Работа с активом отряда. Самоуправление в летнем лагере

Развитие самоуправления в отряде и лагере

Сами строим жизнь свою...

В детском лагере, в отряде должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.

Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

Самоуправление в отряде – это краеугольный камень, с которого начинается работа отрядного вожатого и старшего вожатого. Оно обеспечивает превращение коллектива в целесообразно устроенный организм, имеющий соответственные органы, способный действовать. При этом каждый из органов выполняет определенные специфические функции.

Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания.

Самоуправление является одним из средств решения двух диалектически связанных между собой задач, стоящих перед вожатым: всемерное развитие индивидуальных способностей каждого ребенка и воспитание общественной направленности. Именно оно реализует право каждого на участие в любом деле, предоставляет возможность для проявления себя в различных социальных ролях, что позволяет пережить успех, признание или маленькую хотя бы в одной из областей деятельности.

С другой стороны, всякое поручение обладает той способностью, что оно носит характер обязательства, которые личность добровольно берет на себя. А это повышает требовательность к себе. Тем более в условиях непременной смены ролей и положений.

Детское самоуправление строится на трех взаимосвязанных между собой понятиях: «деятельность», «самодеятельность» и «самоорганизация».

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена сфера детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Управлять собой можно лишь в деятельности собственной, близкой, понятной и интересной, принятой душой и сердцем. Если в жизни ребят нет их суверенной деятельности, которая им интересна, не может быть и самоуправления. «Самодеятельность» - буквально само дело. Вот почему необходимо найти каждому направлению и делу своих организаторов, уточнить действительные, а не мнимые целесообразные права и обязанности.

Самоорганизация коллектива, совета отряда напрямую зависит от их прав в принятии и реализации решений, осуществлении власти. Чем более законных прав у ребят, тем сильнее будет их организация.

Функции самоуправления детей .

    Самоактивизация . Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

    Организационное саморегулирование . Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

    Коллективный самоконтроль . Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления имеет особое значение для развития самоуправления в детском коллективе. Такая взаимосвязь может осуществляться через:

    поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

    взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

    взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

    совместную работу вожатского и детского коллективов;

    информирование ребят обо всех проблемах, стоящих и возникающих в процессе подготовки, реализации деятельности.

Немаловажным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является уяснение его структуры . Какой-то единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Лагеря отличаются по территориальным условиям, по количеству отрядов, по сложившемся традициям, опыту, по избранным видам деятельности, тематике и программам работы и т.д. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Это значит, что структура всегда специфична и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

Самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на оргсборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов.

Совет дружины планирует работу дружины на смену, осуществляет оперативное планирование на 10-дневку, неделю, день; организует выполнение намеченного плана; осуществляет руководство деятельностью дружины; распределяет поручения по выполнению намеченных дел; обеспечивает контроль за ходом подготовки и проведения намеченных дел, за выполнением принятых решений, планов работы отрядов; обсуждает вопросы текущей жизни лагеря; руководит деятельностью советов лагеря, в которые входят представители от каждого отряда (при наличии в лагере советов красоты, здоровья, физоргов, хозяйственников, информаторов, затейников, друзей природы, друзей малышей, кружковцев и т.д.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Необходимо определить единый подход: каков будет состав отряда, какие постоянные поручения должны быть с отряде, от этого зависит какие группы нужно создать (сюрпризная, спортивная, затейники и т.д.), как и с какой периодичностью будет происходить сменяемость органов самоуправления. Ребята сами должны решить: кто ими будет руководить, какие органы самоуправления будут действовать.

Например: в совете (активе) отряда кроме председателя (президента), его заместителя, должны быть ответственный за спортивные дела, за трудовые дела, за дела по искусству, за сюрпризы и поздравления с днями рождения, редактор. Ответственный набирает себе команду (совет), в котором распределяются конкретные дела, и вырабатывается программа деятельности. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом. У каждого ребенка в отряде должно быть поручение, за которое он несет ответственность перед коллективом. Высшим органом самоуправления в отряде является сбор отряда.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП, - это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

Задача вожатого - подготовить актив к выполнению возложенных на них обязанностей, научить ребят организовывать свою работу, т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели. Вожатый должен помочь активу (совету отряда) сформировать четкий и деловой стиль его деятельности, в том числе оформить решения сборов совета отряда, которые должны быть четкими и конкретными. Необходимо помочь ребятам выбрать то или иное поручение.

Во многих лагерях уже стало привычным на первом педсовете вести разговор об организации действенного самоуправления, как важной задаче, о его структуре, о привлечение ребят на правах организаторов к решению всех вопросов. Но разработать структуру отрядного и лагерного самоуправления, определить перечень поручений, и даже выбрать совет дела и распределить поручения этого недостаточно.

Работа по формированию самоуправления в отряде .

Участие детей в самоуправлении, в организаторской работе - дело всегда сложное и требует выучки. Провести в отряде выборы (или просто назначить) лидеров-активистов, а потом попросту ждать от них каких-то действий бесполезно. Не удивительно, что практически всегда дети, попавшие в похожую ситуацию, не оправдывают надежд педагогов-вожатых. И дело не в том, что были выбраны не те ребята, а в том, что любая серьезная и полезная работа детей в самоуправлении возможна лишь тогда и там, где есть специальная подготовка и обучение со стороны педагогов-вожатых. Поэтому вожатым, начинающим работу с детьми, выбранными в актив отряда или лагеря, следует четко представлять, что придется делать выбранным активистам; какими знаниями и умениями следует их вооружить.

Одна из основных задач вожатого в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту (особенно в пору становления системы самоуправления) - тут нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое. И, не научив ребят по-настоящему работать (планировать, анализировать, организовывать свою жизнь в отряде), вожатые спрашивают с них, требуют и возмущаются нежеланием и пассивностью, которые вызваны, прежде всего, отсутствием соответствующих умений и навыков.

Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему.

Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

    уметь спланировать работу,

    правильно распределить обязанности среди участников дела,

    не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Здесь в задачи педагога-вожатого входит формирование у воспитанников чувства личной ответственности, здорового соревновательного отношения к делу в интересах всего отряда. Обучая своих воспитанников, педагог-вожатый всегда должен контролировать и себя. Иногда бывает, что педагог подменяет детей в их организаторской работе. Ведь самостоятельность у детей не появляется просто так. Она является результатом специальных упражнений, организованных педагогами-вожатыми. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение упражнений в самостоятельном и инициативном решении вопросов жизни отряда. Естественно, в первые дни приходится подробно и точно инструктировать детей, контролировать каждый шаг их творческо-практической деятельности, подсказывать им правильные и оптимальные решения. Позже задания переходят в состояние, когда формулируется только цель, основное направление задачи.

Условно организацию самоуправления можно разделить на три стадии , время которых также достаточно условно.

Первая стадия предполагает задания по отработке отдельных компонентов законченных действий детей . В этот промежуток времени жизни в отряде и лагере дети делают все по указаниям вожатых и под их чутким наблюдением: утренний подъем, зарядка, уборка кроватей и палат, дежурство по лагерю и столовой, выход за территорию лагеря и т.д. Это самый сложный и самый ответственный этап в работе вожатого по формированию самоуправления. Обратим на него более пристальное внимание.

    Перед выполнением каждого требования или задания проводится подробнейший инструктаж, сопровождаемый, где только можно, практической демонстрацией действий (яркий пример: уборка кровати). В младших отрядах вожатым особенно важно обратить внимание малышей на последовательность действий, из которых слагается выполнение того или иного приема работы, и разобрать каждое действие в отдельности.

    Практическое выполнение вожатый контролирует и комментирует. Форма организации практического выполнения может быть разнообразной и зависеть от возраста детей.

В любом коллективе всегда есть свои достижения, успехи, как есть и неудачи, провалы. Задача педагогов-вожатых - помочь ребятам увидеть связь между проделанной работой и ее лучшими результатами. Поэтому на первых порах формирования коллектива так велика роль поощрений. Награждениями участников, объявлениями благодарности от имени всего отряда должны сопровождаться усилия детей. Но при этом всегда главной наградой должен оставаться тот успех, которого добились сами ребята.

Любое правильно поставленное требование педагога-вожатого обязательно должно быть выполнено, должно доводиться до конца. Это правило важное, так как оно связано с формированием авторитета товарища, педагога-вожатого.

Следует помнить, что настойчивость в доведении требований до конца, конечно, нужна только там, где само требование педагога-вожатого правильно и справедливо. Признание своей ошибки и отмена неправильно отданного указания больше укрепит авторитет, чем настаивание на абсолютной правильности своих решений ради ложного престижа. Требования должны быть едиными. И это очень важное правило, сложившееся в опыте педагогических коллективов. Всякий разнобой в требованиях сильно тормозит процесс выработки необходимых навыков и привычек у детей, особенно в условиях детского оздоровительного лагеря.

Каждое требование должно приводиться в жизнь последовательно и систематически. Все, что требовали педагоги-вожатые сегодня, они должны требовать завтра, послезавтра и так до тех пор, пока у воспитанников не сформируются прочные навыки и умение самостоятельного выполнения указанных задач. Ведь следует учитывать, что требование может меняться, развиваться.

Вторая стадия предполагает самостоятельное выполнение отдельных законченных заданий детьми, ранее выполнявшихся с помощью педагогов . Теперь вожатые, не вмешиваясь в ход работы, только контролируют сам процесс, комментируя его выполнение (например, уборка территории дежурными палатами, построение в определенное время на зарядку или на линейку, оформление сменных детских рубрик уголка и т.д.). Завершенной стадию можно считать, когда точку зрения педагога-вожатого начинают постепенно поддерживать сначала несколько человек, потом палаты и, наконец, большинство ребят отряда. Практически весь отряд сознательно хочет жить той жизнью, которую сформировали педагоги-вожатые.

Третья стадия предполагает включение отработанных действий в систему деятельности в отряде и в лагере . Теперь задания заключаются в том, что поручается не выполнение какого-то конкретного приема, а раздел работы и целом, где нужно самостоятельно принимать те или иные решения. Так педагоги-вожатые формируют в условиях творческой деятельности умение правильно выбирать нужные средства и приемы для решения возникающих задач.

Работа РВО (разновозрастных отрядов) является моделью самоуправления в школе.

Цель работы РВО : развитие творческих способностей личности в условиях дружеской, комфортной атмосферы, союза детей и взрослых.

Для этого используются следующие подходы:

  • РВО формируется исключительно на принципах добровольности.разновозрастный принцип позволяет объединить интересы десяти- и шестнадцатилетних, поскольку творческие задачи легче всего решать совместно, объединенными усилиями ребят всех возрастов.
  • налицо воспитательное влияние старших на младших, т.к. младшие проходят процесс обучения значительно быстрее и качественнее под руководством старших ребят.
  • принципы равноправия и творчества благотворно способствуют внутреннему раскрепощению ребят в отрядах, поскольку устоявшиеся формы, традиционность и формализм совершенно не присущи отрядному движению.
  • отрядов много, и выбор, в каком из них жить и работать, принадлежит самому ученику.

Важно, что ребята, которые иногда не могут реализовать себя в учебе и общении в классе, чувствуют себя в отряде хорошо и уверенно. Школьная воспитательная система сориентирована на общечеловеческие ценности, коллективно организованную, творческую и социально значимую деятельность.

Культивирование человечности в разных видах деятельности помогает переходу от объективного познания к субъектно-личностному изучению деятельности. Это значит – педагогически осмыслить деятельность как способ взаимодействия, общения личности с миром. Обратимся к основным компонентам деятельности, которые включены в воспитательную систему нашей школы. Это – игра, учение, труд.

Цель и смысл игры – в ней самой. Воспитательный потенциал игры зависит от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в сюжетах игры, от того, каким героям подражают дети, тем, что обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного достижения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения в процессе достижения успеха, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.

При использовании игрового метода в организации любой деятельности педагог реализует определенную сверхзадачу. Происходит постановка мотивов: дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, результатом оказываются вещественные продукты труда, художественное творчество, новые знания. Игра выступает как эмоциональный стимул – средство решения новой воспитательной задачи. Чтобы расширить кругозор учащихся, можно провести серию бесед, а можно использовать игровую форму: вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир любознательных, путешествие в страну книг.

Отряды, являясь самостоятельной воспитательной подсистемой, в то же время широко контактируют с другими структурами и компонентами воспитательной системы школы через:

  • участие в совместных общешкольных делах,
  • активное участие одних и тех же детей в подготовке и проведении дел класса и школы,
  • перенесение учащимися “эталона” общения между сверстниками и учителями из отряда в класс.

Работа РВО строится по следующим направлениям:

  • удовлетворение возрастных потребностей в общении,
  • развитие общей культуры,
  • реабилитация личности в отрядных условиях,
  • развитие творческих способностей детей,
  • отношение взрослый – младший,
  • повышение личной самостоятельности,
  • -перенос опыта общения в классы.

Существуют два пути прихода ребенка в отряд. Для младших школьников (5–7 класс) и для старшеклассников (10 кл.), ранее не обучавшихся в нашей школе.

Первый путь. 5–7-классник приходит в отряд, как правило, под влиянием своих старших братьев и сестер, или с подачи классного руководителя, который рассказывает в классе об РВО, или по какой-нибудь другой причине. Первое, что ему бросается в глаза, это то, что в отряде есть дети и его возраста, и старшие, вплоть до 17-летних. Он сразу включается в жизнь своего отряда. Что он видит: все вопросы и проблемы отряд решает сам, отряд – самоуправляемая единица. Есть руководитель отряда, но он равен всем, он более опытен, больше знает и умеет, но все это не давит на 5-классника. Ребенок не чувствует дискомфорта. Пусть он младший, но он равный среди равных. Начинается поиск своего места в отряде, и здесь ему оказывают помощь более старшие и опытные товарищи. На данном этапе, в основном, он несет исполнительные функции, но сам факт его участия в жизни отряда уже заставляет ребенка считать себя личностью, он пробуждается к активной деятельности, хотя является лишь наблюдателем. В этот же момент он получает свои первые поручения (идущие не от руководителя отряда, а от других детей или командира). Начинается процесс приобщения к самоуправлению. Начинает вырабатываться чувство ответственности перед собой и другими. Несколько иным путем приходят в отряды десятиклассники.

В сентябре текущего года проводится традиционное отрядное мероприятие (первое в учебном году). Проведение отрядных сборов за пределами школы (выезд за город). Десятиклассники, ранее не обучавшиеся в школе, в полном составе приглашаются на такой выезд. Часть из них, под влиянием своих друзей, уже пополняет отряды, остальные выезжают отдельным отрядом. Посмотрев, что такое отряды, что из себя представляет отрядное движение, они решают, стоит им принимать в нем участие в дальнейшем, или нет, т.е. в принципе они – те же наблюдатели.

1. Участвуя в работе отряда и наблюдая за деятельностью других, ребенок получает первое ответственное поручение, требующее реализации творческих способностей (сконструировать самостоятельно маску для выступления на сцене). Маска может понравиться, а может не понравиться, но никто над ним не будет смеяться, никто не упрекнет, наоборот, постараются подсказать, помочь, исправить сделанное. Важен психологический комфорт.

2. Следующий этап – это самостоятельная творческая разработка или участие в разработке сценария выступления отряда на сцене. Уровень ответственности повышается. После дела – участие в анализе и попытка самоанализа собственной деятельности. На самом деле отряд все решает сам, и ребенок принимает в этом непосредственное участие. Кстати, часть учащихся в дальнейшем остается на данном уровне. Как правило, это хорошие исполнители с определенными творческими задатками.

3. По мере накопления опыта работы в отрядах ребенок поднимается на следующую ступеньку. Его деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности и за себя, и за других. Например, самостоятельная разработка сценария отрядного выступления, подмена командира отряда (при необходимости), ведения отрядного сбора. Иногда приходится принимать самостоятельные управленческие решения (пока на отрядном уровне). Как правило, это под силу старшеклассникам (9, 10, 11 кл.), но иногда это может быть 7 или 8-классник. Вроде бы решение принимается коллективно после совместного обсуждения, но ответственность лежит на конкретном человеке, с него спрос.

4. Следующая ступенька – командир отряда, лицо, облеченное властью и ответственностью, общим доверием всех членов отряда. Это уже серьезно, это уже управление людьми, коллективом. Командиром отряда может быть далеко не каждый. В данном случае необходимы задатки как формального, так и неформального лидера, способности повести людей за собой и бесконечная ответственность за все.Командир отряда должен обладать еще целым рядом качеств. Он представляет свой отряд на сборе командиров, а значит, должен уметь отстоять решение своего отряда перед другими командирами, иногда проявить свою волю и характер. При этом он должен, в случае необходимости, уметь идти на компромисс, а затем доказать отряду, что это было необходимо. Он учит великому умению общения.

Самое главное, что на всех этапах работы в отрядах постепенно ребенок чувствует свою значимость, ощущает себя личностью, причем личностью во многом равной взрослым, ибо ему доверяют. Элемент доверия является важнейшей частью самоуправления.

Каждый отряд имеет руководителя из числа учителей школы или выпускников. Их задачей является забота о жизни и здоровье детей, творческая помощь и товарищеская поддержка, создание атмосферы, в которой каждый чувствует себя комфортно.

Главным органом управления отрядов является Совет командиров, состоящий из командиров отрядов, руководителей и директора школы. Совет возглавляет руководитель отрядного движения.

Особо следует сказать о том, что принадлежность к отрядам – признак определенной элитности, на которую не влияют ни твои учебные успехи, ни какие-либо внешние факторы.

Отряды являются и школой воспитания руководителя нового типа, истинно демократического.

Командиры отрядов проходят такую школу, к ним настолько высокие требования, как со стороны ребят, так и со стороны руководителей, что они уже в школьном возрасте приобретают навыки, которые в обычной жизни возможны лишь у 25-летнего человека.

Безусловным достоинством отрядов является и участие в их работе ярких и одаренных учителей, для которых работа руководителя отряда не докучливая обязанность, а внутренняя потребность, творческий поиск, самовыражение.

В отрядах разработан Устав, включающий Законы РВО, которые корректируются на Общем собрании всех отрядов. В 2002–2003 учебном году деятельность разновозрастных отрядов школы представлена на Всероссийской научно-практической конференции.

В отрядах разработан Устав, включающий Законы РВО, которые каждый год обсуждаются отрядниками, вносятся коррективы на общем собрании всех отрядников.

Все работа РВО строится, исходя из принципов КТД(коллективно творческое дело), где весьма важная и существенная роль принадлежит руководителю отряда и совету командиров.

Руководитель при подготовке и проведении конкретного дела выступает в качестве:

  • координатора,
  • творческого руководителя.

При этом он организует творчество детей в отряде, признает за ребенком право на ошибку, заботится о каждом, передает свой творческий и организаторский опыт.

Совет командиров выступает в качестве регулирующего органа, генератора новых идей, подводит итоги проделанной работы, выделяет основные проблемы, пути, методы разрешения которых отдаются отрядам.

I. Коллективное продумывание дела (каждый должен высказать свое мнение).

Вопрос для всех:

  1. Что мы хотим (увидеть новое, померяться силами, повеселиться и т.д.).
  2. Каким по характеру будет дело (спортивное, трудовое, познавательное, художественно-эстетическое).
  3. Кто будет делать?
  4. Для кого будем делать?

Каким образом этого достичь:

  1. мозговая атака всего отряда,
  2. обсуждение по кругу,
  3. разбивка по группам, обсуждение мнений групп,
  4. анкетирование, анализ инициативной группы, обсуждение.

II. Коллективная разработка дела.

1. Из каких частей будет состоять дело (его структура).

  • разбивка,
  • выдача заданий,
  • подготовка,
  • показ результата,
  • награждение.

2. Его композиция, оформление (Что нам нужно сделать, чтобы дело прошло хорошо?).

  • написать сценарий,
  • оформить помещение,
  • пригласить гостей или интересных собеседников,
  • приготовить призы и подарки,
  • придумать задания или конкурсы.

3. Кто будет отвечать за конкретный этап дела?

  • совет дела – инициативная группа.
  • творческие группы.

III. Коллективное проведение дела.

Чувство сопричастности каждого в этом деле.

IV. Коллективный анализ дела (услышать мнение каждого).

  1. Достигли ли мы того результата, который предполагали в начале дела?
  2. Кто, что нам помогал (помогало) достичь данного результата? Как ты участвовал в деле?
  3. Кто, что нам помешал (помешало) достичь такого результата?
  4. Изменились ли мы после сделанного дела?
  • обсуждение по кругу,
  • анкетирование и обсуждение наиболее важных вопросов,
  • обсуждение по группам – общий сбор.

Традиции.

Среди разнообразных по форме и содержанию дел стали традиционными: однодневный выездной сбор на озере Смолино, Новогодняя ночь, Ярмарка, трехдневный сбор на озере Акакуль.

Акакуль – заветное слово для каждого отрядника. Праздник, который ежегодно проводится ребятами РВО в одном из живописных мест нашей области, на базе отдыха у озера Акакуль. В окружении чудесной пробуждающейся весенней природы ребята проводят трехдневные сборы, кульминацией которых является прощальный костер для выпускников. Каждый ребенок приобщается к святому таинству прощания выпускников со школой, школьными друзьями, учителями. Прожив три дня единой дружной семьей, ребята становятся друг другу по-настоящему родными. Дни заполняют неповторимые театральные экспромты, новые изобретенные детьми веселые игры. Праздничность сборов подчеркивается проводимыми ребятами Малыми олимпийскими играми. Фактически каждая минута для ребенка наполнена творчеством, активной эмоциональной деятельностью. Все три дня пролетают на едином дыхании. При отъезде с берегов гостеприимного озера сердца детей замирают в ожидании следующего года, новой весны, нового Акакуля.

Школа – страна детства, а детство неотделимо от сказки. И в нашей школе есть своя сказка, свой сказочный праздник – волшебная новогодняя ночь.

Мир сказочных превращений начинается с преображения школы – учреждения для занятий – в сказочный ночной замок с кипучей деятельностью его обитателей. И обычный кабинет директора вдруг превращается в обитель доброй феи, одаривающей каждого ребенка своей любовью, вниманием и маленькими чудесными подарками. Так традиционно начинается каждая новогодняя ночь.

Детишки в новогодних костюмах напоминают маленьких парящих эльфов, суетливых гномов, величественных гигантов. Вся ночь – это одно сказочное действо с поочередно выступающими группами отрядов. Игры, шутки, забавы – неотъемлемая часть любого праздника РВО, но в новогоднюю ночь их особенно много. Удивительно то, что дети совершенно не чувствуют утомленности, находясь в деятельности почти 12 часов ночного времени. Заранее подготовленные выступления и поздравления чередуются с танцевальными подвижными играми. Фантастическая ночь завершается поздравлениями Деда Мороза, всегда любимыми детьми новогодними подарками.

Светает... Коридоры затихают. Разбегающиеся дети уносят с собой праздничные атрибуты: костюмы, подарки, новогодние украшения... Как в детской сказке, с первыми лучами солнца волшебство кончилось.

Хотелось бы особо сказать об отношении к отрядам директора и всех учителей. Их доброжелательность, участие в такой форме деятельности создали условия для дальнейшего развития РВО.

Да и учителя преображаются: вместе с учениками придумывают сценки, смеются над шутками и аплодируют до покраснения ладошек.

В результате работы РВО:

  • созданы органы самоуправления (совет командиров, совет дела, совет лидеров, творческие советы);
  • изменены взаимоотношения учеников и учителей (сотворчество, особые отношения на основе доверия);
  • изменена позиция учеников и учителей (учитель – старший друг, помощник, советчик, ученик – самоопределяющаяся личность);

Что же дает ребятам работа в отряде? Во-первых, самостоятельность, во-вторых, чувство равного, атмосфера доброжелательности, в которой самому хочется быть лучше и видеть лучшее в других. Да и учителя преображаются: наравне с учениками придумывают, фантазируют.

Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях способствует формированию опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования и воспитания.

Ученическое самоуправление – это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. Самоуправление даёт возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Данная программа лагеря актива ставит своей целью подготовить лидеров школьного самоуправления, способных повести за собой детские коллективы, возглавить секции в школьном самоуправлении, организовать и провести общешкольное мероприятие, сделать школьную жизнь интересной и разнообразной.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря труда и отдыха

направленность программы историко- культорологическая. Особенностью является то, что она реализуется в рамках лагеря труда и отдыха. ...

Программа лагеря дневного пребывания "Лесная поляна"

Работа лагеря «Лесная поляна» по экологическому направлению предполагает совмещение отдыха детей с познавательной деятельностью в соответствии с выбранной тематикой игры. ...

Программа лагеря труда и отдыха "Ростки" для детей 15-16 лет

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодлия"

Программа лагеря дневного пребывания "Зеленый остров" или "Крокодилия" расчитана на детей школьного возраста....

.
Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей. В режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное ученическое самоуправление направлено не на копирование существующих «пирамид власти», создание различных властных «органов», но складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно – творческих дел.

Ученическое самоуправление в нашей школе определяется работой детских общественных объединений «Росинка», «Радуга», «Единство».

Начнем с того, что объединение младших школьников «Росинка» является первоначальной ступенькой в формировании детского коллектива в прямом понимании этого слова. В объединении нет сложной структуры детского самоуправления как, например, в среднем и старшем звене школьников.

Ребят принимают в детское объединение, они получают первые поручения, а «лидером» классного коллектива учащихся является классный руководитель. В 4 классе детям доверяют первое общественное поручение (уборка Братской могилы), школьники вступают в пионерскую организацию района, участвуют во всех общешкольных мероприятиях.

Таким образом, можно сказать, что работа детского объединения «Росинка» является подготовительным этапом в структуре ученического самоуправления нашей школы.

Объединения «Радуга» и «Единство» отличаются наиболее сложной и отлаженной системой ученического самоуправления.

Каждое объединение имеет свою символику, атрибуты, устав. За основу деятельности выбран вариативно – программный подход работы со школьниками. С учетом системы этого подхода разработаны и адаптированы программы деятельности общественных объединений. Это программы «Память», «Милосердие», «Сотрудничество», «За здоровый образ жизни», «Живи, земля», «Трудовые дела», «Учеба и мы», «Красотою мир спасется», «Свой голос», «Игра –дело серьезное».

Учащиеся каждого класса (кроме начальной школы) выбирают своих представителей (т.е. командира и его заместителя) которые представляют свой отряд в системе ученического самоуправления школы (Совет детских общественных объединений).

Самоуправление в молодежном объединении «Единство» строится на демократических отношениях между школьниками и педагогами. Приняты демократические принципы: личной ответственности, стремления к согласию, свободы мнения, сменяемости управленческих позиций, равенства возможностей.

Ученическое самоуправление работает во взаимосвязи с «Фондом поддержки» куда входят педагоги, школьная администрация, районные детские организации, поселковое объединение «Молодость Белгородчины», сельская администрация, и т.

Работа Совета объединений строится на взаимодействии нескольких блоков ученического самоуправления. Это Советы командиров детских объединений «Радуга», «Единство», Советы ответственных за работу программных направлений, например, Совет программы «Игра – дело серьезное» или Совет программы «Свой голос».

Основой отрядного самоуправления является актив класса и ответственные за работу направлений, которые выбираются на первом заседании классного коллектива. Определяется план работы на четверть, оформляется классный уголок. Формируются рабочие группы детей ответственные за организацию и проведение классных мероприятий.

Самоуправление является непременным признаком коллектива, его функцией, но если нет коллектива – бесполезно говорить и о самоуправлении. Значит, самоуправление не цель, а средство воспитания. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Ученическое самоуправление – одна из форм управления детским коллективом .

Классификация форм управления коллективом школьников

Самоуправление в детском отряде возникает только тогда, когда в отряде есть какая – то общая цель, имеющая значимость не только для отряда, но и более или менее выраженную социальную направленность.

Таким образом, мы можем определить самоуправление как демократическую форму организации коллектива школьников, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации для достижения отрядных целей.

Составляют это определение следующие ключевые слова:

Проанализируем каждое из них:

Развитие самостоятельности. Поэтапная передача пионерам прав и обязанностей по мере развития ученического коллектива и формирование готовности лидеров – организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

Давайте проанализируем самостоятельности на конкретном примере. Пронаблюдаем рост или спад в умении лидеров (т.е.командиров) организовать деятельность своих товарищей на примере Совета командиров. Я оценила индивидуальную работу каждого командира за два года, получилась диаграмма «Уровень самостоятельности командира»

Исходя из результатов этой диаграммы, можно сказать, что командиры этих классов самостоятельно могут организовать коллектив детей на то или иное дело. Они являются активными участниками Совета командиров и помощниками для классных руководителей, у этих детей есть накопленные знания и опыт в работе системы ученического самоуправления. Поэтому для эффективной и полноценной деятельности классного и школьного актива я предлагаю выбирать командира класса 1 развв3 года.

Принятие и реализация управленческих решений. Принятие и реализация управленческих решений – обязательный признак развивающегося самоуправления. Он говорит о реальной вовлеченности школьников в управлении делами своего коллектива.

В работе Совета командиров мы используем стандартные управленческие функции ученического самоуправления: мотивация, планирование, организация, анализ, оценка деятельности.

В начале учебного года активом разрабатывается и утверждается план работы Совета на год. Исходя из мотивации « нам это интересно» осуществляется планирование коллективно – творческих дел. Определяются цели, формируется «коллектив дела», где командирами собирается команда единомышленников со всех объединений. Актив решает как в общих чертах, так и конкретно, что надо делать для достижения поставленных целей. Затем происходит реализация, например, подготовка к конкурсу – проектов «Мусору - вторую жизнь!». В каждом классном коллективе учащимися разрабатываются костюмы из сырья вторичного использования (пластиковые бутылки, пакеты, конфетные обертки т.д.) После мероприятия на Совете командиров учащимися анализируются удачные и неудачные моменты. Дается оценка деятельности Совета в реализации данного конкретного дела. Настоящая команда рождается лишь в процессе работы над задачами ученического самоуправления, преодолев препятствия, стоящие в начале ее развития, такие, как неуверенность, нерешительность. Но именно борьба с трудностями развивает доверие и сплачивает команду актива.

Отрядные цели. Наличие отрядных целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой стороны – способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Главный показатель изменений, которые происходят в ученическом коллективе в процессе самоуправления, - это развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений. Необходимо создать условия, чтобы каждое организуемое в объединении дело, любая деятельность пробуждали бы активность детей. И в помощь классным руководителям, для правильного развития ученического самоуправления я хочу предложить модель развития самоуправления в детском коллективе .

Модель развития самоуправления в детском коллективе.

Цель работы органов самоуправления определяется общей целью, стоящей перед ученическим коллективом. Если для процесса управления желательно, но не обязательно принятие этих целей, то для развития самоуправления это условие непременно. Будучи общественной, по своей направленности, работа органов самоуправления зависит от отношения каждого учащегося к цели деятельности, наличия у него мотивов участия в этой деятельности.


Этапы развития самоуправления в отряде.

1этап (первый год членства в объединении)

Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления.

Пути достижения целей определяются на основе совместного решения коллективом педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей.
Основные направления на данном этапе:


  • Сплочение коллектива отряда;

  • Формирование актива отряда;

  • Участие отряда в делах объединения и общешкольных мероприятиях
2этап (второй, третий годы членства в объединении)

Цели деятельности определяются совместно педагогами и школьниками. Постепенно пионерам предоставляется возможность самостоятельно определять цели своей деятельности.

Пути достижения целей определяются при консультативной роли педагога.

Основные направления работы на данном этапе:


  • Участие в организации и проведении общих мероприятий в объединении.

  • Участие в самоуправлении школьных объединений

  • Самостоятельное планирование работы отряда.

3этап (третий и последующие годы членства в объединении)

учащиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагога.

Пути достижения целей также определяются ими самостоятельно.

На данном этапе деятельности любое отрядное событие должно стать самостоятельным и самоуправляемым. Развертываться событие может по следующим этапам:


  • Объявление конкурса на лучший проект коллективно – творческого дела.

  • Создание временных групп по разработке проектов.

  • Складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь.

  • Работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.
Данные этапы развития ученического самоуправления (по Григорьеву к.п. наук) возможно использовать для формирования любого детского коллектива.

Кроме этого существуют другие методики по работе с детским коллективом «Сделай себя сам» - позволяет учащимся точно определить цель своей деятельности. Ж., «Воспитание школьника» №4 2003 год, стр.56.

«Найди свое место» - определение основных тенденций поведения человека в реальной группе. Ж., «Воспитание школьника», 2003 год №3, стр48.

Таким образом, развитие детского самоуправления можно регулировать посредством планомерного обучения пионеров и предоставления им свободы действий.


Мастер- класс «Определение лидера в классном отряде»

  1. «Мозговой штурм» как динамичная форма мониторинга.

  2. Анкета «Лидер ли я»

Функционал вожатого

- Давайте просто возьмемся за руки и спрыгнем с обрыва навстречу заре.

- А вы точно вожатый? (с)

Вожатый (Вожак) – это неформальный лидер, его не выбрали тайным голосованием, он добился этого права потому, что силён, умён, умел.

Детский коллектив – это стая без вожатого, или со слабым вожатым – она моментально скатится к дикости. Дети, в своем большинстве, сознательно или несознательно, часто хотят пребывать в зоологическом состоянии. Они получили в лагере свободу от родителей, школы и, значит, в конечном счете, от общества, от его законов, правил, приличий.

Ребенок, как только отправился вагон (или автобус), всеми клетками чувствует, что наступила "свобода". Если вожатый, с этого первого момента, начнет воспитывать, морализировать, он, вероятнее всего, войдет в конфронтацию с самостоятельностью «пионера». И дальнейшая судьба такого вожатого стать формальным лидером, ментором, тухлой «учителкой». Тебе бы хотелось быть в детском лагере таким недовожатым, или же все же настоящим вожаком.

Это всегда компромисс: удержать отряд в рамках человеческого приличия, понудить участвовать в мероприятиях, оградить каждого от оскорблений и неравенства, помочь талантам раскрыться, и всё это без насилия и давления. Всё это достигается авторитетом, собственным примером, доброжелательным отношением. С одной стороны, тебе стоит придерживаться безоговорочного выполнения правил, а с другой стороны, необходимо, чтобы ты, как вожатый был любим и уважаем, чтобы лагерь понравился, чтобы у ребенка, которого понудили быть хорошим, осталось впечатление, что он этого хотел сам и, что ему было комфортно (несмотря на то, что он не матерился и убирал за собой постель), что он вернется...

Вот здесь встаёт вопрос о том, каким должен быть вожатый в детском лагере. Вожатый – это личность. Но как доказать ребятам, что ты – личность? Только действовать. Только в деятельности они увидят, что ты – личность (или не увидят), только в деятельности есть возможность влиять на коллектив и на каждого. Собственным примером. Поэтому с утра до ночи нужны дела, дела, дела. Если слабоват мотор, езжай аниматором в пансионат на море и присматривай за детьми.

В детском лагере же ты обязан быть любим, потому что только так ты можешь сделать им интересную жизнь. Ты можешь нести самый тяжёлый рюкзак, ты знаешь самые прикольные истории, ты отлично поёшь по-испански, скачешь на лошади, ты ходишь по стеклу, «ты в горящую избу войдёшь», ты – Д’Артаньян или Жанна Д’Арк и только тогда ты можешь сказать – не кури, не сори, не пей...

Иначе, присматривай за детьми в другом месте и не порть детский лагерь.

Вожатый – это человек прогрессивный, демократических взглядов, вожатый корректен, он не навязывает свои взгляды на общечеловеческие проблемы, политику и религию.

Всё в деталях. Если ты куришь, то это твое право пристрастие. Но если ты приехал не присматривать, а работать, то на курение у тебя нет времени, его нет и на то, чтобы посидеть с такими приятными людьми, как твои коллеги. А там, в пансионате на синем море на всё есть время...

Если тебя душила атмосфера школы, ты хотел командовать «потешными» войсками, а директор говорил, что этого нет в программе, ты хотел построить «Кон-Тики», а в школе не было средств, тогда приезжай в детский лагерь, спой свою лебединую песню. В детском лагере нужны те, кто понесет тяжёлый конец бревна... Вожатые – это те, кто считает педагогику не ремеслом, а искусством, будь как маэстро... играй, маэстро... Легко сказать – делай, делай, делай, а что делать? Может, дети что-то предложат? Дети, что вы хотите?... И только... Что, всё... Глупо получилось...

Если ты – маэстро, то ты знаешь ноты. А в детском лагере найдется УК чему их приложить - озеро, лес, река, всякие иные интересные места, вещи, дела и т.п. и т.д... Только делай, делай, делай... играй, маэстро...

· 1 Советы новичку

· 2 Самоуправление в лагере и отряде

· 3 Вожатские сценические выступления

· 4 Корпоративность

· 5 Сложные вопросы

· 6 Признание

· 7 Дедовщина – это зло

· 8 Организационные вопросы

Советы новичку

Если ты в этом детском лагере первый год, то изучи местность по схемам, фильмам, фотографиям. Практически весь досуг организуется на местности. Досуг – это 14 часов времени. Их них прием пищи составит чуть больше одного часа. Два часа в день занимают общелагерные мероприятия или экскурсии, если, конечно, в этих мероприятиях участвует весь твой отряд. А если кто-то не участвует, то ты занимаешься этим «кто-то». Короче, никогда, ни при каких обстоятельствах, ты не можешь оставить этого «кто-то». Потому что, если он не участвует, то что-то с ним не в порядке. Либо «кто-то» хотят использовать это время в своих «тёмных» целях, либо «кто-то» не принимает коллектив, ему не дали роль, ему грустно и одиноко, либо эстетически тонкий вкус «кто-то» не воспринимает ту пошлятину, которую приготовил отряд на вечернее мероприятие. Значит, ты, как Капитан, покидаешь детский лагерь последним и не едешь на экскурсию, а занимаешься с «кто-тами».

Остальные 11 часов – твои – и ты заранее должен знать, как ты займёшь эти 11 часов в течение лагерной смены и еще времени дороги до лагеря и обратно до дома ребят. Ведь дорога – это точно такое же лагерное время и уже в дороге начинается лагерь. Каждое купе – это экипаж. Собери командиров экипажей и поставьте задачу проведения конкурса на лучший экипаж, название, песни, девиза, на лучшее оформление жилища... Банально, но, ты можешь влиять на коллектив эффективно только в серьезных делах, связанных с трудом, трудностями, самообслуживанием и имеющими общественную пользу. Например, при загорании на пляже ты можешь отличиться либо способностью быстро покрываться загаром, либо стройностью ног. Вообще, вписать в отрядный план пляж – это пошло. На пляж можно забежать искупаться пару раз в день, но лежать там 3 часа, это значит, что одуревшие от трёхчасового безделья дети отыграются на тебе после отбоя. Это значит, что ты проиграл 3 часа лагерной жизни, создал плановый негатив .

Как построить первый день в лагере? Энергично... Двадцать минут после приезда - достаточно для расселения. Начальник лагеря будет встречать приезжающих с большим числом добровольцев, имеющих конкретные задания... Иванова, Петрова, Сидорова отвести в бунгало №4, по дороге рассказать, что в этом бунгало бывали Киса и Ося... Потом сразу бегом купаться на 2-3 часа. Потом – на 2-3 часа либо отрядный поход, либо футбол, либо что-то до пота, с куражом. Потом, поужинать, и на костер, а на костре, кроме всего прочего, рассказать о правилах внутреннего распорядка, а потом, после отбоя, когда ты придешь пожелать каждому спокойной ночи, то в благодарность за пожелание, каждый напишет заветное.... с правилами данного детского лагеря ознакомлен, число, подпись. Можно сделать ещё лучше и использовать долгую дорогу, и там рассказать о правилах, об экскурсиях, заполнить анкету, собрать залоги. Выборы актива лучше провести в середине второго дня лагерной смены. Можно придумать третий вариант, но это должно быть «с корабля на бал», шок, поток энергии. Главное, не убить этот первый день неразберихой, нытьем, переселением... оправдывая это тем, что тебе надо заполнять бумажки, хотя и «бумажки» заполнять тоже надо.

Назавтра ты написал в план поездку в город, это - смело. Сколько же ты просидел в библиотеке, чтобы узнать про этот город? Потом ты подготовил несколько ребят экскурсоводов. Один, во время поездки, будет рассказывать про окружающую природу и геологию места, на котором образовался город, второй расскажет про историю города, третий про достопримечательности и т.д...

Конечно, ты не собирался приехать в город и заставить всех ходить за товаром по магазинчикам; или обречь на сидение за кусками теста, покрытого убитыми помидорами и кусками колбасы Пятнадцатилетних Капитанов, чья благородная кровь жаждет отваги, открытий, приключений. Конечно, ты этого не хотел...

Самоуправление в лагере и отряде

Высшим органом самоуправления лагеря является Совет лагеря. В него входят педагогический Совет и Совет командиров. Компетенцией Совета являются: депортация или бесплатная путёвка отличившихся пионеров, решение чрезвычайных ситуаций.

В отряде, чем больше будет «озадаченных», тем меньше будет «кто-тов». Командир отряда – это твой помощник во всем, а заодно и председатель профкома. Например, дни рождения – организует командир. Физорг поможет обеспечить явку на зарядку, потренирует команду перед турниром. Грязнули не любят корреспондентов , потому что они суют свой нос в бунгало, где грязь и эту грязь выносят из избы, а изба становится чистой. Смелое перо корреспондента напишет обо всем, и о том, что вечера были скучноваты, и о том, что чай был без лимона, сахара, чая, кипятка.

Можно делать дежурные должности, можно выбранные, главное, чтобы задачи, возложенные на актив, были реальными, чтобы актив был позитивно настроен, чтобы лидеры своим авторитетом никого не ущемляли.

Зачем играть в самоуправление, лучше сделать его реальным соуправлением. Если хватит эрудиции поговори с ребятами о системах самоуправления в их стране и странах с развитой демократией, о власти, о диктаторах, бывших и современных.



Поделиться: