Балет нуриев о чем. Премьера «Нуреева» как паноптикум русофобской элиты

Скандал с «Нуриевым»: что за этим стоит?

Общественность, и не только балетная, активно обсуждает скандал, связанный с переносом спектакля режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова.

Вдруг накануне премьеры руководство Большого театра в лице директора Владимира Урина объявило, что спектакль не готов, «сыроват», требуется доработка. А посему покажут его не раньше мая 2018-го.

Версий такого громкого события на сегодняшний день три.

Где-то весной я виделась с Посоховым, - рассказала «МН» народная артистка СССР, балерина Маргарита Дроздова. - Он нервничал, говорил, что не успевают подготовить и «довести до ума». Еще живы родственники Нуриева, люди, его знавшие...

Нуриев был величиной в балетном мире, имя прозвучало на Западе, где он нес традиции русского балета. Все-таки такой спектакль нельзя выпускать наскоком, это будет неуважением к человеку, о котором решили рассказать со сцены...

А в запреты по этическим мотивам я не верю. По телевизору, в газетах-журналах столько разной информации, все доступно - и никого ничем не удивишь, каждый живет, как хочет. Существуют и однополые браки - это данность времени.

Совсем иную точку зрения озвучил театральный критик, бывший начальник отдела творческого планирования Большого театра Михаил Фихтенгольц. По его мнению, это, безусловно, запрет, но личность Нуриева тут ни при чем.

Это настоящая травля Кирилла Серебренникова! - убежден Фихтенгольц. - Сначала обвинили его «Седьмую студию»: якобы не поставили спектакль и потратили государственные деньги, при том что спектакль, якобы «не поставленный», был и есть. Но отчего-то ни многочисленные рецензии, ни завоеванные международные награды не являются теперь для суда доказательством. Так что эти две истории - скандал с «Седьмой студией» и фактический запрет премьеры «Нуриева» - звенья одной цепи.

Но и Урин, и министр культуры Мединский официально заявили, что никакой политики тут искать не стоит.

А что они еще могут сказать? Оба названных вами персонажа - чиновники, и несут ответственность перед еще более высокими инстанциями. Непонятно, как на такой спектакль отреагирует Кремль. И как отреагирует православная общественность - не появятся ли оголтелые религиозные фанатики возле Большого театра (а такое развитие событий возможно)? У страха, как известно, глаза велики.

Скандал, конечно, колоссальный. В том числе на международном уровне. На премьеру ведь собиралось множество иностранцев, - рассуждает старейший балетовед, театральный критик Вадим Гаевский. - По факту, официально, не запрещен, а перенесен. На май следующего года.

Два месяца пройдет после выборов. До выборов скандалы внутреннего порядка, в том числе в культурной сфере, безусловно, недопустимы - и власти будут делать все возможное, чтобы их избежать. Так что поживем - увидим. Если спектакль действительно выдающийся, он не пропадет.

На моей памяти была история, - заодно вспомнил Гаевский. - Представители Думы «громили» Большой театр за спектакль «Дети Розенталя» по либретто Владимира Сорокина. Причем та постановка была гораздо более смелой, чем «Нуриев». И вот на открытой встрече балетных с думцами «налетела» депутатша и с ней мужичок - с претензиями: дескать, как вы можете такое ставить, да мы вас!..

Но на защиту грудью встал оказавшийся на этом мероприятии Олег Павлович Табаков. Наорал на представителей власти. «Вы кто такие, чтобы судить?» - орал прямо. Они перепугались.

Депутатша (это была бывшая актриса Драпеко) потом полезла целоваться с Иксановым (он тогда был директором Большого)... То есть депутаты напирали на «кощунство и оскорбление», но Табаков вступился и раздавил их в два слова!

КСТАТИ

После отмены балетные загудели, что виноват-де скандальный налет спектакля. Просочились и некоторые любопытные подробности будущей постановки: о портрете обнаженного Нуриева во всю стену, об артистах, которые, по задумке авторов, щеголяют по сцене в чем мама родила. Ну и наконец многих смутила личность героя постановки - легендарный танцовщик в 1961 году попросил политического убежища в Париже, став одним из самых известных в СССР «невозвращенцев». А также не скрывал своей гомосексуальности.

В Большом тоже ничего не скрывают, например то, что накануне премьеры им был звонок из Министерства культуры.

Но министр не вмешивается в наши творческие дела, ни о каком «политическом запрете» речи и быть не может, - поспешил объясниться с общественностью директор Урин.

Виктория Катаева.

REX/FOTODOM

КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM

На 11 июля была назначена премьера балета Ильи Демуцкого «Нуреев», автором либретто, режиссером и сценографом которого выступал Кирилл Серебренников, хореографом-постановщиком — Юрий Посохов. Спектакль, где были задействованы лучшие силы балетной труппы, солисты оперы и артисты МХТ имени Чехова, был обречен стать главным событием театрально сезона.

Во-первых, этот спектакль создавался той же постановочной командой, что и феноменальный «Герой нашего времени». Во-вторых, Большой театр впервые собирался представить на своей Исторической сцене современный мультижанровый спектакль. Но, похоже, фигура Кирилла Серебренникова стала для «Нуреева» приговором.

На данный момент официальный сайт Большого театра бесстрастно сообщает :

«ВНИМАНИЮ ЗРИТЕЛЕЙ! Вместо объявленной ранее премьеры балета «Нуреев» 11, 12, 13 и 14 июля на Исторической сцене Большого театра будет показан балет «Дон Кихот». БИЛЕТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ».

В полдень субботы артисты, пришедшие в театр на запланированную репетицию, попали на общее собрание, на котором, по свидетельству присутствующих, народу было больше, чем на «Иудов день» (так в театрах между собой называют сбор труппы, традиционно предшествующий началу нового театрального сезона).

Говорил гендиректор Большого Владимир Урин. Официальная причина отмены спектакля, — его неготовность из-за нехватки репетиций. Особенно отстает кордебалет. И дескать, выпускать премьеру в таком виде — только позориться. В итоге всем участникам постановки было обещано, что «не пропадет их скорбный труд» — премьеру «Нуреева» не отменяют, а лишь переносят на сезон 2018/2019.

Да, не секрет, что в ГАБТе скверное планирование — и долгосрочное, и краткосрочное. Постоянно приходится в пожарном порядке искать то одного, то другого солиста для спектаклей текущего репертуара. И с репетиционным расписанием то и дело происходят накладки. Вот и сейчас балетная труппа только вернулась из Японии, так что с полным погружением работала над «Нуреевым» лишь две недели.

А один солист и вовсе грустно пошутил: «Было бы желание — за три дня репетиций можно и совсем новый спектакль сделать…»

Одним словом, все артисты в шоке. Они убеждены, что их лишили на редкость успешной работы. Обычно саркастично настроенные, они комплиментарно отзываются о партитуре Ильи Демуцкого и восторженно — о работе Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова. Рассказывают, что они очень корректно отразили те моменты биографии великого танцовщика, что требуют повышенной толерантности и что в спектакле масса интереснейших художественных решений.

Юрий Посохов не скрывает, что не верит в реальность отложенной премьеры. Очень расстроенный Кирилл, хоть и понимает, по каким причинам на самом деле дезавуировали премьеру, уходит от разговоров о судьбе спектакля и просит придерживаться «линии партии и правительства».

Кирилл Серебренников в Большом театре. Фото: РИА Новости

Конечно, это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 30-х годах запретили «Болт» Шостаковича, в 1969 году Фурцева «закрыла» «Лебединое озеро» в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 70-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть». Но даже в тоталитарном Советском Союзе подобное не происходило за три дня до премьеры.

На премьеру уже приглашены директора всех ведущих театров и агентур, критики, почетные гости со всего мира.

В понедельник, 10 июля, на специально созываемом брифинге Владимир Урин, публично поддержавший Серебренникова, попытается объясниться. Наверняка, будет убеждать всех в том, что премьера обязательно состоится. И что ничего страшного не произошло.

Мария Бабалова , специально для «Новой»

11 июля в Большом театре должна была состояться премьера скандального балета «Нуреев».

11 июля в Большом театре должна была состояться самая скандальная премьера сезона – балет "Нуреев". Но руководство театра после генерального прогона решило постановку не выпускать. По официальной версии, спектакль не готов, артисты из-за многочисленных гастролей и юбилеев в сезоне не успели выучить материал.

"Нет слов!.. Понимание, что ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, все начало складываться... и в секунду, вот эту вот твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают... худшее для артиста...", – написал на своей странице в социальной сети исполнитель главной роли Владислав Вантратов.

Сами задействованные в постановке исполнители шушукаются, что все дело в теме, которую решил развить на сцене режиссер : одним из главных сюжетов биографического спектакля о Нуриеве стала его любовь к датскому танцовщику Эрику Бруну, с которым артиста несколько десятков лет связывали близкие отношения.

Парни в юбках и на каблуках, полуголые танцоры, страстные дуэтные па двух мужчин, снимки обнаженного Рудольфа Нуриева на весь задник сцены, история о бурной и часто беспорядочной половой жизни танцора – и это в академическом Большом театре. Разумеется, после выхода спектакля о "танцовщике-содомите", как некоторые называют Нуриева, его создателей бы заклеймили в пропаганде гомосексуализма.

Гендиректор Большого театра Владимир Урин уверяет в отсутствии политической подоплеки и вмешательства Минкультуры в вопрос переноса премьеры балета. Однако СМИ приводят комментарии источников, по данным которых имел место звонок со стороны министра Владимира Мединского, причем, за звонком стояла за ним настоятельная рекомендация от духовника президента РФ Владимира Путина, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова).

Главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов в своем телеграм-канале рассказал, что "на прогоне были представители РПЦ. Но в штатском. Они добежали до Тихона. Тихон позвонил Мединскому".

По данным Венедиктова, глава Минкультуры рассчитывает заручиться поддержкой архиерея "для переназначения в следующем году в министры", а потому Мединский позвонил Урину и изобразил ярость и истерику. Потом, охолонув, попросил подумать о переносе на потом - новое правительство, выборы. "Вам же не нужны пикеты возле театра напротив Кремля перед выборами. А они могут!!!", - пугал министр".

В свою очередь источник "Газеты.Ру" в театральных кругах приводит подробности разговора Владимира Мединского с Владимиром Уриным. Как утверждается, министр назвал постановку Серебренникова о гениальном танцовщике и открытом гее Рудольфе Нурееве "шабашем извращенцев" и потребовал убрать "пропаганду".

В пресс-службе министерства подтвердили факт телефонного разговора Мединского с Уриным, отказавшись комментировать его содержание и отметив, что"цензура и запреты не являются стилем работы ведомства".

На специальном брифинге Урин объявил, что премьера спектакля состоится в мае 2018 года, поскольку возникли "накладки с репертуаром". Он настаивает, что дело не в гомосексуальной составляющей спектакля, а исключительно в неготовности хореографии.

На брифинге руководитель "Большого" заверял, что не испытывал административного давления, однако признал, что получил лишь один звонок от министра культуры, который сам интересовался причиной отмены премьеры.

По словам Урина, единственной причиной отмены постановки стала неготовность ее хореографической составляющей. Хореограф Юрий Посохов признал неготовность подготовки артистов только с хореографической точки зрения и заявил, что ему нужен еще месяц для ее доработки.

"Кирилл Серебренников никакого отношения к хореографии не имеет, хореографией занимается Юрий Посохов", - подчеркнул Урин.

Напомним, 7 июля в Большом театре состоялся генеральный прогон спектакля, после которого артисты рукоплескали постановщикам. На следующий день стало известно, что премьера, намеченная на 11 июля, отменена, страница спектакля удалена с сайта ГАБТа. Владимир Урин утверждал, что решение об отмене премьеры принято вместе с постановщиками, поскольку по причине недостатка репетиций балет оказался не готов.

Балет о гениальном танцовщике, в 1961 году попросившем политического убежища в Париже, должен был стать скорее сюрреалистическим, а не документальным пересказом биографии Нуриева. Одним из главных сюжетов спектакля являются продолжавшиеся несколько десятилетий отношения Нуриева и датского танцовщика Эрика Бруна.

Над постановкой "Нуреев" помимо Кирилла Серебренникова, который выступил в качестве автора либретто, режиссера и сценографа, работали композитор Илья Демуцкий, хореограф-постановщик Юрий Посохов. В этом же составе создатели поставили балет "Герой нашего времени" в Большом театре в 2015 году.

Это не первый случай в 241-летней истории Большого, когда практически готовую премьеру отменяют. В ХХ веке это случалось раза три. В 1930-х годах запретили "Болт" Шостаковича, в 1969 году Фурцева "закрыла" "Лебединое озеро" в постановке Григоровича: товарищу министру сильно не понравился трагический финал балета. А в 1970-х годах аннулировали по решению худсовета премьеру балета Микаэла Таривердиева "Девушка и смерть".

Премьера «Нуреева» должна была состояться еще минувшим летом. Но за несколько дней до первого показа ее отменили. Директор ГАБТа Владимир Урин тогда заявил, что причиной стала «неготовность» спектакля к показу. Такой была официальная версия. Но отмена «Нуреева» происходила на фоне уголовного дела, заведенного против «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова по обвинению в растрате средств.

Новую дату премьеры — 9-10 декабря — назвали в конце сентября. Перед началом продажи билетов к кассам Большого с ночи выстроилась очередь из желающих попасть на нашумевшую постановку. Правда, на каждый показ в наличии было всего по 500 билетов. Оба премьерных показа «Нуреева» собрали почти всю светскую Москву, политиков и представителей бизнеса. Не было в зале лишь Кирилла Серебренникова, находящегося под домашним арестом. Не разрешили режиссеру постановки и посетить репетицию. Некоторые участники труппы в день премьеры вышли на поклон в майках с изображением Серебренникова.

«РБК Стиль» собрал мнения тех, кому первым удалось увидеть новую работу режиссера.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков посетил первый показ «Нуреева» . После премьеры чиновник отметил, что не увидел «ничего провокационного» в постановке.

«Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие», — ответил Песков на вопрос ТАСС .

Александр Щербак / ТАСС

Ксения Собчак, журналист, кандидат в президенты России

«Премьера запрещенного Нуреева в Большом . Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете, я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным граффити? :((((», — написала Ксения Собчак на своей странице в Instagram .

Шон Уокер, журналист The Guardian

«"Нуреев" в Большом театре . Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер — под домашним арестом. Россия как она есть», — отметил журналист в своем Instagram .

Илья Демуцкий, композитор балета «Нуреев»

«У меня самолет в Чикаго через несколько минут. Я не умею говорить. Но не сказать не могу. Спасибо вам, прекрасные, что подарили нам это выстраданное чудо. Всем без исключения. От потрясающих людей в яме, натерпевшихся моих нот, настоящих героев, не сходящих со сцены, до каждого-каждого, работающего для спектакля за кулисами. Мы очень вас любим, искренне восхищаемся, счастливы творить с вами. Я пишу эти слова не только от себя... Пожелаю долгой счастливой жизни спектаклю! Вдохновляйте, друзья! Вы — красота и счастье! Ура!», — написал композитор в Instagram .

Алексей Кудрин, руководитель Центра стратегических разработок

«В @BolshoiOfficial долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере», — подчеркнул экс-министр финансов на своей странице в Twitter .

Константин Ремчуков, главный редактор «Независимой газеты»

«Посмотрел прекрасную постановку Кирилла Серебренникова "Нуреев" в Большом театре . Триумф русского искусства: композитор, режиссер, хореограф и артисты-русские. И мировая премьера! Все атрибуты величия русского балета в ХХI веке. Тем более хотелось бы,чтобы спектакль шел постоянно!», —

Илья Демуцкий

Балет в двух действиях

Спектакль идет с одним антрактом.

Продолжительность - 2 часа 30 минут.

При поддержке и содействии Р.А. Абрамовича и А.Л. Костина

Композитор — Илья Демуцкий

Хореограф-постановщик — Юрий Посохов

Художник по костюмам — Елена Зайцева

Дирижер-постановщик — Антон Гришанин

Художник по свету — Александр Сиваев

Художник по видеопроекциям — Сергей Рылко

Ассистенты хореографа-постановщика — Куинн Уортон, Никита Дмитриевский

В спектакле принимают участие хор и мимический ансамбль.

Рудольф Нуреев: талантливый танцор и неординарная личность

Рудольф Нуреев - гений балетного искусства 20 столетия, незаурядная личность с эпатажными наклонностями. Он оставил немеркнущий след в истории мирового балета и в душах тех, кто его знал и любил. У него не было спектаклей без аншлагов. Билеты на них раскупали задолго до афишной даты.

Жизнь, полная испытаний и нищеты

Будущей величайшему танцору пришлось много пережить. Даже появился на свет он в известном «Транссибирском экспрессе», шедшим на Дальний Восток, близ станции Раздольное Приморского края, неподалеку от Иркутска. Рудольф, а именно так назвали мальчика, был младшим сыном в семье политрука Хамита Фазлеевича Нуреева, уроженца башкирской деревни, и татарки Фариды Аглиулловны Нуреевой.

До войны мальчик практически жил только с матерью и тремя старшими сестрами, потому что отец был на службе. Сначала это был Владивосток, затем Москва. После ухода отца на фронт семья переехала в Башкирию, где и прошло детство Рудольфа.

Жили они крайне бедно, голодали. В школу Рудольф ходил, но отношения с одноклассниками из-за самолюбивого характера мальчика не складывались. Отрадой в его жизни были танцы, которые он полюбил с детства.

  • С 7 лет он посещал танцевальные кружки, был участником детского фольклорного ансамбля в Уфе.
  • В 11 лет увлекся классическим балетом.
  • С учителями ему повезло. Первой была прима балета Дягилева А. Удальцова, давшая ему основы хореографии. Позже Рудольф будет учиться у солистки Кировского театра Е. Войтович.

Сцена и карьера в СССР

Мечта о сцене осуществилась в начале 1954, когда Нуреева приняли в балетную труппу Башкирского театра. Впрочем, пробыл он на его сцене недолго. В следующем году танцор поступил на учебу в хореографическое училище Северной столицы России. В Питере он попал к опытному балетному преподавателю А. Пушкину, наполнявшего душу Рудольфа танцем.

В 1958 одаренный юноша стал солистом Кировского театра. Еще со времен его ученических спектаклей у Рудольфа появились многочисленные поклонники.

  • Триумфальный дебют вместе с прославленной танцовщицей Н. Дудинской в «Лауренсии» А. Крейна не стал неожиданностью, а лишь добавил популярности артисту.
  • Огромный успех сопутствовал Нурееву на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в 1959 в Вене, где танцор получил главную премию.
  • В течение четырехлетней работы в Кировском театре исполнил 15 партий, включая ведущие в спектаклях: «Баядерка», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро».

Нуреев действительно стал «революционером» балета не только благодаря великолепной хореографической технике и сценическим приемам, но и своей личности. Каждое движение несло отпечаток внутреннего неугасимого огня танцора. А его выразительная экспрессивная пластика, неординарная восточная внешность добавляли эффекта. Однако вне сцены это был своенравный, бестактный человек, с которым приходилось нелегко.

Эмиграция и балетная карьера за рубежом

1961 год стал переломным в судьбе Рудольфа. Будучи летом вместе с труппой на гастролях в Париже, он отказался от возвращения на родину, став первым «невозвращенцем» в артистической среде. На Западе танцора без промедления приняли в труппу Балета Маркиса де Куэваса.

  • После непродолжительной работы в Grand Ballet Нуреев выехал в Копенгаген, а в конце года уже блистательно выступал вместе с именитой танцовщицей Марго Фонтейн в ее бенефисном спектакле.
  • Рудольф произвел на публику потрясающее впечатление своей виртуозностью, невероятной энергией и драматизмом.
  • С Марго он работал вплоть до смерти балерины.

В Дании Нуреев познакомился и с прославленным танцором Э. Бруном, которого ценил и как профессионала, и как мужчину. Впоследствии Рудольф и Эрик стали друзьями и сексуальными партнерами, каковыми были на протяжении четверти века.

  • В 1975 количество его выступлений достигло 300 в год. Великий танцор практически ежедневно выходил на сцену.
  • При таком насыщенном танцевальном графике он успевал делать и постановочную работу.
  • В 1964 в первый раз испробовал себя, создав авторские редакции балетов А. Глазунова «Раймонда» и П. Чайковского «Лебединое озеро» для разных театров.
  • Его первый оригинальный спектакль «Танкреди» Х. Хейнца был поставлен в столице Австрии.
  • В 80-х Нуреев возглавил балетный коллектив Гранд Опера в Париже, став и здесь новатором в продвижении талантливой молодежи, игнорируя маститых премьеров и солистов.

Неравнодушен был артист и к кинематографическому искусству. Он снимался в фильмах-балетах «Я - танцовщик», «Ромео и Джульетта», «Юноша и смерть». Были в судьбе Нуреева и художественные кинороли: в драме «Валентино» и в мелодраме «На виду».

Под занавес творческого полета

В последние годы, испытывая серьезные проблемы со здоровьем, Рудольф Нуреев продолжал творческую работу в качестве дирижера. Он выступал во многих городах мира, в том числе в 1992 - в Казани. «Перестроечная» Россия приняла своего «блудного сына» с восторгом.

Последней работой мастера балета стала «Баядерка» в Гранд Опера, поставившая заключительную точку творчества великого мастера балета Рудольфа Нуреева. Скончался танцор шестого января 1993 в Париже, где и погребен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Жизнь Нуреева - это бесконечный танец. Купить билеты на его спектакли свободно было невозможно нигде. Все они - аншлаговые. Вместе с ведущими труппами Рудольф Нуреев ездил по всему миру, исполняя и классические, и современные партии. Он легко возводил мосты между классикой и модерном балетного искусства. В этом танцору помогала его вечная жажда независимости, смелость и эпатажность.



Поделиться: