшить человеческую породу. Но с другой стороны, «очеловечивание» Шарика приводит к трагическим последствиям. Булгаков утверждает мысль об ответственности учёного. Иван Арнольдович Борменталь выступает как представитель нового поколения научного работника. Он первым решается на «преступление» - возвращает Шарику его первоначальный облик. Тем самым утверждается право человека культуры, науки на борьбу за своё право быть.

4) Журнал «В мире науки» опубликовал интересное сообщение. В Москве появилась лаборатория, где синтезируется наука и искусство. Канадский художник, архитектор и физик Николас Ривза представил установку, «переводящую поэзию неба в музыкальную гармонию», которая считывает с помощью лазера физические особенности облаков и превращает процесс в музыкальные звуки. Проект «Небесная арфа» объединяет художников, учёных, журналистов и всех людей, неравнодушных к процессам синтеза науки и искусства, к творческому развитию. Искусство для науки и наука для искусства могут оказаться «телескопами», помогающими открывать новые миры.

8. Текст

(1) Мне кажется неизбежным продолжение и развитие существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. (2) Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

(3) Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человека к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжёлой, часто жестокой и безрадостной), даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. (4) Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны. (5) И в связи с этим нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. (6) Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безжалостным, чтобы желать такого исхода.

(7)Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. (8) Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. (9) Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом.

(10) Однако я не склонен абсолютизировать одну только материальную сторону прогресса. (11) Я убеждён, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человеке всё человеческое - радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства, но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами.

(13) Уже сейчас граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. (14) И уж во всяком случае, прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

(15) Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

(По А.Д. Сахарову)

9.Задания к тексту

1) Укажите способ образования слова примененение. (суффиксальный)

2) Из предложений 4-7 выпишите прилагательное, употреблённое в значении существительного, (безжалостным)

с сохранением человеческого в предложении, (управление)

4) Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого предложения. (6)

5) Среди предложений 10-15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения. (14)

6) Среди предложений 1-6 найдите сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений. (2, 3)

7) Среди предложений 9-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. (10)

10. Сочинение

Перед нами - прогноз ближайшего будущего. Прогноз учёного отличается от пророчества гадалки, провидения экстрасенса, предсказания астролога. Это научное предвидение, основанное на анализе фактов и глубоком раздумье. Сахаров отвечает на трудные вопросы. Способно ли человечество решить проблемы собственного будущего только средствами научно-технического прогресса без изменения шкалы основных ценностей? Есть ли у человечества основания для уверенности в будущем?

Учёный, когда-то шагнувший к тайнам энергии атома, становится общественным деятелем. Исследуя глобальные проблемы современности, связанные с развитием науки и техники, Сахаров с уверенностью смотрит в будущее. Он считает, что прогресс неизбежен, его нельзя «отменить», но решить непростые проблемы нашего времени только средствами науки невозможно.

самую главную угрозу - возможность гибели человечества в огне термоядерной катастрофы. Избежать это возможно: люди должны помнить о шкале человеческих ценностей. И тогда основание для уверенности есть; нужно «сохранить человеческое в человеке и природное в природе».

Безусловно, тяга к познанию сильна в человеке. В истории развития человеческого знания известно много великих открытий. Дмитрий Иванович Менделеев сделал величайшее открытие - периодический закон. Учёный не только описал и систематизировал известное, но предсказал неведомое, как оно будет познано с помощью закона. Таким образом деятель науки оказал влияние на разные области естествознания. У этой науки много задач. Все эти задачи едины ~ все они сводятся к разгадке тайны вещества, единого во всей Вселенной.

Современный учёный-математик Никита Николаевич Моисеев развивает идею Вернадского о совместном гармоническом развитии природы и общества. Он утверждает, что в современном мире множество проблем и их нужно изучать в комплексе. Нужно использовать не только математические, физические методы исследования, но и методы гуманитарных наук. Единство мира предполагает единство наук. Многие учёные утверждают, что наук нет - есть наука. Наука будущего должна решать проблемы общества.

Велика работа учёных по осознанию мира. Не нами выбран мир, который нам приходится изучать. Да, он нестабилен, но это не означает, что не поддаётся научному изучению. Современные учёные пытаются объяснить взаимосвязь между химическими, физическими и духовными явлениями. Содержание открытий естествоиспытателей помогает нам выработать новое отношение к жизни. Оно даёт нам силы поддерживать ответственность перед миром и проявлять «благоговейное» отношение к нему.

Тематический блок 8. Литература, книги, чтение

1. Ключевые слова

произведение художественная изучать

проблемы классическая любить

интерес научно-фантастическая исследовать

увлечение современная зачитываться

беллетристика иностранная преподавать

2. Определение понятия литература

1. Совокупность различного рода произведений, закрепленных в письменном слове.

2. Вид искусства, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

3. Совокупность художественных произведений (драма, поэзия, проза).

4. Искусство слова, воплощенное в художественных произведениях, как предмет изучения в школе, институте.

5. Урок, занятие в школе или в другом учебном заведении, на котором изучается этот предмет.

6. Совокупность произведений по какому-либо специальному вопросу.

3. Словарь сочетаний

Литература - словесность, письменность, искусство слова, чтение, изящная литература, изящная словесность, художественная литература, беллетристика, чтиво (разг.).

Литература богатая, научная, философская, публицистическая; античная, русская, зарубежная, мировая; предстоящая, дополнительная, необходимая.

Литература (чего?) - Древней Руси; какой-либо эпохи; Англии, какого-либо периода; какого-либо века; предмета, вопроса.

Жанры, произведения, язык, стиль; развитие, расцвет, традиции; знание, чтение, издание, выпуск; список, указатель, перечень, обзор, изучение... литературы.

отменить; искать, подбирать, просматривать, использовать, конспектировать... литературу.

О литературе писать; спорить, говорить, рассуждать...

Литература возникла; нравится кому-либо, интересует кого-либо...

Направление, школа, эпоха... в литературе.

Увлечение, увлечённость... литературой.

Страсть, любовь, интерес, склонность, способность, требования... к литературе.

Исследование, работа... по литературе.

Заниматься, интересоваться, увлекаться; зачитываться.... литературой.

К литературе относиться, готовиться...

О литературе говорить, спорить, рассуждать.

По литературе отставать, провалиться...

Во время литературы, перед литературой, после литературы сделать что-либо, что-либо произошло.

На литературу идти, пойти, опоздать...

С литературы отпустить, отпроситься, уйти...

Литература (к чему?) к семинару, к докладу, к теме, к статье, к диссертации...

Литература (по чему?) по какому-либо вопросу, по какой-либо теме, по философии.

Список, указатель, перечень, обзор, изучение, знание... литературы.

С литературой знакомиться...

Именно в Киеве раньше всего и наиболее ярко проявилось расширение сферы применения церковнославянского языка и распространение его на светскую литературу (Виноградов). Терминология является характерным признаком языка научной литературы.

Образы романтической литературы необычайно выпуклы, ярки, красочны (Боровский).

Старшеклассники увлекаются чтением современной литературы. Это издательство выпускает литературу для детей и юношества.

Курс зарубежной литературы нам читал профессор Соколов.

Какой урок у нас будет после литературы?

Васильев припомнил историю вопроса, его литературу (Чехов). Студент хорошо знал не только основную, но и дополнительную литературу по данной теме.

4. Проблемы

1) Назначение литературы.

2) Литература и жизнь.

3) Положительные и отрицательные герои литературы.

4) Общечеловеческое значение литературы.

6) Различное восприятие литературного произведения.

7) Любовь к чтению.

5. Тезисы

1) Литература служит познанию мира и человека.

2) Литература, отражая действительность, раскрывает красоту жизни, красоту человека.

3) Через образ положительного или отрицательного героя автор осмысливает действительность.

4) Общечеловеческое значение может приобрести произведение, сочетающее неповторимые народные и общечеловеческие качества.

5) Замысел и идея писателя могут расходиться.

6) Восприятие, оценка произведения зависит от уровня человеческого сознания.

7) Страстные любители книги никогда не одиноки.

6. Афоризмы, крылатые слова, выражения.

1) Чтение - вот лучшее учение (А. С. Пушкин).

2) Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание (В.Г. Белинский).

3) Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь (Жорж: Санд).

4) Литература воспринимает идеи общества и возвращает ему улучшенными или доведёнными до абсурда (Варлаам Шала-мов).

5) Литература есть сон - сон направленный и обдуманный {Хорхе Борхес).

6) Наша литература резко делится на великую и плохую {Андрей Битов).

7) В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своём месте главный герой {Генрих Гейне).

8) Литература - это новости, которые никогда не устаревают {Эзра Паунд).

9) Литература - это совесть общества, его душа (Д. С. Лихачёв).

10) У писателя только и есть один учитель - сами читатели {Н.В. Гоголь).

11) Литература есть самовыражение общества, как речь есть самовыражение человека (Луи де Боналъд).

12) Кто уничтожает хорошую книгу, убивает сам разум (Джон Мильтон).

7. Аргументы

1) Знакомство с журналистами, писателями, театральными деятелями помогло Крылову в юности расширить кругозор и пополнить своё образование. Юноша целиком и полностью разделял взгляды Радищева, изложенные в книге «Беседа о том, что есть сын отечества». Но новую книгу Радищева, где звучит призыв к возмездию, Крылов не принял: крестьянская революция -это «бунт бессмысленный и беспощадный». Молодой литератор выбрал для себя иной, мирный путь борьбы с деспотизмом и пороками. От острых памфлетов он переходит к басням. Должность писателя - заступаться за народ. Вот единственно возможный путь борьбы с общественным злом.

2) Каков смысл сцены с чтением Евангелия в романе Достоевского «Преступление и наказание»? Дело не в книге, которую Раскольников так ни разу и не раскрыл, но мысль промелькнула в нём: «Разве не могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?» Мысли Сонечки, подкреплённые чтением этой книги, - органичны: «Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя».

Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства, взгляды.

3) В «Автобиографии» Горький рассказывает о своей страсти к чтению. Вспыхнувшая страсть к чтению принесла много унижений, обид и тревог: хозяйка поднимала яростный крик, заметив, что свеча уменьшается. Чтобы прочитать быстрее, приходилось читать ночью. Вскоре Горький понял, что нельзя читать всё подряд, что книги делятся на плохие и хорошие. Однообразие «плохих» начинало раздражать. В настоящих книгах, где были люди живые, правдивые стали для будущего писателя великим праздником.

4) Дом и город - традиционные составляющие булгаковско-го художественного мира в романе «Белая гвардия». Пространство романа - киевская квартира Турбиных. Мотивы уюта, одухотворённости, божественного тепла закрепляются предметами: скатерть, книга, очаг. Центр этого мира - книга Пушкина «Капитанская дочка» наставление беречь честь и достоинство. Дом, семья, духовные ценности остаются для большинства писателей главной надеждой на возврат нормальной жизни, на сохранение культуры.

8. Текст

(I) Николай Степанович был дома, возился в сарае с каким-то хламом. (2) Они с Романом были хорошо знакомы. (3) Учитель частенько просил механика насчёт машины, съездить куда-нибудь.

(4) - Здравствуйте, Николай Степаныч.

(5) - Здравствуйте, Роман Константинович! (6) Учитель отряхнул пыльные руки, вышел к двери сарая, к свету. - (7) Потерял одну штуку... извозился весь.

(8) - Николай Степаныч, - сразу приступил Роман к делу, -слушал я счас сынишку... (9) «Русь-тройку» учит... (10)-Так.

(II) - И чего-то я подумал: вот летит тройка, все удивляются, любуются, можно сказать, дорогу дают - Русь-тройка! (12) Там прямо сравнивается. (13) Другие державы дорогу дают... (14) Так...

(15) - А кто в тройке-то? (16) - Роман пытливо уставился в глаза учителю. (17) Кто едет-то? (18) Кому дорогу-то?..

(19) - Николай Степаныч пожал плечами:

(20) - Чичиков едет...

(21) - Так это Русь-то - Чичикова мчит? (22) Это перед ним шапки все снимают?

(23) Николай Степаныч засмеялся. (24) Но Роман всё смотрел ему в глаза - пытливо и требовательно.

(25) - Да нет, - сказал учитель, - при чём тут Чичиков?

(26) - Ну, а как же? (27) Тройке все дают дорогу, все расступаются...

(28) - Русь сравнивается с тройкой, а не с Чичиковым. (29) Здесь имеется... (30) Здесь - движение, скорость, удалая езда -вот что Гоголь подчеркивает. (31) При чём тут Чичиков?

(32) - Так он же едет, Чичиков!

(33)-Ну и что?

(34) - Да как же? (35) Я тогда не понимаю: Русь-тройка, так же, мол... (36) А в тройке - шулер. (37) Какая же тут гордость?

(38) - Николай Степаныч в свою очередь посмотрел на Романа... (39) Усмехнулся.

(40) - Как-то вы... не с того конца зашли.

(41) - Да с какого ни заходи - в тройке-то Чичиков. (42) Ехай там, например... Стенька Разин - всё понятно. (43) А тут - ездил по краю...

(44) - По губернии.

(45) - Ну по губернии. (46) А может, Гоголь так и имел в виду: подсуроплю, мол: пока догадаются - меня уж живого не будет. (47) А?

(48) Николай Степаныч опять засмеялся: (49) - Как-то неожиданно вы всё это поняли. (50) Странный какой-то настрой. ..(51) Чего вы?

(52) - Да вот влетело в башку!..

(53) - Всё просто, повторяю: Гоголь был захвачен движением, и пришла мысль о Руси, о её судьбе...

(54) - Да это-то я понимаю.

(55) Ну, а что тогда? (56) Лирическое отступление, конец первого тома... (57) Он собирался второй том писать. (58) Чичикова он уже оставил - для второго тома...

(59) - В тройке оставил-то, вот что меня... это... и заскребло-то. (60) Как же так, едет мошенник, а... (61) Нет, я понимаю, что тут можно объяснить: движение, скорость, удалая езда... (62) Чёрт его знает, вообще-то! (63) Ведь и так тоже можно подумать, как я.

(64) - Да подумали же... чего ещё? (65) Можно, конечно. (66) Но это уже будет - за Гоголя. (67) Он-то так не думал.

(68) - Ну, его теперь не спросишь: думал он так и ли не думал? (69) Да нет, даже не в этом дело, может не думал. (70) Но вот влетело же мне в голову.

(71) - Надо сказать, что за всю мою педагогическую деятельность, сколько я ни сталкивался с этим отрывком, ни разу вот так не подумал. (72) И ни от кого не слышал. - (73) Николай Сте-паныч улыбнулся. (74) - Вот ведь!.. (75) И так можно оказывается понять. (76) Нет, в этом, пожалуй, ничего странного нет... (77) Вы сынишке-то сказали об этом?

(78) - Нет. (79) Ну, зачем я буду?..

(80) Не надо... (81) А то... (82) Не надо.

9. Задания к тексту

1) Из предложений 46-48 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, (догадаются)

2) Из предложений 29-32 выпишите все местоимения, (что, чём, он)

3) Укажите тип связи в словосочетании одну штуку в предложении 7. (согласование)

4) Среди предложений 11-13 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения. (12)

5) Среди предложений 36-46 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений. (42, 46)

6) Среди предложений 35-46 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения. (41)

7) Среди предложений 11-23 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. (22)

10. Сочинение

Василий Шукшин в своих рассказах создаёт характеры-загадки. В исходном тексте раскрываются характеры героев - сельского учителя Николая Степановича и механика Романа. Автор обращает наше внимание на проблему восприятия литературы. Шукшина интересует, как герои пропускают через себя, через свою душу текст известного писателя русской литературы - Николая Васильевича Гоголя.

Шукшин исследовал характер естественного человека, который не поддаётся догмам. Простой, незамысловатый, импульсивный Роман прикоснулся к загадке Гоголя. Разгадает ли он её? Мы не знаем. Но точно знаем, что душа у Романа разумная, чувство справедливости обострённое. И воспринимая правду литературы, он найдёт смысл своего существования. Наверное, нам передалась уверенность писателя.

Мы ведь тоже учили этот отрывок, тоже «зубрили», а дошло ли до нас такое несоответствие, так и не можем сказать. Произведения классической литературы многослойны, многоплановы. Конечно, сразу понять смысл произведения Гоголя невозможно. Неслучайно автор поэмы посадил на тройку Чичикова, шулера, мошенника. При всех отрицательных чертах есть в нём особенность, предопределяющая возможность будущего возрождения. Он, действительно, способен к движению, развитию. Жизненный путь героя, человека вообще, России, автора слились. Гоголь помогает нам задуматься о смысле своего существования.

В литературе известны факты, как герои воспринимали, пропускали через себя, через свою душу прочитанные книги. Татьяна (А.С. Пушкин. «Евгений Онегин») после отъезда Онегина, заходит в его кабинет, где о нём напоминает каждая мелочь. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на полях любимых книг, перед Татьяной раскрывается внутренний мир героя. Прикоснувшись к книгам, она коснулась души другого человека и поняла, что кроме любви есть и другие интересы и стремления. Пушкин показал как в Татьяне благодаря пытливому чтению происходит возрождение. книг » Отв. Евфимовская А.В. Выставка... Г.Н. Встречи с авторами и художниками-иллюстраторами книг для детей. Отв. – Недоспасова Л.М. ... . Обзор учебной литературы для дополнительного чтения по языкознанию, математике...

  • Список литературы для чтения детям четырёх-пяти лет

    Документ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ЧЕТЫРЁХ-ПЯТИ ЛЕТ... Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги }; М. Зощенко, «Показательный ребёнок»; Ю Казаков... интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг . Назвать любимую сказку, прочесть...

  • Список литературы для чтения на лето для 8 класса

    Документ

    Список литературы для чтения на лето для 8 класса... письма. В. Маяковский. Стихотворения Маяковского и книги о нем. Стихотворения, рассказы, повести Л. ... Смирнов-Сокольский. «Рассказы о книгах » *** Можно обратиться к списку литературы для 7-го класса для...

  • Список литературы для чтения (на лето). 4 класс Сказки, легенды, предания. Москва. Издательство «Книжная палата», 1990

    Документ

    Список литературы для чтения (на лето). 4 класс 1. Сказки, легенды, ... сказы. Москва. Издательский Центр детской книги , 1996 3. И. А. Крылов «Басни» 4. П.П. Ершов «Конёк...

  • Вариант № 375982

    При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


    Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


    Версия для печати и копирования в MS Word

    Что от-ли-ча-ет по-зна-ва-тель-ную де-я-тель-ность?

    1) по-лу-че-ние прак-ти-че-ски по-лез-но-го ре-зуль-та-та

    2) за-тра-та фи-зи-че-ских и ин-тел-лек-ту-аль-ных уси-лий че-ло-ве-ка

    3) не-об-хо-ди-мость сов-мест-ных дей-ствий с дру-ги-ми лю-дь-ми

    4) на-прав-лен-ность на по-лу-че-ние новой ин-фор-ма-ции

    Ответ:

    Абсолютная истина, в отличие от относительной

    1) добывается только научным путем

    2) является исчерпывающим знанием о предмете

    3) требует усилий для своего понимания

    4) содержит объективное знание о предмете

    Ответ:

    О какой тенденции развития образования свидетельствует наличие разнообразных учреждений дополнительного образования, ориентированных на различные интересы детей и взрослых?

    1) гуманизации

    2) информатизации

    3) гуманитаризации

    4) интернационализации

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о культуре?

    А. Про­из­ве­де­ния духовной куль­ту­ры су­ще­ству­ют в ма­те­ри­аль­ной форме.

    Б. Про­из­ве­де­ния материальной куль­ту­ры все­гда практически применимы.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    Потребитель вы­иг­ра­ет в усло­ви­ях рыночной эко­но­ми­ки при

    1) по­вы­ше­нии налогов на производителя

    2) по­вы­ше­нии пошлин на им­порт­ную продукцию

    3) цен­тра­ли­зо­ван­ном планировании производства

    4) устра­не­нии монополизации экономики

    Ответ:

    Используемые в про­цес­се производства стан­ки и про­мыш­лен­ное оборудование, про­из­вод­ствен­ные здания, сооружения, ком­плек­ту­ю­щие и рас­ход­ные материалы, тех­но­ло­гии относятся к та­ко­му фактору производства,

    1) капитал

    3) менеджмент

    Ответ:

    Что от­но­сит­ся к до­хо­дам государственного бюджета?

    1) фи­нан­си­ро­ва­ние оборонного за­ка­за предприятиям

    2) вы­пла­ты государственных гран­тов крупным учёным

    3) со­дер­жа­ние государственного аппарата

    4) сред­ства от про­да­жи облигаций го­су­дар­ствен­но­го займа

    Ответ:

    На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке кос­ме­ти­че­ских средств: линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние - SI (Р - цена товара, Q - объём пред­ло­же­ния товара). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть связано, пре­жде всего, с

    1) вы­хо­дом на рынок новых фирм-производителей

    2) по­вы­ше­ни­ем уров­ня и ка­че­ства жизни населения

    3) удо­ро­жа­ни­ем сырья для про­из­вод­ства кос­ме­ти­че­ских средств

    4) уве­ли­че­ни­ем раз­но­об­ра­зия кос­ме­ти­че­ских средств

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о рынке труда?

    А. Рынок труда ха­рак­те­ри­зу­ет­ся высокой про­фес­си­о­наль­ной мобильностью.

    Б. Люди, ищу­щие работу, фор­ми­ру­ют спрос на рынке труда.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    По какому критерию дифференциации выделены социальные группы католиков, протестантов, православных, мусульман?

    1) по гражданству

    2) по роду занятий

    3) по национальности

    4) по религиозной принадлежности

    Ответ:

    Гражданка Н. по­вздо­ри­ла на ра­бо­те с сослуживцами. Толь­ко придя домой, по­об­щав­шись с близкими, по­лу­чив от них мо­раль­ную поддержку, она успокоилась, при­ш­ла в доб­ро­же­ла­тель­ное рас­по­ло­же­ние духа. Какую функ­цию семьи можно про­ил­лю­стри­ро­вать приведённым примером?

    1) со­ци­аль­но­го контроля

    2) социально-статусную

    3) эмоционально-психологическую

    4) рекреационную

    Ответ:

    Верны ли следующие суждения о социализации?

    А. Социализация - процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.

    Б. Социализация происходит только в результате стихийных, непреднамеренных воздействий на личность различных общественных ситуаций.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ:

    Государственный суверенитет предполагает

    1) политическое доминирование на международной арене

    2) независимость и верховенство государственной власти

    3) право на вмешательство во внутренние дела других государств

    4) тотальный контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

    Ответ:

    Во время дискуссии о роли государства в жизни общества гражданин П. высказался следующим образом: «Приоритетом в деятельности современного государства должна стать социальная поддержка неимущим. Для этих целей следует ввести прогрессивный налог на богатых, повысить налоги на прибыль фирм». Сторонником какой политической идеологии является П.?

    1) либеральной

    2) социал-демократической

    3) анархической

    4) консервативной

    Ответ:

    Признаком суверенитета государства является

    1) доминирование на международной арене

    2) право на вмешательство во внутренние дела других государств

    3) независимость государственной власти от других властей

    4) право на отчуждение земель соседей

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о по­ли­ти­че­ских партиях?

    А. По­ли­ти­че­ской партией на­зы­ва­ют любое за­ре­ги­стри­ро­ван­ное объединение граждан.

    Б. По от­но­ше­нию к за­ко­ну различают ле­галь­ные и не­ле­галь­ные политические партии.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    Де-пу-тат Го­су­дар­ствен­ной Думы ра-бо-та-ет

    1) на вре­мен­ной ос-но-ве

    2) по сов-ме-сти-тель-ству

    3) на по­сто­ян­ной ос-но-ве

    4) по кон-трак-ту

    Ответ:

    Какой орган при­зван осуществлять над­зор над точ­ным и еди­но­об­раз­ным исполнением за­ко­нов на тер­ри­то­рии государства?

    2) нотариат

    3) прокуратура

    4) адвокатура

    Ответ:

    Интересы граждан в суде и арбитраже по гражданским делам представляет

    1) прокурор

    2) нотариус

    3) адвокат

    Ответ:

    Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о праве?

    А. Пра­во­вые нормы вы­ра­жа­ют государственную волю, за ко­то­рой в де­мо­кра­ти­че­ском обществе стоит воля народа.

    Б. Все пра­во­вые нормы при­ни­ма­ют­ся высшим су­деб­ным органом власти.

    1) верно толь­ко А

    2) верно толь­ко Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суж­де­ния неверны

    Ответ:

    За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.

    ОС-НОВ-НЫЕ ФУНК-ЦИИ РЫНКА

    Ответ:

    Ниже при­ве­ден ряд характеристик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «правовая норма».

    1) уста­нов­ле­на государством

    2) имеет пись­мен­ную форму

    3) пред­став­ле­ние о добре

    4) со­дер­жит в нормативно-правовых актах

    5) внут­рен­нее побуждение

    6) охра­ня­ет­ся и за­щи­ща­ет­ся государством

    7) ре­гу­ля­тор об­ще­ствен­ных отношений

    Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    Ответ:

    Уста-но-ви-те со­от­вет­ствие между ти-па-ми эко-но-ми-че-ско-го роста и кон­крет­ны­ми при-ме-ра-ми, их ил-лю-стри-ру-ю-щи-ми: к каж­дой по-зи-ции пер­во­го столб-ца под­бе­ри­те со-от-вет-ству-ю-щую по­зи­цию из вто­ро­го столб-ца.

    ПРИ-МЕ-РЫ ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКО­ГО РОСТА

    А) Чае­про­из­во­дя­щая фирма на­ня­ла до-пол-ни-тель-ное ко­ли­че­ство жен-щин для сбора чай­ных ли-стьев на своих план-та-ци-ях

    Б) Неф­те­до­бы­ва­ю­щая ком-па-ния на­ча­ла осво-е-ние но­во­го ме-сто-рож-де-ния нефти, ис­то­щив ста-рое

    В) Ово­ще­вод­че­ская ферма в лет­ний пе-ри-од вре­ме­ни на-ня-ла на вре­мен­ную ра-бо-ту сту­ден­тов и уча­щих­ся для сбора огур­цов и ка-бач-ков

    Г) Япон­ская фирма мо­дер­ни­зи­ро­ва­ла линию по сбор­ке ав-то-мо-би-лей

    Д) За счет ис­поль­зо­ва­ния ин-но-ва-ци-он-ных тех­но­ло­гий на пред­при­я­тии су-ще-ствен-но воз­рос­ла про-из-во-ди-тель-ность труда

    1) экс-тен-сив-ный

    2) ин-тен-сив-ный

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) политическая

    2) правоохранительная

    3) социальная

    4) демократическая

    5) этническая

    Ответ:

    Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое положение ко­то­ро­го обозначено определённой буквой.

    (A) Зоя Кузь­ми­нич­на увидела из окна, что не­из­вест­ный пытается от­крыть автомобиль её соседа. (Б) Зоя Кузь­ми­нич­на позвонила в полицию. (B) Полиция охра­ня­ет законность и порядок, за­щи­ща­ет права граждан, пре­се­ка­ет и пре­ду­пре­жда­ет преступления. (Г) Угон­щик автомобилей, от ко­то­ро­го пострадало уже не­сколь­ко автолюбителей, был задержан. (Д) Доб­ро­по­ря­доч­ный гражданин не дол­жен оставаться рав­но­душ­ным к по­доб­ным ситуациям.

    Определите, какие по­ло­же­ния текста имеют

    1) фактический характер

    2) характер оце­ноч­ных суждений

    3) характер тео­ре­ти­че­ских утверждений

    Запишите в таб­ли­цу под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его характер.

    A Б В Г Д

    Ответ:

    Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

    «Де-мо-кра-тия - форма по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции го-су-дар-ства, ос-но-ван-ная на при-зна-нии на-ро-да ис-точ-ни-ком ________(А), его права участ-во-вать в ре-ше-нии го-су-дар-ствен-ных дел в со-че-та-нии с ши-ро-ким кру-гом прав и сво-бод. Важ-ный при-знак де-мо-кра-тии - га-ран-тия со-блю-де-ния прав и сво-бод че-ло-ве-ка и ________(Б). Еще одной важ-ной чер-той де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся воз-мож-ность вы-ра-же-ния раз-ных по-ли-ти-че-ских взгля-дов - ________(В). Раз-ли-ча-ют де-мо-кра-тию пря-мую и ________(Г). Ин-сти-ту-том пря-мой (не-по-сред-ствен-ной) де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся ________(Д). В этом слу-чае ________(Е) сам, без по-сред-ни-ков, вы-но-сит то или иное ре-ше-ние». 

    Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что в спис-ке слов боль-ше, чем вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

    Спи-сок тер-ми-нов:

    За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

    A Б В Г Д Е

    Ответ:

    В стра­не Z про­ис­хо­дит быст­рое раз­ви­тие элек­трон­ных средств мас­со­вой коммуникации. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на на­ча­ла раз­ви­вать­ся как об­ще­ство пост­ин­ду­стри­аль­но­го типа?

    1) Происходит рост го­род­ско­го населения.

    2) Ведущее по­ло­же­ние в об­ще­стве за­ни­ма­ет наука.

    3) Главным фак­то­ром про­из­вод­ства ста­но­вят­ся зна­ния и информация.

    4) Распространяется ме­ха­ни­зи­ро­ван­ный труд.

    5) Преобладают семьи пат­ри­ар­халь­но­го типа.

    6) Наряду с про­мыш­лен­но­стью раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяйство.

    Ответ:

    Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

    Научное познание , системность знания , опора на эксперименты , рационалистические доводы , объективность .

    Ответ:

    На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.


    (АД. Сахаров)

    Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общественный прогресс». Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

    Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

    Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. По¬этому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными рука¬ми и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

    Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

    (АД. Сахаров)

    Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данное утверждение.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

    Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

    Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. По¬этому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными рука¬ми и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

    Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

    Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. По¬этому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными рука¬ми и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

    Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

    Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

    Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

    Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

    29.1 Философия: «Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать» (Иоганн Вольфганг Гёте).

    29.2 Экономика: «Бизнес - увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Б. Гейтс).

    29.3 Социология, социальная психология: «Дальше всех уйдёт тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях к сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным» (Фукидид).

    29.4 Политология: «Ни одно правительство не может считать себя по- настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции» (Бенджамин Дизраэли).

    29.5 Правоведение: «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

    Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
    На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

    Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



    Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

    Рост населения, истощение природных ресурсов - это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) - даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса - урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни - теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения - может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

    Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова, голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое - радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

    Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

    Мне кажется неизбежным продолжение и развитие существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

    Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человека к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжёлой, часто жестокой и безрадостной), даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны. И в связи с этим нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безжалостным, чтобы желать такого исхода.

    Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом.

    Однако я не склонен абсолютизировать одну только материальную сторону прогресса. Я убеждён, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человеке всё человеческое — радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства, но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами.

    Уже сейчас граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае, прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.

    Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

    Перед нами — прогноз ближайшего будущего. Прогноз учёного отличается от пророчества гадалки, провидения экстрасенса, предсказания астролога. Это научное предвидение, основанное на анализе фактов и глубоком раздумье. Сахаров отвечает на трудные вопросы. Способно ли человечество решить проблемы собственного будущего только средствами научно-технического прогресса без изменения шкалы основных ценностей? Есть ли у человечества основания для уверенности в будущем?

    Учёный, когда-то шагнувший к тайнам энергии атома, становится общественным деятелем. Исследуя глобальные проблемы современности, связанные с развитием науки и техники, Сахаров с уверенностью смотрит в будущее. Он считает, что прогресс неизбежен, его нельзя «отменить», но решить непростые проблемы нашего времени только средствами науки невозможно.

    Автор утверждает, что опасности, угрожающие человечеству, в колоссальной степени усиливаются. Он даже называет самую главную угрозу — возможность гибели человечества в огне термоядерной катастрофы. Избежать это возможно: люди должны помнить о шкале человеческих ценностей. И тогда основание для уверенности есть: нужно «сохранить человеческое в человеке и природное в природе».

    Безусловно, тяга к познанию сильна в человеке. В истории развития человеческого знания известно много великих открытий. Дмитрий Иванович Менделеев сделал величайшее открытие — периодический закон. Учёный не только описал и систематизировал известное, но предсказал неведомое, как оно будет познано с помощью закона. Таким образом деятель науки оказал влияние на разные области естествознания. У этой науки много задач. Все эти задачи едины - все они сводятся к разгадке тайны вещества, единого во всей Вселенной.

    Современный учёный-математик Никита Николаевич Моисеев развивает идею Вернадского о совместном гармоническом развитии природы и общества. Он утверждает, что в современном мире множество проблем и их нужно изучать в комплексе. Нужно использовать не только математические, физические методы исследования, но и методы гуманитарных наук. Единство мира предполагает единство наук. Многие учёные утверждают, что наук нет — есть наука. Наука будущего должна решать проблемы общества.

    Велика работа учёных по осознанию мира. Не нами выбран мир, который нам приходится изучать. Да, он нестабилен, но это не означает, что не поддаётся научному изучению. Современные учёные пытаются объяснить взаимосвязь между химическими, физическими и духовными явлениями. Содержание открытий естествоиспытателей помогает нам выработать новое отношение к жизни. Оно даёт нам силы поддерживать ответственность перед миром и проявлять «благоговейное» отношение к нему.



    Поделиться: