Концепции возникновения и развития жизни на земле. Глобальные проблемы современности и проблема выживания человечества Проблемы выживания человека в современном мире

Экологическая проблема

Человечество сейчас вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится соизмеримой с могучими силами природы.

Так писал Моисеев еще в 1988 году. В настоящее время НТР, привела к тому, что проблема экологической катастрофы стала еще более актуальной. Деятельность человечества уже перешло тот рубеж, когда его антропогенная нагрузка на биосферу не превышала возможности восстановления ресурсов самой биосферы. Запасов ресурсов, особенно энергоносителей, стремительно сокращается на земле, и при тех темпах ускорения развития человечества, запасов их хватит лет на 50 не больше. Сейчас нужно искать и внедрять качественно новые источники энергии, пока есть еще запас энергоресурсов. Использование только энергии атома не приведет к решению вопроса, а только даст немного времени, ведь отходы атомных станций нужно где-то утилизировать. Утилизация отходов от АЭС требует больших затрат, а также выделения мест, для захоронения. Выделенные места будут на многие года потеряны для человека. Массовое использование атомной энергии также может привести к глобальной катастрофе. До сих пор в памяти взрыв на Чернобыльской АЭС, в результате которого пострадало большое количество людей, сельскохозяйственных угодий, и последствия которого еще долго будут сказываться на наших потомках. Другая сторона энергетического кризиса, это то, что потребление электроэнергии увеличивается в 2 раза примерно каждые 15 лет. И скоро может наступить момент, когда искусственная энергия начнет влиять на структуру теплового баланса планеты. Это относится к любой энергии искусственного происхождения, будь это энергия теплостанции или энергия термоядерного синтеза. Только использование энергии Солнца, практически не влияет на тепловой баланс. Таким образом, увеличение потребления электроэнергии приводит к увеличению температуры планеты, а при увеличении ее на 4 -5 градусов приведет к экологической катастрофе. Произойдет необратимое таяние ледников, повышению уровня океана на многие десятки метров и, следовательно, затоплению наиболее плодотворных мест планеты. В результате потепления изменится климат планеты, и большая часть планеты станет засушливой полупустыней. При уменьшении средней температуры планеты на 3-4 градуса приведет к новому ледниковому периоду. Это может случиться, например, при наступлении ядерной войны ("зимы"). И повышение, и понижение температуры приведет к необратимым для человечества последствиям.

Другая экологическая проблема, это стремительное уменьшение почвенного покрова. За последние 70-80 лет человечество потеряло около 500 млрд. тонн почвы, что соответствует примерно потери обрабатываемых земель Индии. А для образования слоя почвы глубиной 1 см требуется порядка 1000 лет. Без сельского хозяйства, человечеству просто не выжить. В тоже время загрязнение воды дошло до такого уровня, когда естественные воды не обеспечивают необходимого уровня разбавления слива промышленных вод.

За этот же промежуток времени загрязненность воздуха возросла в 100000 раз! Что не может сказаться, прежде всего, на здоровье человека. Абсолютно здоровые дети появляются на свет все реже. А различные медицинские разработки, требуют огромных затрат.

Другими словами, сейчас вокруг человека встали проблемы, которые нужно решать, причем, чем быстрее, тем лучше. Подходы, которые существуют в данный момент, не подходят, по причине того, что они не могут изменить ситуацию в целом. Например, повышение урожая сейчас происходит за счет повышения энергоресурсов, что приводит к увеличению потребления энергии. Решение проблемы, по-моему, надо решать комплексными методами.

Проблема общества.

Одной из главной проблемы, наравне с проблемой экологии, которая тесно связана с ней, является проблема общества или проблема человека, как такового.

Увеличение человечества происходит сейчас в геометрической прогрессии. Несмотря на 2 разрушительные войны, которые унесли огромное множество людей, население в XX веке за последние годы увеличилось с 2 млрд. до 6 млрд. Причем развитие человечества происходит с такой быстротой, объем знаний во всех направлениях увеличивается с такой скоростью, что человек просто не успевает нормально обучится. Это свидетельствует, что у нас колоссальный разрыв между внешними возможностями, условиями развития, и нашим внутренним духовным миром.

Новые технологии, отличающиеся резким повышением сложности реализации, предъявляющие сверхжесткие требования к технологии, требуют работников с новым уровнем образованности и дисциплины. Для них нужны новые структуры организационной деятельности. Причем изменения должны быть планетарного масштаба.

Локальные, национальные экономики стали интегрироваться в единый общепланетарный организм со своей системой саморегулирования. Ведущую роль в развитии стали играть транснациональные кампании (ТНК). Они образовали некую систему охватившую все планету. "Эта совокупность ТНК представляет собой некую единую сеть, единую систему, владеющую третью всех производительных фондов планеты, производящую более 40% общепланетарного продукта, осуществляющую заметно более половины внешнеторгового оборота, более 80% торговли высшими технологиями и контролирующую более 90% вывоза капитала. За последние пару десятилетий объем внешней торговли увеличился не в 2-3 раза как объем промышленного производства, а в 10 раз"

Сейчас видна заметная тенденция к разделению труда. Появилась тенденция к снятию границ между государствами (страны Европы). Все это ведет к появлению одного государства, а границы будут чисто символическими, но множество проблем, такие как проблема "золотого" миллиарда", консерватизм взглядов могут привести к тому, что это государство никогда не образуется. Уже сейчас заметна сильная полярность между государствами. Государства, такие как США, Англия, Франция на одном полюсе и развивающиеся государства на другом. Все это приводит к тому, что появляется направление не к появлению войн, а к появлению диктатуры первых государств, когда они начинают вмешиваться в дела других государств, под предлогом установления мира. И их деятельность напоминает карательные рейды. Недавний пример в Югославии только подтверждает это. Сейчас мало кто осознает, что эпоха демократии перетекает в эпоху диктатуры с элементами колонизационного строя. Под предлогом помощи развивающимся странам предлагаются деньги. Во-первых, кредиты поддерживают экономику стран от переизбытка денежной массы, и удержание их экономик (поставка куриных окороков в Россию идет такими темпами только потому, что в Америке переизбыток мясного товара и продажа в Россию не дает рынку начать падение и разорению фермерств, а также из-за того, что окороковое мясо самое невостребованное.) А взамен у развивающихся стран выбираются ресурсы и местные богатства. С другой стороны этот рынок очень подвержен сиюминутным стремлениям единичным монополиям к выгоде. В результате может произойти все что угодно. Может случиться крах всей финансовой системы из-за огромного превышения финансовых сделок, над торговлей реальными товарами (1988 год: 12 млрд. долларов торговля реальными товарами; 420 млрд. объем финансовых сделок) Финансовое банкротство Мексики, дает понять, что крах всей экономической системы исключить нельзя. А при возникновении такой ситуации предсказать поведение человечества трудно. Скорее всего, будут массовые разорения и появление больших очагов "восстаний".

Другая проблема это проблема "Золотого миллиарда". Термин "золотой миллиард" появился совсем недавно. Под ним понимается то, что на земле может жить хорошей жизнью только один миллиард людей. Уже сейчас начинает действовать принцип: "Что допустимо для НАС, то запрещается им". Уже сейчас происходит двойственность законов, которые работают только в одну сторону. Эти законы обеспечивают защиту рынков стран "золотого миллиарда" от более дешевого товара других стран. С другой стороны они защищают свои внутренние рынки от переизбытка товаров. А при попытке защитится от товаров производства стран "золотого миллиарда" остальными странами средства массовой информации первых стран поднимают шумиху, якобы воздвигается новый "железный занавес". Данная проблема сейчас еще не стала такой насущной, только из-за того, что большинство правительств развивающихся стран живут, не заботясь о своем народе, причем если народ начинает поднимать восстание, то в зависимости от лояльности правительства к странам "золотого миллиарда" помощь будет приходить либо к правительству, либо к народу, который пытается это правительство свергнуть. Но в недалеком будущем, когда в развивающихся странах будут ресурсы подходить к концу перед странами "золотого миллиарда" встанет делема поддерживать жизнь в этих государствах или бросить их на произвол судьбы. При нынешнем положении вещей второй вариант выглядит наиболее предпочтительным. Итоговые последствия предсказать будет сложно, но начнется, по-моему, все опять же с восстаний.

Ведь еще существуют и религиозные вопросы. Не секрет, что в секты забирают наиболее продвинутых, развитых, умных людей. Сектам не нужны слабые и глупые люди. Следовательно, часть "продвинутого" населения будет нести в массы идеи сект, которые основаны в основном на порабощении вошедшего в нее народа. Совсем недавно в Индии появился очередной "живой Бог", который несет в мир только добро и мир. Все эти религии будут развиваться только в слабом обществе, делая его более диктатурным. Среди множества сект будут и радикальные. Все это не даст миру больше стабильности.

Именно сейчас нужно находить решения этих проблем. Решения проблемы "золотого миллиарда" я вижу следующие:

Первое решение: всеистребляющая война, которая будет идти под знаком подавления неугодных народов, с целью внедрения духа демократии. Наиболее сильные государства сначала будут подвержены экономической атакой. В результате может случиться, что победителей в ней не будет.

Второе решение: освоение космических технологий, и переселение населения на другие планеты, либо создавая видимость таких переселений просто избавляться от народов отправляя их в вечный космос.

Третье решение: коренное изменение всех экономических, человеческих ориентиров, которые должны быть направлены на выживание ВСЕГО человечества.

Все эти вопросы имеют, по крайней мере, один общий ответ, это применение силовых методов. Этот метод самый простой способ, как решить проблему, так и начать "закат" эпохи человечества. Уже сейчас ясно, что оставлять эти вопросы без ответа нельзя. И лучше найти на них ответы, пока актуальность вопросов не высока.

Проблема войны.

Самым простым способом решения всех конфликтов это применение силы. В свете приближающихся экологических проблем, решение вопросов с помощью оружия наиболее простой. Но, применяя оружие нужно быть очень аккуратным, так как запасов вооружения хватит, чтобы уничтожить жизнь на земле десятки раз.

Одним из главных методов воздействия это применение ядерного оружия. Хотя последствия применения ядерного оружия были исследованы и опубликованы еще в 1983 году. "Кто бы ни нанес первый удар, в каком бы районе планеты это ни случилось, произошел бы ответный удар или нет, в любом случае никому не удастся пережить катастрофу. И того, кто нажмет на кнопку пускового устройства, ждет такая же судьба, как и жителей городов, подвергшихся атаке. Та же участь уготована и тем странам, которые никакого участия в войне принимать не будут" 7 .

Даже зная все эти последствия, человек может применить смертельное для себя и всего живого на земле оружие. Биосфера все-таки сохранится на земле, но не пригодной для жизни человека она будет сотни тысяч лет. Поэтому начало ядерной войны для человека будет означать конец его эпохи. Демографическая проблема увеличения численности населения приводит к увеличению возникновения конфликтов и, следовательно, к увеличению вероятности решения их методом силы.

Любой конфликт таит в себе опасность появления цепной реакции. Поэтому решать конфликт нужно только мирным путем. Чтобы уничтожить Францию, достаточно всего лишь эскадрильи бомбардировщиков вооруженных обычными бомбами. А ведь существует еще и химическое и бактериологическое оружие, которое тоже нельзя сбрасывать со счета.

Полномасштабной войны больше, скорее всего, не будет, но решение многих вопросов будет сопровождаться с применением карательных методов воздействий (Ирак, Югославия и многие другие очаги).

философия познание выживание свобода

Каждый человек периодически оказывается перед проблемой: как включиться в новую социальную ситуацию и при этом не «потерять» себя, свою личностную целостность и стабильность. Возможен и другой вариант: осознать и изменить свое «Я» под влиянием новых реалий, которые исходят из социальных, экономических, нравственных перемен жизни.

Словари указывают, что приставка вы- образует глаголы со следующими значениями:

  • исчерпанность действия, достижение чего-либо, например, выучить, выяснить и др.;
  • движение изнутри, например, вывезти, выгнать, вывесить и др.;
  • тщательность и интенсивность действия, например, вытанцовывать, вызванивать;
  • собственно предела действия, например, выиграть, вычислить и др.

Жить — существовать, находиться в процессе жизни. Но жить — это и быть целиком занятым, увлеченным, поглощенным чем-либо или кем-либо (жить детьми, надеждой, наукой и др.). (Ожегов, Шведова, 1996). Толковые словари дифференцируют смысл глаголов прожить и выжить. Если прожить — это пробыть живым, просуществовать какое-то время, то выжить — это остаться в живых после болезни, несчастий (Шушков. 2003). Отсюда мы приходим к пониманию выживания как сохранения человека как целостного биологического и социального образования в трудных условиях жизни.

Важное значение в выживании человека не только как биологического существа, а, прежде всего, как личности имеет его так называемая «мотивация на самосохранение». М.Ш. Магомед-Эминов четко разделяет самосохранение индивида (биология) и самосохранение личности (самоуважение, честь и т.п.). Он отмечает, что «самосохранение … есть «само — сохранение», сохранение самого себя, своей идентичности». Так понимаемое самосохранение «включает в себя побуждения, определяемые не соматическим дефицитом, а системой интересов Я, структурой личности человека, его характером». Финский ученый и общественный деятель П. Кууси связывает выживание человека с необходимостью решения масштабных экологических проблем, а также «защитой человека от самого себя» — от последствий научно-технического прогресса (НТП). Мы живем в мире технической реальности и без тех достижений, которые постоянно входят в нашу жизнь в результате развития техники, мы ее уже не можем себе представить. Словацкий исследователь В. Зикмунд считает, что повсеместное повышение технического уровня вынуждает человека постоянно интенсифицировать все виды своей деятельности, обрушивает на него множество различных раздражителей, и, прежде всего, — информации, которую необходимо усваивать, а тем самым заставляет его приспосабливаться ко все более новым обстоятельствам. Новая реальность предъявляет все более высокие требования к нервной и психической устойчивости человека.

Наиболее серьезными факторами риска для выживания человека, имеющими психосоциальный характер, считаются: усложнение социальных и экономических условий жизни, длительно сохраняющаяся эмоциональная нагрузка, совокупность различных негативных событий, влияющих на образ жизни человека, непрерывные жизненные перемены, криминальная обстановка, включая террористические акты, неопределенность и непрогнозируемость жизненной перспективы, техногенные катастрофы и природные катаклизмы. Одним из значимых факторов психической нагрузки является так называемое пресыщение социальным взаимодействием. Известно, что нормальные дети в большой, пересыщенной социальным взаимодействием группе становятся агрессивными или деструктивными, или же они начинают замыкаться в себе: их социальные контакты не только не расширяются, а, напротив, сужаются. Человеческая психика характеризуется потребностью в социальных контактах, в держании и углублении межличностных отношений, однако одновременно человек нуждается в определенной частной жизни, в уединении. Если происходит значительное превышение одной из упомянутых потребностей, то возникает психическая нагрузка.

Наряду с количественным фактором социального взаимодействия у человека очень важную роль играет ее качество. В существующих условиях человек в своей трудовой деятельности, а часто и в личной жизни, во время отдыха должен взаимодействовать со множеством людей для достижения определенных целей. Если представить себе, насколько отличаются люди друг от друга по своему характеру, способностям, желаниям активного участия в достижении своих целей, то можно понять, что для многих из них такое взаимодействие может быть весьма трудным, или они могут затруднять его для других людей. Многочисленные наблюдения показывают, что для оптимального восприятия своей среды и обеспечения конструктивных реакций на нее, человеку необходимо сохранять вокруг себя некоторое «личностное пространство» (своеобразную «экологическую нишу» Личности), вторжение в которое посторонних людей воспринимается как нагрузка. Притязания на «личностное пространство» зависят от различных обстоятельств и от индивидуальных особенностей человека.

Когда говорят о выживании человека, сохранении его целостности (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, по Б.Г. Ананьеву), то целесообразно рассматривать его жизнь не только как цепь нескончаемых деятельностей, а более широко — как бытие. В философском смысле понятие «бытие» в общем случае означает существование чего-либо вообще. Бытие человека — это его существование, его жизнь. А человеческая жизнь, его бытие реализуется в его делах. В.В. Знаков, сопоставляя по степени общности понятия «деятельность» и «бытие», приходит к выводу, что деятельность всегда направлена на достижение конкретной цели, имеющей более частное значение, чем дело, которому человек служит и считает смыслом своей жизни. Поэтому, по мнению исследователя, целостная жизнь, бытие человека полнее и адекватнее описывается понятием «дело» или даже «призвание», чем категорией «деятельность». Кроме того, бытие человека как субъекта жизни обязательно предполагает выход его за собственные пределы, другими словами, способность взглянуть на себя глазами других людей, с которыми он вступает в диалог (как внешний, так и внутренний). Взаимодействие партнеров — участников диалога — всегда связано с пониманием, являющимся, в свою очередь, результатом межличностных коммуникаций.

Сущ-ют следующие пять основных групп теорий о происхождении жизни .

1.Креационизм , утверждающий, что жизнь была создана сверхестественным существом

2. Теория самопроизвольного зарождения - жизнь самозарождается при создании для этого подходящих условий, и это на протяжении всей истории Земли на ней происходило неоднакратно.

3. Теория стационарного состояния . Жизнь существовала всегда, и только изменялись ее формы.

4. Теория панспермии . Жизнь на Землю была занесена из космоса.

5. Теория биохимической революции - жизнь произошла естественным путем в результате саморазвития химических и физических процессов.

Естественно-научные гипотезы происхождения жизни: креционизм и эволюционизм. Издавна люди пытались объяснить многообразие мира. На протяжении тысячелетий считали, что будто бы все виды организмов были однажды созданы Богом в их нынешней форме и больше никогда не изменялись. Эта биологическая парадигма существовала до XVIII в. Используя рациональные методы, ряд учёных, например Бюффон во Франции, Эразм Дарвин (дед Чарльза) в Англии, Гёте в Германии, М.В. Ломоносов в России пришли к выводу, что организмы, населяющие Землю, не неизменны а претерпевают эволюцию . Эти неточности исправил Чарльз Дарвин. В своей знаменитой работе «Происхождение видов путём естественного отбора» он, обобщив отдельные эволюционные идеи, создал стройную, развёрнутую теорию эволюции. Современные концепции происхождения жизни. В развитии учений о происхождении жизни существенное место занимает теория, утверждающая, что все живое происходит только от живого - теория биогенеза. Абиогенез - идея о происхождении живого из неживого - исходная гипотеза современной теории происхождения жизни. Возникновение жизни. Теория Опарина. Опыт Миллера Согласно гипотезе советского ученого А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле, в воде было растворено огромное количество химических веществ, которые, вступая между собой в различные реакции на протяжении миллиардов лет, привели к образованию органического вещества. Американский ученый С. Миллер смоделировал первичную атмосферу Земли и синтезировал жир­ные кислоты, уксусную и муравьиную кислоты, мочевину и ами­нокислоты путем пропускания электрических зародов через смесь инертных газов. Таким образом было продемонстрировано, как под действием абиогеннных (химическая эволюция) факторов возможен синтез слож­ных органических соединений. 50.Глобальная проблема выживания всего живого на ЗемлеГлобальные проблемы экологии Взаимодействие общества и природы – узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Расширяя и усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным «эффектом бумеранга»: разрушение природы оборачивается экономическим ущербом и социальным уроном. Глобальные проблемы человечества. Факторами, способствующими появлению и обострению глобальных проблем, явились: резкое увеличение расходования природных ресурсов; отрицательное антропогенное воздействие на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей. Отметим признаки, присущие глобальным проблемам : глобальные проблемы проявления; острота проявления; комплексный характер; общечеловеческая сущность; особенность предопределять ход дальнейшей истории человечества; возможность их решения усилиями всего мирового сообщества.Сейчас человек стоит перед решением двух важнейших проблем: предотвращения ядерной войны и экологической катастрофы. Особенность нашего времени является интенсивное и глобальное воздействие человека на окружающую среду . Выделяют два аспекта экологической проблемы : экологические кризисы, возникающие как следствие природных процессов; кризисы, вызываемые антропогенным воздействием и нерациональным природопользованием. 2. Демографическая проблема. Демографическое развитие – не только рост населения, оно включает в себя вопросы природопользования, роста численности населения относительно территорий ее природно-ресурсной основы. Население нашей планеты составляет более 6,2 млрд человек и растет очень быстро. За ближайшие 10 лет население Земли увеличится еще на один млрд жителей. 3. Энерго-сырьевая проблема. Быстрый рост промышленности, сопровождающийся глобальным загрязнением природной среды, небывало остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Сейчас человек в своей хозяйственной деятельности освоил почти все доступные и известные ему виды ресурсов как возобновляемых, так и невозобновляемых. 4. Земельные ресурсы, почвенный покров – это основа всей живой природы. Лишь 30% земельного фонда мира – сельскохозяйственные угодья, используемые человечеством для производства продуктов питания, остальная территория – горы, пустыни, ледники, болота, леса и т.д. Сейчас в мире практически не осталось земли для сельскохозяйственного освоения, лишь леса и экстремальные территории.5. Вода является обязательным условием существования всех живых организмов на Земле. Ресурсный потенциал океана может восполнить истощающиеся запасы. Мировой океан – это Биологические ресурсы (рыба, зоо- и фитопланктон); Огромные ресурсы минерального сырья;6. Продовольственная проблема. Продовольственная проблема имеет глобальный характер и в силу своей тесной взаимосвязанности со сложной задачей преодоления социально-экономической отсталости бывших колониальных и зависимых государств.7. Проблема социально-экономической отсталости развивающихся стран. «Третий мир» – весьма условная общность стран Азии, Африки, Латинской Америки и Океании, составлявших в прошлом колониальную и полуколониальную периферию развитых капиталистических стран.

Мир Вечного Полдня - 1

Mиp Вечного Полдня

Ростик проснулся, потому что солнце жгло глаза. Это было странно, он спал на отцовской «уличной» раскладушке, под любимой семейной вишней, а значит, солнце не могло его осветить. Оно появлялось тут лишь после одиннадцати, а сейчас не могло быть одиннадцать, он это знал наверняка, он не выспался.

Ему необходимо было поспать еще часа два, тем более что сегодня было бы желательно иметь соображающую голову. Потому что предстоял выпускной экзамен по математике, от которого зависело, что он будет делать дальше, куда направит свои стопы, как говаривал отец, обсуждая всевозможные институты и продолжение Ростикова образования.

Он открыл глаза... и скатился с раскладушки, запутавшись в одеяле, которым поверх пледа, под которым он спал, подражая отцу, должно быть, «утеплила» его мама, когда он уже уснул. Она не одобряла, когда кто-то спал во дворе только под пледом, говорила о росе, прохладном воздухе и возможных тарантулах. Все это ерунда, тарантулов у них сроду никто не видел, а прохладный воздух идет только на пользу. Как отцу.

И тогда понял, почему солнце светит сверху на его несчастную голову - он проспал. Ростик посмотрел на часы, оказалось, уже половина двенадцатого... Проспал!

Нет, на двенадцати стоит не маленькая, а большая стрелка, а маленькая... Она чуть зашла за шесть часов. Значит, сейчас начало седьмого?

Он поднял голову, посмотрел на солнечный диск, висевший в зените, пробивающий не только реденькие сероватые облачка, но и хитроумно обошедший спасительную вишню, под которой летом он спал сколько себя помнил, с младенчества, а ночевал уже года три, с тех пор, как мама поддалась уговорам отца, что Рост, мол, уже большой.

Итак, часы врали, они остановились, пока он спал, а потом пошли снова и сейчас, почти в полдень, пытаются утешить тем, что он может еще успеть на экзамен. Взвесив такую возможность, Ростик нашел шлепанцы, вырезанные из старых кедов, и пошел в дом.

Мам, мама!

Ему не отвечали. Он дошел до третьей, самой дальней комнаты, где размещалась родительская спальня, и с удивлением уставился на кровать. Итак, мама не убрала за собой постель - определенно, мир сошел с ума!

Ну, с отцом все понятно, он еще месяц назад ушел на какую-то свою «летневку», потому что такая у него работа - он радиоинженер, связист, «маркони» и вообще у них в городе личность легендарная, поскольку один из немногих общался с живыми иностранцами на зимовках. Знает три чужих языка и говорит на них быстрее, чем по-русски. Его не будет почти до Нового года, да и то если его не уговорят остаться на зимовку, то есть на остаток года.

Но вот почему мама проявила такое несовместимое с ней вольнодумство, вернее сказать - распущенность? Она главврач «Скорой помощи», у нее страсть к чистоте и аккуратности - со студенческих времен или даже еще раньше, от воспитания... Что с ней-то произошло?

Ростик нашел крынку молока с куском хлеба, намазанным медом, чтобы хлеб как следует пропитался, как он любит. Значит, она все-таки о нем подумала, когда убегала невесть куда, невесть когда.

Над молоком на стене висели часы. Ростик подошел поближе. Так и есть, четверть седьмого, он не мог опоздать на экзамены, потому что часы эти отец выиграл на собачьих гонках года три назад на Аляске, они заводятся раз в две недели и точность хода у них сравнима с морскими хронометрами. Так говорил отец, а значит, так и есть. В городе, говорил он, могли врать все остальные часы, особенно в головах начальников, но эти - показывали абсолютное астрономическое время.

Введение………………………………………………………… …….. 2стр

  1. Проблемы выживания человека как вида
    1. Эпидемии………………………………………………………… 3стр
    2. Химическое загрязнение среды и здоровье человека…. . 6,7,8стр
    3. Биологическое загрязнение и влияние на здоровье человека……………………………………………………9, 10,11 стр
    4. Влияние шума,звуков на человека...................... ...........12,13стр
    5. Питание и выживание человека………………………..14,15,16стр
    6. Проблемы адаптации человека к окружающей среде….17стр
    7. Противоречие в системе: природа- биосфера-человек…………………………………… …………….18,19,20,21стр

Заключение…………………………………………………… 22стр

Список использованной литературы………………………23стр

Введение

«Проблема выживания человечества» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Первичной формой бытия человечества является не общество как система социальных связей, а вид живого (Homo sapiens) как система организации жизни, как высшая ступень развития системно-видовой организации живого на Земле. Человечество есть жизнь в ее общественно организованной форме. Это значит, что взаимодействие людей, их социальные отношения, общество это не надстройка над живым и не автономное надбиологическое образование, подчиняющее себе процесс жизни. Общественная организация человека является сущностно-функциональной стороной этой жизни. И ее социальные законы очень глубоко, существенно определяют особенности человечества как формы жизни по сравнению с ее природными формами.

Тема данной работы актуальна потому, что выживание это постоянная забота человечества, включающая результаты исследования эволюции космоса, биосферы, человека и общества.

Выживание человечества это меры по сохранению жизни человечества в условиях нарастающих угроз духовного и биологического его вырождения и гибели.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, из семи параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.

1.1 Эпидемии

Эпиде́мия (греч. ἐπιδημία - повальная болезнь, от ἐπι - на, среди и δῆμος - народ) - широкое распространение какого-либо заболевания, первоначально инфекционного заболевания (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп).

Раздел медицины, изучающий эпидемии и методы борьбы с ними, - эпидемиология. Теперь она изучает эпидемии и неинфекционных заболеваний.

Эпидемический процесс заключается в непрерывной передаче заболевания (в случае инфекционного заболевания - возбудителя инфекции) в коллективе. Иначе говоря, для возникновения эпидемического процесса необходимы три фактора (или условия):

  • источник возбудителя инфекционного процесса или причины неинфекционного заболевания.
  • механизмы передачи
  • восприимчивые к заболеванию люди.

На возникновение и течение эпидемий влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость, эпизоотии и т. п.), так и социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и др.).

Инфекции, источниками которых является только человек, являются антропонозами, источниками которых являются и человек, и животные, - антропозоонозами.

При всех инфекционных заболеваниях от момента заражения до появления первых видимых признаков заболевания проходит определенное время, называемое инкубационным периодом. Длительность этого периода при различных инфекциях неодинакова - от нескольких часов до нескольких месяцев.

Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям: азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др.
Существуют также общие для человека и животных заболевания: сибирская язва, сап, ящур, пситакоз, туляремия и др.

Следы некоторых болезней обнаруживаются в древних захоронениях. Например, следы туберкулеза и проказы найдены на египетских мумиях (2-3 тыс. лет до н.э.). Симптомы многих болезней описаны в древнейших рукописях цивилизаций Египта, Индии, Шумера и др. Так, первое упоминание о чуме встречается в древнеегипетском манускрипте и относится к 4 в. до н.э.

В зависимости от характера заболевания основными механизм ами передачи возбудителя инфекции во время эпидемии могут быть:

  • фекально-оральный (реализуется через водный, пищевой или контактно-бытовой путь) (например, при дизентерии и брюшном тифе);
  • воздушно-капельный (например, при гриппе);
  • трансмиссивный (при малярии и сыпном тифе);
  • контактный (при СПИДе, бешенстве).

Иногда играют роль несколько механизмов передачи возбудителя инфекции. От того, каким путем он проник в организм человека, будет зависеть течение инфекционной болезни. Например, весьма различны легочная, кишечная и кожно-бубонная форма чумы или сибирской язвы. Инфекционные факторы могут быть также факторами риска неинфекционных заболеваний.

Эпидемия - это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией,в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни.
В основе обусловленной социальными и биологическими факторами эпидемии лежит эпидемический процесс, то есть непрерывный процесс передачи возбудителя инфекции и непрерывная цепь последовательно развивающихся и взаимосвязанных инфекционных состояний (заболевание, бактерионосительство).

Иногда распространение заболевания носит характер пандемии, то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях.

Сравнительно высокий уровень заболеваемости может регистрироваться в определенной местности длительный период. На возникновение и течение эпидемии влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость. эпизоотии и т.д.). так и. главным образом, социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и т.д.).
В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:
- водный и пищевой, например, при дизентерии и брюшном тифе;
- воздушно-капельный (при гриппе);
- трансмиссивный - при малярии и сыпном тифе;
- зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Для профилактики эпидемий необходимо улучшать очистку территории, водоснабжения и канализации, повышать санитарную культуру населения, соблюдать правила личной гигиены, правильно обрабатывать и хранить пищевые продукты, ограничивать социальную активность бациллоносителей, их общение со здоровыми людьми.

1.2 Химическое загрязнение среды и здоровье человека

Глобальное загрязнение атмосферного воздуха сопровождается ухудшением состояния здоровья населения. Вместе с тем проблема количественной оценки влияния этих загрязнений еще окончательно нерешена. В большей части негативное влияние опосредуется через трофические цепи, так как основная масса загрязнений выпадает на поверхность земли (твердые вещества) либо вымывается из атмосферы с помощью осадков. За исключением аварийных ситуаций, изменения в состоянии здоровья бывает достаточно трудно увязать с конкретным ксенобиотиком, попавшим в атмосферный воздух. На масштабы поражения людей кроме этиологического фактора существенное влияние оказывают метеорологические условия, которые способствуют или препятствуют рассеиванию вредных веществ.

Хронические отравления встречаются довольно часто, но они редко регистрируются. Статистически достоверная зависимость от загрязнения атмосферного воздуха установлена для заболеваний бронхитом постепенно переходящим в такое сложное заболевание как бронхиальная астма, пневмонией, эмфиземой легких, а также для острых респираторных заболеваний. Загрязнения атмосферного воздуха влияют на резистентность организма, что проявляется в росте инфекционных заболеваний. Имеются достоверные сведения о влиянии загрязнений на продолжительность заболеваний. Так, респираторное заболевание у детей, проживающих в загрязненных районах, длится в 2-2,5 раза дольше, чем у детей, проживающих на относительно чистых территориях. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что у детей, проживающих в районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, отмечается низкий уровень физического развития, которое часто оценивается как дисгармоничное. Наблюдающееся отставание уровня биологического развития от паспортного возраста свидетельствует о весьма неблагоприятном влиянии загрязнения воздушной среды на здоровье подрастающего поколения. В наибольшей степени загрязнение атмосферного воздуха сказывается на показателях здоровья в урбанизированных центрах, в частности в городах с развитой металлургической, перерабатывающей и угольной промышленностью. На территории таких городов влияют как неспецифические загрязнители (пыль, сернистый ангидрид сероводород, оксид углерода, сажа, диоксид азота), так и специфические (фтор, фенол, металлы и др.). Причем в общем объеме загрязнений атмосферного воздуха неспецифические загрязнители составляют свыше 95%.

В результате исследований академиком В.Д Суржиковым было установлено, что в зависимости от возраста меняется порог воздействий атмосферных загрязнений на заболеваемость населения: наименее чувствительной является группа населения в возрасте 20-39 лет, а наиболее чувствительными - группа детей от 3 до 6 лет (в 2,3 раза) и возрастная группа взрослого населения старше 60 лет (в 1,6 раза).

Опасность влияния загрязненного атмосферного воздуха на здоровье населения загрязнение обусловлена объективным действием следующих факторов:

Во-первых, разнообразием загрязнений. Считается, что на человека, проживающего в промышленном районе, потенциально может воздействовать несколько сотен тысяч химических веществ. Как правило, в конкретном районе реально присутствует ограниченное число химических веществ в относительно высоких концентрациях. Однако, комбинированное действие атмосферных загрязнителей может привести к усилению вызываемых ими токсических эффектов.

Во-вторых, возможностью массированного воздействия, так как акт дыхания является беспрерывным и человек за сутки вдыхает до 20 тыс. л воздуха. Даже незначительные концентрации химических веществ при таком объеме дыхания могут привести к токсически значимому поступлению вредных веществ в организм.

В-третьих, непосредственным доступом загрязнителей во внутреннюю среду организма. Легкие имеют поверхность порядка 100 м 2 , воздух при дыхании входит почти в непосредственный контакт с кровью, в которой растворяется почти все, что присутствует в воздухе. Из легких кровь поступает в большой круг кровообращения, минуя такой детоксикационный барьер, как печень. Установлено, что яд, поступивший ингаляционным путем, нередко действует в 80-100 раз сильнее, чем при поступлении через желудочно-кишечный тракт

В-четвертых, трудностью защиты от ксенобиотиков. Человек, отказавшись употреблять в пищу загрязненные продукты или недоброкачественную воду, не может не дышать загрязненным воздухом. При этом загрязнитель действует на все группы населения круглосуточно.

К основным физическим факторами окружающей среды, оказывающим негативное воздействие на здоровье человека относятся шум, вибрация, электромагнитные излучения, электрический ток.

Шум представляет собой комплекс звуков, вызывающих неприятные ощущения, в крайних случаях - разрушение органов слуха. Небольшие шумовые воздействия (около 35 дБ) могут вызвать нарушения сна. Раздражающее действие на вегетативную нервную систему наблюдается уже при уровне шума 55 - 75 дБ. Шум более 90 (дБ) вызывает постепенное ослабление слуха, сильное угнетение или, наоборот, возбуждение нервной системы, гипертонию, язвенную болезнь и т.п. Шум силой свыше 110 дБ приводит к так называемому шумовому опьянению, выражающемуся в возбуждении и аналогичному по субъективным ощущениям алкогольному опьянению.

К основным источникам шума относятся транспорт, в первую очередь автомобильный, авиационный и железнодорожный, а также различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Например, в таких больших городах, как Нижний Новгород, Красноярск, Екатеринбург и др. на магистралях городского значения уровни звука составляют 73-83 дБ, максимальные - 90-95 дБ, в жилых домах, расположенных на крупных магистралях, уровни шума достигают 62-77 дБ. Не менее распространенным источником шума служит авиационный транспорт. Так, в жилых домах с открытыми окнами, находящимися под трассами пролетов самолетов в радиусе 5 - 10 км от границ аэропорта, уровень шума достигает 90-97 дБ, при закрытых окнах - 82-90 дБ. В промышленности источниками шума служат мощные двигатели внутреннего сгорания, поршневые компрессоры, виброплощадки, передвижные дизель-генераторные установки, вентиляторы, компрессоры, а также периодический выпуск в атмосферу отработанного пара и т.д.



Поделиться: