Фз 66 от 15 апреля 1998г. Законодательная база российской федерации

Законы имеют свойство устаревать, поэтому государство регулярно вносит изменения для их актуальности. Они являются неотъемлемой частью порядка среди людей, поэтому очень важно следить над теми изменениями или поправками, которые непосредственно Вас коснуться.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Новая редакция закона № 66 – ФЗ собрала в себе новые положения, которые смогут дать более точное объяснение тем, кто желает вступить в товарищества или кто уже является их членом, но у него есть вопросы.

Главные аспекты

Начнем с главного понятия. Что собой представляет садоводческое товарищество? Это добровольное объединение, созданное для личных целей.

Основное правило закона, такое товарищество не должно преследовать цели, связанные с получением прибыли, т.е. организация может быть исключительно некоммерческой.

Весь документ поделен на 11 глав, которые раскрывают важные вопросы для граждан. Предлагаю с ними ознакомиться более подробно:

  1. В первой главе содержаться общие понятия и положения.
  2. Вторая глава посвящена классификации видов ведения огородничества, садовничества или дачных участков.
  3. Третья глава объясняет пригодность земли для ведения перечисленных видов деятельности граждан.
  4. Четвертая глава раскрывает все виды ведения огородничества, садовничества или дачных участков, и каким образом они создаются.
  5. Пятая глава повествует о способах ведения контроля за товариществом.
  6. Шестая глава раскрывает особенности оборота ведения огородничества, садовничества или дачных участков.
  7. Седьмая глава определяет, что может быть возведено на таких участках.
  8. Восьмая глава перечисляет методы поддержки членов товариществ.
  9. Девятая глава дает основания для ликвидации таких организаций.
  10. Десятая глава посвящена защите прав граждан, состоящих в подобных организациях.
  11. Одиннадцатая глава – это заключительные положения закона.

Для чего был создан

Основной целью данного закона является решение задач и проблем, с которыми сталкиваются граждане в сфере огородничества и садоводства, а также регулировать все перечисленные аспекты с помощью действующего ФЗ – 66.

Следует брать во внимание то, что впервые закон был принят задолго до этого года, в 1998 году. Граждане, имеющие дачные или земельные участки путали понятия, относив себя к другим видам хозяйства.

Наряду с этим возникали и другие задачи, доставляющие хлопот, поэтому редакция закона постоянно терпела изменения на основании изложенных неточностей, вызывающих недоразумения.

ФЗ – 66 представляет собой нормы и комплексно регулирует отношения граждан, которые имеют дачу, сад или огород, основываясь на другие смежные отрасли права, как гражданского, жилищного, земельного и уголовного кодекса РФ.

Он регулирует отношения граждан, которые присоединяются в товарищества, а также контролирует их деятельность.

Его законная компетенция распространяется абсолютно на все виды объединений садов, огородов, дач и их кооперативов, которые не относятся к коммерческой деятельности.

Основная функция закона – это регулирование отношений граждан, которые вступают в товарищества. Благодаря этому закону можно узнать все особенности кооперативов.

Причины изменений содержания

Многие статьи старого закона потерпели внесение изменений. В первую очередь это вызвано старым взглядом на товарищества.

Во-вторых, предыдущие редакции содержат в себе множество неточностей, недосказанных правил или других нюансов.

В связи с этим граждане, состоящие в товариществах, не знают, как поступать в той или иной ситуации, т.к. нет четкой регламентации действий.

Наряду с новыми изменениями законодатель принял решение об утрате силы закона к концу 2019 года. В следующем году все положения будут отражаться и регулироваться в законе « О садоводах».

Его главным отличием будет замена основных понятий. Таким образом, российские граждане должны будут потерять понятие дача или дачный участок, т.к. эти понятия будут заменены на садовый тип или огородный.

Садовый дом будет использоваться как один из видов, который может быть использован в качестве удовлетворения собственных потребностей и целей.

Также, такой дом является местом временного проживания. Второй вид под названием хоз. постройки включает в себя множество видов сооружений.

Это сараи, гаражи, различного рода навесы и погреба, а также иные постройки, включая временные, которые используются для удовлетворения личных, бытовых нужд.

Огородничество включает виды участков, которые предназначены для выращивания растений, овощей, и могут быть использованы в качестве проведения отдыха граждан.

Огороды не относятся к недвижимости, и не могут быть использованы сбережения плодов или других предметов.

Правовая база

Федеральный закон № 66 – ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» от 1998 года является первым законом, регулирующим данную сферу деятельности. Также важными являются такие законы:

  • Закон « О садоводах», который с 2019 года полностью заменит ФЗ – 66, а он утратит силу;
  • Закон № 217 о занятии садовничества, огородничества для личных целей внес коррективы в рассматриваемый закон;
  • Закон 337- ФЗ внес поправки в ФЗ 2016 году.

Функционирование Федерального закона № 66 от 11 марта 1998 года

Данный закон регламентирует предоставление или право земельного участка, который может быть использован в личных, бытовых целях, т.е. занят выращиванием сельскохозяйственных культур или проведения отдыха.

Объединения это организации, которые могут быть созданы для некоммерческих целей. Уже с 2014 года нормы применяются в организациях для садовников, огородников и дачным некоммерческим товариществам.

Основная функция закона это регулирование отношений граждан, которые вступают в товарищества. Благодаря этому закону можно узнать все особенности кооперативов.

Весь документ поделен на 11 глав, которые раскрывают важные вопросы для граждан — как провести собрание, приобрести участок, провести голосование для принятия решения, ликвидировать организацию или назначить руководителя.

Новые изменения коснулись следующего:

  • 22 статья. Изменением является процесс определения голосования. Если вышло, что при подсчетах получилось одинаковое количество, голос председателя собрания будет решающим;
  • новой редакцией разрешено проводить собрание заочно, даже если это касается вопросов об смене устава, внесении в него изменений, ликвидации организации или ее воссоздании, согласование отчетов, сметы по приходу и расходу;
  • поощрение ревизионной комиссии и главного;
  • взносы отныне могут вноситься исходя от площади земли, однако может использоваться и другое правило, прописанный в действующем уставе о членских взносах;
  • в понятие членского взноса добавляется фраза, которая указывает дополнительную его цель — содержание имущества;
  • значительное увеличение документов от членов организации, которые должны подаваться по желанию участников.

Реестр членов товарищества

В 2016 году закон 337 – ФЗ ввел изменения в ФЗ 66 «О садоводческих товариществах в последней редакции», которые коснулись реестра.

Статья 19 указывает, что ведение базы полагается назначенным руководителем или его доверенным лицом, которые должны составить список не позже, чем за месяц после прохождения государственной регистрации.

При составлении реестра уполномоченное лицо должно соблюдать другие законы РФ, в том числе о персональных данных.

Пункт 3 данной статьи имеет четкую регламентацию, каким образом должен быть заполнен реестр членов. В нем должны отражаться — ФИО, почтовый или электронный адрес, кадастровый номер.

Принцип территориального подчинения

Благодаря этому изменению закон уже запрещает нахождение нескольких товариществ на одной территории или инфраструктурой.

Это связано с размытостью закона, и для того, чтобы организации не занимались перетягиванием каната. После этой поправки, все объединения должны иметь дистанцию между друг другом и подтверждать собственность своих территорий на основании документов и планов.

Для осуществления планировки территории ее члены должны соблюдать все следующие требования:

  • общая площадь государственной собственности должна быть не менее 20 и не более 25% от садовнического или огороднического участка;
  • общая территория, которая никому не принадлежит должна определяться с помощью межевания.

Что разрешено строить на участках

Строительство может быть доступно только после получения права собственности или аренды, прохождения процедуры межевания, планировки.

Что касается видов строений, участок должен документально подтверждать строительство согласно Градостроительному регламенту.

Граждане должны соблюдать земельное законодательство, и оформлять документы для участка под застройку.

С 2019 года строительство домов будет возможно только на садовых участках, тогда как огородные земли пригодны лишь для гаражей, погребов и т.д. На данный момент, на садовых участках возможна прописка.

Хоть возведение жилых построек на садовых участках жилых домов разрешено на данный момент, должно присутствовать решение суда, признавшего жилую постройку пригодной для проживания.

Новый закон не только полностью легализировал данное строительство, но и прописку в жилом доме его жителей, даже если он построен на участке площадью 6 соток.

Кроме того, новый закон упростил процесс перевода существующего садового дома в жилое строение и обратно.

Огороднические участки должны использовать только для выращивания овощей и фруктов, но на них можно строить хозяйственные строения.

Тем застройщикам огороднических участков, что успели построить на них, как разрешал ФЗ 66 (статья 33), «некапитальные жилые дома» и даже регистрировать собственность на них в ЕГРН, просто повезло, так как по новому закону считаться самостроем они не будут.

Кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость служит базой для определения размера налога к уплате. Поэтому при изменении площади занимаемого участка или прохождения межевания необходимо обращаться для переоценки или оспаривать решение через суд.

В новой редакции закона для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, установленных п. 3 настоящей статьи.

Государственная кадастровая оценка земель производится соответственно с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют средний уровень кадастровой стоимости по городскому округу.

В случаях определения рыночной цены участка кадастровая стоимость данного участка определяется равной его рыночной цене.

ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имеет цель создания, так как каждый гражданин должен иметь возможность самостоятельно разобраться в возникших вопросах, касающихся его дачи, земельного участка, огорода и т.д.

Федеральный закон 66 о садоводческих и других объединениях (66-ФЗ от 15.04.98) является одним из основополагающих документов, регулирующих ведение частного хозяйства на загородных участках. И для того чтобы избежать проблем юридического характера и не испортить себе отдых на даче, любому владельцу такого участка стоит ознакомиться с данным законом и в своей деятельности руководствоваться его положениями.

Конечно, для более полного понимания ситуации стоит изучить (а еще лучше – иметь под рукой) полный текст документа. Но в данной статье мы остановимся на наиболее актуальных моментах указанного нормативно-правового акта.

Структура закона

Федеральный закон 66 о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан направлен на правовое урегулирование вопросов, связанных с ведением хозяйства на земельных участках, находящихся в частной собственности.

При этом действие закона не распространяется на фермерские хозяйства, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы и другие организации, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность с коммерческими целями.

Чтобы вы могли быстрее ориентироваться в положениях данного закона, и вам было проще находить вопросы, которые он регулирует, мы составили навигационную таблицу. Используя ее, вы сможете без долгих поисков обратиться к нужной вам главе и получить необходимую информацию.

Освещаемые вопросы Где найти
Общие положения закона.Определения и термины.Сфера действия документа. Глава 1
Формы садоводческих и других некоммерческих объединений.Правовое положение участников такого объединения.Особенности ведения индивидуального садоводства.

Порядок выбора и предоставления земельных участков.

Главы 2 — 3
Процесс создания и регистрации садоводческого объединения.Права и обязанности участников.Формирование и деятельность органов управления. Главы 4 -5
Предоставление участка в собственность и аренду.Особенности организации и застройки участков, связанные с этим ограничения. Главы 6 — 7
Взаимодействие с органами местного самоуправления. Глава 8
Правовые аспекты деятельности организации.Юридическая защита прав.Ответственность участников объединения. Главы 9 -10

Естественно, данная инструкция будет полезна в первую очередь тем, кто уже ознакомился с законом. Если же ранее вы не читали этот документ, но занимаетесь (или планируете) частым хозяйством, то в качестве первой «порции» полезной информации рекомендуем изучить следующие разделы нашей статьи.

Анализ основных положений

Садовые товарищества и их устройство

Федеральный закон о садоводческих огороднических и дачных организациях предусматривает следующее:

  • Для реализации своих прав по получению земельных участков и ведению на них частного хозяйства (садового, огороднического, дачного и иного) граждане могут создавать соответствующие кооперативы, товарищества или партнерства .

Обратите внимание!
Форма организации определяет степень и меру ответственности ее участников: так, члены товарищества не отвечают по его обязательствам, в то время как участники потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность.
В случаях конфликта интересов все вопросы решаются согласно действующим законам Российской Федерации.

  • Организации данного типа должны относиться к некоммерческим, т.е. не предполагать получение прибыли от ведения своей деятельности . Функционирование товарищества или кооператива осуществляется за счет специального фонда, который наполняется путем сбора членских взносов.
  • В то же время закон разрешает подобным организациям заниматься предпринимательской деятельностью в том случае, если форма и вид этой деятельности соответствует целям создания товарищества или кооператив а.
  • Собственность организации приобретается на взносы ее членов . В случае отказа участников оплачивать взносы (полностью или частично) они могут быть лишены права пользования этой собственностью.

  • Выделение участков для ведения садового частного хозяйства путем создания соответствующей организации проводится по заявлениям граждан в соответствии с действующим законодательством РФ . Так, одной из причин отказа в удовлетворении заявления может быть наличие в собственности у заявителя еще одного земельного участка аналогичного назначения, отсутствие территорий, пригодных для ведения хозяйства и т.д.

Обратите внимание!
Как правило, участки предоставляются в пользование на бесплатной основе.
При этом в ряде случаев законом допускается установление платы за землепользование, но ее объем не может превышать зафиксированные в нормативах величины.

Управление объединениями

Также в законе прописан механизм создания садовых и иных товариществ, и способ управления подобными организациями:

  • Создание организации возможно либо в результате учреждения, либо в результате реорганизации уже существующего объединения. В процессе реорганизации допускается укрупнение организаций, а также смена их типа (например, товарищество может стать кооперативом).
  • Деятельность объединения регулируется его уставом, в котором указывается форма существования, название и юридический адрес, цели деятельности, порядок приема новых членов и т.д. Также устав определяет меру и степень ответственности каждого участника объединения.

  • Членом объединения может стать любой взрослый (18 лет и старше) дееспособный гражданин Российской Федерации. В ряде случаев допускается прием в состав товарищества или кооператива граждан, достигших 16 лет, при условии наличия у них в собственности либо распоряжении участков в пределах территории организации.

Обратите внимание!
Также закон разрешает участие в объединениях иностранных граждан и лиц без гражданства, но в этом случае на их деятельность налагаются ограничения, связанные с другими нормативно-правовыми актами РФ.

  • Вступление в товарищество/кооператив и выход из него осуществляются на добровольной основе. Допускается принудительное исключение из состава организации, но только в случае злостного нарушения устава и по решению управляющего органа.

К органам управления относятся:

  • Общее собрание членов объединения.
  • Правление объединения.
  • Председатель правления.

К компетенции собрания участников организации как наиболее полномочного органа правления относятся такие вопросы:

  • Принятие устава и внесение в него изменений.
  • Принятие и исключение участников.
  • Определение состава правления и выборы его председателя.
  • Установление объема членских взносов и определение порядка их сбора.
  • Решение финансовых и иных вопросов, связанных с аудитом и ревизией деятельности организации.
  • Рассмотрение жалоб на деятельность правления.
  • Ликвидация объединения или его реорганизация.

Согласно требованиям данного закона, общее собрание проводится при необходимости, но не реже одного раза в год. В течение остального времени деятельность организации регулирует правление садоводческого товарищества или объединения, избранное на общем собрании.

Объем работ правления и сферу его ответственности также утверждают коллегиально. В зависимости от этого челны правления могут действовать как на общественных началах, так и за определение вознаграждение.

Обустройство участка

Помимо функционирования объединений закон о садоводстве также регулирует порядок и особенности обустройства отдельных участков.

Наиболее важным вопросом является регулировка застройки, поскольку именно при узаконивании часто возникают проблемы юридического характера:

  • Разработка проектной документации для застройки участков, находящихся в пределах садоводческого объединения, должна осуществляться в соответствии с действующими федеральными и региональными нормативами градостроительства. При этом цена разработки проекта определяется компанией-подрядчиком.
  • Обустройство территории можно начинать только после получения документов, подтверждающих выделение земельного надела для пользования или в собственность садового товарищества.

Обратите внимание!
Далеко не все организации предусматривают закрепление участков за гражданами на основе права собственности.
Именно поэтому перед тем, как инвестировать в строительство, или возводить дом своими руками, стоит уточнить данный вопрос, проконсультировавшись с юристом.

  • При формировании проектной документации на застройку территории обязательно учитываются требования местного законодательства, особенности участка, а также обеспечивается сейсмологическая, санитарная и эпидемиологическая безопасность окружающих площадей.

  • Общий план застройки должен учитывать ограничения на количество и размеры подъездных путей, минимальные расстояния между зданиями (определяют пожарную безопасность), требования по защите почв и водных источников и т.д.
  • Само объединение может определять допустимый тип возводимых сооружений, а также перечень материалов, используемых для строительства.
  • В случае превышения указанных в проектной документации размеров возведенных сооружений требуется дополнительное согласование с органами местного самоуправления.

Как следует из приведенных выше норм, в случае обнаружения нарушений участники объединения, а также члены его правления могут быть привлечены к ответственности согласно требованиям законодательной базы РФ.

Критический анализ документа со стороны практиков

Несмотря на системный подход к определению юридических оснований для деятельности садоводческих объединений, рассматриваемый документ также не лишен ряда недостатков. В частности, на это указывают эксперты в области правового регулирования в аграрной и земельной сфере.

К основным недочетам закона 66-ФЗ они относят следующие:

  • Во-первых, данный норматив содержит избыточные определения, позволяя, например, осуществлять хозяйственную деятельность на участке, находящемся в собственности, а также предписывая обращаться в суд по спорным вопросам (тем самым дублируются нормы других законодательных актов).
  • В-вторых, вопросы регистрации граждан в жилых строениях относятся к компетенции управляющего органа садоводческой организации. Такая норма прямо противоречит действующему законодательству, и потому в случае отказа в регистрации может быть легко обжалована в суде.

  • В-третьих, законом предписывается ежемесячное внесение членских взносов, в то время как на практике деятельность объединения обычно прерывается в зимние месяцы, а недостающие средства владельцы и арендаторы участков вносят поквартально. Как правило, это не составляет особых проблем, но упомянутое требования может стать источником злоупотреблений со стороны управляющих органов.
  • Также у ряда специалистов, в основном в области аудита предприятий, возникают разночтения в отношении вопроса, на какие нужды (в законе указано довольно расплывчатое определение «текущие») допускается тратить собранные средства. Конкретизация данного пункта была бы весьма желательной. (См. также статью .)

Помимо этих недостатков можно найти и другие замечания, касающиеся, в основном, урегулирования хозяйственной деятельности организаций с юридической точки зрения. Также нежелательной является привязка размера членского взноса к размерам выделенного участка. В текущей редакции имеется слишком много поводов для разночтений, а значит, Высок потенциал для конфликта.

И все же, несмотря на то, что закон есть куда улучшать, сам по себе он неплохо справляется с урегулированием работы садоводческих и огороднических объединений.

Заключение

Если вы планируете завести дачу, то закон о садоводческих огороднических и дачных некоммерческих организациях нужно изучить в обязательном порядке. Его основные положения кратко изложены выше, а ознакомиться с поднятыми вопросами более подробно вы сможете, просмотрев видео в этой статье и прочитав текс закона полностью.

Отличная статья 0


Сам закон в прикреплённом файле (doc, 255 КБ), а ниже название глав и статей этого закона.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ
"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
(с изменениями от 22 ноября 2000 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г.)

Принят Государственной Думой 11 марта 1998 года
Одобрен Советом Федерации 1 апреля 1998 года

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона
Статья 3. Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Глава II. Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Статья 4. Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 5. Наименование и место нахождения садоводческого, огороднического или дачного
Статья 6. Правовое положение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
Статья 7. Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 8. Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке
Статья 9. Ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 10. Представительства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ассоциаций (союзов) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката

Глава III. Зонирование территории и предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков
Статья 12. Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 13. Определение потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 14. Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 15. Ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков

Глава IV. Создание садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 16. Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 17. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 18. Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении
Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Глава V. Управление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями
Статья 20. Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением
Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)
Статья 22. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 23. Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединении и членов его правления
Статья 25. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 26. Общественный контроль за соблюдением законодательства
Статья 27. Ведение делопроизводства в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

Глава VI. Особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков
Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков
Статья 29. Сделки с садовыми, огородными и дачными земельными участками
Статья 30. Права садоводов, огородников и дачников на распоряжение садовыми, огородными и дачными земельными участками
Статья 31. Оборот садовых, огородных и дачных земельных участков

Глава VII. Организация и застройка территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 32. Порядок разработки проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 33. Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 34. Порядок строительства объектов индивидуального (семейного) и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

Глава VIII. Поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями
Статья 35. Формы поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 36. Порядок поддержки садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений
Статья 37. Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений
Статья 38. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям

Глава IX. Реорганизация и ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 39. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 40. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 43. Завершение ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 44. Запись о прекращении деятельности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения
Статья 45. Государственная регистрация изменений учредительных документов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений

Глава X. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов. Ответственность за нарушение законодательства при ведении садоводства, огородничества и дачного хозяйства
Статья 46. Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов
Статья 47. Ответственность садоводов, огородников или дачников за нарушение законодательства
Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений
Статья 49. Дисциплинарная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства
Статья 50. Уголовная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства
Статья 51. Возмещение убытков, причиненных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам

Глава XI. Заключительные положения
Статья 52. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 53. Переходные положения
Статья 54. Об отмене ранее принятых законов
Статья 55. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Изменения в 66-ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан

3 июля 2016 года были внесены изменения в Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования – с 4 июля 2016 года.

Наш краткий обзор этих изменений:

  1. Вводится понятие Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    Реестр членов объединения должен содержать:

    1. фамилию, имя, отчество члена такого объединения;
    2. почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;
    3. кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

    Обязанностью члена в связи с формированием реестра объединения теперь является:

    • предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений
    • в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    Указанный реестр должен быть создан не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

    Ведение Реестра осуществляется председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

    ФЗ 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных»: Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

  2. Внесены изменения в порядок проведения общего собрания.

    Прежней редакцией не допускалось проведение собрания в заочной форме в случае, если в повестку дня общего собрания включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии. Теперь же, при условии, что указанные вопросы были включены в повестку дня очного собрания и оно не состоялось из-за отсутствия кворума, указанные решения могут быть приняты заочно.
  3. Расширен перечень документов

    Которые должны предоставляться членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по их требованию.

    Если ранее это были лишь копии протоколов общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, то теперь, помимо этих документов, могут быть затребованы:

    1. устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;
    2. бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;
    3. документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
    4. правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;
    5. иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.

    Указанные документы предоставляются для ознакомления . Также введена обязанность предоставить копии документов из приведенного выше перечня. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Таким образом, правлению необходимо будет принять решение о стоимости копий документов на основании калькуляции.

  4. Устав объединения должен содержать порядок установления размера членских взносов.

    Теперь это законодательно установлено, причем Данный порядок может предусматривать в том числе установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества. Здесь можно выделить два основных момента:
    • а) размер членского взноса по мнению законодателя теперь может устанавливаться в зависимости от площади земельного участка или от площади объектов недвижимого имущества на земельном участке. Возможен также комбинированный между указанными двумя принцип. То есть исключен распространенный во многих товариществах принцип взимания членских взносов – «поровну с участка».
    • б) В тексте статьи слова «может предусматривать в том числе…» дают возможность трактовать вышеописанные принципы взимания членского взноса как рекомендованные, но не обязательные. То есть, если в уставе будет сформулирован иной порядок – то так тому и быть, главное чтобы в уставе он был прописан.
  5. Уточнена формулировка понятия «членские взносы».

    В новой редакции это - денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на содержание имущества общего пользования , оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения. Дополнено очевидным – содержание общего имущества. Напомним, что в соответствии тем же ФЗ №66 имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Новая редакция закона требует внесения в устав изменений (в частности – обязательного включения туда положения о порядке установления размеров членского взноса). Вместе с тем, торопиться вносить изменения не следует, так как в соответствии с п.2 ст.2 ФЗ №337 уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

Тем не менее, изменения уже вступили в силу независимо от их наличия в уставе.

Ознакомиться с текстом изменений в №66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан", принятых в №337-ФЗ от 03.07.2016 вы можете в

1. Протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных) подписывают председатель и секретарь такого собрания; данные протоколы заверяются печатью такого объединения и хранятся в его делах постоянно.

2. Протоколы заседаний правления и ревизионной комиссии (ревизора) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства подписывает председатель правления или заместитель председателя правления либо соответственно председатель ревизионной комиссии (ревизор) и председатель комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства; данные протоколы заверяются печатью такого объединения и хранятся в его делах постоянно.

3. Членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:

1) устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;

2) бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;

3) протоколы общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собраний уполномоченных), заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;

4) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;

5) правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;

6) иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.

4. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение обязано предоставить члену объединения, гражданину, ведущему садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории такого объединения, по их требованию копии документов, указанных в пункте настоящей статьи. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Предоставление копий документов, указанных в пункте настоящей статьи, органу местного самоуправления, на территории которого находится такое объединение, органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, судебным органам и правоохранительным органам осуществляется в соответствии с их запросами в письменной форме.



Поделиться: