Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Гидротехнические сооружения, возможные аварии на них и их последствия

Гидродинамически опасными объектами называют сооружения или естественные образования, создающие разницу уровней воды. До такого объекта высокий уровень (верхний бьеф), а после него - низкий уровень (нижний бьеф). К ним относятся гидротехнические сооружения напорного фронта: плотины гидро- электростанций, плотины другого назначения, дамбы, запруды, водоприемники и водозаборные сооружения, напорные бассейны и уравнительные резервуары, гидроузлы, малые гидроэлектростанции и сооружения, входящие в состав инженерной защиты городов и сельскохозяйственных угодий.

Аварии на таких объектах называются гидродинамическими. Они подразделяются на следующие виды:

1) прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва, приводящие к катастрофическим затоплениям больших территорий;

2) прорывы плотин (дамб, перемычек и др.), приводящие к возникновению прорывного паводка;

3) прорывы плотин (шлюзов, перемычек и др.), приводящие к смыву плодородных почв или отложению наносов на больших пространствах.

Основные поражающие факторы гидродинамических аварий - это волна прорыва и затопление местности.

Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах труднопредсказуемы. Располагаясь чаще всего в черте или выше по течению рек у крупных населенных пунктов, при разрушении они могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, где находится значительное количество городов и сел, объектов экономики. Это приведет к массовой гибели людей, уничтожению инфраструктуры больших районов, длительному прекращению судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производств и пр.

Последствия катастрофического затопления будут усугубляться авариями на потенциально опасных объектах, попадающих в эту зону, к которым относятся системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций, места сбора мусора и прочих отбросов. Вся эта дрянь загрязнит зону затопления и распространится вниз по течению. Возрастает опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний, чему будет способствовать скопление населения на ограниченной территории при значительном ухудшении материально-бытовых условий жизни.

Защита и безопасность населения при гидродинамических авариях обеспечиваются большим комплексом организационных, инженерно-технических и других мер. Основные из них: правильный выбор места размещения плотины по отношению к близлежащим населенным пунктам, ограничение строительства жилых домов и объектов экономики в местах, подверженных действию возможной волны прорыва; обвалование населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий; проведение берегоукрепительных работ, создание надежных дренажных систем для предотвращения оползней и обрушений. Создаются также устройства гидроизоляции и специальные укрепления на зданиях и сооружениях; высаживаются низкоствольные леса (из тополей, ольхи и березы), способные уменьшить скорость волны прорыва.

Опять хочу подчеркнуть, что теория и практика всегда сильно отличаются друг от друга. Люди часто нарушают любые правила. Ради выгоды, особенно в условиях капиталистических отношений, да и при социализме, когда одна партия решала все, строили и продолжают строить как хотят и где хотят. Нарушений масса, а денег на реальную защиту, о которой мы только что говорили, никогда не хватает. Поэтому не будьте идеалистами и трезво оценивайте ситуацию. Покупаете новую квартиру или дом - правильно выбирайте место. Например, на берегу реки - это хорошо, но не затопит ли ваш дом первый же паводок, не смоет его совсем волна от прорыва плотины, которую взорвал обиженный на весь белый свет террорист. Если вы уже родились и живете под огромной плотиной, которая может в любой момент смыть все, что; вам дорого в этой жизни, позаботьтесь о себе и переберитесь, пока не поздно, в более безопасное место. Вспомните народную поговорку: «Береженого – Бог бережет!»

В случае опасности прорыва искусственных плотин принимаются следующие меры: увеличивается сток воды и производится плановый сброс воды из водохранилищ в период весеннего паводка.

Если существует опасность прорыва естественного водохранилища, принимаются меры по укреплению стенок такого объекта. Если катастрофическое затопление все же началось, принимаются следующие меры:

1) население оповещается об угрозе катастрофического затопления;

2) производится экстренная эвакуация населения до подхода волны прорыва (самостоятельно, реже с использованием транспорта, выделенного специальными службами для этой цели);

3) население, не имеющее возможности убежать, размещается на верхних этажах особо прочных зданий и сооружений, а также на возвышенностях;

4) проводятся аварийно-спасательные работы;

5) оказывается квалифицированная й специализированная помощь пострадавшим;

6) проводятся неотложные работы по обеспечению жизнедеятельности населения.

В заключительном слове обо всех аварийных и катастрофических ситуациях, которые мы тут рассмотрели, хочу предупредить своего читателя. Не надейтесь особо на службы экстренной помощи. Они тоже могут пострадать от катастрофы. Да, они есть, они работают и часто помогают людям, но при реальной угрозе жизни они часто не успевают. Не потому ли у нас такая страшная мясорубка на дорогах, что мы в год теряем в 3 раза больше людей, чем за 10 лет всей афганской войны? Например, человека ударило током, и у него остановилось сердце. Вызовите «Скорую помощь». Они обязательно приедут, но это произойдет не раньше чем через полчаса, а бывает и значительно позже. Через полчаса «Скорая» может только написать бумажку, констатирующую смерть. А лично вы можете спасти жизнь этому человеку, если сами не побрезгуете и немедленно не начнете искусственное дыхание и массаж сердца. Не теряйтесь! Если вы подготовлены, вы способны на многое. Как говорил Ильф и Петров: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Не забывайте об этом. А уже позже вам обязательно помогут специальные службы.

29.09.2013 20014 0

Цель урока. Познакомить учащихся с основными гидро­техническими сооружениями и их предназначением. Сформи­ровать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии, возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Познакомить учащихся с основными меро­приятиями по защите населения от последствий гидродинами­ческих аварий профилактического характера, по ликвидации последствий гидродинамических аварий.

Изучаемые вопросы

1. Гидротехнические сооружения и их предназначение.

2. Гидродинамические аварии и причины их возникнове­ния.

3. Возможные последствия гидродинамических аварий.

4. Мероприятия по профилактике возникновения гидроди­намических аварий.

5. Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий.

Изложение учебного материала

1. Отметить, что гидротехническое сооружение - это инженерное или естественное сооружение для использования водных ресурсов или для борьбы с разрушительным действием воды.

К основным потенциально опасным гидротехническим со­оружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения и шлюзы.

2. Дать определение гидродинамической аварии. Указать основные причины ее возникновения: действие сил природы (землетрясение, ураган, разлив, разрушение плотины паводко­выми водами) или воздействие человека (нанесение ударов со­временными средствами поражения по гидротехническим со­оружениям и совершение диверсионных актов), а также конструктивные дефекты или ошибки в проектировании и экс­плуатации гидротехнических сооружений.

3. Подчеркнуть, что гидродинамические аварии на гидро­технических сооружениях могут привести к катастрофическим последствиям:

- повреждения и разрушения гидротехнических сооруже­ний, кратковременное или долговременное прекращение вы­полнения ими своих функций;

- поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образовавшейся в результате разрушения гидротехни­ческого сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (в горных районах может доходить до 100 км/ч);

Катастрофическое затопление обширных территорий и значительного количества городов и сел, объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Отметить, что крупные гидротехнические аварии случаются не так уж редко. Отмечено, что в мире за последние 180 лет произошло более 300 зна­чительных гидродинамических аварий. Последствия этих, аварий: в зоне катастрофы могут оказаться опасные производ­ственные объекты (химические, взрывопожароопасные); нарушается работа системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций. Все это создает неблагоприятную санитарно-эпидемическую обстановку и способствует появлению массовых инфекционных заболеваний.

4. Прежде чем начать изучение основного материала, отметить, что все мероприятия по защите от гидротехнических аварий делятся на три группы. Профилактические мероприятия относятся к первой группе мероприятий. Проводятся они постоянно и включают в себя меры профилактики возникнове­ния гидродинамической аварии на гидротехническом сооруже­нии: постоянный надзор за безопасностью функционирования таких сооружений и накопителей жидких отходов промышлен­ности; обследование гидротехнических сооружений и проверка организации надзора за ними.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального за­кона «О безопасности гидротехнических сооружений» составля­ются декларации по безопасности гидротехнических сооружений.

5. Учащиеся должны знать, что полностью исключить возникновение гидродинамических аварий не представляется возможным. Поэтому целью повышения уровня безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении планируются и проводятся мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуа­ции. Это мероприятия второй группы.

Основные мероприятия по ликвидации последствий чрез­вычайной ситуации гидродинамического происхождения мож­но рассмотреть на конкретном примере - прорыве плотины Киселевского водохранилища в июне 1993 г.

6. К третьей группе относятся мероприятия, связанные с организацией подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении и во время нее.

На этом этапе целесообразно рассмотреть рекомендации МЧС России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуа­ций на гидротехнических сооружениях:

- как подготовиться к гидродинамической аварии;

- как действовать при угрозе гидродинамической аварии;

- как действовать в условиях наводнения при гидродина­мических авариях;

- как действовать после гидродинамической аварии.

В заключение урока отметить, что комплекс мер, принимаемых государством по защите населения от чрез­вычайной ситуации гидродинамического происхождения, зна­чительно повышает устойчивость работы гидродинамических сооружений. Однако при этом не следует забывать о личной готовности каждого человека действовать в условиях чрезвы­чайной ситуации гидродинамического происхождения спокойно, расчетливо и эффективно. Быть способным найти наиболее безопасный выход в сложной аварийной обстановке - это основная цель обучения правилам безопасного поведения.

Контрольные вопросы

1. Какие сооружения относятся к гидродинамическим? Назовите их основное предназначение.

2. Какие гидродинамические сооружения относятся к потенциально опасным сооружениям?

3. Каковы причины возникновения гидродинамической аварии?

4. Какие поражающие факторы возникают при гидродинамической аварии?

5. Перечислите основные последствия гидродинамической аварии.

6. Какие факторы могут привести к возникновению аварии на гидротехническом сооружении?

7. Какие мероприятия проводятся на гидротехнических со­оружениях в целях профилактики гидродинамических аварий?

8. Какие мероприятия проводятся для защиты населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации гидродинамиче­ского происхождения?

9. Какое значение имеет подготовка населения, проживаю­щего на территории, прилегающей к гидротехническому coopy жению, к чрезвычайным ситуациям гидродинамического про­исхождения?

10. Какую информацию необходимо иметь населению, проживающему вблизи гидротехнического сооружения, для обеспечения безопасности?

Домашнее задание

1. Изучите §5.8, 5.9 учебника.

2. Подберите в различных источниках (книги, журналы и т. д.) несколько примеров гидродинамических аварий, имев­ших место в мире. Проанализируйте причины их возникнове­ния и последствия для жизнедеятельности населения в зоне ЧС.

Конспект урока

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Дать определение гидродинамической аварии.

Урок 11. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий.

Цель урока. Познакомить учащихся с основными гидротехническими сооружениями и их предназначением. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии, возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий гидродинамических аварий профилактического характера, по ликвидации последствий гидродинамических аварий.

Изучаемые вопросы

  1. Гидротехнические сооружения и их предназначение.
  2. Гидродинамические аварии и причины их возникновения.
  3. Возможные последствия гидродинамических аварий.
  4. Мероприятия по профилактике возникновения гидродинамических аварий.
  5. Мероприятия по ликвидации последствий гидродинамических аварий.
  6. Рекомендации специалистов МЧС России по безопасному поведению населения в случае возникновения гидродинамических аварий.

Изложение учебного материала

1. Отметить, что гидротехническое сооружение — это инженерное или естественное сооружение для использования водных ресурсов или для борьбы с разрушительным действием воды.

К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения и шлюзы.

  1. Дать определение гидродинамической аварии. Указать основные причины ее возникновения: действие сил природы (землетрясение, ураган, разлив, разрушение плотины паводковыми водами) или воздействие человека (нанесение ударов современными средствами поражения по гидротехническим сооружениям и совершение диверсионных актов), а также конструктивные дефекты или ошибки в проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений.
  2. Подчеркнуть, что гидродинамические аварии на гидротехнических сооружениях могут привести к катастрофическим последствиям:
  3. повреждения и разрушения гидротехнических сооружений, кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;
  4. поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образовавшейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (в горных районах может доходить до 100 км/ч);

— катастрофическое затопление обширных территорий и значительного количества городов и сел, объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Отметить, что крупные гидротехнические аварии случаются не так уж редко. Отмечено, что в мире за последние 180 лет произошло более 300 значительных гидродинамических аварий. Последствия этих, аварий: в зоне катастрофы могут оказаться опасные производственные объекты (химические, взрывопожароопасные); нарушается работа системы водоснабжения, канализации, сливных коммуникаций. Все это создает неблагоприятную санитарно-эпидемическую обстановку и способствует появлению массовых инфекционных заболеваний.

4. Прежде чем начать изучение основного материала, отметить, что все мероприятия по защите от гидротехнических аварий делятся на три группы. Профилактические мероприятия относятся к первой группе мероприятий. Проводятся они постоянно и включают в себя меры профилактики возникновения гидродинамической аварии на гидротехническом сооружении: постоянный надзор за безопасностью функционирования таких сооружений и накопителей жидких отходов промышленности; обследование гидротехнических сооружений и проверка организации надзора за ними.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» составляются декларации по безопасности гидротехнических сооружений.

5. Учащиеся должны знать, что полностью исключить возникновение гидродинамических аварий не представляется возможным. Поэтому целью повышения уровня безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении планируются и проводятся мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Это мероприятия второй группы.

Основные мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения можно рассмотреть на конкретном примере — прорыве плотины Киселевского водохранилища в июне 1993 г.

6. К третьей группе относятся мероприятия, связанные с организацией подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении и во время нее.

На этом этапе целесообразно рассмотреть рекомендации МЧС России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях:

  1. как подготовиться к гидродинамической аварии;
  2. как действовать при угрозе гидродинамической аварии;
  3. как действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях;
  4. как действовать после гидродинамической аварии.

В заключение урока отметить, что комплекс мер, принимаемых государством по защите населения от чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения, значительно повышает устойчивость работы гидродинамических сооружений. Однако при этом не следует забывать о личной готовности каждого человека действовать в условиях чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения спокойно, расчетливо и эффективно. Быть способным найти наиболее безопасный выход в сложной аварийной обстановке — это основная цель обучения правилам безопасного поведения.

Контрольные вопросы

  1. Какие сооружения относятся к гидродинамическим? Назовите их основное предназначение.
  2. Какие гидродинамические сооружения относятся к потенциально опасным сооружениям?
  3. Каковы причины возникновения гидродинамической аварии?
  4. Какие поражающие факторы возникают при гидродинамической аварии?
  5. Перечислите основные последствия гидродинамической аварии.
  6. Какие факторы могут привести к возникновению аварии на гидротехническом сооружении?
  7. Какие мероприятия проводятся на гидротехнических сооружениях в целях профилактики гидродинамических аварий?
  8. Какие мероприятия проводятся для защиты населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения?
  9. Какое значение имеет подготовка населения, проживающего на территории, прилегающей к гидротехническому coopy жению, к чрезвычайным ситуациям гидродинамического происхождения?
  10. Какую информацию необходимо иметь населению, проживающему вблизи гидротехнического сооружения, для обеспечения безопасности?

Домашнее задание

  1. Изучите §5.8, 5.9 учебника.
  2. Подберите в различных источниках (книги, журналы и т. д.) несколько примеров гидродинамических аварий, имевших место в мире. Проанализируйте причины их возникновения и последствия для жизнедеятельности населения в зоне ЧС.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18819. Основы защиты водных объектов от загрязнения 89 KB
Лекция №12 Тема: Основы защиты водных объектов от загрязнения. План Запасы природных вод. Основы классификации природных вод. Характеристика водопользования и водопотребления. Критерии качества воды. Промышленная классификация вод и систем водоснабжен...
18820. Нормирование качества окружающей среды 215.5 KB
Лекция №11 Тема: Нормирование качества окружающей среды План Понятие качества окружающей среды Санитарногигиеническое и экологическое нормирование Экологическая стандартизация Экологическая паспортизация Экологический сертификат и экологиче
18821. Экология. Курс лекций 285 KB
Экология. Введение курс экология. План лекции: Экология как наука. Об основных законов и принципах функционирования системы общества природы. Современная структура основные направления развития экологии. Цели и задачи и общее содержание курса Эк
18822. Курение - опасное увлечение. Классный час 80.5 KB
Классный час Курение опасное увлечение Классный час о вреде курения в 8 классе Форма: суд над сигаретой ролевая познавательная игра Оформление класса: Плакат: Табак приносит вред телу разрушает разум отупляет целые нации О. Де Бальзак. Таблица по б...
18823. Необхідність і суть грошей Походження та необхідність грошей 198.36 KB
Тема 1: Необхідність і суть грошей Походження та необхідність грошей. Розвиток форм грошей. Функції грошей. Роль грошей в ринковій економіці. Походження та необхідність грошей. Гроші зявились як результат еволюційного розвитку то...
18824. Кількісна теорія грошей і сучасний монетаризм. Сучасний кейнсіансько-неокласичний синтез у теорії грошей 187.5 KB
онспект лекцій з дисципліни Гроші та кредит Тема 2 Кількісна теорія грошей і сучасний монетаризм 2.1. Класична кількісна теорія грошей.2.2. Неокласичний варіант кількісної теорії грошей. 2.3. Внесок ДЖ. М. Кейнса у розвиток кількісної теорії грошей. 2.4. Суча
18825. Грошовий оборот. Грошовий обіг 294 KB
Тема 2 Сутність та економічна основа грошового обороту Модель грошового обороту. Грошові потки та їх балансування. Структура грошового обороту за економічним змістом та формою платіжних засобів Маса грошей в обороті. Грошові агрегати та грошова база.
18826. ГРОШОВИЙ РИНОК. Графічна модель грошового ринку 295 KB
Тема 4 ГРОШОВИЙ РИНОК 3.1. Сутність та особливості функціонування грошового ринку. 3.2. Інституційна модель грошового ринку. 3.3. Структура грошового ринку. 3.4. Попит на грошові. 3.5. Пропозиція грошей. 3.6. Графічна модель грошового ринку. Рівновага на грошовому ринку...
18827. Грошові системи. Монетизація бюджетного дефіциту та валового внутрішнього продукту 78 KB
Тема 5: Грошові системи. 1. Поняття грошової системи та її елементи. 2. Типи грошових систем. Системи обігу металевих та кредитнопаперових грошей. 3. Грошовокредитна політика її цілі та інструменти. 4. Монетизація бюджетного дефіциту та валового внутрішнього прод

События и факторы, способствующие возникновению гидродинамической аварии, могут накладываться по времени одно на другое (весеннее половодье и паводок, вызванный обильными дождями, происходящие в одно время), а это приводит к стремительному развитию событий и к малопредсказуемым последствиям возникшей чрезвычайной ситуации.

Все мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций гидродинамического происхождения в нашей стране можно условно разделить на три взаимообусловленные группы.

Первая группа мероприятий проводится постоянно и включает в себя меры профилактики возникновения гидродинамической аварии на гидротехническом сооружении.

С этой целью в стране осуществляется постоянный надзор за безопасностью функционирования таких сооружений и накопителей жидких отходов промышленности. Периодически проводятся обследования гидротехнических сооружений и проверки организации надзора за ними. Так, по данным МЧС России, постоянно проводятся всесторонние обследования и проверки на потенциально опасных гидротехнических сооружениях, в том числе на Братской ГЭС, Красноярской ГЭС, Иркутской ГЭС и пр.

Отметим, что наиболее тщательно проверки и обследования осуществляются на потенциально самых опасных гидротехнических сооружениях, так как разрушение на них плотин может привести к катастрофическим последствиям, особенно в период паводков и весенних половодий.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» проводятся работы по составлению деклараций по безопасности гидротехнических сооружений.

В 2010 г. на территории Российской Федерации была проведена большая профилактическая работа по обеспечению безаварийного пропуска вод, образующихся в период весеннего половодья и летне-осенних паводков.

Проведение заблаговременных мероприятий по предотвращению гидродинамических аварий значительно снижает вероятность их возникновения и позволяет уменьшить ущерб от их последствий. Но так как полностью исключить возникновение гидродинамических аварий не представляется возможным, то с целью повышения уровня безопасности населения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении планируются и проводятся мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Это мероприятия второй группы .

Для ознакомления с основными мероприятиями, проводимыми при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, рассмотрим конкретный пример организации и проведения ликвидации последствий, возникших при прорыве плотины Киселевского водохранилища в начале 90-х годов прошлого века.

Напомним, что в июне 1993 г. произошел прорыв плотины Киселевского водохранилища на реке Каква, что привело к сильному наводнению в г. Серове Свердловской области (см. раздел 5.8).

Проведение аварийно-спасательных работ длилось с 14 по 16 июня. В это время главные усилия органов управления и привлеченных сил были направлены на спасение людей.

После спада наводнения были развернуты работы по восстановлению железной и автомобильных дорог, очистных сооружений, доставок населению, отрезанному от города, питьевой воды и продовольствия.

В период с 17 июня по 15 августа проводились аварийно-восстановительные работы, основным содержанием которых было жизнеобеспечение пострадавшего населения. Огромный труд был вложен в деятельность объектов экономики. Продолжалось оказание медицинской помощи населению, были предприняты профилактические меры по предупреждению возникновения эпидемий.

Для подготовки к проведению мероприятий первой и второй групп во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются планы мероприятий и создаются оперативные группы для контроля их выполнения.

К третьей группе относятся мероприятия, связанные с организацией подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении и во время нее.

С этой целью специалистами МЧС России с учетом опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях разработаны рекомендации населению.

Как подготовиться к гидродинамической аварии

Если вы проживаете на прилегающей к гидроузлу (гидротехническому сооружению) территории, то уточните, попадает ли она в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления. Узнайте, расположены ли вблизи места вашего проживания возвышенности и каковы кратчайшие пути движения к ним.

Изучите сами и ознакомьте членов семьи с правилами поведения при воздействии волны прорыва и при затоплении местности, с порядком общей и частичной эвакуации. Заранее уточните место сбора эвакуируемых, составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации.

Запомните места нахождения лодок, плотов, других плавсредств и подручных материалов, которые можно использовать для их изготовления.

Как действовать при угрозе гидродинамической аварии

При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях

При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на крупное дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.

Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории. При подтоплении вашего дома отключите электроснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью фонаря. Для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием. Наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердак. Организуйте учет продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование. Готовьтесь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь, подручные спасательные средства (надувные матрацы, подушки). Для вынужденного плавания можно подготовить бочки, бревна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, столбы и автомобильные камеры. Есть даже рекомендация набить пластиковыми закрытыми бутылками и мячами рубашку или брюки, если больше ничего способного вас поддержать в воде под рукой не оказалось. Эвакуироваться самостоятельно можно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и при отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

Как действовать после гидродинамической аварии

Перед тем как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Проветрите здание для удаления накопившихся газов. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения. Проверьте с помощью внешнего осмотра исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. Пользоваться ими разрешается только после заключения специалистов о пригодности к работе. Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.

слева - пригорок; справа - крышу

Комплекс мер, принимаемых государством по защите населения от чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения, значительно повышает устойчивость работы гидродинамических сооружений. Однако не следует забывать о значении личной готовности каждого человека действовать спокойно, расчетливо и эффективно.

Вопросы

  1. Какие факторы могут привести к возникновению аварии на гидротехническом сооружении?
  2. Какие мероприятия проводятся на гидротехнических сооружениях в целях профилактики гидродинамических аварий?
  3. Какие мероприятия проводятся для защиты населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения?
  4. Какое значение имеет подготовка населения, проживающего на территории, прилегающей к гидротехническому сооружению, по вопросам безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения?
  5. Какую информацию необходимо иметь населению, проживающему вблизи гидротехнического сооружения, для обеспечения безопасности?

Задание

Внимательно изучите рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения населения, проживающего вблизи гидротехнического сооружения. Сформулируйте правила своего поведения, если бы вы оказались в условиях чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения с учетом своего региона. Свои действия обоснуйте и запишите в дневник безопасности.

Тема:6.4 Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения: 19.01.2015 г.

Составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Задунайский А.А.

Цель: познакомиться с основными мерами по защите населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

Ход урока

    Повторение пройденного материала.

    Какие сооружения относятся к гидродинамическим? Назовите их основное предназначение.

    Какие гидродинамические сооружения относятся к потенциально опасным сооружениям?

    Каковы причины возникновения гидродинамической аварии?

    Какие поражающие факторы возникают при гидродинамической аварии?

    Перечислите основные последствия гидродинамической аварии.

    Сообщение темы и цели урока.

Тема урока «Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях».

Цель урока: познакомиться с основными мерами по защите населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

    Изложение программного материала.

События и факторы, способствующие возникновению гидродинамической аварии, могут накладываться по времени одно на другое (весеннее половодье и паводок, вызванный обильными дождями, происходящие в одно время), а это приводит к стремительному развитию событий и к малопредсказуемым последствиям возникшей чрезвычайной ситуации.

Все мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций гидродинамического происхождения в нашей стране можно условно разделить на три взаимообусловленные группы.

Первая группа мероприятий проводится постоянно и включает в себя меры профилактики возникновения гидродинамической аварии на гидротехническом сооружении.

С этой целью в стране осуществляется постоянный надзор за безопасностью функционирования таких сооружений и накопителей жидких отходов промышленности. Периодически проводятся обследования гидротехнических сооружений и проверки организации надзора за ними. Так, по данным МЧС России, в 2003 г. были проведены обследования и проверки в 19 потенциально опасных гидротехнических сооружениях, в том числе на Братской ГЭС, Красноярской ГЭС, Иркутской ГЭС и пр.

Отметим, что наиболее тщательно проверки и обследования осуществляются на потенциально самых опасных гидротехнических сооружениях, так как разрушение на них плотин может привести к катастрофическим последствиям, особенно в период паводков и весенних половодий.

Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» проводятся работы по составлению деклараций по безопасности гидротехнических сооружений.

В 2003 г. на территории Российской Федерации была проведена большая профилактическая работа по обеспечению безаварийного пропуска вод, образующихся в период весеннего половодья и летне-осенних паводков.

Проведение заблаговременных мероприятий по предотвращению гидродинамических аварий значительно снижает вероятность их возникновения и позволяет уменьшить ущерб от их последствий. Но так как полностью исключить возникновение гидродинамических аварий не представляется возможным, то с целью повышения уровня безопасности населения в условиях чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении планируются и проводятся мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Это мероприятия второй группы.

Для ознакомления с основными мероприятиями, проводимыми при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, рассмотрим конкретный пример организации и проведения ликвидации последствий, возникших при прорыве плотины Киселёвского водохранилища в начале 90-х годов прошлого века.

Напомним, что в июне 1993 г. произошёл прорыв плотины Киселёвского водохранилища на реке Каква, что привело к сильному наводнению в г. Серове Свердловской области (см. раздел 5.8).

Проведение аварийно-спасательных работ длилось с 14 по 16 июня. В это время главные усилия органов управления и привлечённых сил были направлены на спасение людей.

После спада наводнения были развёрнуты работы по восстановлению железной и автомобильных дорог, очистных сооружений, доставок населению, отрезанному от города, питьевой воды и продовольствия.

В период с 17 июня по 15 августа проводились аварийно-восстановительные работы, основным содержанием которых было жизнеобеспечение пострадавшего населения. Огромный труд был вложен в деятельность объектов экономики. Продолжалось оказание медицинской помощи населению, были предприняты профилактические меры по предупреждению возникновения эпидемий.

Для подготовки к проведению мероприятий первой и второй групп во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются планы мероприятий и создаются оперативные группы для контроля их выполнения.

К третьей группе относятся мероприятия, связанные с организацией подготовки населения к безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении и во время неё.

С этой целью специалистами МЧС России с учётом опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях разработаны рекомендации населению.

Это должен знать каждый

Как подготовиться к гидродинамической аварии

Если вы проживаете на прилегающей к гидроузлу (гидротехническому сооружению) территории, то уточните, попадает ли она в зону воздействия волны прорыва и возможного катастрофического затопления. Узнайте, расположены ли вблизи места вашего проживания возвышенности и каковы кратчайшие пути движения к ним.

Изучите сами и ознакомьте членов семьи с правилами поведения при воздействии волны прорыва и при затоплении местности, с порядком общей и частичной эвакуации. Заранее уточните место сбора эвакуируемых, составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации.

Запомните места нахождения лодок, плотов, других плавсредств и подручных материалов, которые можно использовать для их изготовления.

Как действовать при угрозе гидродинамической аварии

При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.

Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях

При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на крупное дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.

Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории. При подтоплении вашего дома отключите электроснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путём вывешивания из окна днём флага из яркой ткани, а ночью фонаря. Для получения информации используйте радиоприёмник с автономным питанием. Наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердак. Организуйте учёт продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование. Готовьтесь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь, подручные спасательные средства (надувные матрацы, подушки). Для вынужденного плавания можно подготовить бочки, брёвна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, столбы и автомобильные камеры. Есть даже рекомендация набить пластиковыми закрытыми бутылками и мячами рубашку или брюки, если больше ничего способного вас поддержать в воде под рукой не оказалось. Эвакуироваться самостоятельно можно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и при отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

Как действовать после гидродинамической аварии

Перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений перекрытий и стен. Проветрите здание для удаления накопившихся газов. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения. Проверьте с помощью внешнего осмотра исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. Пользоваться ими разрешается только после заключения специалистов о пригодности к работе. Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.

Комплекс мер, принимаемых государством по защите населения от чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения, значительно повышает устойчивость работы гидродинамических сооружений. Однако не следует забывать о значении личной готовности каждого человека действовать спокойно, расчётливо и эффективно.

IV . Итог урока

Вопросы для самоконтроля:

    Какие факторы могут привести к возникновению аварии на гидротехническом сооружении?

    Какие мероприятия проводятся на гидротехнических сооружениях в целях профилактики гидродинамических аварий?

    Какие мероприятия проводятся для защиты населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения?

    Какое значение имеет подготовка населения, проживающего на территории, прилегающей к гидротехническому сооружению, по вопросам безопасного поведения в условиях чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения?

    Какую информацию необходимо иметь населению, проживающему вблизи гидротехнического сооружения, для обеспечения безопасности?

Домашнее задание

Внимательно изучите рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения населения, проживающего вблизи гидротехнического сооружения. Сформулируйте правила своего поведения, если бы вы оказались в условиях чрезвычайной ситуации гидродинамического происхождения с учётом своего региона. Свои действия обоснуйте и запишите в дневник безопасности.



Поделиться: