Урок химии введение в органическую химию. Методическая разработка урока "введение в органическую химию"

Цели урока.

Дать понятие о предмете органической химии.

Показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими.

Сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления.

Раскрыть основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Сравнить ее значение для органической химии с теорией периодичности Д.И. Менделеева для неорганической химии.

Оборудование и реактивы. Органические вещества для демонстрации: сахароза, крахмал, уксусная кислота, растительное масло. Шаростержневые модели молекул органических веществ. Оксид меди (II), известковая вода, прибор для получения газов, парафиновая свеча, прокаленный сульфат меди (II).

I. Введение.

С глубокой древности человечество использовало для удовлетворения своих потребностей вещества растительного и животного происхождения. Прежде всего это, конечно, продукты питания, одежда, вещества для выделки кож, растительные и эфирные масла. По мере развития цивилизации люди научились выделять и использовать природные красители, лекарственные и душистые вещества, натуральные волокна и вместе с тем яды, опьяняющие, одурманивающие и взрывчатые средства.(демонстрирую фотографии, фильм).

Давно было замечено, что “растительные и животные” соединения обладают похожими свойствами: легко разрушаются при нагревании, горят, растворяются в спиртах и в маслах. Систематическое изучение этих “нежных” веществ началось с работ выдающихся ученых: шведского химика Карла Вильгельма Шееле и создателя научной химии, француза Антуана Лорана Лавуазье. Лавуазье в конце XVIII века первым высказал причину резкого отличия в свойствах минеральных веществ и продуктов живой природы. При сжигании последних образовывались главным образом углекислый газ и вода. На основании многочисленных опытов он пришел к выводу, что “в состав растительных и животных тел” входит небольшое число элементов: углерод, водород, кислород и также иногда азот и фосфор.

Демонстрирую опыт, подтверждающий наличие углерода и водорода в органическом веществе. В пробирку с газоотводной трубкой, закрепленную в лапке штатива, помещают смесь 1-2 г крахмала с небольшим количеством порошка оксида меди (II), газоотводную трубку опускают в пробирку с известковой водой. В верхнюю часть пробирки насыпают немного белого порошка прокаленного (безводного) сульфата меди (II). Пробирку нагревают, наблюдая за обугливанием ее содержимого и помутнением известковой воды в результате выделения углекислого газа. На холодных стенках пробирки конденсируются капельки воды, которые превращают безводный сульфат меди в кристаллогидрат голубого цвета. Схему реакций можно записать так:

В начале XIX в. назрела необходимость выделить химию веществ растительного и животного происхождения в самостоятельную науку. Возникновение этой науки тесно связано с именем знаменитого шведского химика Йенса Якоба Берцелиуса, давшего ей название “органическая химия”. (Рисунок 1, 2, 3, 5)

Органическая химия - это химия соединений углерода, также в состав органических соединений входит водород, реже кислород, азот, сера, фосфор, галогены и некоторые металлы.

В заключение этой части урока нужно обратить внимание учащихся на то, что проводить резкую черту между химией органической и неорганической нельзя. Есть много примеров генетической связи между веществами обеих групп.

II. Особенности органических веществ. (Рисунок 4)

1. Атом углерода способен соединяться с другими атомами в цепи и кольца. (Демонстрация фрагмента фильма – “Органические вещества”).

2. В органических соединениях связь – ковалентная.

3. Органические вещества взаимодействуют с большим трудом или совсем не взаимодействуют (связь ковалентная очень прочная и разрушить ее очень сложно).

4. При нагревании (400-600 0 С) органические вещества полностью разлагаются и обугливаются, в присутствии кислорода сгорают до углекислого газа и воды.

5. Особенное строение атома углерода. (Рисунок 6)

(Демонстрация фрагмента фильма – “Органические вещества”).

6. В органической химии очень часто используют структурные формулы.

Эмпирическая формула С 2 Н 2

Электронная формула Н: С: С: Н

Структурная формула Н – С – С – Н

7. Вместо понятия степени окисления в органической химии применяют понятие валентность.

Это связано с тем, что большинство органических веществ имеет ковалентный тип связи и молекулярное (а не ионное) строение.

8. Широко распространено явление “изомерии”

Вещества, имеющие одинаковый состав и одинаковую молекулярную массу но различное строение молекул, а поэтому обладающие разными свойствами называются изомерами.

Состав органического вещества – С 2 Н 6 О.

III. Теория строения органических соединений.

Подчеркивая единство органической и неорганической химии как двух разделов одной науки, провожу параллель между основным законом неорганики - Периодическим законом Д. И. Менделеева и основополагающей теорией органической химии - теорией химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

А.М. Бутлеров был разносторонне образованным человеком. С детства он увлекался биологией, внес весомый вклад в развитие отечественного пчеловодства, ботаники, сельского хозяйства. Однако делом всей жизни для Бутлерова была химия. Он проводил многочисленные опыты с органическими веществами, синтезировал ряд новых соединений. Анализируя известные к тому времени сведения о составе и свойствах органических соединений, Александр Михайлович формулирует положения теории химического строения. Впервые он изложил их в докладе “О химическом строении тел” на съезде врачей и естествоиспытателей в немецком городе Шпейере 19 сентября 1861 г.

А.М. Бутлеров впервые предложил ввести термин “химическое строение”, под которым он понимал порядок связи атомов в молекуле. Основная мысль состоит в том, что атомы связаны между собой в определенной последовательности согласно их валентности, причем неиспользованных валентностей не остается, а углерод в органических соединениях всегда четырехвалентен. Строение каждого вещества может быть изображено только одной структурной формулой. Следствием того, что химические свойства веществ определяются их строением, является вывод о взаимном влиянии атомов в молекулах. “Атомы водорода, соединенные с углеродом, ведут себя иначе, чем соединенные с кислородом”, - писал Бутлеров в статье “О различных объяснениях случаев изомерии” в 1863 г.

В заключение предлагаю учащимся решить простейшую задачу на расчет по химическому уравнению или определению формулы вещества по массовым долям элементов.

При решении задач на расчет объема газов вспомнить и применить закон объемных отношений Гей-Люссака: объемы реагирующих газообразных веществ относятся друг к другу и к объемам газообразных продуктов реакции как целые числа, равные коэффициентам в уравнении реакции.

1-й уровень

1. Какой объем оксида углерода (IV) выделится при сжигании 50 л этана (н.у.)?

2. Углеводород, молярная масса которого 78 г/моль, содержит 92,31% углерода. Определите его молекулярную формулу.

IV. Закрепление пройденного материала.

Прошу учащихся ответить на поставленные мной вопросы:

  1. Что такое органическая химия.
  2. Какие главные особенности органических веществ от неорганических.
  3. Какой ученый является основоположником органической химии.
  4. Назовите основные положения теории орг. Соединений А. М. Бутлерова.

Органическая химия
Понятие органической химии и причины её выделения в самостоятельную дисциплину

Изомеры – вещества одинакового качественного и количественного состава (т.е. имеющие одинаковую суммарную формулу), но разного строения, следовательно, различными физическими и химическими свойствами.

Фенантрен (справа) и антрацен (слева) - структурные изомеры.

Краткий очерк развития органической химии

Первый период развития органической химии, называемый эмпирическим (с середины XVII до конца XVIIIвека), охватывает большой промежуток времени от первоначального знакомства человека с органическими веществами до возникновения органической химии как науки. В этот период познание органических веществ, способов их выделения и переработки происходило опытным путем. По определению знаменитого шведского химика И. Берцелиуса, органическая химия этого периода была «химией растительных и животных веществ». К концу эмпирического периода были известны многие органические соединения. Из растений были выделены лимонная, щавелевая, яблочная, галловая, молочная кислоты, из мочи человека – мочевина, из мочи лошади – гиппуровая кислота. Обилие органических веществ послужило стимулом для углубленного изучения их состава и свойств.
Следующий период, аналитический (конец XVIII - середина XIX века), связан с появлением методов установления состава органических веществ. Важнейшую роль в этом сыграл открытый М. В. Ломоносовым и А. Лавуазье закон сохранения массы (1748), положенный в основу количественных методов химического анализа.
Именно в этот период было установлено, что все органические соединения содержат углерод. Кроме углерода, в составе органических соединений были обнаружены такие элементы, как водород, азот, сера, кислород, фосфор, которые в настоящее время называют элементами-органогенами. Стало ясно, что органические соединения отличаются от неорганических прежде всего по составу. К органическим со­единениям существовал тогда особое отношение: их продолжали счи­тать продуктами жизнедеятельности растительных или животных организмов, которые можно получить только с участием нематериальной «жизненной силы». Эти идеалистические воззрения были опровергнуты практикой. В 1828 г. немецкий химик Ф. Велер синтезировал органическое соединение мочевину из неорганического цианата аммония.
С момента исторического опыта Ф. Велера начинается бурное развитие органического синтеза. И. Н. Зинин восстановлением нитробензола получил , положив тем самым начало анилинокрасочной промышленности (1842). А. Кольбе синтезировал (1845). М, Бертло – вещества типа жиров (1854). А. М. Бутлеров – первое сахаристое вещество (1861). В наши дни органический синтез составляет основу многих отраслей промышленности.
Важное значение в истории органической химии имеет структурный период (вторая половина XIX - начало XX века), ознаменовавшийся рождением научной теории строения органических соединений, основоположником которой был великий русский химик А. М. Бутлеров. Основные положения теории строения имели большое значение не только для своего времени, но служат научной платформой и для современной органической химии.
В начале XX века органическая химия вступила в современный период развития. В настоящее время в органической химии для объяснения ряда сложных явлений используются квантово-механические представления; химический эксперимент все больше сочетается с использованием физических методов; возросла роль различных расчетных методов. Органическая химия превратилась в такую обширную область знаний, что от нее отделяются новые дисциплины – биоорганическая химия, химия элементоорганических соединений и др.

Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

Решающая роль в создании теории строения органических соединений принадлежит великому русскому ученому Александру Михайловичу Бутлерову. 19 сентября 1861 года на 36-м съезде немецких естествоиспытателей А.М.Бутлеров обнародовал ее в докладе "О химическом строении вещества".

Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова:

  1. Все атомы в молекуле органического соединения связаны друг с другом в определенной последовательности в соответствии с их валентностью. Изменение последовательности расположения атомов приводит к образованию нового вещества с новыми свойствами. Например, составу вещества С2Н6О отвечают два разных соединения: - смотрите .
  2. Свойства веществ зависят от их химического строения. Химическое строение – это определенный порядок в чередовании атомов в молекуле, во взаимодействии и взаимном влиянии атомов друг на друга - как соседних, так и через другие атомы. В результате каждое вещество имеет свои особые физические и химические свойства. Например, диметиловый эфир – это газ без запаха, нерастворимый в воде, t°пл. = -138°C, t°кип. = 23,6°C; этиловый спирт - жидкость с запахом, растворимая в воде, t°пл. = -114,5°C, t°кип. = 78,3°C.
    Данное положение теории строения органических веществ объяснило явление , широко распространенное в органической химии. Приведенная пара соединений – диметиловый эфир и этиловый спирт – один из примеров, иллюстрирующих явление изомерии.
  3. Изучение свойств веществ позволяет определить их химическое строение, а химическое строение веществ определяет их физические и химические свойства.
  4. Атомы углерода способны соединятся между собой, образовывая углеродные цепи различного вида. Они могут быть как открытыми, так и замкнутыми (циклическими), как прямыми, так и разветвленными. В зависимости от числа связей, затрачиваемых атомами углерода на соединение друг с другом, цепи могут быть насыщенными (с одинарными связями) или ненасыщенными (с двойными и тройными связями).
  5. Каждое органическое соединение имеет одну определенную формулу строения или структурную формулу, которую строят, основываясь на положении о четырехвалентном углероде и способности его атомов образовывать цепи и циклы. Строение молекулы как реального объекта можно изучить экспериментально химическими и физическими методами.

А.М.Бутлеров не ограничился теоретическими объяснениями своей теории строения органических соединений. Он провел ряд экспериментов, подтвердив предсказания теории получением изобутана, трет. бутилового спирта и т.д. Это дало возможность А.М.Бутлерову заявить в 1864 году, что имеющиеся факты позволяют ручаться за возможность синтетического получения любого органического вещества.

К изучению предлагается тема «Предмет органической химии. Роль органических веществ в жизни человека». Преподаватель освещает вопрос, почему возникла необходимость разделить вещества на органические и неорганические. Далее он рассказывает учащимся о круговороте углерода в природе, дает определение органическим веществам, поясняет, что такое производные углеводородов, органогены. В конце урока преподаватель раскроет роль органической химии в нашей жизни.

Тема: Введение в органическую химию

Урок: Предмет органической химии. Роль органических веществ в жизни человека

К началу XXI века химики выделили в чистом виде миллионы веществ. При этом известно более 18 миллионов соединений углерода и меньше миллиона соединений всех остальных элементов.

Соединения углерода в основном относят к органическим соединениям .

Вещества стали разделять на органические и неорганические с начала XIX века. Органическими называли тогда вещества, выделенные из животных и растений, а неорганическими – добытые из минералов. Именно через органический мир проходит основная часть круговорота углерода в природе.

Из соединений, содержащих углерод, к неорганическим традиционно относят графит, алмаз, оксиды углерода (CO и CO 2), угольную кислоту (H 2 CO 3), карбонаты (например, карбонат натрия – сода Na 2 CO 3), карбиды (карбид кальция CaC 2), цианиды (цианистый калий KCN), роданиды (роданистый натрий NaSCN).

Более точное современное определение: органические соединения – это углеводороды и их производные.

Простейший углеводород – это метан. Атомы углерода способны соединяться друг с другом, образуя цепи любой длины. Если в таких цепях углерод связан еще и с водородом – соединения называются углеводородами. Известны десятки тысяч углеводородов.

Модели молекул метана СН 4 , этана С 2 Н 6 , пентана С 5 Н 12

Производные углеводородов – это углеводороды, в которых один или несколько атомов водорода замещены атомом или группой атомов других элементов. Например, один из атомов водорода в метане можно заместить на хлор, или на группу ОН, или на группу NH 2 .

Метан CH 4 , хлорметан CH 3 Cl, метиловый спирт CH 3 OH, метиламин CH 3 NH 2

В состав органических соединений, кроме атомов углерода и водорода, могут входить атомы кислорода, азота, серы, фосфора, реже галогенов.

Чтобы оценить значение органических соединений, которые нас окружают, представим себе, что они вдруг исчезли. Нет деревянных предметов, книг и тетрадей, нет сумок для книг и шариковых ручек. Исчезли пластмассовые корпуса компьютеров, телевизоров и других бытовых приборов, нет телефонов и калькуляторов. Без бензина и дизельного топлива встал транспорт, нет большинства лекарств и просто нечего есть. Нет моющих средств, одежды, да и нас с вами…

Органических веществ так много из-за особенностей образования химических связей атомами углерода. Эти небольшие атомы способны образовывать прочные ковалентные связи друг с другом и с неметаллами-органогенами.

В молекуле этана С 2 Н 6 друг с другом связаны 2 атома углерода, в молекуле пентана С 5 Н 12 – 5 атомов, а в молекуле всем известного полиэтилена сотни тысяч атомов углерода.

Строение, свойства и реакции органических веществ изучает органическая химия .


Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.

ISBN 978-5-358-01584-5

Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.В.Лунин. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.

Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.

Учебник в Интернете

Самарский государственный университет.

Кафедра органической, биоорганической и медицинской химии

Химия 9 класс
Урок Введение в органическую химию.
Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова.

Цель:
Познакомить учащихся с основными предпосылками создания, положениями и значением теории строения органических соединений А. М. Бутлерова.
Задачи урока:
Образовательные - изучить история появления органической химии и предпосылки создания теории химического строения, ее основные положения, зависимость свойств веществ от строения молекулы, значение теории строения для развития науки и жизнедеятельности человека. Углубить основные химические понятия: вещество, химическая реакция.
Развивающие - развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать и применять информацию из других областей знаний
Воспитательные – способствовать формированию у учащихся естественнонаучной картины мира.
Оборудование:
Интерактивная доска, флипчарт «Теория Бутлерова», презентации «Выберите органическое вещество», «Выбери формулу органического вещества», «Проверь свои знания по классификации веществ», видеоролика «А.М. Бутлеров», лист опроса с тестовыми заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, практическая.
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Фронтальный опрос
Каков предмет изучения в химии? (вещество)
Какие бывают вещества? (простые и сложные)
В 8-9 классах мы изучали сложные вещества, относящиеся всего к 4 классам. А с этого занятия нам предстоит изучить 12 классов веществ. Причем у каждого из этих классов – свои характерные свойства, которые нужно очень хорошо знать.
Мы повторим с вами классификацию неорганических веществ.
На одной стороне карточки записан пример, а на другой – ответ. Подумай и реши задание. После этого можешь проверить себя, щелкнув левой кнопкой мыши по карточке. Работа с презентацией у доски «Проверь свои знания по классификации веществ».
3.Этап актуализации знаний.
Но раз существуют неорганические, значит есть и органические? Где же мы с ними знакомились? (в биологии.) Работа с презентацией у доски «Выберите органическое вещество». Так что же такое органические вещества?
4.Этап изучения нового материала
Тема урока «Введение в органическую химию. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова».
Тысячелетиями измеряется время знакомства человечества с ними. Когда, кутаясь в звериные шкуры, наши предки теснились вокруг согревающего их костра, они использовали только органические вещества. Пища, одежда, топливо.
В далекий период детства человечества в солнечной Греции и могущественном Риме люди умели готовить мази. В Египте и Индии расцвело искусство крашения тканей. Растительные масла, животные жиры, сахар, крахмал, уксус, смолы, красители- выделяли и использовали в ту эпоху.
В 1808 году шведский учёный Й.Я. Берцелиус предложил называть органическими веществами, те которые получены из организмов растений и животных. С такими веществами человечество знакомо с глубокой древности. Люди умели получать уксус из прокисшего вина, а эфирные масла из растений, выделять сахар из сахарного тростника, извлекать природные красители из организмов растений и животных. А раздел науки о таких веществах – органической. Химики разделяли все вещества в зависимости от источника их получения на минеральные (неорганические), животные и растительные (органические).
Запись формулы органического вещества по Берцелиусу:
Долгое время считалось, что для получения органических веществ нужна особенная «жизненная сила» - vis vitalis, которая действует только в живых организмах, а химики способны лишь выделять органические вещества из продуктов жизнедеятельности, но не могут синтезировать их. Поэтому шведский химик Й.Я. Берцелиус определил органическую химию как химию растительных или животных веществ, образующихся под влиянием «жизненной силы».
Успехи в синтезе органических соединений, в результате которых было развеяно учение о витализме, то есть о «жизненной силе», под влиянием которой якобы в организме живых существ образуются органические вещества:
в 1828 г. Ф. Велер из неорганического вещества (цианата аммония) синтезировал мочевину;
в 1842 г. русский химик Н. Н. Зинин получил анилин;
в 1845 г. немецкий химик А. Кольбе синтезировал уксусную кислоту;
в 1854 г. французский химик М. Бертло синтезировал жиры, и, наконец,
в 1861 г. сам А. М. Бутлеров синтезировал сахароподобное вещество.
В результате пришли к следующему понятию органического вещества:
В настоящее время известно около 18 млн. органических веществ и менее 1 млн. неорганических. При изучении органической химии нам будут попадаться вещества с любопытными свойствами: самым стойким запахом, не исчезающим даже спустя 800 лет (3-метилциклопентадеканон-1 или мускон, входит в состав натурального мускуса); самым сладким вкусом, в 33000 раз слаще сахара (метилфенхиловый эфир L-а-аспартиламиномалоновой кислоты, создан японскими учеными); вещество, присутствие которого в составе крови человека повышает его настроение, уменьшает стресс (фенилэтиламин, входит в состав шоколада).
ДНК, выделенная из митохондрий человека, занесена в “Книгу рекордов Гиннеса”, потому что ее название, составленное по всем правилам химической номенклатуры, содержит около 207 тысяч букв!
Вопрос: Какой вопрос сразу возникает у думающего человека? Почему именно соединения углерода стали предметом изучения целого раздела химии?
Но в органической химии XIX века накопились «противоречия»: (приём фишбоун)
Многообразие веществ- образовано небольшим числом элементов.
С, N, H, O, S.
Кажущееся несоответствие валентности в органических веществах.
(определите валентность углерода в предложенных формулах)
IV I III I 2,666…I
C H4 C2 H6 C3 H8
Метан Этан Пропан
Различные физические и химические соединения, имеющих одинаковую молекулярную формулу.
С2Н6О – спирт и эфир.
С6Н12О6 - глюкоза и фруктоза
С4Н10О – бутиловый спирт и эфир.
Нужна бала теория, которая объединила все эти несоответствия.
Решающая роль в создании теории строения органических соединений принадлежит великому русскому ученому Александру Михайловичу Бутлерову. 19 сентября 1861 года на 36-м съезде немецких естествоиспытателей А.М.Бутлеров обнародовал ее в докладе "О химическом строении вещества".
Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова
(→ записать)
→Все атомы, образующие молекулы органических веществ, связаны в определенной последовательности согласно их валентности
(Задание 1-2. Составьте модель вещества из предложенных «атомов» состава СН4 и C2 H6. Напишите структурные формулы. Объяснение учителя. Для задания 3- Составьте модель вещества из предложенных «атомов» состава C3H8, выполняют учащиеся на доске)
→Свойства вещества зависят не только от того, какие атомы и сколько их входит в состав молекул, но и от порядка соединения атомов в молекулах.
(Задание 4. Составьте модель вещества состава С4Н10. Напишите структурные формулы. Составление формулы н-бутана предложить учащимся, а для изобутана выполняет - учитель)Эти вещества различаются по физическим свойствам бутан имеет температуру кипения0С, а изобутан - -11,0С.
→Изомеры – вещества, имеющие одинаковый состав молекул, но различное химическое строение молекул.
→По свойствам данного вещества можно определить строение его молекулы, а по строению молекулы предвидеть свойства.
Рассмотрим пример. Есть два вещества с молекулярной формулой С2Н6О. Одно из них реагирует с натрием, а другое в реакцию не вступает. Каковы же их формулы? Были созданы две формулы. В первом варианте, подвижным должен быть водород гидроксильной группы, он и будет замещаться натрием. Во втором случае молекула симметрична и поэтому с натрием в реакцию не вступает. (При объяснении демонстрируется сначала левая часть реакций, а затем правая)
→Атомы и группы атомов в молекулах веществ, взаимно влияют друг на друга.
Рассмотрим пример. Гидроксид натрия, гидроксид алюминия и серная кислота имеют в своём строении ОН – группу. (Определите в них степени окисления).Но в реакциях связи разрываются по разному. В гидроксиде натрия между натрием и кислородом, в гироксиде алюминия и между металлом и кислородом, и между кислородо м и водородом, а в серной кислоте только между кислородом и водородом, так как центральный атом имеет разную электроотрицательность и степень окисления в разных случаях – это и становитсяпричиной проявления разного характера соединений: гидроксид натрия – основной, гидроксид алюминия- амфотерный, серная кислота – кислотный.(В начале объяснения демонстрируется верхняя часть записи, в конце открывается нижняя)
5. Закрепление материала
1.Возвращаемся к схеме фишбоун. Докажите, что таких несоответствий нет.
2. Работа с заданием.«Выбери формулу органического вещества»
3. Загадка - наоборот
Первым БУТЛЕРОВ сумеет код молекулы понять,
Доказать: соседи могут свойства атома менять.
В доказательство приводит убедительный пример -
Взял БУТАН, сменил порядок, получает РЕМОЗИ. (ИЗОБУТАН)
5. Задание. Напишите структурные формулы С5Н12. (самостоятельная работа в тетради, с проверкой на доске)
6.Выводы
Теория химического строения веществ А.М.Бутлерова
- дала возможность систематизировать органические вещества;
- ответила на все вопросы, возникшие к тому времени в органической химии;
- позволила теоретически предвидеть существование неизвестных веществ, найти пути их синтеза.
Свое дальнейшее развитие теория А.М. Бутлерова получила в стереохимии – учение о пространственном строении молекул и в учение об электронном строении атомов.
7. Рефлексия.
Как вы оцениваете урок? (Отметьте на листке.)
8.Подведение итогов урока.


Алгоритм построения доказательства: 1.Излагается мысль, требующая доказательства или опровержения (тезис); 2.Приводятся доводы, суждения, объяснения, доказывающие или опровергающие ранее высказанную мысль (аргументы); 3.Формулируется вывод об истинности или ложности ответа.




Аргументы… Предстоит изучить 13 классов веществ… Чтобы получить 7-10 баллов по химии необходимо уметь размышлять… Мы должны будем уметь писать формулы метилциклопентадеканона, метилфенхилового эфира, аспартиламиномалоновой кислоты… Мы столкнёмся с самыми сладкими и самыми пахучими веществами… Будем составлять уравнения реакций, позволяющих превратить целлюлозу в искусственный шёлк, бензин низкого качества – в высококачественный высокооктановый…












Теория строения органических соединений Атомы в молекулах органических веществ соединяются в определённой последовательности, согласно их валентности. Свойства органических веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и порядка соединения атомов в молекулах. Атомы и группы атомов в молекулах органических веществ взаимно влияют друг на друга.



Поделиться: