Поход александра великого и крах империи ахеменидов. Почему Александар Македонский смог победить Персидскую державу? I

Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

УУД: Используя карту и ее легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.

Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского.

Л.: Оценивать поступки А. Македонского, его противников.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

      Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?

      Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей?

      Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.

      Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

КАРТОЧКА № 37

Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

    Почему Греция потеряла независимость? Для этого вспомни:

    Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

    Почему греки жили недружно и воевали между собой?

    Что давала тактика Филиппа ссорить противников? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, которая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестиметровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередистоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате перечисленных причин Македония смогла покорить Грецию.

    Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

    Устный ответ ученика по карточке № 37

    1. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

      Изучение новой темы

План,

        Первые победы.

        От битвы при Иссе до основания Александрии Египетской.

        Гибель Персидского царства.

        Цель Александра – завоевать мир.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион,с. Гавгамелы.

1. Работа по исторической карте (с. 204)

1).Вспомните, как располагаются на карте части света.

север

юг


2).Каким цветом обозначено на карте Македонское царство?

3).Каким цветом обозначено Персидское царство?

4). В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

5).В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

6).Какие важнейшие города были основаны Александром Македонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20).

7).Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2 . Рассказ учителя .

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и конницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 000 отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боролась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нерешительный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 000 всадников и 20 000 греческих наемников. Один из военачальников, грек Мемнон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристанища. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий рукопашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не растерялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр Македонский в период военного похода на Восток.

    Беседа по прочитанному.

Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

Какие новые черты характера появились в Александре Македонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Александрию, на о. Фарос. Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам .

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

а)Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.

б)Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.

в)Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

г)Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

VI . Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?».

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорадки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сделал Александра богом - покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожителей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на земле, - в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого - не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына - Александр и Геракл - еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет - и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколько легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», - он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000.

С.138-139.

Литература:

1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира .

Геродот посетил Скифию в V в. до н. э., но описывал только историю Персидских войн. И события, происходившие в Причерноморье в его время, остались нам неизвестными. Другие авторы тоже этим не интересовались - в эгейском мире кипели свои страсти. Битвы с персами, война между афинской и спартанской коалициями, политические дрязги. Хотя и в Скифии, разумеется, жизнь шла своим чередом. Именно в V в. до н. э. здесь отстраивается великолепная столица, Каменское городище, описанное ранее. А в керченском Боспорском царстве в 438 г. греческая династия Археанактидов сменилась фракийской династией Спартокидов. Почему и каким образом у власти там оказались фракийские цари, история не знает.

Где-то в это время начались и столкновения скифов с сарматами. Сарматы - обобщенное название арийских кочевых племен, обитавших в степях Казахстана и Средней Азии. По языку, образу жизни они были близки скифам, и многие древние авторы считали их одним народом, отличая лишь рядом особенностей. Так, уже отмечалось, что восточными соседями Скифии являлись савроматы. У которых важную роль в племенной организации играли женщины - они были жрицами, царицами, воительницами. Геродот сообщал, что савроматы говорят на скифском языке, но «с ошибками». И излагал легенду, будто они произошли от от смешения скифов с амазонками.

Мол, при сражении у реки Термодонт, на востоке Малой Азии, где греческие мифы традиционно помещали «царство амазонок», эллины разбили этих воительниц, а пленных погрузили на три корабля. Но в море амазонки перебили мужчин, судами управлять не умели, и их занесло в Азовское море к устью Дона. Где они сошлись со скифскими юношами, вот и возник народ савроматов. Об их обычаях он сообщал, что девушки сражаются наравне с мужчинами, а выйдя замуж, увольняются «в запас» - замужние женщины брались за оружие лишь при созыве общенародного ополчения. Греки писали и о том, что в брак девушка могла вступить лишь после того, как убьет врага. Причем чем дальше проживал автор от Скифии, чем экзотичнее были для него эти края, тем больше убитых врагов у него требовалось для замужества - два, три, пять.

Но тут надо коснуться вопроса - а кто же такие были легендарные «амазонки», столь часто фигурирующие в мифах? В сюжетах о Геракле, Тесее, нашествии Диониса на Грецию, Троянской войне. Плутарх описывает, как они в незапамятные времена осаждали Афины. Само их название эллины переводили от «а-маза» - «безгрудые», утверждая, что для удобства стрельбы из лука они выжигают себе правую грудь. Не задумываясь при этом, каким образом женщины после такой процедуры сохраняют способность к деторождению. Да и мифологические герои вряд ли смогли бы влюбиться в искалеченных девиц и брать их в жены.

Существование царства или отдельного народа амазонок, конечно же, вымысел. Но основанный на реальных фактах. Корень «ма» или «ама» во многих арийских языках означает «мать». (Например, у индусов верховное женское божество носило имена Ума и Амбика - «Матушка»). Как уже отмечалось, изначально верховными божествами были женские. Часто они считались девственницами, как греческая Артемида, римская Диана, славянские Дзевонна и Дзеванна. То есть олицетворяли мать-природу, одновременно кормящую всех, но при этом всегда девственную. Это видно и из славянских языков, где индоарийское «деви» - «богиня», трансформировалось в «дева», что подразумевает целомудрие.

И эти же богини в глубокой древности выполняли функции воительниц. Следы таких функций запечатлелись в фольклоре многих народов. В мифах Аркадии фигурирует могучая дева Аталанта, во фракийских легендах - воинственные Гарпалика и Полифонта, у иранцев - Гурдафарид, у ирландцев - Скатах, у германцев - девы-Валькирии, а спартанцы перед сражением молились Музам, которые у них играли и роль, аналогичную Валькириям. У индоевропейцев служительницами женских божеств были женщины. И в некоторых «девственных» культах они тоже должны были давать обет безбрачия - как жрицы Артемиды Эфесской, римские весталки. Были и жестокие культы, где для «закрепления» такого обета служительницы действительно подвергались процедуре удаления молочных желез. На всех женщин такой обряд, естественно, не распространялся.

Но богини, подобные Артемиде, считались еще и покровительницами молодежи, не достигшей брачного возраста. И при святилищах существовали общины, где девушки под руководством жриц проходили обучение, обряды посвящения и инициации. В том числе, у некоторых народов, учились владеть оружием, охотиться, несли охрану святилищ. И выставляли отряды на войну. А «выпускницы» поддерживали связь со своими общинами, периодически собирались для участия в религиозных обрядах и особых женских празднествах. Такие организации впоследствии зафиксированы и у славян. А у других народов известно существование женских фратрий, тайных женских культов и мистерий, сохранявшихся от подобных общин древних богинь-матерей.

Судя по всему, как раз эти традиции бытовали у савроматов. И не только у них, но и у племен исседонов, иксаматов, писаматов. Выше уже упоминалась царица-воительница у массагетов. Хотя, в принципе, владеть оружием и участвовать в боях в ту эпоху было обычным для женщин северных стран. Однако чаще женщины сражались лишь в случае необходимости, война считалась все же мужским занятием. Савроматы такого различия не делали. Именно их воительницы запечатлелись в русских сказках в облике прекрасных, но жестоких богатырш-поляниц.

Савроматские погребения, относимые к Прохоровской археологической культуре, часто находят на Нижней Волге, Урале, в Оренбуржье. В захоронениях попадаются украшения, посуда, характерные для сарматских племен булавы вождей и «многоствольные» свирели из кости. И оружие. Ножи, стрелы, длинные, более метра, мечи. Встречаются и женские могилы с богатым воинским убранством, со следами пышных похоронных ритуалов, человеческих и конских жертвоприношений. То есть это были царицы или какие-то важные «командирши». Савроматы были кочевниками-скотоводами, поселения строили только для зимовок скота. И народ это был очень воинственный - захоронения часто бывают коллективными, а останки носят следы повреждений, полученных в бою.

Мы не знаем, когда и по какой причине савроматы рассорились со скифами. При отражении Дария они выступали союзниками. Однако все авторы IV–III вв. до н. э. уже называют эти народы кровными врагами. Указывают, что скифы чаще всего воюют со своими восточными соседями (и соседками), а взаимные набеги и сшибки называют повседневным явлением. Но сперва дело и ограничивалось пограничными драками, Скифия была еще не по зубам врагам.

В середине IV в. до н. э. она вновь появляется на страницах эллинских хроник. В это время правил ею царь Атей, при котором Скифская империя достигла максимального могущества. Античные источники рисуют его весьма яркой личностью - мудрым правителем, заботливым «отцом» своего народа и полководцем, в чем-то напоминавшим Суворова. Сухоньким старичком, но энергичным, бесстрашным, милостивым к побежденным и очень остроумным. Многие его изречения ходили по Греции в качестве афоризмов. Он всегда был в походах, лично возглавляя их. Покорил агатирсов, сделал данниками Скифии племена Кавказа, Севера, ряд западных народов. Его войско наведывалось и в Закавказье.

На Балканах в тот же период восходила звезда другого полководца, Филиппа II Македонского. Он провел военную реформу, создав из горцев-пастухов профессиональную армию, внедрил новый строй, «македонскую фалангу», подчинил Эпир, Фессалию, побережье Босфора и Мраморного моря. И начал распространять свою власть на эллинские государства. Которые, надо сказать, после недолгого яркого взлета быстро деградировали. Афины и Спарта в результате затяжных междоусобиц надорвались и пришли в упадок. Пробовали лидировать Фивы, Агригент, Коринф, но возвышение получалось непрочным. Нравы изменились до неузнаваемости. Афинянки, 100–200 лет назад жившие в затворничестве и считавшиеся образцом добродетели, теперь славились по всему Средиземноморью как самые распущенные и искусные развратницы. Прежние патриоты-спартанцы эмигрировали и становились наемниками во всех азиатских армиях. Впрочем, наемничество стало самым распространенным ремеслом у всех греческих воинов.

Хваленая эллинская «мудрость» напрочь выродилась. В моду вошли схоласты, считавшие верхом учености доказать какое-либо утверждение, а потом доказать прямо противоположное. Очень популярными были и киники, которые откровенно хулиганили. Например, знаменитый Диоген жил в бочке, хамил всем встречным и преднамеренно оскорблял их, публично мастурбировал или ласкал своих последовательниц. И это в эллинском мире признавалось гениальным! Ну а образцом «гражданственности» стали типы вроде Демосфена, поднимавшего греков на борьбу с македонянами - но делавшего это за щедрую плату от персидского царя. Причем возбудив соотечественников постоять за «свободу», сам Демосфен имел обыкновение в драку не лезть, а заблаговременно смыться. Подчинять подобные государства для Филиппа Македонского не составляло особого труда.

Царь Атей занялся тем же. Он один за другим подвел под свою власть греческие полисы Причерноморья. Одни сами выразили покорность ему. Другие, например, Никоний, ему пришлось брать штурмом. Но даже города, взятые с боем, Атей не разорял и не отдавал воинам на разграбление, как обычно поступали «цивилизованные» завоеватели того времени. Удовлетворялся выкупом и признанием подданства. Захватил он и часть задунайской Фракии. Но здесь его интересы столкнулись с Филиппом Македонским, который в 339 г. до н. э. выступил на скифов. Когда послы Македонии прибыли к скифскому двору, и их провели к Атею, они увидели, что 90-летний царь-солдат собственноручно чистил скребницей коня. Он поинтересовался, делает ли так же Филипп? А узнав, что нет, удивился: «Как же тогда может он идти на меня войной?»

Тем не менее, Филипп победил. Правда, по свидетельствам современников, сумел одержать верх лишь с помощью какой-то хитрости - конкретные версии на этот счет расходятся. Скифская армия потерпела во Фракии жестокое поражение, погиб и Атей. Но Филипп оказался благоразумнее Дария. Захватил лишь Фракию, а в глубь Скифии не пошел. Предпочел более легкую добычу. В 338 г. до н. э. при Херонее разгромил афинян и фиванцев с их союзниками и стал хозяином Греции. После чего стал готовить поход на Персию. Но в 336 г. до н. э. был убит - судя по всему, во главе заговора стояла его сумасбродная супруга Олимпиада. И царем стал ее сын Александр III.

Он тоже побывал на севере, заново подчиняя отпавших фракийцев, даже переправлялся за Дунай, на скифскую территорию, хотя чисто символически, ради жеста - сразу вернувшись. Заново пришлось усмирять и греков, но это удалось довольно легко. И любопытно, что македонян, прежде считавшихся «варварами», эллины после взбучки сразу признали равным с собой «культурным» народом. А затем Александр реализовал идею отца и двинулся на Персию.

Но в числе своих целей видел и завоевание Скифии. В 332 г. до н. э. по приказу Александра его полководец и наместник во Фракии Зопирион выступил за Дунай с 30 тыс. македонской пехоты и многочисленными вспомогательными формированиями вассальных народов. По численности армия была примерно такой же, какую сам Александр повел на персов. Зопириону предписывалось покорить Причерноморье и соединиться со своим царем на «Танаисе» - как ранее указывалось, греки считали Дон и Сырдарью одной и той же рекой. О подробностях похода Зопириона нам ничего не известно по одной простой причине - из Скифии не вышел никто. Войско сгинуло до последнего человека. Впрочем, если представить в голой степи неповоротливую македонскую фалангу, окруженную конницей и засыпаемую стрелами, результат сражения предсказать нетрудно. А может и не дошло до сражения, и Зопириону устроили то же самое, что Дарию, только на этот раз довели уничтожение до конца.

Александру везло куда больше. Что неудивительно. Персидская держава уже 150 лет назад растеряла остатки воинственности. Была сугубо мирной, только отбиваясь от наскоков соседей. Армии по мобилизации могла выставить огромные, но это были необученные ополчения, свиты знати, архаичные колесницы. Лучшими ее солдатами были те же греческие наемники да среднеазиатские степняки. Но они терялись в разнородной массе, сшитой на живую нитку и малоуправляемой. А сама величина армий позволяла македонянам эффективно их бить и одерживать впечатляющие победы, деморализующие персов.

Но в исторической литературе сложилась уродливая традиция изображать всех восточных завоевателей сугубо отрицательно, а вот Александра Македонского с какой-то стати противопоставлять им, считать выдающимся героем, эдаким «культуртрегером», распространившим на полмира высокую цивилизацию «эллинизма». С дейстаительностью подобные взгляды и близко не лежали. Македоняне были настолько «культурными», что не знали даже обуви, в сандалиях щеголяла лишь знать и отборные «щитоносцы» Александра, а личный состав знаменитой фаланги шлепал в бой босиком. Сам же Александр впервые в жизни увидел ванну среди трофеев, взятых у Дария, и восхищенно сказал: «Вот что значит царствовать!» Человеком он был жесточайшим, психически неуравновешенным. Одного за другим казнил собственных друзей, полководцев. И македоняне катились по Азии жутким, поистине варварским нашествием.

Всех жителей Тира, посмевшего сопротивляться, Александр распорядился распять. И его воины ничуть не колебались, привязывая к крестовинам или прибивая гвоздями к дверям и стенам домов беззащитных стариков, орущих от ужаса детишек, только что изнасилованных девушек. Всех пленных, взятых под Гавгамеллами, Александр велел умертвить - и были перерезаны десятки тысяч людей. Дикая македонская орда погромила богатейшие города Финикии, разрушила роскошную древнюю культуру Персии и Турана. Ради пьяной забавы, по идее, стукнувшей в голову обозной шлюхи Таис Афинской, была сожжена великолепная столица Ирана Персеполь. Царь и его приближенные отправляли домой награбленные сокровища, превращая в золотой и серебряный лом уникальные изделия восточных мастеров. А когда войско слишком отягощалось драгоценной добычей, ее по приказам Александра попросту сжигали - получая стимул для новых грабежей.

В 329–328 гг. до н. э. армия дошла до Средней Азии и занялась ее покорением. Местные скифо-сарматские племена отступили за Сырдарью, а Зопириона на этой реке Александр, естественно, не встретил. Все его хроники описывают только блестящие победы, но факты говорят о том, что ему здесь чувствительно всыпали. Античные источники глухо упоминают о нескольких его «отдельных отрядах», уничтоженных саками. А когда Александр со всей армией двинулся за Сырдарью, то почему-то очень быстро вынужден был ретироваться обратно.

Причерноморские скифы, кстати, передвижения македонян отслеживали и о местонахождении их войска хорошо знали. Несколько раз они присылали посольства, предлагая дружбу и союз, который царь Скифии (имя не упоминается) готов был скрепить династическим браком и отдать Александру в жены свою дочь . Идею жениться на «дикарке» завоеватель счел смешной, очень потешался над таким предложением. Но с послами обошелся любезно и заверил их в своей дружбе. Хотя это было не более чем дипломатической хитростью.

Проектов покорении Скифии он не оставил. Уверив самого себя в «непобедимости», он никак не мог смириться с неотомщенной гибелью армии Зопириона. К тому же он стал считать себя и наследником персидских царей. А значит, по его убеждениям, должен был рассчитаться и за Дария. С возвращавшимися делегатами Скифии он отправил ответных послов из числа своих приближенных «гетайров», все с теми же пустыми фразами о дружбе. Настоящей их задачей являлась разведка - «познакомиться с природой скифской земли и узнать, велико ли народонаселение, каковы его обычаи и с каким вооружением оно выходит на войну» . К сожалению, судьба этого посольства и какие-либо его донесения остались нам неизвестными.

Но в это же время хорезмийский царь Фарасман предложил Александру союз против Скифии и вызвался провести войско к Черному морю вокруг Каспия. Вероятно, предполагался и союз с савроматами - Фарасман и сатрап Мидии Атропат, желая угодить македонцу, представили ему сотню «амазонок». Арриан пишет: «Одеты они были как мужчины-всадники, только вместо копий держали секиры и легонькие щиты вместо тяжелых. Говорят, что правая грудь у них меньше левой; во время битвы она у них наружу». Насчет разнокалиберного бюста Арриан, конечно, выкручивается, чтобы как-то состыковать информацию с мифами, где правой груди вообще не должно быть. А тут она вдруг оказывается на месте и даже «наружу», во всей красе. Александр, правда, на «амазонские» прелести не впечатлился и вообще к такому роду войск остался равнодушен. Но предложение Фарасмана его заинтересовало. Он заключил с царем Хорезма антискифский союз. Однако поход в Причерноморье счел пока несвоевременным, «попросил отложить свою помощь» .

Сперва решил завоевать Индию. И его орда ринулась крушить цветущие государства Индостана. Кстати, крушить совершенно бесцельно. Даже когда стало ясно ясно, что завоевания окончены, на обратном пути, все равно жгли и грабили города, уничтожая жителей - поскольку уж под руку попались. Ну и наконец великий полководец сдуру угробил большую часть своей армии, когда вопреки советам повел ее назад в Персию через пустыню по берегам Аравийского моря… Есть свидетельства, что Александр Македонский в своих дальнейших планах предусматривал и поход на Скифию. Но в 324 г. до н. э. скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет. Существует версия, что от яда - достал он буквально всех своих подчиненных.

Между прочим, если провести сопоставление с другими знаменитыми завоевателями: Баламбером, Чингисханом, Батыем, Тамерланом, то сравнение получится далеко не в пользу Александра. Они все же действовали в интересах собственных народов, а царь Македонии - только ради личной «славы». Его войска роптали, протестовали, и их приходилось то усмирять, то демобилизовывать, пополняя армию за счет покоренных народов. Перечисленные завоеватели были патриотами своих национальных традиций, и созданные ими империи прожили по крайней мере несколько поколений. Александр же совершенно ошалел от роскоши Востока, начал подстраиваться под обычаи побежденных, а в конце концов задумал воссоздать все ту же Персидскую державу, но с собой во главе. И просуществовала его «империя» всего… 9 лет!

Стоило царю умереть, как его ближайшие соратники-диадохи тут же передрались между собой, разодрали завоевания на части и почти перебили друг дружку. А в края, опустошенные и обезлюженные ими, расчищенные рт всякой культуры, начала проникать культура греков. И это называется торжеством «эллинизма»! Впрочем, отметим и то, что народы, взбаламученные македонским нашествием - персы, армяне, туранцы, подхватили классическую греческую культуру. Прошлых веков. А в самом «эпицентре эллинизма», Греции и Эгейском регионе, продолжалась деградация и упадок этой культуры.

Сойтись на поле брани со Скифией Александру Македонскому не пришлось. Очень может быть, что только из-за этого ему удалось остаться в истории «непобедимым»… Но Лисимах, один из диадохов, получивший при разделе империи Македонию, развернул войну против фракийских гетов, вышедших из подданства. Решил вторгнуться и за Дунай и нанес скифам поражение, хотя имел дело не со всей их армией, а лишь с приграничными племенами. Но когда он предпринял второй поход на север, геты при поддержке скифов наголову разгромили его и взяли в плен его. Потом, правда, отпустили - просто так, широким жестом души. Чем-то он им понравился.

Любопытно, что в ранних польских хрониках XII в. - Галла Анонима, Винценция Кадлубека, сохранились какие-то предания о победах поляков над Александром Македонским. Очевидно, это отголосок сражений, которые вели с Филиппом Македонским, Зопирионом и Лисимахом скифы совместно с праславянами. А у Низами, создавшего в XII в. свои поэмы противниками Александра выступают русские. И одолеть их македонянам не удается, после сражений, закончившихся вничью, стороны заключают почетный мир.

Почему Александр Македонский разрушил Персеполь

И через две с половиной тысячи лет руины Персеполя напоминают нам о той поре, когда мировая империя персов простиралась от Дуная до Инда и от центральноазиатских степей до Нила. Придя к власти, Дарий повелел (около 515 года до нашей эры) заложить на плоскогорье Марв-Дашт новую столицу Персеполь специально для проведения царских церемоний. Город строился примерно в восьмидесяти километрах от Шираза в самом сердце Фарса (античной Парсы) - и призван был стать олицетворением баснословного богатства Древней Персии.

Почти шестьдесят лет трудились вавилонские кирпичники и ионийские каменотесы, мидийские и египетские мастера над строительством Персеполя, на два столетия ставшего воплощенным в камне символом империи Ахеменидов. Этот огромный город занимал площадь почти сто двадцать пять тысяч квадратных метров и был окружен неприступной городской стеной, ворота которой охраняли изваяния крылатых быков. В городе располагались дворцы, гаремы, конюшни, казармы и гигантская сокровищница. Все постройки царской резиденции возвышались на насыпной террасе, к которой вела широкая открытая лестница.

Каменные и дворцовые постройки Дария имеют в плане квадрат; все здания заложены по единой прямоугольной системе координат и связаны между собой открытыми площадками и воротами. Дворцы Дария и Ксеркса , тронный зал, своды которого поддерживались сотней громадных колонн, главные ворота и сокровищница принадлежат к числу самых впечатляющих памятников Персеполя, который, хотя и в руинах, но дошел до наших дней, пережив все крутые повороты в истории. Тронный зал (ападана) - одно из самых роскошных строений Персеполя; надписи, сообщающие о его создании, выполнены из золота и серебра. Символами величия, безграничной власти и сказочного богатства Персидской державы были великолепные «врата всех стран», которые также называли пропилеями Ксеркса . Это сооружение состояло из четырех колонн и было украшено фигурами двуглавых быков и сказочных существ, над головами которых было написано на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках о том, что эти ворота построены великими царями Дарием I и Ксерксом I. В центре возведены не менее величественные «ворота царей», на великолепных барельефах которых изображена схватка львов (лев в Персии - символ праведной власти) и быков (символ зла и неправды).

Широкая улица между двумя высокими глухими стенами вела к Военным воротам (которые так и не были никогда достроены), открывающим вход на Военную площадь, где находится зал, крышу которого поддерживали тридцать две деревянные колонны, поставленные на круглых каменных основаниях.

Одна из самых совершенных построек Персеполя - резиденция Дария Таштара ; из-за до блеска отполированных камней ее часто называют «зеркальным дворцом». Дарий правил страной тридцать шесть лет и считал себя владыкой мира, «царем царей». На одном из пилонов городских ворот он повелел изобразить самого себя: царь убивает страшное сказочное чудовище с головой льва и хвостом скорпиона - воплощение зла. Продолжатель славы Дария Ксеркс был наследником его власти и богатств и также довольно успешно вел завоевательные походы. В 480 году до нашей эры он захватил Афины и разрушил Акрополь. В богатом и славном Персеполе широко праздновали эту очередную победу персов, не подозревая, что у истории долгая память и посеявший ветер пожнет бурю.

Через сто пятьдесят лет, в 330 году до нашей эры, великий полководец Александр Македонский, завоевав Персеполь, сжег дотла эту побежденную столицу Персидского царства. Это была месть за некогда разрушенный войсками персов афинский Акрополь. Остатки величественных зданий, колонны и каменные изваяния, говорящие о «вечной» славе персидских царей, были погребены под сотнями тонн золы и пепла и лишь благодаря этому сохранились до наших дней.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Почему вавилонский царь Навуходоносор II покончил с Иудейским царством и разрушил Иерусалим? Захватив Иерусалим в 597 году до нашей эры, вавилонский царь Навуходоносор II не ликвидировал Иудейское царство, а ограничился тем, что посадил на престол нового царя – Седекию,

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Александр Македонский. Диагноз поставлен На всех скульптурных изображениях голова великого полководца чуть повернута вправо, а подбородок своеобразно поднят. До сих пор считалось, что древние скульпторы тем самым стремились передать внутренний мир, гордость и

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

ПУТЕШЕСТВЕННИК-ПОЛКОВОДЕЦ (Александр Македонский) Александра Македонского прославили его победоносные сражения и завоевания. В то же время он был крупнейшим землепроходцем древности. Его военные предприятия широко развернули для греков границы ойкумены.Став после

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Из книги 100 великих полководцев древности автора Шишов Алексей Васильевич

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Александр Македонский. Диагноз поставлен На всех скульптурных изображениях голова великого полководца чуть повернута вправо, а подбородок своеобразно поднят. До сих пор считалось, что древние скульпторы тем самым стремились передать внутренний мир, гордость и

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Александр Македонский (Александр Великий) (356-323 гг. до н.э.) царь Македонии, полководец Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд.Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

АЛЕКСАНДР III МАКЕДОНСКИЙ Царь Македонии в 336-323 гг. до Р.Х. Сын Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады. Род. в 356 г. до Р.Х. Умер 13 июня 323 г. до Р.Х. Ж: 1) Роксана; 2) Статира.По свидетельству Плутарха, Александр еще в отроческом возрасте проявлял редкий здравый смысл: неистовый и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Александр Македонский и Роксана 327 год до нашей эрыАлександр Македонский - один из величайших в истории правителей и завоевателей - женился, в отличие от многих его современников, по большой любви. Причем женился не по греческому, а по персидскому обычаю. На пленнице

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том I (А – Б) автора Сосновский Александр Васильевич

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр Великий) (356–323 до н. э.), царь Македонии, полководец 141 * Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно. Приводится у Плутарха («Александр», 8). ? Плут., 2:120.Филипп II Македонский – отец Александра, Аристотель – его

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (Александр Великий) (356–323 до н. э.), царь Македонии, полководец41* Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно.Приводится у Плутарха («Александр», 8). ? Плут.-94, 2:120.Филипп II Македонский – отец Александра, Аристотель – его наставник

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

Александр МАКЕДОНСКИЙ (356–323 до н.э.) царь Македонии Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы. (По Плутарху.) * *

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. (Плутарх. «Александр», 40) (128, с.143) Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и

Плутарх. Александр

IV .. .Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: буду­чи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по воз­расту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп, подобно софисту хвастав­шийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому,

Урок 46. Города Эллады подчиняются Македонии 201

не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических по­этов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к ку­лачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам.

V. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы пер­сидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о са­мом царе - каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

VIII. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не толь­ко отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 163-164, 165. Полученную информацию учитель может дополнить дополни­тельным материалом.

ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Почему Македония покорила греческие полисы?» (Сочинение рассчитано на 20 минут, учебниками и записями учениками разрешено поль­зоваться.)

С каждым годом росли усадьбы и мастерские рабовладельцев в Греции. Все больше скапливалось у богатых эллинов «говоря­щего скота». Пришел час, когда рабы превратились в страшную разрушительную силу.

- Почему рабы стали опасны для рабовладельцев? (Они могли поднять мятеж против рабовладельцев. Могли встать на сторону македонского войска, тем они и были опасны для рабовладельцев.)

        Подведение итогов урока

Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с ис­торической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их дея­тельности.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети долж­ны учиться давать характеристику и оценку деятельности участни­ков исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

      Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?

      Какими личными качествами обладал? Насколько они под­ходили для решения поставленных целей?

      Какие средства использовал для достижения цели? Оце­ните их.

      Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, кото­рая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестимет­ровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередис- тоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате пере­численных причин Македония смогла покорить Грецию.

    Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправ­ления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хо­тели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

    Устный ответ ученика по карточке № 37 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава пер­сов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

      Изучение новой темы

План,

        Победы войска Александра Македонского.

        Гибель Персидского царства.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион,

с. Гавгамелы.

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206

Михайловского).

Вспомните, как располагаются на карте части света.


    Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

    Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

    В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

    В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

    Какие важнейшие города были основаны Александром Ма­кедонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138.).)

    Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2. Рассказ учителя .

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и кон­ницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 ООО отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораб­лей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземно­го моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сат­рапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боро­лась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нереши­тельный человек и бездарный полководец.

Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 ООО всадников и 20 ООО греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем- нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристани­ща. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий ру­копашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую ко­лесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не рас­терялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр

Македонский в период военного похода на Восток.

    Беседа по прочитанному.

    Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

    Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

    Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

    Какие новые черты характера появились в Александре Ма­кедонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

    Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Алек­сандрию, на о. Фарос.)

    Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

    Закрепление изученного материала

    1. Беседа по вопросам .

    Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

Ответы:

а) Армия персов состояла из наемников, а они в любой мо­мент могли подвести, они не были заинтересованы в резуль­татах военных операций.

б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче поко­рить.

в) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

      Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

    Подведение итогов урока

Вариант урока 47. Поход Александра Македонского на Восток (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф.

I. Игра

Класс делится на две группы: «персы» и «греки». Представители этих групп должны отстаивать преимущества того варианта абсолю­тизма, который был реализован в их стране. При этом они должны исходить не из позиций сегодняшнего дня, а из мировоззренческих установок IV в. до н. э. В ходе дискуссии учитель на доске заполняет таблицу, которую ученикам предлагается перенести в тетради.

Персия

Греция

Государственный строй

Деспотия

Города-полисы

Экономика

Экономическая жизнь пол­ностью подчинена царю

Общество землевла­дельцев

Регулярная

Ополчение граждан

Зороастризм

Политеизм


II. Подведение итогов урока

Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

Домашнее задание: прочитать § 42 Вигасина или § 36 Михай­ловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); для любознатель­ных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

Дополнительный материал

Смерть Александра Македонского

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорад­ки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сде­лал Александра богом - покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожи­телей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на зем­ле, - в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого - не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына - Алек­сандр и Геракл - еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет - и ничего для бессмертия!»

Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Ве­ликого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколь­ко легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», - он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000.

Урок 48. В древней Александрии Египетской

Цели: подвести учащихся к пониманию причин гибели Персид­ского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока; продолжить формирование умений правиль­но показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.».

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Поход Александра Македонского на Восток»

      Подготовка устного ответа по карточке № 38.

Примерный ответ учащегося

Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокой­но, поэтому такое государство легче покорить. Покоренные и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий та­лант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

      Индивидуальная работа (5-6 человек, письменно на листоч­ках). Тест 13 .

      Работа с классом. Решение задачи.

    Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Маке­донского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр? (Александр Македонский был прав, так как поэма посвящена Троянской войне, об одном из ее геро­ев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно, поэтому Александр возил с собой эту поэму.)

      Устный ответ ученика по карточке № 38 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

    Переход к изучению новой темы

Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III в. до н. э. держава Александра Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Еще в период осуществле­ния своих военных походов Александр на покоренных территориях основывал новые города. Названия городов носили его имя. Одним из самых красивых городов Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия. Во многом этот город походил на города Греции. Почему?

    Ознакомимся с достопримечательностями города Александрии.

  1. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко « Обществознание» 9 класс - М.: ...
  2. Учебники по дисциплине «физическая культура»

    Учебники

    Работу с помощью нового учебника в школе и дома. Учебник написан в соответствии с... .... Физкультура: 5 - 7 класс. Учебник Виленский Михаил Издательство: Просвещение Серия... Основной раздел книги - поурочные разработки , которые соответствуют реальному ходу...

  3. Поурочное планирование уроков музыки в первом классе четырехлетней начальной школы

    Урок

    Который был предложен в «Поурочных разработках . 1 класс» по предмету... 52 См. Уроки в начальной школе. Поурочные разработки . 1 класс. Музыка. – М., Начальная... . Поурочные разработки . 1 класс. – М.,2002. С.123. 68 См.: Фонохрестоматия к учебнику -тетради...

1)Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах? 2) Почему созданное в Двуречье письмо называют

клинописью? Какими особенностями оно обладало? 3) Как выглядели книги в Древнем Двуречье? 4) Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян? 5) Как называется и где была создана первая часть Библии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутсянаиболее важными? 6) В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие приемущества давало использование монт в торговле? 7) Какие древние страны входили в состав Персидской державы при Дарии Первом?

В глуби веков Любовь Федоровна Воронкова Александр вышел из шатра. На нем был двойной полотняный панцирь, взятый из добычи при

Иссе. На поясе висел легкий меч. На плечи был накинут алый плащ старинной работы, дар родосцев, – Александр надевал его, только идя в сражение. Как всегда перед боем, царь произнес речь. И когда увидел, что войско готово к бою, что оно с нетерпением ждет его команды, Александр сел на коня, взмахнул рукой, и войско, ждавшее этого мгновения, ринулось в атаку. Поскакала конница. Фаланга, сотрясая землю, бегом двинулась на персов. Македоняне навалились на них всей массой, внезапно. Это была буря, стихия, неудержимый шквал. Первые ряды персидского фронта сразу сломались, цепь его разорвалась. Александр мгновенно построил свой конный отряд этеров клином и сам во главе этого клина с яростным криком врезался в гущу персидского войска. Александр рвался к Дарию. Дарий двинул было на македонян слонов. Слоны, задрав хоботы, с ревом побежали вперед, растаптывая и сбивая всех, кто попадался им под ноги. Сверху, с башенок, прикрепленных у них на спинах, персидские воины сыпали стрелы и дротики. Но легковооруженная македонская пехота скоро остановила эту атаку. Раненые слоны с ревом бежали, не слушаясь своих хозяев. Тогда на македонян покатилось множество серпоносных колесниц, высокие колеса угрожающе засверкали длинными острыми ножами. Готовые к этому, македоняне били копьями лошадей, которые, не помня себя от боли, мчались, не повинуясь колесничим. Колесничие, пораженные в лицо македонскими стрелами, выпускали вожжи из рук и валились с колесниц. Где не удавалось задержать взбесившихся коней, македонские ряды расступались, и колесницы мчались дальше, в тыл. Там македонские конюхи хватали коней под уздцы и уводили к себе вместе с колесницами. Но когда эти колесницы успевали врезаться в гущу войска, оставалось много раненых и искалеченных людей. В неистовой битве победа клонилась то в одну сторону, то в другую. Были мгновения, когда македоняне падали духом, видя перед собой огромную массу персидских войск, и готовы были дрогнуть и сломать ряды. Но Александр, сменивший в битве несколько коней, поспевал всюду: он ободрял своих воинов и криком, и укором, и своим примером, своей неустрашимостью. Пошла рукопашная сеча, бились мечами и копьями. Бактрийским отрядам удалось прорвать македонский фронт. Но, очутившись у македонян в тылу, они сразу бросились грабить их богатый обоз, забыв о сражении. Тем временем Александр, увидев, что там, где стояли бактрийцы, персидское войско поредело, прорвал эти ослабевшие ряды. Он чуть не попал в окружение, но верные агрианские всадники ударили на персов, окруживших царя. Тут оба строя смешались – и персидский, и македонский. Теперь два царя стояли в битве друг против друга: Дарий на колеснице, Александр на коне, оба окруженные своими отборными отрядами. Персы отчаянно защищали своего царя, но Александр пробивался к нему упорно, упрямо, безудержно. Он уже видел лицо Дария, видел, как оно исказилось от ужаса… Опять повторяется Исс, опять валятся вокруг него персидские воины, и кони в его царской колеснице начинают вздыматься на дыбы… Александр все ближе к Дарию. А за спиной Александра напирает его страшная фаланга… Конец! Конец! Нервы Дария не выдержали – он выхватил акинак, чтобы покончить с собой. Но надежда спастись остановила его руку. Он отбросил кинжал и опять, как при Иссе, первым повернул колесницу и погнал коней. Побежал царь – побежало и войско; никто из военачальников не подхватил командования. Войско распалось на отряды, на племена, которые были бессильны перед накрепко сплоченной армией Александра.

В каком сражении Александр Македонский окончательно разгромил Персидское царство?

Какой город Александр Македонский сделал своей столицей после завоевания Азии?

1) Назовите две страны, в которых возникли первые в мире государства. Какие реки текут в этих странах?

2) Почему созданное в Двуречье письмо называют клинописью? Какими особенностями оно обладало?
3) Как выглядели книги в Древнем Двуречье?
4) Где возник древнейший алфавит? Почему в нём знаков гораздо меньше, чем в клинописи и письме древних египтян?
5) Как называется и где была создана первая часть Библии? Какие из десяти заповедей, данных Моисею согласно библейскому рассказу, вам кажутсянаиболее важными?
6) В какой стране впервые стали чеканить монету? Какие приемущества давало использование монт в торговле? 7) Какие древние страны входили в состав Персидской державы при Дарии Первом?

История 5 Александр Македонский Сражение, в котором Александр Македонский окончательно разгромил Персидское царство. Какой город Александр

Македонский сделал своей столицей после завоевания Азии?

ответ:+1 подробно:+2 с картинкой:+3 отрывок из книги:+4 чудесный:+5



Поделиться: