Стиль рококо. Черты стиля рококо в архитектуре, интерьере, в одежде, живописи, фото стиля рококо

В начале XVIII века на смену тяжеловесного пышного барокко приходит новый стиль - легкий изяшный рококо. После смерти Людови­ка XIV, стилевая направленность французской ар­хитектуры претерпела некоторые изменения, связанные с характером жизни элиты. Дворянство проводило время в развлечениях. Жизнь-удовольствие, такова идея искусства этого периода. Архи­тектурное оформление интерьеров дворцов в европейских столицах - в Пари­же, Вене, Берлине, Петербурге - выполнялось в стиле рококо. Это было временное отступление от строгих принципов классицизма, обусловленное вкусами дворянской верхушки. Рококо характеризуется манерной роскошью оформления помещений и мебели, дробностью и вычурностью форм, криволинейностью и изломанностью линий, хрупкой декоративностью, обилием по­золоты. Новый стиль явился продолжением стиля барокко. Как и барокко, рококо отличает неумеренная, пышная декоративность. Но если формы барокко пластичны, то в рококо они измельчены. В барокко пластика стены динамична, в рококо затейливые украшения сплошь покрывают ровную плос­кость стены. Цвета барокко яркие, насыщенные, в рококо - мягкие, пастель­ные; излюбленным становится сочетание белого с позолотой. Если барокко выражает пафос активности, то задача рококо - достичь не более чем при­ятного впечатления. Барокко стремится потрясти, рококо - развлечь.

Название стиля означает дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль. Изначально этот термин применялся для обозначения причудливых и искусственных гротов, сооружавшихся в парках в период позднего Возрождения. Так называлась декоративная отделка фонтанов и гротов маленькими морскими камешками и ракушками.
Особенностью стиля являются тщательно разработанные орнаментальные мотивы в виде стилизованных ракушек, камней и спиралей. В этом стиле практически не применяются прямые линии, а если они и есть, то скрываются под замысловатым орнаментом. Ордера не используются в чистом виде, колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми дополнениями, высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными невысокими фигурными столбиками в виде колонн -балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами с вазами или статуями. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация. Орнамент представлен завитками, отдалённо напоминающими собой листья растений, выпуклыми щитами, неправильно окруженными такими же завитками, цветочными гирляндами и фестонами, раковинами, необработанными камнями.
На смену тёмных цветов и пышной, тяжёлой позолоты барочного декора приходят светлые тона- розовые, голубые, зелёные, с большим количеством белых деталей. Невзирая на то, что в зданиях такого стиля зачастую отсутствовала рациональность, такие сооружения и по сей день, поражают воображение своей красотой и сложностью архитектурного замысла.

Хотя XVIII в. иногда и называют веком рококо, это искусство не получило повсеместного господства. Несмотря на широту своих влияний, оно лишь в нескольких странах приобрело значение действительно ведущего стиля. Рококо не было стилем эпохи даже в том смысле, в каком это иногда говорят применительно к барокко в искусстве XVIIвека. Оно было скорее наиболее важным и характерным стилевым направлением, занимавшим господствующее положение в искусстве ряда ведущих стран Западной и Центральной Европы в первой половине XVIII столетия.

Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV , перешел в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.

Рококо во Франции

Рококо возникло в последние годы правления короля Людовика XIV (1643-1715 гг.). И совпадает по времени с правлением короля Людовика XV (1715-1774). .Но в отличие от всех предшествовавших ему стилей французской архитектуры рококо не было придворным искусством. Большинство построек рококо - это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы.В отличие от дворцовых сооружений предшествующего века, преследующих цели импозантной -представительности и торжественного величия, в создаваемых теперь особняках большое внимание уделено действительному удобству жизни. Высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания; они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII в., а образовывали очень изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал, так называемый салон. Комнаты были гораздо меньше, чем залы дворцов эпохи классицизма, и с более низкими потолками. А окна в этих особняках делали очень большими, почти от пола. Интерьеры построек рококо были оформлены скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал.
Характерное для классицизма прошлого века большое единство образных решений наружного облика и внутреннего пространства здания к началу 18 в. распадается. Этот процесс распада проявляется в различии принципов оформления интерьера и фасада. Ведущие архитекторы в своих теоретических трудах по-прежнему поклоняются античности и правилам трех ордеров, однако в непосредственной архитектурной практике они отходят от строгих требований четкой конструктивности.В отелях первой половины 18 в. наиболее ярко проявилось характерное противоречие французского зодчества этой эпохи - несоответствие наружной архитектуры декору интерьера.
Творчество Робера де Котта (1656-1735), преемника Жюля Ардуэна-Мансара на посту королевского архитектора являет убедительный пример этого. В построенных им в 1710-х гг. парижских особняках (отель де Тулуз и отель д’Эстре) замечается облегчение архитектурных форм, свободное развитие декора.

Особняк д’Эстре.

Исключительной красоты особняк д’Эстре, был построен по заказу герцогини д’Эстре в 1711-13 гг. по проекту Робера де Котта.

Красный зал обставлен мебелью в стиле Людовика XV

Особняк д’Эстре построен по принципу городского дворца, с большим двором и парадным подъездом перед особняком. За домом располагается живописный сад, разбитый по французской, то есть регулярной, системе. Фасад особняка выдержан в духе классицизма. В интерьере обилие позолоченных резных украшений, гигантских зеркал, хрустальные люстры, бархатные портьеры, старинная живопись и антикварная мебель.

Тулузский отель

Великолепный Тулузский отель построен в 1640-м году Франсуа Мансаром для Луи Фелипо де Ля Врильера, государственного секретаря, любителя итальянского искусства.В 1713-м году особняк был приобретен Людовиком Александром, графом Тулузским, побочным сыном Людовика XIV. Роберу де Котту были поручены работы в отеле, галерея была украшена золочеными панелями.

Дворец «Малый Трианон»

Дворец «Малый Трианон» в Версале является прекрасным примером перехода от стиля рококо первой половины XVIII века к более сдержанному, но не менее элегантному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Внешне дворец прост и элегантен, нет вычурных украшений периода барокко. Он представляет собой двухэтажный куб с пятью окнами на каждой стороне. Перистили из четырёх колонн со стороны сада и внутреннего двора завершают картину.


Малый Трианон в Версале(1762-1768г.г.) Архитектор Анж Жак Габриэль

Внутренние помещения дворца отделаны в стиле рококо. Пропорции Малого Трианона классически ясны и благородно просты. Этот памятник мирового зодчества воплощает идею интимного уюта, достижимого лишь в единении с природой. Мостики через кажущиеся заросшими протоки, павильоны, устроенные на как будто диких островках, деревья, растущие в точно рассчитанном беспорядке, придают ансамблю очарование подлинной романтики.

Отель Субиз в Париже

Отель Субиз в Париже построен для принца де Субиза в 1705 - 1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Деламера (1675-1745). Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами.Само здание построено в духе строгого классицизма, а интерьер отеля считается едва ли не самым первым из сохранившихся интерьеров в стиле рококо. В интерьере отеля особенно интересен Овальный салон («салон Принцессы»),созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667-1754). Здесь закруглены все углы,нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку замаскирован картинами, помещёнными в рамы криволинейных очертаний. Все стены украшены резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость.

Отель Субиз. Главный фасад. «Салон Принцессы».

Архитектор Жермен Боффан

Рококо в Баварии

В Баварии расположен Амалиенбургский павильон в замке Нимфенбург , который является одним из наиболее ярких образцов стиля рококо.Небольшой увеселительный охотничий дворец –павильон Амалиенбург был построен в 1734 – 1739 годах курфюрстом Карлом Альбрехтом для своей супруги, дочери императора, Марии Амалии.Проектировал здание в стиле рококо и руководил строительством Франсуа Кювилье-старший. Отделку дворца по его проекту выполнили Йоханн Циммерман, Йоханн Йоахим Дитрих и Джозеф Паскуалин Моретти.

Это простое и в то же время элегантное снаружи здание. Его центр слегка акцентирован плоским куполом с платформой. Согласно правилам французского придворного искусства, отдельным залам внутренних помещений приданы индивидуальные черты. Каждый из них отделан с изыском на свой лад, свою тему.Центром дворца выступает «Большой салон» или Зеркальный зал.С помощью чередования окон, зеркал и дверей, посредством игры естественного и отраженного света достигается ощущение, что границы зала исчезают, вы оказываетесь как бы в открытом павильоне с высоким небесным сводом в виде купола.

Базилика Фирценхайлиген

Базилика Четырнадцати святых помощников - выдающийся памятник баварского рококо, расположенный в окрестностях города Бад-Штаффельштайн под Бамбергом. Это один из самых характерных образцов барочного типа среднеевропейской паломнической церкви.

Базилика заменила собой часовню, которую монахи-цистерианцы воздвигли на месте явления Четырнадцати святых в 1445 году. Проект базилики составил в 1743 году Бальтазар Нейман, который следил за строительством до самой смерти. Возведение и украшение храма было завершено только 20 лет спустя. Торжественное освящение Фирценхайлигена состоялось в сентябре 1772 года.

В 1803 году владения цистерцианцев были изъяты в пользу государства, а паломничества к храму попали под запрет. В 1835 г. церковь пострадала от удара молнии. В 1897 г. римский папа присвоил ей статус базилики.

В интерьере храма господствует пышный алтарь, изваянный Михаэлем Фейхтмайером. Он представляет статуи святых угодников, затейливо распределённые по трём ярусам сооружения.

Рококо в Австрии.

Дворец Бельведер был построен по приказу полководца Священной Римской Империи французского происхождения, генералиссимуса Евгения Савойского в 1725 году. Комплекс включает два дворца – Нижний и Верхний Бельведер, построенные в стиле рококо. Бельведер был построен Лукасом Хильдебрандтом в 1721 году всего за 24 месяца.
Особенностью австрийского барокко стали такие например детали, как например форма крыши, напоминающей походный шатер, и куполами, и формой окон. Такие купола цвета позеленевшей меди - характерная черта венской архитектуры. Дворцы расположены на холме, откуда открывается великолепный вид на Вену. В ансамбль дворца входит парк с боскетами подстриженных деревьев и водоемами, обширный партер с цветниками, раскинутый между большим дворцом и расположенным симметрично напротив близким к нему по формам небольшим Зданием Нижнего Бельведера. Сам дворец («Верхний Бельведер») представляет собой прямоугольное в плане здание с восьмигранными павильонами по углам. Самая высокая центральная часть его с главной лестницей и парадным залом отмечена снаружи трехарочным подъездом с атлантами и украшенным пышным гербом фронтоном причудливых криволинейных очертаний. Более низкие, прилегающие к центральному залу боковые части дворца с парадными комнатами расчленены по фасаду орнаментированными пилястрами, самые низкие, крайние части здания - гладкими лопатками между окон.

Чудесный барочный архитектурный ансамбль Бельведера окружен не менее чудесными обширными садами, оформленными на французский манер, то есть в регулярном стиле. Благодаря стараниям мастеров садово-паркового искусства от Нижнего до Верхнего Бельведера раскинулся шикарный парк шириной 500 м. Главная тема, которую пытались раскрыть ландшафтные дизайнеры, работая над парком Бельведер, – путь человека из темноты к божественному свету.

Нижний Бельведер

Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически - «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо - это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры?

Эдуард Петрович Гау. Гостиная в стиле второго рококо


Франсуа Буше. Туалет Венеры, 1751. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

Рококо родилось во Франции XVIII столетия, хотя само название узаконит лишь следующий век, девятнадцатый.

Стиль получил имя от французского слова rocaille - ракушка или раковина. Издавна раковинами декорировали искусственные гроты и чаши фонтанов, позднее в оформлении интерьеров стали активно использоваться орнаменты, повторяющие витые, округлые очертания раковин. К XVIII веку интерес к ним только рос. Они усложнялись и переплетались, становились всё более изощренными и причудливыми. Такие орнаменты назывались рокайлями, а сам стиль, построенный на капризных гнутых линиях и нежнейших цветовых переливах, - соответственно, рококо.

Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена
1720, 308×163 см

Говорят, этой картиной, написанной 37-летним художником перед смертью, Антуан Ватто напророчил будущее рококо. В «Лавке Жерсена» уже заключены все колористические возможности этого стиля: никаких контрастов, но взамен - богатейшая и тонкая пастельная палитра с тончайшими цветовыми переходами.

Рококо – это образ жизни
Появление стиля рококо связано с «концом прекрасной эпохи» - эпохи Людовика XIV. Не случайно знаменитая «Лавка Жерсена» изображает, как портрет короля-Солнце снимают со стены и убирают в коробку.

Но было бы неправильным отождествить всё XVIII столетие только со стилем рококо. Этот век многообразен, как никакой другой из предшествующих. Видоизменяясь, в искусстве продолжают существовать страстное барокко и строгий классицизм. Зарождается сентиментализм. Прогрессивная критика в лице Дени Дидро даже пытается угадать зачатки реализма.

И всё-таки именно галантное, капризное, вычурное рококо становится для XVIII века знаковым. Недаром это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман) еще называют «галантный век». Галантному веку - галантное искусство.

Жан Оноре Фрагонар. Качели (Счастливые возможности качелей)
1767, 65×81 см

Извивающиеся ветви деревьев, порхающая с легкостью мотылька красавица, её летящая по изогнутой рокайльной траектории туфелька, томные взгляды и обнажившиеся коленки. На картине Жана-Оноре Фрагонара «Качели» - квинтессенция образа жизни в стиле рококо.

С уходом со сцены Луи XIV уходят из моды грандиозная пышность придворных празднеств в стиле барокко. Да и вообще - всё величественное и всё торжественное больше не комильфо.
Регент Филипп Орлеанский, а затем и король Людовик XV предпочитают образ жизни несколько более камерный, но зато и более комфортный. Он сосредоточен не в широком кругу придворных, а в близком, почти интимном кругу друзей-единомышленников.

Философия рококо - неоэпикурейство. Только наслаждение составляет суть человеческой жизни. Идеальное времяпровождение - беззаботный флирт на лоне природы. Любовь и праздник становятся синонимами рококо.

Антуан Ватто. Радости бала
1714, 65×52 см

Из парадных залов искусство плавно перемещается в будуар. Интерьеры рококо - уютные и комфортные. Именно во времена рококо появляются изысканные кушетки с мягкими спинками и кресла «кабриоль» с витыми ножками, обеспечивающие комфорт телу, шелковые шпалеры на стенах и небольшие изящные статуэтки, доставляющие наслаждение глазу.

Мишель Клодион, которого современники называли «Фрагонаром в скульптуре», отстаивал художественные принципы рококо - обратите внимание на причудливо изгибающиеся и переплетающиеся линии в его статуэтке «Сатир и Вакханка».

Каприз и прихоть - «альфа и омега» рококо. Это касается как общего настроения, так и самих форм искусства. Импровизация заменяет дисциплину. Причудливая асимметрия побеждает классические равновесие и ясность.

Возраст рококо

Интересная особенность стиля рококо - его отношение к возрасту. Чуть ли не впервые в истории старость перестаёт ассоциироваться с мудростью и почётом. Стареть теперь нежелательно и даже постыдно. Это касается не только женщин, но и мужчин, ведь сам тип внешности, популярный во времена рококо, - гендерно-универсальный.

Франсуа Буше. Голова Людовика XV/ 1729. Лос-Анджелес, музей Гетти.

Дмитрий Левицкий. Портрет Марии Дьяковой. Фрагмент. 1778. Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Облик мужчин и женщин в искусстве рококо становится на удивление сходным. И те, и другие равно изнежены и капризны. И те и другие изящнейше одеты. И даже румянами и пудрой мужчины и женщины галантного века пользуются с одинаковым тщанием, ведь им важно выглядеть как можно лучше - авось удастся обмануть возраст?

Российская императрица Елизавета Петровна так болезненно переносила старение и панически боялась умереть, что от неё стали скрывать факты смерти знакомых. Придворные не смели говорить при ней «ни о Вольтере, ни о болезнях, ни о покойниках, ни о красивых женщинах».

Образец русского рококо - портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Ивана Аргунова.

Иван Петрович Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Кстати, отец Елизаветы Петр I пытался выдать её замуж за сверстника и наследника французского престола Людовика XV, но не сложилось. Однако страсть к музицированию, маскарадам, галантным празднествам и стилистике рококо осталась с императрицей на всю жизнь.

Рокайльный интерьер Большого Дворца в Петергофе. Дворец строился полтора века, изначально в стиле барокко и классицизма, а во время правления Елизаветы Петровны получив грандиозную по изысканности и богатству отделку в стиле рококо.

Итак, старости для рококо не существовало. А как же еще один важный возраст - детский? Да так же! Ведь не актуальна сама идея возрастных изменений. Дети, согласно убеждениям XVIII века, - всего лишь маленькие взрослые. Поэтому наряжать их следует совершенно по-взрослому. Более того, их игры и забавы точь в точь копируют взрослые. Дети со знаменитой картины Антуана Ватто «галантно» проводят время: мальчики музицируют, девочка готова начать танцевать.

Антуан Ватто. Танец
1721. Масло, Холст

Живопись рококо намеренно выбирает ситуации, где можно извлечь любые возможности для проявлений галантности или любовной интриги.

Пьетро Лонги. Утренний шоколад

Николя Ланкре. Крепление конька

Антуан Ватто. Ноты
1717

Не слишком уклоняясь от истины, можно сказать, что рококо - это «гламур» XVIII века, целиком обусловленный особым образом жизни: богатым, праздным, наполненным красотой и изяществом.

Из мира рококо, как и из глянца, прочно изгнаны старость и болезни, бедность и уродство.

А еще живопись рококо, подобно глянцевому фото, главной своей темой считает соблазн. Соблазнительность как качество, соблазнение как процесс - вот его ключевые сюжеты. И в этом смысле рококо действительно прямой предшественник глянцевой субкультуры.

Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой
1780-е, 55×45 см

«Будуарная живопись» эпохи рококо

Пресловутая легкомысленность рококо - это, конечно, не виньетки и завитки. И не только галантные празднества и изнурительная праздность. Это еще и новое прочтение эротической темы.

Но ведь обнажённая натура, возразите вы, - это основа основ изобразительных искусств со времён античности, а доскональное знание человеческой анатомии и перспективная передача ракурсов и движения - заслуга эпохи Возрождения. Верно! Что же нового привнесло в тему «ню» рококо?

Ответ очевиден: отчетливый вкус сладострастия. Например, эту картину Франсуа Буше один из критиков назвал «самым долгим поцелуем в истории западноевропейской живописи»:

Франсуа Буше. Геркулес и Омфала
1731, 74×90 см

Интересно, что родоначальник французского рококо Антуан Ватто своих эротических работ стеснялся, а некоторые после своей смерти даже завещал сжечь. Но его картина «Туалет», тем не менее, положила начало «будуарному жанру». Уже у Буше и Фрагонара нагота не нуждается в «оправдании античностью», а приобретает современное звучание и беззастенчиво эротическую подоплёку.

Антуан Ватто. Туалет.
1717. Лондон, Собрание Уоллес.

Жан Оноре Фрагонар. Девочка в постели, играющая с собачкой
1765. Мюнхен, Старая пинакотека.

Франсуа Буше. Темноволосая одалиска
1745, 53×64 см

«Его картины не лишены сладострастия, - с иронией писал о разнузданном эротизме Буше его самый злой критик Дени Дидро. - Голые ноги, бедра, груди, ягодицы. Они интересны мне в силу моей порочности, а вовсе не благодаря таланту художника».

Рококо: шпаргалка

Художники стиля рококо

Антуан Ватто, Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар, Иван Аргунов, Никола Ланкре, Жан-Марк Натье, Шарль-Андре ван Лоо, Элизабет Виже-Лебрен, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Джованни Баттиста Тьеполо, Пьетро Лонги, Бернардо Беллотто, Аделаида Лабий-Гийар

Знаковые картины стиля рококо

Антуан Ватто. Отплытие на остров Цитеру. Полотно, изображающее, как искатели амурных приключений массово отчаливают в направлении острова любви. Французские академики придумали под эту картину Ватто отдельный, новый жанр - «галантное празднество». Собственно, этим определением можно обозначить и весь образ жизни в стиле рококо.

Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Маленькая аккуратная головка вместо массивных париков эпохи барокко, «кукольные» кисти и ступни, резкий контраст между узким лифом и широчайшей юбкой. Фаворитка Луи XV была главным трендсеттером своей эпохи, популяризатором рококо и одновременно его модной иконой. По этой картине с успехом можно изучать рокайльный интерьер. А стиль рококо иначе будут называть «стилем Помпадур».

Антуан Ватто. Отплытие на остров Цитеру
1717, 194×129 см

Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур
1756, 157×201 см

Вы профан, если:

До сих пор путаете рококо и барокко только потому, что обоим стилям свойственны пышность и богатство декора.

Главное различие между рококо и барокко в идеологии, а не в эстетике: барокко - искусство в своем истоке религиозное, рококо - сугубо светское. Барокко со страстью и серьёзностью утверждает религиозные догмы «правильной веры». Рококо чуждо как серьёзности, так и подлинной страсти.

Вы эксперт, если:

Легко вычленяете глазами в переплетениях декоративных орнаментов очертания раковин и рокайльные S-образные завитки.

Отличаете колорит Ватто от «жемчужной гармонии» его последователя Буше.

Знаете, что стиль «шинуазри» (в дословном переводе с французского - китайщина) со всеми веерами, пагодами, ширмами и китайскими зонтиками - это ответвление стиля рококо.

Франсуа Буше. Китайский сад
1742, 40×48 см

Рококо - это стиль в дизайне интерьера, архитектуры, живописи, скульптуры, а также декоративного искусства. Зародился он в начале 18 века, в Париже, очень быстро распространился по всей Франции, а дальше и в других странах. Особенно этот стиль полюбили в Австрии и Германии.

Слово "рококо" произошло от французского слова rocaille, которое обозначало наскальное произведение искусства, выполненное ракушками. Они использовались для украшения искусственных гротов.

Главные характеристики стиля рококо

Церковь Сан Франсиску де Ассис в Оуру Прету (Бразилия),
живописец Мануэль да Коста Атаиде (1804)

Рококо характеризуется лёгкостью, элегантностью, обильным использованием изгибов и естественных форм в орнаменте. Главная палитра стиля состояла из светлых тонов - золотой, белый, серебристо-голубоватый и пастельные оттенки голубого, зелёного, жёлтого, а также розового. Для фонов использовали пастельные тона: кремовые или белые, зелёные, розовые и т. д.

Рококо свойственно обилие динамичных асимметричных форм и деталей, орнамент в виде цветов, китайские мотивы и с каким-нибудь золотым элементом.

В декоративно-прикладном искусстве присутствовало причудливое изящество отделки и повторение неординарных тем китайского искусства.

В скульптуре и живописи характерны мифологические, эротические, а также пасторальные сюжеты.

Легкомыслие, игривость, эротичность и причудливые завитушки в архитектуре и литературе, живописи и скульптуре, интерьере и не только пленили сердца аристократии.

Рококо и барокко

Легкомысленность рококо заменила громоздкость барокко. Однако стиль рококо превратился одновременно и развитием барокко и его такой тогда необходимой эстетической противоположностью.

Рококо и барочный стиль оба любят завершённость форм. Но если барокко не может существовать без грандиозной торжественности, то рококо всё-таки ставит превыше всего изящность, грацию и невесомость.

Рококо свойственно множество белых деталей, светлые тона, равно как и розовые, голубые, зелёные. В то время как барочному декору присущи намного более тёмные оттенки, тяжёлая, роскошная, но и громоздкая позолота.

У рококо, главным образом, орнаментальная тенденция. Термин произошёл от сочетания "барокко" и "рокайль".

Рокайль

Это витиеватая декоративная отделка гротов и фонтанов камешками, кораллами и ракушками.

Рококо в архитектуре


Церковь в Фирценхайлигене, Архитектор Нёйман

Архитектор Нёйман в своём творении - церкви в Фирценхайлигене (1743–1772 гг.), сочетал объёмную структуру, помпезность барокко, которая блистательно гармонирует с типичным рококо, грациозным скульптурным внутренним интерьером. Таким образом, создаётся эффект лёгкости, но вместе с тем волшебной роскоши.

Архитектурные строения в стиле рококо, которые распространялись в других европейских странах, зачастую выглядели как местная разновидность позднего барокко и воздвигались они такими архитекторами как Георг фон Кнобельсдорф (фридерицианский рококо) или Иоганн Бальтазар Нейман (барокко и рококо).

Стиль рококо в интерьере


Живопись, конечно напрямую связана с интерьером. И рококо нашло своё развитие в декоративных и в станковых камерных формах. Художники расписывали пастушеские сцены (пасторальный жанр), жизнь аристократов и идеализированные портреты людей в образе мифологических героев.

Творчество их рождалось росписью плафонов и наддверных витражей (дессюдепорт). На стенах, на гобеленах (шпалеры) присутствовали преимущественно пейзажи, современные и мифологические светские темы. Образ человека терял самостоятельность и превращался в деталь украшения интерьера.

Вместе с процветанием живописи рококо укреплялась и значимость реалистического направления: достигли процветания натюрморт, пейзаж, портрет и бытовой жанр.

Художникам было характерно умение создавать свои произведения неотделимыми живописными пятнами. Общей грации они добивались использованием светлой палитры, отдавая своё предпочтение блёклым, золотистым тонам, серебристо-голубоватым, а также розовым.

Лепной или резной узор, замысловатая асимметрия, витиеватые завитки внутреннего убранства, составляли контраст со строением, которое внешне выглядело довольно серьёзно. Примером этому можно назвать небольшой дворец Малый Трианон, что находится в Версале, был построен архитектором по имени Анж-Жак Габриэль, по приказу Людовика XV для маркизы де Помпадур.


Малый Трианон в Версале, архитектор Анж-Жак Габриэль

В Англии рококо вдохновил больше прикладные искусства. Например, инкрустацию мебели, изготовление и обработку серебряных изделий. Рококо оказало некоторое влияние на творчество мастеров, таких как художник Уильям Хогарт и живописец Томас Гейнсборо.

Рокайльному декоративно-прикладному искусству характерна своенравная изысканность отделки и подражание диковинным темам китайского искусства.

Рококо в искусстве

Cкульптуре, живописи и графике свойственны пасторальные, эротические и эротико-мифологические мотивы.

Рококо в живописи

Первый заметный художник и один из основоположников стиля рококо был живописец Антуан Ватто, который дал наиболее идеальное олицетворение основам этого стиля.

Ближайшие последователи Ватто, кто превратил его творческий почерк в утончённое повальное увлечение, стали художники Пьер-Антуан Кийар, Никола Ланкре и Жан-Батист Патер. После Антуана Ватто стиль развивался уже от кисти таких художников, как Франсуа Буше, Жан-Оноре Фрагонар, Джованни Пеллегрини, Никола Ланкре.

Картина "Закат солнца", художник Франсуа Буше, 1752 г.

Живопись этого стиля имела в основном декоративную направленность, а также была полна тонкими переливами цвета и в тоже время была немного неяркой по колориту.

Искусство Буше диктовало правила огромному количеству художников, таких как братья ван Лоо, Шарль-Жозеф Натуар. Также оно оказало воздействие и на творчество Элизабет Виже-Лебрен и других мастеров. Это влияние длилось до самой Великой французской революции 1789 года.

Среди заметных мастеров рококо были самые разные художники, которые работали в самых разных жанрах живописи: Морис Кантен де Латур, Луи-Мишель ван Лоо, Жан-Марк Натье, Жан-Батист Перронно, Франсуа-Юбер Друэ и другие.

Последним значимым живописцем стиля рококо стал Жан-Оноре Фрагонар. Этот пейзажист, портретист и гравёр, также как и Антуан Ватто, не вписывался в рамки лишь "модного стиля".

Рококо в скульптуре

"Интоксикация вином" ("The Intoxication of Wine"), скульптор Клод Мишель (Клодион), 1780–1790 гг.

Во Франции скульптура в стиле рококо, по сравнению с живописью, не такая грандиозная и оригинальная. В искусстве рококо больше были распространены портретные бюсты, скульптурные группы или статуи купальщиц и амуров.

Самые знаменитые скульпторы рококо: Жан-Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Клод Мишель (Клодион).

Фальконе считается одним из самых ярких представителей этого стиля в скульптуре Франции. Однако его творчество состояло больше из статуй, рассчитанных для декорирования интерьеров и бюстов, среди которых были и статуи из терракоты.

В других европейских странах в создании скульптур рококо тоже первенствовали рассчитанные для декорирования интерьеров рельефы и статуи, небольшого размера статуэтки, в частности из терракоты и фарфора.

Например, немецкий скульптор, мастер мейсенской фарфоровой скульптуры Иоганн Иоахим Кендлер.

Стиль рококо в литературе

Уже в XIX веке слово "рококо" использовали как синоним чего-то отжившего и несовременного:

“Признаюсь в рококо моего вкуса…”

Александр Сергеевич Пушкин

Искусство будто отвергало всю серьёзность и самозабвенно бросалось к "безделушкам". Поэты стали украшать грациозными стихотворными узорами свои творения.

Супружеская любовь, такая громоздкая и принудительная, естественно, отталкивалась. Любовь превратилась в беззаботное развлечение, мимолётную прихоть.

Прекрасно показал нравственное настроение рококо поэт Эварист Дезире де Форж Парни:

“Давайте петь и веселиться,

Давайте жизнию играть,

Пусть чернь слепая суетится:

Не нам безумной подражать.”

Естественно, в то время рококо двигалось в сторону господствующего класса - дворянства.

Легкомысленные, игривые стихи, поэмы в эротической манере, картины Франсуа Буше и замысловатые архитектурные завитушки забавляли сердца современной аристократии. Однако их просветители отталкивали это искусство как что-то лишь развлекательное и даже порочное.

Французский писатель, философ-просветитель и драматург Дени Дидро в своей книге "Салоны" строго критиковал популярного тогда художника Франсуа Буше за его эротические творения ("Туалет Венеры", "Купанье Дианы" и другие).

Пьер де Мариво, французский драматург и прозаик, был важен для того времени. Писатель стиля рококо (также чувствовались в его творчестве некие нотки просветительского классицизма, чувствительности и сентиментализма) показывает себя как тонкий психолог и жанровый экспериментатор.

В написании романа "Жизнь Марианны" Мариво пользуется приёмами мемуаров и романов-псевдомемуаров, которые были популярны в начале века. Его героиня обращается к своей подруге, и этим писатель создаёт тонкое и психологически достоверное повествование истории её жизни, от лица самой героини.

Появилась особая манера изложения, которая получила название "мариводаж", воспроизводит светскую устную болтовню, также замедляет движение сюжета, заостряя внимание читателя на различных оттенках психологии героев.

Тем самым существенно переосмысливаются "романические" клише, входящие в историю Марианны (нападение разбойников, ребёнок-найдёныш, "верный" любовник, "коварный" соблазнитель).

Искусство Мариво повлияло и на его современников (Сэмюэл Ричардсон, Лоренс Стерн, Пьер Шодерло де Лакло), и на писателей следующих поколений (Альфред де Мюссе, Александр Сергеевич Пушкин).

Мода в стиле рококо

В том же 18-м веке, когда на смену одежды в стиле помпезного барокко пришли не менее великолепные, но более спокойные наряды. В цветовой гамме нарядов присутствовало то же самое "спокойствие".

Стиль рококо в гардеробе - это обычно предметы сдержанных, пастельных тонов.

Одежда рококо лёгкая и элегантная. Это шикарный дворцовый стиль, женственность и элегантность, со своими особенностями:

Идеальная талия

Тонкая талия издавна была эталоном красоты, однако не каждая дама могла такой похвастаться. В таких случаях у женщин эпохи рококо был свой маленький трюк - корсет!

Ведь непрерывное использование корсета являлось причиной не только дискомфортных ощущений, но и сильно деформировало скелет.

Перчатки, веер и чулки

Веер был украшен по-разному: кружевом, бахромой или же рюшами, и считался факультативным атрибутом всего образа. А обязательными предметами наряда стиля рококо были перчатки, сшитые из светлого шёлка и чулки.

Цветы

Сначала шёлком вышивали искусственные цветы. Наравне с ними причёски и платья дам были декорированы настоящими цветами. Со временем дам начали украшать и ювелирные изделия в виде цветов или разные диадемы в виде букетов, созданных с применением драгоценных камней и металлов.

Платья и юбки

К пышным рококо платьям одевали ещё и не менее пышные юбки. Они, также как и платья, были декорированы всеми характерными для рококо элементами: цветами, рюшами, бантами и лентами. А обручи в платье пришли во второй половине 18-го века. С ними юбка начала принимать овальную форму вместо привычной круглой.

Искажение фигуры

Для рококо характерно некоторое искажение естественности фигуры. Это видно по затянутой в корсет тонкой талии, субтильным плечам, круглому лицу и резкому переходу от тонкой талии к широким бёдрам (от пышной юбки).

Цвета

Основные цвета гардероба рококо были бледных тонов: светло-жёлтый, нежно-розовый или бледно-голубой.

Асимметрия

Асимметрия была типична для мужчин и женщин и присутствовала в предметах гардероба, в причёсках или аксессуарах.

Нижнее бельё

Нижнее бельё той эпохи делалось очень роскошным. Платье того времени позволяло белью "виднеться" из-под одеяния, из-за этого вышито оно было роскошно: золото и серебро, шёлк, кружева... А лиф был вытянутой треугольной формы.

Рукава

Сам рукав отличался сужением в локте, их также щедро украшали лентами и кружевом.

Рококо в России


Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне город Пушкин, Санкт-Петербург),
Бартоломео Франческо Растрелли, 1752–1756 годы

Рококо в России стало входить в моду, главным образом, в эпоху правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.). Европейское воспитание императрицы способствовало внедрению в России французского влияния. Уже потом, во время царствования Екатерины Великой, мода на рококо получила своё развитие.
Когда Елизавета Петровна пришла к власти, в середине 18 века, началось строительство в Петербурге, Петергофе и Царском Селе, под руководством графа Бартоломео Франческо Растрелли (русский архитектор итальянского происхождения).
В Рос­сии направление рококо про­являлось главным образом в отделке интерьеров дворцов. Самые знаменитые архитекторы были граф Бартоломео Франческо Растрелли, Дмитрий Васильевич Ухтомский и Савва Иванович Чевакинский.
Также рококо было заметно в лепном де­ко­ре строений и в декоративно-при­клад­ном искусстве (например, резьба по дереву, мебель, серебряные, фарфоровые и ювелирные изделия).

Главные архитектурные стили

Названия и даты появления особо выделяющихся архитектурных стилей:

  • архитектура Древнего мира (от первобытного общества до X века);
  • романская архитектура (X – XII века);
  • готика (XII – XV века);
  • возрождение (начало XV – начало XVII века);
  • барокко (конец XVI – конец XVIII века);
  • рококо (начало XVIII – конец XVIII века);
  • классицизм (середина XVIII – XIX век);
  • историзм (1830-е – 1890-е годы);
  • модерн (1890-е – 1910-е годы);
  • модернизм (начало 1900-х – 1980-е годы);

История термина берет название от французского слова рокайль (rocaille). Именно так называли декоративные элементы из грубовато обработанных камней и раковин, украшавших малые архитектурные формы. Постепенно произошла трансформация слова, им стали обозначать затейливые, нарочито вычурные элементы декора. Термин закрепился за художественным стилем в искусстве и нашел отражение в архитектуре, одежде, аксессуарах, мебели и посуде.

Рококо́ пришел на смену барокко в XVIII веке. Устав от высокопарности, скучности и ограниченности форм, светское общество, возглавляемое регентом Филиппом Орлеанским, жаждало нового – легкого и парящего. На смену многолюдным торжественным приемам пришли приватные встречи в салонах, которые несли некоторую интимность и требовали такой же утонченно-укромной обстановки. Потакая прихотям регента, появились миниатюрные диванчики на двоих с закругленными ножками и завитушками в орнаменте. Интерьер сменился на удобный, со множеством зеркал, с резными амурчиками, ажурными гирляндами на стенах и потолках, создающими настроение вечного праздника. Светское общество обратилось к предметам, не носившим смысловой нагрузки. Рококо характеризуется таким понятием, как «bagatelle» («пустяк»). У милых безделушек была одна цель – радовать глаз. Вся эпоха рококо характеризуется некой театральностью, легкомысленностью, иллюзией праздника.

Смещение идеала

Новый стиль постепенно закрепился и в моде, зародился иной эстетический идеал. На смену женской фигуре с несколько выступающим животиком, пришел новый силуэт – талия, которую утягивали корсетом. Женский образ стал загадочным и эротически привлекательным благодаря открытым плечикам, глубокому декольте, огромному количеству декорирующих элементов на костюме: бантиков, завязочек, рюшек. После тридцатилетнего господства общество навсегда распрощалось с прической «фонтаж», более походившей на замысловатое сооружение достигавшее, порой, 35 см. в высоту. Женскую головку стала украшать «простая» аккуратная прическа с локонами, с изящным кружевным бантом.

Надо сказать, что мужской гардероб не отставал в наличии украшающих элементов. Мужской и женский образы были похожи и напоминали изнеженных фарфоровых куколок. Молодые и зрелые аристократы, пренебрегая возрастом, носили одинаковую одежду с вышивкой, украшенную тесьмой, отделанную бахромой и кружевными оборками. Они не скупились на косметику, предаваясь увеселительным развлечениям.

Архитектура и живопись

Изысканность и декоративность, некая игривость и воздушность легли в основу нового стиля и отразились в архитектуре. Начиная с XVIII века, при украшении зданий господствуют мыслимые и не мыслимые воображаемые формы. В этот период вы не встретите геометрически четких линий, тяжелых колонн, гнетущих выступов. Арки, окна, крыши затейливо орнаментируются закруглениями, завитками, стилизованными цветочными гирляндами. Потолки и стены украшаются масками, раковинами, фигурками в игривых позах. Человек всегда стремился к новизне, поэтому набирая популярность, рококо постепенно проник в каждый уголок страны, жаждущий превратить обывательскую скуку в праздник. Художественный стиль здесь идет в ногу с политической обстановкой Франции, поэтому отличается свободным и легким отношением к жизни.

Художники ищут новые формы, чтобы передать светлый взгляд в настоящем, его красоту, мимолетность. Вместо монументальных кариатид появляются миниатюрные скульптуры, подобно «Речной нимфе» Клода Мишеля, «Мальчик с клеткой» Жан Батиста Пигаля. Полотна украшают любовные сцены, соблазнения в романтической обстановке, пикники на поляне с музыкантами и танцорами: «Любовная записка» Жан Оноре Фрагонар (Fragonard), «Аллегория музыки» Франсуа Буше, «Арлекин и Коломбина» Антуан Ватто. В живопись приходит легкость, естественность, пластичность линий тела. Колорит картин максимально естественен, мягкий, передается цветовыми контрастами максимально реалистично. Композиция динамична, общий фон художественных произведений позитивен и не перегружен смысловыми ассоциациями.

Фарфоровые фантазии

Германия

Трудно заранее определить будет ли художественный стиль популярен или канет в небытие. Только истинное способно пройти сквозь столетия, оставаясь вечно прекрасным и в настоящем. Рококо удалось не только покорить Европу, но и оставить после себя фарфоровые шедевры.

Стиль рококо господствовал на протяжении столетия. Поэтому он логично проник во многие сферы жизни, не обойдя стороной декоративно-прикладное искусство. Фарфоровые изделия XVIII века – уникальные раритетные вещи, в полной мере отражающие модные тенденции. Выпущенная посуда в стиле рококо невероятно изящна по форме: ручки с завитушками, элегантно изогнутый носик кувшина, витиеватые ножки-основания. Фабрика в г. Мейсене (Германия) в восемнадцатом столетии являлась законодателем фарфорового мастерства. В 30-х годах модельной мастерской задавал тон Иоганн Иоахим Кендлер, а чуть позднее – И.Ф. Эберлейн. В этот период выпускаются знаменитые многопредметные сервизы в стиле рококо, появляются новые виды отделки в плоском рельефе. Кендлер считался энтузиастом своего дела и тщательно подходил к любой работе. Ему были заказаны очень дорогие сервизы – для графа Александра Зулковского (1735-1737) и “Лебединый сервиз” (1737-1741) – для саксонского министра Генриха Брюля.


Сегодня сервизы признаны шедеврами. Супница представляет собой изящный сосуд на гнутых ножках, с необычными ручками в виде обнаженных красавиц и живописными украшениями. Широкий верх венчает фигурная куполообразная крышка с нимфой. Сосуд украшен волнообразным узором и покрыт позолотой. Несмотря на внушительный размер, супница кажется изящной и легкой.

Сервиз с лебедями считается идеальным воплощением мастерства фарфорового искусства. Все предметы объединены единой темой, каждый из них – это эпизод, миг сближения человека с птицей. Белизна фарфора дает возможность увидеть рельефность рисунка, а неброская, даже скромная роспись лишь подчеркивает трогательные сюжеты. Сервиз действительно похож на лебединую песню, материализовавшуюся в фарфоре. Она чиста, скромна, совершенна и благородна.

Завод выпускал большой ассортимент посуды и статуэток в период господства рококо.



Франция

Во Франции, близ Парижа в 1756 году был открыт Севрский фарфоровый завод. Мануфактуре несказанно повезло. Опекаемая Людовиком XV и влиятельными патронессами, фабрика была обеспечена королевскими заказами и имела монопольное право на выпуск фарфоровых изделий. Сюда стремились лучшие художники и дизайнеры, благодаря их стараниям сегодня мы можем любоваться воздушными статуэтками из неглазурованного (чистого, не расписанного красками) фарфора в стиле рококо.


Фарфоровые заводы в XVIII веке открывались в Италии и России. Однако, учитывая позднее появление технологии, качество сырья, национальные особенности, стиль рококо не стал лидирующим в вышеназванных странах, хотя собрания раритетной фарфоровой посуды многолики и представлены как в частных, так и государственных коллекциях.

Серебряная эстетика

Во Франции рококо продержался до конца 80-х годов XVIII века, в отличие от Англии, Северной Америки, где он совершенно не прижился. Хотя нападки на стиль стали появляться с самого зарождения: трудно было удержать эстетическое равновесие. То, что в начале считалось легким, радостным и изящным, с годами стало вычурным, манерным и легкомысленным. Однако истинным художникам за несколько десятков лет удалось создать дорогостоящие коллекции посуды, в том числе, из серебра.

Европа переживала период некой театральности, появилась страсть к столовому этикету, соответственно и посуда приобрела не только утилитарную функцию. Столовые приборы стали не просто предметом для еды, а неким декоративным элементом, сопровождающим действо. Даже обычная ложка стала выпускаться разной формы и размера: для супа, чая, сахара, клубники. Ее форма была причудливо изогнута, а ручка украшалась воздушными раковинками и драгоценными камнями. Изменились и чайные/кофейные сервизы.





Стиль рококо узнаваем по пузатеньким сосудам с гнутыми ножкам, изощренно выгнутым носикам, витиеватым узорам, косым граням, характерным ракушным элементам, создающих впечатление движения. Можно бесконечно любоваться филигранной резьбой чайника и дивиться мастерству ювелиров.

Серебряная посуда до последних десятков лет была привилегией знати. Лечебные свойства в совокупи с декоративной орнаментальностью отличали ее высокой стоимостью. Столовые предметы изготавливали на заказ. Аристократы могли пользоваться ею ежедневно, зажиточный класс довольствовался только по праздникам, либо ограничивался созерцанием на выставках и в магазинах.


Традиционные блюда отличались исключительным качествам, серебряная поверхность была настолько чиста и гладка, что в нее можно было смотреться. Облегченный орнамент, словно кружась, лишь слегка украшает край. На дорогих разносах запечатлевали традиционные сцены быта, доставшиеся по наследству от барокко, разбавляя массивность завитушками и ажурной резьбой с элементами рокайля.

Ювелирные изыски

Не обошел стороной новый стиль и ювелирные украшения. На смену тяжелым цепям барокко, грузным брошам пришли легкие, витиеватые заколки для волос, изящные серьги, браслеты. В средние века ювелирные украшения являлись символом власти, богатства, эталоном стиля. Королевский двор был подвержен модным веяниям и быстро сменил массивные кулоны на более простые ювелирные украшения.




Украшения любили женщины и мужчины. Последние, следуя моде, декорировали одежду кружевным жабо и прикалывали к нему броши, руки были украшены перстнями. У дам популярностью пользовались серги-жирондоли, эдакие многоярусные украшения, напоминающие каскадные фонтаны. Драгоценные камни были изощренно укутаны ажурным серебром и на свету переливались безумно красивым светом.

Бронзовая магия

Bronze – древнейший сплав, выплавленный человеком, который использовали не только в практических целях, но и декоративно-прикладном искусстве. К XVIII в. бронза становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей. Ее можно встретить в тяжеловесных рамах для зеркал, отделке мебели, люстрах, бра, подсвечниках. Элементы нового стиля рококо широко представлены в отделке декоративных предметов: курильницы, вазоны, часы. Сплав материала пластичен, а богато разработанный рельеф позволял использовать его не только как основу предмета, но и для его украшения.



Потрясающие настольные часы в стиле рококо, отделанные золоченой бронзой. Это типичная форма для часов того времени, напоминающая женскую фигурку: покатые плечики, талия. Сочный цвет лака с золотыми чешуйками добавляет часам королевской феерии. Часы украшены цветочными фестонами, а на основании любовная сцена в загородном пейзаже. Два бронзовых херувимчика украшают циферблат. Сверху, полусферу венчает орел.


Оригинальные старинные часы из позолоченной бронзы с дельфином у основания. Красивый и изысканный стиль рококо выражен и форме, и в декоре. Часы украшены сложными завитками, листьями, цветочными гирляндами. В верхней части находится сосуд с характерными фигурными ручками и цветочным навершием. Дельфин расположен, словно в раковине, у основания и является самым необычным и привлекательным элементом. Часы превосходны, их высота 47 см.

XVIII век жаждал света и зрелищ, поэтому одним из популярнейших будуарных предметов были подсвечники.


До наших дней дошли искусно смоделированные из бронзы подставки с разветвлениями на 2, 5 или 7 свечей с резным основанием, украшенные всевозможными скрученными элементами, фигурками ангелочков. Мастера рококо любили украшать изделия растительным орнаментом, особенно часто используя для этого листья аканта, стилизованные или передающие красоту растения с природной точностью. Изогнутые линии канделябров в изобилии украшались виноградными лозами, купидонами, что придавало эпохе аромат утонченной роскоши, пресыщения и мечтательности.

Нельзя не упомянуть и бронзовые скульптуры XVIII века, которыми украшали не только парковые зоны, но и, в зависимости от размера, гостиные, столы, ниши. Бронзовая миниатюра и сегодня удерживает первенство по популярности среди раритетных подарков: мадмуазели в пышных юбках-панье с мудреными прическами, амурчики, играющие на музыкальных инструментах, влюбленные парочки, веселящиеся на балу – бесценный подарок для дома или офиса.

Несмотря на то, что к концу века стиль рококо был низвергнут из-за привязанности к излишней помпезности, он не канул навсегда. Притаившись на сотню лет, рококо во второй половине XIX века потерпел перерождение и вновь вернулся, радуя причудливыми изгибами и нескучными формами.

Рококо в архитектуре проявилось, как новый с тиль , из высокого Барокко. Драматичность и религиозность истончились в лёгкость и игривость. Причиной тому можно назвать светский образ жизни, принятый высшем обществе. Калейдоскоп роскоши, развлечений и наслаждений, как смысл существования, нашёл выражение в архитектуре. Какие же характерные признаки стали его определяющими? На примерах Франции, Италии, Германии и России исследуем их и, заодно, различия между архитектурой барокко и рококо.

Предпосылки Рококо в архитектуре

Лет 300 назад, дома аристократов, проживающих в Париже, были полны чувственной фантазии.

  • Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров,
  • мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором,
  • панно с амурами, пастушками и юными прелестницами —

всё это представляет стиль Рококо или Позднего Барокко.

Появившись во Франции в начале 18 века, связанный не с церковью, а с монархом, а именно с королем Людовиком XV, он выражал желание светского общества жить как на сцене театра: беззаботно, элегантно, изыскано. Одновременно с ним стал развиваться неоклассицизм, как противопоставление «испорченному вкусу». Так отзывался о Рококо французский просветитель и философ Дени Дидро.

Основные элементы в Рококо архитектуре

Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения. Барокко было гораздо более прямолинейным с более тяжелым и темным декором . Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille - «скальный» , которое связано с декором парковых гротов и павильонов.


Основные элементы стиля рококо в архитектуре
  • Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
  • Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий. Тоже относится к важнейшим деталям.
  • В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.
  • Ц ветовая гамма — белая, золотая и светлая пастель.
  • Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.
  • Зеркала были важным аспектом общего дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности .

Рококо в архитектуре Франции

Версаль

Высокое барокко Версаля было дополнено несколькими комнатами с новыми тенденциями стиля.

Одна из них была королевской спальней, фото которой ниже.

Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.

Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.

Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.

Париж

В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и Рококо архитектура распространилась на город. Она приняла форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более маленькие комнаты и уютные салоны.

Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желания произвести впечатление на гостей — на стремление к большей близости и меньшему величию. Х озяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были ж енщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.


Отель Amelot de Gournay

Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форму комнат. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay.

Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам , показал, что стиль Рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьере . Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенное в Риме, Сан Карло было спроектировано известным архитектором Высокого Борромини.

Стиль Рококо в архитектуре Италии

Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться работами Франческо Борромини. Некоторые дизайнеры в этот период, такие как Филиппо Джуварра, были под влиянием этого стиля, но стремились сделать его более элегантным, легким и менее репрессивным, чем Высокий барокко. Итальянский Рококо появился с дизайном Испанской лестницы, фасадом Санти Мария делла Керсия и Санти Катериной.


Испанская лестница или Scalinata-di-Trinità-dei-Monti. Рококо в архитектуре Италии

Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.

Посмотрите Лучшие примеры итальянского рококо и убедитесь, что направление это развивалось параллельно с французским.

Рококо архитектура Германии

Sans Souci. Рококо в архитектуре Германии

Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, стиль надолго обосновался в других странах. Наверное, самые причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Пруссии. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания направления.

Смотрите Примеры Рококо в архитектуре Германии — работы архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.

Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга

Екатерининский дворец , расположенный в городе Царское Село (Пушкин), в 30 км к югу от Санкт-Петербурга, который служил летней резиденцией русских царей. Более 100 килограммов золота использовались для украшения сложного лепного фасада и многочисленных статуй, установленных на крыше. Большой вход во дворец охватывают две массивные «окружности» в стиле рококо.

Был полностью перестроен придворным архитектором Елизаветы Петровны Франческо Растрелли в 1757 году. Позже интерьер был обновлён в нео-палладианском стиле.

By Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0 , Link Екатерининский Дворец

Им же был перестроен Большой дворец в Петергофе (1745-52 гг) по модели Версальского, как пожелала императрица.

Зимний дворец — главный дворец императорской России — призван был прославить могущество империи. Ф.Растрелли закончил его в 1762 году, после чего в нём постоянно (до 1904) года жили цари.

Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую».

Эти примеры наиболее типичны для архитектуры рококо в России 18 века.

Заметим, что рококо в Англии представлено несколько по-другому.

Барокко и Рококо: сравнение

Архитектура может выражать силу и драму или легкость и воздушность. Барокко и Рококо демонстрируют эти качества. Хоть Рококо и считают истончившимся барокко, многие искусствоведы выделяют его в отдельный стиль. Давайте рассмотрим сходства и различия между ними.

Причины появления архитектуры барокко и рококо

Барочная архитектура появилась в Италии 16-го века как стиль, разработанный для усиления влияния католической церкви. Вы когда-нибудь стояли перед церковным храмом в восхищении? Или чувствовали свет и праздник? Такие реакции происходят не случайно. Архитектура влияет на психику человека.

Появилось во время рождения протестантства, когда реформаторы уходили из лона католицизма. Реакцией на это было желание Ватикана укреплять статус в обществе. Архитектуру раннего барокко, ориентированную на храмы, принято рассматривать как визуальную форму религиозной пропаганды.

Рококо представлял собой отход от тяжелой эмоции и драмы к более беззаботному, но очень декоративному стилю. Он отверг чрезмерно эмоциональные элементы. Если Барокко пропагандировало силу церкви, то Рококо — светскую высокую моду. Однако, помимо дворцов и усадеб, рококо тоже использовался в некоторых церквях.

Влияние архитектурных стилей

Ponte-Сhiesa di St.Maria della Pace. Пример Барокко
  • Большие изогнутые стены и
  • вытянутые, искаженные архитектурные элементы,
  • ниши (углубленные области в стенах для скульптур),
  • портики (крытые входные подъезды) и
  • колоннообразные аркады (ряды колонн, покрытых крышей)

усиливают взаимодействие света и тени, создавая иллюзию драматичности. Массовые группы элементов, такие как колонны и пилястры (квадратные колонны, которые не являются полностью автономными), делают структуры более впечатляющими и значительными. Барокко часто повторяет архитектурные элементы на разных поверхностях. Интерьеры полны смелых цветов и украшений, много позолоты или очень тонких слоёв золота.

Обратите внимание, как стены, выгибаются на передней части этой барочной церкви в Италии

Архитектура была глубоко эмоциональной. Все эти тени и кривые создают ощущение движения и производят сильное впечатление.

Переход в рококо

Рококо — это другая сторона «причудливой» архитектуры: лёгкая и беззаботная. Стиль появился для дворцов, вилл, мест развлечения гостей и разнообразных вечеринок с интеллигенцией. Рококо был принят аристократами и распространился там, где растущие аристократические классы хотели демонстрировать свою светскость. Он стал популярным в Европе в 18 веке, особенно в Германии, Польше и России.

Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и обременённость форм.

Вам нравиться стиль рококо в архитектуре? Хотели бы Вы жить в комнате с рокайлевским интерьером? Напишите в комментариях свои мысли по этому поводу.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях.



Поделиться: