Отцы русской православной церкви. Святые отцы русской православной церкви о католицизме

Отцы Церкви – христианские писатели первых веков христианства, которые защищали и объясняли православную веру. Их учение называют святоотеческим, а сочинения – апологиями. Среди Отцов Церкви выделяют:

– апологетов, защищавших христианское учение от противников веры;

– учителей, разъяснявших основы веры и развивавших ее;

– наставников в духовной жизни, которые учили верующих смыслу и способам общения с Богом в молитве и христианской жизни. Среди них были аскеты, которые сосредоточивались на духовном подвиге и мистики-тайновидцы, которые сосредоточивались на пути духовного общения с Богом.

Из святых Отцов Церкви особо выделяются вселенские Учители, которые сформулировали и разъяснили различные догматы веры. В Православной Церкви это Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский и некоторые другие.

Все святые Отцы, будь то богословы, пастыри, аскеты или мистики, в своих учениях исходили из собственного жизненного опыта. Они сочетали блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их святыми Отцами Церкви.

Богословская наука, занимающаяся изучением творений Отцов Церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения, называется патристикой (от лат. раtег – отец). Этим термином обозначают также совокупность теологических и философских доктрин христианских писателей первых веков христианства. Богословская дисциплина, освещающая жизнь и деятельность Отцов Церкви, изучающая и комментирующая их учение, называется патрологией .

Определения критериев авторитета и отбора Отцов Церкви неотделимо от церковного Предания. У христиан один Учитель – Христос, но Его учение не было закреплено в письменной форме Им лично во время Его земного служения, поэтому содержание веры запечатлено не только в Писании, но и в Предании.

Согласно традиции, в Католической Церкви Отцы Церкви должны отвечать трем условиям – древности, святости и правильности учения. При этом обязательно соблюдаются хронологические границы: святые Отцы жили и творили только до VIII в. включительно; последним из них был Иоанн Дамаскин. Все выдающиеся богословы после Дамаскина у католиков называются Учителями Церкви, а не Отцами.

В свете православного понимания Священного Предания такой подход неприемлем, оно не ограничено никакими хронологическими рамками, поэтому Отцами Церкви могут быть и те святые, которые жили позже VIII в. В Православной Церкви, святым Отцом почитается тот, кто в правильных понятиях толкует апостольскую веру для своих современников, ясно видит проблемы своего времени и проповедует христианство таким образом, чтобы разрешить эти проблемы.



Отцы Церкви писали по-гречески, по-латыни, а также на сирийском языке. Много святоотеческих писаний сохранилось в переводах на грузинский, коптский, армянский, эфиопский и другие языки. В раннехристианскую эпоху и в средние века святоотеческие тексты распространялись в рукописной форме. Массовое печатание святоотеческой литературы началось в XVI в, на Западе. Большинство рукописей было издано мавринианами – членами ученого общества бенедиктинских монахов во Франции, живших в пригороде Парижа в монастыре св. Мавра, одного из учеников св. Бенедикта. Для этого издания они получили крупную субсидию от французского короля Людовика XIV. На Востоке печатание святоотеческой литературы началось значительно позже – только в XVII – XVIII вв. Большое значение здесь сыграли греки, жившие в Яссах (Румыния) и Венеции. В течение всего XIX в. святоотеческая литература переводилась на русский язык и изучалась специалистами по патрологии.

В Русской Православной Церкви много праздников, посвященных памяти Отцов и Учителей Церкви. Так, день памяти святителя Григория Нисского (335 – 395), брата свт. Василия Великого, богослова и философа празднуют 10/23 января; свт. Афанасия Великого (296 – 373), Патриарха Александрии, противника арианства – 18/31 января; прп. Максима Исповедника (580 – 662), византийского подвижника, борца против монофелитов – 21 января/3 февраля; св. Милетия Антиохийского (умер в 381 году), противника арианства – 12/25 февраля; свмч. Поликарпа Смирнского (умер в 155 году), ученика апостолов, малоазийского епископа – 23 февраля/8 марта; прп. Федора Студита (759 – 826), византийского подвижника, богослова, борца против иконоборчества – 11/24 ноября и т. д. Особо празднуется Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января/12 февраля) . Этот праздник был установлен в Византии в 1084 году и перешел оттуда в русскую Православную Церковь.

Василия Великого, Григория Нисского и Григория Назианзина (Богослова) называют великими каппадокийцами, положившими начало новому периоду в истории христианской Церкви. Они родились в IV в. в Каппадокии (ныне – центральная Турция) и долгое время жили там. Христианство распространялось на востоке Римской империи среди населения, выросшего в традициях эллинистической культуры, и ключом к его пониманию являлась греческая философия, поэтому необходимо было истолковать новое учение и веру в греческих понятиях и категориях, что предполагало творческое усилие ума, души и сердца. Это синтез удалось осуществить «великим каппадокийцам», которые были также непримиримыми противниками современного им арианства. Введенная ими терминология создала возможность церковного мира. Еще одной заслугой каппадокийских Отцов было включение монашеского идеала и основное русло церковной жизни путем разработки правил и устава монастырей. Результатом усилий «великих каппадокийцев» явилась тысячелетняя православная культура, определившая судьбы многих народоввплоть до ее разложения в новое время под влиянием западных секулярных идеалов.

Василий Великий – будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской и его брат Григорий Нисский родились в 20-х годах IV в. в знатной и высококультурной христианской семье. Друг Василия Григорий Назианзин также родился и вырос в семье, где чтились и неуклонно соблюдались христианские традиции. Все они получили прекрасное образование в самом знаменитом научном центре того времени – высшей школе в Афинах, затем Василий долгое время жил отшельником в Египте, а в 370 году был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской. Василию предстояла долгая и трудная борьба с арианами за достижение единства в Церкви на основе Православия. Он много заботился о бедных и больных основывал церковные больницы и приюты, помощь в которых получали не только верующие, но и все нуждающиеся. Большое внимание Василий уделял укреплению церковной дисциплины. Из его посланий епископам впоследствии были составлены «Правила», используемые в церковной жизни по сей день. Его имя известно православным христианам также в связи с Литургией, чин которой он разработал. Она совершается в храмах в воскресные дни Великого поста, а также накануне Рождества и Крещения, в четверг и субботу Страстной недели и в день памяти святого 1/14 января . Святителем были введены многие молитвы, песнопения и обряды, исполняемые в Православной Церкви. Он оставил знаменитые «Беседы на Шестоднев», содержащие объяснения сюжетов Книги Бытия о сотворении мира, толкование Псалмов и Книги пророка Исайи, полемические сочинения против ариан, церковные поучения, послания к разным лицам и монашеские правила. Православная Церковь чтит Василия как одного из своих вселенских Отцов и называет Великим.

Григорий Назианзин возглавлял епископскую кафедру в каппадокийском городке Сасиме и продолжал помогать своему отцу в управлинии епархией в Назианзе. Затем по рекомендации Василия Великого был приглашен в Константинополь, где к этому времени почти не осталось ни одной неарианской церкви. Здесь в небольшом домашнем храме он произнес знаменитые «Пять слов о богословии», в которых с особой глубиной раскрыл учение о Святой Троице. Эти «Слова...» принесли ему новое имя – Богослов, с которым он вошел в историю Церкви. Вскоре Григорий стал архиепископом Константинополя и одним из организаторов и участников Второго Вселенского собора в 381 году. В том числе благодаря его последовательной и непреклонной позиции в дополнение к Никейскому символу была принята вторая часть Символа веры, раскрывающая православное учение о Святом Духе. Его литературное наследие насчитывает 45 поучительных слов, 240 писем и большое количество стихотворений, которые в качестве песнопений исполняются православной Церкви во время различных праздников. Григорий Богослов почитается православными верующими как один из вселенских Отцов Церкви.

Жизнь святителя Иоанна Златоуста (ок. 347 – 407) была жизнью христианского подвижника и мученика. Он родился в Антиохии в образованной греческой семье. Этим объясняются его высокая личная культура и аристократическое благородство облика. Он получил блестящее и широкое образование. После смерти матери в 374 году Иоанн удалился в монастырь, в 381 году был рукоположен в диаконы, а в 386 году – в пресвитеры. Тогда же он написал знаменитую книгу «О священстве» и прочитал проповеди «О статуях», которые являются историческим источником об обычаях и отношениях того времени. Златоуст написал множество других проповедей, которые были застенографированы современниками, впоследствии отредактированы и изданы. Он был блестящим оратором и пользовался такой популярностью, что люди специально приходили в церковь слушать его проповеди. В 397 году Иоанн Златоуст был переведен в Константинополь и избран епископом. Антиохийцы не хотели отпускать своего любимого пастыря, которого пришлось увести обманом. Златоуст начал изобличать беспорядки в Константинопольской Церкви, утверждая там дух благочестия, что вызвало недовольство стороны некоторых клириков. У Иоанна появились недоброжелатели среди придворного духовенства, но он продолжал искоренять недостатки и пороки, появившиеся в Церкви, и критиковать легкомысленный образ жизни придворных и пышность двора. Это был евангельский суд над современностью и мнимым воцерковлением жизни. Все это привело к его осуждению на соборе 403 года. Все обвинения или были откровенной клеветой, или извращали действительное положение дел. Решение о высылке Иоанна Златоуста из Константинополя в Вифинию вызвало народные волнения, во время которых произошло землетрясение. Это было расценено императорским двором как небесное знамение, и Иоанна немедленно возвратили из ссылки. Он продолжал в своих проповедях обличать пороки общества, роскошь двора и распущенность нравов, что привело к новому конфликту. На Рождество 403 года императорский двор не пришел на богослужение, а на Пасху 17 апреля 404 года император запретил Иоанну служить в храме св. Софии Изгнанный из своей церкви, епископ служил пасхальную службу в поле под открытым небом собрав вокруг себя толпы народа.

9 июня 404 года Иоанн Златоуст был арестован и насильно отправлен в ссылку. Его вторичное смещение с кафедры вновь вызвало волнение народа и уличные беспорядки, в ходе которых был сожжен весь центр Константинополя и собор св. Софии. Сначала Златоуста сослали в город Кукуз (Армения), где он провел два года. Оттуда его отправили в Пициус (ныне Пицунда), но туда он не доехал, так как его здоровье оказалось подорванным тяжелыми условиями существования. Иоанн Златоуст скончался Команах (Абхазия) 14 сентября 407 года. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь и положены в храме Двенадцати апостолов. Литературное наследие Златоуста огромно. Его главными трудами амногочисленные проповеди, беседы, наставления для чтения, сочинения на аскетические темы, письма из ссылки. Ему принадлежит несколько измененный литургический канон Василия Великого, который известен православной Церкви как Литургия Иоанна Златоуста.

Была богата замечательными церковными писателями, из которых многие прославились и святостью жизни. (Некоторые из них получили название Великих). Как восточные, так и западные отцы церкви были людьми с большим философским и литературным образованием, которое они приобретали, учась в языческих школах и самостоятельно изучая античную литературу. Целями их деятельности были истолкование св. писания и церковных преданий и борьба как с остатками язычества, так и с многочисленными ересями эпохи. В IV в. в качестве борца против арианства особенно прославился св. Афанасий Александрийский , главный противник Ария на первом вселенском соборе, немало потерпевший от ариан и сочувствовавших им императоров. В IV же веке жили в Восточной империи Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст . Первые двое были связаны между собою тесною дружбою, начавшеюся еще в годы их учения в Афинах. Они боролись с арианством в то время, когда оно пользовалось поддержкою правительства, и за это подвергались гонениям. Иоанн Златоуст, занимавший одно время, как и Григорий Богослов, кафедру константинопольского архиепископа, прославился своим красноречием (откуда и получил свое название Златоуста). Своими обличениями он вооружил против себя порочную и властолюбивую императрицу Евдоксию (жену Аркадия); она добилась низвержения Иоанна и отправки его в отдаленную ссылку, в которой он и скончался. Во многих случаях наиболее выдающееся церковные деятели этой эпохи вообще проявляли большую нравственную силу, которая не могла оставаться без влияния на общество. Когда, например, Феодосий Великий подверг страшному избиению восставших против него жителей Фессалоник, архиепископ Амвросий Медиоланский (т. е. Миланский) не допустил его войти в храм, как человека, пролившего много крови, и наложил на него церковное покаяние. Из латинских отцов церкви замечательны еще блаженные Иероним и Августин. Первый из них перевел на латинский язык Библию, и его перевод, получивший название Вульгаты (Vulgata versio), стал употребляться западною церковью; второй оказал вообще влияние на западную церковь, особенно своим сочинением «О государстве (граде) Божием».

19. Блаженный Августин и «De civitate Dei»

Блаженный Августин , сын христианки и язычника, получил в юности светское образование и предавался веселой жизни, и в душе его долго происходила борьба, пока он не успокоился на вере в истинность христианства . (Он оставил замечательную Исповедь , в которой описал свою жизнь). Приняв крещение из рук Амвросия Медиоланского, он стал вести строгий образ жизни и сделался впоследствии епископом города Гиппона (в Сев. Африке), где и оставался до самой своей смерти. В его время западную церковь волновало учение британца Пелагия , который находил, что человек спасается главным образом собственными своими заслугами. Августин восстал против этого учения, умалявшего значение Божией благодати в деле спасения и, желая, наоборот, поднять значение благодати, развил учение о предопределении, по которому Бог совершенно непостижимо одних произвольно предызбрал, а других оставил на произвол самим себе. Пелагианская ересь была осуждена на поместном соборе в Карфагене, но церковь не приняла и учения Августина, умалявшего значение добрых дел для загробного спасения.

Аврелий Августин Блаженный. Фреска VI века в капелле Санкта-Санкторум, Латеран (Рим)

Августин, кроме того, боролся и с язычниками, защищая христианство от их нападок и доказывая его превосходство. Он написал с этою целью свой знаменитый трактат De civitate Dei (о государстве или граде Божием), в котором развил учение о двух царствах – царстве Бога и царстве дьявола. С этой точки зрения он рассмотрел всю историю человечества и пришел к тому выводу, что церковь, как учреждение божественного происхождения и готовящее человека к царству Божию, неизмеримо выше государства, основанного людьми. Впоследствии эта теория получила на Западе дальнейшее развитие и даже практическое применение.

(6 голосов : 5.0 из 5 )

Курс патрологии. Введение

В раннехристианском словоупотреблении понятие «отец» обычно ассоциировалось с термином «учитель.» Уже святой Апостол Павел намекает на это, говоря: «хотя у вас тысяча наставников, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (). Святой также говорит: «Ибо если кто научен кем-либо, то он называется сыном учителя, а этот отцом его.» Наконец, и изрекает: «Слова суть порождения души. Поэтому мы называем тех, кто наставляет нас, отцами.»

Подобная неразрывная связь двух понятий, доходящая почти до отождествления, прослеживается затем и в раннем монашестве, где слово «авва» подразумевало одновременно значения «духовного отца» и «учителя.» Такое словоупотребление отчасти сохранилось и у нас, ибо мы говорим не просто об «отцах Церкви,» но об «отцах и учителях Церкви.» В то же время, указанные понятия обрели в современном православном словоупотреблении некоторые оттенки различия, на которых хотелось бы остановиться.

Среди всех церковных писателей отцы Церкви, занимают особое место. Об этом ясно говорит, например, преосвященный : « Христова есть царство истины и святости, основанное Христом Господом и силою Св. Духа, действующего чрез избранных своих, всегда живое в членах своих…; а высокая честь быть избранными орудиями Духа Божия предоставлена отцам Церкви.» Они являются продолжателями дела свв. Апостолов: «это те преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение.»

Естественно возникает следующий вопрос: кого из христианских писателей следует относить к собственно «отцам Церкви»? Католические ученые и богословы выдвигают четыре основных критерия для определения понятия «отцы Церкви»: 1) ортодоксальность учения, 2) святость жизни, 3) признание Церкви и 4) древность. Данные критерии, за исключением последнего, признаются и православными патрологами. При этом, правда, следует оговориться, что ни один из названных критериев нельзя рассматривать с узко-формальной точки зрения. Например, если брать первый критерий, то необходимо учитывать, что, хотя Богооткровенные истины христианства неизменны и даны нам в своей незыблемой полноте, восприятие и раскрытие их со стороны человека происходило во времени и постепенно. Человеческий ум в ходе истории как бы постепенно продвигался (и продвигается) к все большей полноте познания и понятийного выражения этих истин. Как пишет архимандрит Сильвестр: «Бог постепенно приучал людей к постижению Откровения, как приучают живущих во тьме к свету.» А поэтому в ходе земной истории своей «извлекает известные истины из Откровения и поставляет их пред глазами верующих, возводя их на степень догмата, т.е. истины уже непререкаемой.» Вследствие этого деятельность Церкви «представляет собою, можно сказать, своего рода внутреннюю, непрерывную диалектическую работу, клонящуюся, при желании оградить истины веры от всякого рода заблуждений, к более и более точному разъяснению и определению их для более прочного утверждения в сознании верующих.» Данный процесс условно можно назвать процессом «догматизирования.» Постепенность такой диалектической работы соборного разума Церкви заставляет пас быть осторожным в оценке взглядов того или иного отца и учителя Церкви, предостерегая против «анахронизма суждений.» Например, если рассматривать триадологию доникейских отцов с точки зрения четко сформулированного учения о Святой Троице (нашедшего классическое выражение в известном «никео-цареградском символе»), то можно констатировать, что многие из этих отцов явно тяготели к субординационизму. Аналогичным образом в христологии св. встречаются некоторые неточные формулировки, которые можно трактовать, так сказать, в «монофизитском» ключе. Кроме того, критерий «ортодоксальности» нельзя применять узко формально и в том плане, что все сказанное тем или иным отцом является истиной в последней инстанции. Ибо «писания отцов – человеческие произведения и существенно отличаются от Священного Писания Ветхого и Нового Завета, которое богодухновенно, составлено под специальным воздействием Св. Духа и потому должно рассматриваться и почитаться, как Священное и Божественное Писание. За весьма редкими исключениями, никто не смешивал произведений отцов Церкви с боговдохновенными писаниями пророков и Апостолов, и такого смешения нельзя допускать без опасности запутаться в безвыходных противоречиях. Отсюда, при неизменном подчинении всегда живому, всегда непогрешимому авторитету Церкви, которая есть верная хранительница божественных обетовании и всеобщего и непрерывного Предания, вытекает для нас известная свобода в изучении отеческих творений и заключающегося в них учения; отсюда же, не умаляя значения отцов, мы получаем возможность и право внести необходимые различия в оценку их учения.» Поэтому, согласно мнению одного из первых русских патрологов, следует проводить различие между «погрешностями» и «заблуждениями,» ибо они «не одно и то же. Иное дело погрешать в таких истинах, которые, не будучи определены Церковью, могли быть изъясняемы так или иначе – и совсем другое дело упорствовать против ясного определения всей Церкви. Первого рода ошибки нередко можно встретить у св. отцов, но отнюдь не погрешности второго рода. Погрешностей св. мужей не должно одобрять и упорно держаться их, точно также, как и упрекать их за оные, помня ту истину, что и святой человек, как человек, мог иногда ошибаться.»

Что касается второго критерия – святости жизни, то здесь следует остерегаться отождествления понятий «святость» и «безгрешность,» ибо, как известно, только один Бог без греха. Поэтому нельзя забывать того, что отцы Церкви были людьми: в жизни их могли случаться падения, проступки и т.д., но своим подвигом покаяния, молитвы и доброделания они искупили их пред Господом и Церковь единодушно признает их святыми. С другой стороны, некоторые еретики, например, Несторий, по внешней стороне своей личной жизни приближались к идеалу святости, однако это не позволяет причислять их к лику святых, ибо формальное применение только одного критерия не допускается соборным разумом Церкви. Вследствие чего «святость должна быть запечатлена блаженной кончиной в общении с Церковью или даже мученичеством за Христа. Святость жизни св. отцов служит:

a) ручательством духовной опытности их, как руководителей в святой христианской жизни,

b) основой их глубокого проникновения в истины христианского вероучения, по принципу ,

c) залогом их беспредельной преданности к истине и Церкви, как церковных учителей и защитников интересов Церкви.»

Поэтому третий критерий – признание Церкви – является главным и решающим фактором в определении границ понятия «отцы Церкви.» Впрочем, и здесь признание Церкви нельзя полностью отождествлять с канонизацией. Сонм святых на небесах – бесчисленен и не все святые горней Церкви, бывшие «тайными делателями Царства Божьего,» известны нам, поскольку знаем мы лишь отчасти и проникнуть в сокровенную суть великой тайны Церкви нам, пребывающим в «юдоли печали,» не дано. Канонизация святых лишь только намечает контуры этой великой тайны. Ибо «в отношении к некоторым лицам Церкви еще не довольно прошло времени, чтобы узнать волю Божию о них, прославляющую святых своих по своему усмотрению. Потому, если высокие качества известных лиц, их высокая образованность и подвижническая жизнь, не подлежат сомнению и они пользуются уважением Церкви, хотя и не в числе святых: то, не дозволяя себе без воли Духа Божия называть их св. отцами, должны мы признавать их знаменитейшими учителями Церкви, иначе, следуя примеру Церкви, должны называть их блаженными учителями, блаженными отцами и ставить вслед за св. отцами. Таковы, например, патриарх Фотий, .»

Четвертый же критерий (древность), выдвигаемый католическими богословами, не признается, как отмечалось выше, православными патрологами. Исходя из него, католические ученые завершают собственно патрологию на греческом Востоке св. (начало VIII в.), а на латинском Западе – (VII в.). Православную же точку зрения на сей счет ясно выразил покойный отец : «Наша Церковь учит, что божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками. Дух святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание.» Вследствие этого наука патрология, собственно говоря, не имеет конечного хронологического предела, или, если говорить более точно, данный предел устанавливается грядущим концом бытия этого тварного мира и человечества.

Таким образом, святые отцы Церкви суть «надежнейшие руководители в деле религиозного знания; в их писаниях заключено апостольское Предание, посему все споры о вере, о правилах благочестия и благочиния церковного необходимо должны быть решаемы при свете святоотеческих писаний; но несомненным доказательством истины служит только единодушное и согласное их учение, только сие учение всякому должно принимать за несомненное правило, а не всякую частную их мысль и не всякое их предположение и исследование. Церковь во все времена имела и имеет нужду указывать для своих чад такие сочинения, которые могут служить предохранением от неверия, заблуждения и нравственных падений; и она во все времена тщательно отличала тех пастырей, которых Бог особенно ущедрил дарами Своей благодати, приуготовлял к борьбе с еретиками и одарил дарами премудрости и ведения; она принимала их писания с особенным уважением и предлагала их в руководство на будущие времена.»

Отмеченный в этом высказывании архимандрита Порфирия принцип «согласия отцов» (consensuspatrum) имеет важнейшее значение для патрологии. Еще в V в. его достаточно четко сформулировал прп. : «Но должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа. А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека.»

Именно такое «согласие отцов» и делает их авторитетными выразителями Священного Предания. А «Предание – это Дух Христов, оживляющий Церковь и составляющий ее внутреннюю сущность. Подобно человеческому телу, оживляемому душой, и Тело Христово оживляется живущим в Нем Духом Христовым.» Естественно, что святоотеческие творения не объемлют всю полноту церковного Предания, а представляют собой только часть его, наряду с постановлениями вселенских соборов, богослужением, церковными обычаями и т.д. Кроме того, творения святых отцов суть памятники церковной письменности, а в Церкви письменное Предание всегда вторично, но отношению к устному Преданию. Ведь «Христово Предание, живущее и проповедуемое в Церкви пастырями и учителями, только мало помалу записывается, чему в Библии положено как бы идеально-совершенное начало, первообраз. Православно-вселенская Церковь, как благодатная таинница истины Христовой, вдохновляемая и руководимая Духом Святым, всегда создает особую письменность, целый и целостный ряд словесных памятников непогрешимого Предания, коренящегося в ее религиозно-православном самосознании. Таким образом, в Церкви и Церковью всегда записывается только некоторая часть из того, что составляет религиозную сущность ее бытия и жизни всех истинно верующих христиан. Очевидно, что не все богооткровенное учение, не вся религиозная жизнь, не весь, так сказать, догматико-канонический «материал веры,» находящийся и живущий в Церкви, вполне и всецело выражается и запечатлевается в письменных творениях и словесных памятниках церковных.» Разумеется, это отнюдь не умаляет значения данных творений, поскольку письменное Предание является существенной и неотъемлимой частью всего Священного Предания.

Сложнее и запутаннее дело обстоит с обозначением «учители Церкви.» На католическом Западе в 1298 г. декретом папы Бонифация из числа прочих отцов были выделены четыре – Амвросий, Иероним, Августин и папа ; они получили почетное наименование «высокочтимых учителей Церкви» (egregii doctores ecclesiae), «учителей Церкви по преимуществу» (doctores ecclesiae pereminentiam) или «великих отцов Церкви.» Затем к числу этих «преимущественных учителей Церкви» были причислены еще восточных четыре отца: , и . Позднее титул просто «учителей Церкви» (doctores ecclesiae) усвоили целому ряду как восточных ( , ), так и западных церковных писателей ( , Фоме Аквинату, Бернару Клервосскому, Петру Дамиану и пр.). А «в православной Церкви и у православных патрологов наименование «учителя Церкви» не имеет устойчивого и строго определенного значения. Иногда оно прилагается, как особенно почетный титул («великий вселенский учитель»), к знаменитейшим из отцов Церкви ( , и ); большею же частью употребляется в отношении к наиболее выдающимся из церковных писателей, которые не удостоены Церковью почетного звания «отцов Церкви,» но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью и пользуются уважением в Церкви, хотя и не в числе святых (например, Иероним, Августин, ), и по своему значению близки к отцам, стоя в тесной связи с ними. Впрочем, каких-нибудь определенных указании в этом отношении не выработано, почему у нас отцам Церкви противополагаются просто церковные писатели, т.е. такие писатели, которые не имеют некоторых святоотеческих свойств, – не отпечатлели в своей жизни и сочинениях в совершенной чистоте и целости преданной веры Церкви, но до конца жизни пребывали в духовном общении с Церковью и т.п., каковы, например, названные Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин, и др. Одни из них самою Церковью по какому-либо поводу выделены из ряда отцов (Евсевий Кесарийский на VII вселенском соборе), ошибки других выяснены были при точной формулировке церковного учения (например, мнения ), об иных Церковь не высказала своего суждения, или не признала их святыми и прославленными.»

Именно отсутствие четких критериев в определении понятия «учители Церкви» приводит иногда к некоторому расхождению в мнениях среди православных патрологов. Например, в отличие от , на сей счет высказывается так:

«Надо заметить, что у нас неправильно называют «учителями» церковных писателей, которые погрешали в истории и не удостоены имени св. отцов, между тем, как наименование «учитель Церкви» более почтенно, чем «отец Церкви» и усвоено немногим из них, которые были корифеями и вождями в борьбе против ересей. Гораздо правильнее поэтому всех, не причисленных к лику отцов, называть «писателями церковными» (ecclesiasticiscriptores). К ним неприложимы признаки отцов Церкви, глазным образом по отсутствию православия в их воззрениях по некоторым пунктам учения и, следовательно, по отсутствию общения с Церковью. Авторитет за ними Церковью не признается, причем это непризнание их выражается или в форме оставления их без внимания при перечне свидетелей Священного Предания и непринятия в святцы, или в форме открытого отвержения.» Однако, на наш взгляд, подобная точка зрения представляет определённую крайность, особенно в отношении древнейшего периода церковной письменности. Дело в том, что некоторые из названных христианских писателей (Климент Александрийский, Ориген) исполняли особое церковное, служение в качестве «дидаскалов» и воспринимались Церковью именно как «учители.» Учитывая такую специфику древнейшего периода церковной литературы (которая, следует заметить, проявлялась достаточно часто и в позднейшие эпохи вплоть до наших дней), мы считаем возможным применять название «учитель Церкви» – к тем христианским писателям, которые подвизались на великом поприще церковного учительств.

Вообще необходимо подчеркнуть, что «и церковные писатели, не имеющие церковного авторитета, равному святоотеческому, также должны быть предметом тщательного и обстоятельного изучения в патрологической науке. И необходимость этого основывается прежде всего, на том, что деление на отцов Церкви и просто церковных писателей возможно только в отвлечении, когда церковный писатель оценивается как личность, выделенная из общего хода церковной жизни и особо рассматриваемая в отношении к ее личным достоинствам, твердости в вере и непоколебимой преданности учению Церкви; но такого деления нельзя произвести, если живо представить себе широкое, часто бурное, течение жизни древней Церкви; здесь непрестанно сменяются отцы Церкви писателями церковными, одни влияют на других, все принимают деятельное участие в жизни Церкви, в её борьбе с внешними и внутренними врагами веры, в раскрытии и обоснования христианской истины, н нет возможности точно расчислить, что должно отнести на счет литературной деятельности признанных отцов Церкви, с одной стороны, и церковных писателей, с другой. Достаточно вспомнить о том влиянии, какое имел церковный писатель на отца Церкви Киприана, Ориген – на выдающихся отцов Церкви IV в., блж. Августин – на богословов западной Церкви. Далее, церковные писатели – богословы и образованнейшие мужи христианской древности – оказали сильное и весьма важное влияние на раскрытие внутреннего содержания христианства, углубление и формирование церковного учения; в подтверждение этого можно указать на Климента Александрийского, Оригена, Августина, Феодорита Кирского. Наконец, и как исторические свидетели о вере и жизни Церкви своего времени церковные писатели имеют весьма важное значение. Что касается, так сказать, юридического права на привлечение к изучению и произведений церковных писателей, не провозглашенных Церковью в качестве «отцов,» то оно в достаточной степени обосновывается на том историческом факте, что православная Церковь ни разу не ставила своею нарочитою задачей определить церковное значение всех церковных писателей и степень точности выражения ими церковного учения.» Поэтому «патрологическая наука не должна наперед устанавливать определенного выбора между произведениями древнецерковной письменности, и одни исследовать, а другие отвергать; все сохранившиеся памятники древнецерковной письменности, весь литературно-исторический материал, оставленный членами древней Церкви, необходимо изучить с той подробностью и обстоятельностью, каких требует значение его в целом и отдельных частях.»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ПАТРИСТИКА. ОТЦЫ ЦЕРКВИ

Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику -- Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.

Патристика является прямой приемницей апостольской традиции, которая обладает наивысшей после Ветхого завета авторитетностью. Созданная апостольской традицией философия первая по времени в христианстве. И она в силу традиционализма мышления представителей патристики рассматривается как прообраз всякого будущего философствования и его классический образец. Исходя из этого, они строят свои сочинения как разъяснения отдельных положений Ветхого и Нового завета. патристика философский средневековый христианский

Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:

§ теоцентризм -- признание в качестве источника всего сущего Бога;

§ креационизм -- признание того, что Бог создал все из ничего;

§ провиденциализм -- признание того, что Бог правит всем;

§ персонализм -- признание того, что человек -- “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;

§ ревеляционизм -- признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.

На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 -- 220), Ориген (ок. 185 -- 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 -- 258), Евсевий Памфил (ок. 260 -- 339), Афанасий Великий (295 -- 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 -- 390), Василий Великий (ок. 330 -- 379), Амвросий Медиоланский (333/334 -- 397), Григорий Нисский (335 -- после 394), Иероним Стридонский (347 -- 419/420), Августин Блаженный (354 -- 430) и др.

Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. По сути дела вся проблематика античной философии в той или иной мере осмысливалась и отцами христианской церкви. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его устройства в мире. Однако если представители кинизма, эпикуреизма и стоицизма возлагали обязанность устройства в мире на личность и усматривали в ее деятельности средство для этого, то христианские философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Волевые усилия людей и их деятельность стали рассматриваться сквозь призму их соответствия божеским установлениям. Ответственность за совершающееся в мире переносится за пределы мира. “Не судите, да не судимы будете” -- читаем мы в Библии. Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом и придется отвечать грешникам.

Решение основной проблемы отношения человека к внешнему миру, к Богу и другим людям требовало философского анализа и других проблем. Существенной здесь была проблема соотношения знания и веры. Приоритет отдавался вере. Однако и авторитет знания был достаточно высок. При этом знание часто рассматривалось как средство для укрепления веры. Другая важная проблема, обсуждавшаяся в период патристики и позже, -- это проблема о свободе воли. При этом одни средневековые философы отрицали свободу воли, другие допускали ее, но ограничивали возможным вмешательством Бога, третьи отстаивали мысль о том, что люди свободны в своих волеизъявлениях, но мир не свободен от воли Бога. Люди, неполно постигая мир, могут заблуждаться и грешить. Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира.

Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.

Большое внимание христианскими философами периода патристики уделялось пропаганде заповедей религиозной морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний. Для этих сочинений характерен всепроникающий гуманизм.

В своих сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился избежать греха и спастись от гнева Божия.

Затрагивалась в трудах христианских философов периода патристики антологическая проблематика и проблемы теории познания. Христианские мыслители не сомневаются в реальности существования мира и признают полезность его познания, так как в ходе познания проявляется величие создателя. Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Патристика как основа христианского богословия и философии. Эпоха смены философских парадигм. Различия патристики и схоластики. Классификация патристики по языковому принципу. Августин Блаженный и его взгляды. Патристика как историко-философский феномен.

    реферат , добавлен 30.10.2009

    Сущность средневековой теологической философии, ее особенности и размышления. Понятие патристики и формирование теоцентрического типа философствования. Аврелий Августин: синтез христианства и платонизма. Представители философского мышления средневековья.

    реферат , добавлен 09.08.2009

    Основные черты философии Средних веков: патристика и схоластика. Патристика как духовное наследие отцов церкви. Реалисты и номиналисты как течения средневековой философии. Проблемы души и тела. Философия Аквинского как официальная доктрина католицизма.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2010

    Философия Древней Индии и Китая. Отличие метода Сократа от софистики. Ближневосточная философия Средних веков и Нового времени. Патристика как духовное наследие отцов церкви. Русская философия XIX-XX веков. Натурфилософия и трансцендентальный идеализм.

    шпаргалка , добавлен 13.03.2010

    Патристика - христианское богословие I-VIII вв., учение о боге первых христианских теологов. Откровение как основная идея патристики. Понятие и значение схоластики как типа религиозного философствования. Основные принципы философии Фомы Аквинского.

    реферат , добавлен 11.03.2012

    Географическое распространение византийской традиции и основные отличия восточной и западной патристики. Общие идеи в философии капподокийцев, учение Василия Великого и Григория Нисского. Влияние византийской патристики в развитии христианства в России.

    реферат , добавлен 04.11.2010

    Исследование особенностей средневековой философии и её вклада в дальнейшее развитие гносеологии. Характеристика основных философских течений: патристики, схоластики, реализма и номинализма. Анализ принципов теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2013

    Философия Средневековья. Философы этого периода. История средневековой философии. Общие черты средневековой философии и периода патристики. Стержневые положения христианской теологии.

    реферат , добавлен 19.12.2003

    Преобладание светских элементов над церковными в культуре Нового времени. Новый стиль философского мышления и выработка развитого юридического мировоззрения. Взаимосвязь философии и науки, философские взгляды Ф. Бэкона, вклад Р. Декарта в философию.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Идеи Роберта Гроссетеста, Роджера Бэкона, Томаса Брадвардина. Формирование средневековой философии. Святые отцы и учители церкви. Средневековые математические идеи с точки зрения современной математики.

ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ - в христианстве традиционное наименование выдающихся богословов и церковных деятелей, сыгравших важную роль в развитии христианской догматики и организации Церкви и вы-ра-зив-ших цер-ков-ное уче-ние и свой хри-сти-ан-ский ду-хов-ный опыт в осо-бен-но яс-ной, глу-бо-кой и убе-ди-тель-ной фор-ме.

Вероучительный авторитет Отцов и учителей Церкви признаётся в православной, католической, несторианской и монофизитской традициях (хотя перечень Отцов и учителей Церкви может быть разный). Протестантизм его отвергает, считая единственным источником вероучения Священное Писание. Научно-богословской дисциплиной, занимающейся изучением жизни, произведений и учения Отцов и учителей Церкви, а также церковных писателей, является патрология (смотри Патристика).

Название «отец» по отношению к духовному наставнику встречается как в Ветхом Завете (4 Цар. 13:14), так и в Новом Завете (1 Кор. 4:15). В таком же значении его использовали раннехристианские авторы (Климент Александрийский , святой Ириней Лионский и другие). В христианской древности отцами Церкви именовались преемники авторитета апостолов. Первоначально отцами Церкви называли почти исключительно епископов, так как именно они несли в древней Церкви учительское служение. С IV-V веков отцами стали называть и церковных учителей, не имевших епископского сана (однако, как правило, монашествующих). В V веке преподобный Викентий Леринский в сочинении «Памятные записки» выдвинул 3 критерия принадлежности к категории отцов Церкви: православное учение (ортодоксальность), личная святость, древность. Впоследствии в церковной науке был добавлен 4-й критерий - признание Церковью. Авторов, не удовлетворяющих одному или более из этих критериев, но тем не менее принадлежавших к Церкви (Евсевий Кесарийский, Лактанций и многие другие), принято относить к категории «церковных писателей».

Первый список из 13 отцов Церкви (3 восточных и 10 западных) содержится в письме Псевдо-Геласия (V-VI века). Среди всех отцов Церкви Священное Предание со временем стало выделять некоторых особо выдающихся, или «избранных отцов». Один из первых списков выдающихся отцов Церкви был приведён императором Юстинианом I на заседании V Вселенского собора (553) и утверждён этим собором. В него вошли 12 отцов Церкви (8 восточных и 4 западных): святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Лев I Великий, Августин, а также Феофил Александрийский и Прокл Константинопольский.

Понятие «учитель Церкви» употребляется как в качестве синонима словосочетания «отец Церкви», так и в других значениях. В патрологической литературе XIX- начала XX веков учителями Церкви было принято именовать церковных авторов, которые не были причислены по некоторым критериям к категории отцов Церкви, но либо несли служение дидаскалов в древней Церкви (например, Климент Александрийский, Ориген), либо оказали значительное влияние на развитие богословия (например, Тертуллиан). Иногда учителями Церкви называют особо выдающихся и избранных отцов Церкви. Так, в православной Церкви «великими вселенскими учителями и святителями» именуются святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. В Римско-католической церкви в 1298 году папа Бонифаций VIII утвердил список из 8 «великих учителей Церкви»: 4 латинских (святые Амвросий Медиоланский, Иероним Блаженный, Августин, Григорий I Великий) и 4 греческих (святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст). В то же время в католической традиции существует тенденция на основании критерия древности ограничивать эпоху отцов Церкви I-VIII веками (последним отцом Церкви на Западе считается святой Исидор Севильский, на Востоке - преподобный Иоанн Дамаскин). После них следует эпоха учителей Церкви (католической), отвечающих всем критериям святоотеческого авторитета, кроме древности. Причислить богослова к учителям Римско-католической церкви может только Вселенский собор или папа Римский. В православной традиции критерий древности не имеет решающего значения, так как считается, что благодать Святого Духа, вдохновляющая отцов Церкви, действует в любую эпоху бытия Церкви. Поэтому в православном богословии отцами Церкви признаются и те церковные деятели, которые жили намного позднее VIII века (преподобный Симеон Новый Богослов , святой Григорий Палама и другие).

Для Церкви велико значение письменного наследия Отцов и учителей Церкви: в нём по преимуществу содержится Священное Предание и даётся общепризнанное в Церкви толкование Священного Писания (смотри Экзегеза библейская). Поэтому, согласно христианской традиции, все вопросы о вере, о правилах благочестия и церковном устройстве следует решать в свете учения Отцов и учителей Церкви. Считается, что труды Отцов и учителей Церкви написаны под воздействием благодати Святого Духа, но в то же время в них присутствует и свойственный отцам, как носителям индивидуальности и как представителям определённой эпохи, культуры и так далее, человеческий элемент. В церковной традиции важную роль играет принцип «согласия отцов» (лат. consensus patrum), согласно которому все Отцы и учителя Церкви не могут ошибаться в одном и том же вопросе вероучения. Богословские мнения, отличающиеся от согласных между собой вероучительных определений всех или большинства Отцов и учителей Церкви, однако не признанные явно еретическими, принято именовать теологуменами, не имеющими общеобязательного авторитета.



Поделиться: