Какие буквы можно превратить в волшебные. Волшебная буква "У" - Форум Волшебников

Последнее время тема различных азбук и алфавитов для меня лично стала просто животрепещущей. Мой годовалый сын увлекся буквами, причем увлекся серьезно, он видит их везде, по нескольку раз старается в меру возможностей повторить любой звук (я уже о том, что самым маленьким адекватнее называть звуки, а не буквы, со своим сыном я так и делаю), показывает в книжках, на вывесках, называет сам или просит называть меня.

Сейчас великое множество пособий и просто игрушек с алфавитом и буквами, но мне пришлось рассматривать их с пристрастием и дотошно выбирать варианты наиболее достойные моего маленького буквомана. Расскажу о том, что попадалось на глаза мне и что меня, мягко говоря, удивило.

Первый шедевр, который есть у нас дома, это «Морская азбука» , у нее несколько режимов, самым приличным из которых, по моему мнению, является тот, где просто играют мелодии, никак ровным счетом с буквами не связанные.

Все остальное весьма и весьма спорно. В первом режиме в ответ на нажатие кнопки с буквой мы слышим ее название «бэ», «ха» и т.п., и уже один из следующих режимов подтверждает мое твердое убеждение, что учить детей поначалу, да и для чтения вообще, нужно звукам, а совсем не буквам . «Морская азбука» просит составить какое-нибудь слово, например "рот", ты последовательно нажимаешь нужные буквы, она произносит «эр», «о», «тэ», после чего заключает «рот» и хвалит тебя за правильно выполненное задание. Я, конечно, рада, что я молодец, но даже мне взрослому, умеющему читать человеку не понятно, как из «эротэ» (я даже сейчас опущу свои ассоциации:) получилось «рот», и что, собственно, в этом правильного... И это я еще не говорю о чисто физическом недостатке - буквы рельефные, но цвета того же, что и фон кнопки, на которой они написаны, видно плохо и невнятно.

Еще задолго до проснувшегося у сына интереса к буквам я купила такую доску, которая в каталоге продукции гордо называется «русский алфавит» , признаться, я не рассмотрела ее на картинке, но, увидев ее уже дома, заключила, что это может быть что угодно, но никак не привычный русскому уху и глазу алфавит.

Как совершенно справедливо изрекла на днях моя подруга - «Не могу понять, почему людям вообще пришло в голову поменять половину букв местами...», а мой муж предположил, что этот алфавит призван разрушить устоявшиеся стереотипы:)

Да, причины подобных авторских перестановок в алфавите действительно совершенно не понятны, и, стоит ли говорить, последовательность букв русского алфавита на этом дидактическом материале давать не следует.
Еще одна важная вещь, на которую нужно обращать внимание, выбирая подобные алфавиты с картинками под каждую букву, состоит в том, что нарисованные картинки должны иметь однозначное, и первое приходящее в голову ребенку, название - таким образом, никакая буква «е», нарисованная рядом с «ёлкой» не переубедит ребенка, что на картинке не ёлка, а ель. Интересно, сами создатели тоже перед новым годом мечутся по городу в поисках ели, наряжают ель и хороводы водят вокруг ели? :)

И еще об одном моменте, на который мало кто обращает внимание, а, тем не менее, это очень важно и здорово может запутать еще не искушенных в чтении детей - многие звуки искажаются в некоторых позициях . Так например, согласные могут звучать мягко после смягчающих гласных, например, в слове «лев», а эта картинка (как и изображенная здесь лиса) очень популярна в азбуках на букве «л», звучит как «ль», а никак не «л», то же самое с очень популярными «диваном» и «мячом». А безударные гласные вообще могут «прикидываться» другими звуками, огромные проблемы в этом смысле с буквой «о», которая в ударной позиции и при этом в начале слова встречается очень редко, и большинство азбук предлагают нам услышать звук «о» в словах «обезьяна», «окно», «огурец» или «овца». Произнесите их, и если услышите вначале именно «о», я с удовольствием признаю, что была не права (может спасти нарисованный осел, если вы успеете быстро обозвать его осликом, азбук с картинкой «облако» или другими словами, где «о» это действительно «о» я лично не видела ни разу, если найдете и покажете, буду премного благодарна).

Беспроигрышным вариантом для нас явились буквы из набора магнитной азбуки , благо, тут испортить и правда мало что можно, правда для меня остается загадкой, на каком основании и с какой хитрой целью одни и те же буквы (в наборе по несколько одинаковых буковок) окрашены разными цветами и почему вообще буквы красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Сейчас мой сын спасается в основном самодельными (мноюдельными) буквами и про наши игры с буквами я расскажу отдельно, равно как и про то, как выбрать правильный букварь, наверное...

А сейчас резюме, покупая ребенку азбуку или какие-то игры с буквами, следите за тем, чтобы :

Буквы были видны четко (что касается азбук с картинками, очень хорошо бы, чтобы картинки не наезжали на буквы, так как образ буквы должен быть понятным)
. все буквы были одного размера
. цвета букв были по возможности «классическими» (гласные - красные, согласные - синие, мягкий и твердый знаки - зеленые, или все буквы черные)
. картинки под буквами были узнаваемы и максимально похожими на настоящие
. предметы, изображенные на картинках трактовались однозначно и желательно, имели одно самое распространенное название, тогда изображенные предметы ребенок будет называть правильно (если возникает хоть малейшее сомнение, успейте назвать, что нарисовано на картинке, первыми, не дав ребенку простора для фантазии)
. названия соответствующих предметов реально начинались на тот звук, рядом с которым нарисованы (безударные гласные в начале слов могут звучать не так, как нужно услышать ребенку, чтобы узнать букву, смягчающие гласные после согласной, делают согласный звук мягким)
. азбуку электронную лучше не покупать совсем малышам, у которых еще сильно желание просто потыкать в кнопки - они будут жать все подряд, звуки будут произноситься в «куче» и такая же «куча-мала» будет у ребенка в голове.

Использованные в статье фотографии с сайтов.

Слово «загадочный» значит непонятный, представляющий собой какую-то загадку.

Слово «загадочные» можно заменить на слово «таинственные».

Ведь оно тоже обозначает труднообъяснимые понятия.

2. Подумай, какие буквы спрятались в пустых квадратиках.

А - лягушку проглотила.

Л - тележку покатила.

Д - откроем и войдем.

Ш - под елкою найдем.

О - жужжит и больно жалит.

П - в лесу деревья валит.

В - чирикает на ветке.

Т - рычит на нас из клетки.

Н – приятный любит запах.

К – на мягких ходит лапах.

М – спасается от кошки.

Ц – в горшочке на окошке.

Щ – усердно чистит зубы.

З – велит надеть нам шубы.

Ж – в коробочке сидит.

У – совсем не ядовит.

Ч – с собою домик тащит.

Э – откликнется из чащи.

И - в лесу на курьих ножках.

Г - лежат у нас в лукошках.

С - по шёрстке мы погладим.

Ё - мы к празднику нарядим.

Ф - мерцает огоньком.

Ю - завертится волчком.

Ы - у сыра посерёдке.

Б - пекут на сковородке.

Е - в лесу с куста мы ели.

Р - вокруг Луны летели.

Х - к обеду на столе.

Я - на каждом корабле.

4. Назови «веселые», «зубастые», «вкусные» буквы. Прочитай. Дай названия остальным буквам. Какие их них можно назвать фантастическими, любимыми, домашними?

Веселые буквы: Л, Ш, В, К, М, Ж, У, Ч, Э, С, Ё, Ю, Ы, Р

Зубастые буквы: А, О, П, Т.

Вкусные буквы: Г, Б, Е, Х.

Серьезные буквы: Д, Н, Ц, Щ, З, И, Ф, Я.

Фантастическими я бы назвал следующие буквы: И, Р.

Любимым я бы назвал следующие буквы: Ш, К, З, С, Ё, Ю, Б.

Домашними я бы назвал следующие буквы: Л, П, К, Ц, Щ, С, Б.

5. Самостоятельно придумай предложение или стихотворное двустишие с любой из букв.

Определи интонацию, с которой ты прочитаешь составленный тобою текст. Помощь можно найти в «Рабочей тетради».

М – на всем свете самая милая,

Самая нежная, неповторимая.

Интонация радостная, восторженная, с гордостью.

О – позолотила все вокруг и принесла холода.

Интонация спокойная, повествовательная.

6. Обсудит с другом, каким образом можно обычные слова превратить в волшебные.

Это можно сделаю с помощью темы, сюжета предложения или стихотворения. Также сделать слова волшебными помогает интонация.

19.08.2008, 12:27

Недавно я села за руль собственной машины и пока практиковалась ездить за рулем, купила себе аж 2 буквы "У" (ученик за рулем). Думала наклею на машину с двух сторон, но меня отговорили подружки... И вот что я придумала: я дала букве Установку на Уважение, Удачу, Улыбки и Уверенность в себе. Наклеила эти 2 буквы на входную дверь, чтоб всегда эти Установки были перед глазами! Есть результаты, стала ездить Увереннее, больше Улыбаться. Надо еще ей назначить Увеличение прибыли в бизнесе! Поработаю над этим!!!

Если будут варианты превращения этой волшебной буквы, делитесь, буду рада!

19.08.2008, 12:51

Монна Мира

19.08.2008, 13:04

Значит, 27-ой буквой будет Щ!!!.png

Ну, Господа-Волшебники, на что еще кроме, конечно, Щастья эта буква действует?.png

19.08.2008, 13:20

жаль что на "Щ" у нас буквы дорожной нет... а то ее то можно было бы и на зеркало приклеить.. А она бы была в Красной окантовке!!! Вдвойне польза!.png

Монна Мира

19.08.2008, 13:39

Ну дык можно приклеить где-нибудь еще..gif Всё равно у тебя лишняя У есть. Теперь можно подумать, как это скомбинировать.

19.08.2008, 13:54

Она не лишняя, они обе у меня работают... Сеогдня на увеличение прибыли и на удачу в делах, завтра на удаление преград и т.д.

19.08.2008, 14:32

Волшебная-волшебная!.png

Еще и какая! Это ж именно она отличает Мужчину от Женщины всилу недостатка одной "ножки"))))))))))) Полхромосомины называется.png)))) Так что, смею заверить, мужики потянутся... Со страшной, нелюдской силой... Ну, чтоб не гаишники: это постараться надо, хотя тоже ведь - мужчины! Тянет их! Понимать надо))

Из волшебного: повесить непосредственно перед буквой У - букву Х (икс), что будет обозначать ваше дружелюбное отношение к взаимодействию полов... Смущает несколько получающаяся аббревиатура ХУ..., просящая некоего творческого завершения... Но - если не смущает)))))))))))))))))))))))))

19.08.2008, 14:40

Это я нашла в словаре. "У - 21-я буква в кириллице и английском алфавите. Вторая буква священного возгласа "Оум".

Число 21 всегда считалось мистическим символом, что сохранилось и в наши дни. В алхимии 21 день считался сроком, когда неблагородные металлы превращались в серебро". Значит и нашу волшебную букву можно превратить во что-то благородное... :-)

Кодирование все помнят? Так вот, если кодировать слово "СЧАСТЬЕ" - получается - "21"!!! 21 - число счастья!!! Значит, буква "У" - СЧАСТЬЕ!!!.png

Соответствие содержания учебного курса «Литературное чтение» (первый год обучения) задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Достижение метапредметных результатов Стандарты второго поколения нацеливают учителя на достижение не только личностных, но и метапредметных результатов. Процесс формирования универсальных учебных действий у первоклассников обеспечивает достижение названных результатов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. На сегодняшний день авторы-разработчики ФГОС НОО позаботились об обеспечении развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Это означает, что в основу стандарта положен системно-деятельный подход, который обеспечивает ребёнку не только системное усвоение предметных знаний и умений, но обеспечивает развитие посредством включения учащихся в разнообразные виды деятельности, в том числе учебную деятельность. Федеральный государственный стандарт общего начального образования ориентирует современного учителя на организацию учебной деятельности школьников, в которой ребёнок является не пассивным наблюдателем (объектом обучения и воспитания), а активным участником образовательного процесса (субъектом), стремящимся самостоятельно ставить перед собой образовательные задачи, открывать новые знания и способы действий, знающим, где, когда и в какой сфере полученные знания он может применить, использовать по назначению. Причём, открытие нового знания или нового способа действия осуществляется по формуле: от действия – к мысли. То есть, ребёнок сначала наблюдает или манипулирует (действует) с каким-либо материалом: предметами материального мира (с природным материалом на уроках технологии, с ножницами и бумагой, с ручкой для письма, тетрадью, прописью, учебником, компьютером и пр.); или знаками-символами, заменяющими эти предметы (глобус, модель звёздного неба, модель предложения, звуковая модель слова, математическая задача, представленная в виде таблицы, краткого условия, схемы или диаграммы и т. д.); или явлениями более высокого уровня – духовными, нравственными, экзистенциальными, эстетическими, ценностно-смысловыми, социальными (например, толерантность, бесконфликтность, совесть, честь, патриотизм, жизнь как ценность, здоровье как ценность, событийный ряд в жизни человека, личностный и нравственный выбор и пр.). Действуя с фактами и явлениями из разных областей человеческой жизнедеятельности, ребёнок анализирует этот материал, классифицирует, обобщает, пробует различные способы его преобразования, следит за тем, что из этого получается, и в результате, приходит к каким-то выводам, заключениям, которые обязательно должны быть им сформулированы самостоятельно, приняты для себя как руководство к действию, поступку, реализации задуманного. Таким образом, деятельность, в которую включается школьник, независимо от того, учебная она или игровая, спортивная или эстетическая, должна побуждать школьника решать какие-либо проблемные задачи, а способы решения этих задач, найденные ребёнком, принятые и аргументированные им самим, дают возможность расти личностно и интеллектуально. Если уже в начальной школе ребёнок системно получает возможность решать различного рода проблемные задачи разного уровня сложности, его мозг постепенно привыкнет к ситуации интеллектуального затруднения. Такая ситуация для ребёнка всегда будет предсказуемой, и он без паники сможет разобраться в её деталях, обязательно найдёт способы её разрешения. Так воспитывается пытливость ума, любознательность, неравнодушное отношение к тому, что человека окружает и какие события происходят в его жизни, в его стране, с его близкими, друзьями и знакомыми. Поэтому процесс формирования универсальных учебных действий уже в период младшего школьного возраста создаёт плацдарм для развития личности ребёнка, приобретения им умений, необходимых для решения различного рода проблемных задач в любой сфере его жизнедеятельности – сначала учебной, а затем профессиональной и личной жизни. Благодаря такой организации обучения формируется умение учиться. Метапедметные (надпредметные) универсальные учебные действия составляют особую группу учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), поскольку благодаря им ребёнок получает возможность совершенствовать себя во всех отношениях. Надпредметность и универсальность метапредметных учебных действий заключается в том, что овладев ими, школьник получает возможность использовать эти умения в любой сфере человеческой деятельности. Главное, чтобы метапредметные умения формировались на духовно-нравственной основе. Школьник должен понимать, что любое действие, совершённое им, должно быть во благо Родине, человечеству, природе, себе и другим людям. Проследим, каким образом в учебниках по литературному чтению для первого класса создаются условия и предпосылки для формирования метапредметных УУД. Формирование регулятивных универсальных учебных действий , в основе которых лежит целеполагание, элементарное планирование своих действий на отдельных этапах урока, контроль выполненных заданий с опорой на эталон (образец), оценка результатов собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником) – всё это предусмотрено авторами в учебнике по литературному чтению для первого класса. Например, целеполагание отражено на шмуцтитуле в преддверии изучения каждой новой темы (1 класс, часть 1, с. 3, 29, 63; 1 класс, часть 2, с. 3, 29, 55). При работе со шмуцтитулом надо обратить внимание детей, что авторы позаботились о том, чтобы школьники изучали материал целенаправленно, стремились к результату, так как успех любой деятельности зависит от правильно поставленных целей и задач. Если человек понимает свою цель (осознаёт её), тогда у него всё хорошо получается. Можно привести примеры из жизни людей, которые добивались высоких результатов благодаря чёткому пониманию того, что они делают, в какой последовательности и к какому результату должны придти. Также необходимо сообщить детям, что цели надо научиться формулировать, что это не такая простая задача, поэтому авторы учебника нам в этом помогают, следовательно, будем у них учиться. Далее учитель должен чётко и внятно прочитать все цели, представленные на шмуцтитуле и спросить детей, что им было непонятно. Пусть они сформулируют свои вопросы. Такое задание пробуждает желание во всём разобраться самому, а также способствует активизации детской инициативы. Далее необходимо обсудить каждую цель отдельно, выяснить, понятна ли она детям, как они её понимают, что должны делать для того, чтобы она трансформировалась в результат. Например, в учебнике «Литературное чтение. 1 класс» (часть 1) на с. 3 сформулирована такая цель: «Мы научимся читать вслух так, чтобы всем было интересно слушать». Учитель должен спросить у детей: «Вспомните ситуацию, когда вы с интересом слушали чьё-либо чтение? Как читал тот, чьё чтение вам очень нравилось? Следовательно, чему мы должны научиться, чтобы заинтересовать слушателя?». Принцип здесь простой – всегда идти от опыта детей. Не объяснять, что и как надо делать, ребёнок не воспринимает объяснений и нравоучений, а оживить уже имеющиеся в опыте ребёнка впечатления. Пусть дети вспомнят подобную ситуацию, свои чувства, эмоции и зададутся вопросом, почему им было интересно (увлекательно) слушать.Планирование учебных действий с опорой на условные обозначения можно организовать при изучении следующих произведений: Я. Тайц «Волк» (1 класс, часть 2, с. 7), по М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль» (1 класс, часть 2, с. 48), Р. Сеф «Кто любит собак» (1 класс, часть 2, с. 59), рубрика «Проверим и оценим свои достижения» (1 класс, часть 2, с. 54), рубрика «Наши проекты» (1 класс, часть 2, с. 42). Процесс планирования своей деятельности можно начать с изучения условных обозначений, данных в начале учебника. Условные знаки помогут школьникам сориентироваться на страницах учебника и предположить план урока, т. е. что и в какой последовательности будет осуществляться на уроке. Работа с условными обозначениями способствует формированию умений читать условные символы и знаки, что, в свою очередь, способствует развитию абстрактного мышления у первоклассников, а также умений планировать совместную деятельность на уроке. Например, при изучении рассказа Я. Тайца «Волк» можно предложить школьникам рассмотреть страницу учебника и предположить, в каком порядке (последовательности) они будут изучать данное произведение, что может подсказать порядок работы с произведением. Дети скажут, что на уроке обязательно будет работа с иллюстрацией к рассказу, чтение рассказа, обсуждение по вопросам и работа в парах, т. к. есть условное обозначение «Работаем в паре». План урока можно записать на доске или оформить на слайде, если в кабинете есть компьютер и проектор.
На примере изучения рассказа Ф. Кривина рассмотрим, как можно с детьми спланировать урок изучения этого рассказа.
  • Сначала необходимо прочитать название рассказа и фамилию автора. При этом учитель должен несколько слов сказать об авторе, как его зовут, в какое время он писал или пишет свои произведения, спросить у детей, какие из его произведений уже им знакомы.
  • Далее, работая с заголовком, следует обратить внимание детей на его необычность, т. к. заголовок начинается с вопросительного слова «Почему».
  • Потом попросить детей подумать над тем, о чём, по их мнению, будет рассказ (предвосхищение).
  • А далее сформулировать учебную задачу урока: «Чему, по вашему мнению, сегодня на уроке научит автор, с чем интересным нас познакомит?».
  • С этого момента можно составлять план урока: «Итак, прежде чем прочитать рассказ, что мы должны сформулировать? (Учебную задачу). А что ещё поможет нам составить план изучения рассказа? (Условные знаки). Давайте их рассмотрим и определим, чему мы будем учиться и на каких этапах урока это будет происходить». Дети с удовольствием включатся в этот вид работы, особенно, если план появится на экране или на доске в виде картинок (условных знаков).

Формированию умений работать с планом способствуют задания такого типа: «Восстанови последовательность событий сказки. Используя рисунки, расскажи сказку» (по серии сюжетных картинок) (1 класс, часть 1, с. 57), «Ответь на вопросы и попробуй пересказать сказку» (даны вопросы для пересказа) (1 класс, часть 1, с. 41), подрубрика «Как подготовиться к чтению по ролям» или «Учись читать» (дан план) (1 класс, часть 2, с. 21, 28).

Умение контролировать свои действия, сверять с эталоном, корректировать в случае необходимости формируются с помощью таких заданий: «Рассмотри рисунки. Вспомни название сказки. Восстанови последовательность событий сказки. Проверь свой ответ в «Рабочей тетради» (1 класс, часть 1, с. 31), «Знаешь ли ты, что такое клякса? Посмотри в словаре или спроси у родителей» (1 класс, часть 1, с. 10), «Выучи наизусть одну песенку и прочитай её друзьям или родителям» (1 класс, часть 1, с. 44). Обращение к родителям и друзьям способствует также развитию коммуникативных умений: правильно обратиться, вежливо попросить, выслушать совет или критику, принять или настоять на своём, совместно обсудить, поспорить и пр.

Оценивание своих результатов работы – трудная задача для первоклассников. Они с трудом признают свои ошибки, эгоцентризм, присущий дошкольнику, ещё не изжит. Младший школьник так же, как и дошкольник, по привычке считает, что мир крутится вокруг него, и что его мнение, его действия самые правильные. Ему бывает крайне сложно принять факт того, что он что-то сделал неверно. Младшие школьники гораздо легче дают оценку другим – товарищам, друзьям, одноклассникам или литературным героям. Необходимо много работать над тем, чтобы ребёнок стремился различные ситуации примерять на себя и оценивать именно себя, свои поступки, свою деятельность. Поэтому формировать адекватную самооценку необходимо последовательно и терпеливо.

В период обучения грамоте первоклассники уже делали попытки по оцениванию результатов своего труда, т. е. владеют определёнными приёмами самооценки. На уроках литературного чтения такая работа должна продолжаться, и она запланирована на страницах учебников «Литературное чтение. 1 класс». Например, в учебнике после изучения каждого раздела есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения». В этой рубрике даны вопросы и задания, выполнение которых позволит ученику оценить свой уровень усвоения материала, а учителю собрать материал для мониторинга достижений планируемых результатов школьников по изучаемой теме. Вопросы и задания рубрики носят не просто контролирующий характер, многие из них побуждают ребёнка к творчеству, т. е. способствуют развитию. Одни задания сформулированы в виде «хитрых» вопросов, а другие в виде тестов. Например: рубрика «Проверим себя» (1 класс, часть 1, с. 26), рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» (1 класс, часть 1, с. 62, 78; 1 класс, часть 2, с. 28, 54, 78).

Среди познавательных универсальных учебных действий общеучебные умения занимают центральное место. Например, формулировка познавательной цели (учебной задачи) урока способствует развитию мышления, а подчинение себя планомерному достижению результата (цели) способствует развитию эмоционально-волевой сферы ученика, что напрямую связано с процессами саморегуляции. На первых ступеньках обучения литературному чтению школьникам необходимо помогать формулировать учебную задачу урока. Тем более что урок литературного чтения – это не просто урок, расширяющий горизонты образованности, это урок нравственного преображения читателя, урок осмысления нравственных понятий, духовного роста, урок, который каждый раз должен заканчиваться расцветом души юного читателя. Поэтому цель урока литературного чтения, как правило, носит воспитательный характер. Такую цель урока ребёнку сформулировать ещё сложнее. Но всё же учителю необходимо так организовать деятельность детей на уроке, чтобы они пришли к осознанию актуальной задачи урока, вытекающей из самого содержания литературных произведений, представленных в учебнике для изучения.

Например, при обсуждении цели, сформулированной на шмуцтитуле к разделу «О братьях наших меньших», школьники вместе с учителем уточняют понятия: что значит любить животных и заботиться о них, в чём проявляется любовь человека к братьям нашим меньшим, является ли забота о животных проявлением любви к ним. Затем при изучении стихотворения С. Михалкова «Трезор» (1 класс, часть 2, с. 57) учитель помогает первоклассникам сформулировать учебную задачу урока. Он снова обращает детей к шмуцтитулу и просит подумать, какие из этих целей могут нам пригодиться при изучении нового произведения. А для этого надо предположить, о чём пойдёт речь в стихотворении. Чтобы сделать предположение, необязательно читать текст, можно рассмотреть иллюстрации, к которым учитель продумывает систему вопросов, например: «Прочитайте заголовок стихотворения. О ком, по вашему мнению, пойдёт речь? Кого люди могут назвать Трезором? Как вы догадались? (по иллюстрации). Каким изображён щенок на иллюстрации, какие чувства, по вашему мнению, он испытывает в данный момент? Как вы думаете, почему кукла нарисована вверх ногами, а туфли лежат в беспорядке? Что могло случиться в доме, где жил Трезор? Посмотрите на иллюстрацию, расположенную после текста стихотворения. Кто появился рядом со щенком? Что делают дети? Какие чувства и эмоции теперь испытывает Трезор? Почему? Подумайте, для чего автор решил рассказать нам эту историю? Попробуйте определить учебную задачу урока (будем учиться понимать животных, чувствовать их настроение, состояние, сопереживать им, заботиться о них и радоваться вместе с ними, когда им хорошо)». Учебную задачу урока можно зафиксировать на доске или на слайде в виде одного предложения или в виде опорных слов (понимать, чувствовать, сопереживать, заботиться, радоваться). После этого учитель должен выразительно прочитать стихотворение, причём так, чтобы школьники действительно испытывали сочувствие к главному герою в начале стихотворения и радость в конце. Теперь необходимо убедиться в том, что учебная задача сформулирована верно, т. е. уточнить с детьми, действительно ли в стихотворении показано, как щенок страдал, и что дети простили ему все шалости, то есть с пониманием отнеслись к состоянию щенка.

Работа с информацией предусмотрена на каждом уроке литературного чтения. Причём, информацию школьники считывают с разных видов текста (художественных и научно-познавательных), заданий к текстам, условных обозначений, заголовков рубрик и разделов, иллюстраций, словаря, обращаются к Internet и взрослым за помощью. Главное, чтобы эта информация была понятна, доступна ребёнку и помогала продвигаться дальше, совершенствовать себя в учебной деятельности. Сначала учим считывать информацию с картинок, иллюстраций, затем со схем, знаковых моделей, потом с таблиц, диаграмм и пр.

Для примера рассмотрим стихотворение Г. Сапгира «Кошка» (1 класс, часть. 2, с. 66). Автор показывает, как типичное поведение кошки, её повадки можно описать образно через диалог, в форме которого и написано стихотворение. Первоклассники должны понять из стихотворения, что кошка не такое уж покладистое существо, как может показаться в начале стихотворения, она может проявить негодование, а не только мурлыкать и мяукать. Поэтому школьники учатся считывать информацию из стихотворения, анализируя его форму, изобразительно-выразительные средства языка и приходить к важному пониманию о том, как ведёт себя кошка в разных ситуациях, как она взаимодействует с другими животными, в частности, с собаками, как проявляет свои эмоции и чувства. Если пойти ещё глубже и попросить детей определить, как автор относится к описываемой им кошке, то дети, конечно, найдут авторские намёки на то, что Г. Сапгир вообщем-то неплохо относится к кошкам. Он как бы обращается к кошке: «Не хочешь молочка?», «А в приятели щенка?». Хотя в стихотворении звучат оттенки юмора по отношению к кошке, некоторое подтрунивание над ней, всё же автор любуется ею, даже в ситуации проявления небольшой агрессии с её стороны. Художник как бы внутренне соглашается с кошкой, думая при этом: «Ну, что поделаешь, такая уж ты есть». Информацию такой глубины школьники без учителя считать не смогут, поэтому необходимо наводящими вопросами помогать им в этом.

Несколько проще вычитывать информацию из научно-познавательного текста, так как там в основном сообщаются факты. После работы над художественным произведением Г. Сапгира «Кошка» авторы учебника предлагают прочитать познавательный текст о кошках (1 класс, часть. 2, с. 67). Чтобы помочь школьникам найти в тексте нужную информацию о кошках, учитель может задать вопросы:

  • Почему кошки не любят сидеть на месте?
  • Сравните стихотворение Г. Сапгира «Кошка» и текст про кошек. Подумайте, что общего в кошках подмечают авторы.

Ответы детей на последний вопрос позволят школьникам считать информацию ещё более глубокого уровня. А для этого необходимо применить все аналитико-синтетические умения и, благодаря такому высокому уровню обобщения, подняться на новую ступеньку интеллектуального развития.

Знаково-символические действия первоклассники совершают с первых же уроков литературного чтения. Уже в начале учебника они встречаются с разнообразными моделями. Например, при чтении стихотворения В. Данько «Загадочные буквы» (1 класс, часть 1, с. 5) дети считывают с предметных картинок информацию и заменяют при чтении пустой квадрат словом-понятием, обозначающим животного. Также при работе с рубрикой «Твоя библиотека» первоклассники видят не сами книги, а лишь их обложки-модели, изображённые на иллюстрации. Изучая обложки, дети лишь догадываются о том, какие рассказы или стихи помещены в эти книги. Всё это развивает фантазию, воображение, образное и ассоциативное мышление, догадку и творческие способности.

Развитие и совершенствование логических операций (анализ и синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, построение доказательств из 5-6 предложений) изначально заданы в методике преподавания курса литературного чтения как основополагающие процессы формирования личности ребёнка. Без логических операций трудно себе представить процесс восприятия литературного произведения, его анализ, этапы рассуждения, доказательства, творческого переосмысления произведения, нравственного оценивания.

Задания, способствующие развитию логических операций, есть практически к каждому литературному произведению учебника. Например, задание творческого характера «Обсудите с другом, каким образом можно обычные буквы превратить в волшебные» (В. Данько «Загадочные буквы», 1 класс, часть 1, с. 8). Чтобы выполнить такое задание, ученикам необходимо проанализировать, чем отличаются обычные буквы от волшебных, сравнить их и на основе этого создать свой оригинальный продукт – придумать волшебные буквы (творчество и синтез). Или задание, которое стимулирует у первоклассников стремление задумываться над сложными понятиями, побуждает размышлять: «Можно ли произведение К. Чуковского «Федотка» назвать юмористическим?» (К. Чуковский «Федотка», 1 класс, часть 2, с. 12). Выполняя такое задание, ребёнок вынужден размышлять, строить устное доказательство, убеждать других в своей правоте. Установить причинно-следственные связи в процессе чтения и разбора литературного произведения помогают задания следующего типа: «Проанализируйте с другом значение пословиц и выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа» (М. Пляцковский «Помощник», 1 класс, часть 2, с. 23).

В группу познавательных универсальных учебных действий входят действия по постановке и решению проблем (выдвижение гипотез (способов) по решению нравственных проблем, поставленных автором в художественных произведениях, поиск способов решения учебных проблем в ходе выполнения заданий учебника и «Рабочей тетради»). Примером таких заданий в учебнике «Литературное чтение 1 класс» (авт. Л.Ф. Климановой и др.) могут служить следующие: «Правильно ли поступил мальчик? Подумайте вместе с другом над его поступком» (Ю. Ермолаев «Лучший друг», 1 класс, часть 2, с. 32), или «Можно ли сказать, что герои произведения настоящие друзья?» (В. Орлов «Кто первый?», 1 класс, часть 2, с. 34).

Размышляя над такими заданиями учащиеся получают возможность высказать свою гипотезу (предположение) о том, как разрешить нравственную проблему или высказать свою точку зрения на возникшую ситуацию, аргументировать своё мнение. Такие задания способствуют личностной самореализации младшего школьника, формируют рефлексивные умения (а как я бы поступил в данной ситуации?), пробуждают инициативу, развивают доказательность мышления. Обращаем ваше внимание, что в силу возраста младшие школьники ещё не могут самостоятельно сформулировать проблему или проблемный вопрос. Этому их нужно специально учить. Поэтому, в начальных классах на первых этапах обучения проблему первоначально формулирует учитель, а дети пытаются выдвигать гипотезы, намечают план и способы её решения в коллективном или групповом сотрудничестве. В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» авторы, учитывая специфику возраста детей, после текстов, как правило, предлагают задания в проблемном ключе. Например, вопросы и задания к рассказу В. Осеевой «Собака яростно лаяла» (1 класс, часть 2, с. 60-61): «Чему удивились мальчики?», «Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?», «Как бы ты поступил на месте этих мальчиков?»

Обратите, пожалуйста, внимание, каждое из заданий требует обсуждения и выбора варианта ответа (способа решения), который отразит глубину осмысления читаемого произведения. Вопросы, данные в задании, носят несколько парадоксальный характер.

Например, «Чему удивились мальчики?». Этот вопрос наталкивает школьников на размышление о том, что мальчики даже не догадались, им даже в голову не пришло, что котёнка надо спасать. То есть их нравственные убеждения вовсе не сформированы, они проявляют полное равнодушие к животным, попавшим в беду. Может быть, в классе кто-то из детей будет считать так же. Тогда это сигнал для учителя, над чем надо работать с ребятами своего класса.

Следующее задание тоже парадоксально. Детям предлагается объяснить поведение мальчиков и выбрать для объяснения один из факторов, названных авторами учебников. Причём, и нерешительность, и равнодушие, и невоспитанность, и испуг, вполне могли присутствовать в данной ситуации. Но то, как мальчики отреагировали на обращение женщины, конечно, говорит о равнодушии. Каждый мотив, который мог бы лежать в основе поступка ребят, необходимо обсудить.

Ну, и последнее задание – это создание условий для своего личного выбора, самоопределения в данной ситуации. Вопросы такого рода формируют самостоятельность мышления, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, дают учителю возможность видеть уровень нравственного развития каждого ребёнка.

Ситуации, связанные с решением проблем, возникают не только при работе с художественным произведением, но и при выполнении разного рода заданий. Например, в проектной деятельности, когда перед учащимися класса возникает ряд проблемных ситуаций: как разбиться на подгруппы, чтобы каждому было интересно и комфортно работать в малой группе, чтобы все учащиеся были задействованы; как сформулировать чётко задачи для каждой подгруппы, чтобы результат, полученный группой, работал на общую цель; как спланировать сроки достижения результатов, чтобы все подгруппы успели справиться с заданием; как оформить результаты проекта, чтобы они были презентабельны и интересны другим. Возникает множество вопросов, на которые первоклассники должны ответить себе и учителю, а для этого надо учиться думать, брать инициативу в свои руки, не бояться выдвигать любые гипотезы по достижению результата. Для младшего школьника всё это является новым, необычным, поэтому не каждый ребёнок сразу включается в такую работу. При организации такого вида работ учитель должен учитывать психологические особенности каждого ребёнка, его возможности и уровень готовности к продуцированию идей и гипотез. Но благодаря систематическому включению школьников в проектную деятельность и деятельность по решению разнообразных проблемных ситуаций формируется основное общеучебное умение – умение учиться. Если ребёнок сам себе может задать вопрос о том, как достичь результата, как преодолеть затруднение и предложить способы выхода из такой ситуации, то можно быть уверенным, что в дальнейшей своей жизни он обязательно справится с любыми трудностями, встретившимися на его жизненном пути.

Коммуникативные умения на сегодняшний день крайне необходимы современному человеку. В первом классе ученик только учится строить коммуникацию, поэтому к основным коммуникативным универсальным учебным действиям, формируемым на первом году обучения, можно отнести: умение спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, умение слушать партнёра по общению (деятельности), интегрироваться в группу сверстников.

Учебник содержит множество заданий, способствующих формированию таких умений. Например: «Почему поэт не советует быть похожим на такого «вежливого» ослика? Обсудите с другом» (И. Пивоварова «Вежливый ослик», 1 класс, часть 2, с. 38), или «В какие игры ты играешь с друзьями? Расскажи о правилах одной из них. Умеете ли вы договариваться между собой?» (И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», 1 класс, часть 2, с. 5), или «О чём можно разговаривать с пчелой? Придумайте с другом диалог» (М. Бородицкая «Разговор с пчелой», 1 класс, часть 1, с. 16), или «Создайте с друзьями свою маленькую азбуку. Выберите тему. Договоритесь, кто что будет делать» (С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть», 1 класс, часть 1, с. 21).

Среди коммуникативных умений особое место занимает умение формулировать и задавать вопросы. По тому, насколько глубок вопрос по сути, в какой степени он отражает проблему, можно судить об уровне развития интеллекта человека.

Формулировать вопросы и задавать их собеседнику – необходимое условие эффективного диалога. Поэтому школьников необходимо учить формулировать умные (проблемные) вопросы, затем правильно их преподносить тому, с кем общаешься. В последнее время школьники всё меньше и меньше задают вопросов, их любознательность падает, они перестают быть «почемучками». Чтобы этого не происходило, нужно стимулировать школьников задавать вопросы, поощрять за каждый грамотно построенный и глубокий вопрос. Но сначала необходимо показать, что вопросы бывают разные. Есть вопросы, которые требуют однозначного ответа – да или нет. Есть вопросы «хитрые», над которыми надо подумать, поломать голову. А есть вопросы проблемные, в которых заложено противоречие. К формулировке таких вопросов и необходимо стремиться школьникам. Младшим школьникам сначала нужно показывать образцы вопросов. Эту функцию выполняет «Азбука» (авт. В.Г. Горецкий и др.). Дети впервые видят, какие вопросы задают авторы учебника учащимся. Чаще они носят воспроизводящий характер, то есть относятся к содержанию текста, и ответить на эти вопросы можно только с помощью прочитанного текста. В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» учащиеся встречаются со специальными заданиями, стимулирующими к формулированию своих вопросов: «Расскажи свою любимую сказку. Пусть твой друг задаст тебе вопрос по её содержанию», или «Подготовь несколько вопросов по сказке» (1 класс, часть 1, с. 53, 59). В первом классе такая работа только начинается, а в последующих классах она будет продолжаться, и школьники научатся формулировать «хитрые» вопросы, а также вопросы проблемные.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи являются составной частью коммуникативных УУД. Урок литературного чтения невозможно представить без умения высказывать свою точку зрения на различные положения текста: учащиеся активно участвуют в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Им предлагаются вопросы открытого типа, начинающиеся со слов «Почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выразить собственное мнение и выслушать мнение одноклассников. Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета. Также в учебниках достаточно часто предлагается обсудить вопрос в группе или паре, высказать свою точку зрения и т. д. На основе аналогии или текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире, описывают иллюстрации к произведениям и выражают свое отношение к её героям. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества воспитывает работа в парах и группе, специально организованная на уроке для выполнения совместных заданий, проектов.

Кроме того, система вопросов и заданий учебника позволяет учащимся учиться вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Друг с другом они составляют несложные монологические высказывания о произведении или свои собственные тексты, представлять их перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов), используя иллюстративный ряд (плакат, рисунок, презентацию). Но также различные примеры диалогов и умение героев произведений вести диалог показаны в конкретных художественных произведениях. Например, при изучении стихотворения К. Чуковского «Телефон» (1 класс, часть, 2, с. 20) обязательно надо обсудить с детьми, в какой форме написано стихотворение, как общаются герои произведения по телефону, понятны ли автору-рассказчику просьбы героев, понимают ли они друг друга, беседуя. Попросите детей дать советы участникам диалога, чтобы разговор получился более продуктивным.

Рассказ Н. Сладкова «Лисица и ёж» (1 класс, часть, 2, с. 73) позволяет обсудить с детьми то, как герои произведения по-разному выходят из щекотливой ситуации благодаря своему уму и хитрости. Но главное на что надо обратить внимание детей – это то, что каждый из героев решает свою коммуникативную задачу. Для Лисы важно «заговорить зубы Ежу», чтобы сцапать его, а Ежу важно не поддаться на уловки Лисы и правильно вести диалог с ней. Поэтому необходимо спросить у учащихся:

  • Как Лиса добивается своей цели, какие слова она подбирает, чтобы расположить к себе Ежа?
  • А как ведёт себя Ёж? Что он ей отвечает и почему именно так?
  • Как вы думаете, договорились ли Лиса и Ёж? Почему?
  • Придумайте концовку рассказа, чтобы в ней поведение героев изменилось, и они подружились. Какие слова должен подобрать Ёж, чтобы Лисе расхотелось его съесть?

Таким образом, мы постарались показать, как страницы учебника «Литературное чтение. 1 класс» (авт. Л.Ф. Климанова и др.) способствуют формированию у первоклассников личностных и метапредметных универсальных учебных действий, а сам учебник реализует требования ФГОС НОО.

Не последнее место в стандарте отведено и вопросам достижения предметных результатов. Но мы умышленно более подробно рассказали о подходах к организации достижения личностных и метапредметных результатов, т.к. именно эта проблема на сегодняшний день стоит остро перед учителем начальной школы. Современный педагог начальной школы уже хорошо владеет методами и технологиями формирования предметных умений, навыков и компетенций у своих учащихся на разнообразных учебных курсах, поэтому мы предлагаем учителю в разделе 1.3. (таблица 1) лишь проследить, как соотносятся планируемые результаты в курсе литературного чтения (первый год обучения) с требованиями стандарта.

УРОК 1

В. Данько «Загадочные буквы»

Цели и задачи. Познакомить детей с новым учебником. Развивать умение представлять героев (персонажей) литератур­ного произведения. Ввести понятия: «писатель», «произве­дение», «читатель». Упражнять в чтении целыми словами.

Ход урока:

1. Знакомство детей с учебником «Родная речь».

Учащиеся рассматривают обложку учебника, высказывают свое мнение о значении рисунка на обложке, читают название, обсужда­ют его смысл.

Подумайте над названием учебника и над тем, что означает каждое слово в его названии.

Почему учебник так назван?

О чем он будет нам рассказывать?

^ 2. Чтение диалога писателя с читателями.

Почему писатель называет детей «юные читатели»

Что означает это слово­сочетание? Можно ли вас так назвать?

^ 3. Подготовка к чтению стихов В. Данько.

Детям предлагается открыть учебник на странице, где находится первое стихотворное произведение.

С чего должно начинаться зна­комство с новым произведением? (С чтения фамилии автора.)

Про­читайте название произведения. Подумайте, как можно превратить обычные буквы в загадочные и волшебные.

^ 4. Чтение стихотворения «Загадочные буквы».

Дети самостоятельно в медленном темпе читают стихотворение, размышляют над каждой строкой, называют и вписывают отгадан­ные буквы.

^ 5. Работа с вопросами.

Что помогло вам найти правильный ответ: рисунок, первая буква в названии предмета или слова в стихотворении?

Почему автор на­звал свое стихотворение «Загадочные буквы»? (Писатель за каждой буквой спрятал определенное живое существо или предмет и «заста­вил» буквы, силой своего воображения и фантазии двигаться, играть и даже шалить.)

^ 6. Выборочное чтение.

Заучивание строк из стихотворения наизусть. (Сначала найди­те и прочитайте строки о самых «веселых» буквах, а затем о самых «вкусных» И «смешных».)

^ 7. Чтение стихотворения в парах.

Дети, слушая своих товарищей, находят только хорошее, а о допу­щенных ошибках говорят тактично, не обижая друг друга.

^ 8. Домашнее задание.

Детям предлагается порадовать своих родителей выразитель­ным чтением стихотворения.

УРОК 2

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква «А»

Цели и задачи. Учить детей вдумчиво читать текст. Развивать речевые умения и творческие способности. Познакомить с понятием «действующие лица». Развивать интерес к перечитыванию текста с целью более глубо­кого понимания содержания.

Ход урока:

^ 1. Повторение стихотворения «Загадочные буквы».

Повторение можно провести в виде конкурса чтецов. В нем при­нимают участие все желающие дети. Важно привлечь к участию в конкурсе менее опытных и застенчивых учеников.

^ 2. Подготовка к чтению произведения И. Токмаковой.

Любите ли вы сказки?

Что в сказках всегда происходит?

Кто в них действу­ет?

Могут ли героями сказки быть буквы?

Как вы это себе пред­ставляете?

^ 3. Чтение слов, записанных на доске: не слушались, падали, ссо­рились, кричали, размахивали руками.

Кто так может себя вести?

Кто бы это мог быть?

^ 4. Чтение фрагмента из сказки «Аля Кляксич и буква «А».

Сказка это или рассказ? Объясни­те свой ответ.

Понравилось ли вам это произведение?

Почему у одного из героев сказки такое странное имя - Кляксич?

Расскажи­те, какой вы представляете себе Алю. Трудно ли ей было писать буквы? Почему с ней приключилась эта волшебная история? Слу­шаются ли вас буквы, когда вы их пишете?

^ 5. Перечитывание сказки.

Чем была взволнована буква «А»?

Как она выглядела в этот момент?

Прочитайте соответствующий фраг­мент. Кто рассорил буквы?

Каким образом Кляксичу удалось «выг­нать буквы»?

Подтвердите свой ответ словами из текста сказки.

^ 6. Коллективное придумывание продолжения сказки.

Чем закончится ваша сказка?

^ 7. Домашнее задание.

Чтение текста стр. 9-10.

УРОК 3

С. Черный «Живая азбука»

Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»
Цели и задачи. Учить детей читать стихотворение и прозаическое произведение целыми словами. Знакомить с приемами драматургии. Учить читать текст в лицах. Учить сравнивать произведения на одну и ту же тему.

Ход урока:

^ 1. Знакомство с произведением С. Черного.

Как вы понимаете название «Живая азбука»?

Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этом стихотворении?

^ 2. Чтение стихотворения учителем.

Кто затеял проказу, шалость?

Почему поэт шалость букв назвал превеселым маскарадом?

Знаете ли вы значение слова «маскарад»?

Что происходит на маскарадах?

^ 3. Чтение стихотворения в парах.

Дети читают стихотворение друг другу, каждый по строке.

(По­советуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание.)

4. Придумывание продолжения сказочной истории.

(Как бы вы продолжили прекрасный бал?)

^ 5. Чтение произведения Ф. Кривина.

Какие звуки умеют красиво петь?

Знаете ли вы, как появи­лось название гласные буквы? (Голос - голосить, глас - гласный.)

Назовите буквы, которые могут петь-заливаться. Как их называет писатель? (Голосистые.) - Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ.

^ 6. Выборочное чтение.

Прочитайте строки из стихотворения, где описывается, какие звуки издают согласные буквы. (Шипят, сви­стят, жужжат, рычат, пыхтят, кряхтят и т. д.)

Как вы объясни­те смысл названия согласные буквы?

(Маленькая частичка «со» означает совместное участие в чем-нибудь.)

^ 7. Инсценировка фрагмента произведения «Спор гласных и соглас­ных».

Похожи ли буквы, о которых рассказал Ф. Кривин, на детей? Чем?

Перечислите свойства, которыми наделил писатель гласные и согласные буквы.

Как вы представляете себе спор этих букв? - По­пробуйте разыграть сценку «Спор гласных и согласных». - Как можно примирить спорщиков?

С помощью каких пословиц можно убедить согласные и гласные буквы в том, что их сила, единство, дружба ­в совместной, общей жизни в слове?

^ 8. Обобщение и обмен впечатлениями после чтения произведения Ф. Кривина.

Подумайте, только ли о буквах рассказывается в этой сказочной истории.

Писатель, изображая спор букв, подсказывает нам, что и мы с вами часто выясняем отношения в споре, думаем чаще о том, кто важнее, кто главнее, а не об общем деле, которое можно решать вместе, общими усилиями.

^ 9. «Барометр настроения».

«Барометр настроения» делается в виде циферблата, у которого одна часовая стрелка. Вместо цифр приклеиваются разные изобра­жения мимики человека: грустное - уголки рта опущены вниз, радостное - уголки рта приподняты вверх, обычное - губы изоб­ражены в виде горизонтальной полоски.

Что особенно за­помнилось, понравилось в этих произведениях? Перечитайте.

Попробуйте с помощью «Барометра настроения» показать, какое у вас было настроение до чтения произведения и какое настроение стало после.

^ 10. Домашнее задание.

Дети составляют короткие рассказы о том, что они знают о глас­ных и согласных звуках.

Подумайте, чем ваш рассказ будет отли­чаться от произведения Ф. Кривина.

^ УРОК 4

Г. Сапгир «Про медведя»

Т. Собакин «Как ловкий бегемот»

Цели и задачи. Учить детей чтению произведений в паре. Учить читать текст без ошибок, использовать в работе взаимо­проверку. Знакомить детей с приемами словесного рисования. Развивать интерес к словесному искусству путем наблюдения за живописным использованием звукоподражательных слов.

Ход урока:

^ 1. Знакомство со стихотворением Г. Сапгира.

Совместное чтение учителя и детей.

^ 2. Рассматривание иллюстраций.

Какой эпизод из стихотворе­ния проиллюстрировал художник?

Объясните, почему вы так счи­таете.

3. Работа с текстом стихотворения.

Перечитывание текста.

Какими способностями обладал мед­ведь? (Умел рычать и реветь).

Что он выражал звуками: «О-о-о!», «Э-э-э!», «У-у-у!», «Ы-ы-ы!»? Найдите соответствующие строки. (Восторг, удивление и т. д.)

О чем же нам рассказал Г. Сапгир в своем стихотворении? Достаточно ли букв, обозначающих звуки [а], [о], [у], [ы], [э], чтобы выразить свою мысль или написать письмо? Почему?

Почему так говорят: Человеку дана речь, а живот­ным - немота? Как мы узнаем о настроении медведя, изображен­ного Г. Сапгиром? (По интонации.)

^ 4. Упражнения в выразительном чтении (по усмотрению учителя).

Учитель объясняет, что с помощью интонации (изменения силы голоса и его окраски) можно передать свое отношение к окружаю­щим. Предлагает детям прочитать с различной интонацией то, что написано на доске:

«О-о-о!» - с восторгом;

«Э-э-э!» - растерянно (когда не знаете, что сказать);

«У-у-у!» - с удивлением;

«А-а-а!» - нежно;

«О-о-о!» - с различной интонацией.
^ 5. Домашнее задание.

УРОК 5

М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Глазкова «Кто как кричит?»

Ход урока:

^ 1. Чтецкая разминка.

Чтецкая разминка проводится по материалам раздела «Разно­цветные страницы». Дети отрабатывают чтение целыми словами и чтение слов в разном темпе: медленном, темпе разговорной речи, быстром (скороговорочном темпе).

^ 2. Знакомство со стихотворением М. Бородицкой.

Чтение стихот­ворения учителем.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Хо­чется ли вам это стихотворение еще раз прочитать?

^ 3. Выразительное чтение стихотворения «Разговор с пчелой».

Какое это стихотворение: грустное, смешное, доброе, веселое? Объясните, почему вы так решили.

^ 4. Размышление над содержанием и формой стихотворения.

Кто участвует в разговоре? (Малыш и пчела.) Из-за чего вышла ссора? Воспроизведите устно разговор (диалог) героев стихотворения. Как мы слышим, что пчела жужжит? В чем особенность таких слов, как ужасно, нужен, ужин?

^ 5. Выразительное чтение.

При чтении стихотворения дети стараются передать обиду маль­чика и его боль от укуса пчелы.

^ 6. Перечитывание текстов.

Вспомните названия стихов и ска­зок, в которых буквы оживают, шалят, ссорятся, играют и ведут между собой разговор. Кто наделяет их такими свойствами: учи­тель, поэт, писатель, художник или музыкант? Почему автор С. Черный назвал азбуку живой? Помните ли вы стихотворения, в которых можно услышать, как топает бегемот, жужжит назойливая муха и сердится пчела? Как это описывают поэты? Прочитайте.

Перечитывая произведения Г. Сапгира, Т. Собакина, М. Боро­дицкой дети еще раз осмысливают, как авторы с помощью звуков и звукоподражательных слов рисуют целые картины и оживляют их.

Откройте секреты писателей, с помощью которых их произве­дения становятся интересными и увлекательными. Выберите самые интересные строки из произведения и подготовьте их для вырази­тельного чтения.

^ 7. Домашнее задание.

Подгот. выраз. чтение стихотворений стр. 16-17.

Урок 6

Тема урока: И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука».

Цель урока: Учить детей чтению произведений в паре. Учить читать текст без ошибок, использовать в работе взаимо­проверку. Знакомить детей с приемами словесного рисования.

Ход урока:

^ 1. Творческое задание.

Дети читают текст, который написан на доске:

Три сороки - три трещотки

потеряли по три щетки:

три - сегодня,

три - вчера,

три - еще позавчера!

^ 2. Речевая задача.

Какие прочитанные произведения из учебни­ка вы порекомендуете прочитать своим друзьям, которые еще не знакомы с учебником «Родная речь»? Какими словами вы могли бы их убедить?

Подумайте, есть ли отличие в изучении букв на уроках русского языка и чтения. Объясните название темы «Жили - ­были буквы». Почему в названии встречаются слова «жили-были»?

^ 3. Чтение произведения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».

Легко ли было договаривать слова? Почему?

Рифмы под­сказывают правильный ответ. Сравните это стихотворение со сти­хотворением «Кто как кричит»? Что в них общее и чем они разли­чаются? Почему авторы И. Гамазкова и Е. Григорьева назвали аз­буку «живой»?

^ 4. Чтение стихотворения в парах.

Учащиеся читают произведение друг другу по две строки.

Пра­вильно ли каждый из вас досказал строки стихотворения? Найдите слова, которые вы произносили при чтении стихотворения. Какое это стихотворение: веселое, смешное или обычное? Похоже ли оно на загадку? Чем?

Если дети затрудняются с ответами, то можно предложить вос­пользоваться подсказкой из учебника.

^ 5. Домашнее задание.

Сделайте дома свою первую книжку-картинку «Жили-были бук­вы». Для этого сначала придумайте какую-нибудь историю про буквы, а затем изобразите ее в картинках, т. е. нарисуйте.

^ УРОК 7

Обобщение. С. Маршак «Автобус номер 26».

Цели и задачи.

Поупражнять детей в выразительном чтении произведения. Развивать умение сопоставлять два произведения на одну и ту же тему, выделяя в них общее и различное.

Развивать интерес к перечитыванию художественных произве­дений для получения новых знаний.

Ход урока:

^ 1. Беседа с учащимися.

Читать стихи, рассказы и сказки очень интересно. Писатели - настоящие волшебники слова. Они так талантливо могут написать свое произведение, что, когда читаешь книгу, можно увидеть пчелу или услышать, как она жужжит. Поэты силой своего воображения, фантазии превращают

^ 2. Чтение произведения С. Маршака «Автобус номер 26».

Чем необычен автобус номер 26.

Только ли о животных говорится в стихотво­рении?

На что обращает наше внимание поэт?

Внимание обращается на то, что в стихотворении прячется сек­рет.

^ Если подчеркнуть первые буквы в каждой строке, то дети отга­дают этот секрет.



Поделиться: