Епархиальное женское училище (Екатеринбург). Рязанское епархиальное женское духовное училище Женские епархиальные училища до революции

Существовавшее в 1838-1920 годах. В настоящий момент административно-учебное здание, здание епархиального женского училища и здание пансиона являются памятниками истории и культуры регионального значения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Регентское отделение Екатеринбургской духовной семинарии

Субтитры

История

В связи с проводимыми реформами обер-прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева количество церковно-приходских школ в России увеличивалось, так в Екатеринбургской епархии выросло с 117 в 1885 году до 162 школ в 1900 году. Рос спрос на педагогические кадры .

В 1880 году школа была расширена c 4-классного до 6-классного епархиального училища и переведена из Ново-Тихвинского монастыря в только построенное здание на углу Александровского проспекта (ныне улицы Декабристов , дом 83) и Щепной площади (Университетский переулок) .

Наметился дефицит педагогических кадров. Начиная с 1881 года, окончившие курсы получали профессию учительницы, готовились кадры для церковно-приходских школ. В первый выпуск в 1887 году из 23 выпускниц 19 успешно сдали выпускные экзамены и получили звания домашних учительниц. Среди талантливых педагогов была и выпускница Анастасия Павловна Беренова была награждена золотой медалью на Аннинской ленте в 1912 году .

Училище принимало девочек не моложе 9 лет, окончившие церковно-приходские школы . Отбор учениц в 1-4 классы проводился в результате вступительных экзаменов. Обучение было платным, приходилось платить и за обучение, и за содержание, и за проживание в пансионате. Дочерям из семей малообеспеченных священнослужителей предоставлялись скидки . Большинство воспитанниц происходили из духовенства, однако были и дети светских лиц, им не предоставлялась скидка. Стоимость полного содержания в 1885 году для светских лиц составляла 180 рублей в год, а стоимость для детей духовных лиц - 90 рублей .

Училище находилось в ведении Святейшего синода и духовного комитета при нём под управлением местного преосвященного (главного начальника женского училища и духовной консистории, утверждавшего все должностные лица при училище) . Первой начальницей училища в 1880-1890 годах была настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Магдалина (в миру М. А. Неустроева). Начальницей училища в 1903-1918 годах была выпускница Казанского родионовского института В. В. Рогинская .

Программа дисциплин в училище включала в себя следующие предметы: Закон Божий, церковнославянский язык, арифметику, физику, геометрию, географию, историю, церковное пение, рукоделие, чистописание, русский язык, словесность, французский и немецкий языки, гигиену, гимнастику и педагогику . При Екатеринбургском епархиальном женском училище была открыта воскресная церковно-приходская школа в 1884 году, а с 1887 года она было преобразовано, согласно определению Святейшего cинода, в образовательную школу .

При осуществления учебного процесса использовались отдельные кабинеты для рисования, рукоделия, музыки. А в кабинете физики имелись приборы для лабораторных занятий: динамометр, гидростатические весы, сифон и ливер, подзорная труба . В «Акте об осмотре помещений Епархиального училища» за 1886 год отмечалось, что учебные кабинеты - теплые, но отсутствует вентиляция. В училище была свою значительная библиотека .

В разные годы в училище преподавали И. Д. Знаменский, В. К. Коровин, И. А. Левитский, Н. И. Макушин, Г. А. Младов, а в 1907-1913 годах учителем письма, чистописания, грамматики был Павел Бажов .

В декабре 1916 года по проекту архитектора К. А. Полкова был построен новый учебный корпус училища по адресу Щепная площадь (Университетский переулок, дом 9) с церковью Святой Великомученицы Екатерины при нём. 10 января 1917 года храм и новый корпус были освящены . В 1915 году в связи с тяжёлым финансирование количество воспитанниц сократились на одну треть. Материальная поддержка от государства и церкви была прекращена. Весной 1917 года в здании стал размещаться военный госпиталь, а до августа 1918 года - Академия Генерального штаба. Занятия в училище продолжались до весны 1920 года .

В настоящий момент в здании старого учебного корпуса располагается Екатеринбургский монтажный колледж, в здании пансиона -Екатеринбургский экономико-технологический колледж., в здании нового учебного корпуса - корпус горного университета с 1919 года.

Архитектура

В настоящий момент административно-учебное здание представляет собой каменное здание, расположенное в начальном квартале улицы Декабристов (Александровский проспект), которое было перестроено в 1952-1953 годах по проекту архитектора С. А. Васильева. Здание имеет трехчастную симметричную композицию с центральным и двумя боковыми ризалитами со стороны северного главного фасада. На газоне перед главным фасадом, с примыканием к центральному ризалиту имеется экседр со скамьями, обозначенными по красной линии крупными вазонами на постаментах. По центру расположен массивный ризалит с шестиколонным портиком дорического ордера. Первый этаж ризалита отделан штукатуркой «под руст» с выделением главного входа высоким прямоугольным порталом с парными арочными нишами по сторонам от него. Глубокий шестиколонный портим в центре имеет невысокую балюстраду ограждения. Центральный ризалит с гладкими архитравом и фризом, лепным карнизом и треугольным фронтоном сочетает в себе античные элементы с советской эмблематикой. Тимпан с лепниной, изображающую государственный герб, украшен лавровыми ветвями с лентой, на которую указана дата строительства - «1952-1953». Внизу - классический маскарон, а ещё ниже - на плоскости архитрава - пятиконечная звезда в лавровом венке с лентами. Скаты фронтона с античными акротерии имеют крупные модульоны, конек - флагшток в форме чаши на основании. Боковые корпуса отделаны штукатуркой. Этажи выделены профилированными междуэтажными поясами. Окна верхних этажей с прямыми сандриками и подоконными филенками, фасады с профилированными карнизами, имеющие линейный рисунок и примыкающие к центральному ризалиту гладкими парапетами. Фасады разновысоких боковых ризалитов симметричны. По их центральным осям идёт декор из двух окон - прямоугольного и арочного. Прямоугольное окно с наличником в форме двухколонного портика с антаблементом является пластическим акцентом фасадов. В здании выделяются парадная лестница и актовый зал. А само здание является памятником архитектуры послевоенного периода советской неоклассики, которому свойственно академическое воспроизведение классицистических приемов . Решением Свердловского областного Совета народных депутатов № 75 от 18.02.1991 года здание поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения . Постановлением Правительства Свердловской области № 1056-ПП от 29.10.2007 года внесены изменения в название объекта с Здания епархиального училища, где в 1903-1914 гг. преподавал Бажов П. П. на Административно-учебное здание .

В настоящий момент пансион женского епархиального училища представляет собой двухэтажное каменное здание с подвалом, расположенное там же в начальном квартале улицы Декабристов (Александровский проспект) и Университетского переулка (Щепной площади). Здание имеет Г-образный план постройки в связи с его расположением на углу квартала с функциональным разделением на школьный корпус и жилой дом, которые составляет единый объём. Здание имеет срезанный угол школьного корпуса. К северному торцу здания примыкает объём для туалетов. Краснокирпичное здание почти без декора с ордерным членением фасадов. Междуэтажная тяга простого профиля выделяет верхний ярус от нижнего, цокольного. Узкими тягами выделены фриз в верхней части стены и низ оконных проемов. Западный и южный фасады имеют фигурный фронтон с тимпанами, прорезанными круглыми слуховыми окнами. Здание является образцом рационального кирпичного стиля конца XIX века, характерного для массового, дешёвого строительства, для школ и больниц . Решением Свердловского облисполкома № 454 от 04.12.1986 года здание поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории регионального значения . Постановлением Правительства Свердловской области № 1056-ПП от 29.10.2007 года внесены изменения в название объекта с Бывшего здания Уральского лесотехнического института, где в 1925-1936 гг. работал учёный-лесовод Семёнов К. С. на Пансион женского епархиального училища .

Здание епархиального училища

В настоящий момент корпус бывшего здания епархиального училища, расположенного там же в квартале, ограниченном Университетским переулком (Щепной площади), улицей Народной Воли (Монастырской улицей), улицей Декабристов (Александровским проспектом), представляет собой каменное трехэтажное здание в кирпичном стиле. Функции учебного корпуса были разделены на главный блок с вестибюлем и фойе, церковный блок, трех учебных и жилой блок с квартирами для преподавателей. Главная лестница частично вынесена за северную стену главного корпуса, а восьмигранный ярус колокольни перекрыт куполом. Западный главный фасад разделён разновеликими ризалитами, делая асимметрию. Цокольный этаж облицован грубо обработанными гранитными квадрами. Первый этаж выделен горизонтальной тягой, а второй и третий этажи объединены широкими лопатками. Главный вход находится в северном ризалите и выделен широкой аркой. Декор здания использован различных архитектурных стилей. На фасадах использована классическое трехчастное членение, а стены имеют крупную рустовку подобно флорентийским палаццо. В здании использованы прямоугольные окна, окна с лучковым завершением, венецианские окна с романсковизантийскими колонками в простенках, французские окна, одинарные арочные и двухчастные древнерусские с подвесными арками окна. На фасадах использованы рельефный карниз мелкого рисунка, геометрические вставки на плоскости лопаток и простенков, килевидные кокошники. После передачи здания горному институту была проведена перепланировка церковного блока и удалены главки с крестами. В 1960-х годах с восточной стороны корпуса пристроили дополнительный учебный блок, образовавший в центре здания два дворовых каре . Решением Свердловского облисполкома № 454 от 04.12.1986 года здание поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории регионального значения . Постановлением Правительства Свердловской области № 207-ПП от 10.03.2011 года внесены изменения в название объекта с Бывшего здания епархиального училища, позже Уральского государственного университета А. М. Горького. В этом здании в августе 1917 года проходил 2-й окружной съезд Советов Урала на Здание епархиального женского училища и даты с первой половины XX века на 1913-1916 годы .

Численность учащихся и выпускников

Численность учащихся в Екатеринбургском епархиальном женском училище и количество выпускников в 1886-1916 годах :

Учебный год Всего учеников Кол-во выпускников
1 1886/1887 228 20
2 1887/1888 236 23
3 1888/1889 234 29
4 1890/1891 242 23
5 1892/1893 266 22
6 1893/1894 266 41
7 1894/1895 269 24
8 1900/1901 267 35
9 1901/1902 277 27
10 1902/1903 262 30
11 1908/1909 307 48
12 1909/1910 320 62
13 1910/1911 326 35
14 1911/1912 338 47
15 1913/1914 330 38
16 1915/1916 209 49
17 1915/1916 335 -

Ссылки

  • Выпускницы Екатеринбургского епархиального женского училища
  • Чумакова Э.Е. Епархиальное женское училище Екатеринбурга (1880-1920) - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2010. - 459с. - ISBN 978-5-7996-0522-3
  • Чумакова Э.Е. Воспитанницы: Екатеринбургское епархиальное женское училище (1880-1920). - Екатеринбург. Изд-во Урал. ун-та, 2010.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА

Подготовка домашних воспитателей, учителей и наставниц осуществлялась и в епархиальных женских училищах и семинариях. В епархиальные училища для дочерей православного духовенства (с 6-летним сроком обучения) принимали на воспитание девочек с 9 лет. Как и в женских учебных заведениях МНП и ведомств императрицы Марии Федоровны, здесь тоже были обязательные и необязательные предметы. К обязательным дисциплинам относились Закон Божий, история Ветхого и Нового Заветов, Пространный Катехизис, Объяснение Богослужения, церковная история, русский язык и словесность, арифметика и геометрия, география, гражданская история, общие сведения из физики, чистописание, церковное пение и педагогика. Курсы необязательных предметов составляли музыка, рисование, шитье, кройка, вязание и домашнее рукоделие. Аттестат об окончании епархиальных училищ давал право на звание домашней учительницы тех предметов, в которых воспитанница проявила успехи. В женские учительские семинарии, включавшие 4 класса училищ и 4 класса семинарий, принимались на приготовительное отделение девочки с 8 лет. С 10 до 14 лет обучение проводилось в стенах училища, с 14 до 21 года - на младших и старших курсах семинарии.

По завершении обучения в женских учительских семинариях выпускницы имели право на получение от Московского учебного округа свидетельств на звание «домашняя учительница», пройдя специальные испытания.

ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Таким образом, к началу XX в. в России сложилась целостная разноуровневая система подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.

В феврале 1872 г. открылись специальные курсы Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Общество Ф. Фре-беля ставило перед собой цель образования детских «садовниц» и нянь, обучение их теоретическим и практическим знаниям и умениям в деле начального воспитания. Фребе-левское общество издавало журнал по воспитанию и обучению детей, предлагало курс платных лекций матерям и гувернерам. За 30 рублей в год можно было прослушать теоретический курс по анатомии, физиологии, гигиене и физическому воспитанию, зоологии и ботанике, педагогике и психологии. На практических занятиях женщин обучали «фре-белевскому» рукоделию, рисованию и лепке, пению, музыке и гимнастике. Курсы предназначались для будущих домашних воспитателей и нянь для детей дошкольного возраста.

В том же году при Императорском Санкт-Петербургском воспитательном доме только для девушек воспитательного дома открывается училище нянь, где изучаются специальные дисциплины: физиология, анатомия и педагогика с целью обучения выпускниц уходу за грудными детьми. Курс «детские болезни» давал практические навыки ухода за больным ребенком. Уроки пения, рукоделия, рисования и гимнастики помогали организовывать различные игры и занятия со старшими детьми. В младших классах практиковались и ночные дежурства, когда воспитанницы наблюдали за кормилицей и уходом за грудным ребенком. Летом, с июня по август, девушки выезжали для прохождения практики за город на дачу. За каждой закреплялся один ребенок с целью обеспечения ухода за ним, организации игр и его обучения. По окончании училища девушки получали звания русских нянь и дипломы двух разрядов (1 и 2). Выпускницам выплачивались 50 рублей, выдавалась одежда и обеспечивалось место няни в частном доме.

При первом выпуске дипломы нянь получили 20 человек, при последующих - 11 и 8; сокращалось и число учениц, получивших дипломы I разряда. Нянь выпускали больше, чем требовалось, и постепенно заявки на них вовсе перестали поступать. Оплата труда нянь была небольшой -10-12 рублей в месяц. Шесть лет после окончания девушками училища его начальство контролировало деятельность своих выпускниц-нянь в семьях. Затем их приписывали к мещанскому сословию. Если выпускница проработала не менее трех лет в звании няни и находилась еще под покровительством Императорского воспитательного дома, при замужестве ей выдавались 60 рублей.

Готовило русских гувернанток и домашних учительниц и Санкт-Петербургское реальное женское училище ведомства императрицы Марии Федоровны (впоследствии Сиротский институт).

Воспитанницы Санкт-Петербургского сиротского института обучались бесплатно, пансионерки -за счет частных лиц. Кроме основных предметов, большое внимание в нем уделялось практическим навыкам воспитательниц: здесь обучали кройке и шитью, кулинарии, огородничеству и садоводству. Для особо прилежных и проявивших успехи и способности были организованы педагогические классы, по окончании которых присваивалось звание «домашнего наставника» или «классной надзирательницы». Учебное заведение трудоустраивало выпускниц на более выгодные и хорошо оплачиваемые места.

В 1872 г. создаются первые учительские институты в Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе. Московское общество воспитательниц и учительниц открывает одногодичные педагогические курсы. Спустя 20 лет, в 1892 г. в учебный план курсов включают изучение логики, истории педагогики, психологии, естествознания и законоведения.

Однако высшее женское образование в конце XIX в. оставалось для женщин в России практически недоступным. В некоторых городах (Харькове, Киеве, Одессе) женщин допускали в качестве вольнослушательниц на отдельные факультеты университетов. Но эти факты скорее исключение из общего правила. Министр народного просвещения Д.А.Толстой считал, что «важнейшее воспитание и начальное образование детей не нуждается в университетских курсах». Еще Устав 1863 г. запрещал обучение женщин в университете. До 1872 г. возможность получить высшее образование могла быть реализована только за рубежом. Больше половины обучающихся в то время в университетах за границей женщин было из России. Высшие женские курсы давали возможность получить женщинам высшее образование в России. Профессора и преподаватели, представленные лучшими отечественными специалистами, поддерживали идеи доступности высшего образования для женщин, читали лекции для слушательниц безвозмездно. В 1869 г. в Санкт-Петербурге начинают работать Аларчинские курсы, годом позже - Владимирские и Лубянские курсы.

В 1872 г. в Москве создается первое в России учебное заведение для женщин с университетской программой Московские Высшие женские курсы профессора В.И.Гирье, где преподавали известные профессора Московского университета Н.С.Тихонравов, В.О.Ключевский, П.Г.Виноградов, В.И.Гирье и многие другие.

Лица, окончившие женские гимназии, институты, епархиальные училище и получившие аттестаты на звание «домашняя наставница» и «гувернантка», принимались на эти курсы без экзаменов. Остальные сдавали экзамены по русской и всеобщей истории и литературе. Для поступления необходимо было набрать пять баллов с дробью (дробь = 1/10 балла - за знание двух иностранных языков или за сдачу определенных экзаменов по курсу мужских гимназий). Плата за обучение - от 50 до 100 руб. в год - была доступна не всем слушательницам, и поэтому многим не удавалось завершить обучение. Посещение курсов разрешалось замужним женщинам лишь с позволения мужа. Первоначально курсы были двухгодичными, с 1874г. срок обучения увеличился до 3 лет. В 70-е годы XIX в. Высшие женские курсы открываются в Одессе, Казани, Киеве, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Тамбове. Однако отношение к высшему женскому образованию нельзя назвать однозначным. Так, в 1886 г., следуя традиционным взглядам на место женщин в обществе, Высшие женские курсы были объявлены несостоятельными и вскоре закрыты. И только в 1889-1990 гг. при поддержке прогрессивных общественных сил и демократического движения они возобновили свою работу. Но теперь прием на курсы осуществлялся по новым правилам: увеличение в 2 раза платы за обучение значительно уменьшило число слушательниц из средних сословий. Требование предъявлять свидетельство о доходах также изначально ориентировало на обучение состоятельных слушательниц. К 1905 г. в России насчитывалось более 30 различных Высших женских курсов (в основном педагогического и медицинского направления). До октября 1917 г. подготовка домашних педагогов в России осуществлялась в государственных, частных и религиозных учебных заведениях, а также на ВЖК.

Так как после 1917 г. домашнее образование как вид частной педагогической деятельности было запрещено, то подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановилась; возрождение системы домашнего образования стало возможным лишь с середины 90-х годов.

Системный педагогический анализ как самого социально-педагогического явления гувернерства, так и подготовки специалистов к этому виду образовательной деятельности в период XVIII - начала XX в. позволяет выявить специфические особенности домашнего педагога в условиях коренных преобразований в современной России.

Астраханское епархиальное женское училище Астраханское женское епархиальное училище , духовное учебное заведение, функционировавшее в Астрахани с 1866 по 1918 год

Трёхклассное училище было открыто в году при Благовещенском монастыре . Главной воспитательницей над первыми ученицами состояла монахиня Аполлинария. С первых лет своего существования училище вызывало особое доверие и уважение астраханского общества. Однако, с течением времени и с увеличением популярности, это учебное заведение стало испытывать трудности из-за тесноты здания.

В году началась постройка нового двухэтажного каменного корпуса. Но в году выяснилось, что и это здание уже тесно для училища. Стараниями Священного Синода, епископа Евгения и епархиального съезда духовенства был куплен смежный с училищем участок земли. Училище было построено по проекту архитектора Э.И. Фольрата на углу улиц Николо-Часовенной (1939 г. ул. Чалабяна) и Новоисадной (ныне ул. Ногина). В году под руководством архитектора Вейзена училище приняло вид трехэтажного корпуса, который сохранился до сих пор. В училище находился домовый храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.

В училище принимались девочки в возрасте 10-12 лет из разных сословий, в том числе инославные и сироты, за которых платила епархия. За обучение и содержание взималась дифференцированная плата.

Учебно-воспитательная часть

Учеба начиналась 1 сентября и заканчивалась в начале мая, когда начинались экзамены. Расписание составлялось начальницей училища и утверждалось епархиальным начальством. Уроки начинались с 8 часов утра и оканчивались в половине второго.

За шесть лет обучения воспитанницы изучали следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, географию, физику, историю, церковное пение, дидактику, педагогику, рукоделие, музыку, французский язык.

По окончании экзаменов, после благодарственного молебна, зачитывались разрядные списки воспитанниц. Воспитанницы 1-го разряда были лучшими, они награждались книгами и похвальными листами, воспитанницам 2-го разряда вручали аттестаты, воспитанницы 3-го разряда должны были держать переэкзаменовку (обычно 19-23 августа). В училище так же был дополнительный (педагогический) седьмой класс. В нем максимальное количество учебных часов отводилось на дидактику и педагогику. Под руководством инспектора учащиеся этого класса самостоятельно давали уроки. Многие выпускники епархиального училища получали аттестат на звание домашней учительницы.

Закрытие училища

После революции, в году, училище было закрыто. В здании расположили госпиталь и лазарет. Позже открылась школа II ступени. В году это была уже школа №5 имени Клары Цеткин.

В годы Великой отечественной войны в здании училища размещался полевой эвакуационный госпиталь, в



Поделиться: