Расстановка политических сил на мировой арене. Новая расстановка сил на международной арене после второй мировой войны

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расстановка сил на международной арене после первой мировой войны. Планы мирного урегулирования: 14 пунктов Вильсона

вильсон программа торговля принцип

К исходу войны определилась новая расстановка сил в мире, которая отражала существенные перемены. Была разгромлена держава мирового ранга - Германия, изменился ее политический статус, вопрос о мирном договоре не терпел отлагательства. В результате Октябрьского переворота в России от общей мировой системы отпала 1/6 территория земли. Западные державы стремились вернуть ее в мировую систему путем военной интервенции.

США вышли на международную арену в качестве активного претендента на мировое господство. Война неслыханно обогатила Соединенные Штаты Америки, превратив в одного из важнейших кредиторов мира: они ссудили странам Европы около 10 млрд. долл., из них около 6,5 млрд. долл. составили частные американские инвестиции. Положение всемирного кредитора и свою военную мощь правящие круги США стремились использовать, диктуя свою волю на предстоящей мирной конференции в Париже. Поэтому интересы США сталкивались с устремлениями Англии и Франции.

Одним из первых спорных вопросов накануне конференции был вопрос о том, как увязать долги держав Антанты Соединенным Штатам Америки с теми репарациями, которые предполагалось взыскать с Германии, а также с общим урегулированием международных долгов.

Противоречивым являлось отношение союзников к провозглашенному США принципу «свободы морей» и вопросу о превосходстве флотов. Великобритания стремилась к сохранению морского владычества и расширению колониальной империи. Она сохранила после войны статус великой державы, хотя и была оттеснена на второй план США, став их должником. Англия понесла немалые потери в войне, что отразилось на промышленном производстве. На Ближнем Востоке Англия контролировала значительную часть «наследства» турецкой империи, ей достались германские колонии в Африке и Океании. Английская дипломатия на мирной конференции стремилась закрепить за собой положение победителя в войне, противодействовать растущим претензиям Франции в Европе, также, опираясь на союз с Японией, не допустить гегемонию США в мире.

Сильной оставалась позиция Франции. Несмотря на то, что она более других понесла значительный материальный ущерб и людские потери, в военном отношении ее позиции укрепились. Французская двухмиллионная сухопутная армия была самой большой в Европе. Франция стремилась к максимальному экономическому и военному ослаблению Германии с целью утверждения своей гегемонии на континенте.

Новые государства, возникшие на политической карте послевоенной Европы - Польша, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (позже Югославия), а также Румыния должны были составить цепь союзников Франции на восточных границах Германии, заменить бывшего союзника - Россию, стать «санитарным кордоном» между Германией и Россией.

Италия рассчитывала увеличить свою территорию за счет приращения ряда земель Австро-Венгрии, а также колоний в Африке, а Япония - укрепить свой экономический и военный потенциал за счет германские островных колонии в Тихом океане.

Урегулирование межгосударственных отношений на основе мирных договоров 1919-1922 гг. создавало условия для политической и экономической стабилизации в мире. В Европе Версальская система легализовала процесс формирования независимых национальных государств. Их число увеличилось за счет развала Австро-Венгрии и Турции, сокращения территории Германии. Среди них - Чехословакия, Австрия, Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Югославия), Польша, также Румынское королевство, расширившее свою территорию (в его состав вошли Северная Буковина, Бессарабия и Южная Добруджа), существенно уменьшенные в размерах Болгария и Венгрия. На северо-востоке Европы появились Финляндия и Прибалтийские республики - Эстония, Литва, Латвия.

Значительное расширение круга новых активных участников европейской политики явилось одним из ее важных факторов. Но новая государственно-политическая карта Европы не везде совпадала с этнонациональной картой: германский народ был разделен границами нескольких государств; в многонациональных Чехословакии и Югославии национальный вопрос использовался в политических целях, стал основой для роста сепаратизма и территориальных претензий и обостряло межгосударственные отношения.

Две ослабленные, но потенциально влиятельные державы - Советская Россия и Германия фактически были поставлены жесткими условиями победителей - ведущих стран Антанты вне Версальской международной системы. В межвоенный период возникло два главных вопроса - русский и германский, требовавшие совместного решения международным сообществом.

«14 пунктов» В. Вильсона.

Советская Россия после Октябрьского переворота 1917 г. вела переговоры с Германией и ее союзниками о заключении сепаратного мира. Страны Антанты, стремясь помешать заключению сепаратного мира, разрабатывали свой план окончания войны.

Существенное значение имела программа президента США В. Вильсона. 8 января 1918 г. в послании конгрессу он изложил программу с условиями мира и принципами послевоенного устройства мира, вошедшую в историю под названием «14 пунктов». Программа В. Вильсона легла в основу мирных договоров, суть которой заключалась в демократическом переустройстве мира.

Эта программа предусматривали следующие принципы:

1) открытые мирные переговоры и договоры, тем самым непризнание всех тайных договоров и соглашений;

2) принцип свободы морей;

3) принцип свободы торговли - устранение таможенных барьеров;

4) установление гарантий, обеспечивающих сокращение вооружений;

5) беспристрастное урегулирование колониальных вопросов;

6) освобождение Германией всех оккупированных ею российских территорий, предоставление России возможности определить свою национальную политику и вступить в сообщество свободных наций;

7) освобождение и восстановление Бельгии;

8) возвращение Франции оккупированных Германией территорий, включая Эльзас и Лотарингию;

9) исправление границ Италии;

10) предоставление народам Австро-Венгрии автономии;

11) освобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии и Черногории; предоставление Сербии выхода к морю;

12) самостоятельное существование турецких и автономию национальных частей Османской империи, и открытия черноморских проливов;

13) создание независимой Польши;

14) создание «всеобщего союза наций (Лиги Наций) в целях предоставления взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности, - равно большим и малым государствам».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Окончание Первой мировой войны 1914-18 гг., Версальский мирный договор, его цель; четырнадцать пунктов В. Вильсона о переделе мира в пользу держав-победительниц; Лига Наций. Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования.

    реферат , добавлен 07.05.2011

    Позиции держав на международной арене в итоге Первой мировой войны. Противоречия на Парижской мирной конференции. Особенности Версальского мирного договора. Столкновение империалистических интересов Великобритании, США и Японии на Дальнем Востоке.

    реферат , добавлен 10.02.2012

    Международные отношения в 1919-1929 гг., предпосылки для заключения Версальского мирного договора. Окончательное оформление итогов Первой мировой войны, создание системы поддержания международной безопасности. Изменение баланса сил в Европе после войны.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Социально-экономическая специфика завершающего этапа Первой мировой войны. Экономические условия Версальского мирного договора. Планы Дауэса и Янга. Германия после выплаты репарационных платежей. Реформы Шахта, ликвидация безработицы. Система трех банков.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2013

    Нейтралитет Соединенных Штатов Америки "в мыслях и в реальности" и размышления Вильсона о будущем мире. Окончание политики примирения и вступление в войну. Окончание мировой войны и роль американской программы мира. Решение об интервенции в Россию.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Исход русско-японской войны 1904-1905 гг. Условия заключения Портсмутского мира. Рассмотрение межгосударственных отношений 1905-1916 гг. и роль в них послевоенных мирных договоров. Культура и религия - два чуда, тесно связавшие две враждующие стороны.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2012

    Образование национальных государств в Европе после окончания войны и пути их создания. Цели стран-победительниц. Содержание Парижского и Версальского мирных договоров. Их результаты для Германии. Задачи Лиги нации. Конференция в Вашингтоне в 1921-22 гг.

    презентация , добавлен 28.10.2015

    Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок его развития после Второй мировой войны. Итоги второй мировой войны и изменение статуса Великобритании на мировой арене. Формирование Британского Содружества.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Перевод колоний Британии на самоуправление после конференции 1919 года. Переход от экономики военной к экономике мирного времени. Демобилизация населения. Закон о всеобщем избирательном праве. Внешняя политика Великобритании в послевоенные годы.

    презентация , добавлен 06.09.2011

    Биография 28 президента США, вехи его становления как национального лидера. Предпосылки вмешательства США в общемировые исторические процессы наряду с европейскими странами. Участие Вудро Вильсона в организации и ходе Парижской мирной конференции.

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в мире и международных отношениях. Были повержены фашистская Германия и Италия, милитаристская Япония, наказаны военные преступники, создана международная организация - Организация Объединенных Наций. Все это продемонстрировало относительную сплоченность держав-победительниц. Великие державы провели сокращение вооруженных сил: США с 12 до 1,6 млн. человек, СССР - с 11,4 до 2,5 млн. человек.

Война привела к резким изменениям на карте мира. Прежде всего, гигантски усилились США в экономическом, военном и политическом отношениях. Этой стране принадлежала подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов. США имели первоклассную армию, превратились в лидера Западного мира. Германия и Япония были повержены и вышли из числа ведущих стран, другие европейские страны были ослаблены войной.

Значительно усилилось военное и политическое влияние СССР. Однако его международное положение было парадоксально: победившая ценой больших потерь страна была разорена, но, несмотря на это, она имела законное право претендовать на видную роль в жизни мирового сообщества. Экономическое разорение компенсировалось военными и политическими преимуществами. Политическую выгоду СССР извлекал, в частности, благодаря подконтрольной ему обширной территории стран Юго-Восточной Европы. Он располагал самой большой по численности армией в мире, но в то же время в области военной технологии его далеко обогнали США и Великобритания.

В целом положение СССР изменилось: он вышел из международной изоляции и стал признанной великой державой. Количество стран, с которыми СССР имел дипломатические отношения, увеличилось по сравнению с довоенным периодом с 26 до 52. Он стал одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем. Великие державы признали право СССР на часть Восточной Пруссии, Южный Сахалин, его доминирующее положение в Китае и Северной Корее. В ялтинском и потсдамских соглашениях было зафиксировано признание интересов СССР в Восточной Европе.

Однако с исчезновением фашистской угрозы стало проявляться все больше противоречий между бывшими союзниками. Столкновение их геополитических интересов вскоре привело к развалу коалиции и созданию враждебных блоков. Союзнические отношения сохранились примерно до 1947г. Однако уже в 1945г. обнаружились серьезные противоречия, прежде всего в борьбе за раздел влияния в Европе. На фоне обострившихся разногласий Черчилль приказал фельдмаршалу Монтгомери собирать немецкое оружие для вооружения пленных в случае, если русские продолжат свое наступление на Запад.

Высшие военные и разведывательные органы США резко изменили свои оценки военного потенциала СССР и начали разрабатывать планы будущей войны. В директиве Объединенного комитета военного планирования от 14 декабря 1945г. № 432/Д был изложен план бомбардировки основных промышленных центров СССР. В частности, на 20 советских городов предполагалось сбросить 196 атомных бомб. При этом бывшие союзники ссылались на отказ СССР от выполнения ялтинских и потсдамских соглашений, на угрозу со стороны Красной Армии, находящейся в центре Европы. Черчилль 5 марта 1946г. в городе Фултоне (США) в присутствии президента Трумэна впервые открыто обвинил СССР в том, что он отгородил Восточную Европу «железным занавесом», призвал к организации давления на Россию с тем, чтобы добиться от неё как внешнеполитических уступок, так и изменений во внутренней политике. Это был призыв к открытой и жесткой конфронтации с Советским Союзом. Спустя год Трумэн официально заявил об обязательствах США в Европе по сдерживанию советской экспансии и возглавил борьбу Запада с Советским Союзом.

Действительно, есть свидетельства В.М.Молотова о том, что Сталин заведомо отказывался выполнять некоторые союзнические обязательства СССР. Победу в войне Сталин решил использовать для реализации вековой русской мечты - захвата проливов Босфор и Дарданеллы. СССР потребовал от Турции передать ему провинции Каре и Ардаган, и разрешить построить близ проливов военно-морскую базу. Опасность нависла и над Грецией, где шла гражданская война и партизаны-коммунисты пытались захватить власть. Опираясь на американскую поддержку, греческое правительство подавило коммунистическое восстание, а Турция отвергла советские требования.

Основное внимание советского руководства было сосредоточено на сколачивании в Европе социалистического блока. Создание социалистического лагеря считалось главным достижением после Октябрьской революции. Используя недостаточную твердость позиций Запада, Сталин добивался утверждения своего влияния прежде всего в Восточной Европе. В этих странах поддерживались коммунистические партии, устранялись (нередко физически) руководители оппозиции. Поэтому восточноевропейские страны находились в зависимости от СССР, под его контролем проводили свою внешнюю и внутреннюю политику (за исключением Югославии). В них в 1945 - 1947гг. существовали коалиционные правительства, затем они насильственным путем заменялись коммунистической властью. Лишь лидер Югославии И.Б.Тито повёл себя иначе. Он в свое время возглавил борьбу югославского народа против фашистской оккупации, создал мощные вооруженные силы, не отказываясь в борьбе и от советской помощи. Пользуясь популярностью, Тито сам стремился безраздельно господствовать на Балканах и не пожелал подчиняться сталинскому диктату. Более того, он начал строить социализм несоветской модели: его социализм был основан не на тотальной государственной собственности (как было в СССР), а на самоуправлении предприятий. Сталин добился единодушного осуждения Тито коммунистическими странами и партиями как ревизиониста, «агента империализма», в 1949г. разорвал дипломатические и торговые отношения с Югославией, заставив сделать то же самое своих союзников. Но он не смог убрать Тито, хотя хвалился перед соратниками: стоит шевельнуть мизинцем - Тито не будет. Это был один из немногих эпизодов в карьере Сталина, когда он потерпел поражение не сумев взять реванш над удачливым югославским лидером.

Советско-югославский конфликт имел то последствие, что рухнул миф о монолитном единстве коммунистических рядов и идей. В попытке предотвратить появление новых ересей и продолжая насаждать советскую модель социализма, Сталин организовал громкие политические процессы над видными партийными и государственными деятелями стран-сателлитов. Были обвинены в измене, заключены в тюрьму или казнены такие лидеры, как В. Гомулка в Польше, Л. Райк и Я. Кадар в Венгрии, Т. Костов в Болгарии, Я. Клементис и Р. Сланский в Чехословакии, А. Таукер в Румынии. Целью чисток являлось устранение тех, кто допускал малейшие колебания, замена их теми, кто безоговорочно поддерживал политику СССР. Утверждение социалистических порядков дорого обошлось этим странам: в Восточной Германии было репрессировано более 120 тыс. человек (1945 - 1950 гг.), в Польше (1944 - 1948 гг.) - около 300 тыс., Чехословакии (1948 - 1954 гг.) - около 150 тыс.

Становление советского блока шло параллельно с усилением конфронтации с Западом. Переломным стал 1947г., когда советское руководство отказалось от участия в плане Маршалла и вынудило поступить аналогичным образом и другие восточноевропейские страны. США в июне 1947г. выдвинули план помощи европейским государствам в размере 13 млрд. долларов, подавляющую часть безвозмездно. План Маршалла формально распространялся и на СССР и поначалу был благожелательно встречен советскими руководителями, рассчитывавшими получить помощь на условиях лендлиза. Однако вскоре выяснилось, что американцы настаивают на создании наднациональных органов, которые выявляли бы ресурсы стран и определяли их потребности. Это не устраивало СССР, и он отказался от участия в плане Маршалла и не позволил принять его своим сателлитам. Западноевропейские государства приняли его с благодарностью. Американская помощь дала мощный импульс послевоенному почти бескризисному развитию экономики Западной Европы.

Для ужесточения контроля над своими союзниками Сталин в (сентябре 1947г. учредил Информационное бюро коммунистических и рабочих партий - Коминформ (Коминтерн он распустил в 1943г., рассчитывая, что это будет способствовать открытию второго фронта). В Коминформ вошли восточно-европейские компартии и из западных - итальянская и французская. В 1949г. социалистические страны в качестве альтернативы плану Маршалла образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Однако закрытость, отсутствие настоящего рынка, свободного перетока капитала не позволили странам СЭВ достичь экономической близости и интеграции, как это было на Западе.

Образовавшемуся социалистическому блоку стран во главе с СССР противостоял союз стран Западной Европы и Северной Америки во главе с США, который с созданием в 1949г. НАТО оформился окончательно. Жесткая конфронтация между Западом и Востоком способствовала «поправению» внутренней политики ведущих держав. В 1947г. под влиянием правящих кругов США коммунисты были удалены из правительств Италии и Франции. В самих США началась проверка лояльности государственных служащих, были составлены списки «подрывных организаций», члены которых выгонялись с работы. Особенно подвергались преследованиям коммунисты и лица левых взглядов. В июне 1947г. конгресс США одобрил закон Тафта-Хартли, ограничивший забастовочные и профсоюзные движения.

Противостояние приобретало все более опасные очертания, и в конце 40-х годов главной ареной борьбы оказалась Германия. США стали направлять экономическую помощь в зоны оккупации западных стран, стремясь создать в них демократическое и дружественное государство. Сталин попытался сорвать этот план, опасаясь возрождения германской мощи. Он использовал уязвимость Западного Берлина, находившегося внутри советской зоны оккупации. 24 июня 1948г., вслед за введением в западных секторах города западногерманской валюты, советские войска перерезали ведущие в Западный Берлин дороги. Целый год США и Великобритания снабжали город по воздушному мосту, пока Сталин не снял блокаду. По крупному счету блокада лишь повредила советским интересам: она способствовала переизбранию на второй срок Трумэна, проявлявшего твёрдость в отношении СССР, победе демократических партий на выборах в Западной Германии и Западном Берлине и провозглашению на этих территориях в сентябре 1949г. Федеративной Республики Германии, образованию военного блока НАТО. В ответ на образование ФРГ СССР ответил созданием в октябре 1949г. Германской Демократической Республики в своей зоне оккупации. Так Германия была разделена на два государства.

На Западе завершился раздел Европы. Стало очевидно, что попытки Сталина дальше расширить здесь сферу своего влияния отбиты. Теперь центр противоборства переместился в Азию. В 1949г. победила Китайская революция, еще раньше коммунистический режим утвердился в Северной Корее. В конце 40-х годов мировой социализм охватывал более 1/4 всей земной суши и 1/3 населения Земли. Исходя из этого обстоятельства, а также с учетом наличия коммунистического движения в странах Запада, руководители советского блока и Китая, видимо, склонялись к мнению о возможности изменить в свою пользу сложившееся в мире соотношение сил. В феврале 1950 г. руководители СССР и Китая подписали договор о взаимопомощи сроком на 30 лет.

Далее Сталин организовал международную авантюру крупного масштаба на Корейском полуострове. Он сыграл решающую роль в инициировании Корейской войны (1950 - 1953гг.), в которой погибло более миллиона человек с обеих сторон. Война началась с нападения Северной Кореи на Южную. Несмотря на это, коммунистическая пропаганда утверждала обратное. Однако Совет Безопасности ООН безошибочно констатировал «вооруженное нападение на Корейскую республику войск Северной Кореи». По его решению под флагом ООН в конфликт вмешались войска США и 15 других государств.

Сталин не желал, чтобы американцы уличили его в подготовке к войне, а хотел, чтобы пока открыто участвовали в корейской войне только китайцы. Он подтвердил свою готовность вооружить 60 китайских пехотных дивизий. Сталин отдал распоряжение сформировать специальный корпус для прикрытия Китая и северокорейцев. Всего за время войны в Корее получили боевую практику 15 советских авиационных и несколько зенитно-артиллерийских дивизий. Действовал строгий приказ: ни один советник или лётчик не должен попасть в плен. На советских самолетах опознавательные знаки были китайские, летчики носили китайскую или корейскую форму. Советские лётчики и зенитчики сбили 1309 американских самолетов. Погибло около 300 советских летчиков и советников.

В последние годы жизни особое внимание Сталина привлекал район Берингова пролива и Аляски. Именно здесь началось активное развёртывание вооруженных сил СССР. С начала 50-х годов создавались аэродромы и военные базы. Весной 1952г. Сталин принял решение о срочном формировании 100 дивизий реактивных бомбардировщиков фронтовой авиации. Подготовка к новой мировой войне разворачивалась в непосредственной близости от границ США. В случае войны для Америки создавалась угроза массированных авиационных ударов и вторжения сухопутных сил. Человечество в целом стояло на пороге третьей мировой войны с чудовищными последствиями. К счастью, планам Сталина не суждено было сбыться, а его преемники имели иное видение в решении проблемы войны и мира.

Геополитическая ситуация в Европе и в мире после Первой мировой войны претерпела существенные изменения. Систему мирового равновесия послевоенного периода нарушали два фактора: Версальский мир, поставивший Германию в унизительнейшие условия, и революция 1917 г. в России. Оба фактора станут источником новых социальных потрясений и Второй мировой войны: первый потому, что подобное унижение целой нации не могло не подтолкнуть её к реваншистским настроениям; вторая - из-за политики большевиков, приведших Россию к международной изоляции (вследствие отказа от уплаты долгов царского правительства и сепаратного выхода из войны) и провозгласивших курс на мировую пролетарскую революцию.

Версальский договор поставил Германию в крайне тяжёлое положение, фактически - в международной изоляции. Этому способствовали как политика держав-победительниц, поставивших её в неравноправное положение в европейском сообществе, так и политика Советской России, находившейся в сходном положении и потому ставшей как бы «естественной союзницей» Германии, которая воспользовалась ситуацией и, шантажируя страны-победительницы возможностью складывания немецко-советского союза, заставляла их идти на определённые уступки. Другой причиной для Франции, Англии и США желать экономического возрождения Германии было то, что нищая страна, в которую превратилась Германия, просто не могла выплатить возложенные на неё огромные репарации.

В наиболее тяжёлом состоянии оказалась Франция: потеряв своего естественного континентального союзника - Россию, она получила по- соседству потенциально более опасного, нежели до войны противника - Германию. К тому же французов тревожило советско-германское сближение. На протяжении 20 - 30-х гг. Франция будет пытаться исправить ситуацию, создав систему союзов с «малыми» странами Европы (Польшей, Чехословакией, Югославией, Румынией). Всё это - вместе с позицией Англии, имевшей более умеренные взгляды на положение Германии (вызванные нежеланием со стороны Великобритании французского преобладания на континенте), - очень затрудняло достижение основной цели внешней политики Франции - сохранения ситуации в Европе в том виде, в котором она сформировалась после мировой войны.

Единственной страной, которой война принесла положительные изменения, были Соединенные Штаты Америки, превратившиеся из европейского должника в крупнейшего кредитора. В американской внешней политике возникло два направления: традиционное - изоляционистское, - и новое, интернационалистское. Сторонники первого настаивали на отказе от «автоматического» участия в европейских делах и крайней осторожности в вопросах принятия на себя международных обязательств. Сторонники же второго говорили об «исторической миссии» США, называя их первой в мире свободной страной и оплотом демократии, чья миссия состоит в том, чтобы нести свет либеральной идеи всем странам и народам. Борьба этих направлений закончилась победой интернационалистов. В итоге межвоенный мир оказался устроен так, что практически ни одна серьёзная проблема европейской политики не могла решаться без американского участия. США продолжали и в мирное время вкладывать средства в Европу, что, в сочетании с политикой протекционизма в отношении европейских товаров, закрывавшей им доступ на внутренний рынок США, также неблагоприятно сказывалось на европейской ситуации.

Естественно, США не могли не предложить своего варианта решения германского вопроса. Таким планом стал репарационный план Дауэса, который должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций (и попутно максимально открыть немецкий рынок для Америки). Важнейшей его задачей была стабилизация немецкой марки путём предоставления Германии займа в 200 млн. долларов (из которых больше половины приходилось на американские банки). Этот план устанавливал размеры платежей Германии и контроль союзников над германским государственным бюджетом, финансами и железными дорогами. В 1929 г. из-за медленного восстановления германской экономики этот план был переработан. Новый план (план Юнга) предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей и ликвидацию иностранных контрольных органов. Принятие плана Юнга имело одно отдалённое, но очень важное следствие: именно во время его утверждения была достигнута договорённость о выводе союзных войск из Рейнской области. Это произошло летом 1930 г. и позволило Гитлеру в марте 1936 года ввести туда немецкие войска.

Первая мировая война вывела в число активных игроков мировой политической арены Японию, ставшую мощной доминантой в Азии и на Тихом океане. На десятилетия отставая от стран Запада в технологическом плане, она нуждалась в колониях, куда могла бы экспортировать свою продукцию, не опасаясь конкуренции западных товаров. Столкновение интересов с США и Великобританией привело к разрыву англо-японского союза в 1921 г.; что же касается США, то для них Япония никогда и не переставала быть потенциальным врагом. Всё это привело к сближению Японии с Германией, следствием чего стал их союз во Второй мировой войне.

Все 20-е годы прошли под знаком проблемы долгов союзников друг другу и репарационных выплат, которые они должны были получить с Германии. Главным кредитором были США, а основными должниками - Франция, Италия, Бельгия и Великобритания. И когда США потребовали возвращения долгов, союзники предложили полностью или частично списать свою задолженность, утверждая, что предоставление кредитов и было американским вкладом в дело победы над Германией. И хотя США понимали определённую справедливость подобных заявлений, подобное решение проблемы их никак не устраивало. Переговоры по этому вопросу продолжались четыре года (с 1922 по 1926 г.) и завершились соглашением, предусматривавшим возвращение 2,6 млрд. долл., то есть чуть более четверти изначально запрошенной суммы.

Что касается проблемы репараций, то и здесь между союзниками существовали серьёзные противоречия, и, прежде всего, в вопросе зависимости межсоюзнических долгов от выплат немецких репараций: Франция считала их жёстко взаимосвязанными и предполагала выплачивать свои долги из того, что она получит с Германии, а США и Британия считали германские репарации отдельной проблемой. Более того, Великобритания полагала более важным, что разорение и так уже сильно пострадавшей от войны Германии при помощи репараций тормозит восстановление европейской промышленности в целом и сокращает международные товаропо- токи. Однако Франция категорически настаивала на получении репараций. Подобную жёсткую позицию Франции можно объяснить тем, что, в сравнении с Великобританией и США, она гораздо сильнее пострадала от Германии - хотя бы только потому, что на её территории непосредственно велись военные действия.

Многочисленные попытки добиться компромисса в этом вопросе к успеху не привели, и 26 декабря 1922 г. репарационная комиссия тремя голосами против одного констатировала факт невыполнения Германией её репарационных обязательств и вследствие этого объявила Германии дефолт, что (по Версальскому договору) давало право Франции оккупировать Рейнскую зону и Рур. Тем временем в Германии росли социальное неравенство и безработица. На обычную в таких условиях социальную напряженность накладывались антиверсальские настроения: немцы обвиняли великие державы в намерении окончательно разорить страну репарациями. Разрядке ситуации не способствовало и стремление коммунистов подчинить эти антиправительственные и антииностранные настроения себе и направить их в революционное русло. Всё это сопровождалось ростом антисемитизма, отчасти спровоцированного притоком в Германию богатых еврейских эмигрантов из Польши (где при режиме Пилсудского антисемитизм стал едва ли не государственной политикой). Поскольку эта эмиграция совпала с ухудшением экономической ситуации в Германии, в этом обвинили приехавших.

Оккупация Рейнской зоны накалила ситуацию до предела, что вылилось в вооруженные восстания и выступления как левых, так и правых сил, которые, впрочем, были плохо подготовлены и подавлены. В итоге в стране было введено чрезвычайное положение. Великобритания и США обвинили в обострении ситуации в Германии Францию и поставили её перед угрозой изоляции, подписав с Германией в конце 1923 г. соглашения о предоставлении ей займов. Отныне в своём противостоянии с Францией Германия твёрдо могла рассчитывать на помощь Лондона и Вашингтона.

Потрясения, вызванные последствиями Первой мировой войны, улеглись к 1924 г. В это время в мире начинают происходить важные перемены, связанные с изменением роли и места социал-демократического движения в общественно-политической жизни государств. Это проявлялось «вхождением во власть» социал-демократических партий, либо вошедших в состав ряда коалиционных правительств, либо даже сформировавших их самостоятельно, и усилением влияния идей реформизма в рядах социал-демократии. Оба эти момента являлись как следствием, так и причиной того, что теория и практика социал-демократических партий всё больше приобретали реформистскую направленность с акцентом на постепенное мирное преобразование капиталистического общества в социалистическое. Своей главной задачей лидеры социал-демократии считали участие в работе парламентской системы и перестройку капиталистической экономики путём «равноправного делового сотрудничества» между рабочими и предпринимателями, а также с помощью принятия социального законодательства.

Представители же коммунистических партий абсолютизировали тенденции острого кризиса капитализма, на основании чего требовали немедленной вооружённой и бескомпромиссной борьбы за власть. Большинство этих партий, объединённых в Коммунистический интернационал (Коминтерн), находились под сильным влиянием ВКП(б), что служило причиной подобной позиции.

Изменение роли социал-демократии в политической жизни европейских государств было свидетельством нарастающего кризиса традиционных форм государственности в послевоенном процессе развития Европы. Однако если в странах со сложившимися традициями буржуазной демократии этот процесс шел достаточно мирно, то в странах, где демократические традиции ещё не успели укорениться, либерально-реформистский путь изменения политической структуры общества оказался крайне затруднённым, или и вовсе невозможным. Здесь место социал-демократии часто занимали реакционные массовые движения, что в итоге привело к ликвидации буржуазной демократии и установлению тоталитарной диктатуры различного толка (фашизма) или других, более традиционных форм авторитарных диктаторских режимов.

В целом можно сказать, что в 20-е годы наметились две тенденции в политическом развитии государств: либерально-реформистская (основанная на дальнейшем развитии парламентской демократии, осуществлении реформ и привлечении в высшие органы власти лидеров социалистических или социал-демократических партий); тоталитарная, связанная с установлением фашистских и других диктаторских режимов.

Со вступлением капиталистических стран в период экономиче­ской и социальной стабилизации начался новый этап и в истории международных отношений. Этот этап. являясь логическим продол­жением предыдущего, имел следующие отличительные особенности.

В 1920-е гг. правительствам великих держав, победивших в мировой войне, удалось найти общий язык и выработать согла­сованную линию в решении наиболее крупных международныхяро- &1ем. Достигнутый консенсус и стал основой дальнейшего разви­тия Версальско-Вашингтонской системы- Несмотря на всю свою противоречивость, послевоенный мировой порядок, юридически оформленный в Париже и Вашингтоне, был не только сохранен. но и в известном смысле упрочен. Во всяком случае центростре­мительные и конструктивные силы в это время преобладали нал центробежными и деструктивными тенденциями.

Другой характерной чертой рассматриваемого периодастало широкое распространение пацифистских идей и настроений. Пожа­луй. никогда ранее не выдвигалось столько миротворческих про­ектов и не проводилось столько конференций по обеспечению мира и международной безопасности, как в двадцатые годы. Не­случайно в исторической литературе третье десятилетие XX в. ча­сто называют «эрой пацифизма».

Небывалая популярность пацифистских планови программ объяснялась действием различных факторов:трагическими по­следствиями Первой мировой войны и всеобщимстремлением предотвратить подобные военные конфликты вбудущем: необхо­димостью восстановления разрушенного хозяйства ифинансовой системы, что предполагало в качестве важнейшего условия стаби­лизацию международных отношений; активизациеймиротворче­ской деятельности либеральной и демократическойинтеллигенции. а также приходом к власти в ряде европейских стран политиков, чья внешнеполитическая концепция базировалась на принципах паци­физма (Э. Эррио во Франции. Дж. Р. Маклональд в Англии и др.).

Однако наиболее значимая причина всплеска пацифистских устремлений крылась в самом характере международном обста­новки, сложившейся к середине 1920-х гг. Ее уникальность со­стояла в том, что правительственные круги всех без исключения великих держав, хотя и по разным мотивам, были заинтересова­ны в сохранении мирного статус-кво. Ведущие державы-победи­тельницы (США. Англия. Франция) выступали против любых попыток силовой деформации Версадьско-Вашингтонской сис­темы, создателями которой они являлись. Побежденные государ­ства (прежде всего Германия), а также державы, считавшие себя «незаслуженно обделенными» постановлениями Парижской и Вашингтонской конференций (Италия и Япония), не обладали в то время достаточной мощью для военной ревизии установлен­ного международного порядка и использовали дипломатические, т.е. мирные средства и методы для реализации своих внешнепо­литических целей- Что касается Советского Союза, то его партий­но-государственное руководство, не отказываясь от лозунгов про­летарского интернационализма, сконцентрировало свои усилия на укреплении международных позиций СССР на основе прин­ципов мирного сосуществования. Не последнюю роль в форми­ровании этого курса сыграл разгром «антипартийной группиров­ки» по главе с Л.Д. Троцким, осуждение ее революционного мак­симализма. отрицавшего саму возможность построения социализма в СССР без победы мировой революции. И.В.Сталин, провозг­лашая Советский Союз «рычагом» и «базой» развития мирового революционного процесса, отстаивал самостоятельное значение социалистических преобразовании в стране, что. в свою очередь, требовало создания благоприятных внешнеполитических условий, поддержания «мира во всем мире» и нормализации отношений с капиталистическими державами. Таковы были реальные предпо­сылки «эры пацифизма».



Несмотря на отчетливо выраженные тенденции к укрепле­нию Версальско-Вашингтонской системы,стабилизация в сфере международных отношении носила неустойчивый и. как следствие, временный характер. Урегулирование спорных межгосударствен­ных проблем и пацифистские меры не могли устранить глубин­ных противоречий, присущих послевоенной международной мо­дели с моментаее возникновения. Более того, эти противоре­чия. скрытые в 1920-е гг. под покровом пацифизма, со временем неминуемо должны были перерасти в открытые конфликты и столкновения.

Причиной тому стали происшедшие в период стабилизации новые изменения в расстановке си на мировой арене. В этой связи

необходимо хотя бы кратко охарактеризоватьмеждународные позиции великих держав, динамику их развития на протяжении двадцатых годов.

В 1929г. в результате быстрого роста экономики капитали­стических стран индекс производимой ими промышленной про­дукции в сравнении с 1913г. составил 147%. Однако экономиче­ский подъем проходил крайне неравномерно, что не могло не отразиться на международном положении государств и на соот­ношении сил между ними. Соответствующие показатели у веду­щих мировых держав были таковы: США - 172. Англия - 101, Франция - 143, Италия - 185, Япония - 330, Германия -117, СССР - 115. По «долевому участию» в мировом промышленном производстве их роли к концу 1920-х гг. распределились следую­щим образом: США - 38% (в 1913г. - около 30). Англия- 9 (13.6). Франция - 8 (8,4). Италия - 3 (2.5). Япония - 2.8 <1.3). Германия - 9,2 (11,8). СССР - 2.8% (Российская империя в 1913г. -3.6).

Уже эти цифры позволяют сделать определенные выводы. В годы стабилизации еще более усилились экономические и фи­нансовые позиции Соединенных Штатов. Важнейшим международ­ным последствием американского «просперити» стала резкая ак­тивизация финансово-экономической экспансии США. охваты­вавшей все новые страны и регионы. -Великое наступление доллара" проявилось в значительном росте заграничных капита­ловложений США: за 6 лет «процветания» они увеличились по­чти в 3 раза, составив в 1929 г. 16,5 млрд.. ;> вместе с государствен­ными займами 28 млрд. долл. По этому показателю Соединенные Штаты вплотную приблизились к Англии, чьи зарубежные инве­стиции оценивались в 31 млрд- долл. Популярная поговорка «Дол­лар скупает земной шар» превратилась в основополагающий прин­цип американской внешней политики. Приверженность к изоля­ционистскому курсу республиканских администраций У. Гардинга. К- Кулиджа и Г. Гувера не противоречила широкому использова­нию ими «дипломатии доллара», расцвет которой пришелся на двадцатые годы. Главный постулат изоляционизма о неучастии США в политических союзах с европейскими странами не только не отрицал, но предполагал предоставление Соединенным Шта­там «свободы рук» в финансовом завоевании мира. Преемники Дж. Вашингтона усматривали смысл изоляционистской доктри­ны не только в отказе от каких-либо коалиций с государствами Старого Света, но и в использовании с выгодой для США межев-ропейских противоречий. В этом смысле изоляционизм представлялсобой американскую разновидность политики баланса сил.Такая глобалистскан интерпретация изоляционизма теоретически обо­сновывала и экономическую экспансию, и претензииСША на роль мирового арбитра. Убежденный изоляционист президент К. Кулидж в 1928 г. декларировал: «Наши инвестиции и торговые отношения достигли таких размеров, что почти невозможно пред­ставить себе какой бы то ни было конфликт где-нибудь назем­ном шаре, который не нанес бы нам серьезного ущерба».

Глобализм внешнеполитических устремлений США. основан­ный на беспрецедентном экономическом могуществе, приводил и не мог не привести к столкновению их интересов с интересами других великих держав и прежде всего Англии, Соединенные Штаты последовательно и целенаправленно вытесняли Велико­британию с рынков Латинской Америки, Дальнего Востока и даже британских доминионов - Канады и Австралии. В 1929 г. Англия впервые за 300 лет уступила США первенство по общему объему внешней торговли. Обострилась борьба англосаксонских держав за нефть и другие источники сырья. Усилилось морское соперни­чество США, Англии и Японии.

Вместе с тем по аналогии с предшествовавшимпериодом, не следует преувеличивать ни влияние СоединенныхШтатов на раз­витие международных отношений,ни остроту англо-американ­ского антагонизма.

Продолжали действовать факторы, ограничивавшие роль США в мировой политике; изоляционистские запреты, несоответствие военной силы заявленным внешнеполитическим целям, усили­вавшееся сопротивление гегемонистским притязаниям Америки со стороны европейских держав и Японии. В качестве доказа­тельства последнего положения можно привести два достаточно убедительных примера. Узаконив на Вашингтонской конферен­ции равенство своего линейного флота с английским. Соединен­ные Штаты в дальнейшем стали проигрывать военно-морское соревнование не только Англии, но и Японии. Соперники США, формально придерживаясь буквы «договора пяти держав» о коли­чественном соотношении линкоров, существенно их модернизи­ровали и одновременно приступили к широкомасштабному стро­ительству крейсеров ц авианосцев. В итоге к началу 1930-х гг. Англия имела 73 судна этих трех классов, Япония - 38. а США - 31. Если ванглийском военно-морском флоте насчитывалось 16ли-нейных кораблей со скоростью 22 узла и больше, в японском - 10, то в американском - ни одного. В сфере экономических меж­дународных отношений, где США чувствовали себя сверхуверен­но. обстановка также далеко не всегда складывалась в их пользу. Европейские страны, восстановив свою экономику, перешли в контрнаступлениена мировых рынках товаров иинвестиций. Уже в 1927 г. Европа вновь, как и до войны, отправила вСША больше капиталов, чем Соединенные Штаты на европейскийконтинент. Уолл-стрит вынужден был отказаться от мыслио подчинении экономики и финансов Европы своему контролю.Таким обра- юм. констатируя значительный рост удельноговеса США в ми- повом капиталистическом хозяйстве и усилениевлияния этой ;траны на международные процессы, необходимо отметить,что в уто время по названным выше причинам СоединенныеШтаты обладали весьма ограниченными возможностями дляреализации ;воих глобалистских планов по экономическомуи политическо­му управлению миром.

Столь же взиешенной оценки требует и характеристика анг­ло-американских отношении. Острые конфликты между англо­саксонскими державами сочетались с выработкой общей линии поведения при урегулировании наиболее значимых международ­ных проблем (германский вопрос, политика «открытых дверей» на Дальнем Востоке и др.). В любом случае, нет никаких разум­ных оснований рассматривать англо-американские противоречия как «главный межимпериалистический антагонизм* двадцатых годов, что так долго и с таким однообразием доказывалось в со­ветской историографии.

Другое чрезвычайно важное изменение в расстановке силбыло связано с бурными темпами промышленного подъема Ита.\ии и Япо­нии, т.е. тех государств в стане победителей, которые открыто выражали свое неудовлетворение послевоенной организацией мира. Укрепление экономических позиций сопровождалось на­ращиванием военного потенциала, что создавало реальную осно­ву для последующей силовой ревизии Версальско-Вашинггонс-кой системы. В 1920-е гг. шла ее дипломатическая подготовка.

Фашистское руководство Италии, провозгласив лозунг «Вос­создание Великой Римской империи», приступило к его практи­ческому осуществлению, используя на начальном этапе -воссоз­дания» методы открытой и тайной дипломатии. Во второй поло­вине 1920-х гг. итальянское правительство подписало серию знаменательных договоров, имевших далеко илушие последствия:

договор с Румынией 1926г. «о дружбе и сердечном сотрудниче­стве» (стороны обязались оказывать друг другу поддержку в инте­ресах «сохранения международного порядка». Италия признавала аннексию Румынией Бессарабии); Римский договор с Венгрией 1927 г. «о дружбе и согласительной процедуре» (в секретных ста­тьях соглашения Италия обязалась оказать помошь в вооружении венгерской армии, что поощряло стремление Венгрии к пересмотру Трианонского договора 1920г.); «Тиранский пакт» сАлбанией пч 1927г. (предусматривал совместные действияв случае «непрово- цированной войны» против одного из участников договора, пре­доставлял в распоряжение союзника все военные, финансовые и другие ресурсы, а также территорию, инициатива «совместных действий» против третьей державы целиком отдавалась Италии);

договор г "Эфиопией 1928г., заключенный о Аддис-Абебе (про­возглашал «постоянный мир и вечную дружбу»между Италиейи се будущей жертвой).

Что касаетсяЯпонии, то она в этотпериод не проявлялаосо­бой активности на дипломатическом фронте. Однако японские правительственные круги, проводя нарочито осторожную и уме­ренную политику на Дальнем Востоке, одновременно разрабаты­вали планы завоевания Китая и всей Восточной Азии, «сокруше­ния Соединенных Штатов-* и установления безраздельного гос­подства Японии в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Изменявшийся баланс сил в лагере держав-победительниц создавал осязаемые предпосылки борьбы за новый передел мира, предпосылки кризиса и разрушения Версальско-Вашннгтонской системы.

Еще более существенными и «перспективными» для разви­тия международных отношений стали перемены в соотношении сил между державами, победившими в мировой войне, и побежденной Германией. Опираясь на свой огромный внутренний потенциал, а также на финансовую помощь США и Англии. Веймарская рес­публика к концу 1920-х гг. не только достигла довоенных эконо­мических показателей, но и значительно их превзошла- Масшта­бы роста германской экономики становятся более наглядными, если исходной точкой экономического подъема считать не 1913, а 1920 г. В этом случае индекс промышленного производства в 1929 г. составит не 117. а 1ЯО%. В последние годы стабилизации Герма­ния вышла на второе место в мире по выпускаемой промышлен­ной продукции и на третье после США и Англии - по объему внешней торговли. Вопреки постановлениям Версальского дого­вора восстанавливался и военно-технический потенциал Герма­нии. В частности именно в это время началось строительство во­енных кораблей (линкоров «Дойчланд». «Адмирал Шеер» и др.).

Так, уже в первое послевоенное десятилетие Германия вновь обрела статус одного из главных субъектов международных от­ношений. Реваншизм, подкрепленный экономической мощью, превращался из иллюзорной в реально достижимую цель, что де­лало германский вопрос наиважнейшим в мировой политике.

Общая картина расстановкисил в 1920-е гг. была бы неполной, если не отметить возросшее значение в международной жизни совет­ского фактора. Процесс стабилизации вСССР, происходивший в условиях нэпа, укрепил экономические позиции Страны Сове­тов- В 1923-1928 гг. ежегодный прирост промышленной продук­ции в Советском Союзе превышал 24%. Как следствиеиндекс промышленного производства в 1929г. в сравнении с 1920г. со­ставил около 280%. Помимо сходных черт с капиталистической стабилизацией (восстановление хозяйства и финансовой систе­мы, экономический подъем, увеличение внешнеторгового оборо­та) стабилизация в Советском Союзе имела и принципиальное отличие, так как ее главной целью провозглашалось построение социализма. В середине двадцатых годов был взят курс на социа­листическую индустриализацию и коллективизацию сельского хо­зяйства. Не затрагивая вопроса о характере и методах строитель­ства нового общества, важно отметить, что сам факт реализации этого новаторского плана стал дополнительным свидетельством усиления международных позиций СССР.

Все вышесказанное позволяет сделать заключение о том. что в рассматриваемый период в отношениях Запад-СоветскийСоюз сложилось известное равновесие. И.В. Сталин на XIV съезде ВКП(б) в 1925г. заявил: «Достижение некоторого временного равновесия между этими двумя стабилизациями - такова характернаячерта переживаемого нами международного положения». Это «времен­ное равновесие» базировалось на осознании обеими сторонами реального положения дел: западными лидерами - невозможности уничтожения «первого в мире социалистического государства" по­средством военной силы. советским руководством - несбыточно­сти расчета на скорую победу мировой революции- Равновесное состояние вовсе не означало отказа от «идейно-классовой борь­бы». но оно предполагало взаимное признание возможности и не­избежности мирного сосуществования двух систем.

Таковы были важнейшие изменения в расстановке и соотно­шении сил на мировой арене, которые обусловили глубокую внут­реннюю противоречивость развития международных отношении в 1920-е гг. В этот период образовалось два крупных узла противоре­чий, или два ^треугольника силы»: европейский (Англия-Фран-иия-Германия) и дальневосточный (США-Англия-Япония»- В пер­вомиз них определяющее значение имел германский вопрос.

Германский вопрос в 1920-е гг. План Дауэса

В международной жизни двадцатых годов германская про­блема справедливо считалась не только самой важной,но н наиболее сложной, что было обусловлено тремя основными причинами. Как уже отмечалось выше. политика реванша в сочетании с возраставшей экономической мощью Германии создавала угрозу самому существованию Версальской системы. Показательно, что в это время в Веймарской республике не было ни одной партии. которая во внешнеполитической части своей программы не выд­вигала бы в качестве приоритетного требование отмены унизитель­ного договора, подписанного в Париже. Причем главным объек­том пропагандистской атаки стала его 231-я статья, устанавливав­шая «полную и неоспоримую ответственность» Германии за развязывание Первой мировой войны. Понятно, что ее аннулиро­вание лишало смысла и все остальные постановления Версальско­го договора. Президент Веймарской республики фельдмаршал Па­уль фон Гинденбург в этой связи открыто заявлял, что Германия в 1914-191^ гг. «вела справедливую борьбу за самоутверждение в мире. полном врагов». Словесные призывы к пересмотру послевоенного международного порядка сопровождались реваншистскими акци­ями. В 1929г. военизированная прусская организация «Погранич­ная стража» сконцентрировала на германо-польской границе во­оруженные отряды численностью до 30 тыс. человек. Начинало сбы­ваться пророческое предостережение Д. Ллойд Джорджа, высказанное им еще на Парижской конференции: «Германия найдет средства отомстить своим победителям».

Другое важное обстоятельство,осложнявшее решение герман­ского вопроса, состояло в том. что его нельзя было рассматривать в отрыве от еще одной крупной международной проблемы - со­ветской. В 1920-е гг. стали очевидными два возможных варианта развития европейских международных отношений. Первый - крайне неблагоприятный для Запада - предполагал дальнейшее сближение униженной Германии и коммунистической России (Рапалльский договор 1922 г. показал реальность такого хода со­бытий). Второй - наиболее приемлемый для союзных держав - предусматривал превращение Германии в противовес Советскому Союзу. Однако при реализации второго варианта возникали но­вые трудности: противопоставить СССР можно было только силь­ную Германию: это означало, что западные демократии должны предоставить ей серьезную экономическую и финансовую помощь, а также идти на уступки по целому рядуее политических требова­ний; в результате, никто не мог гарантировать, что в один пре­красный момент возрожденная германская мощь будет направле­на не против Советского Союза, а против тех самых держав, ко­торые помогли Германии стать сильной. Пока западные стратеги ломали себе голову над тем. как выйти из этого заколдованного круга, германское правительство умело использовало советский факторкак рычаг давления на страны-победительницы с целью ревизии созданной имиВерсальской системы. Дополнительные осложнения в процессе урегулирования гер­манской проблемы вносили разногласия и противоречия меж-ту союзными державами. Англия и США. изначально выступавшие ад сохранение «не слишком слабой Германии» как противовеса Советской России и Франции, последовательно проводили этот курс и в 1920-е гг., что нашло свое отражение в масштабном фи­нансировании германской экономики и в готовности идти на­встречу некоторым «политическим пожеланиям» Веймарской рес­публики- Французское правительство, которое под натиском анг­лосаксонских государств вынуждено было отказаться отсвоей максималистской позиции в отношении Германии, продолжало настаивать на строгом соблюдении положений Верса-тьского до­говора и возражало против каких-либо существенных уступок гер­манским реваншистам. В Париже хорошо понимали, что в под­вижном силовом треугольнике Англия-Франция-Германия укреп­ление международных позиций последней означало не только утрату надежд на установление французской гегемонии в Европе. но и создавало непосредственную угрозу безопасности Француз­ской республике. Далеко неслучайно, что в правительственных кругах Франции уже в 1927 г. был разработан план строительства на восточных границах укрепленной линии, названной в честь военного министра А. Мажнно. Таким образом, решение герман­ского вопроса напрямую затрагивало внешнеполитические инте­ресы великих держав-победительнии и не могло не сопровож­даться напряженной борьбой между ними, так как эти интересы во многом не совпадали.

Германская проблема (в соответствии с основными раздела­ми Версальского договора) включала в себя рахтичныеаспекты:

территориальный, колониальный, военный,репарационный, эко­номический. В двадцатые годы вниманиемировой общественно­сти и международные дебаты сконцентрировалисьна тече репа­раций. поскольку Германия, ссылаясь на тяжелоефинансовое положение, начала с нарушения именноэтих постановлении со­юзных держав. Особую остроту репарационный вопросприобрел в период рурского кризиса. Стремясь не допустить новогорево­люционного взрыва в Германии и стабилизироватьевропейский порядок. Англия и США взяли инициативу всвои руки.Не без их настойчивых советов германское правительствов сентябре 1923 г. высказалось за проведение конференции по проблеме ре­параций. Франция была вынуждена дать согласие нетолько нэ-за мощного давления англосаксонских держав, но и попричине полного провала «акции возмездия» вРуре: оккупационные рас­ходы, достигшие к осени 1923 г. 1 млрд. франков ипревысившие по стоимости невыплаченные Германией репарации,поставили Французскую республику перед перспективой финансово-эконо­мического коллапсаи заставили ее искать политического реше­ния вопроса.

В целях тщательной подготовки конференции по предложе­нию СоединенныхШтатов были созданы два международных комитета экспертов. Один из них возглавил американский бан­кир, тесно связанный с банковской группойДж. П. Моргана, ге­нерал в отставке Чарльз Дауэс. В задачи этого комитета входила разработка мер по стабилизации экономики и валютной системы Германии, установление новой схемы погашения репарационных платежей. Другой комитет, работой которого руководил англий­ский финансист Реджинальд Маккенна. должен был определить пути и методы размещении и Веймарской республике иностран­ных капиталов и возвращения на родину капиталов германских. В августе 1924г. специальная межсоюзническая конференция в Лондоне обсудила рекомендации экспертов и утвердила в каче­ствесвоего официального решения доклад первого комитета, по­лучившего название -ждан Дауэса».

План устанавливал новыйпорядок выплаты репараций - го­раздоболее благоприятный дляГермании, нежели Лондонская репарационная программа 1921 г.Были выдвинуты два важных базовых тезиса: о необходимости оказания помощи Германии для восстановления ее экономики и финансов, в связис чем предла­галось предоставить Веймарскойреспублике международный заем в 800 млн. золотых марок; размеры репарационных платежейста­вились в зависимость от «изменений виндексе благосостояния Германии». При сохранении итоговойсуммы репараций в 132 млрд. марок сроки окончательной их выплаты не указывались.Обозна­чались лишь ежегодные взносы от 1млрд. в 1924 до 2,5 млрд.ма­рок - начиная с 1928 г.. что было значительно меньшеизначаль­ного лондонского варианта (3,5 млрд. марок в год).

В плане Дауэса определялись и основные источники погаше­ния репараций: отчисления из государственного бюджета, а так­же от прибылей промышленных предприятий и железных дорог. В первом случае речь шла о введениивысоких косвенных налогов и, следовательно, о повышении цен на выпускаемые товары, что ложилось тяжелым бременем на население Германии. Во втором - об участии в оплате репарационных взносов крупного бизнеса (около 50% от общей суммы).

План предусматривал организацию жесткого контроля над экономикой и финансами Веймарской республики в качестве га­рантий выплаты репараций. Германское правительство фактически лишалось права на управление Рейхсбанком и государственными железными дорогами. Взамен создавались лве международные компании: трансфертная, осуществлявшая валютные операции, связанные с репарационными платежами, и акционерная желез­нодорожная, распоряжавшаяся доходами от транспортных пере­возок. Учреждался пост Генерального агента (американец Г- Пар­кер). в чьи функциональные обязанности входило наблюдение за восстановлением германской промышленности и финансовой системы, а также за своевременной выплатой репараций.

Принятие плана Дауэса. вступившего в силу с 1сентября 1924 г., стало этапным событием не только в решении репараци­онноговопроса, но и в развитии межвоенныхмеждународных отношений.

Во-первых. Новыи репарационный план«юридически» офор­мил существенные изменения в европейском иобшемнровом ба­лансе сил.

Прежде всего он знаменовал усиление международных пози­цийАнглии и США. так как с его принятием восторжествовала англо-американская линия в урегулировании германской пробле­мы. Особо следует подчеркнуть ведущую роль Соединенных Шта­тов как в подготовке, так и в реализации этого плана. Их доля в финансовой помощи Германии в период действия программы Дауэса превысила 70% (в сравнении с 14% Голландии и 10% Ан­глии). По настоянию США специальными постановлениями Лон­донской конференции оговаривалось, что два ключевых поста по контролю за выплатой репараций - Генерального агента и пред­седателя Трибунала по разбору репарационных споров - должны занимать только американцы. Так начинала осуществляться идея превращения Соединенных Штатов в международного суперар­битра. Это, конечно же, раздражало Англию, но она находила утешение в том. что план Дауэса воплощал в жизнь ее концеп­цию континентального баланса сил, согласно которой «не слиш­ком сильной Франции» противостояла «не слишком слабая Гер­мания». Нельзя не отметить, что помимо политических дивиден­дов англосаксонские государства получали и вполне осязаемые экономические выгоды, поскольку их капиталовложения в гер­манское хозяйство приносили прибыль в 9% годовых (при сред­неевропейской норме - 6.5%).

Другим значимым итогом работы межсоюзнической конфе­ренции 1924г. стало дипломатическое поражениеФранцузской республики. Отправляя войска в Рур. французское правительство стремилось силовым методом решить проблему репараций и тем самым утвердить свое главенствующее положение в Европе. На Лондонской конференции были категорически отвергнуты как первое, так и второе притязание Франции. План Дауэса. который>- ".прочил экономическую основу Версальскогодоговора- С др\-стороны. этот план был направлен на создание«экономически

Льной Германии», что объективно содейстпонало ее наступательной борьбе за ревизию постановлений, принятых в Пириже в 1919 г. Именно так были восприняты решения Лондонской конференции я правительственных кругах Веймарской республики. Выступая на оседании рейхстага, министр иностранных дел Г. Штреэеман по-:>.уш>.м.эт,ууй-^ ту.мдняо- но йлачне доступно для понимания зая­вил: «От Версаля ло Лондона был долгий путь унижений и громад-чы\ трудностей. Я убежден, что Лондон - это не коней- Лондон может быть исходным пунктом развития...».

В-третьих. Что касается финансово-экономической стабилиза­ции Версальской системы, то и она оказалась временной и относи-

Ельной. Соединенные Штаты исходили из того. чтопредложенная

1ми репарационная программа последовательно и успешно разре­шит целый ряд международных экономических проблем: помошь Германии обеспечивает быстрый рост ее промышленности - про­изводимые товары находят рынки сбыта в СССР. что заодно подо­рвет начавшийся гам процесс социалистической индустриализации - вырученные средства в виде репараций перелаются Англии и Фран­ции - последние выплачивают военные долги США- Как оказа­лось. эта изящная цепь логических построений имела сразу несколько слабых звеньев. Руководство Советского Союза, не желая отказы­ваться от своих планов реконструкции промышленности и построе­ния социализма, отвергло как «злонамеренную» попытку США ре­шить собственные проблемы за счет СССР. Сталин на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. жестко и недвусмысленно заявил: «Мыне хотим превращаться в аграрную страну для какой-либо державы, в том числе Германии». Европейские должники Америки, возглавля­емые Англией, настойчиво выступали за аннулирование всех воен­ных задолженностей, что не могло не испортить оптимистических настроений их главного кредитора. Соединенные Штаты в 192Э-1926гг. заключили 13 соглашений о долгах времен Первой мировой войны, в которых вынуждены были пойти на серьезные уступки своим должникам: сумма платежей сократилась в среднем на 51%. сроки выплаты увеличивались с 25 до 62 лет. проценты по зспгач снижались с 4,25 до 3.3-0,4%. Тем не менее Европа продолжала ук­лоняться от погашения своей задолженности великому заокеанскому ростовщику. И наконец центральное звено «идеальной» американс­кой схемы - Германия, уверовав в лояльность и снисходительность своих англосаксонских покровителей, стала требовать новых усту­пок в решении вопроса о репарациях. Вскоре после вступления в силу плана Дауэса германское правительство предложило его пере­смотреть. доказывая необходимость еще большего смягчения репа­рационных постановлений.

Расчет Германии оправдался: США и Англия, твердо придер­живаясь своего «прогерманского» курса, пошли навстречу ее по­желаниям- И феврале 1929г. приступил к работе новый междуна­родный комитет экспертов, который возглавил президент морга-новской компании «Дженерал электрик», один из авторов плана Дауэса Оуэн Д.Янг. Рекомендации этого комитета были одобре­ны на межсоюзнической конференции в Гааге в конце августа того же года (окончательно утверждены 20 январи 1930г.)

В сравнении с программой Дауэса план Янга характеризовал­ся гораздо большим либерализмом в отношенииГермании, что нашлосвое отражение вовсех его основныхразделах.

Прежде всего это касалось порядка взимания репараций. Об­щий размер репарационных платежей определялся в 113.9 млрд. марок (с учетом уже выплаченных взносов первоначально установ­ленная в 1921 г. сумма ~ 132 млрд. - осталась без изменений). Германия должна была выполнить свои репарационные обязатель­ства за 59 лет (до 1989г.), уплачивая ежегодно от 2,4 до 0,9 млрд. марок, т.е. в среднем на 20% меньше, чем по плану Дауэса.

Главными источниками погашения репараций согласнопла­ну Янга сохранялись государственный бюджет и прибыли от же­лезных дорог. Вместе с тем в эти положения была внесена одна существенная поправка: промышленные предприятия освобож­дались от участия в формировании репарационного фонда, что органично вписывалось в англо-американскую стратегию обес­печения быстрого роста германской промышленности.

Самые крупные выгоды для Германии содержали те поста­новления Гаагской конференции, в которых речь шла о гаранти­ях выплаты репараций. Упразднялись все виды контроля союз­ных держав над финансами и экономикой Веймарской республи­ки, включая пост Генерального агента. Репарационная комиссия распускалась, а ее функции передавались вновь созданному Ба-зельскому банку международных расчетов. Фактически этот «сверх­банк» ограничил свою деятельность финансированием промыш­ленного производства Германии, По существу в плане Янга ста­тьи о «гарантиях и контроле» подменялись положениями об их отмене.

В отличие от Лондонской конференции 1924г. Гаагский фо­рум принял и важное политическое решение, изменявшее в пользу Германии соответствующее постановление Версальского догово­ра, - о досрочном (на 5 лет раньше установленного срока) выво­де союзных войск из Рейнской демилитаризированной зоны.

Таким образом,план Янга закрепил и усилил те тенденциив развитии европейских международных отношений, которые были отчетливо обозначены с принятием программы Дауэса. Судьба нового репарационного плана оказалась недолговеч­ной: он просуществовал менее двух лет. В связи с Великим кри­зисом. охватившим чесь капиталистический мир. по предложе­нию президента США Г, Гувера в июле 1931 г. на выплату репа­раций был наложен мораторий сроком на один год- Решениеоб отмене репарационных платежей приняла Лозаннская конферен­ция, проходившая летом 1932 г. Германскому правительству пред­ложили выкупить его репарационные обязательства за 3 млрд. марок, погасив эту сумму в течение 15 лет при 5% годовых- Окон­чательно похоронил репарации Адольф Гитлер, отказавшийся что-либо выплачивать государствам, которые «столько лет грз 0 »-" 1 " Германию». Возражений со стороны названных государств не последовало.

Финансовые итоги политикизападных держав в репарацион­ном вопросе были таковы" за весь периодсуществования репара­ций (с 1919 по июль 1931 г.) платежи Германиипобедителям со­ставили 21 млрд. 807 млн. золотых марок, или 17.2%первоначаль­ной суммы, установленной Лондонскойконференцией 1921 г. За это же время Веймарская республика получилафинансовую по­мощь в виде займов и кредитов в 39 млрд.марок.

Отмена репараций, во многом предопределенная англо-аме­риканским подходом к урегулированию германской проблемы, в широком международном плане означала упразднение главной экономической составляющей Версальской системы. Процесс переустройства послевоенного миропорядка, вызванный измене­ниями в расстановке сил и начавшийся с ревизии его финансово-экономических основ, неминуемо должен был распространиться и на остальные сферы международной жизни. Как уже отмеча­лось выше, германская проблема, остававшаяся центральной в мировой политике, помимо репарационного включала в себя це­лый ряд других аспектов, наиболее важными из которых явля­лись территориально-политические и военные. Эти вопросы ре­шались в рамках общих дискуссий по проблемам обеспечения европейской безопасности и разоружения-Проблемы европейской безопасности и разоружения-Конференция в Локарно



Поделиться: