Мотивация для учебы — цитаты. Как повысить мотивацию к учебе: советы для школьников и их родителей Как мотивировать студента к учебе

Обучение в вузах на платной основе лишило студентов стимулов. Теперь необязательно хорошо учиться, чтобы получить стипендию и не вылететь из института. Без мотиваций интерес к знаниям поддерживать невозможно. Какие цели должны поддерживать будущих специалистов.

В век платного высшего образования оно в какой-то степени само себя дискредитировало. Если за оплату можно поступить на любой факультет, если не сданный хорошо экзамен можно пересдать на так называемой коммерческой основе, то какой смысл учиться хорошо, если стипендию на платном отделении всё равно не дают.

На первый взгляд, в нынешнее время складывается такая ситуация, когда всё решают деньги и связи, а сама ценность получения высшего образования утрачивается: оно перестаёт быть признаком высшей степени знаний, победы интеллекта.

С другой стороны, изменения, происшедшие в человеческом обществе, вызвали к жизни абсолютно новые требования и к выпускникам вузов. Будущему специалисту нужны не только специальные знания в своей области, но и некие универсальные методы, с помощью которых он может всегда найти свою нишу на рынке труда, быть востребованным специалистом и развиваться, совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей трудовой деятельности.

Такая своеобразная "вилка" между тем, что есть, и тем, что должно быть, и позволяет утверждать, что просто жизненно необходимо повышать мотивацию у студентов.

Зачем нужна мотивация

Каждый психолог знает, что без мотивов нет никакой деятельности. Двигателем любого действия человека будет как раз мотив, то есть некое средство, вызывающее дальнейшее действие. Конечно, на первом месте оказываются те побуждения, которые продиктованы потребностями, прежде всего, физиологическими: потребностью в пище, отдыхе, защите.

А вот обучение относится уже к более сложным видам деятельности, а значит, требует более значимых, сильных мотивов. Психологи выделяют целую группу мотивов, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону.

Выделяются следующие мотивы:

  • познавательные , то есть желание узнать что-то принципиально новое;
  • прагматичные , например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме;
  • социальные , подразумевающие долг перед родителями, ответственность за своё будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус;
  • коммуникативные , то есть желание расширить круг своих знакомств;
  • профессиональные – стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.

Перечень можно продолжить и дальше, но именно для молодых людей данные мотивы можно считать наиболее значимыми. И всё-таки при этом нужно понимать: студент по-настоящему захочет учиться, если добиваться, чтобы все задачи, поставленные перед ним в процессе обучения, были не просто понятны, но и ещё при этом приняты внутренне, приобрели для него настоящую значимость.

Что для этого необходимо

Как это ни странно звучит, но нужно изменить отношение к преподаванию. Ещё с давних пор известны такие факты, что к одним преподавателям на лекции ходили толпы студентов, в том числе и вольнослушателей, а кого-то обходили за версту. В наше время мало то изменилось: многие преподаватели вузов считают себя единственно верным источником знаний, а от студентов ждут исключительно подобострастия и преклонения. Можно выделить следующие самые распространённые ошибки преподавания , которые совсем не способствуют высокой мотивации студентов.

Голые знания

Так уж повелось, что преподавание чуть ли не столетиями сводилось к начитыванию лекций, а потом приёму на экзамене тех же самых сведений. Во времена, когда источником информации может быть не только занудная лекция какого-нибудь профессора, а вполне современные образовательные сайты, то и желания посещать подобные лекции у студентов просто не возникнет. Также преподаватели норовят выдать больше «голых» знаний, не соотнося их с современной действительностью, и студент не понимает, для чего они ему нужны. Поэтому каждый преподаватель должен обосновать важность своего предмета, его необходимость в дальнейшей профессиональной деятельности.

Отсутствие взаимопонимания между студентами и преподавателями

К сожалению, отношения между студентами и преподавателями чаще всего формальные, ведь лектор проводит занятия один семестр, принимает экзамен и всё. А студент понимает, что ему безразлично, будет или нет сдан экзамен тем или иным студентом. Поэтому преподаватель должен быть во многом весьма харизматической личностью и не просто увлечь своим предметом, но расположить к себе студентов, вызвать у них потребность освоить свой курс. Он должен быть готов отвечать на любые вопросы студентов, показывая не только свою эрудицию, но и наставничество.

Отсутствие уважения к студентам

Зачастую бывает именно так: преподаватель, уверенный в том, что каждое его слово должно быть услышано и зафиксировано в конспекте, не желает что-либо пояснять. Когда к нему обращаются за помощью или с вопросами для уточнения, педагог говорит: «Надо было лучше слушать, а не отвлекаться на лекции», и у студентов пропадает всякое желание разбираться в сложных вопросах предмета. Конечно, этим отличаются обычно представители более старшего поколения, так как считают себя мэтрами, корифеями. Молодые преподаватели в этом смысле намного демократичнее, соответственно, к ним больше и тянутся студенты.

Как повысить мотивацию у студентов

То, что делать это просто необходимо, ни у кого не вызывает сомнений. Осталось выяснить, как же это делать? Есть несколько способов повышения мотивации:

Рейтингование

Самый современный метод, который используется в ведущих вузах страны и мира. Каждый студент знает, что высшие строчки в рейтинге могут обозначать дальнейшее трудоустройство в самых престижных организациях, и это их весьма мобилизует. Они начинают прикладывать много сил, чтобы попасть в высшие строчки рейтинга внутри своего учебного заведения.

Те же университеты, у которых есть международные соглашения, могут использовать единые виды шкал с европейскими вузами, и работодатели воспринимают уже не просто "хорошо" и "отлично", а могут чётко определить истинный уровень знаний каждого студента.

Личный пример

Этот способ давно и хорошо знаком каждому ещё со школы. Если студент видит, как преподаватель увлечён своим предметом, как много ему хочется раскрыть секретов мастерства владения этим предметом, то и студенту передастся эта энергия увлечения. Если при этом преподаватель на своих занятиях создать атмосферу настоящего творчества, даст возможность почувствовать "на собственной шкуре", что ждёт будущего специалиста в дальнейшем, то и результат будет высоким.

Ориентация на результат

Ещё один важный момент. Для многих студентов не важна оценка его деятельности, и он не будет переживать из-за полученного "трояка". Для кого-то, наоборот, оценка – самоцель, и за хорошую оценку он пойдёт на всё. Поэтому преподавателям нужно стремиться к безоценочным технологиям (например, шкалам, с помощью которых студент сам будет определять уровень своего продвижения). Гораздо важнее будет настраивать будущих специалистов на результат обучения – те навыки, которые должны сформироваться в процессе обучения.

Свобода выбора

В общеобразовательных учреждениях все выпускные экзамены сведены к единой технологии тестирования, поэтому альтернативы для выпускников пока нет и быть не может: ЕГЭ и без вариантов. Преподаватель какого-то определённого предмета волен внутри своего курса сам устанавливать формы и варианты сдачи зачётов, да и самого экзамена. Ведь остались и прежние "автоматы", когда активное участие в семинарах освобождало от сдачи итогового экзамена, это могут быть выступления на различного рода конференциях, что позволит студентам относиться к предмету совсем иначе.

Различные виды поощрения

Ушли в прошлое такие виды поощрения, как объявление благодарности, доска почёта и многие другие "пережитки" социалистического прошлого. Сейчас всё чаще норовят поощрить денежными премиями, материальными стимулами. Наверное, для кого-то это будет важно, особенно для малообеспеченных студентов.

Но нельзя сбрасывать со счетов и прежние виды стимулирования: если деканат будет устраивать торжественные линейки или собрания, где будет называть лучших из лучших, а может, вообще заведёт свою доску почёта, то это, наверняка, поможет усилить мотивацию, ведь амбициозность молодых очень высока. Да и благодарственные письма студентам и их родителям тоже могут стать приятным сюрпризом, что тоже вызовет волну благодарности и желания подтвердить своё положение.

В заключение хочется добавить, что у каждого учебного заведения, у каждого преподавателя, конечно, найдутся в запасе свои особенные методы и способы повышения мотивации у студентов. Но не нужно забывать про ведущую роль семьи. Если в семье уже с детства развивали познавательную активность в ребёнке, научили его уже в школе преодолевать трудности самостоятельно, но при поддержке взрослых, то и став студентом, такой человек не потеряется в мире информации, а быстро проложит свой путь в житейском океане.

1

В статье дается понятие мотивации, мотивов, рассматривается процесс мотивации студентов к обучению, представляются ошибки допускаемые преподавателями в процессе мотивирования студентов, определяется роль мотивации при подготовке бакалавров в контексте ФГОС ВПО, рассматриваются стимулирующие причины, побуждающие студентов к активной деятельности. Важным компонентом при этом является направленность студентов на ритмичную работу в течение семестра, а также на деятельность в прикладной области. В статье представлен один из побудительных мотивов, такой как оценка знаний студентов с использованием балльно-рейтинговой системы, рассматривается опыт формирования проектных групп с точки зрения умения адаптироваться к изменяющимся условиям, умения работать в коллективе, прислушиваться к мнению своих коллег, самостоятельно работать с информацией, иметь способности принимать и реализовывать решения на практике.

побудительные мотивы

ритмичность

стимулирующие причины

мотивация

1. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. – 352 с.

2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. – М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006.

3. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. – М.: Вершина, 2008. – 224 с.

4. Стародубцева В.К., Решедько Л.В. Форма оценки текущей успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой системы // «Сибирская финансовая школа». – 2013. - № 4. – С. 145-149.

5. Стародубцева О.А. Межфакультетский проект в рамках дисциплины «Управление инновациями» – 2-я Международная научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в инновационной деятельности студентов» (Новосибирск, 18-19 марта 2010 г. НОУ ВПО «Сибирский Университет Потребительской Кооперации») – Новосибирск: СУПК, 2010. – С. 122-126.

Мотивация - это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе . Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора . Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов.

Мотивы представляют одну из мобильных систем, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник высшего учебного заведения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Поэтому студентам, на мой взгляд, необходимо прививать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения. В данной статье предметом является мотивация студентов. Базой исследования - студенты новосибирского государственного технического университета.

Однако, в процессе обучения, как студентами, так и преподавателями, к сожалению, допускаются ошибки.

Рассмотрим ошибки, допускаемые преподавателями в процессе мотивирования студентов :

Первая ошибка - «Голые знания». Преподаватели стараются дать максимально возможное количество «голых» знаний, зачастую без обоснования их нужности. Однако студенту необходимо объяснить, каким образом эти знания ему пригодятся в будущем, иначе обучающийся по понятным причинам теряет интерес к предмету изучения. Студент приходит в учебное заведение не только за знаниями, но и за тем, чтобы стать хорошим работником. Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.

Вторая ошибка - отсутствие связки студент-преподаватель.

Если между студентом и преподавателем нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не приходится. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником.

Третья ошибка - отсутствие уважения к студентам.

Этим грешат те, которые считают своих студентов лентяями, хотя зачастую у студента просто не получается разобраться в предмете.

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:

Познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);

Широкие социальные мотивы (выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);

Прагматические мотивы (получать достойное вознаграждение за свой труд);

Профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

Эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

Статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

Коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

Традиционно-исторические мотивы (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

Утилитарно-практические мотивы (стремление к самообразованию);

Учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)

Мотивы социального и личностного престижа (ориентация на определенное положение в обществе);

Неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основанное на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества, т. е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов. И поэтому решающее значение должно придаваться не внешнему нажиму, а внутренним побудительным силам.

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у студентов высших учебных заведений.

Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в Вузе, пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в его дальнейшей деятельности.

Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

В-третьих, студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы.

Проявление уважения к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае требует к себе соответствующего отношения .

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Причины, стимулирующие человека и побуждающие его к активной деятельности, в данном случае - учиться, - могут быть самые различные.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

Одним из таких побудительных мотивов, на наш взгляд, может стать балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов. Данная система, как одна из современных технологий, используется в менеджменте качества образовательных услуг и является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе. Что дает БРС?

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как известно, объективность - главное требование, предъявляемое к оценке, - в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (всякое случается) - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета .

В качестве примера с точки зрения мотивации рассмотрим правила аттестации студентов при выполнении курсовой работы (КР) по учебной дисциплине «Основы теории управления». Ее выполнение оценивается в диапазоне от 50 до 100 баллов. Курсовая работа состоит из двух глав. Срок (неделя) сдачи курсовой работы на проверку определяется в соответствии с планом занятий. В таблице 1 представлена шкала оценки ритмичности выполнения курсовой работы студентами в течение семестра.

Таблица 1

Оценка ритмичности

Этап выполнения КР

Максим. балл

План работы. введение

Первая глава

Вторая глава

Защита КР

Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Студенты высших учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Толчком к этому могут стать, например, проектные группы, сформированные для осуществления какого-либо проекта.

Именно, современный специалист должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь работать в коллективе, ориентироваться на рынке труда; менять профиль деятельности в зависимости от стратегии развития предприятия, технологии, самостоятельно работать с информацией, иметь способности принимать и реализовывать решения. Так, например, опыт преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент» в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) на протяжении более 18 лет и опыт проведения междисциплинарного курса «Управление инновациями», в котором итоговым результатом был междисциплинарный инновационный проект с участием магистрантов разного профиля нескольких факультетов, позволил выявить определенные положительные и отрицательные моменты осуществления такого проекта. С целью подготовки специалистов к инновационной деятельности в 2009 году в университете была введена образовательная программа по управлению инновациями, которая способствует формированию у будущих специалистов инновационного мышления и специальной подготовки по созданию, освоению, реализации и трансферу техники и технологий, углублению полученных знаний в сфере профессиональной деятельности, развитию творческих способностей и умению работать в коллективе.

Для разработки инновационных проектов были созданы многофункциональные группы , в каждую из которых входили магистранты различных специальностей. Помимо общего руководства над проектами, за каждым проектом были закреплены консультанты с кафедр, задействованных в проектах. Такая работа над проектами позволяет на ранних стадиях инновационного процесса находит нестандартные творческие решения; исправлять ошибки, связанные с разработкой, способствовать ускорению создания продукта (технологии) за счет параллельного проведения .

Таким образом, содержание подготовки студентов, ориентированное на формирование системных знаний, способствует овладению будущими специалистами системой теоретических знаний и практических навыков, которые позволят им адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать и реализовывать решения на практике.

Рецензенты:

Карпович А.И., д.э.н., профессор кафедры экономической теории Новосибирского Государственного Технического университета, г. Новосибирск.

Шабурова А.В., д.э.н., профессор, директор ИО и ОТ Сибирской Государственной Геодезической академии, г. Новосибирск.

Библиографическая ссылка

Стародубцева В.К. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Иногда сложно приступить к делу, когда вам предстоит выполнить тонны домашней работы. Если разделить задания на небольшие, выполнимые цели, то справиться с работой будет значительно проще. Также важно настроиться и составить план действий. Забудьте про нелюбимый распорядок и начните мыслить творчески. Выберите оптимальный образ действий и приступайте к работе. Так, начинать лучше заблаговременно, чтобы не пытаться все успеть в последнюю минуту, но не нужно слишком ругать себя за промедление.

Шаги

Возьмите на себя ответственность

    Не ругайте себя слишком сильно за привычку откладывать дела. Если вы постоянно медлите или вам трудно начинать работу, то попытки отчитать себя только ухудшат ситуацию. Не пытайтесь обвинять или наказывать себя в качестве мотивации. Подобные поступки лишь утомляют и отвлекают. Будьте великодушны к себе в трудные минуты. Признайте проблему, но помните, что проблемы - это нормально, а вы стремитесь исправиться.

    • Не сравнивайте себя с другими одноклассниками, которые получают хорошие оценки. Каждый из нас учится и работает по-своему, поэтому сосредоточьтесь на своих потребностях и способностях, а также перестаньте думать о чужих успехах.
  1. Отпустите свои переживания и прекратите сопротивляться. Попробуйте метод свободного письма или начните вести дневник, чтобы понять свои переживания из-за учебы или конкретные факторы, которые мешают вам приступить к делу. Выпускайте пар с друзьями и одноклассниками. Выпустите факторы стресса из своей головы и отложите негативные чувства в сторону. Сделайте глубокий вдох и скажите себе - пришло время изменить свой образ мыслей и начать работать.

    • Если хотите выговориться подруге, убедитесь, что она готова слушать, а вы не будете отвлекать ее от учебы.
  2. Расскажите свой план действий близкому человеку. Когда составите план действий, расскажите о нем другу, однокласснику или родственнику. Скажите, что вы хотите кратко проговорить свой план и заранее выявить проблемы или сложности. Попросите человека контролировать вас, временами спрашивать об успехах или проверять, как вы справляетесь с заданиями.

    • Обучение - это очень индивидуальная и уединенная работа, но ответственность перед другими людьми будет мотивировать вас.
    • Договоритесь с одногруппником или соседом по комнате следить за успехами друг друга.
    • Скажите подруге, что вы сможете встретиться, если успеете закончить уроки до определенного времени. Вряд ли вы захотите расстроить подругу и пропустить встречу, поэтому используйте это желание встретиться в качестве мотивации учиться.
  3. Работайте в учебной группе или с репетитором, чтобы иметь обязательства перед людьми. Если работа в группе не мешает вам учиться, то работайте с другом или найдите учебную группу. Важно обсудить предпочтительный стиль обучения и другие аспекты до начала работы, чтобы проверить вашу совместимость. Поставьте ряд совместных целей и определите, как и когда они должны быть достигнуты. Если работа в группе не для вас, то найдите репетитора, с которым можно выполнять домашние задания. Договаривайтесь о занятиях наперед и рассматривайте подобные встречи как сроки выполнения задач.

    Выберите подходящий режим работы

    1. Оцените, какие рабочие привычки чаще позволяют вам достичь успеха. Подумайте, какие именно окружающие условия и навыки позволяют вам успешно запоминать материал и получать хорошие оценки на экзаменах. Вам комфортно работать в тишине и одиночестве или в общественном месте вроде библиотеки или кафе? Оцените, как вам проще запоминать факты: когда вы просматриваете собственные конспекты лекций или же работаете с учебником и анализируете старые контрольные работы? Определите такое сочетание факторов, которое позволит вам максимально позитивно, продуктивно и сосредоточенно работать, чтобы в будущем всегда учиться в подобных условиях.

      • Вспомните свои прошлые попытки учиться, которые принесли хорошие и плохие результаты. Так вам будет проще понять, какие факторы помогают вам или мешают успешно работать.
      • Создайте свою индивидуальную систему, чтобы учеба приносила меньше стресса.
    2. Сосредоточьтесь на долгосрочных целях и пользе обучения. Ежедневная учеба изнуряет, но не нужно зацикливаться на отрицательных аспектах. Настройтесь на позитив - представляйте себе пользу, которую принесет усердный труд. Мысленно представляйте, как вы получаете отличную оценку за контрольную работу, похвалу учителя или гордитесь своим табелем за год. Позвольте этим приятным чувствам наполнить вас изнутри, чтобы изменить свой взгляд на учебу.

      Разделяйте работу на меньшие цели и задачи. Ставьте конкретные цели для каждого занятия по предмету. Разделяйте масштабные цели на меньшие, выполнимые задачи. Определяйте конкретные и достижимые цели, которые можно выполнять по очереди. Таким образом вы будете двигаться вперед, а успешное выполнение каждой цели позволит испытывать чувство удовлетворения в конце каждого занятия.

      • Большой объем работ и бесконечных заданий обескураживает. Вместо мыслей: «Сколько нужно времени, чтобы со всем справиться?» - спросите себя: «Сколько я успею сделать за два часа?»
      • Вместо попытки прочитать всю книгу за один подход задайтесь целью прочитать одну главу или 50 страниц за один раз.
      • При подготовке к контрольной работе сегодня рассмотрите свои конспекты и записи за первую неделю учебы, а завтра сосредоточьтесь на материалах второй недели.
    3. Расположите задачи в порядке от простых к сложным или от меньших к большим. В зависимости от нежелания работать или сложности предметов можно выбрать такой порядок выполнения, при котором снизится уровень стресса и возникнет желание приступить к делу. Попробуйте выполнять задания от самого маленького к самому масштабному, от самого простого к самому сложному или наоборот, чтобы ваши задачи постепенно упрощались. Также можно выполнять задания согласно учебному расписанию.

      • Выбранная логичная система позволит не тратить силы на принятие решений и вам будет проще переключаться между заданиями.
    4. Определяйте крайний срок или окно в расписании для каждого задания. Разделите все задачи на выполнимые цели и попытайтесь интегрировать в свое расписание. Если вам комфортно работать в жестких условиях, то определите время начала и завершения работы над каждым заданием. Для гибкости можно определить крайний срок выполнения каждой задачи и выбирать по масштабности или уровню сложности. В любом случае каждый день планируйте время для занятий.

    Настройтесь и подготовьте рабочее место

      Прогуляйтесь или подвигайтесь, чтобы настроиться на позитивный лад. Избавьтесь от плохого настроения с помощью кратковременной физической активности. Прогуляйтесь по улице 10 минут, чтобы подышать свежим воздухом. Приседайте или танцуйте под любимую песню в спальне.

      Освежитесь и переоденьтесь в удобные вещи. Если вы ощущаете вялость и отсутствие желания учиться, примите холодный душ или умойтесь. Выберите одежду из мягкой ткани, которая приятна к коже. Колючие бирки или тугая резинка на поясе будут отвлекать вас от работы. Одежда должна быть комфортной и вашего размера. Учитывайте температуру в помещении и при необходимости держите под рукой теплые вещи. Если у вас длинные волосы, соберите их в хвост на затылке для хорошего обзора.

      • Вещи не должны ощущаться как пижама, иначе вы начнете засыпать за работой.
    1. Приведите в порядок рабочее место и разложите учебные материалы. Ваш стол в спальне или столик в кафе нужно привести в порядок и убрать лишнее. При необходимости отложите вещи в сторону, чтобы разобраться с ними позже. На свободном столе разложите учебники, конспекты, тетради, ручки, маркеры, бумагу для заметок и другие необходимые материалы.

      • При выборе рабочего места старайтесь избавиться от любых отвлекающих факторов. Садитесь спиной к холодильнику или окну, если они мешают вам сосредоточиться. Работайте за разными столами с подругой, если вы отвлекаете друг друга.
      • Рабочее место должно быть приятным и комфортным, чтобы вы хотели проводить здесь время. Украсьте стены фотографиями, поставьте рядом комнатное растение и возьмите удобное кресло.
    2. Включите компьютер и закройте все ненужные вкладки перед началом работы. При работе на ПК закройте окна или вкладки, которые не относятся к учебе. Подготовьте необходимые документы в формате PDF. Если у вас ноутбук, работайте возле розетки, чтобы аккумулятор не разрядился и не отвлекал вас от учебы.

      Выключите или переведите телефон в беззвучный режим. Во время учебы не нужно отвлекаться на групповые чаты с друзьями или отвечать на звонки родственников. При необходимости следует заранее предупредить всех, что вы собираетесь учиться и будете недоступны. Переведите свой телефон в режим «Не беспокоить» или выключите.

      • Уберите телефон в ящик, чтобы периодически не поглядывать на экран.
    3. Пейте воду и не забывайте подкрепиться. Пейте много воды и возьмите с собой бутылку с водой, чтобы не испытывать жажду. Поставьте рядом с собой блюдо с арахисом, злаковыми батончиками или свежими фруктами, чтобы всегда была возможность успокоить урчащий желудок и пополнить запас сил.

      • Старайтесь не заниматься сразу после плотного обеда, иначе можно расслабиться и заснуть.
      • Не откладывайте ужин в качестве награды, иначе пустой желудок будет отвлекать от работы. Под рукой должны быть полезные закуски, чтобы вы могли перекусить.
      • Не используйте вредную пищу, блюда быстрого приготовления и кондитерские изделия. Такие продукты кратковременно заряжают энергией, которая быстро сходит на нет.
    4. Слушайте приятную музыку. Выбирайте композиции без слов или хорошо знакомые вам песни, чтобы не отвлекаться. Поставьте альбом на повтор или выберите большой список песен, чтобы не тратить время на подбор композиций.

    Приступайте к делу

      Заставьте себя приступить к делу на несколько минут, чтобы унять тревогу. Если вас пугает объем предстоящей работы, то напомните себе: нужно лишь начать и дальше будет проще. Для начала выберите самую простую и незначительную задачу. Например, просмотрите список новых слов в течение пяти минут или испробуйте метод «помидора». Устанавливайте таймер на 25 минут для каждой задачи. Время пройдет быстро, а вы ощутите удовлетворение от выполненной работы.

      • Через пять минут нервные центры мозга, которые бьют тревогу при нежелании начинать работу, придут в состояние покоя.
      • В методе «помидора» каждый промежуток времени продолжительностью 25 минут называется помидором, а между помидорами можно установить таймер еще на пять минут для отдыха.
      • Если 25 минут не хватит, то продолжайте работать после звукового сигнала, ведь ваша цель уже достигнута - вы начали работать.
    1. Создайте персонализированное учебное пособие по каждому предмету. Это полезно в том случае, если учитель не предоставил вам учебное пособие или текущее пособие не подходит под ваш стиль обучения. Создайте такое пособие, которое соответствует вашим потребностям. Используйте обучающие карточки, списки всех необходимых тем или перечни вопросов, которые могут встретиться на экзамене. Работайте с учебником, чтобы составить вопросы для повторения или переформулируйте название каждого параграфа в вопрос.

    2. Используйте мнемонические приемы для запоминания фактов. Мнемонические приемы - это простые словесные подсказки, которые помогают запоминать информацию. Помимо прочего, можно создавать акронимы, чтобы запоминать списки слов или идей, сочинять песенки и стихотворения, чтобы запоминать важные имена и даты из истории или сюжет романа для урока литературы. Идеи для мнемонических приемов можно находить в интернете или придумывать самостоятельно.

      • Например, запомнить цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) можно по первым буквам фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
      • Используйте шуточные рифмы вроде: «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам, а медиана - это обезьяна, которая лазает по сторонам и делит их напополам», чтобы запомнить геометрические определения.
      • Еда - это хорошая награда, но старайтесь не лакомиться большим количеством продуктов с высоким содержанием сахара в самом начале занятия, иначе может резко понизиться уровень сахара в крови. Сладостями лучше подкрепиться в самом конце занятия.
      • Если наградой служит короткий перерыв, то помните, что вам нужно будет продолжить работу. Ограничьте перерыв во времени и не поддавайтесь мыслям вроде: «Еще пару минут, и все».
    • Если вам нужна помощь, то не бойтесь обратиться к учителю или преподавателю! Посещайте факультативные занятия или спросите после урока, когда можно подойти с вопросом. Также не забывайте задавать вопросы на занятиях, чтобы показать свое желание и мотивацию учиться.
    • Здоровый ночной сон позволяет лучше запоминать информацию во время занятий. Старайтесь спать хотя бы 8 часов каждую ночь.
    • Стремитесь делать грамотные записи во время занятий и использовать одну тетрадь для одного предмета. Конспект будет полезен при выполнении домашних заданий и при подготовке к экзаменам.

Современный студент приходит в вуз, руководимый многими мотивами.

Проблемы мотивации на протяжении многих тысячелетий являются предметом изучения философии, культурологии, политологии, психологии, социологии и т.д. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.А. Регуш С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сорокоумова, X. Хекхаузен, 3. Фрейд, и мн. др.). Впервые в 1910 г. слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Далее термином пользовались для описания поведения человека и животных в поведенческом направлении. В контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется в значении конкретизации потребности, условий, направления деятельности. Продолжая данную научную традицию, Л.И. Божович, полагает, что мотив - это мощная побудительная сила осу-ществления деятельности, «в качестве мотива могут высту-пать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» .

Понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности»

Понятие «мотивация» является в психологии в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии . Динамический подход к мотивации предполагает за ней непрерывное движение.

Учебная деятельность студентов характеризуется сочетанием различной мотивации и зависит от: выбора образовательным учреждением образовательной системой, на базе которого реализуется учебная деятельность; организации образовательного процесса; субъектных особенностей обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и др.); субъектных особенностей преподавателя и, прежде всего, системой его отношений к студенту и своей профессиональной деятельности; специфики учебного предмета, мотивации студентов и пр. Мотивация студентов является важным структурным компонентом учебной деятельности.

Анализируя психологические особенности развития учебно-познавательной деятельности студентов, разделяют весь период обучения в вузе на три этапа. Первый этап - 1 курс, характерен высокий уровень профессиональных и учебных мотивов. На втором этапе - 2-3 курс уже снижается интенсивность всех мотивационных компонентов учения студентов. Третий этап (4-5 курс) - происходит рост степени осознания и объединения различных форм мотивов учения.

С появлением познавательной мотивации происходит перестройка психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес.

Цель исследования : изучение учебной мотивации студентов. Гипотеза: мотив «приобретение знаний» является преобладающим у студентов вуза. Среди некоторых эмпирических задач исследования можно определить следующие: выявить особенности учебной мотивации у студентов, на основе применения математической обработки данных определить преобладающие мотивы студентов, предложить рекомендации студентам с разным типом мотивации. Выборкабыла представлена студентами вуза и составила 50 человек. Для подтверждения гипотезы были использованы «Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов» модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным, методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной.

Анализ полученных данных показал, что наиболее значимыми мотивами обучения для данной выборки студентов являются следующие: мотив №1 «стать высококвалифицированным специалистом» (t=1.74, p£0.05), мотив № 2 «получить диплом» (t=0.63, p£0.05), мотив № 6 «приобрести глубокие и прочные знания», мотив № 10 «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», мотив № 16 «получить интеллектуальное удовлетворение».

Наименее значимыми мотивами для данной выборочной совокупности являются: мотив № 9 «Не отставать от сокурсников», мотив № 11 «выполнять педагогические требования», мотив № 12 «достичь уважения преподавателей, мотив № 13 «быть примером для сокурсников», мотив № 15 «избежать осуждения и наказания за плохую учебу». Гистограмма 1 отражает 16 мотивов по уровню их значимости .

Гистограмма 1

В программе «Exel» были просчитаны средние значения по данным мотивам. На гистограмме 2 показано, что большим средним значением обладает мотив «Приобретение знаний» (6,2), «Овладение профессией» (5,4), а меньшим - «Получение диплома» (5,2).

Гистограмма 2

Таким образом, было выдвинутое предположение о том, что между мотивами могут существовать значимые различия, а также ведущим мотивом студентов вуза может являться мотив «приобретение знаний» подтвердилось.

  • Осознание теоретической и практической значимости получаемых знаний . Важно понимать, что знания, приобретаемые на каждом курсе, способны обеспечить успешную профессиональную деятельность.
  • Рейтингование является современным методом мотивации студентов. Первые строчки в рейтинге студенческой успешности могут значительно повысить шансы дальнейшего трудоустройства выпускника.
  • Расширение границ персональной ответственности студентов как возможность проявить себя в той области, которая наиболее им близка.
  • Чувство долга также способно актуализировать мотивацию. Студент должен помнить, что является ответственным за то, каким специалистом он станет. Однако здесь нужно учитывать важный момент - чувство долга не должно быть навязано извне, а должно возникнуть в процессе осознания студентом важности выбранной им профессии.
  • Овладение навыками целеполагания . Важно ставить перед собой не слишком растянутые во времени осуществимые цели, представить себе более ощутимый результат и результат на перспективу, записать их как можно подробнее в глагольных формах действия и стремиться к достижению в ближайшей временной перспективе.
  • Самостоятельный поиск. Студенты могут анализировать собственные знания, создавая себе ситуации самопроверки, а также объяснять трудные задания менее подготовленным студентам.

В результате исследования были выявлены первоочередные мероприятия, которые, по мнению студентов, будут способствовать повышению их мотивации к учёбе . Это более широкое применение инноваций в обучении; повышение стипендии, усиление материального стимулирования студентов; мотивация преподавателей и создание условий материального стимулирования студентов; возможность выбора изучаемых предметов; введение блочной системы обучения, когда экзамены сдаются по окончании изучения дисциплины, а не в конце семестра; увеличение доли часов аудиторных занятий, сокращение часов на самостоятельную работу студентов; создание здоровой конкурентной среды среди студентов с применением экономических и неэкономических методов мотивации, включая «автоматическую» сдачу зачётов и экзаменов по результатам учёбы (работы), стимулирование творческого подхода преподавателями; решение проблем отдыха студентов (предоставление путёвок на курорты, в санатории, профилактории).

Мотивация играет немаловажную роль в жизни человека. Мотивация – это те стимулы, приемы, которые побуждают человека к определенным действиям.

Мотивация и учеба

Мотивация в учебном процессе представлена целым комплексом мероприятий. Ключевым понятием в этом направлении является мотив – это определенное направление учебной деятельности студента , которая связана с его отношением к предмету.

Каждый ВУЗ нацелен не на то, чтобы привлечь как можно больше студентов и просто обучать их по единой схеме, но и на то, чтобы заинтересовать их, чтобы они сами желали познавать новое, получать новые знания и навыки. Ученые давно доказали, что интересным делом заниматься гораздо легче и проще, чем выполнять какие-либо задания по принуждению. Поэтому в каждом ВУЗе действует собственная система мотивации студентов.

Какие бывают мотивы?

Мотивация – это процесс двусторонний. Недостаточно того, чтобы педагог пытался заинтересовать студента и не получал от него отдачи. Важно, чтобы студент сам понимал, что от него хотят и к чему это все приведет.

В мотивационном учебном комплексе можно выделить два основных вида мотивов:

Заинтересованность студента в учебе

  • Внешние мотивы.

Данная разновидность представлена внешним воздействием на студента, теми условиями, которые создаются для его привлечения в образовательный процесс: рекомендации педагогов, наставления родителей, правила ВУЗа . Это могут быть как простые беседы, уговоры, пожелания, так и ультиматумы, законодательные акты или закрепленные документально правила.

Ярким примером внешнего мотива является предложение преподавателя ставить автоматы тем, у кого не будет пропусков по занятиям, кто будет участвовать в конференциях и активно отвечать на семинарах, практикумах.

  • Внутренние мотивы.

Данная группа убеждений, которые призывают студента хорошо учиться, заложены в его подсознании, мозге, душе, то есть внутри него. Если рассматривать мотивы и мотивацию в этом ракурсе, то важно, чтобы студенту нравилось и хотелось учиться, получать новые знания и навыки. Для этого достаточно просто понимать, для чего он учится, как пригодятся ему полученные знания в перспективе.

Например, студенту нравится определенная дисциплина, поэтому он готов днем и ночью читать по ней литературу , углубляться в предмет и пр.

Внутренние и внешние мотивы могут оказывать различное влияние. Порой принуждение и настояние со стороны родителей вызывают отвращение к учебе. В то же время натиск преподавателя может заставить студента изучить предмет. В последнее время все чаще уделяется внимание внешним мотивам, хотя пробуждение внутренних мотивов действует гораздо эффективнее.

Как ВУЗы мотивируют студентов к обучению?

В престижных и успешных ВУЗах действует собственная «мотивационная программа» для студентов. Как правило, она основывается на всевозможных наградах и чествованиях успешных учащихся. Рассмотрим наиболее популярные способы побуждения студентов к получению новых знаний и навыков.


Привлечение студентов к получению знаний

1. Вручение грамот, благодарностей и дипломов.

Данный метод мотивации является поощрительным и действует в отношении активных и успешных студентов, которые принимали участие в различных научных мероприятиях: олимпиадах, конференциях, практикумах и пр. Вручение наград (даже если было занято далеко не первое место) делает участие студента в мероприятии более важным и знаменательным, он понимает, что администрация ВУЗа ценит его успехи и достижения. Данный подход позволяет заинтересовать студента в достижении больших успехов, установлении нового личного рекорда и пр.

2. Присуждение дополнительных выплат, стипендий и иных материальных благ.

С развитием рыночных отношений люди стали чаще оценивать отношение к себе в «рублевом» эквиваленте. Если студент победил в важном конкурсе «российского» или международного масштаба, то ему полагается повышенная стипендия или получение дополнительной «денежной награды». Это тоже, своего рода, мотивация, побуждающая человека учиться.

3. Мотивация от преподавателя.

В процессе обучения одну из ведущих ролей играет преподаватель и его умение заинтересовать студентов. Педагог должен обозначить, что «нельзя» и что «можно», что должен усвоить студент и для чего, как полученные навыки и знания пригодятся ему в жизни, показать ценность учебы.

Преподаватель может применять личные мотивационные меры: сказать о том, что готов ставить «автоматы» по зачетам и экзаменам и пр.

4. Взаимоотношения преподавателя и студента.

Еще одним вариантом мотивации к учебе могут стать взаимоотношения педагога и учащегося. Если студент понимает, что может получить консультацию и помощь, обсудить с преподавателем вопросы по предмету , учебе, то он становится более заинтересованным в тотальном изучении предмета.

5. Уважение к студентам.

Независимо от успеваемости и поведения студента, его отношения к дисциплине, преподавателю, в ВУЗе должны уважать его. Уважение проявляется, прежде всего, в отношении к студенту: обращение к нему (на ты/вы), отсутствие оскорблений, поощрения за успехи в учебе (похвала) и пр.

6. Игры на занятиях.

Одним из самых эффективных способов привлечения внимания студентов к предмету является игра. Преподаватель может проводить семинарские занятия в игровой форме, разделив студентов на 2 команды, поручая им выполнение определенных заданий и пр.

7. Метод кнута и пряника.

Данный метод фактически сейчас действует в виде «рейтинговой системы» оценки успеваемости студентов. За активность на занятиях, участие в различных мероприятиях студенты получают баллы. За пропуск по неуважительной причине, неудовлетворительный ответ баллы могут «минусоваться». К концу семестра каждый учащийся получает столько баллов, сколько он заслужил, т.е. заработал.

Кнутом вы ступают «штрафы», пряником – бонусы за активное участие на занятиях и конференциях, олимпиадах, посещение всех занятий и пр.

8. Личный пример.

Нередко молодые педагоги завлекают студентов к учебе собственным примером. Например, аспирант может показать, что пошел покорять аспирантуру после того, как администрация ВУЗа предложила ему место работы (с условием получения ученой степени и пр.).

Студенты также ценят пунктуальных, ответственных педагогов, которые своевременно проверяют контрольные работы , дают возможность исправить ситуацию, сдерживают обещания и пр.

9. Формирование положительного отношения к профессии и навыкам.

Порой привлечь внимание студента к определенной дисциплине можно, подчеркнув ее важность и нужность в жизни. Например, бухгалтер не сможет работать без знания основ бухгалтерского учета , бухгалтерских счетов и связок, порядка оформления и формирования документов и пр.

10. Наличие творческих или тематических кружков.

Работники ВУЗа должны мотивировать студентов различными способами. Важно, учитывать желания и способности учащегося. Так, в ВУЗах нередко организуют дополнительные секции: спортивные (баскетбол, волейбол, футбол, борьба и пр.), творческие (театральный кружок, вокал, игра на музыкальных инструментах, танцы и пр.) и др. Подобные секции способны не только раскрыть таланты и склонности студента, но и помочь ему в развитии и становлении как профессионала и личности.

Таким образом, мотивация позволяет улучшить результаты работы и учебы: чем лучше замотивирован человек, тем лучше результаты его деятельности.



Поделиться: