Как погиб талалихин. Виктор талалихин краткая биография

Гуляя по городу, как часто мы встречаем незнакомые названия улиц и площадей. Многие из них носят имена настоящих героев. Но что мы знаем об их истории? Наверняка очень мало или почти ничего. Например, какой подвиг Талалихин совершил в годы Великой Отечественной войны? Время нещадно стирает из памяти современников имена великих людей и поступки, которые заслуживают особого внимания и уважения по отношению к ним.

Такой же, как и я

К сожалению, сегодня мало рассказывают детям своим об исторических событиях минувших лет, трагических, но порой и вдохновляющих. Теперь малыши мечтают стать супергероями, волшебниками, странными инопланетными созданиями. А ведь буквально несколько десятилетий назад все мальчики стремились познать бескрайние просторы космоса или покорять моря, океаны, небо.

На уроках истории все больше внимания уделяют экономическим процессам, внутренней и внешней политической деятельности, забывая о личностном примере. Детям, как и любому человеку, ближе история одного, чем рассказ о безликом множестве. Даже озвучив подвиг Талалихина кратко, можно зажечь огонек в сердцах детворы. Показать, насколько смелым и отважным может быть обычный, такой же, как они парень.

Такие примеры должны вдохновлять на свершения, будоражить сознание и вызывать настоящие чувства: радость, гордость, печаль, веру.

Но огромные потоки информации, которые доступные современникам, топят в своих глубинах настоящие сокровища.

Кривое зеркало

То, что сегодня предлагают нам печатные издания, не всегда отображает реальность. Нельзя сказать, что дети получают ложные сведения. Но, не имея определенных знаний, воспринимают все буквально.

Вот пример. Всем известно, что советские летчики признаны настоящими асами минувшей войны: Иван Кожедуб, Александр Покрышкин, которого напоминает об отваге и самоотдаче.

Однако благодаря изданиям, которые приводят цифры о сбитых самолетах отечественными и немецкими летчиками, складывается совершенно иное впечатление. Цифры наших пилотов - 56 или 62 уничтоженных врага. Тогда как немецкий ас Хартман - 352 сбитых самолета.

Увидев такие цифры, логично прийти к выводу, что лучшими назвали не тех. Но не все знают, что советские солдаты ответственно подходили к подсчету: сбитым считали самолет лишь после обнаружения его обломков. А немецкие и американские военные все принимали на веру. В число засчитанных побед мог войти самолет, который едва задели пули автомата.

История одного героя

В 1918 году 18 сентября, в небольшом селе Тепловка, появился на свет маленький мальчик. Тогда никто и подумать не мог, какие трудные времена предстоит ему пережить, насколько нелегкий и извилистый путь готовит ему судьба. Родители Виктора стали мамой и папой уже в третий раз. Они были обычными рабочими крестьянами.

С годами семейство Талалихина перебралось в Вольск. Отец поступил работать на местный завод. Виктор в эти годы посещал школу, а после ее окончания семья переехала в Москву. Большой город открывал новые перспективы и предоставлял больший выбор.

Молодой активный мальчик одновременно посещал занятия фабрично-заводского училища и работал на мясокомбинате. Тогда только мечтал о небе Талалихин. Подвиг его ждал в будущем.

Старшие братья Виктора уже служили в авиационных войсках, это будоражило мальчика и вдохновляло. Он посещал аэроклуб и был отмечен инструктором как подающий надежды.

Первые шаги в авиации

Призыв в армию мальчик получил в 1937. Благодаря комсомольской путевке попал в авиационное училище, которое окончил спустя один год. Так начался путь, на котором совершил свой подвиг Талалихин.

Боевая история Виктора началась в двадцать седьмом истребительном полку. Здесь, как и в школе авиации, все отмечали особые способности парня: он был отличным пилотом. Во всех действиях ярко прослеживалась решительность и смелость.

В 23 года лейтенант Талалихин стал командиром эскадрильи. Еще много раз он рассекал небесные просторы над Москвой, защищая и уберегая от немецких асов. За это время самостоятельно и в составе небольших групп сбил четыре вражеских судна.

Последний бой, унесший жизнь не только Виктора, состоялся в октябре 1941 года. Более пяти истребителей под его началом отправились в бой, чтобы оказать поддержку наземным войскам. Это случилось в воздухе над деревней Каменка.

Очередное сражение велось ожесточенно и напряженно. Виктор успел сбить одного врага и подбил второго, как сразу три немецких экипажа открыли огонь по его самолету.

Десятки голодных пуль начали вгрызаться в борт, одна из них попала в голову пилота.

Управление было потеряно, машина, как огромная железная птица, рухнула на землю.

Так оборвалась жизнь молодого, но уже закаленного боями солдата Советского Союза.

«Малыш»

Совершив свой подвиг, Талалихин запечатлелся у многих, как образ бесстрашного, смелого и напористого человека. Но круг близких и друзей знал совершенно иного парня: сияющего улыбкой, веселого, непринужденного и артистичного. Он был особенно добрым и приятным человеком.

В школьные годы посещал драматический кружок и, как отмечали руководители, не был лишен актерского таланта. Возможно, в мирное время его судьба сложилась бы иначе, и имя вошло в историю благодаря иным свершениям.

Во время лечения он не просиживал штаны в госпитале. Посещал митинги, общался с рабочими и молодыми людьми, проводил агитационную работу.

Рост Виктора был всего один метр пятьдесят пять сантиметров. Поэтому в кругу друзей его называли «Малыш».

Талалихина не сразу восприняли всерьез в летном училище. Столь вызывал сомнения в успешном обучении. Но напор и настойчивость парня показали совершенно иной результат.

Находки современности

Не так давно в лесах Домодедовского округа работники хозяйства набрели на опушку, где остались следы, едва заметные глазу, от огромной воронки. Вид она имела достаточно старый, порядком затянулась землей и поросла. А на одном из деревьев обнаружили проржавелую старую табличку.

Такие находки не редкость в местах, где проходили бои во времена Великой Отечественной войны. Люди и по сей день обнаруживают детали техники, снаряжение. Однако внимание привлекла именно табличка. Какую информацию она содержала?

Проведя определенные манипуляции, ее удалось очистить. Надпись заинтриговала исследователей. Она гласила, что именно в этом месте упал самолет Виктора. Тот самый, на котором он совершил таран. Табличка была подписана именем пионерки Катько Аллы. Также была информация о том, что она установила ее в августе 1971 года, последовав рассказам очевидцев того события.

Неужели это и вправду то самое место, где захоронен самолет, на котором совершил свой подвиг Талалихин?

Раскопки

Находка заставила историков и краеведов заняться исследованием. Была сформирована поисковая группа, которая в июне 2014 года выехала на указанное место. В первые два дня были найдены части двигателя, шасси, некоторые механизмы управления.

В дальнейшем раскопки продвигались так же успешно. Было установлено (благодаря сохранившимся записям номерных знаков самолета и мотора), что это именно та машина, на которой совершился подвиг летчика Талалихина.

Обнаружили бортовые часы, стрелки которых указывали на половину двенадцатого. Именно это время зафиксировано в исторических сводках как момент тарана.

После проведения всех необходимых работ самолет станет частью экспонатов музея в Домодедово.

Вечная память

Петербург, Липецк, Тамбов, Гомель, Вольск, Калининград и еще десятки городов имеют в своем списке улицы, названные в честь Виктора Талалихина. Школы и колледжи носят имя этого героя.

Хочется, чтобы жители знали, какой подвиг совершил Талалихин. Вспоминали о нем и о других простых, но великих людях, которые отдали свои жизни ради благополучного будущего.

Вот, пожалуй, и все о таком как Виктор Талалихин. Подвиг (фото героя, совершившего его, есть в обзоре) его должен жить в памяти всех людей.

В центральной части города Вольска, недалеко от рынка, стоит скромный деревянный одноэтажный домик, каких здесь много. В нем живут люди, но на ограде прикреплена табличка, извещающая прохожих о том, что именно в этом доме вырос Виктор Васильевич Талалихин. Подвиг, кратко называемый отрывистым словом «таран», был неоднократно повторен другими пилотами. После решающего перелома в войне этот прием воздушного боя даже запретил сам товарищ Сталин. И в самом деле, таранить - значит подвергать смертельному риску летчика, и почти наверняка терять Но летом 1941 года была такая обстановка, что средства годились любые.

Детство героя

Подвиг Виктора Талалихина, описанный во многих учебниках и популярных изданиях, назвать случайным невозможно: к такому событию человек идет всю свою жизнь, пусть иногда и недолгую. Этот миг становится звездным, даже если никто не может узнать его подробностей. Но Виктору повезло: он, уничтожив вражеский бомбовоз ударом своего истребителя, выжил и даже прославился. Невысокий (рост 1 м 55 см), обаятельный (сегодня его улыбку назвали бы, наверное, гагаринской) и до невозможности отчаянный парень просто не мог иначе поступить.

Родился будущий герой на Волге, в Тепловке - селе Вольского уезда, в 1918 году. Рос, как все. Семья была большая, отец, трудившийся везде, где только можно заработать, старался прокормить троих сыновей. К слову, все они стали пилотами, так уж сложилось. Всего их было четверо, но старший погиб в Гражданскую. В 1924 году Василий Иванович Талалихин устроился работать на цементный завод в Вольске и перевез в город свою семью.

Мечта о небе

Сегодня это трудно представить, но мама Виктора, Вера Ивановна, вовсе не хотела переезжать в Москву, ей вполне нравилось в провинциальном Вольске. Однако отец настоял: в столице строился мясокомбинат, и его пригласили на эту работу. Шел семья поселилась в рабочем бараке, но это обстоятельство не удручало юношу, он был занят учебой в ремесленном училище, а затем работал на построенном с участием отца предприятии. Воздушный праздник в Тушино стал переломным моментом в жизни Виктора, он понял, что это - его. Парень проявляет разнообразные таланты: играет роли в драмкружке, участвует в общественной жизни, но теперь мечтает стать только пилотом. Тем более что по этой стезе пошли оба брата - Александр (он учится на бортмеханика) и Николай (проходит подготовку в Ейской школе морской авиации).

Учеба в Борисоглебском училище

В прославленное уже тогда Борисоглебское училище парень поступил, имея за плечами летный опыт, полученный в аэроклубе. Отсюда вышли знаменитые на всю страну герои: Каманин, Чкалов, Коккинаки и многие другие. В 1937 году И-16, прозванный «ишачком», был машиной современной, скоростной и хорошо вооруженной, на ней и летал курсант - летчик Виктор Талалихин. Подвиг свой, кстати, совершит он через четыре года именно на этом самолете.

Обучение велось на высоком уровне, полетов было много, квалификация пилотов вполне позволяла рассчитывать на успешность их действий. Уже прогрохотал Халхин-Гол, все ждали новых потрясений, в воздухе буквально витал запах пороха. Летчики понимали, что их готовят серьезно, и относились к своим обязанностям соответственно. Вскоре их мастерство пригодилось.

Финская зимняя война

Зима 1940 года, насквозь промерзший Карельский перешеек. Мороз под 40. В таких условиях воевать трудно, особенно учитывая, что и у И-16, и у «Чайки» И-153 кабины открытые и продуваются всеми ветрами. Тогда же состоялся первый подвиг Виктора Талалихина. Финская авиация стремилась нанести бомбовые удары по наступающим колоннам советских войск. Задача третьей эскадрильи состояла в том, чтобы не дать вражеским бомбардировщикам сделать это. В первом же бою молодой выпускник летного училища сбил самолет и открыл свой боевой счет.

К концу кампании на счету пилота было 47 вылетов, число сбитых им самолетов назвать трудно (тогда подтверждение воздушных побед было задачей непростой), но их, по всей видимости, несколько. Не удивительно поэтому, что на груди его уже в 1940 году сверкал орден Красной звезды.

Какой подвиг совершил Виктор Талалихин

Первые месяцы войны проходили трагически. Немецкие бомбардировщики рвались к Москве, пытаясь деморализовать народ и руководство страны; их было много - «Хенкелей», «Дорнье», «Юнкерсов»... Советская авиация стремилась отбить атаки, летчики понимали, что каждый прорвавшийся вражеский самолет несет смерть сотням мирных людей. Подвиг Виктора Талалихина по своей сути мало отличался от боевой работы других пилотов. С одной лишь разницей: он первым в Великой Отечественной войне совершил таран, а для этого требовалось особое мастерство и отвага, граничащая с безрассудством. Пилот подвел свой истребитель вплотную к хвосту «Хе-111» и рубанул по нему винтом, несмотря на то, что сам был ранен в руку (велся интенсивный заградительный огонь).

Затем он покинул практически полностью разрушенную машину и благополучно приземлился с парашютом. События происходили ночью, точнее, пополуночи, 7 августа, и днем страна узнала имя героя. Подвиг Виктора Талалихина кратко был изложен в центральных газетах, а статьи иллюстрировались фотографией летчика. На хроникальных кадрах запечатлена встреча героя с матерью. Она очень волновалась за сына и была счастлива, что он остался жив.

Память

Жизнь пилота на войне зачастую была недолгой. Ожесточенность воздушных боев достигала невиданного в истории накала, но справедливости ради следует отметить, что подвиг Виктора Талалихина не был единственным, более того, это был не первый в истории таран. Русский авиатор Нестеров ударил своим аэропланом в австро-венгерский «Альбатрос» в 1914 году. В 1937-м сделал то же, протаранив итальянскую «Савою». И все же слава Виктора Васильевича от этого не становится менее заслуженной.

Свой последний бой пилот дал 27 октября 1941 года. Тогда пришлось сражаться с превосходящими силами, и герой получил смертельное ранение. Наутро страна узнала о том, что погиб Талалихин Виктор Васильевич, подвиг которого стал символом несгибаемой стойкости всего советского народа. С Героем Советского Союза прощались в клубе Микояновского мясокомбината - предприятия, на котором он трудился до военной службы.

Память о прославленном земляке чтят в Вольске, где именем его названа улица и школа № 1. Похоронен летчик в Москве, а в Подольске с 1960 года установлен монумент из бронзы - стоящий в полный рост Виктор Талалихин. Подвиг и памятник ему почитаются жителями города, его гостями и всеми, кому дорога слава наших героев.

Родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой . За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

В Великую Отечественную должность Талалихина - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиаполка, который входил в состав 6-го истребительного авиакорпуса, прикрывавшего небо Москвы. Поздним вечером 6 августа 1941 г. Талалихин на истребителе И-16 вылетел для отражения очередного налета вражеской авиации на столицу. На высоте около пяти километров над деревнями Добрыниха и Щеглятьево летчик заметил германский бомбардировщик «Хейнкель-111». Виктор немедленно пошел на сближение с врагом и, поймав «немца» в прицел, открыл огонь. «Хейнкель» Дважды умело увернулся от пулеметных очередей советского «ястребка». Наконец Талалихину удалось поразить правый двигатель бомбардировщика, но тот, постепенно снижаясь и ведя ответный огонь, продолжал упрямо двигаться к Москве...

Пулей Талалихина ранило в руку. И патроны, как на грех, кончились. «Надо таранить», - понял летчик и, резко увеличив скорость - будь что будет! - бросил своего «ишачка» на хвост «Хейнкеля»... Ночной таран (на часах было 23.28) оказался успешным. Вражеский бомбардировщик беспомощно закувыркался вниз.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за ночной таран вражеского бомбардировщика. Надо заметить, что Талалихин не был первым летчиком, применившим ночной таран. Еще 25 октября 1937 г. в небе Испании советский старший лейтенант Евгений Степанов на своем И-15 успешно таранил бомбардировщик «Савойя-Маркетти-79». Но в русском небе первый ночной таран совершил именно Талалихин.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. 27 октября Виктор Талалихин отправился во главе звена из шести истребителей на прикрытие наземных войск в район Подольска. Над деревней Каменка звено было атаковано шестеркой «Мессершмитов-109». Талалихин принял бой и сбил один вражеский самолет. На него тут же «насели» сразу три «мессера». В неравном бою Виктору удалось зажечь еще одного противника. Но тут рядом с его самолетом разорвался снаряд...

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой!

7 августа 1941 года летчик-истребитель Виктор Талалихин при обороне воздушных подступов к Москве совершил ночной таран и уничтожил вражеский бомбардировщик.

Военный летчик-истребитель, Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин родился 18 сентября 1918 г. в деревне Тепловке Вольского района Саратовской области.

В 1924 г., когда Талалихину исполнилось шесть лет, его семья - родители Василий и Вера Талалихины, братья Александр и Николай - переехали в город Вольск. Еще в детстве Виктор Талалихин с братьями увлеклись авиамоделированием. Они устроили в доме небольшую мастерскую и конструировали модели самолетов и планеров.

В 1933 г. семья Талалихиных переехала в Москву. Отец начал работать на Московском мясокомбинате, а 15‑летний Виктор поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при комбинате.
Окончив в 1935 г. школу ФЗУ по специальности "обвальщик" (переработчик скота и мяса), Талалихин стал рабочим мясокомбината.

В 1936 г. его приняли в Пролетарский аэроклуб Москвы.

В 1937 г. Виктор Талалихин был призван в армию и по путевке комсомола принят в Борисоглебское авиационное училище, успешно его закончил в звании младшего лейтенанта.
В 1938 г. был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк .

Первое боевое крещение Талалихин получил зимой 1939-1940 гг. во время войны с Финляндией. Он совершил около 50 боевых вылетов, уничтожил несколько вражеских самолетов, в воздушном бою спас жизнь командиру эскадрильи Михаилу Королеву. За доблесть и мужество младший лейтенант Талалихин был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года молодой летчик с отличием окончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк. После начала Великой Отечественной войны полк был перебазирован ближе к Москве - ему было поручено охранять воздушные подступы к столице, ее промышленные объекты, жизнь и безопасность москвичей.

Защищая небо Москвы, Талалихин уничтожил в воздушных боях шесть самолетов врага. Он стал настоящим асом и был назначен заместителем командира 1‑й эскадрильи 177‑го истребительного полка. Подчиненные к своему командиру относились с большим уважением, так как перед каждым вылетом Талалихин просчитывал непредвиденные ситуации, чтобы все летчики эскадрильи возвращались живыми с боевых заданий. За маленький рост (155 см) боевые товарищи прозвали его Малышом.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 г. в небе над Подольском младший лейтенант Виктор Талалихин совершил ночной таран. Когда кончились боеприпасы, на высоте 4500 метров на самолете "И‑16" летчик‑истребитель протаранил немецкий бомбардировщик "Хейнкель‑111", в котором находился экипаж из 4 человек. Талалихин чудом остался жив. Он выпрыгнул из падавшего самолета, в свободном падении пролетел 800 м, только затем раскрылся парашют.
Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом. Командир не имел права приказать совершить таран. Боевые летчики сознательно рисковали своей жизнью. Всего за годы войны советские летчики совершили более 600 таранов.

8 августа 1941 г. указом президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство" летчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

27 октября 1941 г. Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе Подольска. Возле деревни Каменки он повел группу на штурм позиций противника . В это время из-за облаков на советские самолеты обрушились шесть вражеских истребителей "Мессершмитт‑109". Завязался воздушный бой. Талалихин напал первым и сбил один "мессер", но был атакован тремя истребителями противника. Ведя неравный бой, он подбил еще одного врага, но в это время рядом разорвался вражеский снаряд. Летчик получил смертельное ранение в голову.

Виктор Талалихин был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом народного комиссара обороны СССР от 30 августа 1948 г. Талалихин был навечно зачислен в списки 1‑й эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которого он сражался под Москвой.

В память о Герое Советского Союза Викторе Талалихине на здании управления Московского мясокомбината им. Микояна и ПТУ № 100 установлены мемориальные доски. Здесь организован музей летчика-героя.

В Центральном музее вооруженных сил в Москве установлен фюзеляж сбитого Талалихиным немецкого самолета "Хейнкель‑111". Рядом в витрине выставлены личные вещи, фотографии и документы Виктора Талалихина.

В поселке Кузнечики, на 43‑м километре Варшавского шоссе, недалеко от места гибели летчика, установлен бронзовый памятник Герою Советского Союза Виктору Талалихину. Памятник был открыт в День воздушного флота СССР - 18 августа 1969 г.

Именем Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Борисоглебске и других городах, морское судно, ПТУ № 100 в Москве, ряд школ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Талалихин Виктор Васильевич

Отважный защитник неба Москвы, ставший символом героизма и самопожертвования.

Статистика

Совершил 47 боевых вылетов в период «Зимней войны» с Финляндией и около 50 вылетов в Великой Отечественной. Кроме «хейнкеля», уничтоженного таранным ударом в ночь на 7 августа 1941 г., сбил лично два и в паре еще один самолет противника.

Биография

Родился 18 сентября 1918 г. в селе Тепловка Саратовской губернии в семье рабочего. После окончания семилетки и школы ФЗУ работал на Московском мясокомбинате, занимался в планерной школе, аэроклубе. В 1938 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в Воронежской области, получил звание младшего лейтенанта и направлен в 27-й иап ПВО Москвы. Участвовал в советско-финской войне на биплане И-153 «Чайка», был награжден орденом Красной Звезды.

Кем был

После окончания «Зимней войны» вернулся в Подмосковье, переучился на истребитель И-16, прошел курс ночной тренировки. В бой с врагом вступил летом 1941 г. заместителем командира эскадрильи 177-го иап ПВО. За ночной таран неприятельского самолета «хейнкель-111» 8 августа 1941 г. «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» присвоено звание Героя Советского Союза. В октябре среди первых летчиков полка освоил новый МиГ-3, штурмовал вражеские моторизованные колонны, наступающие на столицу с юга.

Чем знаменит

Тараненный вражеский бомбардировщик упал между деревнями Мансурово и Степыгино, недалеко от Домодедово. Героический подвиг Виктора Талалихина на подступах к Москве в ночь на 7 августа 1941 г. стал широко известен в войсках, об этом сообщали сводки, писали газеты. Это не был первый ночной таран, и не первый таран в московском небе, но это не умаляет мужества и героизма летчика, продемонстрировавшего беззаветную храбрость, высокую воинскую доблесть. Младший лейтенант Талалихин покинул истребитель с парашютом, приземлившись в небольшую речку Северку.

Места сражений

Москва, Подмосковье.



Случаи проявления наивысшей степени героизма

В ночном бою, рискуя собственной жизнью, вплотную сблизился с вражеским самолетом, высвеченном лучами прожекторов. Оборонительный огонь стрелка-радиста ранил нашего летчика в руку, но он ударом мотора истребителя по фюзеляжу врага сбил его, повторив подвиг легендарного русского летчика П.Н. Нестерова, впервые использовавшего подобную форму боя. В.В. Талалихину повезло – он смог покинуть открытую кабину самолета, раскрыть купол парашюта.

Обстоятельства смерти

Погиб в воздушном бою 27 октября 1941 г. – сбит вражеским асом у деревни Каменки, недалеко от Подольска.

Государственные награды

Герой Советского Союза награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. В честь Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Аткарске, Батайске, Виннице, Владивостоке, Владикавказе, Вольске, Гомеле, Домодедово, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Золотоноше, Иркутске, Калининграде, Краснодаре, Мариуполе, Омске, Оренбурге, Подольске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Лодейном Поле, Енакиево, Липецке, Тамбове, Подтёсово. Приказом министра обороны навечно зачислен в списки первой эскадрильи 177-го иап, а самому полку, единственному из частей ПВО, присвоено почетное наименование «Московский».



Поделиться: