Каноэ описание. Гребно-моторное каноэ самостоятельной постройки

«Каноэ из берёзовой коры… самые удобные и лёгкие из всех средств передвижения. Коры одной берёзы, как правило, хватает на одно каноэ; они имеют такую целесообразную форму, что плавают на воде легко, как пробка» (Дж. Кетлин, 1841).

Лодка североамериканских индейцев может быть достаточно легко изготовлена не только из коры берёзы, но и из твёрдых волокнистых пластин (например - оргалита) или тонкой клеёной фанеры. Ниже приводится руководство по изготовлению каноэ из таких листов.

По форме и размерам лодка, предлагаемая для самостоятельного изготовления сайтом все об охотничьем оружии , по форме очень напоминает охотничье каноэ индейцев. Но корпус лодки, конечно, не берестяной: жёсткость и надёжность он приобретает за счёт использования твёрдого волокнистого материала, а не из-за продольных и поперечных шпангоутов, как это сделано в оригинале.

Готовое каноэ весит примерно 30 кг, поэтому его можно транспортировать даже на велоприцепе, а тем более на крыше автомобиля. При этом сама лодка обладает завидной грузоподъёмностью: может вмещать двух взрослых и трёх детей. Максимальная загрузка при равномерном распределении массы в каноэ составляет (как и положено для спортивной лодки с минимальным надводным бортом 0,15 м) около 280 кг При передвижении по спокойной воде для гребли используются вёсла с Т-образной рукояткой, такие встречаются в спортивных магазинах, но вёсла могут быть изготовлены самостоятельно; лопасть весла должна иметь ширину около 120 мм и длину 450 мм.



В дополнение к чертежу необходимо учесть следующие замечания.

Корпус

Он формируется из листов ДВП (оргалита), на который согласно рисунку наносяться масштабная сетка и «выкройка» корпуса с разметкой поперечных разрезов. Если твёрдоволокнистые листы окажутся меньше, чем необходимы для разметки полного размера лодки, чертёж можно нанести на двух листах (на втором из них - зеркально). После вырезания и окончательного формирования заготовок корпуса полученные половинки его несколько вдвигаются одна в другую (внахлёст) и сшиваются двумя параллельными стежками.

Однако до этого будет необходимо выполнить все подготовительные операции.

И главная из них после вырезания нанесённого на лист контура - это тщательное размачивание тех его участков, которые подлежат последующему сгибанию. Увлажнение производится, в зависимости от толщины листа, по его «внутренней» поверхности или с обеих сторон, с поочерёдным поливом их или обкладыванием мокрой ветошью.

2 - поперечина (шпангоут)

Сгибание заготовки корпуса нужно начинать с носовой (и соответственно - с кормовой) части, сведя вместе её половинки и зажав их края накладными планками и струбцинами. Остальные участки осторожно подгибаются вверх, как бы образуя будущие борта лодки, и фиксируются кольцеобразно обхватывающими их верёвочными стяжками. После этого заготовки сушатся, пока материал не приобретёт первоначальную твёрдость.

Деревянные заготовки

Пока заготовки корпуса сушатся, можно приступать к формированию деревянных частей корпуса - это штевни и бортовые планки. Поскольку у каноэ нос и корма одинаковые, то их основа, то есть штевни, имеют одинаковое устройство. Они состоят из фигурной осевой части (ребра) и поперечной каплевидной планки, имеющей отверстия и вырезы для соединения с ребром штевня и бортовыми рейками корпуса лодки. Элементы штевня выпиливаются из фанеры толщиной 20 мм и имеют между собой шиповое соединение.

К штевням по бортам лодки подходят рейки обрамления корпуса, с двух сторон обхватывающие верхнюю кромку листов корпуса, а также накрывающие их горизонтальные планки. Длина всех этих элементов может быть любой, лишь бы вместе они дополняли друг друга на всю длину каноэ.

Кроме указанных деревянных деталей потребуются ещё пять плоских брусков разной длины, выполняющих функции стяжки бортов по всей длине корпуса.

Все деревянные детали каноэ перед соединением должны быть пропитаны влагозащитным составом (например «Пинотекс»).

Сборка

Все элементы каноэ, как и в индейском оригинале, собираются без гвоздей: они сшиваются. Для этого используется шнур из искусственного волокна около 2 мм толщиной.

1 - ребро штевня;

2 - поперечина штевня;

3 - рейки обрамления борта;

4 - накладная планка обрамления;

5 - тканевая оклейка швов;

6 - стяжка бортов.

В просушенных частях корпуса сначала сшиваются места бортовых разрезов, которые соединяются с некоторым напуском в верхней части (нахлёст) и по обе стороны его проделываются отверстия, через которые последовательно пропускается и затягивается шнур. Предварительно соединяются нос и корма - временно: окончательную форму они обретут после того, как будут смонтированы вместе со штевнями.

1-листы корпуса;

2 - рейки бортового обрамления;

3 - стяжка бортов.

Если после сшивки бортовой части её кромка окажется неровной - выступающие участки срезаются. Готовые половинки корпуса несколько вдвигаются одна в другую (нахлёст), склеиваются и прошиваются двумя параллельными стежками (по краям каждой состыкованной половинки).

Пришивается бортовое обрамление из двух рядов реек, обхватывающих с двух сторон кромку бортов. Вставляются с клеем и пришиваются штевни; к ним подводятся и крепятся рейки бортового обрамления - начинает определяться форма каноэ, которая окончательно закрепляется пришиванием к бортам брусков-стяжек. Завершается всё креплением по бортам накладных горизонтальных планок, концы которых восходят к штевням и пришиваются к ним.

Финишные операции

Все швы тщательно промазываются эпоксидным клеем, а на бортовые и днищевые из них накладываются и прижимаются тканевые полоски, также пропитанные эпоксидным клеем. Деревянные части покрываются водостойким лаком (так называемым яхтовым).

Весь корпус изнутри и снаружи несколько раз тщательно обрабатывается олифой. После просушки трижды покрывается разведённым водостойким лаком.

При спуске на воду на дно каноэ укладывается «рыбина» - настил из фанерных полос или досок.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

(лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли - она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом , которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Древнейшее в мире долблённое каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

Каноэ индейцев Северной Америки

Термин «каноэ» часто применяется к долблёным и особенно к каркасным лодкам индейцев Северной Америки . Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой . Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, гикори , липы, ели или кожи. Каноэ различных племён различались также своими очертаниями и особенностями конструкции.

В настоящее время эти лодки популярны во всём мире. Но чаще они, сохраняя традиционную форму, изготовляются с применением современных материалов. Их обшивают деревянными планками, фанерой, специальной тканью или синтетической плёнкой. Есть каноэ, полностью сделанные из алюминия или пластика. Существуют даже надувные каноэ.

Спортивные и туристические каноэ

Спортивные каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса . Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек - 520 см, минимальная масса - 16 кг; для каноэ-двоек - 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок - 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут стоя на одном колене.

Для однодневного сплава по бурным рекам используются более прочные и короткие открытые каноэ, «одиночки» и «двойки», из тяжелых композиционных материалов , обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ, благодаря специальному дизайну корпуса, отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду. Иногда для таких сплавов используются закрытые одноместные каноэ, зачастую переделанные из каяков путём установки специального сидения и ремней для закрепления ног .

См. также

Напишите отзыв о статье "Каноэ"

Примечания

Источники

  • Каноэ - статья из Большой советской энциклопедии .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Каноэ

– А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.

Которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Древнейшее в мире долблённое каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

Каноэ индейцев Северной Америки

Термин «каноэ» часто применяется к долблёным и особенно к каркасным лодкам индейцев Северной Америки . Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой . Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, гикори , липы, ели или кожи. Каноэ различных племён различались также своими очертаниями и особенностями конструкции.

В настоящее время эти лодки популярны во всём мире. Но чаще они, сохраняя традиционную форму, изготовляются с применением современных материалов. Их обшивают деревянными планками, фанерой, специальной тканью или синтетической плёнкой. Есть каноэ, полностью сделанные из алюминия или пластика. Существуют даже надувные каноэ.

Спортивные и туристические каноэ

Спортивные каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса . Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек - 520 см, минимальная масса - 16 кг; для каноэ-двоек - 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок - 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут стоя на одном колене.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Каноэ в многодневном походе

В стандартное двухместное туристическое каноэ свободно умещаются 3-4 рюкзака, общим весом 50-100 и более килограмм, и, при желании, ребёнок доподросткового возраста (или собака), что делает эти лодки хорошо приспособленными для многодневных семейных путешествий по рекам и озёрам.

При необходимости перехода с одного озера на другое или обноса непреодолимых препятствий на реке открытое каноэ, в отличие от байдарки, легко переносится (вверх дном) на плечах одного человека .

Для однодневного сплава по бурным рекам используются более прочные и короткие открытые каноэ, «одиночки» и «двойки», из тяжелых композиционных материалов , обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ, благодаря специальному дизайну корпуса, отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду. Иногда для таких сплавов используются закрытые одноместные каноэ, зачастую переделанные из каяков путём установки специального сидения и ремней для закрепления ног .

См. также

Напишите отзыв о статье "Каноэ"

Примечания

Источники

  • Каноэ - статья из Большой советской энциклопедии .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Каноэ

– Вы не будете меня обезболивать или я не буду делать этого вообще, – упорно настаивала я, – Почему вы не оставляете мне права выбора? Если я маленькая, то ещё не значит, что я не имею права выбирать, как мне принимать мою боль!
Врач смотрел на меня, широко открыв глаза и казалось, не мог поверить в то, что слышал. Почему-то мне стало вдруг очень важно, чтобы он мне поверил. Мои бедные нервы уже видимо были на пределе, и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и по моей напряжённой физиономии польются предательские потоки слёз, а этого допустить было никак нельзя.
– Ну, пожалуйста, я клянусь, что никогда никому этого не скажу, – всё ещё упрашивала я.
Он долго на меня смотрел, а потом вздохнул и сказал:
– Я тебе разрешу, если ты скажешь мне, почему тебе это нужно.
Я растерялась. По-моему я тогда и сама не очень-то хорошо понимала, что заставило меня так настойчиво отвергать обычную, «спасительную» анестезию. Но я не разрешила себе расслабиться, понимая, что срочно нужно найти какой-то ответ, если я не хочу, чтобы этот чудесный врач передумал и всё пошло бы обычным путём.
– Я очень боюсь боли и вот теперь решила это перебороть. Если вы мне по-можете я буду очень вам благодарна, – краснея, сказала я.
Моя проблема была в том, что я совершенно не умела лгать. И я видела, что врач сразу же это понял. Тогда, не давая ему возможности что-либо сказать, я выпалила:
– Несколько дней назад я перестала чувствовать боль и хочу это проверить!..
Врач долго изучающе на меня смотрел.
– Ты кому-то об этом сказала? – спросил он.
– Нет, пока никому, – ответила я. И рассказала ему во всех подробностях случай на катке.
– Ну, ладно, давай попробуем, – сказал врач. – Но, если будет больно, ты уже не сможешь мне об этом сказать, поняла? Поэтому, сразу же подними руку, если только почувствуешь боль, договорились? Я кивнула.
Если честно, я абсолютно не была уверена, зачем я всё это затеваю. А также, не была полностью уверена и в том, смогу ли по-настоящему с этим справиться, и не придётся ли обо всей этой сумасшедшей истории горько пожалеть. Я видела, как врач подготавливает обезболивающий укол и ставит шприц на столик рядом с собой.
– Это на случай непредвиденного провала, – тепло улыбнулся он, – Ну что, поехали?
На секунду мне показалась дикой вся эта затея, и вдруг очень захотелось быть такой же, как все – нормальной, послушной девятилетней девочкой, которая закрывает глаза, просто потому, что ей очень страшно. А ведь мне и в правду было страшно… но так как не в моей привычке было отступать, я гордо кивнула и приготовилась наблюдать. Только много лет спустя я поняла, чем по-настоящему рисковал этот милый врач… И ещё, для меня навсегда осталось «тайной за семью печатями», почему он это сделал. Но тогда всё это казалось совершенно нормальным и, честно говоря, у меня не было времени, чтобы удивляться.
Операция началась, и я как-то сразу успокоилась – как будто откуда-то знала, что всё будет хорошо. Теперь я уже не смогла бы вспомнить всех подробностей, но очень хорошо помню то, как потряс меня вид «того», что столько лет беспощадно мучило меня и маму после каждого малейшего перегрева или простуды… Это оказались два серых, жутко сморщенных комочка какой-то материи, которая не была похожа даже на нормальную человеческую плоть! Наверное, увидя такую «гадость», у меня глаза стали, как ложки, потому что врач рассмеялся и весело сказал:
– Как видишь, не всегда из нас удаляется что-то красивое!
Через несколько минут операция была закончена и я не могла поверить, что всё уже позади. Мой отважный доктор мило улыбался, вытирая полностью вспотевшее лицо. Выглядел он почему-то, как «выжатый лимон»… Видимо мой странный эксперимент обошёлся ему не так уж и легко.
– Ну что, герой, всё ещё не больно? – внимательно глядя мне в глаза спросил он.
– Только чуть-чуть першит, – ответила я, что было искренней и абсолютной правдой.
В коридоре нас ждала очень расстроенная мама. Оказалось, что на работе у неё случились непредвиденные проблемы и, как бы она не просилась, начальство не захотело её отпускать. Я тут же постаралась её успокоить, но рассказывать обо всём пришлось, конечно же, врачу, так как разговаривать мне пока ещё было чуточку трудновато. После этих двух примечательных случаев, «самообезболивающий эффект» у меня начисто исчез и не появлялся больше уже никогда.

Насколько я себя помню, меня всегда привлекала в людях жажда жизни и умение находить радость даже в самых безнадёжных или грустных жизненных ситуациях. Сказать проще – я всегда любила «сильных духом» людей. Настоящим примером «выживания» в то время была для меня наша молодая соседка – Леокадия. Мою впечатлительную детскую душу поражало её мужество и её по-настоящему неистребимое желание жить. Леокадия была моим светлым кумиром и наивысшим примером того, как высоко человек способен вознестись над любым физическим недугом, не давая этому недугу разрушить ни его личность, ни его жизнь…
Некоторые болезни излечимы и нужно только лишь терпение, чтобы дождаться, когда же это наконец-то произойдёт. Её же болезнь была с ней на всю её оставшуюся жизнь и никакой надежды когда-то стать нормальным человеком у этой мужественной молодой женщины, к сожалению, не было.
Судьба-насмешница обошлась с ней очень жестоко. Когда Леокадия была ещё совсем маленькой, но абсолютно нормальной девочкой, ей «посчастливилось» очень неудачно упасть с каменных ступенек и сильно повредить себе позвоночник и грудную кость. Врачи поначалу даже не были уверены, сможет ли она вообще когда-то ходить. Но, спустя какое-то время, этой сильной, жизнерадостной девочке всё-таки удалось, благодаря её решительности и упорству, подняться с больничной койки и медленно, но уверенно начать заново делать свои «первые шаги»...

Сначала немного о себе и о том, что побудило меня взяться за постройку своей первой лодки. Увлечение охотой и рыбной ловлей, а также "замечательный сервис" свойственный большинству охотничьих баз рано или поздно начинает подталкивать вас к идее обзавестись своей лодкой. Произошло это еще в 1986 году. Поскольку постоянно я проживал в Кишиневе, а на охоту выезжал на Украину, в Дунайские плавни, то сразу же было принято решение о поиске лодки предназначенной для перевозки легковым автомобилем. В то время этому требованию удовлетворяли только резиновые лодки (что сразу же было отброшено, так как в условиях густо заросших водоемов срок их жизни не превышает 1-2 лет, не говоря уже о сложности перехода на большие расстояния), каноэ "Таймыр"(где то выпускаемых, но никем в Молдавии не виденных), а так же картоп-лодки "Романтика"(не знаю почему, но лично мне они не очень нравятся). Еще одним требованием к лодке была возможность использования подвесного мотора, так как приходилось совершать довольно дальние переходы в поисках лучших мест охоты. В то время у меня уже был небольшой опыт использования мотора "Салют", который до сих пор меня вполне удовлетворяет.

Итак "клиент созрел" и начались поиски подходящего проекта для постройки. Перелистаны все подшивки КиЯ, Моделиста-конструктора, но ничего определенного так и не нашел. Наибольший интерес вызвала статья о конструктивных особенностях каноэ "Таймыр". Его то и было решено взять за основу будущей лодки. Поскольку чертежи разработанные мною не сохранилась, то я приведу всю исходную документацию которую использовал при постройке, снабдив ее соответствующими комментариями.

Ниже приведен текст из статьи о каноэ "Таймыр" (с сокращениями).

Описание каноэ "Таймыр"

На страницах "Катеров и яхт" не раз были опубликованы статьи о современном каноэ-гребной лодке, пришедшей в наш век из времени колонизации Северной Америки (см., например, "КЯ" № 69). О достоинствах каноэ европейцы узнали из -романов Фенимора Купера. Лодка легка на ходу, маневренна, ее можно переносить на руках, спускать в воду с крутого берега, перевозить на крыше автомобиля-малолитражки. Каноэ обладает большой грузоподъемностью, удобно для разгрузки и погрузки багажа, его размещения. На этой лодке можно преодолеть самые узкие заросшие тростником водоемы. В настоящее время за рубежом каноэ производятся крупными сериями-десятками тысяч в год, причем их производство, бывшее до недавнего времени исключительно американским и канадским, широко распространяется в европейских странах: ФРГ, Швеции, Финляндии, Франции и др.

Учитывая общую тенденцию мирового рынка прогулочных гребных судов, а также потребность отечественного рынка в гребной лодке универсального назначения, ЦКБ "Нептун" в 1980 г. приступило к работам по созданию опытного образца каноэ "Таймыр" с корпусом из стеклопластика. Опытный образец был изготовлен в феврале 1981 г. "Таймыр" успешно выдержал предварительные испытания и испытания межведомственной комиссией: каноэ не только было принято к серийному производству, но и рекомендовано к аттестации на высшую категорию качества. Образец был доставлен на багажнике автомобиля "Жигули" из Москвы сначала в г. Пярну (на Всесоюзные соревнования на приз "Катеров и яхт"), а затем в г. Ленинград. Общий пробег автомобиля с лодкой составил около 1500 км.

Для повышения безопасности плавания людей, не имеющих опыта эксплуатации подобных лодок, ширина "Таймыра" - 1,0 м - принята несколько большей по сравнению с зарубежными аналогами (0,8-0,9 м). Это несколько снизило ходкость лодки, но в последние годы и среди зарубежных образцов все чаще стали появляться каноэ увеличенной до 1,0-1,12 м ширины. Такие каноэ рекламируются как наиболее безопасные и предназначены для использования рыбаками и охотниками, а также для семейных туристских плаваний.

Длина каноэ ограничена 4,5 м, учитывая условия перевозки лодки на верхнем багажнике легкового автомобиля. Такая длина позволяет свободно разместиться в лодке трем человекам.


Таблица плазовых ординат
Номера Полушироты от ДП Высоты от ОП
шпангоутов Ватерлинии Линия ДП Линия
0 1/2 1 2 КВЛ 3 4 5 6 7 8 9 борта борта
1/2 19 1/2 40 73 100 110 103 90 70 45 496/63 497
1 19 13 40 86 122 146 160 153 139 120 96 25 570/22 570
1 1/2 18 1/2 40 78 128 164 194 205 196 181 160 135 108 498/10 496
2 18 69 113 168 204 232 243 233 217 196 170 199 455/5 450
3 17 10 129 177 237 274 300 310 300 283 258 410 405
4 16 69 187 237 294 330 356 364 352 333 319 378
5 15 126 240 290 344 376 398 406 393 372 368 361
6 14 178 289 335 385 413 434 440 426 405 405 350
7 13 221 330 376 420 444 460 466 453 435 340
8 12 250 360 406 446 467 480 484 471 459 335
9 11 270 382 425 464 483 493 496 483 473 332
10 10 276 390 432 472 491 499 500 488 479 330

Грузоподъемность каноэ составляет 250 кг, включая вес трех человек и багажа (25 кг). В этой лодке гребцы размещаются лицом вперед на кормовой и носовой банках, отформованных как одно целое с палубой. Для третьего пассажира предусмотрена съемная банка. Посадка гребцов па каноэ "Таймыр" выполнена более глубокой по сравнению с зарубежными каноэ для. повышения остойчивости лодки. Для этой же цели на "Таймыре" расположена ниже, чем на каноэ зарубежной постройки, и съемная банка. Каноэ оборудовано двумя стандартными веслами-гребками с поперечными рукоятками на концах, черпаком и двумя ручками-петлями (в носу и в корме) из капронового шнура. Вместе с лодкой поставляется комплект простых деталей, при помощи которых каноэ легко закрепить на верхнем багажнике автомобиля.

Материал корпуса и палубы - стеклопластик на основе смолы ПН-609-21М. Корпус лодки склеивается из этих двух частей по фланцам. Такая технология позволяет изготовлять не только одноцветные, но и разноцветные каноэ с различными сочетаниями цветов основного корпуса и палубы.

По днищу в ДП выполнен гофр для увеличения прочности и жесткости. Для этой же цели сделаны постепенное наращивание толщины обшивки днища от оконечностей к миделю и два продольных ребра жесткости, которые образуются при склеивании сосновой рейки. Килевой гофр усилен дополнительными слоями стеклоткани. Максимальная толщина обшивки днища в районе миделя составляет 4,5 мм. Вес лодки получился несколько больше, чем у зарубежных моделей такого класса, но, по нашему мнению, надежность и долговечность лодки вполне окупают это. Под палубой по бортам лодки расположены блоки плавучести из полистирола марки ПСВ-С, которые со стороны кокпита закрыты развитым комингсом. Жесткость банок обеспечивают фланцы, ребра жесткости и дополнительные слои стеклоткани. Палуба усилена в районе установки ручек-петель и расположения захватов при закреплении каноэ на багажнике автомобиля.

В сезонах 1981-1982 гг. четыре опытных образца каноэ проходили эксплуатационную проверку у различных владельцев. Испытания показали, что эта лодка удобна для отдыха (в том числе семейного) и путешествий. Плавание; на каноэ доступно даже детям. Запас плавучести каноэ "Таймыр" удовлетворяет требованиям ГОСТ 19105-79 и составляет не менее 30 кг; аварийная остойчивость затопленного каноэ обеспечивается при приложении к борту груза не менее 12,5 кг. Каноэ можно переносить вдвоем.

Поскольку у меня не было необходимости в строгом повторении обводов "Таймыра" я решил несколько увеличить ширину лодки (до 1,08) и уменьшить длину до 4,00. Для уменьшения длины предлагается обрезать оригинал по 16 шпангоуту (получив при этом транец), увеличить шпацию до 0,25 м. Для увеличения ширины пришлось выполнить плазовые работы (проверив при этом таблицу плазовых ординат, если мне не изменяет память несколько ошибок там я нашел). Проделав эти работы мы получим на бумаге примерное представление о виде будущей лодки. Не советую пропускать этот этап, так как позже что либо исправить будет намного сложнее. Получив по результатам разбивки плаза откорректированную таблицу ординат можно приступать непосредственно к строительству. Лично я не стал снимать с плаза размеры для получения практических шпангоутов, а использовал полученные цифры для изготовления технологических шпангоутов, т.е. не учитывал толщину обшивки.

При постройке мною была использована технология предложенная Гущиным из Хабаровска в начале 80 годов. Поскольку оригинал статьи мною был утерян, постараюсь изложить основные моменты по памяти и черновым записям.

Здесь я буду описывать только основные моменты на которые следует обратить внимание, общие же принципы постройки можно найти в любой литературе для судостроителей-любителей.

Строится лодка по так называемой трехслойной технологии из стеклопластика и твердого пенопласта. Первая лодка строилась безнаборной (всего было построено 3 лодки). С теоретического чертежа снимаются размеры каждого шпангоута и переносятся на фанеру, аккуратно все выпиливается. На полученном шпангоуте обязательно нужно наносить контрольные линии ДП и хотя бы 1-2 ватерлинии, они понадобятся при установке на стапель. Я использовал 4 мм фанеру, при аккуратной и осторожной работе этого вполне достаточно. Для стапеля использовал 2 доски по 4,5 метра жестко связанные между собой. При выставлении шпангоутов на стапель пришлось использовать короткие бруски-распорки длинной равной расстоянию между шпангоутами, которые жестко связывают шпангоут с двумя соседними шпангоутами. При постройке первой лодки мною использовались две закладные детали: транец и носовая часть вырезанная из твердого пенопласта от 1 шп в нос. В последствии применялся только транец, а носовая часть оформлялась по месту. Для изготовления транца из фанеры 4 мм вырезаются две одинаковые детали, между которыми вклеивается твердый пенопласт толщиной 10 мм. Транец устанавливается на стапель, обрабатывается по месту.

Следующий этап - изготовление заготовок для формовки обшивки. Для это блок пенопласта распускается на пластины толщиной 10 мм. Лучше это делать при помощи циркулярной пилы, в чистом помещении, собирая при этом мелкую стружку, которая потом понадобится при шпаклевке корпуса. Полученные пластины укладываются на ровном полу в щиты размером 4,40*0,75. По длинным сторонам желательно зафиксировать их длинными рейками. Если предыдущие операции сделаны аккуратно, полученный щит получается очень ровным и не требует дополнительной обработки. Теперь нужно проклеить его одним слоем стеклоткани. После отверждения связующего щиты распускаются на рейки шириной 25 мм.

Теперь можно приступать непосредственно к формовке корпуса. Рейки укладываются на стапель от бортов к килю, поочередно с каждой стороны оклеенной стороной внутрь. Лучше эту работу делать вдвоем, так как рейки очень гибкие и не достаточно прочные. Крепить их к набору лучше всего при помощи "мух" - тонких гвоздиков с откушенными шляпками. Подгонка реек по месту осуществляется при помощи остро заточенного сапожного ножа. В носовой части лодки рейки крепятся на уровне 1 шп к набору по усмотрению строителя. За счет гибкости реек можно в небольших пределах изменять форму носовой части. Концы реек в носу после подгонки соединяются при помощи лески или тонкой проволоки, не применяя больших усилий, так как очень легко повредить тонкий слой стеклоткани. Если в средней части корпуса концы реек попадают между шпангоутами то их тоже желательно скрепить леской. В корме концы реек крепятся к транцу. После этого готовится шпаклевка из пенопластовой стружки и связующего. Я работал с жидкими смолами, поэтому на этом этапе никаких проблем не было. Весь корпус тщательно шпаклюется, не старайтесь все щели закрыть за один проход. Лучше наносить даже меньше шпаклевки. На этом этапе необходимо добиться склеивания реек между собой и заполнения щелей. После отверждения необходимо тщательно обработать всю поверхность, лучше всего это получалось при помощи остро заточенного рубанка с небольшим выносом железки. От качества этой операции во многом зависит внешний вид вашей лодки. После этого готовится вторая шпаклевка из самых мелких фракций пенопластовой стружки и связующего. Весь корпус шпаклюется, после отверждения зашкуривается крупной шкуркой. Теперь нужно оклеить весь корпус 2 слоями стеклоткани. После окончательного отверждения лодка снимается со стапеля. За счет того что корпус еще довольно гибок проблем с этим быть не должно. Из внутренней части лодки вытаскиваются все "мухи". Для сохранения формы, чтобы не было развала бортов, внутрь лодки просто вставляются 2-3 шпангоута и лодка стягивается снаружи веревкой. Если пара лишних килограмм вас не тревожит можно внутреннюю сторону также прошпаклевать. После этого лодка оклеивается изнутри 2 слоями стеклоткани. Это придется проделать в два приема (мешают временные шпангоуты). После отверждения приклеиваются привальные брусья и киль,они также могут быть сделаны из твердого пенопласта с последующей оклейкой 2-3 слоями стеклоткани. В носу и на транце устанавливаются скобы для швартовки и крепления лодки при перевозке. Их приформовывают особо тщательно.

Как я уже отмечал: все лодки строились безнаборными. В последующем можно оборудовать их стационарными сидениями. На своей лодке я установил 2 перегородки из пенопласта с последующей оклейкой стеклотканью, в носу и в корме. Носовой отсек используется для хранения вещей и т.п. Кормовая перегородка используется как опора съемной кормовой банки, под ней обычно хранится запас топлива. В средней части вклеена стационарная банка, рядом с ней установлены усиления на бортах для установки уключин под распашные весла. Но их я так и не поставил, мне вполне хватает одиночного весла. На транце под мотор необходимо сделать усиления из металла в виде пластин по обеим сторонам.

По покраске могу посоветовать использовать только эпоксидные краски. Даже если придется их изготовить самостоятельно. Такого долговечного и устойчивого покрытия не дает никакая другая краска.

Подводя итог 15 лет использования лодки могу утверждать, что все ожидания подтвердились. Лодка очень легка на ходу под веслами, даже по очень заросшим водоемам никаких проблем с проходимостью. Больше проблем создают растения цепляющиеся к веслу. Под мотором обычная скорость перехода 10-12 км в час. Погрузить лодку на автомобиль можно даже одному (естественно соблюдая осторожность), без сидений моя лодка весит 27 кг. В то же время реальная грузоподъемность лодки более 300 кг. Единственный недостаток - при выходе на открытые водоемы приходится придерживаться подветренного берега. Выгрести против свежего ветра очень тяжело, из-за малого веса лодка проскальзывает под ветер, под мотором ветер почти не ощущается. Всем остальным - я очень доволен.

Если у кого будут какие либо вопросы, обращайтесь на e-mail:

Гребля на байдарках и каноэ - олимпийский гребной вид спорта, суть которого заключается в скорейшем преодолении трассы на байдарках и каноэ. Места в заезде распределяются между участниками по мере пересечения ими финишной прямой.

История возникновения гребли на байдарках и каноэ

Байдарки (эскимосские лодки) и каноэ (индейские пироги) на службе у человечества уже очень много лет, самые древние прообразы насчитывают более 2000 лет.

Своим появлением гребля на байдарках и каноэ как вида спорта обязаны шотландцу Джону МакГрегору. Именно он в 1865 году он спроектировал себе байдарку, которую назвал «Роб-Рой», длиной 4,57 м и шириной 0,76 м. Для сравнения современные байдарки и каноэ имеют следующие размеры: одиночка — 5,2 м, двойка — 6,5 м, байдарка-четверка — 11 м, каноэ-четверка — 9 м; ширина лодки свободная. МакГрегор очень любил путешествовать по центральной Европе, и очень скоро гребля на байдарках получила международную известность.

В 1866 году был образован первый гребной клуб — Английский Королевский клуб гребли на байдарках и каноэ. Позже подобные клубы стали появляться в Америке, Канаде и Скандинавии.

В 1867 году была организована первая байдарочная регата.

В 1924 года в Копенгагене (Дания) была учреждена международная организация — Международное представительство для каноистов, которая утвердила размеры лодок а также длину дистанций для соревнований.

В 1933 году в Праге прошел первый чемпионат Европы, в 1939 году в Ваксхольме (Швеция) прошел первый чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ.

В 1924 году на Олимпийских Играх в Париже были проведены первые показательные заезды, но включена в программу Олимпийских игр гребля на байдарках и каноэ была только в 1936 году.

Правила

На соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ используются следующие типы лодок: одиночка, двойка, четверка.

В программе соревнований есть как мужские, так и женские заезды. Официальные соревнования по гребле на байдарках и каноэ проводятся на дистанциях:

  • для мужчин - 200, 500, 1000, 2000, 5000, 10000, 20000, 42000 м, сверхдлинные;
  • для женщин - 200, 500, 1000, 2000, 5000, 20000, 42000 м, сверхдлинные.

В гонках на дистанции 1000 м участники соревнований должны строго придерживаться своей дорожки, они не должны приближаться к соседней лодке ближе, чем на 5 м для того, чтобы они не могли использовать преимущества течения воды.

Соревнования на длинных дистанциях проводятся с большим количеством поворотов. Все дистанции размечаются маркировочными буйками. На коротких и средних дистанциях имеются ограниченные дорожки (система Альбано).

В случае если у одного из участников на старте ломается весло, то старт объявляется недействительным. На этот случаи гребец или другие члены его команды должны иметь запасное весло.

Расположение лодок на старте в предварительных заездах определяется только процедурой жеребьёвки.

Гребля на байдарках, олимпийские дисциплины:

  • K-1 200 м (байдарка-одиночка), мужчины;
  • К-2 200 м (байдарка-двойка), мужчины;
  • К-1 1000 м (байдарка-одиночка), мужчины;
  • К-2 1000 м (байдарка-двойка), мужчины;
  • К-4 1000 м (байдарка-четверка), мужчины;
  • К-1 200 м (байдарка-одиночка), женщины;
  • К-1 500 м (байдарка-одиночка), женщины;
  • К-2 500 м (байдарка-двойка), женщины;
  • к-4 500 м (байдарка-четверка), женщины.

Гребля на каноэ, олимпийские дисциплины:

  • C-1 1000 м (каноэ-одиночка, вес 14 кг, длина 520 см);
  • C-1 200 м (каноэ-одиночка, вес 14 кг, длина 520 см);
  • C-2 1000 м (каноэ-двойка, вес 20 кг, длина 650 см).

Инвентарь и экипировка

Байдарки и каноэ должны иметь как можно меньший вес, поэтому производят их из карбона или пластика. Байдарка одиночка должна весить 12 кг, байдарка-двойка должна весить 18 кг, байдарка-четверка весит около 30 кг. Каноэ весят на несколько килограмм тяжелее, чем аналогичные байдарки.

В байдарке предусмотрена регулируемая пластиковая седушка («сляйд»). Ноги спортсмена упираются в специальный упор, рядом с ним находится рулевая палка (Т-образная конструкция). Для сравнения, в каноэ спортсмен сидит на одном колене. Под колено обычно подкладывается мягкая подушка. Стопа также упирается в упор.

Весло для гребли на байдарках и каноэ производится из карбона и весит менее килограмма. Весло для байдарки имеет 2 лопасти в форме ложки, которые присоединяются на саму палку. Такая конструкция весла позволяет загребать больше воды, а, следовательно, увеличивает силу гребка. У весла для каноэ всего одна лопасть прямоугольной формы. Другой ее конец представляет собой ручку, которая находится перпендикулярно по отношению к палке.

Судейство

Состав судейской коллегии на официальных соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ:

  • технический делегат;
  • главный судья;
  • заместитель главного судьи на старте;
  • заместитель главного судьи на финише;
  • заместитель главного судьи на лодочном контроле;
  • заместитель главного судьи по техническим вопросам;
  • судья на стартовом контроле;
  • судья на старте;
  • судья-арбитр на дистанции;
  • судья-помощник на дистанции;
  • судья на финишной линии;
  • судья-секундометрист;
  • судья фото/видео финиша;
  • судья-секундометрист;
  • судья-секретарь финиша;
  • судья на лодочном контроле;
  • судья на повороте;
  • судья-счетчик кругов;
  • судья-секретарь;
  • судья-информатор;
  • главный секретарь;
  • заместитель главного секретаря.

Соревнования по гребле на байдарках и каноэ

  • Олимпийские игры;
  • Чемпионат Европы по гребле на байдарках и каноэ;
  • Чемпионат мира;
  • Кубок мира.
2016-07-01

Поделиться: