Создание вестготского королевства. Готы, остготы, вестготы
Важнейшей задачей вестготских королей, утвердившихся на Пиренейском полуострове, стало обеспечение единства разнородного и разрозненного испанского общества. Пограничные конфликты, мятежи внутри страны, отсутствие преемственности королевской власти – всё это создавало бесконечную череду проблем, с которой боролись, но так до конца и не справились вестготские короли. Между тем, Европе практически не было дела до того, что творится за Пиренеями.
Благочестивый мятежник
Как помним, в 573 году король вестготов Леовигильд назначил соправителями своих сыновей Герменегильда и Реккареда. Стремясь укрепить границу с франками, наседавшими на Септиманию – владения вестготов за Пиренеями на территории современной Франции, – Леовигильд женил старшего сына на дочери франкского короля Ингунде (Ингузе). Этот брак был заключён в 579 году и быстро привёл к жестокой распре внутри вестготского королевства.
Дело в том, что Ингунда была ревностной католичкой, в то время как вся королевская вестготская семья исповедовала старую «готскую веру» – арианство. Наибольшее религиозное рвение проявляла жена Леовигильда, королева Гоисвинта (Гозвинта, Гозвинда).
Гоисвинту Леовигильд «унаследовал» от своего предшественника вместе с королевским троном. Сыновьям-соправителям, Герменегильду и Реккареду, эта дама приходилась мачехой: Леовигильд был женат на ней вторым браком. Имя его первой жены неизвестно, а сообщение о том, что её звали Феодосия и что она была византийского происхождения, видимо, следует считать легендарным.
Итак, в королевской семье начались раздоры. Гоисвинта требовала, чтобы Ингунда обратилась в арианство. Злая свекровь даже «схватила девушку за волосы, бросила её на землю и до тех пор её била башмаками, пока у неё не выступила кровь, затем она приказала снять с неё одежду и окунуть в пруд» (видимо, пытаясь насильственно «перекрестить» в арианство), как сообщает епископ Григорий Турский. Однако Ингунда стойко держалась католической веры.
В конце концов, Леовигильд отправил старшего сына с женой в Севилью в качестве правителя области Бетика, удалив его тем самым от своего двора.
Испания при вестготах
В Севилье, вдали от отцовского присмотра, Герменегильд уступил просьбам жены и перешёл в католичество. Тотчас поднялось восстание: города, где преобладали католики, объявили Герменегильда своим государем, а еретика Леовигильда признавать королём отказались. Леовигильд отправил к сыну послов, убеждая того прекратить бунт. Герменегильд же развязал полномасштабную войну против отца и одновременно повёл тайные переговоры с византийцами.
Чтобы лишить мятежного сына возможности получать помощь от сторонников, Леовигильд начал последовательно преследовать всех влиятельных католиков в больших городах. «Многие были обречены на изгнание, лишены имущества, истощены голодом, посажены в тюрьму, подвергнуты избиению и погибли от различных наказаний. Зачинщицей же этого злодеяния была Гоисвинта» , – сетует Григорий Турский и тут же мстительно прибавляет, что королеву постигла кара свыше: бельмо затянуло один её глаз.
В 582 году Леовигильд наконец отправил против Герменегильда войска. К тому времени на стороне восставших находились такие значительные города, как Мерида и Касерес. Дважды правительственные войска терпели поражение от мятежников, причём Герменегильд, засевший в Севилье, даже отчеканил монеты, на которых запечатлел свои победы.
Тогда Леовигильд выступил против непокорного сына лично и с большим трудом овладел Касересом, а затем Меридой. Дипломатической победой короля стало полученное от византийцев обещание отказаться от помощи Герменегильду. Утверждают, что ради этого Леовигильд раскошелился на страшную сумму в 30 000 солидов.
В 583 году Леовигильд осадил столицу Герменегильда Севилью – однако взять город штурмом сумел только спустя два года. Во время штурма Герменегильда в Севилье не было – он объезжал Бетику, собирая подкрепление, и временно остановился в Кордове. Когда же к Кордове приблизились королевские войска, Герменегильд вынужден был сдаться отцу. Григорий Турский изображает этот эпизод так:
«Герменегильд, лишённый помощи, увидел, что никак не сможет одолеть отца. Он устремился к расположенной поблизости церкви, при этом говоря: «Да не пойдёт отец мой против меня, ибо противоестественно, чтобы сын убивал отца или отец сына». Услышав эти слова, Леовигильд послал к нему его брата (Реккареда), который, после того как дал ему клятву в том, что Герменегильд не будет подвергнут никакому унижению, сказал: «Подойди сам к нашему отцу и пади перед ним ниц, и он всё тебе простит». Герменегильд бросился к ногам отца. Подняв его и поцеловав, отец успокоил его льстивыми речами и привёл в лагерь. Пренебрегая клятвой, он подал знак своим, приказав схватить его, снять с него одежду и надеть на него рубище. Вернувшись в город Толедо, он отнял у него слуг и отправил его в изгнание лишь с одним слугой».
Сперва Герменегильд был сослан в Валенсию; оттуда пленника перевели в Таррагону, где он и был тайно умерщвлён – неизвестно, по инициативе ли местных ариан или же по секретному распоряжению самого Леовигильда. Так закончилась шестилетняя гражданская война в Вестготском королевстве. Впоследствии Герменегильд был объявлен пострадавшим за истинную веру и канонизирован как святой, а младший брат мученика Реккаред лично расправился с его убийцами.
Смерть Герменегильда (картина Алонсо Васкеса, 1602 год)
Что касается его жены Ингунды, то она, как сообщает в «Истории лангобардов» хронист Павел Диакон, с маленьким сыном бежала в Галлию, но на границе была задержана. Её увезли в Сицилию, где она и умерла, а сына отправили в Константинополь к императору Маврикию.
«Равноапостольный» король
В 586 году Леовигильд умер, а на престоле его сменил Реккаред. Новый король решил покончить с религиозной рознью. В 589 году он созвал в Толедо III Поместный собор. На этом соборе сам король Реккаред и виднейшие представители готской знати и арианского духовенства подписали ортодоксальный символ веры. Отныне официальной религией в Испании становилось католичество.
Вдовствующая королева Гоисвинта пыталась организовать арианский заговор и даже поддержала восстание знати, которая оставалась верной традиционной «вестготской религии». Этим раздором воспользовались католики-франки, которые тотчас вторглись в Септиманию, однако Реккаред разгромил франков, а зачинщиков мятежа предал смерти или изгнанию. Впрочем, арианская «партия» так и не сдалась до самого конца вестготского королевства.
Реккаред на церковном соборе принимает католичество
По мысли Реккареда, установление конфессионального единства должно было создать предпосылки для слияния основных этнических групп, населявших Испанию. В стране теперь оставалась единственная группа, которая сохраняла собственную религию, – евреи. Они жили в Испании со времён императора Адриана, и до некоторых пор их положение было вполне удовлетворительным: они могли занимать общественные должности и вступать в брак с христианами.
Притеснения начались при Леовигильде. Реккаред и его преемники вынуждали евреев принимать христианство под страхом конфискации имущества и изгнания. В дальнейшем антииудейские законы ужесточались всё больше.
Ещё одно важное значение III Толедского собора заключалось в том, что король был вознесён на сакральный уровень и объявлен «священнейшим правителем, исполненным божественного духа… ибо он исполнил апостольский долг» . Иными словами, вестготский король, подобно византийскому императору, объявлялся «равноапостольным».
В дальнейшем взаимопроникновение церковной и светской областей государственной жизни будет только усугубляться. На Толедских соборах будут обсуждаться светские законы, и каждый новый вестготский король, даже захвативший власть путём переворота, получит от «своей» церкви одобрение и освящение.
Нельзя сказать, чтобы внутренние враги были усмирены раз и навсегда. Об одном из выступлений «оппозиции» сообщает в своей «Хронике» епископ Иоанн Бикларский:
«Когда Реккаред правил, наслаждаясь ортодоксальным миром, ему были ниспосланы домашние интриги. Ведь некто из его спальни, а также герцог провинции по имени Аргимунд, стремясь захватить власть, составили заговор против короля Реккареда, намереваясь, если удастся, лишить его и королевства, и жизни. Но коварство этого нечестивого заговора было раскрыто, (Аргимунд) схвачен и ввергнут в железные оковы; после допроса сообщники его сознались в нечестивом коварстве и были казнены, понеся заслуженную кару».
Реккаред укрепил границы королевства, подавил внутренние мятежи и сделал всё для того, чтобы вестготской власти был подчинён весь полуостров. Он умер в 601 году, оставив королевство почти единым и почти процветающим. Именно с этого момента начинается своеобразная изоляция готской Испании. Европе до неё как будто нет никакого дела.
Развалины Реккополиса – города, названного в честь Реккареда и одной из столиц вестготов
Франки в тот момент не были способны на какие-либо серьёзные действия и перестали представлять интерес как в качестве союзников, так и противников. Септимания на время утвердилась за вестготами. С королевством лангобардов в Италии у наследников Реккареда практически не имелось точек соприкосновения. Византию занимала борьба с Персией, а с 632 года – с арабами, и ей также определённо было не до того, что происходит за Пиренеями.
Вестготское королевство казалось «потерянным» для европейской политики. Да и вестготы практически не уделяли внимания тому, что происходило за пределами их страны. А между тем, к Испании приближалась новая угроза, о всей серьёзности которой вестготы пока не догадывались.
Время раздоров
Первого вестготского властителя, который столкнулся с мусульманскими завоевателями, звали Вамба. Этого короля избрали на трон в день смерти его предшественника, и произошло это в 672 году.
Вамба был родовитым вестготом. Кстати, само его имя может быть не собственно именем, а прозвищем – оно означает «толстяка», «человека с большим брюхом».
Уже немолодой король, тем не менее, энергично взялся за дело. Сначала он воевал с мятежным графом Нима Хильдерихом, не признававшим власти нового короля. Однако лично покончить с этой проблемой Вамба не успел – в очередной раз восстали баски. На сей раз они добрались до Сарагосы, и Вамба поневоле переключился на них как на более серьёзную угрозу. Против Хильдериха, по приказанию Вамбы, выступил герцог Септимании по имени Павел. Тот, разгромив Хильдериха, в свою очередь провозгласил королём лично себя и короновался в Нарбонне.
Теперь Вамбе пришлось сражаться уже против Павла. Не встречая серьёзного сопротивления, король перешёл Пиренеи и захватил опорные пункты восставших. В «Истории короля Вамбы» епископ Юлиан Толедский подробно излагает эти события:
«После того как Нарбонн была захвачен и подчинён, наше войско бросилось в погоню за Павлом, который обосновался в Ниме и собирался держать там оборону. Следом сдались города Биттеры и Агаф… Наши отправились прямо на Ним, чтобы завоевать его. Впереди было приказано идти авангарду во главе с четырьмя полководцами. Из него был выделен отряд молодых воинов, который шёл примерно в тридцати милях впереди.
Это войско славно обрушилось на Ним, где Павел готовился к сражению, вместе с отрядами галлов и собравшимися там франками. Упредив засады, расставленные мятежниками, и совершив быстрый марш, проделанный в течение одной ночи, наши боевые порядки… показались, как только забрезжил рассвет.
[Враги]… заподозрив хитрость и засаду, посчитали лучшим вести сражение изнутри города, со стен, нежели за его пределами встретиться с неожиданной опасностью… Когда над землёй взошло солнце, наши вступили в сражение. Сначала все увидели тучу камней… Они смяли поставленных на стены (для обороны) воинов всеми возможными метательными снарядами, копьями и стрелами; хотя, впрочем, и враги, сопротивляясь, поразили многих наших брошенными дротиками. Ну что я могу сказать ещё? Жестоко с обеих сторон велась битва…»
Последний оплот Павла – римский амфитеатр Нима – пал, и мятежный герцог был вынужден сдаться. В стране как будто воцарился мир.
Толедо (гравюра XIX века)
Новая угроза пришла извне – первые признаки той бури, которая через 40 лет окончательно сокрушит вестготское королевство в Испании. Северное побережье Африки было захвачено воинственными арабами. Не желая останавливаться на достигнутом, арабы направили к восточному берегу Пиренейского полуострова флотилию. Вамба отбил вторжение и нанёс захватчикам урон в живой силе и кораблях.
Все эти неурядицы заставили Вамбу обратить большее внимание на армию. К этому времени среди вестготов появилось обыкновение уклоняться от воинской службы. Наверное, если бы о таком рассказать Алариху, тот просто не поверил бы собственным ушам. Вамба же вынужден был издавать законы, согласно которым все обитатели полуострова под страхом различных наказаний обязывались участвовать в войне – в частности, гражданин, не выполняющий воинский долг, терял личную свободу.
Витица и его сыновья
Король Вамба пал жертвой интриги. 14 октября 680 года на пиру Эрвиг, родственник предшественника Вамбы, короля Хиндасвинта, поднёс Вамбе в напитке яд. Вамба потерял сознание – все были уверены, что он умирает. Согласно обычаю, на короля надели монашескую одежду, дабы он предстал перед Господом в одеянии святости.
Согласно одной версии, король тогда не умер. Когда через несколько часов он очнулся, то узнал, что успел перейти в духовное звание и тем самым лишился возможности управлять страной. После этого отрекшийся от престола Вамба прожил ещё 12 лет в монастыре. Другая версия событий сводится к тому, что Вамба скончался вскоре после того, как был отравлен, 30 сентября или 14 октября 680 года. Так или иначе, престол он потерял.
Власть перешла к Эрвигу, который умер 15 ноября 687 года, назначив преемником своего зятя Эгику. Эгика, племянник по материнской линии Вамбы, занимался преследованием его врагов, а епископ Толедский Сисберт, в свою очередь, организовал заговор против Эгики, и одно время «королём» в Толедо считался некий Сунифред (о котором ничего не известно, кроме того, что он дерзко чеканил свою монету).
В 694 году население Испании выкосила страшная эпидемия чумы. О масштабах бедствия говорит хотя бы тот факт, что вестготское правительство временно приостановило жёсткие антииудейские законы и разрешило христианам пользоваться услугами иудеев.
С 698 года соправителем Эгики уже считался его сын Витица (Витик, Витиза). Таким способом Эгика пытался обеспечить за сыном королевскую власть. В конце 702 года Эгика скончался.
Правление Витицы счастливым определённо не было. Между 707 и 709 годами в Испании лютовал голод, к которому присоединилась чума. Хроники говорят о том, что король вёл распутный образ жизни, и даже, в силу своей развращённости, принуждал клириков брать себе жён. Согласно одной из версий, такое решение было продиктовано тем обстоятельством, что Испания после эпидемий обезлюдела, и король пытался увеличить численность населения любой ценой.
Витица также попытался обеспечить трон своим сыновьям, насчёт количества и имён которых существуют разные мнения. Одни историки называют трёх сыновей Витицы – Аламунда, Ромулуса и Ардабаста. Другие склонны считать сыном Витицы короля Агилу II (Ахилу II). Дитрих Клауде считает, что Агила был не сыном, а только лишь сторонником Витицы.
Сын (сыновья) Витицы скоро станут знаменем оппозиции, и через несколько лет это послужит одной из причин гибели всего королевства. А пока события развивались привычным образом. В 709 или 710 году Витица умер в Толедо. Знать, не желая признавать права Агилы или других сыновей Витицы на престол и сломив сопротивление сторонников Витицы, избрала новым королём герцога Бетики Родериха.
Это и был тот самый «Родриго», которому будет суждено стать последним вестготским королём. Именно при нём вестготское королевство станет поистине «потерянным» – оно будет захвачено арабами и исчезнет с карты мира навсегда, перейдя в предания и песни.
Окончание следует.
- Предмет и научные задачи истории государства и права
- Предмет истории государства и права
- Историческое в праве
- Методология истории права
- Системы права
- Периодизация истории государства и права
- Развитие историографии всеобщей истории государства и права
- Зарождение историко-юридических знаний
- Начало научной истории права и государства
- Историческая школа права
- Развитие научной истории государства и права в XIX в.
- Социологическое направление историографии
- Сравнительно-историческая школа
- Изучение истории государства и права в России
- Современное состояние историографии
- Становление государственной организации и права
- Проблема возникновения государства и права
- Формирование политико-правового сообщества
- Протогосударство – чифдом
- Раннее государство
- Образование древнейших государств на Ближнем Востоке
- Общие сведения о государстве и праве Древнего Востока
- Государственность в древней Месопотамии
- Образование «номовых» государств
- Эволюция раннемонархического государства
- Организация государственной администрации
- Государство Древнего Египта
- Основные этапы государственной истории
- Система государственной администрации
- Военная организация
- Суд и законы
- Ассирийская держава
- Становление и эволюция Ассирийского государства
- Организация власти
- Образование древнейших государств в Восточной Азии
- Государственность в Древней Индии
- Древнейшие государственно-политические объединения
- Государственная организация державы Маурьев
- Социально-правовой строй
- Принципы государственного правления
- Государства Древнего Китая
- Формирование китайской государственности
- Власть и управление в империи Цинь
- Доктрина легизма
- Древневосточная монархия
- Монархия и деспотизм
- Особенности исторического происхождения
- Религиозное содержание власти
- Полномочия монарха
- Образ идеального правителя
- Право древнего Вавилона (законы царя Хаммурапи)
- Древнейшее законодательство Месопотамии
- Законы Хаммурапи: система и принципы
- Социально-правовой строй
- Брачно-семейное право
- Торговое и обязательственное право
- Преступления и наказания
- Древнееврейское право
- Древнееврейская государственность
- Источники права
- Законодательство Моисея
- Семейно-брачное право
- Имущество и обязательства в праве
- Уголовное право и суд
- Государство и право античного мира
- Общие сведения о государстве и праве античного мира
- Становление политического общества в Древней Греции
- Протогосударства Крито-Микенского мира
- Дорийское завоевание: начало нового строя
- Становление полисной организации
- Спартанское государство
- Становление Спартанского государства
- Реформы Ликурга
- Организация власти и управления
- Образование Афинского государства
- Становление Афинского полиса
- Реформы Солона
- Демократическое государство Древних Афин
- Становление демократической системы
- Органы прямого народовластия
- Должностные лица
- Финансовая система
- Суды в системе народовластия
- Деформация Афинской демократии
- Полис и демократия
- Правовая политика и законодательство Афинской демократии
- Социально-правовой строй
- Семейный уклад
- Регулирование имущественных и торговых отношений
- Развитие законодательства
- Закон и право
- Государство и право эллинистического мира
- Образование Македонской державы
- Государственный строй империи
- Государства эллинистического мира. Распад империи
- Греко-египетское право
- Формирование государственности Древнего Рима
- Становление римского полиса
- Военно-родовой строй
- Переход к военно-республиканскому строю
- Борьба патрициев и плебеев
- Государственный строй Римской республики
- От полиса к империи
- Народные собрания
- Сенат
- Система магистратур
- Римская армия
- Идеал смешанного правления
- Государственный строй Римской Империи
- Кризис республики и становление монархии
- Государственная организация принципата
- Переход к новым формам монархии
- Система управления при доминате
- Провинциальная организация империи
- Военная организация империи
- Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
- Римское гражданство
- Гражданство и сословия
- Неполноправные категории жителей
- Несвободное население
- Древнейшее римское право
- Священное право и царские законы
- Законы XII Таблиц: создание и общие начала
- Основы общественно-юридического быта
- Имущественные (вещные) права
- Обязательственное право
- Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство
- Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство
- Римская юриспруденция
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство
- Развитие частного права в Древнем Риме
- Система римского права
- Брачно-семейное право
- Имущественные (вещные) права
- Обязательственное право
- Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
- Становление уголовного права
- Формирование специальных уголовных судов
- Процесс в суде присяжных
- Уголовная юстиция в империи
- Кодификация римского права
- Начало систематизации права
- Разработка Свода Юстиниана
- Corpus juris civilis
- Право и Закон в римской юриспруденции
- Государство и право средних веков
- Государство и право средних веков
- Общие характеристики государства и права средних веков
- Предгосударственный строй германских племен
- Варварские королевства
- Вестготское королевство
- Остготское королевство
- Франкское государство Меровингов
- Франкская империя Каролингов
- Формирование нового государства
- Государственная организация империи
- Законодательство империи
- Распад Франкской империи
- Раннефеодальная государственность
- Варварские правды
- Оформление писаного права германских народов
- Общественно-юридический быт
- Судебное право
- Преступления и наказания
- Формирование правовых институтов феодального строя
- Социальная сущность феодализма
- Вотчинный уклад и новые виды зависимости
- Коммендация. Ранние формы пожалований
- Феодальный иммунитет
- Вассалитет
- Раннефеодальная государственность в Британии
- Образование варварских королевств
- Начало феодализации общества
- Ранняя государственная организация
- Англосаксонские законы
- Датское завоевание
Вестготское королевство
Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев – вестготов – образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель гуннами в ходе Великого переселения народов, вестготы внедрились сначала в Восточно-Римскую империю, а в начале V в. – в Италию. Отношения с Римской империей у вестготов первоначально основывались на военно-федеративном союзе. Но уже к середине века он стал номинальным. На протяжении V в. вестготы закрепились в Южной Галлии и Северной Испании.
В это время вестготское общество переживало ускоренный процесс формирования протогосударства. До середины V в. основную роль в управлении играли народные собрания. Во второй половине V в. усилилась королевская власть: короли присвоили право творить суд, издавать законы. Сложились особые отношения королей с военной знатью, которая постепенно перехватывала у народных собраний права избрания королей.
Основой для закрепления власти знати стали земельные пожалования, производившиеся от имени короля. При короле Эйрихе у вестготов были изжиты важнейшие остатки военной демократии, издан свод законов (с использованием римского опыта), появились особые судьи и администраторы – комиты.
В начале VI в. вестготы были вытеснены из Южной Галлии франками (северной ветвью германцев) и образовали Толедское королевство (VI – VIII вв.) в Испании.
Типично для варварского государства, Толедское королевство было внутренне слабо организованным, значение центральной власти было невелико. Территориально королевство подразделялось на общины (civitas), унаследованные от римских провинций, и на тысячи; все они сохраняли значительные права самоуправления. Государственность была представлена королевским дворцом, значение которого возросло к VI в., и собраниями знати, где решались основные государственно-политические дела.
Власть короля была выборной и неустойчивой. Только в конце VI в. одному из вестготских правителей удалось придать ей некоторую стабильность; на протяжении VI в. королей регулярно смещали, убивая. Королевский дворец (или двор) воплощал в себе единственное централизованное управительное начало, дворцовые службы с конца V в. стали приобретать значение общегосударственных. Низовую администрацию составляли разного рода чиновники, назначавшиеся и смещавшиеся королем; за свою службу они получали денежное жалованье. Особый статус был у тиуфада – военачальника вестготской «тысячи», который также судил готов (галло-римское население подчинялось своей юстиции).
Важнейшую роль в вестготском государстве играли собрания знати – гардинги. На них избирали королей, принимали законы, решали некоторые судебные дела. Гардинги собирались без определенной системы, но их согласие было необходимо для крупных политических решений. В VII в. наряду с ними важными в жизни королевства стали церковные Толедские соборы, где решались не только церковные, но и общегосударственные дела. Большая роль собраний военной, церковной и управленческой знати вестготов в государстве подразумевала возрастание ее позиций в социальном строе: уже с VI в. здесь формировалась иерархия земельной собственности, создавшая разные уровни социальной подчиненности и привилегированности.
Некоторые институты римской государственности на захваченных землях вестготы оставили в неприкосновенности: таможенные пошлины, монету, налоговую систему (поземельный налог и торговый сбор).
Элементы предгосударственного строя германцев дольше других были сохранены в военной организации. Войско основывалось на территориальных ополчениях, которые собирались специальными управителями; оно имело право на часть военной добычи. Зародышем новой постоянной армии были гарнизоны, размещавшиеся в важных крепостях. С конца VII в. в войске появились черты, характерные для феодально-служилого строя: знать и крупные землевладельцы обязываются участвовать в походах со своими людьми.
Эволюция вестготского государства в направлении новой государственности была прервана вторжением в Испанию арабов и завоеванием ими в VIII в. Толедского королевства.
Во 2-й половине VI в. Вестготское королевство было незначительным и слабым. Южная часть Испании принадлежала Византии, на северо-западе полуострова лежало независимое Свевское королевство, к северу от Пиреней вестготов теснили франки. Изоляция Вестготского королевства усиливалась тем, что его государственной религией было арианство, в то время как свевы и франки приняли католичество и вошли в союз с Византией как единоверцы римлян.
В 568 г. королем вестоготов становится Леувигильд. Он поставил своей целью усиление Вестготского королевства и объединение Испании. Леувигильд воспользовался ослаблением Византии при Юстине II (вторжение лангобардов в Италию, разгром Византии на востоке персами) и захватил Южную Испанию. В руках Византии остались лишь прибрежные города Испании на Средиземном море. Затем Леувигильд нанес поражение свевам и присоединил их королевство к Вестготскому. Зависимость от вестготов признали баски. После этого практически весь Пиренейский полуостров вошел в состав Вестготского королевства.
Леувигильд стремился поднять престиж королевской власти. Внешне он стал подражать византийским императорам. Столицей своего королевства он сделал город Толедо, расположенный в самом центре страны, на границе вестготской и испано-римской области. В Толедо по римско-византийскому образцу было создано центральное дворцовое ведомство, управлявшее королевством. Леувигильд стремился объединить готов и испано-римлян в один народ под знаменем одной религии, но сделал ставку не на католичество, а на арианство. Попытка Леувигильда обратить всех испанцев в арианство не удалась, и уже через год после смерти короля (586 г.) его сын Реккард принял католицизм и сделал его государственной религией.
Готы и испано-римляне в Вестготском королевстве со временем стали восприниматься как единый народ – испанцы-католики. Происходит культурная ассимиляция (романизация) готского меньшинства. Около 625 г. завершается объединение Испании под властью вестготских королей: Византия лишилась последних своих городов на побережье.
В начале VIII в. с юга – из Северной Африки – начинается наступление арабов на Испанию. В первые десятилетия VIII в. арабами была захвачена почти вся Испания, и Вестготское королевство прекратило свое существование.
Франкское государство
После смерти короля Хлодвига (511 г.) франкское государство не сохранилось как единое королевство. Оно было поделено между сыновьями Хлодвига, носившими королевский титул, и впредь продолжало дробиться на уделы между королями из рода Меровингов. Между ними шли частые междоусобные войны. Одновременно продолжалась экспансия франков в Европе. Ими была захвачена территория к востоку от Рейна, получившая название Франкония. В 534 г. было завоевано Бургундское королевство. Во время войны Византии с остготами в Италии франки захватили Прованс – Южную Галлию, прежде входившую в состав Остготского королевства. Франки в середине VI в. считались союзниками Византии.
Новое объединение франков произошло при короле Хлотаре II (613–629 гг.), который занял престол во всех крупнейших франкских королевствах. Франкское королевство к этому времени состояло из трех больших областей. В Северной Галлии, в зоне первоначального расселения франков, от Мааса до Везера лежала область Австразия; Западная Галлия от Сены до Гаронны называлась Нейстрия, а Юго-восточная Галлия по всему течению Роны – Бургундия.
В каждой из трех областей правили майордомы – управляющие королевским хозяйством. В их руках была сосредоточена реальная власть, в то время как Меровинги превратились в символические фигуры и вошли в историю под пренебрежительным прозвищем «ленивые короли». Власть майордомов была наследственной. В 687 г. майордом Австразии Пипин Геристальский разгромил своих соперников и стал править всем государством франков. Основанная им династия майордомов (с 751 г. – королей) вошла в историю под именем Каролингов (по имени Карла Великого) или Пипинидов.
Варварские королевства
Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев – вестготов – образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель гуннами в ходе Великого переселения народов, вестготы внедрились сначала в Восточно-Римскую империю, а в начале V в. – в Италию. Отношения с Римской империей у вестготов первоначально основывались на военно-федеративном союзе. Но уже к середине века он стал номинальным. На протяжении V в. вестготы закрепились в Южной Галлии и Северной Испании.
В это время вестготское общество переживало ускоренный процесс формирования протогосударства. До середины V в. основную роль в управлении играли народные собрания. Во второй половине V в. усилилась королевская власть: короли присвоили право творить суд, издавать законы. Сложились особые отношения королей с военной знатью, которая постепенно перехватывала у народных собраний права избрания королей. Основой для закрепления власти знати стали земельные пожалования, производившиеся от имени короля. При короле Эйрихе у вестготов были изжиты важнейшие остатки военной демократии, издан свод законов (с использованием римского опыта), появились особые судьи и администраторы – комиты.
В начале VI в. вестготы были вытеснены из Южной Галлии франками (северной ветвью германцев) и образовали Толедское королевство (VI – VIII вв.) в Испании.
Типично для варварского государства, Толедское королевство было внутренне слабо организованным, значение центральной власти было невелико. Территориально королевство подразделялось на общины (civitas), унаследованные от римских провинций, и на тысячи; все они сохраняли значительные права самоуправления. Государственность была представлена королевским дворцом, значение которого возросло к VI в., и собраниями знати, где решались основные государственно-политические дела.
Властькороля была выборной и неустойчивой. Только в конце VI в. одному из вестготских правителей удалось придать ей некоторую стабильность; на протяжении VI в. королей регулярно смещали, убивая.Королевский дворец (или двор) воплощал в себе единственное централизованное управительное начало, дворцовые службы с конца V в. стали приобретать значение общегосударственных. Низовую администрацию составляли разного рода чиновники, назначавшиеся и смещавшиеся королем; за свою службу они получали денежное жалованье. Особый статус был у тиуфада – военачальника вестготской «тысячи», который также судил готов (галло-римское население подчинялось своей юстиции).
Важнейшую роль в вестготском государстве играли собрания знати – гардинги . На них избирали королей, принимали законы, решали некоторые судебные дела. Гардинги собирались без определенной системы, ноих согласие было необходимо для крупных политических решений. В VII в. наряду с ними важными в жизни королевства стали церковные Толедские соборы, где решались не только церковные, но и общегосударственные дела. Большая роль собраний военной, церковной и управленческой знати вестготов в государстве подразумевала возрастание ее позиций в социальном строе: уже с VI в. здесь формировалась иерархия земельной собственности, создавшая разные уровни социальной подчиненности и привилегированности.
Некоторые институты римской государственности на захваченных землях вестготы оставили в неприкосновенности: таможенные пошлины, монету, налоговую систему (поземельный налог и торговый сбор).
Элементы предгосударственного строя германцев дольше других были сохранены ввоенной организации. Войско основывалось на территориальных ополчениях, которые собирались специальными управителями; оно имело право на часть военной добычи. Зародышем новой постоянной армии были гарнизоны, размещавшиеся в важных крепостях. С конца VII в. в войске появились черты, характерные для феодально-служилого строя: знать и крупные землевладельцы обязываются участвовать в походах со своими людьми.
Эволюция вестготского государства в направлении новой государственности была прервана вторжением в Испанию арабов и завоеваниемими в VIII в. Толедского королевства.
Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев - вестготов - образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель гуннами в ходе Великого переселения народов, вестготы внедрились сначала в Восточно-Римскую империю, а в начале V в. - в Италию. Отношения с Римской империей у вестготов первоначально основывались на военно-федеративном союзе. Но уже к середине века он стал номинальным. На протяжении V в. вестготы закрепились в Южной Галлии и Северной Испании.
В это время вестготское общество переживало ускоренный процесс формирования протогосударства. До середины V в. основную роль в управлении играли народные собрания. Во второй половине V в. усилилась королевская власть : короли присвоили право творить суд , издавать законы . Сложились особые отношения королей с военной знатью, которая постепенно перехватывала у народных собраний права избрания королей. Основой для закрепления власти знати стали земельные пожалования, производившиеся от имени короля. При короле Эйрихе у вестготов были изжиты важнейшие остатки военной демократии, издан свод законов (с использованием римского опыта), появились особые судьи и администраторы - комиты.
В начале VI в. вестготы были вытеснены из Южной Галлии франками (северной ветвью германцев) и образовали Толедское королевство (VI - VIII вв.) в Испании.
Типично для варварского государства, Толедское королевство было внутренне слабо организованным, значение центральной власти было невелико. Территориально королевство подразделялось на общины (civitas), унаследованные от римских провинций, и на тысячи; все они сохраняли значительные права самоуправления. Государственность была представлена королевским дворцом, значение которого возросло к VI в., и собраниями знати, где решались основные государственно-политические дела.
Власть короля была выборной и неустойчивой. Только в конце VI в. одному из вестготских правителей удалось придать ей некоторую стабильность; на протяжении VI в. королей регулярно смещали, убивая. Королевский дворец (или двор) воплощал в себе единственное централизованное управительное начало, дворцовые службы с конца V в. стали приобретать значение общегосударственных. Низовую администрацию составляли разного рода чиновники, назначавшиеся и смещавшиеся королем; за свою службу они получали денежное жалованье. Особый статус был у тиуфада - военачальника вестготской «тысячи», который также судил готов (галло-римское население подчинялось своей юстиции).
Важнейшую роль в вестготском государстве играли собрания знати - гардинги . На них избирали королей, принимали законы, решали некоторые судебные дела. Гардинги собирались без определенной системы, но их согласие было необходимо для крупных политических решений. В VII в. наряду с ними важными в жизни королевства стали церковные Толедские соборы, где решались не только церковные, но и общегосударственные дела. Большая роль собраний военной, церковной и управленческой знати вестготов в государстве подразумевала возрастание ее позиций в социальном строе: уже с VI в. здесь формировалась иерархия земельной собственности , создавшая разные уровни социальной подчиненности и привилегированности.
Некоторые институты римской государственности на захваченных землях вестготы оставили в неприкосновенности: таможенные пошлины, монету, налоговую систему (поземельный налог и торговый сбор).
Элементы предгосударственного строя германцев дольше других были сохранены в военной организации. Войско основывалось на территориальных ополчениях, которые собирались специальными управителями; оно имело право на часть военной добычи. Зародышем новой постоянной армии были гарнизоны, размещавшиеся в важных крепостях. С конца VII в. в войске появились черты, характерные для феодально-служилого строя: знать и крупные землевладельцы обязываются участвовать в походах со своими людьми.
Эволюция вестготского государства в направлении новой государственности была прервана вторжением в Испанию арабов и завоеванием ими в VIII в. Толедского королевства.
Остготское королевство
Другая часть восточногерманской ветви племен - остготы - после недолгого федеративного союза с Восточно-Римской империей образовала собственное государство в Италии. Территория Остготского королевства (493 - 555 гг.) охватила также приальпийскую Галлию (современные Швейцария, Австрия, Венгрия) и побережье Адриатического моря. Остготы отторгли в свою пользу до трети земель прежних римских землевладельцев, ранее захваченных предыдущими завоевателями.
В отличие от других германских народов, остготы практически сохранили в своем королевстве прежний государственный аппарат Римской империи; римское и галло-римское население продолжало подчиняться своему праву , своей администрации. Продолжали существовать Сенат, префект претория, муниципальные власти - и все они оставались в руках римлян. Готское население подчинялось сложившемуся на основе германской военно-родовой традиции управлению , которое одновременно было общегосударственным.
Власть короля у остготов была весьма значительной с самого времени овладения Италией. За ним признавались права законодательства, чеканка монеты, назначения должностных лиц, ведение дипломатических сношений, финансовые полномочия. Власть эта считалась стоящей выше закона и вне законов. Особым проявлением королевской власти, которая стала усиленно формировать новые социально-правовые связи в государстве, было право покровительства (tuitio). Покровительство могло быть оказано в праве, в подсудности , в обложении налогами или штрафами - отдельным лицам, которые тем самым приобретали особый статус обязанных королю или его вольных слуг. Строгого порядка наследия власти не было; во время войны короли избирались войском, но чаще на это влияли советы знати или советы старейшин, которые, впрочем, уже не были постоянными институтами. Остатки военной демократии у остготов были слабее: в конце V в. практически отсутствовали подобия народных собраний.
Значительно большую роль (чем это было даже в Римской империи) играл Королевский совет. Это был и военный совет, и высший судебный орган. Его составляли советники короля, его оруженосец, дворцовое окружение - комитат. Комитат ведал назначением служителей церкви, определением налогов.
Дворцовое управление (формирующуюся центральную администрацию) составляли королевский магистр канцелярии (по позднеримскому образцу), компетенция которого ограничивалась только делами дворца, личный секретарь монарха - квестор, комиты священных щедрот и патримония (управляющие общегосударственными финансами и королевскими имениями соответственно). В главном государственное управление осуществлялось через территориальных правителей и особых посланцев.
На местах, в особых округах, вся полнота власти принадлежала готским комитам, или графам, назначаемым королем. Они имели военную, судебную, административную и финансовые полномочия в отношении как готского, так и римского населения, они контролировали деятельность прочих чиновников на своей территории. В их задачи входили также «сохранение спокойствия» на своих землях, полицейская деятельность. В пограничных областях роль правителей исполняли герцоги (duces), которым, помимо административной, военной и судебной власти , принадлежали и некоторые законодательные права на своей территории. Условное единство в работу такой полугосударственной администрации должны были вносить королевские посланцы - сайоны , которым поручались самые разные дела, в основном по контролю за другими управителями и чиновниками (без присвоения их функций), устранению правонарушений или особо важным происшествиям. Их полномочия также в равной мере касались и римского, и готского населения. Герцоги и графы также командовали готским войском, которое в Италии было уже постоянным и находилось на государственном обеспечении.
Традиции римской управленческой системы не только повлияли на полномочия многих ветвей власти королевства. Внешне полностью римским осталось городское управление, полностью были сохранены римская налоговая система и организация скупки продовольствия. Преемственность в государственной организации была настолько велика, что в королевстве сохранялись, по сути, две государственности - одна для римлян, другая - готская, каждая с собственной армией, судами (гражданскими, в уголовных делах был единый суд графов), практически с собственной верховной властью. Это разграничение опиралось и на социальные запреты (так, не разрешались готско-римские браки).
Остготское королевство оказалось недолговечным (в середине VI в. Италия была завоевана Византией). Но сложившийся в нем государственный строй был важным историческим примером значительного влияния традиций Римской империи на становление новой государственности.
Франкское государство Меровингов
В конце V в. в Северной Галлии (современная Бельгия и Северная Франция) сложилось раннее государство франков - наиболее мощного союза северных германских племен. Франки вошли в соприкосновение с Римской империей в III в., расселяясь из северных прирейнских областей. Во второй половине IV в. они поселились в Галлии на правах федератов Рима, постепенно распространяя свои владения и выходя из-под власти Рима. После падения Западной Римской империи франки (называвшие себя также салическими) захватили остатки римских владений в Галлии, разгромив образовавшиеся там самостоятельные полукоролевства. На завоеванных землях франки селились в основном целыми общинами-родами, забирая частью пустующие земли, частью земли бывшей римской казны, частью - местного населения. Однако в главном отношения франков с галло-римским населением были миролюбивыми. Это обеспечило в дальнейшем формирование совершенно новой социально-этнической общности кельтско-германского синтеза.
В ходе завоевания Галлии у франков возвысился вождь одного из племен - Хлодвиг . К 510 г. ему удалось уничтожить других вождей и объявить себя как бы представителем римского императора (номинальное сохранение политической связи с империей было одним из способов провозглашения своих особых прав). На протяжении VI в. сохранялись остатки военной демократии, народ еще участвовал в законодательстве. Однако значение королевской власти постепенно росло. В немалой степени этому способствовало увеличение доходов королей, которые установили регулярный сбор налогов в виде полюдья. В 496 (498 - ?) г. Хлодвиг со своей дружиной и частью соплеменников приняли христианство, что обеспечило рождающейся государственности поддержку галло-римской церкви.
Ранее государство франков было слабоцентрализованным, воспроизводя в территориальной структуре родообщинное деление. Страна подразделялась на графства, графства - на округа (паги), прежние римские общины; низшей единицей, но весьма важной, была сотня. Округа и сотни сохранили самоуправление: окружные и сотенные народные собрания разрешали судебные дела, ведали раскладкой налогов. Граф не был общим правителем, он управлял только владениями короля в графстве (в других областях таких правителей звали сацебаронами); в силу домениальных прав ему принадлежали судебные полномочия и административные в отношении подвластного населения.
Основу государственного единства первоначально составляла преимущественно военная организация. Ежегодное собрание ополчения - «мартовские поля» - играли весомую роль в решении государственно-политических вопросов, в частности войны и мира, принятия христианства и др. К исходу VI в. они вышли из обыкновения. Но в VII в. восстановлены снова, хотя и обрели другое содержание. К VII в. на военную службу стали привлекать не только франков, но и галло-римское население, причем не только свободных, но и зависимых держателей земель - литов. Военная служба стала превращаться в общегосударственную обязанность, и «мартовские поля» стали по большей части смотрами военно-служилого населения.
К VIII в. произошло значительное усиление королевской власти. Она практически утеряла связь с институтом вождя военной демократии, но правильного наследия власти еще не установилось: династия Меровингов , ведущаяся от Хлодвига из рода Меровея, больше удерживала за собой королевскую власть. Правовые памятники эпохи начали упоминать о законодательных правах королей, о священном характере королевской власти, исключительности ее прав. Появилась даже идея о государственной измене (а значит, и подразумевалась обязательность подчинения государственным институтам королевской власти).
Центром государственного управления в VI в. стал королевский двор. При короле Дагобере (VII в.) утвердились как постоянные должности референдария (он же - хранитель печати короля), королевского графа (высшего судьи), главы финансов , хранителя сокровищ, аббата дворца. Двор и ближайшее окружение, в основном церковное, образовывали королевский совет, который влиял на заключение договоров , назначения чиновников, земельные пожалования. Чиновники для особых дел, финансовые, торговые и таможенные агенты назначались от короля и смещались по его усмотрению. Несколько особое положение было у герцогов - правителей нескольких объединенных округов.
До двух раз в год происходили собрания знати (епископов, графов, герцогов и др.), где решались общеполитические дела, главным образом церковные, и о пожалованиях. Наиболее многочисленными и важными были весенние, осенние были узкими по составу и более дворцовыми.
Одним из важнейших полномочий королевской власти была выдача пожалований - земельных владений. В первую очередь такие пожалования коснулись королевских дружинников, которые из служилых воинов стали превращаться в вассалов - в VII в. вошел в обиход и сам термин применительно к этому слою королевского окружения. Контроль за земельными владениями и службой усиливал общегосударственные полномочия королевского дворца.
К концу VI - началу VII в. перемены коснулись положения графской власти. Графы стали основной фигурой местной администрации, к ним перешли полномочия прежних комитов империи по командованию гарнизонами, судебной власти , контролю за чиновниками. Эта традиционность в становлении государственности была тем более реальной, что более половины известных за VI в. франкских областных правителей-графов были галло-римлянами по происхождению. Такая связь с местными общинами закономерно усиливала децентрализаторские тенденции.
Но и по своей природе раннее франкское государство не было прочным. С рубежа VI -VII вв. началось заметное обособление трех областей королевства: Нейстрии (северо-запад с центром в Париже), Австразии (северо-восток), Бургундии. К концу VII в. на юге выделилась Аквитания. Области заметно различались и составом населения, и степенью феодализации, и административно-социальным строем.
Текучий развал государства прежде всего вызвал ослабление королевской власти (тем более что еще в 511 г., деля власть между наследниками Хлодвига, церковный собор декларировал своеобразное устройство в виде «долевого королевства»). В конце VII в. реальные полномочия оказались в руках королевских майордомов - правителей дворцов в отдельных областях. Майордомы взяли в руки дело земельных пожалований, а с этим и контроль за местной аристократией и вассалами. Последние короли из Меровингов самоустранились от власти (за что получили в истории прозвание «ленивых королей») .