Люблю всё живое. Воспитательное мероприятие 'Люби все живое' Азбука люби все живое

Стр. 72 — 73

Что заставило гиену полюбить хозяйку, слушаться её и скучать по ней:

  • доброе и ласковое отношение

Стр. 74

Составь план рассказа Е. Чарушина.

1. Мальчики Шура и Петя одни на даче.
2. Ночью им стало страшно.
3. За дверью кто-то топает ногами.
4. Возвращение мамы и папы.
5. Ёжик — ночной гость.

Есть ли у тебя домашний питомец? Как его зовут? Как ты его воспитываешь? Чем ты его кормишь?
Запиши короткий рассказ о своём любимце. Назови рассказ «Я умею разговаривать со своим любимцем без слов». Используй следующие слова и выражения:
Мой питомец… Его зовут… Он любит… Я учу его… Он умеет делать…

Я умею разговаривать со своим любимцем без слов

Мой питомец — беленький хомячок. Его зовут Снежок. Он любит зёрна, семечки, морковку и сыр. Я учу его не бояться, потому что считаю его трусишкой. Он умеет лазить по потолку и стенам клетки, умеет вставать на задние лапки и бодаться головой. Я разговариваю со своим любимцем без слов. Мы смотрим подолгу друг другу в глаза. Он понимает, что я его очень люблю. А я понимаю, когда он хочет отдохнуть, пить или есть.

1 класс. Школа России. Чтение.

Темы уроков: Люби всё живое. Слово и слог. Рисование полуовалов и кругов.

Целевые установки уроков.

Предметные результаты: учащийся познакомится научится совершенствовать

Метапредметные результаты:

Личностные результаты: осмысление

Просмотр содержимого документа
«1 класс. Школа России. Чтение. Тема урока: Люби всё живое. Слово и слог. Рисование полуовалов и кругов»

Уроки 4 (чтение) и 4 (письмо)

Темы уроков: Люби всё живое. Слово и слог. Рисование полуовалов и кругов (с.11-12).

Целевые установки уроков.

Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие:

Предметные результаты: учащийся познакомится со слогом, слоговыми схемами слов, научится делить слова на слоги, соотносить слова со слоговыми схемами; составлять предложения и рассказы по иллюстрациям, подбирать обобщающие слова, научится воспроизводить полуовалы и круги по образцам в прописях; будет совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока и рассказов по иллюстрациям «Азбуки».

Метапредметные результаты: учащийся продолжает учиться формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает осваивать базовые предметные понятия (слог), осваивает логические УУД классификации и подведения под понятие (домашние и дикие животные), а также регулятивные УУД планирования речи при самостоятельном составлении устных текстов; продолжает знакомство со знаково-символическими средствами передачи информации (слоговыми схемами), осваивает начальные формы познавательной рефлексии: отвечает на итоговые вопросы и оценивает личные достижения.

Личностные результаты: осмыслениенеобходимости бережного отношения к животным; переносить этику отношений между людьми на отношения к животным в ходе дискуссии по теме урока и выполнения заданий в «Азбуке», посвященных животным.

Оборудование: у учащихся – обычные письменные принадлежности, у учителя – аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир»; интерактивная доска с разлиновкой прописей.

Ход урока

Актуализация полученных знаний.

Беседа : «Какую тему мы обсуждали вчера? Какой вывод делает народ в пословицах о труде? (дети-носители иной культуры приводят примеры пословиц о труде на своем родном языке и их перевод на русский язык). Какую тему по русскому языку мы вчера изучили? Какое правило узнали?»

Целеполагание.

Формулировка учебной задачи вырабатывается детьми под руководством учителя при чтении умеющими читать учениками тем на с.8-9 «Азбуки», рассматривании рисунков на с.8-9 «Азбуки» и на с.11-12 «Прописей». Задача может быть сформулирована так: «Обсудить тему о любви к животным, указать, что такое слог и писать элементы букв с целью подготовки к написанию букв».

Чтение: Изучение материала урока. Обсуждение темы «Люби все живое». Составление коротких текстов по сюжетным картинкам.

Подготовкой к организации дискуссии может быть «музыкальная заставка» - первый куплет и припев песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир». Учитель задает проблемный вопрос: «А почему нужно любить всё живое?» В результате дискуссии дети должны придти к выводу, что животные нуждаются в заботе и уходе хотя бы потому, что они живые и, как и человек, могут чувствовать радость и страх, боль, любовь и т.д. Плохо относиться к животным может только плохой человек. Кроме того, животные полезны человеку, от них он получает, еду, одежду, обувь, удобрения и т.д.

Упражнения логического характера проводятся по предметным картинкам на с.8 «Азбуки»: дети в соответствии с заданием должны разделить животных на две группы – домашние или дикие – и привести примеры животных той или другой группы.

Письмо: Обводка контуров предметов в прописи №1 на с.11. Переходом может служить задание: «Насекомые – это тоже животные, и к ним тоже нужно относиться бережно: не ловить, не убивать насекомых. После обводки мы будем понимать, что за насекомое перед нами. Под каждой картинкой есть прямоугольничек. Что он означает: слово или предложение? Почему вы так думаете? (Ответы детей: у схемы предложения слева выступ, а в схемах под картинками выступа нет). Во время обводки учитель корректирует посадку, положение тетради и пальцев руки. После выполнения обводки дети называют изображенных насекомых и вспоминают, какие стихи и сказки о насекомых они знают: («Тараканище», «Муха-цокотуха»). Перед началом обводки и после нее надо провести пальчиковую гимнастику.

Чтение: Составление коротких текстов по сюжетным картинкам на с.8 «Азбуки». Этим заданием начинается формирование не только понятие о тексте, но и формирование регулятивных УУД при самостоятельном создании текста. В отличие от пересказов, знакомых сказок, когда дети следуют за текстом сказки, создание текста по картинке, без знакомого сюжета, представляет известную трудность, поэтому требует обдумывания. Можно объявить конкурс на лучший рассказ из трех предложений по каждой из картинок. Условия конкурса: рассказ должен быть связным и чтобы было понятно, что он состоит из трех предложений, то есть после каждого предложения должен быть понижен голос и сделана пауза. По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи урока.

Письмо и чтение: Обводка окружностей в сюжетных картинках на с.12 «Прописей» №1 и пересказ сказки «Колобок» по заданиям на с.9 «Азбуки» с тем же условием: акцентировать интонацией конец предложения. Выполнение этого задания можно также сделать в виде конкурса на лучшего слушателя: один ученик рассказывает сказку, остальные подсчитывают количество предложений. Такой подход позволяет актуализировать межпредметные связи с математикой, так как большинство детей, приходящих в школу, знают счет до 10 и целесообразно эти знания повторить.

Чтение: Изучение понятия о слоге.

Начать изучение данного понятия можно с проблемного вопроса: «Кто из вас слышал такое выражение «прочитать по слогам»? Что оно означает?» Можно также дать прослушать куплет из песни «Школьный вальс» («Давно друзья весёлые…»):

Давно ли ребятишками

С пеналами и книжками

Входили и садились по рядам?

Здесь десять классов пройдено

И здесь мы слово «Родина»

Впервые прочитали по слогам»,

а затем задать этот вопрос. Хорошо читающий ученик зачитывает тему на с. 9 и правило. Затем учитель показывает, как голосом делить слово на слоги и как выглядит слоговая схема слова. Закрепляется материал с помощью задания на с.9: дети называют по слогам изображенных животных и находят соответствующую схему (Внимание! В заданиях есть подвох: на правом крайнем рисунке изображен волк, и схема нужна та, которая расположена рядом с изображением гуся. Вторая трудность: дети могут принять изображение чайки за изображение ласточки).

Письмо: Закончить урок следует обводкой полуовалов на с.11 и окружностей на с.12 «Прописей» №1. Учитель на интерактивной доске показывает, как выполняются полуовалы и окружности.

Итоги урока.

Беседа:

1. На какую тему мы с вами беседовали сегодня? Почему надо любить всё живое? На какие две группы делятся животные? С какими животными мы «встретились» на этом уроке?

2. Какую тему мы изучили по русскому языку? Как выделить слоги в слове?

3. Что мы сегодня рисовали? С какой целью?

Этап рефлексии.

Дети коллективно вспоминают, какова была учебная задача урока, и делают вывод, выполнена она или нет, и каждый оценивает свои достижения (ставит себе оценку в прописях).

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 51

Классный час

в рамках акций Сохраним первоцветы»,

«Наша помощь птицам»:

«Люби все живое»

Мероприятие

разработали и провела

учитель начальных классов

Галузевская Е.Ю.

Тема. Люби все живое.

Цель: учить детей бережно относиться к неживой и живой природе;

формировать умение высказывать и обосновывать свои мысли;

прививать чувство заботы и ответственности.

Оборудование: схема-рисунок волшебного леса; волшебная палочка,

фотографии первоцветов, птиц, творческий отчет групп о проделанной

работе в рамках акций «Сохраним первоцветы», «Наша помощь

Ход мероприятия:

1. Вступительная беседа учителя о предстоящем путешествии.

За время общения с вами я убедилась в том, что вы очень любите сказки, сказочные превращения и сказочных героев. Так вот, сегодня мы с вами отправляемся в очень добрую сказку, где есть леса-чудеса. Я предлагаю вам немного пофантазировать, закрыв глазки, и представить все, о чем я буду сейчас говорить.

В леса-чудеса мы поедем с тобой.

Там бродит у озера лось голубой.

Там чащу хвостом подметает лиса,

Чтоб чистыми были леса-чудеса.

В леса-чудеса мы поедем

Там встретимся с умным медведем.

Заглянем к сове в дупло.

В дупле у совы тепло и светло.

Две лампы - два глаза совиных,

И тут же диван на пружинах.

Рассядемся я, и ты, и медведь

И будем песню лесную петь.

Ель, береза, дуб, сосна,

Солнце, звезды и луна.

Дуб, сосна, береза, ель,

Солнце, дождик и метель.

А позже я приглашу сову.

И все мы отправимся в гости ко льву.

Живет он под горкой в пещере.

«Лев Добрый» - табличка на двери.

И Добрый лев тебе лапу подаст

И промурлычет: «Здр-р-раст!»

И смело ты можешь погладить льва.

Только спроси позволенья сперва.

А хочешь, с оленем в пятнашки играй…

Ведь это такой удивительный край!

Не обижает никто никого.

Все любят пятнашки и прятки.

Но больше всего, но больше всего,

Там любят стихи и загадки!

Туда мы отправимся - ты да я.

Только с собой не возьмем ружья

И дома оставим твой старый пугач.

Там первый закон - никого не пугать.

Висит объявление у самой опушки.

(Написать на доске)

Вам, пистолеты, рогатки и пушки,

вход в эту сказку закрыт навсегда.

Скорей собирайся, поедем туда!

Почему в этом лесу висит такое объявление?

Что мы возьмем с собой в дорогу?

2. Действия с волшебной палочкой.

Отправиться в путь нам поможет волшебная палочка.

(Учитель взмахивает волшебной палочкой, открывает доску, на которой висит рисунок с лесами-чудесами)

3. Посещение волшебного леса.

Где мы очутились? Нравится вам здесь? Как мы будем себя здесь вести?

Как вы думаете, в какое время года мы попали в леса-чудеса? Почему вы так думаете?

4. Формирование умения видеть красоту.

Да, действительно, сейчас весна. Самое прекрасное время года. Весной природа преображается: деревья надевают ароматный наряд, каждый листочек старается подставить свои ладошки ласковому солнышку. Весна нас радует своими оттенками: от нежно-розового до изумрудного. Только важно замечать эту красоту, которая нас окружает. Нужно только присмотреться, полюбить окружающую нас природу, и она раскрое нам свои красоты.

Так много

В нашем мире красоты,

Которой мы порой не замечаем.

Все потому,

Что каждый день встречаем

Ее давно знакомые черты.

Мы знаем,

Что красивы облака,

Река, цветы,

Лицо любимой мамы,

И Пушкина летящая строка,

И то, что человек красив делами.

Но есть еще другая красота,

Которая не кажется красивой.

К примеру: красота крота.

Или пчелы трудолюбивой,

Или змеи, лягушки и жука.

Или другого странного народа?

Все бесконечные века

Его ваяла

Мудрая природа.

Вглядись в лицо

Любого существа - и ты увидишь,

Как она права!

В природе все гармонично: не может быть красивым или не красивым. Раз это существо или растение созданы природой - они уже красивы. Только нужно уметь видеть эту красоту.

Раз мы в лесах-чудесах, то давайте постараемся в предметах, существах, которые люди считали некрасивыми и не любили их, попытаемся увидеть красивое (дети высказываются).

5. Формирование правильного отношения к растительному миру.

Самое маленькое насекомое, обиженное нами, страдает так же, как и гигант. Оно чувствует боль, как мы с вами. А мы очень часто не задумываясь о том, что делаем, совершаем поступки, которые вредят природе и не доставляют никому радости.

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем - объяснить не могу.

В стакане он день простоял, и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

Почему мальчик задумался над своим поступком?

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Как нужно сохранять раннецветущие цветы - первоцветы?

Что можно сделать, чтобы улучшить зеленый наряд нашей земли?

6. Формирование правильного отношения к животному миру.

Предлагаю послушать детям фантастический рассказ о том, как человек, попавший на машине времени в прошлое, был наказан за то, что наступил на бабочку и раздавил ее.

Ничто в природе не проходит бесследно. Исчезновение одного компонента влечет исчезновение других, и так может быть уничтожена вся жизнь на Земле.

Нельзя нарушать равновесие в природе, забирая животных домой. Лес, луг, речка - это их мир, и если мы лишаем их этого мира, их дома, мы лишаем их радости, семей. Поэтому нельзя брать руками птичек, животных, кажущихся брошенными. Это иллюзия, так как их родители никогда их не бросят, а будут, невидимые нашему глазу, рядом с ними.

7. Чтение стихотворения о мальчике и ежике. Обсуждение.

Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком, подружившимся с жителем леса.

Он сбежал у меня на глазах,

Я его провожаю в слезах.

Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку, дружили.

Позволял он потрогать брюшко.

Он с ладошки лизал молоко.

У него была мила рожица.

Не любил он колоться и ежиться.

Но открытой оставили дверь.

И сердитый бежит он теперь.

Как чужой, и шипит, и колется.

проводил я его до околицы.

И в колючей траве он исчез,

И свободный отправился в лес.

Легко ли было мальчику расстаться с другом?

Правильно ли он поступил?

Хорошо ли ему жилось у мальчика?

Почему он все равно убежал в лес?

8. Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского о песнях деревьев.

Взошло солнце, дунул легкий ветерок, и все деревья в лесу запели. Каждое пело свою песню. Береза пела свою песню. Слушая ее, нам хотелось подойти к белокурой красавице и обнять ее. Дуб пел мужественную песню. Когда мы слушали песню дуба, нам хотелось быть сильными и отважными. Верба, что склонилась над прудом, пела задумчивую песню. Слушая песню вербы, мы слушали о том, что придет осень, и листья с деревьев осыплются. Нам пришла мысль о темной ночи, о страшной грозе, которая гнет тонкую беззащитную рябину. Вот какие песни мы услышали в лесу.

Какие песни мы услышали?

Какая песня вам больше всего понравилась?

Сможете ли вы ее сейчас напеть?

Как нужно относиться к деревьям?

В наше время очень много уничтожается деревьев. Где мы можем видеть предметы, изготовленные из деревьев?

Чтобы сохранить деревья, уменьшить вырубку, нужно бережно относиться к предметам домашнего обихода, школьной мебели, сдавать макулатуру. Ведь 60 кг собранной макулатуры сохраняет от вырубки одно дерево, которое растет десятки лет.

Лес - наш друг. Он всегда рад хорошим гостям, но, к сожалению, не все гости относятся к этому гостеприимному хозяину с душой и пониманием.

9. Чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Послушайте небольшой рассказ В.Сухомлинского, который называется «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловушка перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бума и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля - брось под куст, ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Стыдно…перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

Почему Лиде было стыдно перед соловушкой?

Какую помощь птицам вы можете оказать?

Как бы вы поступили после отдыха в лесу?

Часто ли вам приходилось видеть лес, загаженный людьми, а не животными?

Как мы можем помочь природе в этой ситуации?

10. Формирование правильного отношения к домашним растениям и животным.

Нужно помнить не только о природе, которая окружает нас вне дома, но и о домашних растениях и животных нельзя забывать.

Есть ли у вас дома любимые цвет и животные?

Как вы за ними ухаживаете?

Запомните: животное - это не игрушка, это живое существо, заботу о котором вы взяли на себя, заведя его. Помните о том, что они нуждаются в вашей помощи.

11. Хоровое чтение воззвания к человечеству.

Человечество!

Приложите усилия разума к тому, чтобы ваш труд не вредил природе, а защищал ее. Давайте вместе спасем нашу Землю!

Внеклассное занятие «Люби все живое»

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой.

Оборудование: газета «Мир вокруг нас», маски грустного и улыбающегося человека, написанное на бумаге слово атмосфера, схема загрязнения воздуха, правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных, занесенных в Красную книгу нашей страны.

Ход занятия.

Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

    Грустный человек.

    А почему он грустный? (Ответы детей)

    У нас оказались разные мнения.

Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.

Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися.

Первый корреспондент:

    Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

    Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово)

    Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

    Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей)

Рассмотрите схему.

    От чего загрязняется воздух?

    Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?

    Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)

Первый корреспондент.

    Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

    Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!

    Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент.

    Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова.

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор,

И, конечно, репродуктор,

И еще магнитофон.

    Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна.

Вы же в доме не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?

(Ответы детей)

им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

    Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей)

    Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

    Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Конечно это вода.

Не умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода

    Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода.

    Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?

    Вечером на землю слетает,

ночью на земле пребывает,

утром опять улетает.

    Над рекою, над долиной повисла

белая холстина.

    Пушистая вата плывет куда-то:

чем вата ниже, тем дождик ближе.

    Меня ждут, не дождутся, а как

завидят – разбегутся.

    На дворе переполох, с неба

сыплется горох.

Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок?

(Ответы детей)

    Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Данкове, которые сбрасывают в нашу речку Дон отходы производства? (Доломитовый комбинат, химический завод, животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся?

    Что надо сделать? (Ответы детей)

    Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Уберем все грязные пятна!

(Убирает)

    Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!

А теперь зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент.

    Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей)

    Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам.

    Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!

    Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)

Появляется плакат.

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Дружно соберем цветы,

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

    Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений)

    Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей)

    Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы)

Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

Н.А. Заболоцкий.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

    Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны.

    А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)

Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.

    Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.

    Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.

    Что такое природа? (Ответы детей)

    Что природа дает человеку?

    Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)

    А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Нравственный классный час «Любить все живое» - 2 класс.

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.
Предварительная подготовка. Учащиеся заранее рисуют и вырезают силуэты зверей, птиц, насекомых, грибов, цветов и т. д.
Оформление: на доске плакаты – высказывания о природе, картины о природе, цветок для игры «Сорви лепесток».
Ход классного часа.
I. Психологический настрой.
Учитель.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
Тема нашего сегодняшнего классного часа «Любить все живое».
И хочу я его начать с житейского завещания наших предков: «Будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое, помогай ей вечно цвести и плодоносить, дабы земля не стала пустынею и адом». (Плакат висит на доске)
- Как вы понимаете завещание наших предков? (Ответы детей)
II. Вступительное слово учителя. (На фоне спокойной музыки)
Учитель.
- Чудесен и таинственен мир природы. Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймете это. Встречали ли вы солнышко на рассвете? Солнышко превращает пусть в небольшой, но все же праздник, любой обычный и будничный день человека. Когда над нами солнце - становится лучше, теплее вокруг нас и в нас самих.
Удивительны наши сказочные леса. А поляны богаты диковинными травами и цветами. Загляните в глаза каждому новому цветку, каждой травинке, и вы сможете ощутить их обворожительную силу. Как прекрасны и неповторимы наши моря и реки, как богат их подводный мир. Невозможно словами описать всю ту красоту что нас окружает, это нужно уметь видеть.
Солнце, лес, луг, вода, ветер... приносят нам огромную радость, душевное спокойствие, прекрасное настроение.
Через несколько лет вы станете взрослыми и на ваши плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу страны, всей Земли. Оберегать природу всегда и везде - наша обязанность. Чтобы оберегать природу, ее надо знать

III. Чтение и работа над содержанием телеграмм.
Учитель.
- Ребята, сегодня в школу почтальон принес две телеграммы. Послушайте, я вам их зачитаю.

Телеграммы из леса. (В.Бианки)
1. «Мы первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают.
Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают! Очень! Ваши зеленые друзья:
Ива, Черемуха, Лесная Сирень».

2. «Мне нужна помощь! Срочная!
Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они сидели в земле – на два метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.
Ваш дятел».

Вопрос. Какой ответ вы пошлете на эти телеграммы? Какую помощь можете оказать?
(Ответы детей)
IV. Конкурс «В лес за грибами и ягодами»
Природа щедро одаривает людей целебными травами, грибами, ягодами... Кто же не любит собирать грибы и ягоды? Для их поиска и сбора необходимы опыт, знание и умение.
1.Назовите съедобные и ядовитые грибы (предлагается таблица с изображением грибов). Что вы можете посоветовать начинающему грибнику?
2. Ягоды – лакомство для всех ребят. Но и они бывают съедобными и несъедобными. Назовите такие ягоды. Собирать ягоды умеют не все. Нередко после ухода ребят ягодники имеют жалкий вид: ветки поломаны, смяты, трава вытоптана. Конечно, всё это происходит не по злому умыслу, а из-за элементарной экологической безграмотности.
Посоветуйте, как надо собирать ягоды?

V. «Мы твои друзья, Природа!»
Ребята делятся на группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают свои мысли.
Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами.
1. Отдыхая в лесу, вы подошли к родничку и увидели начавшийся размыв на склоне. Что вы сделаете?
2. Весной в лесу вы увидели раненную березу, плачущую березу, которая от потери сока может погибнуть. Ваши действия?
3. Когда отмечается Всемирный День охраны окружающей среды? (Ответ: 5 июня, учрежден ООН в 1972 г.)
4. Как называется книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений и животных? (Ответ: « Красная книга»).
VI. Игра «Сорви лепесток».
Ребята по очереди срывают лепесток с цветка, читают на обороте правило поведения в природе и договаривают правило до конца.
Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов
Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений)
Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках)
Украшайте в зеленый наряд
VII. Игра «Собери картинку».
На ватмане нарисовано большое дерево. Ребята составляют панно из заранее приготовленных рисунков – силуэтов зверей, птиц, цветов и т.д. Приклеивают их на ватман к дереву, создают сюжет.
VIII. Подведение итогов классного часа. Звучит спокойная музыка.
Ученик.
Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя

Учитель. «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли
М.М. Пришвину.

Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите
М. Дудин

Литература

Библиотека учителя начальных классов – книга «Азбука нравственного воспитания» 1989 г.
Берегите эти земли, эти водыКнига – интервью. – М.: Знание, 1988
Журнал «Начальная школа» № 4 2009 год.
Справочник классного руководителя Москва «ВАКО» 2008 год



Поделиться: