Институт президентства понятие основные характеристики. Понятие института президентства

Президент («сидящий впереди», «во главе») - глава государства в странах с республиканской формой правления. В парламентарных республиках президент избирается на установленный конституцией срок либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляет парламент.

В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством прямых (Италия, ФРГ) или косвенных (США, Аргентина) выборов.

В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, объединяя функции главы государства и главы правительства.

Конституции парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром.

Институт президентства является одним из основополагающих элементов политической и государственных систем многих стран мира, в том числе и нашей страны.

Президент наделен широкими и разнообразными полномочиями, он действует лишь в рамках федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государственным аппаратом.

В России, где Конституция была принята при активном участии Президента - лидера, закреплена его значительная личная власть, его самостоятельность, при незначительных ограничениях его деятельности полномочиями парламента.

Статья 80 Конституции Российской Федерации определяет статус Президента как главы государства, здесь следует отметить, что называясь главой государства Президент может быть номинальной фигурой, но в России была избрана другая модель-«президентство с ощутимыми полномочиями» или так называемое «суперпрезидентство», что проявляется в следующих факторах:

Полномочия Президента производны от народа, Президент избирается народом непосредственно, в то время как в США выборы Президента проводятся коллегией выборщиков, а в ФРГ для избрания Президента созывается Федеральное Собрание;

Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов Российской Федерации (ст.80, ст.85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;

Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль осуществляются в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента, так, например, предусмотренный Конституцией институт отрешения Президента от должности на практике трудно осуществим;

Президент обладает большими возможностями по отношению к парламенту (послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск нижней палаты парламента - Государственной Думы и т.д.). Правительство вполне можно назвать правительством Президента.

Таким образом Президент выделен за рамки концепции разделения властей, он находится над ними, выполняя роль своеобразного арбитра, олицетворяя собой саму государственную власть.

Введение «суперпрезидентства» в нашей стране было связано с тем, что пост Президента учреждался в период высокой нестабильности в обществе, внутренних политических противоречий. Закрепленный Конституцией статус Президента носит сильно выраженный личностный характер, что при смене главы государства может привести к авторитарному режиму, поэтому требуется реформирование института Президента, и прежде всего это должно быть связано с установлением более жесткого контроля за деятельностью Президента и детального решения вопроса о его конституционной ответственности.

В можно сказать, что при любых моделях Президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе. Оставаясь в рамках конституционно-правовых полномочий, Президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие проблемы общественного развития.

Представляется, что место Президента Российской Федерации в единой системе исполнительной власти в стране и государственном механизме в целом не соответствует сложившимся в мире подходам:

Во-первых, согласно Конституции Российской Федерации глава государства обладает огромными полномочиями, некоторые ученые считают, что это позволяет считать Россию «суперпрезидентской» республикой.

Во-вторых, власть Президента России фактически не ограничена Федеральным Собранием в силу крайне сложной и запутанной процедуры отрешения его от должности (ст. 93 Конституции Российской Федерации), что говорит о президентском характере российской республики.

В-третьих, начиная с 2008 г. значительно возросшая фактическая роль Председателя Правительства Российской Федерации в управлении государством и складывающийся дуализм в системе государственного управления позволяют говорить о премьерско-президентском типе разделения власти в нашей стране.

В-четвертых, Конституция России не предусматривает возможности роспуска верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации), что позволяет говорить о наличии элементов президентско-парламентского типа государства в России.

Конституционно-правовой институт главы государства в странах современного мира обычно складывается из норм, определяющих место и роль главы государства в государственном механизме и его взаимоотношения с другими органами государства закрепляющих полномочия главы государства, устанавливающих порядок замещения поста главы государства и прекращения его полномочий, предусматривающих возможную ответственность главы государства за государственную измену и нарушение норм конституции. Кроме того, реальная власть главы государства обычно зависит от формы правления, характера политического режима, а также от личных качеств лица, занимающего данный пост, его способности надлежащим образом взаимодействовать с другими органами государственной власти.

Термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Само понятие «президент» трактуется как выборный глава государства. Поэтому понятие « глава государства» является родовым понятием по отношению к понятию президента и общим для глав государств как с республиканской, гак и монархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. В античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. В его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Различные модели президентской власти предопределяют использование в конституции таких терминов, как «глава государства», «глава исполнительной власти», «арбитр «, «высшее должностное лицо». Иногда конституционный статус президента не определен.

Правильное определение понятия института президентства, понимание его места в политической системе общества имеет большое теоретическое и практическое значение. Но, прежде чем говорить об институте президентства необходимо выяснить, что означает сам термин "институт".

В обыденном словоупотреблении термин "институт" используется по- разному. В науке этому термину придаётся своё содержание. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят об её институциональной стороне (государство, президентство, партия и другое). В теории права есть понятие правового института, в гражданском праве говорится об институте собственности, в административном - об институте государственной службы, в трудовом - об институте коллективного договора и т.д.

Практический опыт показывает, что среди различных понятий "институтов", институт президентства является особой формой правления политической системы общества. Проблема института президентства весьма многогранна. Её полное и всестороннее исследование является предметом нескольких смежных наук: философии, социологии, политологии, правоведения, истории, этики, психологии и др. В зависимости от того, какая наука оперирует понятием института президентства, в содержании этого понятия особо подчёркивается та или иная сторона, характерная предмету данной науки.

Понятие института президентства, как известно, относится к числу ключевых в политической науке. Являясь по характеру интерактивным, оно имеет огромное операционное значение при анализе сложных, многоплановых проблем, позволявших определить сущность и выяснить основные направления эволюции политической реальности. Тем не менее, в политической науке, как на Западе, так и на Востоке отсутствует единая общепринятая трактовка этого термина. Такое положение в известной мере оставляет за специалистами широкую свободу выбора тех или иных дефиниций при исследовании развертывания политического процесса и особенностей возникновения и становления института президентства в какой-либо конкретной стране.

В последние годы вопросам теории и практики института президентства в политической системе общества, его формам правления посвящено и вышло в печати большое количество монографий, брошюр, коллективных трудов, где рассматриваются различные стороны этого социально-политического феномена. Авторы этих трудов рассматривают проблемы возникновения и становления института президентства, подчёркивают его социальную сущность, основные полномочия президента, а главное, показывают формы президентского правления.

По утверждению В.Е. Чиркина «Институт президентства (президентуры)» в различных странах имеет три формы: индивидуальную, коллегиальную и смешанную. Первая характерна для подавляющего большинства стран всех континентов (президенты Франции, России, ЮАР, Бразилии, стран СНГ и т.д.). Вторая в виде президиума высшего представительного органа (Президиума Верховного Совета в Белоруссии, президиума (президентства) в Республике Венгрия. Государственный совет существовал в странах тоталитарного социализма до 90-х годов, сохранился на Кубе. Должность председателя такого органа занимал генеральный (первый) секретарь ЦК правящей коммунистической партии или один из других её руководителей.

Коллегиальная форма президентства используется в Швейцарии и Мексике. В первой из этих стран есть орган - Федеральный Совет, который одновременно выполняет обязанности главы государства и правительства. Федеральный Совет назначается в составе семи человек на совместном заседании обоих палат парламента. Руководят заседаниями Федерального

Совета президент и вице-президент. Наконец, коллегиальная президентура (президентские советы) обычно из 3-5 человек создавалась в ряде развивающихся стран (Сирия, Йемен, Судан и др.). Эти органы создавались на основе соглашения некоторых руководителей очередного переворота.

Смешанная форма института президентства возникла первоначально в Китае в 1954 году. Она преследовала цели, с одной стороны, особо выделить руководителя коммунистической партии и государства Мао Цзэдуна, которому предназначался пост председателя республики. С другой стороны, был создан коллегиальный орган парламента - Постоянный Комитет Всекитайского собрания народных представителей. Аналогичная структура президентства существует во Вьетнаме, на Кубе, Анголе, Мозамбик и др.

Каждая из трёх форм президентства имеет свои положительные и отрицательные стороны. Институт единаначального президента характеризуется своей определённостью, но, исключая (по крайней мере, юридически) распылённость полномочий главы государства, концентрирует их.

Коллегиальная президентура, принятая в странах тоталитарного социализма, на самом деле не осуществляла свои функции. Это был лишь формально высший орган государства. На деле все важнейшие государственные решения принимались узким кругом руководителей коммунистической партии - политбюро (решение о военном вмешательстве СССР во внутренние дела Афганистана в 70-80-х годах) принял ещё более узкий круг лиц - четыре человека из состава политбюро. При военных режимах коллегиальное президентство недолговечно. Идёт борьба за лидерство, и она нередко заканчивается перестрелкой (Ирак, Йемен, Афганистан и др.). В демократическом государстве коллегиальная структура главы государства может затруднить принятие решений, а некоторые полномочия президента просто трудно выполнять.

Тем не менее, опыт коллегиального главы государства заслуживает изучения и может быть пригоден для других стран. На наш взгляд, наиболее подходящей для этого является, видимо, форма смешанной президентуры. С одной стороны, она отвечает определённым традициям, облегчает осуществление многих функций главы государства, которые выполняется в персональном качестве, с другой - содержит в себе плюсы коллегиальности.

М.В. Баглай утверждает, что термин «глава государства» более точно отражает и то, и другое, - но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляет термин "президентская власть", то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью. В кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) указывается, что «Президент (лат. Praesidens -идущий впереди) - избранный глава государства, призванный проводить политику, направленную на стабилизацию и упорядочение жизнедеятельности общества и государства, улучшение жизни народа. В зависимости от формы правления определяются его положение и роль в обществе и государстве». В этой связи следует утверждать, что в президентских республиках президента избирают путём прямых или косвенных выборов парламентом и после избрания он наделяется значительными полномочиями и не может быть смещён законодательным органом, кроме случаев, указанных в Конституции. В президентских республиках президент является основополагающим субъектом политики.

В парламентских республиках электорат избирает законодательную власть, которая, в свою очередь, избирает и формирует правительство. Глава правительства выступает решающим субъектом политики, а роль президента сведена к представительским, консультативным и контролирующим функциям. Президент в парламентских республиках мало влияет на реальную политику. По верному утверждению Д.А. Радугина "Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу и имеет ответственность перед парламентом.

Парламентская республика менее распространена, чем президентская и существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Финляндии, Исландии и некоторых других странах.

Таким образом, вышеуказанные различные институты нам дают основание утверждать, что они являются политическим институтом. Следует заметить, что политические институты - это сложная и целенаправленная деятельность всех политических сил общества. Анализ имеющейся литературы показывает, что до сих пор отсутствует единое мнение по понятию и определению политического института. На наш взгляд, более правильное определение понятия политического института даётся в Кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология). "Политический институт (от латинского institutum - установление) - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих политическую систему". Но прежде чем говорить о политическом институте, следует выяснить, что такое понятие самого «института». В научной и общественно-политической литературе понятие "института" рассматривается в различном смысле этого слова. Наиболее распространённые названия "институт государственности", "институт главы государства", "институт чрезвычайного положения", "институт марксизма-ленинизма", "социальный институт", "политический институт", "институт президентства" и многие другие.

Каждый из этих институтов имеет свою сущность, понятие, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества. Подробный анализ этих институтов не входит в цель нашего исследования. Поскольку объектом нашего исследования является «институт президентства», сделаем попытку рассмотреть место и роль «института президентства» в политической системе общества. Но прежде чем дать конкретный анализ социальной сущности, места и роли института президентства нам бы хотелось сначала поговорить о политическом институте. В этой связи следует отметить, что одной из сложных и трудных проблем нашего исследования является вопросы взаимосвязи и взаимоотношений между политическим институтом и институтом президентства. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразно поговорить, прежде всего, о политическом институте. Политический институт следует отличать от конкретных политических организаций. В зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяется на реляционные, определявшие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывавшие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и карательными санкциями за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной социально-политической общности, как целого.

В имеющейся литературе указывается, что развитие политической системы связано с эволюцией политических институтов. Изучение и анализ литературы показывает, что источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, то есть находящиеся внутри самой институциональной системы, так и экзогенные факторы. Следовательно, эндогенные изменения политических институтов происходят вследствие того, что тот или иной институт перестаёт эффективным образом обслуживать цели или интересы определённых социальных групп.

Из анализа литературы видно, что среди экзогенных факторов важнейшими являются воздействия на политическую систему со стороны культурной и личностной систем. Изменения политических институтов под влиянием изменений в культуре связаны, прежде всего, с накоплением человечеством новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях. Среди последних наиболее устойчивым консервативным элементом является оценка политической реальности, которая влияет решающим образом на характер политических институтов. Но взаимодействия на политические институты со стороны личности подразумевают всякого рода инновационную деятельность человека, возможную потому, что человеческая личность не исчерпывается интернационализированной в ней системой социальных ролей и институционализированных ценностей.

Введение

Институт президентства в Российской Федерации начал функционировать с 24 апреля 1991 года после проведения Всероссийского референдума о введении должности Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (17 марта 1991 года), который юридически оформили два закона РСФСР (от 24.04.1991 г.) . Это шаг нашей страны по демократическому пути развития на основе общепринятых принципов организации государственных органов власти – системы сдержек и противовесов или целенаправленное действие политической элиты РСФСР для обретения России суверенитета в составе Союза Советских Социалистических Республик и дальнейшего развала Советского Союза. Истолкование может вестись в зависимости от выбранных политических и идеологических позиций. Во всяком случае, в данном курсовом проекте целью работы поставлено не распознать истинную сущность такого значимого события как введение института президентства, а изучить сам политический институт.

Для России этот институт является новым, так как был введён в действие 24 года назад, до этого же момента в истории российской государственности данный политический институт ни в какой форме не был представлен. Были князья, цари, императоры, вожди, но президента, как избираемого по демократическим принципам, то есть на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, не было. Изначально Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики потом России до 12 декабря 1993 года являлся высшим должностным лицом, главой исполнительной власти, не имеющим право распускать Парламент (это к слову о правомерности деятельности Бориса Николаевича Ельцина на посту Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – России осенью 1993 года). После принятия референдумом Конституции начали действовать новые положения определяющие статус, функции и полномочии лица находящегося на посту Президента Российской Федерации, которые (с учётом некоторых поправок) действуют до сегодняшнего дня.

Президент в Российской Федерации – это глава государства, который занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене. Политическая необходимость существования института президентства (поста главы государства) заключается в потребности обеспечить устойчивое функционирование и слаженность огромной системы государственного управления.
Актуальность данной тематики обусловлена, как и новизной данного института для Российской Федерации, так и особым местом Президента в системе государственного управления.

Цель работы заключается в выявлении специфики отечественного института президентства путём сравнения его с другими теоретическими моделями республиканской формы правления. Для достижения данной цели необходимо поставить перед собой ряд задач, а именно:
Исследовать роль и место института президентства при различных теоретических моделях республиканской формы правления;
Изучить становление и развитие института президентства в Российской Федерации, определить его характерные черты и особенности;
Сравнить отечественный институт президентства с теоретическими моделями института, представленными при республиканской форме правления;
Определить специфику отечественного института президентства.
Объектом изучения является процесс образования института президентства в Российской Федерации и сама сущность данного института. Предмет изучения – это институт президентства в Российской Федерации.

При создании курсового проекта были использованы такие методы как анализ, синтез, институциональный и сравнительный политологический.
Место и роль института президентства при различных теоретических моделях республиканской формы правления

Институт президентства является одним из ключевых элементов политической и государственных систем многих стран мира с республиканской формой правления. Так как только при республиканской форме правления предполагается выборность высших органов государственной власти, а также в некоторых монархиях (Речь Посполитая, Объединённые Арабские Эмираты), а президент – это выборное высшее должностное лицо, место и роль которого определяются основным законом в зависимости от вида республиканской формы правления.

Необходимо определить, что такое республика. Республика (от лат. res publika – общественное дело) – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями на условиях срочности. Т.е. источником власти объявляется народ, а её носителем – выборные государственные органы. Республиканской форме правления свойственны следующие характерные черты:
Выборность высших органов государственной власти;
Законодательная власть абсолютно отделена от исполнительной и осуществляется всецело народным представительством или совместно – им и самим народом;
Срочность полномочий выборного главы государства;
Источник власти – суверенный народ;
Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
В организации и деятельности высших и местных государственных органов преобладают принципы коллегиальности;
Ответственность носителей власти перед народом, нацией, парламентом и т.д.
Можно выделить три основных типа республик, а именно – президентская, парламентская и смешанная.

1. Президентская (от лат. president – сидящий впереди) республика.
Признаки:

1) Сильная президентская власть: ключевой фигурой среди высших органов государственной власти является президент;
2) Должность премьер-министра зачастую отсутствует, в руках президента сосредотачиваются полномочия главы государства и премьера – главы исполнительной власти;
3) Выборы президента осуществляются на основе всеобщих выборов, и президент избирается либо народом, либо коллегией выборщиков;
4) Президент формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность (а не перед парламентом);
5) Парламент не вправе отправить правительство в отставку или какого-либо министра, также как и объявить ему вотум недоверия;
6) Президент не может распустить парламент или одну из его палат;
7) Президент имеет право вето на законы принятые парламентом;
8) Президент является верховным главнокомандующим.
К числу президентских республик относят: США, Аргентину, Мексику, Бразилию и др. страны Латинской Америки.

2. Парламентская (от фр. parle – говорить) республика.

Признаки:
1) Сильная власть представительного органа (парламент), парламент является важнейшим из органов государственной власти;
2) Фактически руководит государством глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
3) Правительство формируется парламентом под руководством партии победившей на выборах;
4) Правительство несёт ответственность перед парламентом, а не перед президентом;
5) Президент избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых из числа депутатов парламента;
6) Объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство должно уйти в отставку;
7) Президент является только главой государства (но не главой исполнительной власти), выполняющим представительские (церемониальные) функции.
К числу парламентских республик относят: Италию, Германию, Австрию, Венгрию, Турцию, Швейцарию, Финляндию, Индию и др.

3. Смешанная республика.

Признаки:
1) Данному виду республик присущ баланс сил между президентской и парламентской ветвями власти;
2) Наряду с президентом в формировании правительства участвует и парламент;
3) Правительство несёт ответственность не только перед президентом (отставка), но и перед парламентом (вотум недоверия);
4) Другой вариант – повышенная самостоятельность правительства. При этом президент не является главой правительства и не ответственен за его действия. А наряду с президентом имеется должность премьер-министра, наделённого широкими полномочиями;
5) Характерно сочетание признаков парламентарной и президентской республики;
6) Полупрезидентская республика – здесь устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства;
7) Полупарламентская республика – здесь устанавливается усложнённый порядок объявления вотума недоверия правительству.
К числу смешанных республик относят: Францию, Польшу, Украину, Болгарию, Румынию и другие государства.
Необходимо провести сравнительный анализ трёх основных типов республик, дабы выявить определённые черты каждой из теоретических типов республик и определить по ним, к какому виду республики можно отнести Российскую Федерацию.

Российская Федерация является по форме правления республикой, но в Конституции РФ не закреплен её вид. В силу различных причин этот вопрос до сих пор остаётся дискуссионным в научной литературе. Таким образом, Российскую Федерацию относят к:
1. Президентской республике – так как правительство назначается президентом и несёт перед ним ответственность;
2. Смешанной республике – так как в стране есть должность председателя правительства (премьер-министра) и возможен вотум недоверия правительству со стороны парламента;
3. Суперпрезидентской республике – в настоящее время, начиная с 2000-х гг., невероятно усилился авторитет и доминирующее положение президента в структуре органов государственной власти. Во многом это связано со статусом и функциями президента, закреплёнными в Конституции Российской Федерации, которые мы рассмотрим ниже.
Президент Российской Федерации

Правовой статус Президента РФ как главы государства, выступающего представителем государства от имени народа РФ и символизирующего единство государственной власти РФ, определяет Конституция РФ принятая на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. Основной закон, являясь юридическим источником, содержит в себе те правовые нормы, которые определяют и характеризуют институт президентства. Конституция РФ раскрывает статус и функции Президента РФ, требования к кандидату в Президенты РФ и принципы проведения его выборов, порядок вступления в должность и текст присяги, кадровые и иные полномочия.
Конституция РФ определяет:
1. Статус и функции Президента РФ:
Президент РФ является главой государства .
Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти .
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ-ми определяет основные направления внутренней и внешней политики государства .
Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях .
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ .
2. Требования к кандидату в Президенты РФ, принципы проведения выборов:
Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании .
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет .
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд .
Порядок выборов Президента РФ определяется ФЗ .
3. Порядок вступления в должность, текст присяги:
При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» .
Присяга приносится в торжественной обстановки членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ .
4. Кадровые и иные полномочия в отношении органов исполнительной, прокурорской и судебной властей, полномочия по обеспечению безопасности государства в качестве Верховного главнокомандующего ВС РФ, организация вспомогательных органов:
Президент РФ :
а) назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
г) представляет ГД кандидатуру на назначение на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка РФ;
д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
е) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов;
е.1) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в СФ предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется ФЗ;
з) утверждает военную доктрину РФ;
и) формирует Администрацию Президента РФ;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
л) назначает и освобождает высшее командование ВС РФ.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом .
Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД .
Президент РФ :
б) Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.
5. Полномочия в отношении ГД, СФ, Федерального Собрания, законотворчество:
Президент РФ :
e.2) назначает и освобождает представителей РФ в СФ.
Президент РФ :
а) назначает выборы ГД в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ;
б) распускает ГД в случаях и порядке предусмотренных Конституцией РФ;
в) назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ;
г) вносит законопроекты в ГД;
д) подписывает и обнародует ФЗ;
е) обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
6. Полномочия в качестве арбитра между органами государственной власти:
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда .
7. Внешнеполитические полномочия:

Президент РФ :
м) назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами ли комиссиями палат ФС дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Президент РФ :
а) осуществляет руководство внешней политикой РФ;
б) ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
8. Акты Президента РФ:
Президент РФ издаёт указы и распоряжения .
Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ.

Вышеперечисленные восемь пунктов достаточно характеризуют институт президентства в нашей стране и самого Президента РФ как главы государства. Считаю, что нет существенной необходимости в дополнении изложенной выше характеристики института президентства четырьмя статьями из Конституции не отражающих статус, функции и полномочия Президента РФ, а именно п. «а» и «в» ст.89, ст.91, ст. 92 и ст.93.
Таким образом, изучив основной закон и выделив интересующие нас аспекты, характеризующие главу государства, мы можем определить черты и особенности отечественного института президентства, которые можно выразить тезисом – Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти, по Конституции РФ он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их единство и согласованное функционирование.
Кто Вы, мистер Президент? (Заключение)

Мы переделали известную фразу, которая после избрания Владимира Владимировича Путина Президентом Российской Федерации 15 лет назад, 26 марта 2000 г. была долгое время популярна в заголовках средств массовой информации: «Кто вы, мистер Путин?». Так как Владимир Владимирович действующий глава нашего государства, следовательно, риторика названия заглавия более чем уместна. Именно такой вопрос необходимо себе поставить, чтобы определить сущность отечественного института президентства.

Действительно, кто вы? Чтобы ответить на такой вопрос необходимо сравнить президента в трёх теоретических разновидностях республиканской формы правления и нашего, российского президента. Как известно, есть одна латинская поговорка – Omnis comparatio claudicat . Но выбирать не приходится, ведь, чтобы дойти до истины необходимо путём сравнения выявить сущность такого явления как институт президентства в Российской Федерации, тем более что всё познаётся в сравнении, хоть оно и хромает. Хромает, значит, может идти, следовательно, не стоит, а движется, поэтому существует динамика в развитии, и мы можем опереться на сравнение как метод, дабы определить – Кто Вы, мистер Президент?

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; является главой государства, арбитром между различными ветвями власти, верховным главнокомандующим; формирует Правительство Российской Федерации, которое несёт ответственность перед Президентом. Данные черты относятся к положению президента в президентской республике. Следовательно, Россию можно отнести к президентскому виду республики.

В Российской Федерации существует должность Председателя Правительства Российской Федерации (премьер-министр); возможен вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Федерального Собрания Российской Федерации (парламента) ; Президент Российской Федерации вправе распустить нижнюю палату парламента, т.е. Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в случаях и порядке предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Таким образом, Россию можно отнести и к смешанной модели республики.
Всё-таки мы считаем, что Российскую Федерацию правильнее будет отнести к модели суперпрезидентской республики.

Что есть суперпрезидентская республика? Это особая разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который в этом случае обычно является главой не только государства, но и правительства, а также лидером правящей партии.

1) Это особая разновидность республиканской формы правления: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления ;
2) характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента: по Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование и единство ;
3) который в этом случае является главой не только государства , но и правительства: Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства Российской Федерации , а также по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров ;
4) а также лидером правящей партии: В.В. Путин до мая 2012 года являлся председателем партии «Единая Россия» (с мая 2012 г. председателем партии является действующий Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатуру которого на утверждение Государственной Думе предлагает Президент), которая на сегодняшний день имеет 238 депутатских мандатов из 450, а это в свою очередь где-то 53% мест от общего количества в парламенте, что даёт возможность принимать любой федеральный закон, не имея на своём пути каких-либо оппозиционных преград.

Конституция Российской Федерации закрепляет за Президентом Российской Федерации такие широкие права и полномочия. У Президента Российской Федерации есть неограниченное ничем право роспуска нижней палаты Федерального Собрания, то есть Государственной Думы Российской Федерации. Большинство в обеих палатах Федерального Собрания представляют политическую партию «Едина Россия». Правительство Российской Федерации, сформировано исходя из собственных представлений главы государства. Также как и Конституционный, Верховный суды, должность Генерального прокурора, Председателя Центрального банка Российской Федерации и т.д. Право издавать указы и распоряжения с силой закона.
Все эти положения дают возможность трактовать Российскую Федерацию как суперпрезидентскую республику, а институт президентства и самого Президента Российской Федерации как президента при суперпрезидентской модели республиканской формы правления.

Стоит заметить, что сложившаяся реальная картина с институтом президентства в Российской Федерации очень точно отражает специфику российской государственности. А именно, высокое положение главы государства, который как рулевой окормляет и направляет огромную государственную машину. Не может существовать слабой России, Россия либо сильная, либо никакая. Сильная Россия только с сильным правителем. На всём протяжение своего исторического развития Россию в моменты её наиболее высокого могущества возглавляли сильные личности. Явно очерченная фигура лидера, не расплывавшегося в группе властных акторов, позволяла России успешно двигаться вперёд на встречу своему величию.
Список используемой литературы
1. «Конституция Российской Федерации». – СПб.: «Питер», 2015 г. – 64с.;
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной Думы». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
5. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288;
6. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР».: М., Дом Советов РСФСР;
7. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 «О Выборах Президента РСФСР».: М., Дом Советов РСФСР;
8. Беляева О.М. «Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие». – Ростов н/Д: «Феникс», 2014 г. – 311с.;
9. Крючкова Е.А. «Конституция Российской Федерации в схемах: учебно-методическое пособие». – Изд. 2-е, дополненное и переработанное, М.: «Проспект», 2015 г. – 56с.;
10. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. «Теория государства и права: учебно-методическое пособие». – 2-е изд., М.: «Проспект», 2015 г. – 720с.;
11. Толкачев А.А. «Курсовая работа по Введению в политическую теорию тема: “Идеальная форма государства для Российской Федерации”». – М.: МГОУ, 2014 г. – 36с.;
12. Официальный сайт Президента Российской Федерации http://kremlin.ru/;
13. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/;
14. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru/;
15. Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/.

Выполнил студент:
24 группы 2 курса
Очной формы обучения
Истории, политологии и права факультета МГОУ
Толкачев Антон Александрович

Институт президентства в Российской Федерации

Введение

Особое ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент Российской Федерации как глава государства, оказывающий существенное влияние на всю систему государственных органов.

Президент Российской федерации является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних сношениях, интересы всех граждан в силу того, что он избирается путем всеобщего голосования.

Конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Поэтому, как бы ни были широки полномочия Президента, они сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

Необходимость в институте Президентства вытекает из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не могут оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в прямых отношениях власти-подчинения, тем не менее обеспечивает согласованное их функционирование, способен оперативно выводить государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, не всегда имеющих форму правового спора.

Тем самым Президент обеспечивает необходимое единство государственной власти, сохраняя при этом разделение властей, т.е. Президент призван обеспечить устойчивость механизма властвования.

Глава государства: роль и место в системе власти

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Модель сильного Президента Российской Федерации выражена следующими факторами:

1.Президент избирается народом. Его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст.81 Конституции РФ Президент избирается всеми гражданами России, обладающими избирательным правом на всеобщих выборах. В силу этого Президент получает мандат доверия от всего населения России.

2.Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти и осуществляет свою власть самостоятельно.

Особенно ярко роль главы государства проявляется в «треугольнике» отношений Президент - Правительство - Государственная Дума. Президент опосредованно (через Председателя Правительства) формирует Правительство, состав которого не связан с распределением депутатских мест в Государственной Думе. Это связано с необходимостью обеспечить устойчивость Правительства.

Задача Президента - определять основные цели экономической политики, контролировать методы и темпы их достижения. Формы деятельности Президента РФ осуществляются в правовых рамках для реализации главных задач:

поддержания стабильности государственной системы;

поддержания мира в обществе;

охраны конституционного строя;

охраны суверенитета и целостности государства.

3.Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - федеральных и субъектов Российской Федерации (ст. ст. 80, 85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не обладают.

.В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к Парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты - Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. 84,111, 117 Конституции РФ). В верхней палате - Совете Федераций - Президент имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством и Президентом.

.Президент РФ имеет право на принятие нормативно-правовых актов (указов, распоряжений), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменять. Однако указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд полномочен аннулировать указ Президента РФ, если сочтет, что он не соответствует Конституции РФ.

.Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не говорится, в какой конкретной форме Президент определяет основные направления политики. Однако п. «е» ст. 84 Конституции РФ закрепляет полномочия Президента РФ представить Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, т.е., эти направления определяются в посланиях Президента РФ.

.Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, так как Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 83, 111 Конституции РФ), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. 103, 111 Конституции РФ). Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти.

.В соответствии со ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту РФ принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ). Он обязан при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

.Президент РФ вправе вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, но он обязан незамедлительно сообщить об этом Государственной Думе и Совету Федерации.

.Президент РФ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества, но в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ.

.В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию не как федеральный уровень власти и не как государство-аппарат, а как государство-субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

Порядок избрания Президента РФ

Пост Президента в РФ был утвержден общенародным референдумом 17 марта 1991г. Сначала Президент РФ избирался сроком на 5 лет. С принятием Конституции РФ на основании ст.81 теперь Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Порядок выбора Президента РФ определяется федеральным законом. Кандидат в Президенты РФ должен быть выдвинут каким-либо коллективом, зарегистрирован в качестве кандидата, пройти тур выборов, вступить в должность как вновь избранный Президент.

Вновь избранный Президент России вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов.

Вновь избранный Президент России перед вступлением в должность обязан принести народу присягу. С момента принятия присяги он приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства, называет его гарантом прав и свобод граждан, гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействие всех ветвей государственной власти.

президент власть полномочие

Перечень полномочий Президента РФ

1.В организации работы законодательного органа и законодательного процесса:

·созыв парламента на очередные и внеочередные сессии;

·роспуск однопалатного парламента или его нижней палаты;

·подписание и публикация законов;

·обращение в орган конституционного контроля в отношении законодательных и иных актов, противоречащих конституции;

·выступает как непременный участник законодательного процесса;

·издает нормативно-правовые акты;

·имеет право назначать выборы в Государственную Думу и распускать ее, но не имеет право распустить верхнюю палату Совета Федерации.

2.В организации работы органов исполнительной власти и управленческой деятельности, в области обороны государства:

·имеет право председательствовать на заседании Правительства;

·принимает решение об отставке Правительства;

·по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;

·назначает председателя Центрального Банка и ставит перед Государственной Думой вопрос о его освобождении;

·формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

·является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны;

·назначает на должность и освобождает от нее высшее командование Вооруженных Сил РФ;

·формирует администрацию Президента;

·назначает на должность и освобождает от нее полномочных представителей в семи федеральных округах;

·вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию;

·назначает судей высших и других судов, генерального прокурора и др.;

·ведает вопросами помилования.

В области внешней политики:

·ведет переговоры и подписывает международные договоры;

·назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат федерального собрания

·осуществляет руководство внешней политикой РФ и выполняет другие внешнеполитические функции (участие в Саммитах и т.д.).

Реализация всех этих полномочий главой государства осуществляется независимо от того, входит ли он в состав указанных органов видов государственной власти.

Президент прекращает исполнение своих полномочий в случае:

·его отставки;

·стойкой неспособности по состоянию способности осуществлять принадлежащие ему полномочия;

·отрешение от должности.

Отставка предполагает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья конституцией не предусмотрено никаких процедур.

Процедура отрешения от должности носит сложный характер, при этом Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное решением Верховного Суда.

Заключение

Глава государства, реализуя определенную совокупность полномочий, тем самым поддерживает стабильность и согласованное функционирование государственной системы, гражданский мир, конституционный строй, суверенитет и целостность государства.

Президент является главой государственной системы органов как гарант условий, при которых все ветви власти выполняют свое предназначение; верховный контролер, следящий, чтобы ни одна из ветвей власти не могла посягнуть на прерогативы другой, присвоить властные полномочия.

Президент вправе гарантировать устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, а все органы власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия согласно конституционным положениям.

Список литературы

1.Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. - Ростов н/Д: Феникс, 2006г. (Высшее образование).

2.Правоведение. Учебник. С.В. Бошно - М. Издательство Эксмо, 2004г.

.Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания / Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. - М.:ИНФРА-М, 2008г.

Слово «президент» буквально значит «сидящий впереди». В древности так называли людей, проводящих различные собрания или сборы. В значении «глава государства» термин впервые был использован только в 18 веке.

Институт президентства насчитывает много лет. Первый президент Джордж Вашингтон был избран в США в 1787 году. Первым российским стал Б.Н Ельцин в 1991 году. Это произошло сразу после Съезд депутатов усомнился в целесообразности утверждения нового поста, и вопрос об учреждении новой должности был вынесен на всероссийский Референдум. По его итогам были внесены поправки «О Президенте РСФСР» в Конституцию, и через год (в апреле 91-го) после провозглашения Декларации о суверенитете был всенародно избран самый первый Президент РФ. Всего в мире институт президентства имеют около 130 стран.

В России, прежде всего, он является гарантом свободы, соблюдения прав каждого человека, а так же гарантом (андеррайтером) Конституции.

На сегодняшний день институт президентства закреплен в федеральных законах и Конституции РФ.

Президент получает власть непосредственно из рук народа, он может действовать независимо от некоторых властей, оказывать непосредственное влияние на любую из них, в т.ч. на судебную, имеет высокие исполнительные полномочия.

Согласно Конституции, президентская власть РФ не контролируется Парламентом. В формировании Правительства последний принимает незначительное участие, а сам этот орган подконтролен исключительно президенту.

Благодаря такому приему Правительство становится значительно устойчивее, чем, например, в Институт президентства РФ гарантирует демократические свободы, одновременно являясь единственным приемлемым инструментом, необходимым для соблюдения Конституции.



Поделиться: