Дифференциация рь ль речевой материал. Дифференциация звуков Л — Р в разных словах словосочетания


49

жар - жарь хор - хорь бур - нет бурь

9. Повтори слова со звуками Р - Рь в одном слове.

рекорд рёбра гримёр природа

коридор вратарь проверь прекрасный

серебро примеры тренер тренировка


пример примерка примерный крекер

крейсер проверять оранжерея коридоры

10. Повтори словосочетания.

хитрый хорёк деревянная веранда крутой берег

крупная редька мокрая тряпка кривая тропинка

чёрный ворон огромный гриб деревянная горка

крутой берег открытая дверь деревянная рама

твердый орех дырявый рукав упрямый баран

громкий крик ароматное варенье яркий фонарь

бархатный берет деревенский пруд варёные раки

кривой рог рогатая бурёнка деревянная рама

первый ряд ремонтные работы кедровые орехи

пёстрая курица шерстяные варежки бирюзовая краска

ржавая решётка стройная берёзка жареный карась

быстрый зверь старый ремень горная речушка

горячие пироги морской прибой нарядный шарф

ручной зверёк русские богатыри дружный отряд

красный перец хорошая привычка крепкая дружба

жареная рыба варёная картошка мудрый старик

широкие брюки острая бритва жирная треска

стройное дерево расписная матрёшка прочная верёвка

рисовая пудра прозрачный янтарь трескучий мороз

речной паром резиновая игрушка перьевая ручка

речная рыба деревянная трость гречневая крупа

берёзовая роща деревянный забор дружные ребята

проросший рис запертая Дверь быстрая река

огромная очередь старинные кружева резной трон


ржавая скрепка русская речь срочный ремонт

острый крючок грушевое варенье прекрасная роза

11. Повтори предложения.

Четыре слова. Доярка кормит Бурёнку травой. Боря кормит воробьев зерном. Рита стирает сарафан. Си­рень расцветёт весной. Ребята остерегаются крапивы. Егор и Ирина - друзья. Красные розы подарю Марине. Римма варит грушевое варенье. Нас угощают горячи­ми пирогами. Сережа топором рубит дрова. У ворона чёрные перья. Гриша строит Шарику конуру. Сестра играет на скрипке. Роману нравится абрикосовое ва­ренье.

Пять слов. Во дворе ребята играют в прятки. На рисун­ке Ромы красногрудые снегири. На грядках сажают семена гороха. Рабочие украшают сцену розовыми шариками. Пароход вовремя прибудет на пристань. С крутой горы бегут ручьи. Верба растёт на речных бере­гах. Сестра читает сказку «Курочка Ряба». Куст сире­ни растёт во дворе. На речной пристани много народа. Мама вяжет Роме варежки крючком. У Гриши в ведре раки. Подруги варят варенье из брусники. На конверте три разноцветные марки. Кота Мурзика угощают реч­ной рыбкой. Воробей понёс в гнездо чёрное перышко. Вечером рыбак принёс пескарей и ершей. Ворона стро­ит гнездо на кудрявой берёзе. В картонной коробке ка­рандаши и скрепки. Красногрудые снегири сидят на ветках рябины.

Шесть слов. По широкой дороге едут три грузовика. На огороде растёт репа и редька.

Семь слов. Рабочий грузит в грузовик редис и редьку. В бору много рыжиков, подберёзовиков и боровиков. Ря­бинки и берёзки растут на берегу озера. Воробьи ран­ним утром чирикают в нашем дворе. Ребята несут в руках астры и ромашки. Ренат принёс в корзине круп­ные красные помидоры. На берегу реки ребята строят песочный город. В жаркий день в сквере много ребят.

Дифференциация звуков Р - Ръ р_£

Ребята сидят на бревне и играют на гитаре. Ранним ут­ром рыбаки идут на речной берег.

12. Повтори пословицы и поговорки.

Берись дружно - не будет грузно. Утро вечера мудренее. Грамоте учиться - всегда пригодится. Нет друга - ищи, а найдёшь - береги. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Разговорами кашу не сва­ришь. Рыба в реке - не в руке. Рыбка хороша, да бережок крут. Не мудри без меры - перемудришь. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Терпенье и труд - все перетрут. Правда, как ни прячь, - наружу выйдет.

13. Повтори и отгадай загадки.

Кто четыре раза в год переодевается? (Земля) Кого один раз в год наряжают? (Ёлка) Рыба в море, хвост на заборе. (Ковш) Накормишь - живёт, напоишь - умрёт. (Огонь) На деревьях живет и орешки грызет. (Белка) Один костёр весь свет согревает. (Солнце) Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо) Кто без брёвен через реки мосты строит? (Мороз) Два братца через дорожку живут, друг друга не видят. (Глаза)

Сестра к брату в гости идёт, он от неё прячется. (Солнце и месяц)

Два братца спереди бегут, да два братца их догоняют. (Ко­леса)

Она хранит мой сон.

(Дверь)

Я в деревне на дворе Просыпаюсь на заре. «Ку-ка-ре-ку» я кричу, Разбудить ребят хочу. (Петух)

Я румяную матрешку От подруг не оторву. Подожду, пока матрешка Упадет сама в траву. (Груша)

У черепашонка костяная рубашонка. В. Орлов

Дифференциация сонорных звуков

Дифференциация звуков Р - Рь

Добрый ветер, Ветровей, Ты густой туман развей. И. Токмакова

У норы добычи ждет, Притаившись, серый кот. А. Грачев

На дворе снежок идет, Скоро праздник Новый год! Е. Благинина

Наши уточки с утра -Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га! Произв. народы, творч.

Песенка-потешка

Черный ворон на дубу Он играет во трубу. Утром он в трубу трубит, К ночи сказки говорит. Собираются зверьки Ворона послушать, Пряники покушать. Русское-народное творчество

Рано, рано мы встаём, Громко сторожа зовём: Сторож, сторож, поскорей Выходи кормить зверей. С. Маршак

Доктор

Доктора не бойтесь, дети, Он добрее всех на свете. С ним давно знакома я: Это мамочка моя! Г. Виеру

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!

A. Барто

Посреди двора - гора. На горе идет игра.

B. Берестов

На березке снегири Ярче утренней зари. 3. Александрова

У медведя во бору Грибы-ягоды беру, А медведь сердит И на нас... рычит! Произв. народн. творч.

Петух

Ку-ка-ре-ку! Гордой поступью хожу, За собой подруг вожу. Распушу свой гребешок -Вот каков я, петушок! Всей известно детворе -Я - хозяин во дворе! В. Стоянов

Деревянный мосток Из семи досок, Через речку иду, Рому в садик веду. А. Хмелёва

В тесноте

На пеньке сто опят.


  • Очень тесно тут! - вопят.

  • Позовите грибника Собирать опят с пенька. Е. Серова

  • Ты скажи мне, рыба-ёрш, Эхо, эхо, Ты на ёжика похож? Вот потеха.

  • Я речная рыба-ёрш, Обезьянка - это эхо. Ёж на щеточку похож. Это эхо каждый раз А. Хмелёва Передразнивает нас.
Э-э-о-о-о-о-э. Е. Благина

Я выросла

Мне теперь не до игрушек - Деревянную посуду

Я учусь по букварю, Я пока дарить не буду.

Соберу я все игрушки Заяц нужен мне самой -

И Сереже подарю. Ничего, что он хромой.

Мне теперь не до игрушек -


Я учусь по букварю...
Но Сереже

Ничего не подарю. А. Барто

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Р - Рь. Перескажи рассказы.

Кто что заслужил?

По Л. Успенской, М. Успенскому (адаптированный текст)


  • Рома, кто мне поможет картошку чистить?

  • Конечно, Рита.

  • А кто папе письмо напишет?

  • Тоже Рита.

  • Ну хорошо. А игрушки папа, когда приедет, тоже Рите привезёт?

  • Нет, игрушки, конечно, мне.

  • А мне кажется, что игрушки папа купит Рите.

  • А почему не мне?

  • Потому что... сам догадайся почему.
Рабочие инструменты

А. Хмелёва Чтобы что-то нарисовать, нужны: краски, кисточки, каран­даши. Все, чем ты рисуешь, - это твои рабочие инструменты.

56 Дифференциация сонорных звуков

У мамы - свои рабочие инструменты. С их помощью она готовит вкусные обеды - это тёрка, сковорода, противень.

У папы тоже свои рабочие инструменты: топор, отвёртки, рубанки, кисти. С помощью отвёртки папа чинит розетку. Кистью красит рамы.

Всякой работе нужны свои инструменты.

Весенняя радость

А. Хмелёва На дворе весна. Тает снег. Бегут ручьи. Радостно чирика­ют серые воробьи. Радуюсь и я: особенно, когда вижу, как эти серые комочки озорно купаются в ручейках. Рядом хо­дит народ, а они не обращают на него никакого внимания!

16. Дифференциация звуков Р - Ръ в скороговорках.

Три тропинки, три тропки.

Хорош пирожок, внутри - творожок.

На дворе трава, на траве дрова.

На горе дубы, под горой грибы.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Панкрат да Кондрат несут домкрат.

На горе, на горке герой наш Егорка.

Егорка быстро говорит скороговорки.

Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

игла - игра пола - пора


юла - Юра вела - Вера хлам - храм булки - бурки глаза - гроза плот -брод плыть - прыть


плошка - Прошка иглы - игры

ветла - ветра плов - Пров мела - мера жалкий - жаркий колко - корка платок - проток колобок - коробок котелок - катерок колонна - корона

10. Повтори слова со звуками Л - Р в конце слова.

стал - стар сел - сер жал - жар пил - пир

жил - жир мул - мур мил - мир вал - вар

пал - пар веял - веер удал - удар дар - дал


зеркало

крокодил


журнал

проволока

разгладить

раздевалка
рыхлый

берлога


проглотить

аэроплан

рыболов

эскалатор

мармелад


радиола

раздел


рослый
раскрыл
вырвал

кларнет


11. Повтори слова со звуками Л - Р в одном слове.

горлышко


крыло

генерал


карнавал

лучезарный

разбалтывать

разложить

коромысло

сорвал

скорлупа


Клара

60 Дифференциация сонорных звуков

Дифференциация звуков Л - Р


12. Повтори словосочетания.

проворная галка глубокая нора



13. Повтори предложения.

Три слова. Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова дает молоко. Юла - подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мок­рое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок.

Четыре слова. Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветви кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пи­рог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш. Луша раскраши­вала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег.

горный орел рыжая белка еловые дрова ароматное мыло холодный ветер круглая юрта круглый стол сладкий арбуз парусная лодка рыбные палочки красивая салфетка голодная рысь сладкий коржик золотой перстень острая пила полосатый шарф просторный класс полосатая зебра тёплые рукавицы рассыпчатый плов толстая тетрадь тяжёлый ковёр

яблочный пирог румяный колобок глубокий ров бархатный халат голубая коробка фарфоровая кукла красное яблоко смелый воробей весёлая прогулка сладкий мармелад румяные яблоки шерстяные колготки красный колпак весёлый рассказ мраморный стол ручной щегол чёрный клубок славная детвора закрытая бутылка яркий луч русый локон шёлковый веер

умелые руки глубокий пруд полное ведро коровье молоко доброе дело белый пароход глубокий овраг тёплый свитер разбитая лампа пестрый дятел фруктовый салат красный флаг жёлтая груша розовое одеяло золотая рыбка спелый фрукт яркая лампочка крутой склон теплый шарф полная корзина белая простыня белые ромашки младшая сестра

Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рас­сказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие глаза. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть эскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон - друзья. Доярка поила молоком тёлочку. Лопух рос у дороги.

Пять слов. Лара уронила веер на пол. Рыбак удил рыбу в пруду. Молодой ворон ходил по дороге. Морж плавал в холодной воде. Лара видела в зоопарке крокодила. Лола на тёрке тёрла морковь. Дятел сел на ветку яб­лони. Доярка надоила полные вёдра молока. Трамвай ехал по городу. Соловей пел на ветке вербы. Мышка грызла корку в норке. Трое матросов плывут в лодке. Проворная крыса утащила кусок сыра. Рая положила в сумку помидоры. Захар вёл корову на базар. Пёстрый дятел долбил ствол кедра. Лола была на лыжной про­гулке. Продавщица Алла продавала сладкий марме­лад. Ручка закатилась под письменный стол. У старой ёлки иголки колки. Вера на платке вышивала астры. Михаил на лугу косил траву. Павел и Юра собирают марки. Луша собирала в бору рыжики. Рома вырастил гладиолусы и розы. К утру ветер разогнал тучи. Ма-руся увидела над лугом жаворонка. Белые ромашки растут на клумбе. Лошадь ела свёклу и морковь. В кор­мушке было много проса. Из жёлудя вырос крохотный дубок. Хор пел громко и слаженно. Павел дал малышу кружку молока. Рома забил в ворота гол. Ветер сорвал с лодки парус. Розовый фламинго стоял у ручья. Му­равей быстро бежал в муравейник. Малыш первый раз видел пчёл. Дорога в рощу была неровная. Мама купи­ла Володе красный карандаш. Колобок был румяный и сладкий. Белка уронила из лап шишку. Около школы растут раскидистые растения. Ровная дорожка вела в парк. Барсук быстро юркнул в нору. Продавец разло-

62 Дифференциация сонорных звуков

Дифференциация звуков Л - Р

Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза. Глядя на картинки-символы из При­ложения 1, назови звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал. Пограничная полоса. Кра­сивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Ровные столбы. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Веселый праздник. Родное слово. Крутой склон. Пологая крыша.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в одном слове

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори слова по 3-4 вместе в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Акварель, апрель, верблюд, вертолет, глухарь, грелка, журнал, зрители, играли, иллюстрация, календарь, карусели, кресло, кролики, ларек, лекарство, леопард, лесорубы, люстра, маляры, мармелад, орел, прыгалки, прялка, рельсы, ролики, роль, рояль, рулет, руль, рыболов, слесарь, словарь, спортзал, стрелка, тарелка.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВЛ-Р В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в предложениях, составленных по опорным словам

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Используя пары слов, составь о детях предложения.

Например: Лара долго переключала телевизор с программы на программу и никак не могла найти передачу о верблюдах.

Зеркало - смотрела. Тарелка - приготовила. Вертолет - играл. Мармелад - попросил. Стрела - пролетела. Зрители - кресло. Грелка - лекарство. Маляр - спортзал. Леопард - перепрыгнул. Ныряли - соревновались. Лекарство - по­пробовала. Телевизор - переключала.

Упражнение для дифференциации звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в словосочетаниях-скороговорках и самостоятельно

Составленных предложениях

Проговори за взрослым словосочетания в быстром темпе 3-4 раза. Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Дополни каждое словосочетание до целого предложения и проговори его. Уточни значение незнакомых слов.

Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния и оглушительно про­гремел гром.

Сверкнула молния. Выиграла в лотерею. Разбила зеркало. Крикливый билетер. Говорливый контролер. У Лары мармелад. Неповоротливый жонглер. Отрывной календарь. Играла и выиграла. У Валерки тарелка. Лара играла на рояле. Лара-балерина. Валерий на карусели. Столяр и маляр. Билетер и контролер. Валерий в вертолете. Смотрела и высмотрела. Корабли лавировали. Жонглер жонглиро­вал. Королева карнавала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в самостоятельно составленных предложениях.

Закрепление навыка словообразования

Послушай слова. Возьми картинку девочки из Приложения 1, назови ее Лара. Пред­ставь, что она выполняет все названные действия. Четко, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждое незаконченное действие 2-3 раза. Затем назови новое законченное действие. Составь о Ларе 4-5 предложений и четко их проговори.


Например: Лара раскрывала-раскрывала коробку и наконец... раскрыла.

Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, рас­ставляла, расправляла, размешивала, расчесывала, разглаживала, расстегива­ла, развязывала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

У Нюры юла красива, да мала.

Мила - краса, голубые глаза.

Клава села в палатку, Клава съела баранку.

Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.

Дедушку зовут Лука, у него болит рука.

Фрол рад, что поет в лад.

В руках игла - это не игра!

У нашей Луши в руках две груши.

Малы комары, да злы до поры.

Мыло серо, а моет бело.

Мара мала, лак пролила.

Среди белых голубей один серый воробей.

Кира мыла мылом Иру.

Лесорубы на столы положили топоры.

Ловкий крот влез на плот.

Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

Говорила сорока сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в стихотворных текстах. Развитие интонационной выразительности речи

Послушай истории в стихах. Проговори их с выражением и перескажи своими сло­вами. Объясни, что же в них забавного.


Огорченная сорока Возвращалася с урока, Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.

На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков, Увидал рыболова скворец И сказал: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я, Сразу видно - большая семья!»


Хочет в сад попасть улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад, Пусть ползет улитка в сад. Целый час держал калитку - Тихо ползает улитка.

Старый пес среди двора Караулил куль добра, Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли.


Что ты, ветер, натворил? Рассердился, набежал,

Что ты в небе смастерил? Облака перемешал.

Из курчавых облаков Где картины? Где река?

Сделал рыб, коров, слонов. В небе просто облака!

Ветер, видно, не услышал,

Ветер из терпенья вышел, Солнце по небу гуляло,

Солнце в озеро упало, Прошептало: «Спать пора!» И исчезло до утра.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в загадках

Послушай и отгадай загадки. Не торопясь, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.

Окна светлые кругом, К нам во двор забрался крот,

Едет мимо желтый дом, Вырыл яму у ворот,

Носит обувь из резины Тонна в рот земли войдет,

И питается бензином. Если крот раскроет рот.

(Автобус.) (Экскаватор.)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок, Желтый одуванчик

А из них лишь три сороки По двору прошел,

Приготовили уроки. Желтый одуванчик

Сколько лодырей сорок Зернышки нашел.
Прилетело на урок? (Цыпленок.)

В полотняной стране,

Приближаться к дому стала, По реке-простыне

С неба солнышко украла. Корабль плывет

(Ночь.) То вбок, то вперед.

Долговязый Тимошка Скользит по белой дорожке,

Его темные следы - Как на стежке, на дорожке,

Твои лучшие труды. Вижу алые сережки.

(Ручка.) (Земляника.)

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, со­храняя четкость и громкость произношения.


Король - орел, орел - король.

Клара у Вали играла на рояле.

Орел на горе, перо на орле.

Карась, в лаз не лазь!

Проворонила ворона вороненка.

На гармони громко заиграл Еремка.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Прорубь прорубили - рыбки наловили.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

К полудню Лара с Полей пол поля пропололи.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос, мне тарелку Валерка на подносе принес.

Сорока-белобока садится на забор, сорока-белобока заводит разговор.

За поселком, у проселка в поле пела перепелка, перепел прилетел, перепелку перепел.

Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: «Сено, краб, граблями грабь!»

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

Ушел Прокоп - кипел укроп, пришел Прокоп - кипит укроп.

Я во двор вела вола, за рога вола вела, в хлев вела вола, а вол в огород меня завел!

Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла.

Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Уточка вострохвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.


1. Формирование звука ЛЬ............................................................................................. 7

2. Различение звуков ЛЬ - Й на. слух и в произношении................................... 25

3. Формирование базового звука С............................................................................ 32

4. Формирование производного звука СЬ............................................................. 54

5. Различение звуков С - СЬ на слух.................................................................... 64

6. Формирование первично производного звука 3 .............................................. 66

7. Формирование вторично производного звука ЗЬ............................................ 77

8. Различение звуков С - 3 на слух.......................................................................... 82

9. Различение звуков 3 - ЗЬ на слух......................................................................... 84

10. Формирование производного звука Ц............................................................... 86

11. Различение звуков С - Ц на слух и в произношении.................................. 97

12. Формирование базового звука III...................................................................... 101

13. Различение звуков С - Ш на слух и в произношении.................................. 124

14. Формирование производного звука Ж.............................................................. 133

15. Различение звуков III - Ж на слух................................................................... 143

16. Различение звуков 3 - Ж на слух и в произношении................................ 145

17. Формирование производного звука Щ............................................................. 150

18. Различение звуков СЬ - Щ на слух и в произношении............................... 157

19. Формирование вторично производного звука Ч.......................................... 161

20. Различение звуков Ч - Щ на слух и в произношении................................ 170

21. Формирование базового звука Л........................................................................ 174

22. Формирование базового звука Р........................................................................ 201

23. Формирование производного звука РЬ.......................................................... 228

24. Различение звуков Р - РЬ на слух................................................................. 237

Капустина К.В.
учитель-логопед, МБДОУ д\с 163

Занятие № 1

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Наоборот»

ра – ла шла – шра ашр - ашл

ро – шло – ошр –

ру – шлу – ушр –

ры - шлы – ышр –

лак – рак бурки – булки

лов – ров рожки – ложки

юла – Юра Прошка – плошка

Лука – рука порка – полка

укол – укор роза – лоза

5. Чистоговорки:

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

Занятие № 2

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Запомни и повтори»

кла-кла-кра акр-акр-акл

кла-кра-кра акр-акл-акл

кла-кра-кла акр-акл-акр

рыболов зеркало

раскладушка журнал

спортзал мармелад

полотёр крыло

5. Счёт 1 – 10 со словами: зеркало, журнал.

6. Правильно произнеси и отгадай:

Пришли мужики без топоров, срубили

избу без углов. (муравей-ник).

Махнула птица крылом, закрыла мир

одним крылом. (ту-ча).

Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь).

Занятие № 3

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Чистоговорки:

ол-ор-ол – мы мыли пол; ар-ал-ар – в бане пар;

ор-ол-ор – у Ромы топор; ал-ар-ал – тёмный под-вал;

ло-ло-ро – у меня перо; ла-ра-ла – острая пила;

ро-ро-ло – днём светло; ра-ла-ра – на дереве ко-ра.

крокодил рассол

берлога проволока

горло километр

рулон планёрка

5. Проговаривание предложений:

Иголка, иголка, ты остра и колка.

По бревну, по брёвнышку проползла букашка,

пролетела бабочка, пропорхала пташка.

Спит медведь в своей берлоге,

Спит спокойно, без тревоги.

Занятие № 4

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

сломанное перо, парусная лодка, спелый арбуз,

круглый стол, моторная лодка, смелый командир, горный орёл, красное яблоко, сломанный карандаш,

разбитая тарелка, проворная белка, жёлтый ковёр.

4. Спряжение выражения в прошедшем времени:

сломать карандаш

выучить правила

5. Выучить (выделение из скороговорок слов со звуками Р, Л)

Как по речке по студёной

Плыл кораблик золочёный,

В ярких праздничных цветах

На весёлых парусах.

Занятие № 5

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

умелые руки острая иголка

глубокая нора рассыпчатый плов

сладкий пирог яркая лампа

тёплые перчатки спелый помидор

4. Счёт 1 – 10 со словами:

сладкий пирог, яркая лампа.

5. Скороговорки:

Флот плывёт к родной земле –

флаг на каждом корабле.

Филин серый, филин старый,

а глаза горят, как фары.

Занятие № 6

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Проговаривание предложений, загадок:

Журавли курлыкают: курлы – курлы – курлы,

А коты мурлыкают: мурлы – мурлы – мурлы.

Красное коромысло над рекой повисло (радуга).

Ныряла, ныряла и хвост потеряла (иголка).

4. Выучить: «Одуванчик»

Одуванчик золотой Одуванчик золотой

Был красивый, молодой, Постарел и стал седой.

Не боялся никого, А как только поседел,

Даже ветра самого. С ветром вместе уле-тел.

Занятие № 7

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Слоговые ряды:

лар- лор- рал- рол-

4. Словосочетания и предложения:

разбитая тарелка горькое лекарство

приятная прогулка большая радость

сильный удар жаркое лето

чёрный портфель дальняя дорога

Суп надо солить, на пол не надо сорить.

Суп надо сварить, дерево надо свалить.

5 Выучить: скороговорку:

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису


Упражнение 2.

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5 (выучить наизусть).

Звук Ч

Упражнение 1.

ач – оч – уч – ич –еч – яч – ыч (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Водичка, водичка, умой моё личико.

Чики-чики-чикалочки – едет Ваня на палочке.

Чок-чок, каблучок!

Чуки-чуки-чуки-чок!

Упражнение 7

ВОВОЧКА В ДЕРЕВНЕ

Вовочка живёт в деревне у бабушки и у дедушки. Утром он пасет овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Вовочке помогает собачка Жучка. Днём Вовочка берёт удочку и идёт с Жучкой на речку. Там дети рыбачат и играют в мяч. Вечером Вовочка вместе с бабушкой и дедушкой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение 8.

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чиню тачку…

Я пеку булочки в печке….

Я качаюсь на качелях…

Дифференциация звуков Ч и ТЬ:

Упражнение 9.

Упражнение 10.

Тёмные тучи по небу плывут, птички молчат и поют.

На тёплой печи чугунный котёл.

В тёмном чулане много паутины.

Петя любит качать на качелях Анечку.

Течёт речка, печёт печка, печёт печка, течёт речка.

Упражнение 11 (подготовить пересказ).

ПАУЧОК И ПАУТИНА

Ткёт паучок паутину. Ниточка к ниточке, от ниточки к веточке. Думает паучок: «Попадёт муха в паутину. Тут я её и кончу». Но вот птичка летела и качнула паутину, и паутина лопнула. Нет у паучка ни мухи ни паутины.

Звук Щ

Упражнение 1.

ща –що – щу – щи – ще (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

ЩЕНОК

Вчера Тане подарили щенка. Она посадила его в ящик. Все утро щенок спал в ящике. Потом он проснулся и вылез из ящика. Стащил с полки щётку и поиграл с ней. Потом щенку стало скучно. Он выбежал во двор и на грядке с овощами встретил ящерицу. Щенок бросился за ней, но ящерица убежала. Женок жалостно запищал. Таня услышала, что щенок пищит, вышла во двор и забрала его домой.

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

Дифференциация звуков Щ и Ч:

Упражнение 8.

Упражнение 9.

Измени предложения по образцу:

Я пью чай, мы пьем чай, они пьют чай.

Я чищу плащ…

Я щёлкаю семечки….

Дифференциация звуков Щ и СЬ:

Упражнение 10.

Дифференциация звуков Щ и Ш:

Упражнение 11.

Щавель для щей, а шалфей для полоскания.

Нашей Маше дали щей и манной каши.

Есть и щёчки и ушки у нашей лягушки.

Звук Ж

Упражнение 1.

жа –жо – жу – жи – же (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (ответить на вопросы; подготовить пересказ).

Однажды Жанна и Женя пошли в лес за желудями. Жанна нашла много желудей, а Женя увидел жука. Он побежал за жуком и увидел ежей. Ежи испугались и убежали под ёлку. Женя позвал Жанну и показал ей ежей.

ВОПРОСЫ: (ответить полным предложением)

-подготовить пересказ:

МЕДВЕЖАТА

На лужайке гуляли четыре весёлых медвежонка. Один медвежонок полез на дуб. Другой медвежонок увидел около кустов ежевики много жуков. А ещё двое дружных медвежат кувыркались на лужайке.

Дифференциация звуков Ши Ж:

Упражнение 8.

ЖЕНЯ ОШИБСЯ

Напиши Женя, что делают животные: ёжик, медвежонок, журавль, ужи. Женя написал. И вот, что у него получилось. Ёжик лазает по деревьям. Ужи летают. Журавль колется. Медвежонок ползает.

Женя, конечно, ошибся. Исправь его ошибки, скажи правильно, кто что умеет делать.

Звук Ц

Упражнение 1.

атс– отс – утс – итс – этс (отдельно каждый слог)

ац – оц – уц – иц – эц (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЦЫБИК И ЦЫПЛЯТКИ

Маленького Цыбика посадили на цепь. Целый день сидит Цибик на цепи, а около него гуляют цыплята. Цибик целится цапнуть одного цыплёнка, но цыплёнок целится клюнуть Цыбика в нос. Кто кого боится?

Дифференциация звуков Ц и С:

Упражнение 8.

Упражнение 9 (выучить наизусть).

Упражнение 10 (подготовить пересказ).

О ГУСЕНИЦАХ И ПТИЦАХ

В садах и полях много насекомых. Особенно опасны гусеницы. Гусеницы в садах и лесах поедают листья и цветки. А гусениц поедают птицы. Без птиц леса останутся без листьев, а сады останутся без яблок, слив и ягод. Береги птиц! Подкорми их зимой.

Дифференциация звуков Ц и ТЬ:

Упражнение 11.

Упражнение 12.

Измени предложения по образцу:

Одна лисица, две лисицы,много лисиц.

Одно полотенце...

Одна птица…

Один птенец…

Звук З

Упражнение 1.

за – зо – зу – зы – зэ (отдельно каждый слог)

Упражнение 3.

Упражнение 4.

Упражнение 5.

Упражнение 6 (выучить наизусть).

Упражнение 7 (подготовить пересказ).

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. «Какие забавные звёзды! - смеялись Лиза и Зоя. - Так далеко от земли, а нас видят!»

ра-ла ря-ля ре-ле лы-ры ли-ри ар-ал яр-ял ыл-ыр ил-ир ру-лу рю-лю ло-ро лё-рё ур-ул юр-юл ол-ор ёл-ёр ры-лы ри-ли лу-ру лю-рю

ыр-ыл ир-ил ул-ур юл-юр ро-ло рё-лё ла-ра ля-ря ле-ре ор-ол ёр-ёл ал-ар ял-яр

Ра- ла

рад-лад рак-лак рама-лама рамка-лавка Кира- Мила Юра-Юля Мара- мала Ира- била краса-глаза игра-игла враг-флаг грач-плач

Ро-ло

рот-флот рожь-ложь рос-колос роза-лоза

Пров-плов трон-слон крот-плот крошка-плошка

Ру-лу

ручка-лучше рубка-голубка шуруп-тулуп рука-Лука ручей-лучей прорубь-голубь беру-пилу выручать-получать рыбка-улыбка топоры-столы комары-малы

Ры-лы

серый-белый горы-скалы бурый-алый игры-иглы добрый-тёплый укрыть-уплыть метры-метлы моря-поля моряк-поляк горят-болят

рёва -Лёва Серёжа-лёжа ларёк-кулёк берёт-полёт

Ря-ля

Боря-Поля Варя-Валя варят-валят крякать-слякоть тряпка-лямка пряжка-фляжка

Рё-лё

верёвка-пелёнка пузырёк-мотылёк вперёд-самолёт варёный-солёный

Рю-лю

варю-велю горю-колю горючий-колючий

трюк-люк крюк-клюв брюква-клюква

Ри-ли

рис-лис Марина-малина перина-Полина турист-футболист берись-хвались варить-валить дарить-удалить горит-болит сорить-солить говорить-повалить

Ре-ле

речь-лечь рейка-лейка речка-колечко

море-поле перец-палец серенький-беленький

Ар -ал

дар - дал жар-жал вар-вал стар-спал пожар-стал жарко-пожал парта-палка картон-балкон комар-поймал

Ор -ол, ур-ул

бор-вол хор-кол укор-укол горка-холка корка-колко норка-полка

топор-пол упорный-полный горчица-волчица бурка-булка

Р - ёл

призёр- пришёл костёр- котёл ковёр-повёл боксёр-вошёл шахтёр-новосёл тёрка-тёлка

Ир- ил, ер - ел

мир- мил пир- пил бирка-вилка жир-жил сер-сел, бел мерка-белка

Рь - ль

жарь-жаль зорька-полька ударь-удаль гирька-килька угорь-уголь горько-только перья-колья пузырь-бутыль бурьян - тюльпан богатырь-костыль

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарел­ка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, аква­рель, уронили, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарст­во, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, верблюд, превратили, Волгоград, Пе­тербург, иллюстрация, спортзал.


5. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

топоры рога парты

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Он - от­важный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Я спешу на урок в первый класс. Сегодня за парту сажусь в первый раз! Мыло серо, да моет бело. Стебель рос и вырос в колос. Заскрипело в ручке старое перо. Сверкают на морозе у саней полозья. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. Рано-рано два барана засту­чали в ворота: тра-та-та и тра-та-та. У Веры ручка лучше,

чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Приле­тели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь - везде скалы и горы. «Вот вам золотая рыбка», - дед сказал с улыбкой.

Скороговорки

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Загадка

Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус слад­кий. (Арбуз)

7. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Среди белых скачет шустрый (воробей)


Потешки

Ворон на трубе гудел на зелёной липке,

А соловушка запел, заиграл на скрипке.

Загадки

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)

По полю бродит, зерно молотит,

Жнёт, косит - хлеба не просит. (Комбайн)

Он родился в день дождливый

Под берёзкой молодой,

Круглый, гладенький,

красивый,

С ножкой тонкой и прямой. (Подберёзовик)

И не плот, и не лёд

Вдоль по речке плывёт.

Льдины с ним поборются

И, как сахар, колются. (Ледокол)

Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

(Н. Некрасов)

Смотрите!

Река у меня на окне.

Там синие рыбы

Плывут в глубине.

Там красные рыбы,

Раскинув хвосты,

Мохнатой травы

Раздвигают кусты

И смотрят,

Как, словно по нитке,

По травинке улитки,

Шажок за шажком

Продвигаясь вперёд...

Но речка моя

Никуда не течёт.

Она бы плескалась,

Она бы текла,

Но держат её

Берега из стекла.

(В. Белов)


9. Упражнение . Выучить наизусть.

Берёзка

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.



Поделиться: