Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе Методы приемы формирования коммуникативных ууд

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа в новых условиях реализации ФГОС второго поколения выдвигает требования к результатам изучения любого предмета. Они включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, которые помогут ребенку в дальнейшей практической жизни.

Что же такое коммуникативные универсальные учебные действия (далее КУУД) и как они формируются?

Коммуникация – это общение, обмен мыслями, основывающийся на взаимопонимании.

Словосочетание УУД в широком значении означает «умение учиться».

Таким образом, КУУД - это «умение учиться через общение». Еще М.М. Бахтин, величайший философ и культуролог утверждал, что « только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний».

Рассмотрим более детально КУУД.

К коммуникативным действиям относятся:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    постановка вопросов;

    инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов;

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Что могут дать хорошо усвоенные КУУД ребенку и как обеспечить овладение ими?

Коммуникативные УУД должны обеспечить:

    социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

    умение слушать и вступать в диалог;

    участвовать в коллективном обсуждении проблем;

    интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Каковы способы формирования КУУД?

Необходимо строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.

Роль учителя - направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.

Активные средства, которые рекомендуется использовать на уроках русского языка и литературы для формирования УУД:

    работа в группах,

    исследовательская работа,

    работа с текстом,

    прием составления сводной таблицы, схемы,

    подготовка доклада и написание реферата,

    работа парами,

    использование парной формы контроля,

    самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.

Существенное значение для формирования КУУД имеет организация совместной работы учащихся в группе, т.е. обучение общению с помощью общения. Работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой робкие или слабые ученики вообще не могут включиться в общую работу класса.

Работа в группах построена на следующих основных правилах:

    полное внимание к однокласснику;

    серьезное отношение к мыслям, чувствам других: терпимость, дружелюбие; никто не имеет права смеяться над ошибками одноклассника, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Так на уроке литературы, посвященном творчеству И. Крылова, например, ребятам было предложено разбиться на группы, выбрать любого героя басни и рассказать о нем, используя цитаты, рисунки, прилагательные, чтобы учителю-режиссеру захотелось выбрать именно его в качестве героя нового мультфильма.

Использование парной формы контроля, взаимоконтроль.

Учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.

Не менее важны и другие виды деятельности. Ребята с удовольствием берутся подготовить доклад или реферат о жизни и творчестве писателей поэтов и т.д. А это требует немалых усилий и умений:

    понять тему сообщения, логику развития мысли,

    извлечь нужную информацию (полно или частично),

    собирать и систематизировать материал,

    умений построения монологического высказывания;

    составлять план, пользоваться различными типами речи,

    строить высказывание в определенном стиле.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.

В русском языке это все уроки по развитию речи: все виды сочинений и изложений и все упражнения, направленные на исправление речевых ошибок в тексте, которые помогают формировать как устную, так и письменную монологическую речь, и другие виды работ с текстом.

Для создания устных высказываний прибегаем к практике пересказа всего произведения, или эпизода, полных ответов, рассуждений на тему и т.п.

Можно выделить несколько приемов работы с текстом :

    Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст.

    Прием составления схемы. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

    Формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

    Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

В работе с текстом основное место занимает анализ текста . Любой анализ текста стремится помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п.

Если ученики начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью, к чему мы стремимся.

Приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом - атмосферы поддержки и заинтересованности.

Для успешного формирования коммуникативных универсальных учебных действий необходимо поощрять детей, высказывать свою точку зрения, воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учители в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий .

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В ФГОС НОО коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен информацией, например, учебной, а в своем полноценном значении. Другими словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Сам термин «коммуникативная компетенция» широко используется в западной методике и начал активно использоваться отечественными методистами. Но в современной методике обучения и воспитания младших школьников согласно новым федеральным стандартам начального общего образования сегодня широко используется термин «коммуникативные универсальные учебные действия», которые относятся к метапредметным (надпредметным), предполагающим овладение межпредметными понятиями и умение учиться .

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Применение комплексной субъектно-ориентированной педагогической диагностики уровня развития коммуникативных действий младших школьников как способа получения информации для педагогического анализа и решения профессиональных задач является сегодня объективной потребностью общества, требованиями парадигмой личностно ориентированного образования, условием эффективной реализации методики коммуникативной подготовки младших школьников с целью становления коммуникативно-развивающейся языковой личности.

Коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три базовых вида:

· коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

· коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по достижению общей цели);

· коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям) .

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литература», в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе предполагает совершенствование владения учеником видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умение использовать языковые средства, готовность к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию, развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникационные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению .

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

· умений понять тему сообщения, логику развития мысли,

· извлечь нужную информацию (полно или частично),

· проникнуть в смысл высказывания -- слушание;

· навыков изучающего чтения;

· умений ведения диалога и построения монологического высказывания -- говорение;

· умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,

· собирать и систематизировать материал,

· составлять план, пользоваться различными типами речи,

· строить высказывание в определенном стиле,

· отбирать языковые средства,

· совершенствовать высказывание -- письмо, говорение,

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий - одна из главных задач речевого развития учащихся начальных классов. Однако, по данным ряда исследователей, от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера (А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова и др.).

Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.

Зaкaнчивaя первую глaву курcовой рaботы, можно cделaть вывод о том, что зaдaчa учителя в cовременных уcловиях - тaкое проектировaние учебного процеcca, когдa он и проецирует итоговые результaты обучения нa дaнный этaп учебного процеcca в темaтичеcком плaнировaнии, и конcтруирует «учебные cитуaции», в которых ученик будет открывaть новые знaния caм, и продумывaет рaзнообрaзные формы оргaнизaции рaботы учaщихcя в группaх и пaрaх, и плaнирует cпоcобы индивидуaльной поддержки детей, и предуcмaтривaет возможноcти оргaнизaции проектной деятельноcти. Тем caмым cпоcобcтвует формировaнию у учaщихcя рaзнообрaзных универcaльных учебных дейcтвий, в том чиcле и коммуникативных.

Таким образом, задачей филологической предметной области начальной школы должно стать использование мощного образовательного потенциала языка путем изучения языковых единиц, их речевых возможностей и влияния на уровень владения языковыми средствами в различных ситуациях учебно-познавательной и коммуникативно-творческой деятельности и становление в целом коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника.

коммуникативный универсальный литературный школьник

Введение. Актуальность Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом». Глобальное реформирование системы образования в России, ключевой идеей которого стала идея развития, предопределяет изменение концепции образования от центрически-знаниевского подхода к системно-деятельностному. На первый план выдвигается проблема перехода от «знания-догмы» к «знанию-мышлению». Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире. 1. К вопросу об универсальных учебных действиях Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение обучающимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные универсальные учебные действия. Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Объектом исследования данной работы является процесс формирования коммуникативных УУД школьников на уроках русского языка. Предмет исследования – средства формирования коммуникативныхУУД. Цель – теоретически разработать и определить средства формирования УУД школьников на уроках русского языка, практически подкрепить результативность данного исследования. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

2. Средства формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции: 1. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая. 2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности. 3. Текст. Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста. 4. Функциональные разновидности языка. Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.

По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у обучающихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например: - «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером». - «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».- «Найди и выпиши слова, которые…. В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их». На уроках новый материал не предлагаю в готовом виде. Приглашаю обучающихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?» На уроки материал выбираю разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и другие.

Особое место в развитии речи обучающихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Формы работы с текстом:

  • синтаксическая пятиминутка;
  • включи воображение;
  • напиши подобно;
  • через дополнительное задание к диктанту;
  • составление таблицы.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом . 1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». 2.Прием составления граф-схемы . Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами. 3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. 4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. 5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. 6.Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. 7.Групповая форма работы . «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Обучающиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. Частным случаем групповой совместной деятельности обучающихся является работа парами . Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: обучающиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля. Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 8.Проектная и исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у обучающихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений).

3. Работа с лингвистическим текстом.

Чтобы добиться успеха в этом деле, я не просто уделяю внимание чтению и аудированию текстов лингвистического содержания, а стараюсь целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки. Ученики должны:

· понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

· осознавать содерж ание текста;

· фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

· определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;

· дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

· прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;

· осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его вос­приятия.

· заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.

· использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).

Кроме этих, основных, умений, процесс чтения текста предполагает форми­рование и таких умений, как выразительно читать текст вслух; владеть разными видами чтения: просмотровым (предварительное знакомство с текс­том), ознакомительным (должно быть достигнуто понимание основного содержа­ния текста, 70% информации), изучающим (максимально точное и полное по­нимание текста - до 100% понимания информации); прогнозировать содержа­ние текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, подза­головки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения), комментировать информацию, используя справочный материал текста (сноски, комментарий к тексту, таблицы, графики).

Чтобы сформировать указанные умения, связанные с пониманием содержа­ния лингвистического текста я стала вести целенаправленную работу, в процессе которой текст поэтапно анализируется;

· уточняются тема и основная мысль;

· проводится словарная работа;

· составляется план текста;

· выразительное чтение текста;

· ответы на вопросы учителя;

· пересказ текста,

Начиная с 5 класса, ученики учатся читать и пересказывать лингвис­тические тексты. Этому помогает система заданий учебника «Учись читать и пересказывать лингвистический текст» («Выпиши предложение, передающее основную мысль», «Составь план по абзацам», «Выпиши новые термины» и другие), которые развивают внимание учащихся, помогает лучше понять, о чём говорится в тексте, облегчает выполнение задачи по пересказу этого текста. Постепенно у обучающихся накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля. Этому помогает и ведение специальных тетрадей-справочников, в которые записываются все лингвистические термины, схемы.

Параллельно с развитием навыков чтения- понимания научной информации работаю с художественным текстом : определяется стиль и тип речи; рассматриваются выразительные средства, проводится орфографический и пунктуационный анализ.

Тексты, используемые на подобных занятиях мною, тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей: 1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка. 2. В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста. 3. Предложены все виды разборов. 4. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка. 5. Тексты могут иметь пропуски на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста.

4..Комплексный анализ текста

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Текст № 1 Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений. Определите стиль текста.

Люблю дорогу. Поездки по стране даровали мне не только радость пути, не только чувство больших расстояний, но и показали исторический пейзаж нашего Отечества. «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти», - говорил Бальзак. Так дорога из понятия пространственного, географического стала для меня понятием духовным, а само пространство - протяжённостью во времени.

Дороги вели меня из дома и возвращали домой. Очевидно, в такой час возвращения и были сказаны слова о «дыме Оте чества». (Л. Озеров)

2. Какой синоним к слову дорога используется в тексте? Сравните слова-синонимы.

3. Запишите ряд синонимов к слову Отечество.

4. Почему словосочетание «дым Отечества» заключено в кавычки? Запишите афоризм с этими словами. С именами ка ких поэтов связано происхождение этого афоризма?

5. Подберите синонимы к вводному слову очевидно.

6. Укажите односоставные предложения, определите их тип.

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Текст № 2 Прочитайте отрывок из статьи писателя В. Каверина «0 чи тателе».

Читатель любой книги ищет себя - и успех обеспечен, когда возникает живой, естественный повод сравнить себя с героями книги. Именно этим определяется многое: язык, который должен быть точен и правдив; сюжет, который дол жен развиваться, захватывая всё больший круг явлений; тема, которая должна быть связана с определяющей позицией автора в общественном и нравственном отношении...

В первом варианте роман «Два капитана» состоял из од ного тома с эпилогом, где кратко рассказывалось о том, при каких обстоятельствах была найдена экспедиция капитана Татаринова. В таком виде роман и был напечатан в журнале. Один из моих читателей не согласился с подобным эпилогом и доказал мне в сохранившемся пространном письме, что эпи лог следует развить и написать второй том.

Непросто было принять решение... Но письмо оказалось убедительнее моих колебаний.

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Докажите, что это текст. Укажите средства связи между п пре дложениями, между абзацами.

3. Объясните значение слов эпилог, позиция, сюжет.

4. Разберите словосочетания первый вариант, второй том, два тома.

5. Составьте схему второго предложения.

Заключение

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. В данной работе был рассмотрен комплекс средств, которые, при системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе Результатом исследования стало определение тех средств, которые позволяют формировать универсальные учебные действия.

Таким образом, можно подвести итоги исследования данной работы:

Проанализирована литература по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

Разработаны средства формирования универсальных учебных действий школьников;

Приведены примеры применения перечисленных средств формирования УУД на уроках русского языка.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

Список литературы

1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.

2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.

3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.

4. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.

5. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.

6. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.

7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008..

8. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

«Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как ее показали ему Вы.» (Конфуций)

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)

Актуальность работы:
обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных УУД учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием ФГОС.

Цель моего выступления - рассмотреть пути и приёмы формирования коммуникативных УУД в школе средствами учебного предмета «Английский язык», через использование разных видов деятельности.

Задачи:

1)Познакомиться с приемами, помогающими формировать коммуникативные УУД;

2)Определить сущность, особенности, значение коммуникативных УУД;

3)Разработать комплекс заданий (задач) для формирования коммуникативных УУД у школьников.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Планирование учебного сотрудничества.. Постановка вопросов

Разрешение конфликтов. Контроль, коррекция, оценка действий партнера

Умение полно и ясно выражать свои мысли Владение

Монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные

Структура урока английского языка с позиции системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

Учитель создает проблемную ситуацию;

Ученик принимает проблемную ситуацию;

Вместе выявляют проблему;

Учитель управляет поисковой деятельностью;

Ученик осуществляет

Самостоятельный поиск;

Обсуждение результатов.

Педагогические приёмы, используемые для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка
«Столкновение противоречий в практической деятельности»

«Рефлексивная мишень» . «Ассоциация». «Буквенное проговаривание» .«Лишние слова» .«Интервью». «Собери текст». "Создание обучающимися презентационного сопровождения к учебной теме«.«Театрализация» «Карусель» «Гонка за лидером» «Групповой рассказ», "Незаконченное предложение","Броуновское движение" «Домино, » Найди слова" ,прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; конференции / дискуссии; ролевые / деловые игры; дебаты.

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Например:

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Путешествие». Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Какие интересные и новые места вы посещали?», «Какой вид транспорта предпочитают твои одноклассники?» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

«Карусель» «Карусель» - метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги.

УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, я предлагаю учащимся такие задания:

Упражнение на логическое заполнение пропусков;

Составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

Поиск ошибок в письмах и текстах;

Составление текстов из предложенного набора предложений;

Выстраивание логических смысловых цепочек;

Подготовка творческих мини-проектов;

Составление рассказов при помощи опорных слов. Например:

The weather was fine. My friends and I spent a lot of time outdoors. We gathered mushrooms in the nearby forest.

Suddenly the weather changed. Children went home.

Зачем дети пошли в лес?

Много ли грибов они собрали?

Почему дети убежали из леса?

Посмотрите на рисунки.

По порядку ли они нарисованы?

Почему вы так думаете?

Пронумеруйте рисунки в нужном порядке

.

Исходя из перечисленных планируемых результатов образования, могу предложить следующую систему отслеживания сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Весь мониторинг базируется на Progress Report Card: карточке оценки достижений учащихся по каждому модулю, заполняется учителем на каждый класс и на Student’s Self - Assessment Form: карточке самооценки достижений по модулю, заполняется каждым учеником. В этой карточке ученик оценивает свою деятельность значками Ex (excellent), VG (very good), G (good)

Коммуникативные УУД
Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и
осуществление сотрудничества (кооперацию).

Ф.И. учащегося Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять не понятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) Слушать и понимать речь других Выразитель но читать и пересказы вать текст
Иванов Иван

Результаты диагностики показывают, что доверительные и конструктивные отношения со

и сверстниками продемонстрировали....... % учащихся......класса.

Student’s Self - Assessment Form- карточка самооценки достижений, заполняется каждым учеником.
(V.G-5, Good-4, Sat-3)

Оригинальное построение, новизна приёмов - очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем .

Методы и приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы.

Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка,

уверенно идущего по дороге жизни,

после того, как ее показали ему вы. 5

Конфуций

Глава 1

Моб ильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме. На такой подход к образованию направлен новый ФГОС 5 . С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является формирование универсальных учебных действий в процессе обучения. 1 Основная задача современного образования «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010). Стандарт устанавливает три основные группы результатов образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения 5 . «Концепция развития универсальных учебных действий» разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я., Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». 3 Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. 4 Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми 1

Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими. 5 Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», «представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия (Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие - Минск: ТетраСистемо, 2011). В основе формирования коммуникативных УУД лежит деятельностный подход с учетом психических и возрастных особенностей личности обучающегося. 5 .

Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а также на концепции совместных форм учебных действий и учебного сотрудничества В.В. Рубцова, Г.А. Цукермана и др.В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “ взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. – М., Педагогика, 1986). В контексте концепции универсальных учебных действий «Словарь – справочник современного российского профессионального образования» определяет коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера (Словарь–справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1.- М.: ФИРО, 2010 г.). В словаре отмечается, что коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

Социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

Умение слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с ФГОС к коммуникативным учебным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др. В числе способов преодоления разнообразных трудностей учения исследователи называют специальную организацию общения школьников. Данной проблемой занимались Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж.Пиаже, А.Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности. В итоге формируются коммуникативные умения:

Слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;

Самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);

Выражать свои мысли в письменной форме точно, компактно, без искажения;

Выражать свои мысли в устной форме точно, компактно, без искажения.

Работать в сотрудничестве

Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы :

Коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

Коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

- коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Характеристика групп коммуникативных универсальных учебных действий

Коммуникация как взаимодействие.

Первая группа - коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (смысловой аспект коммуникации):

Понимание возможности различных позиций и точек зрения.

Уважение к иной точке зрения.

Понимание относительности оценок.

Обмен информацией, установление взаимопонимания.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения - та, которая совпадает с их собственной (Пиаже, 1997) . При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям - будь то взрослые или сверстники. Поэтому одной из важных задач при формировании коммуникативных учебных действий на данном этапе является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. В подростковом возрасте, который приходится на среднюю ступень школьного образования, процесс преодоления эгоцентризма продолжается, распространяясь главным образом на его личностно-аффективные аспекты. Как показывают исследования (Рябова, 2002, Цукерман, 1998 и др.) , в этом возрасте имеет место своеобразный «новый виток эгоцентризма», когда подростки, уже способные видеть себя глазами других, но еще не способные к подлинной обратимости отношений, как бы впадают в другую крайность - начинают чувствовать себя объектами постоянного пристального внимания и оценивания со стороны других, жить как бы на сцене, действуя перед воображаемой аудиторией и постоянно пытаясь предугадать ее возможные реакции (Цукерман, 1998) . Дети должны научиться не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей , обосновывать и доказывать собственное мнение . Общение с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на:

Умение слушать и слышать друг друга;

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

Готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,

Умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Стандарты второго поколения определяют среди коммуникативных учебных действий «….адекватное понимание информации» (Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под редакцией А.Г. Асмолова. М., «Просвещение», 2010).

Активное слушание – это способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает говорящего, т.е. « активно слушать собеседника» означает - дать понять собеседнику о том, что вы услышали то, что он вам рассказал и готовы к взаимодействию. Почему люди не слушают?

Ошибочно думают, что «знают», что сейчас услышат.

Не находят в информации подтверждения своим мыслям.

Поглощены собственными переживаниями.

Судят, оценивают говорящего (как сказано), не стараясь понять содержание (что сказано).

То, что говорится, противоречит тому, что должно быть сказано.

Не умеют слушать (Беркси-Ален М. Забытое искусство слышать. СПб, 1997 г.).

В основе навыка активного слушания лежат психологические предпосылки или составляющие: слуховое восприятие, произвольное внимание, память, логическое мышление, мотивация, конструктивное взаимодействие «Учитель – ученик».При нарушении работы любой из этих составляющих слушание будет неполным, неэффективным. Чтобы организовать на уроке активное слушание, учитель должен подключить к работе все вышеуказанные составляющие. Взаимосвязь компонентов по формированию активного слушания может быть представлена в виде схемы .

Коммуникация как условие интериоризации

Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения

и становления индивидуального сознания

Л.С. Выготский

Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям:

Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.

Способность строить понятные для партнера высказывания.

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Речевое планирование и регулирование своих действий.

Рефлексия своих действий.

В основной школе дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания , учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы , чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности. В 10-11 лет дети должны уметь выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру. Важнейшим критерием усвоения коммуникативных универсальных учебных действий является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у ребенка в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутреннее личностное понимание. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).

Для развития регулирующей речи должны быть:

Организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход к речи коммуникативной);

В речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи;

Речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);

Речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета:

- различать особенности диалогической и монологической речи;

- описывать объект : передавать его внешние характеристики, используя выразительные

средства языка;

характеризовать качества , признаки объекта;

- выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью

Составлять небольшие устные монологические высказывания , «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

писать сообщения из разных источников.

Коммуникация как кооперация

Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:

Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.

Умение договариваться, находить общее решение.

Умение аргументировать, убеждать и уступать.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (Рубцов, 1987, 1998; Цукерман, 1993) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Поэтому приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать в группе:

- умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

Умение не просто высказывать , но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать и уступать ;

Способность брать на себя инициативу и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников. 5

Убеждена, что, избирая методы и приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы, необходимо ориентироваться на цели изучения предмета.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

Использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Способы формирования коммуникативных УУД на уроках литературы.

    Создание проблемных ситуаций.

    Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».

    Задания «Верные–неверные утверждения»: используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

    Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

    Прием составления плана.

    Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

    Прием тезирования (представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста).

    Прием составления сводной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию).

    Прием комментирования (является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста).

    Прием логического запоминания учебной информации (включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф- схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.)

    Составление кластера.

    Дискуссия.

    Групповая форма работы.

    Проектная и исследовательская деятельность.

    Письменный и устный анализ (эпизода, стихотворения, произведения, характеристика героя) по алгоритму.

    Театрализация.

    Сочинение и развёрнутый ответ на вопрос.

    Приём «письмо по кругу» (каждый ученик из группы или класса, подводя итог обсуждаемой проблемы, дописывает по аргументу либо «за», либо «против»; по такому же принципу составляется портрет героя). 4

    «Мозговой штурм».

    Приём «интервью».

    Активное чтение.

    Пересказ (творческий, краткий, выборочный и т.д.).

Перечисленные выше способы формируют следующие КУУД:

    Идентификация проблемы, принятие решения и его реализация.

    Планирование учебного сотрудничества с учителем, определение его цели, самооценка.

    Рефлексия своих действий.

    Учёт иной точки зрения, умение строить устное высказывание, сохраняя логику повествования.

    Обработка и представление информации в устной или письменной форме.

    Обработка и представление информации в устной или письменной форме с учётом внутренних связей между элементами.

    Выделение главной мысли в текстовом материале.

    Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Речевое планирование и регулирование своих действий; писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

11.Обработка и представление информации в устной или письменной форме.

12. Умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать, убеждать и уступать.

13. Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов).

14. Составлять небольшие устные или письменные монологические высказывания , «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; самостоятельно изучать литературу.

15. О писывать объект : передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества , признаки объекта; владение монологической речью.

16. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, владение устной монологической речью.

17. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

18. Умение аргументировать свою точку зрения.

19. Точное выражение своих мыслей.

20. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

21. Выразительное чтение, владение выразительными возможностями речи.

22. Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД помогает достигнуть предметных и метапредметных результатов, требуемых стандартом.

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

Умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в коммуникативной сфере:

Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;



Поделиться: