1 что значит основы семейного уклада. Семейный уклад жизни вепсов

В современном мире традиционное понятие семьи претерпело существенные изменения. Данные изменения повлияли на устройство семейного уклада. Все чаще семьи обращаются за помощью к психологам, которые способствуют осознанию и принятию на себя ответственности за создание, развитие и сохранение семейно-брачных отношений.

В Республике Саха (Якутия) в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан и семейная политика в РС (Я) на 2012-2016 гг.» в отделе Управления ЗАГС при Правительстве РС (Я) по г. Якутску № 1 открыта «Служба психологической поддержки семьи», целью которой является психологическое сопровождение молодых семей. В задачи службы входит психокоррекционная, реабилитационная, консультативная, психологическая поддержка молодым семьям.

Благодаря семейному укладу семья функционирует взаимосвязано, осуществляя поддержку и опору друг другу. Благополучное функционирование семьи очень важно для государства, поскольку семья является подспорьем государства. Социальная среда влияет на формирование семейного уклада, более того она накладывает отпечаток на семейную деятельность и внутрисемейные отношения. Психологические, содержательные и смысловые аспекты семейного уклада составляют ценностные ориентации членов семьи . Достижение гармонии семейного уклада возможно при условии зрелости личности, совпадения ценностных ориентиров и психологической совместимости семейной пары. Очень важен характер взаимосвязей семейного уклада с показателями супружеской совместимости.

Основой теоретической концепции семейного уклада являются семейные связи, внутрисемейная деятельность и семейные ценности. Понятие «семейный уклад» включает девять компонентов: материально-предметная среда дома, внутрисемейная деятельность, гостеприимство, социальная открытость семьи, иерархия внутрисемейных связей, семейные установки, межличностные отношения, семейные порядки, семейная атмосфера.

С точки зрения социальной психологии семейный уклад представляет собой исторически сложившуюся совокупность устойчивых отношений членов семьи. Благодаря ему обеспечивается целостность семьи, достигается преемственность ценностей и поведенческих образцов.

Закрепления нравственных ориентиров и семейных традиций осуществляется именно благодаря семейному укладу, являющемуся основой для формирования самосознания подрастающего поколения. Для полноценного становления семьи важно учитывать аспекты психологической совместимости супругов. В ходе анализа было выявлено три типа семейного уклада. Первый тип уклада характеризуется связями между поколениями, он ориентирован на развитие внешних связей семьи. Второй тип уклада характеризуется ориентацией на развитие материальной и духовной деятельности, для него характерна доверительная семейная атмосфера. Третий тип семейного уклада направлен на развитие внутрисемейных отношений, ему присуще проявление сопереживания и поддержки.

Несмотря на близость, необходимо разграничивать такие понятия как «семейный уклад», «образ жизни семьи». Понятие семейный уклад связано с понятиями «общественно-экономический уклад» и «психологический склад личности». Социально-психологическая модель семейного уклада представляет собой теоретическую модель, которая раскрывает семейный уклад как совокупность устойчивых отношений, которые реализуются в социальной среде жизнедеятельности семьи, семейной деятельности и внутрисемейных отношениях . Три компонента семейного уклада: гостеприимство, внутрисемейное общение и семейная атмосфера представляют особый интерес. Они отражают аспекты, являющиеся структурообразующими на современном этапе жизни опрошенных семей.

Типичный семейный уклад характеризуется единством восприятия всех сторон семейной жизни, а выявленные различия между мужьями и женами в ценностных ориентациях обусловлены тендерными ролями. Для мужей важнее чувствовать свою востребованность, независимость. В случае если детство проходило не в городской, а сельской местности, показатель семейного уклада «связи с ближним социальным окружением» (отношения с соседями, а также открытость к новым знакомствам) очень высок. Это обусловлено тем, что для сельских семей характерны близкие контакты с соседями. Таким образом, они оказываются более адаптированными к расширению круга знакомств, нежели городские жители.

В различных типах семейного уклада преобладает различная ориентация на социальную среду жизнедеятельности семьи, либо на семейную деятельность, либо на внутрисемейные отношения . Уклад, ориентированный на развитие внутрисемейных связей призван минимизировать конфликтные отношения. Если в семье доверительные отношения, то тенденцией к возведению границ не будет. При формировании личности в условиях устойчивого разобщения в ценностных ориентациях оказываются сравнительно не значимыми такие аспекты межличностных отношений, как умение дружить, испытывать глубокую привязанность к другому человеку.

Для семьи очень важно проводить досуг вместе, это способствует укреплению внутрисемейных связей. Если в семье наблюдается большое разнообразие семейной деятельности, то семья характеризуется наличием подвижных внутрисемейных и внесемейных границ . Такие семьи и дети, воспитывающиеся в них больше открыты для новых знакомств, новых видов деятельности, получению нового знания и нового опыта. В то время, как семьи, в которых отсутствует совместная деятельность не имеют готовности к расширению связей.

Семейный уклад характеризуется наличием границ. То, что позволительно в одной семье, может быть совершенно недопустимо в другой. То есть, границы могут быть жесткими или же гибкими. Пространственные и социальные границы в семье как следствие уменьшают количество объединяющих занятий, не развивают культуру гостеприимства, практически не имеют преемственности в поколениях, часто имеют конфликты, и характеризуются отсутствием или слабым разнообразием общей семейной деятельности. Такой уклад может в дальнейшем сформировать у личности нивелирование семьи как ценности, неприятие рамок поведения), стремление удовлетворять свои потребности первостепенно.

Проанализировав различные стороны семейного уклада можно сделать вывод о том, что они являются критериями его описания и анализа. Семейный уклад характеризуется совокупностью устойчивых отношений членов семьи как друг с другом, так и с более широким социальным целым. Его задача заключается в трансляции сквозь поколения культурных смыслов, нравственных ценностей и ориентиров, образцов поведения, значимых смыслов культуры, ценностей, идеалов и поведенческих образцов. Компоненты семейного уклада влияют на формирование благополучного внутреннего состояния семьи.

Список литературы:

  1. Аверьянова О.Ю. Личностные факторы жизнестойкости студентов / О.Ю. Аверьянова, Е.И. Петанова // Ананьевские чтения-2011: Социальная психология и жизнь / под ред. А.Л. Свенцицкого – СПб. - 2011. - С. 257-259.
  2. Веклова О.Ф. Гостеприимство башкирской семьи / О.Ф. Веклова /Среднее профессиональное образование. – 2010. - № 12. - С. 38-40
  3. Воловикова М.И. Психологическое значение праздника для личности / М.И. Воловикова, А.М. Борисова // Знание. Понимание. Умение. – 2012, - №4. - С. 241-245.
  4. Даниленко О.И. Исследование связи компонентов жизнестойкости и свойств темперамента / О.И. Даниленко, И.В. Алексеева // Вестник Санкт-Петербургского университета. сер.12. – 2011. Вып.1. - С. 296-304.
  5. Капустина А.Н. Социальная психология личности: учебное пособие; в 2 ч. Часть первая. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 144 с.
  6. Куницына В.Н. Методика «Родительско-детские отношения в семье» // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А Бодалева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Когито-Центр», 2014, - 553 с.
  7. Куницына В.Н., Юмкина Е.А. Семейный уклад в социально-психологическом аспекте // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4 [Электронный ресурс] – URL: www.science-education.ru/104-6696 (дата обращения: 19.02.2019).
  8. Сапоровская М.В. Межпоколенные отношения и взаимодействие в семьях с разной структурой / М.В. Сапоровская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2011. - №3. - С. 279-283

Семейно-родовой принцип расселения

Удаленность большинства вепсских территорий от городских и районных центров, отсутствие системы сухопутных дорог способствовало длительному сохранению архаичного уклада жизни местного населения. Так, еще в 1920-е годы многие деревни сохраняли семейно-родовой принцип расселения. Территориальное распределение рода ограничивалось пределом своего же общества (сельсовета). В ряде мест родство в пределах одного общества составляло до 84,7 %, причем "зона родства" определялась в радиусе 3-6 километров от населенного пункта. Вепсские семьи были большими. По сохранившимся сведениям одного из вепсских приходов (1787), на семью в среднем приходилось 12,7 чел. В доме было иногда до трех невесток. Хозяином считался старший по возрасту мужчина. Старшего сына после женитьбы отделяли - строили ему новый дом. Последний сын оставался в отцовском доме.

Положение женщины в семье

Женщина в семье не имела никаких прав. Ей запрещалось осуществлять торговые сделки, а на исполнение всякого другого дела она должна была получить разрешение от хозяина дома или мужа.

Согласно традиции, по смерти отца, дом передавался младшему сыну. Если же умирал муж, а детей у женщины не было, то жена не считалась наследницей; она не получала ничего из вещей. Даже ее приданое, принесенное в дом мужа, оставалось в семье.

Старые порядки долго удерживались в семейных отношениях. В вепсских деревнях говорили: "Бог создал небо, землю и человека, то есть - мужика, а черт - горы, Олонецкую губернию и бабью породу". Каким бы ни был мужик плохим и "не баским", да к тому же и бездельником, все равно он считался выше даже самой примерной жены уже потому, что она - баба. Большинство мужиков признавали наличие "души" у бабы, но душа эта, по их мнению, была не совсем настоящая, поскольку за свою "душу" мужик платил налог, а с бабы его не брали. Профессор А.И. Колмогоров так писал о жизни вепсов:

"Огромный процент незаконнорожденных детей - "богдановичей" показывает, что девицы не особенно "наблюдают за собой". Но это никого не удивляет, и женихи не думают избегать такую девушку, так как брак у чухаря - коммерческая сделка. Супружеская верность также не особенно высока. Грешат одинаково и мужчины и женщины. У многих женщин, кроме мужа, есть еще и "дружок" из молодых парней, который жил на ее средства".

Традиционная пища

Традиционная вепсская кухня была основана на приготовлении пищи из продуктов растительного происхождения, рыбы, продуктов животноводства и собирательства.

Но преобладали в питании овощи, грибы и ягоды, а также злаковые и бобовые культуры: ячмень, овес, горох, бобы. Особое место в питании вепсов занимала репа. Из нее готовили множество блюд: кашу, квас, похлебку, печеную репу. Этот овощ не раз спасал вепсов от голода. Молоко и молочные продукты употребляли как напитки, замешивали на них тесто, делали начинку для пирогов и калиток, добавляли в супы, каши, запеканки. Из закисшего молока делали творог. К куриным яйцам отношение было особое. Из них готовили, в основном, обрядовую пищу - молочную яичницу. Вареные яйца ели только на Пасху и Троицу. Наиболее разнообразно в вепсской кухне представлены блюда, приготовленные из различной муки и круп. На первом месте по употреблению среди будничной пищи стояли овсяные блины. Самой простой и быстрой в приготовлении едой считалась "загуста" из ржаной, овсяной или ячменной муки. Хлеб вепсы считали дорогим кушаньем; ели его, в основном, как самостоятельное блюдо. В праздники вместо хлеба к столу подавали различные выпечные изделия из кислого и пресного теста: колобы, кокачи, гороховые житники, калитки, пряженые (жареные) пирожки.

Гостеприимство и отношение к чужой собственности

Несмотря на бедность, в которой жило почти все вепсское население в конце XIX века, в общественной жизни еще сохранялось древнее гостеприимство и понятие о неприкосновенности чужой собственности, о взаимопомощи. В вепсских краях можно было встретить деревни, в которых люди не имели понятия о замках. Если во время пути на дороге что-нибудь из вещей терялось, никто не переживал, так как знали, что на обратном пути они смогут подобрать утерянную вещь. Если обнаруживалось, что кто-то совершил кражу, то этого человека подвергали публичному осуждению: вору связывали руки и водили по деревням. Наряду с этим допустимым действием признавалась кража у богатого человека, а если украденное отдавалось бедным, то это вообще было "спасение", а не грех. Когда кто-то из односельчан топил баню, то приглашал в нее мыться всех желающих; а если в чьем-то доме только что испекли хлеб, им угощали соседей приговаривая: "В другой раз, когда у меня не будет хлеба, я к тебе приду!".

В общении с посторонними даже в своем селении вепсы были довольно замкнуты. А если незнакомец встречался на лесной дороге, то этой встречи старались избежать любым путем - спрятаться в лесу или залезть на дерево. При встрече с жителями своей деревни не здоровались - завидев односельчанина, раскланивались. С жителями других деревень мужчины всегда здоровались за руку, а при встрече где-либо с родней женщины целовались.

Отношение к детям

Отношение к детям у вепсов было неоднозначным. Считалось грехом в браке не иметь детей или рожать мертвых. Но и рождение большого количества детей также признавалось несчастьем - наказанием от Бога. Обычно женщины крестьянки рожали детей с 17 до 45 лет. Количество родов в семьях доходило до двадцати, но из-за плохого ухода за роженицей, детских болезней и несчастных случаев выживали не все новорожденные. Среднестатистическая семья растила от шести до десяти детей.

Период вынашивания ребенка и его рождение сопровождался различными обрядами, в основе которых лежали представления о необходимости защиты младенца и матери от "сглаза" и обеспечение ребенку здоровья и счастливой судьбы.

В период беременности женщинам полагалось соблюдать ряд ограничений в своей жизнедеятельности. Беременным запрещалось посещение кладбищ, так как в народе считали, что если женщина, вынашивающая дитя увидит покойника, то у нее родится ребенок с "бледным лицом" - болезненный. Категорически запрещалось пересекать дорогу перед похоронной процессией, иначе роды будут тяжелыми - ребенок будет поперек выходить. Нежелательно было и посещение свадьбы - могли сглазить.

Ни в коем случае нельзя было во время беременности причинять вред животным: разорять птичьи гнезда (иначе случится выкидыш), есть тетеревиные яйца (чтобы ребенок не стал рябым), обижать кошек и собак. Запрещалось также присутствовать при забое домашнего скота. Беременные женщины опасались ходить в лес, боясь встретить там медведя (у вепсов существовало поверье, что медведь всегда нападает на беременных и разрывает им живот).

По времени и особенностям рождения часто судили о судьбе ребенка. Так, рождение в новолуние предвещало долгую жизнь, а луна на ущербе и последние дни недели - короткую. Знаком долголетия жизни также служил факт выхода ребенка на подстилку лицом вверх. Если же ребенок падал лицом вниз - то это предвещало, что жизнь младенца будет недолгой. Плохим предзнаменованием считалось рождение ребенка с зубами.

Крестили детей, как правило, в церкви после двух-шести недель от рождения; но в удаленных деревнях этот обряд совершали и дома. В роли крестного отца обычно выступал брат матери, а крестной становилась сестра отца. Обряд крещения совершал священник. Когда совершалось таинство крещения, отец и мать ребенка в церкви не присутствовали. Имена новорожденным давали по святцам. Мальчику давалось понравившееся имя, расположенное в христианском календаре в течение двух недель до или после рождения, а девочке - только в период первых двух недель после ее дня рождения.

Когда ребенку исполнялось два года, в семье впервые отмечались его именины. Празднование начиналось с посещения утренней службы в храме. Ребенка приводили в церковь, за него ставили свечку одноименному святому. По возвращении домой садились за праздничную трапезу (на нее приглашали только родственников). В завершении обеда всегда подавалось обрядовое блюдо - овсяный кисель.

Отношения между парнями и девушками

Взаимоотношения парней и девушек начинались с 11-12 лет. В этом возрасте подростки уже устраивали свои детские "беседы". Девочки ходили на них с прялками и другим рукоделием, мальчики с гармонями. На беседах мальчики ухаживали за своими избранницами. Они садились к ним на колени, обнимали девочек и целовали. Ухаживания в более взрослом возрасте происходили более открыто - на гуляньях, на общих беседах. Молодые люди целовались только в губы. Считалось, что "в лоб и в щеку целовать грех", да, к тому же, и "беспользительно". Вместо слова "ухаживать" в деревне были приняты выражения "караводиться", "гулять". Обычно парни с девушками гуляли два или три года. Однако это не обязывало их вступать в брак. Парня, с которым проводили время на гуляньях, называли "дролей", "ягодиной", а девушку - "сударушкой".

Ухаживая, парни примечали, гуляла ли девушка раньше, или нет. Приметой служила продольная бороздка на кончике носа. У девушек также были свои приметы; считали, что если у парня одна бровь светлее, чем другая, то "он по ночам к девкам ходит". Привлечь внимание парня старались нарядами и деревенской косметикой. Большой популярностью у девушек пользовались румяна, приготовленные из корня растения "кокотус", растущего на сухих пожнях. Его жевали, а потом опускали в воду и давали настояться. Полученным красным настоем с мылом натирали лицо. Использовали это средство только в теплое время года, так как на морозе краска бледнела.

Если парни не обращали на девушку внимания, то считалось, что она не обладает "славутностью". В это понятие народ вкладывал широкий круг представлений о счастье, физической и духовной красоте, девичьей чести, достоинстве, привлекательности. Потеря славутности могла произойти из-за того, что девушка нарушала "предписания и запреты". Так незамужней нельзя было давать примерять свою одежду, нельзя было позволять кому-либо снимать с рук рукавицы или кольца. Восстановить славутность можно было с помощью магических действий. За помощью девушки обращались к деревенским колдуньям, которые совершали специальный обряд.

материал подготовлен
Королькова Людмила Валентиновна

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников

С. П. Акутина

В статье раскрываются различные научные подходы к классификации семейных ценностей, их значение в становлении семейного уклада; выявлены компоненты семейного уклада, показана его роль в воспитании духовно-нравственных ценностей. Выделены главные ценности семьи в различных брачно-семейных сферах.

Ключевые слова: классификация семейных ценностей, семейный уклад, духовно-нравственные ценности.

Family Way in Education of Spiritual-Moral Values of Schoolboys

In this articles there are enlightened different scientific ways to the family values classifications, their roles in the family forming process; there are underlined the family built components, as well as, indicated the role of the family building in education of moral ethical principles. The main family values are determined in different matrimonial family spheres.

Key words: the classification of the family values, the family building, moral ethical principles.

Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры: истине, благу и красоте. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни формирует она у своих детей.

Ученые, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных научных позиций. Так, по мнению социологов М. С. Мацковского, Л. И. Савинова и т. д., в число ценностей семьи в различных брачно-семейных сферах входят следующие:

В сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности - любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям;

В сфере родительства (сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга);

Дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни);

Семейные функции как ценность (хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.);

Сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.);

Выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению);

Социализация как семейная ценность (приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие) .

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.

В контексте научного исследования проанализируем, за счет чего традиционный строй семьи давал людям возможность не растрачивать попусту жизненные силы, а приумножать их. Для этого дадим краткую характеристику составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя следующие компоненты:

Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно значимого содержания культуры, жизни семьи),

Отношения (сердечные чувствования и настроения),

Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,

Распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года.

На наш взгляд, осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. Смысл этой задачи заключается, по мнению И. А. Ильина, в том, «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях». И. А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовет и раскрывается». Это природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности, истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости, неподдельное сочувствие всему страдающему, действенная любовь к ближним, блаженная сила совестного акта, мужество национального героя, творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью, непосредственное молитвенное обращение к Богу, «который и слышит, и любит, и помогает» .

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать сложную задачу: становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложностями на пути решения этих задач являются современное секуляризованное социокультурное окружение, скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания, отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и не-

достаточность личной духовной опытности, отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей, духовная немощь сегодняшних детей и родителей.

Мы поддерживаем точку зрения А. М. Русец-ка, которая указывает, что эффективность формирования культурных ценностей у детей обеспечивается опорой на принципы семейной педагогики. Реализация принципов формирования у них культурных ценностей осуществляется на основе потребностей в зависимости

От возраста и интересов членов семьи;

Совместного участия в культурной жизни, выполнения общественных, культурных и профессиональных ролей;

Обретения самостоятельности молодым поколением и одновременно укрепления его связей с семьей;

Разумного применения поощрений и наказаний в семье;

Самоактивности растущего человека в культуре;

Творческого проявления активности ребенка в культуре, самоуправления его в культурной жизни .

Ученый указывает, что в процессе формирования семейного уклада и воспитания духовно-нравственных ценностей необходимо основываться на следующих принципах: культивирования семейных ценностей (мировоззренческие взгляды супругов, отношение к различным обрядам, ритуалам, традициям); рационального и дружного совместного действия членов семьи в решении нравственных и экзистенциальных проблем; партнерских взаимоотношений и уважения к индивидуальности каждого члена семьи; защиты семьи от негативных общественных влияний (средств массовой информации, соседей, отдельных личностей, с которыми взаимодействуют члены семьи); любви, совместной ответственности всех членов семьи за ее благополучие и функционирование; уважения к опыту старшего поколения (сохранение национальных, религиозных и семейных традиций); поддержки дружественных отношений с ближайшей родней, дальними родственниками и соседями .

Говоря о современной семье, Н. Н. Обозов подчеркивает, что если в прошлом семью объединяли чисто внешние, формальные факторы (закон, нравы, общественное мнение, традиции и др.), то в настоящее время формируется новый тип семьи, единство которой все больше зависит

от личного отношения друг к другу всех ее членов - их взаимопонимания, привязанности, взаимного участия, уважения, преданности, симпатии и любви .

Мы согласны с Л. М. Панковой, выделяющей следующие главные ценности семьи: любовь, дети, здоровье всех и совместно проведенное свободное время. Духовные ценности семьи обладают долговечностью и часто представлены вещественно. Это может быть домашняя библиотека, которую собирал еще дед или прадед, фонотека, записи-воспоминания, дневники, письма, фотоальбомы, портреты, семейный архив в целом, документы, награды, ордена и т. д. Это могут быть особые реликвии: пуля, вынутая из тела после боя; молочный зубик ребенка, удаленный матерью в домашних условиях с помощью нитки; первые, неосознанные рисунки маленького человечка; прописи с первым словом «мама, мир, родина»; камень, изъятый из почки во время операции; кортик офицера, служившего на флоте, может быть, много лет тому назад; пожелтевшие страницы солдатских писем; личные вещи умерших людей и т. д. Если все это хранится в доме, то может быть использовано в воспитательной работе, так как обладает духовной памятью прошлого .

На протяжении всего своего существования институт семьи реализовывал те ценности и семейный уклад, ради которых семья существует. Это так называемые родовые ценности семьи и брака. Вслед за Л. И. Савиновым к родовым ценностям семьи мы относим

Сложный спектр взаимоотношений между мужчиной и женщиной, высшей ценностью которых является любовь;

Рождение детей - ценность, в ходе достижения которой проявляются не только биологический инстинкт, но и важные духовные и социальные параметры;

Различные ценностные ориентации, благодаря которым в многопластовой сфере общения члены семьи имеют возможность окунуться в мир человечности. Этому способствует выполнение роли жены, мужа, отца, матери, сына, дочери и т. д. .

Мы, вслед за Е. И. Зритневой, Л. М. Панко-вой, Л. И. Савиновым, взяв за основу характерные потребности личности и соотнеся их с жизнью и функциями традиционной семьи, выделяем следующие ценности семьи:

Ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения (социальная значимость семьи, традиционность

роли семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе и т. д.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве (принятие на себя новой социальной роли родителя, самоутверждение в этой роли, осознание творческого характера воспитательного процесса в семье, осознание ребенка как ценности и т. д.);

Ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании (принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недостатками, возможность чувствовать себя любимым, нужным и самому проявлять чувства в отношении близких людей и т. д.);

Ценности, связанные с удовлетворением физиологических потребностей супругов; позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность (длительность семейно-брачных отношений, постоянство партнера, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка и т. д.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, с супругом, с родственниками, с друзьями супруга и детей, обмен духовными ценностями и т. д.);

Ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т. д.) . Анализируя научные источники, проводя экспериментальное исследование, мы пришли к выводу, что основой прочного семейного уклада являются духовно-нравственные ценности.

Стремительное изменение в течение последних десятилетий духовно-нравственных ценностных ориентаций, во многом повлиявших на развитие взаимоотношений внутри семьи, возрастающая ценность эмоционально-психологической стороны семейной жизни резко повышают уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, к выполнению роли семьянина, реализовать которые многие супруги просто не в состоянии в силу социокультурных традиций общества и своих индивидуальных особенностей.

Мы соглашаемся с точкой зрения А. В. Муд-рика в том, что высокий уровень эмпатии, взаимоуважение и принятие, полную интимность и другие ценностные стороны семейной жизни не-

возможно достичь, не имея соответствующего опыта, подготовленности к браку и не прилагая довольно больших усилий . Таким образом, в ситуации кризиса воспитания, глобальной дис-функционализации семейных отношений, утраты многих семейных ценностей, приоритета личных интересов над семейными своевременное и всестороннее воспитание духовно-нравственных ценностей старшеклассников, воспитание будущего семьянина, ответственного и осознанного отношения к родительству способствует решению психолого-педагогических проблем современной семьи.

Для полноценной реализации роли семьянина и, как следствие, благополучного бытия семьи, для формирования духовности школьников необходим ряд обстоятельств: защита интересов семьи в целом и отдельных ее субъектов (родителей, детей, мужа, жены); адекватная репрезентация и признание всех ее составляющих в разных сферах духовной культуры; воспитание будущего семьянина на основе духовно-нравственных ценностей; многоаспектное взаимодействие семьи, школы и других общественных институтов, отвечающих за сохранение и развитие личности и за развитие комплекса семейных ценностей. Все сказанное подтверждает значимость взаимодействия семьи и школы в воспитании духовно-нравственных ценностей старшеклассников на современном этапе, обу-

славливает актуальность и своевременность

представленного исследования.

Библиографический список

1. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук; 13. 00. 01 / Е. И. Зритнева; Северо-Кавказский государственный технический университет. -Ставрополь, 2006. - 370 с.

2. Ильин, И. А. Путь духовного обновления [Текст] / И. А. Ильин. - М. : Русская книга, 1993. - С. 199214.

3. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст] : учеб. пособие для студентов / А. В. Мудрик. - М. : Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

4. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] : Н. Н. Обозов. - Киев; Лыбить, 1990. - 191 с.

5. Панкова, Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 09. 00. 13 / Л. М. Панкова; Ленинградский государственный областной институт им. А. С. Пушкина. -СПб., 2006. - 385 с.

6. Русецка, А. М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье [Текст] : автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13. 00. 02 / А. М. Русецка. -М., 2007. - 45 с.

7. Савинов, Л. И. Семьеведение [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Савинов; Мордовский университет. -Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000. - 196 с.

Классификация духовно-нравственных ценностей семьи как фактор формирования духовной культуры и быта семьи.

Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры: истине, благу и красоте. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни формирует она у своих детей.

Ученые, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных научных позиций. Так, по мнению социологов М. С. Мацковского, Л. И. Савинова и т. д., в число ценностей семьи в различных брачно семейных сферах входят следующие:

– в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности – любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям;

– в сфере родительства (сострадание, взаимо- понимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга);

– дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни);

– семейные функции как ценность (хозяйствен- но-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.);

– сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.);

– выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению)

– социализация как семейная ценность (приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие) .

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.

Семейный уклад в духовной культуре и быте семьи.

Семья - это малая социальная группа, члена которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью, это отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанные на любви и обеспечивающие продолжение человеческого рода и передачу накопленного жизненного опыта от поколения к поколению.

Для каждого из своих членов семья является школой любви постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Семья воспитывала детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось от предыдущих поколений.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в жизнь по мере сил и способностей. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить взаимоотношения с другими членами семьи, подчиняясь безусловному авторитету мужчины - главе семьи. Врожденный инстинкт материнства развивался благодаря участию в воспитании детей. С раннего детства девочка заботилась о будущей семейной жизни, готовила приданое - пряла, ткала, вышивала. В девушках ценились смирение, доброта, хозяйственность, трудолюбие, здоровье.

Уклад крестьянской семьи воспитывал в детях любовь к родине, уважение к истории своей страны, толерантность. Приютить странника, накормить солдата, подать нищему считалось нравственной обязанностью. Калеки и убогие почитались в народе, их одевали, кормили всем миром.

Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций. Духовным воспитанием детей занимались старики, они передавали юным все лучшее, что приобрели за свой долгий век. Рассказывали сказки и жития святых, давали наставления о поведении, учили молитвам.

Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию.

Важнейшим признаком семьи является общность быта, который складывается и изменяется под влиянием матери­ального производства, общественных отношений, уровня куль­туры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.

Быт представляет область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работо­способности и творческой деятельности. Основой быта явля­ется личное, семейное и общественное производство и потре­бление необходимых благ. Быт-сфера внепроизводственно экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребно­стей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, куль­туры, с общением, отдыхом, развлечениями". Составной частью быта является домашнее хозяйство. Оно представляет сферу человеческой деятельности, при которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени, организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за квартирой и т. д.).

Основой материального благосостояния семьи является добросовестный труд всех ее взрослых членов на обществен­ном производстве и дома, в быту. Труд для каждой семьи явля­ется не только источником материального благополучия, но и важнейшим средством всестороннего развития личности. В пределах домашнего хозяйства выделяется домашний труд, осуществляемый преимущественно женщиной. При помощи его производятся предметы потребления и услуги, необходи­мые семье.
Неумение наладить семейный быт, разделить обязанности, создать крепкую семейную экономику нередко ставит под угрозу само существование семьи.

Общность быта-важнейший признак семьи. И в настоящее время невозможно представить нормальное существование семьи без повседневного домашнего труда.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

О. Е. Черствая

УКЛАД СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье раскрывается понятие «семейный уклад», представлена внутренняя система уклада жизни семьи. Сделан обзор трактовки данного понятия различными учеными. Автором проведен краткий экскурс специфики семейного уклада в России с XVII в. по настоящее время.

Ключевые слова: семейный уклад, быт, составляющие семейного уклада.

Рассмотрим сущность понятия «семейный уклад». Проанализируем сначала понятие «уклад», затем «уклад жизни», потом «уклад семейной жизни».

В. И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка дает понятие уклада - «устройство, учреждение, устав, порядок» . В Философском энциклопедическом словаре под укладом понимается «целостная система производственных отношений определенного типа, образующая общественную форму производства» . В педагогических словарях и педагогических энциклопедиях этот термин не обозначен.

Мы обратились к словарям В. И. Даля, С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой с целью сравнить, как дано толкование синонимов понятия «уклад» .

Основные синонимы уклада в словарях трактуются, во-первых, как строй, свидетельствующий о налаженном состоянии, зависимости соотносящихся частей, правилах, по которым совершаются жизненные процессы, и определенный режим; во-вторых, как склад, регулирующий устройство жизни в семье, характер поведения, образ мыслей и привычки человека; в-третьих, быт, отражающий порядок повседневной жизни членов семьи. Из анализа специальной литературы следует, что уклад жизни - понятие более широкое и употребляется преимущественно по отношению к сложноорганизованным сообществам людей.

Изучая специальную литературу, мы нашли более широкое толкование понятия «уклад», которое может быть дополнено такими близкими по значению словами, как «быт», «склад», «строй».

Отдельно нужно остановиться на категории «быт». Практическое отождествление понятий «быт» и «уклад», взаимодействие и взаимовлияние быта и культуры встречается в работах В. С. Садовской, А. И. Кавалерова, В. П. Синицына, Г. Ф. Цон-кова, О. М. Гусейнова. Определяющими факторами быта являются, по мнению В. С. Садовской, се-

мья, общество, сам человек, эпоха, век, текущее время, среда обитания, среда действия, труда, отдыха (досуга), взаимоотношений . Размышления о зависимости быта от уровня производства, социально-экономических отношений и общего состояния культуры данного народа находим у А. И. Кавалерова (1985). В. П. Синицын считает, что быт как сфера жизни общества предполагает определенные материальные и культурные условия повседневной человеческой жизни: жилище, питание, предметы среды обитания и т. д. Ученый уточняет, что он имел в виду не столько условия, сколько уклад или организацию повседневной жизни людей, который определяется тем, как и где они питаются, каково внутреннее убранство и распорядок их дома, характер их повседневных занятий и форм досуга, обычаи и привычки, отношения друг с другом. «В семейно-брачных отношениях, во взаимоотношениях с соседями, товарищами по досугу, в других бытовых отношениях проявляется образ повседневной жизни людей, их культурные запросы, нормы поведения, вкусы, моды» . Непосредственную зависимость от зрелости содержания быта, степени его развития, наряду с производством, и от участия культуры в бытовой жизни выводит Г. Ф. Цонков (1972). Определение быта через производительные силы и производственные отношения, господствующие в данном обществе, дает О. М. Гусейнов (1987). В этом случае быт ассоциируется с уровнем материальной культуры и духовно-экономических отношений в сфере производства и уровнем духовных отношений вне производства.

Дефиницию «уклад» рассматривают не только в педагогике и истории, но и в экономике. В частности, Е. В. Шевченко установила взаимосвязь основных этапов разработки проблемы общественного воспроизводства в политической экономии и категории «уклад» .

Основные этапы разработки проблемы общественного воспроизводства в политической экономии и их связь с категорией уклада

Школы и течения Наиболее значимые представители Эволюция научных представлений о сущности уклада

Физиократизм Кенэ Ф. («Экономическая таблица»); Тюрго А. («Размышления о создании и распределении богатств») В рамках этих двух этапов уклад трактовался как предельно широкое понятие, характеризующее различные общественные явления: структуру хозяйства, устройство жизни, семьи, быта и т. п.

Классическая экономическая теория Пети У. («Трактат о налогах и сборах»); Смит А. («Исследование о природе и причинах богатства народов»); Рикардо Д. («Начало политической экономии и налогового обложения»)

Марксизм Маркс К. («Капитал»); Ленин В. И. («Развитие капитализма в России») Уклад как система производственных отношений, форма общественного хозяйства

Радикальная экономическая теория Неомарксистская школа: Суизи П. («Теория капиталистического развития)

Австрийская школа Визер Ф. («Теория общественного хозяйства»); Бём-Баверк Е. («Основы теории ценности хозяйственных благ»); Мизес Л. («Социализм»); Хайек Ф. («Дорога к рабству») Уклад как историческая ступень развития способа производства, как остаток прежних формаций либо зародыш будущих

Неоклассическая экономическая теория Маршалл А. («Принципы экономической науки»); Солоу Р. («Экономические организации и экономические системы»); Фридмен М. («Теория функции потребления»); Слуцкий Е. («К теории сбалансированного бюджета потребителя»)

Неоклассический синтез XX-XXI вв. Кейнс Дж. («Теория занятости, процента и денег»); Калецкий М. («Теория экономической динамики»); Репке В. («Кризис и конъюнктура») Уклад как тип производственных отношений, существующий наряду с другими в данной экономической системе как форма общественного хозяйства, основанная на определенном типе собственности на средства производства

Теория общего равновесия XX-XXI вв. Вайнтрауб Э. («Теория общего равновесия»); Грэм Д. («Метод затраты - выпуск и линейное программирование»)

Как видим, общественная формация оказывает влияние даже на понимание самой категории и, естественно, воздействует на уклад жизни семьи.

Что касается определения «уклад жизни», то здесь интерес представляет исследование Т. А Берсеневой. По ее мнению, уклад жизни есть установившийся порядок отношений, отраженный в образе жизни и включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей, усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях идеалов, смыслов, норм и укладных форм деятельности. Закрепление осуществляется посредством педагогических технологий, обеспечивающих свободное принятие этих идеалов и смыслов как личностно значимых. Под укладными формами понимается распорядок жизни, вытекающий из смысло-жиз-ненных ориентаций, формирующийся вследствие принятия духовно-нравственных оснований уклада. Традиционный уклад жизни - это уклад жизни, устойчиво воспроизводящийся в череде многих поколений. Устойчивость традиционного уклада жизни определяется опорой на религию и этничность. Его содержанием являются религиозные воззрения, этнокультурные традиции, психологическая и образовательная составляющие, которые обеспечивают трансляцию духовно-нравственных оснований уклада из поколения в поколение .

Религиозные воззрения включают в себя религиозные догматы и традиции веры, которые определяют образ жизни, систему духовно-нравственных ценностей и способы их передачи из поколения в поколение. Этнокультурная составляющая традиционного уклада жизни (этнические традиции, обряды, обычаи, фольклор) реализуется в повседневной жизни и в праздниках и выполняет функцию передачи знаний, умений, навыков, ценностей, опыта трудовой деятельности и культурного творчества. Духовно-нравственные основания уклада жизни в православной русской традиции способствуют развитию толерантности личности, ее способности к межкультурному диалогу и принятию ценностей различных этнических традиций. Психологическая составляющая уклада жизни человека включает внутренний аспект (убеждения, образы, мотивы, чувства) и внешний (слова, действия, поступки). Психологическая составляющая формируется под влиянием мировоззренческой и этнокультурной составляющих уклада жизни. Механизмами ее формирования являются имприн-тинг (запечатление) и мимесис (подражание). Образовательная составляющая задает ориентацию на формирование духовно-нравственных оснований традиционного уклада жизни в воспитании, обучении и развитии и способствует ценностному самоопределению личности относительно идеа-

лов, смыслов, норм и укладных форм деятельности. Т. А. Берсенева отмечает, что уклад жизни русского народа не был теоретическим построением, это была жизнь, устремленная к вечности и идеалу как вратам этой вечной жизни.

Определенный вклад в решение проблемы уклада жизни вносит В. Расторгуев. Он считает, что «уклад жизни - основа основ сохранения этнического многообразия, что особенно важно при определении социальной стратегии в российских полиэтнических землях и социальной устойчивости» . Автор подчеркивает, что наряду с такими понятиями, как «гарантия жизни» и «качество жизни» «уклад жизни» остается вне поля зрения социальной политики и интересов государства.

Жизненный уклад народов и социальных групп, который складывается десятилетиями, служит гарантом социальной устойчивости, общественной и личной безопасности, стабильности государственных институтов и наследования опыта национальной самоидентификации и межэтнического согласия.

Восстановление жизненного уклада должно стать важной целью социальной политики России, так как в исконных российских землях много лет подавлялись любые проявления национального уклада, который позволял сохранять их полиэтнический состав и самобытность. Разрушение уклада -это приговор малочисленным народам и утрата ценных свойств русской культуры.

Рассмотрим понятие «уклад семейной жизни». Духовно-нравственные ценности в России передавались из поколения в поколение посредством уклада семейной жизни. В разное время к понятию «семейный уклад» обращались Р. Бернс, В. В. Бойко, Э. К. Васильева, А. Г. Ковалев, С. Д. Лаптенок, Т. В. Лодкина, Л. И. Маленкова, Ф. А. Нанай, Л. М. Николаева, А. В. Петровский, О. М. Потаповская, А. Г. Харчев. В последние годы появились педагогические исследования, посвященные укладу жизнедеятельности ребенка (Г. К. Селевко,

О. А. Соловьева) и семейной жизни на основе православных традиционных ценностей (А. И. Поло-винкин, Е. В. Шестун, И. Шугаев и др.).

Развитие личности ребенка в семье во многом происходит под воздействием семейного уклада, который влияет на его физическое и психическое самочувствие. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о категориальном статусе понятия «семейный уклад», который включает сферы материальной, эмоциональной, интеллектуальной и нравственной жизни семьи в их единстве и взаимообусловленности.

Кроме того, каждая семья оказывается в определенных условиях внешней среды, которая достаточно жестко диктует ей правила поведения, хотя

всегда оставляет за семьей право выбора вариантов решения из нескольких альтернативных. Следует отметить, что компоненты уклада взаимосвязаны, каждый из них важен и своеобразно воздействует на детей.

Р Бернс, рассматривая вопросы формирования Я-концепции у детей, выделяет ряд переменных, относящихся к укладу семейной жизни: «воспитательный стиль родителей; отношения между родителями; отсутствие одного из родителей вследствие смерти или развода; работа матери и связанный с этим ее социальный статус; размеры семьи и старшинство среди детей» [Р Бернс, 1986]. Но в то же время он указывает, что эти факторы еще не получили достаточного теоретического исследования.

По мнению Л. И. Маленковой (1994) в семье, как правило, складываются определенные отношения к ценностным ориентациям общества, которые реализуются в укладе жизни семьи: в быту и ведении хозяйства, организации праздников, в различных формах досуга, общении с определенным кругом родных, друзей и знакомых семьи, в эстетическом оформлении интерьера.

Ф. А. Нанай (1979) в своем исследовании касается вопроса о педагогической целесообразности уклада жизни семьи.

Л. М. Николаева (1979) считает, что основой уклада является нравственная позиция семьи, характеризующаяся сложившейся совокупностью интеллектуальных и нравственных норм, отношением к жизни, труду, детям.

Понятие «семейный уклад», по мнению Т. В. Лод-киной, характеризует специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу. «Здесь подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи, взаимоотношений членов семьи друг с другом и с окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность и компетентность (культура) родителей, их личный пример, умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно возрасту ребенка» .

По мнению О. М. Потаповской (2002), традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов: 1) обычаи (установившиеся, привычные формы поведения); 2) традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи); 3) отношения (сердечные чувствования и настроения); 4) правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни; 5) распорядок дня, недели, года (порядок, установленный среди дел в обозначенные промежутки времени); в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благо-

честивой жизни христианина, суточным и годовым кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Принимаем за основу определение семейного уклада Т. В. Лодкиной , так как оно, на наш взгляд, наиболее полно отражает составляющие данного понятия, и дополняем его компонентом «здоровье». Следовательно, базовым определением будет: «семейный уклад - интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психо-лого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи».

Каждый компонент семейного уклада важен для воспитания детей в семье, формирования благоприятных супружеских, детско-родительских, прародительских и сиблинговых отношений.

Интерес представляет типология семейного уклада в истории отечественной педагогики, влияние уклада жизни семьи на воспитание детей.

Историко-педагогический анализ семейного уклада царских, дворянских, купеческих, крестьянских и рабочих семей помог выделить общие черты данных укладов: преобладание составных многопоколенных семей; основополагающая роль христианских заповедей в семейном укладе; преемственность традиций; соблюдение иерархичности в семьях; главенствующая роль отца в семье, зависимость женщины от мужа. Основой в воспитании подрастающего поколения в течение XVIII - начале XX в. была семья. С раннего детства ребенок бессознательно перенимал от родителей нормы поведения, систему ценностей, семейный уклад в целом. Изменения в модели поведения в дальнейшей жизни случались редко. Семья не существовала автономно, на уклад ее жизни в свою очередь оказывало влияние общество .

Итак, изменения в семейном укладе и педагогических аспектах его влияния на детей зависели от общественной формации, происходили под воздействием политики государства в отношении семьи. На данные процессы оказывало влияние развитие науки, педагогической мысли. Огромное место в деле воспитания новых поколений отводится матери, отцу, другим членам семьи, в конечном счете всему укладу семейной жизни. На формирование личности ребенка влияет социум, общественные организации, структуры государственной власти и самовоспитание.

Проблемы семейного уклада и домашнего воспитания привлекали внимание прогрессивных деятелей на протяжении всей истории развития русского государства. В XVII - начале XIX века появляются первые зачатки теоретического обоснования эффективности семейного воспитания, подчеркивается важность благоприятного семейного уклада на воспитание детей.

Исследования ученых дают основание полагать, что основой в воспитании подрастающего поколения в течение XVIII - начале XX в. является семья, межличностные отношения в семье; стереотипы поведения родителей формировали личность ребенка. С раннего детства он перенимал от родителей нормы поведения, систему ценностей, семейный уклад в целом. Усвоенное в детстве определяло его дальнейшую жизнь, изменения в модели поведения случались редко .

В течение XVIII - начале XX в. пережитки крепостничества, стойкая патриархальность внутри семьи, слабое развитие феминистского движения в России помешали завершению процесса перехода от патриархальных к демократическим отношениям в семье. В пореформенное время начались изменения в семейном укладе жизни всех сословий.

С 1917 до 2000 г. влияние уклада жизни семьи на воспитание детей претерпевало изменения, что зависело от роли женщины и мужчины в нем. Наиболее оптимальное сочетание двух важных функций (семьи и профессиональной деятельности) проявилось у женщин, рожденных в предвоенные и послевоенные годы. Очень важна роль женского начала в быту, в семейном укладе, разумное сочетание семейных и профессиональных обязанностей женщин. Исследования свидетельствуют, что совершенствование семейного уклада также связано с единством требований родителей к детям, их равноправным участием в воспитании ребенка.

Следует констатировать, что процесс освоения личностью социальных норм, ценностей, формирование ее притязаний и устремлений, передача накопленного опыта старших поколений младшим происходят под воздействием всей системы общественного жизнеустройства, в том числе семейного уклада. Необходимость укрепления семьи в современных условиях возрастает, так как семья является одним из немногих социальных институтов, повышающих психофизиологическую устойчивость к неблагоприятным факторам. Она не только создает психоэмоциональный комфорт, но и имеет прямое отношение к состоянию здоровья человека.

Список литературы

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М.: Рус. яз., 1989-1991. Т. 1-4.

2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. 839 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений: 4-е изд., доп / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. РАН. Ин-т русского яз. им. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999.

4. Садовская В. С. Педагогические основы формирования культуры быта: монография. М.: МГУК, 1996. 206 с.

5. Синицын В. П. Быт и его преобразование в советском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1960. 18 с.

6. Шевченко Е. В. Роль малого хозяйственного уклада в повышении эффективности общественного производства: дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2008. 25 с.

7. Берсенева Т. А. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема: дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 2008.

8. Расторгуев В. Горизонты социальной политики // Социс. 1995. № 6. С. 58-60.

9. Лодкина Т. В. Семейный социальный педагог: теория и практика. М., Вологда: МГОПУ: ВГПУ, 1997. 141 с.

10. Миронов Б. В. Семья и внутрисемейные отношения: становление малой демократической семьи // Миронов Б. В. Социальная история периода империи (XVIII - нач. ХХ в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. Т. 1. 549 с.

Черствая О. Е., кандидат педагогических наук, доцент.

Вологодский государственный педагогический университет.

Ул. С. Орлова, 6, г. Вологда, Вологодская область, Россия, 160035.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.03.2010.

O. E. Cherstvaya

FAMILY WAY OF LIFE AS OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

The article reveals the concept «family way of life», the internal system of way of life of a family is presented.

The review of the given concept interpretation is made by various authors. The author carries out a short excursus of specificity of family way of life in Russia from the 17th century to our time.

Key words: family way of life, life, components offamily way of life.

Vologda State Pedagogical University

Ul. S. Orlova, 6, Vologda, Vologda region, Russia, 160001.



Поделиться: