Нечто что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности. Значение слова благо

Краткое содержание:

Законы бывают разные, хорошие, плохие, с долговременной перспективой и скоротечные. Но в конечном итоге они должны создаваться для блага людей.

Бла́го - всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу . Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Какую пользу и предпосылки к нравственности приносят законы принимаемые в современной России?

Нравственная и физическая деградация населения.

Ни для кого не секрет, что сейчас идёт вымирание русского населения. Мы вымираем со скоростью света! Стресс с боязнью потерять работу, скандалы в семьях, пища напичканная химикатами, вредные выбросы предприятий. Пропаганда насилия и обесценивание семейных отношений по телевидению. Аборты это как в магазин сходить, развестись можно по интернету. Школа из второго родителя обучающего и воспитывающего, превратилась в извините просто клоаку, тупые учебники для увеличения зомби поколения , нецензурную брань уже наверное в этих же учебниках и будут писать. Её употребляют все! Быть скромным не модно, пить и блевать-это круто.. А ещё продавать пиво на стадионах и выкачивать огромные деньги от добычи наших природных ресурсов в футболёров (и гордиться ими если они в кой веке попадут по мячу).

Люди умирают. От рака и других болезней (пальмовое масло, грязный воздух, неактивный образ жизни, пьянство)..но тут появляется закон об увеличении возраста выхода на пенсию ! Для нашего якобы блага! Мы оказывается стали жить дольше. А вы разве не заметили? Нет? Так вот вам аналитики, социологи и здраво-психопаты расскажут, что когда люди у нас выходят на пенсию, то начинают болеть. Да они и на пенсии работают, чтобы концы с концами свести. А болеть начинают не от безделья, просто с такой работой как у нас, только на пенсии и обращаешь внимание на здоровье или работы на кладбище ОТПРАВЛЯЕШЬСЯ. Что нас в ближайшем будущем и ждёт. Люди мрут как мухи, потому что не уверенны в завтрашнем дне. Они озлобленны на всех, но они не понимают, что наши уважаемые законописцы, всё делают для блага народа..

Законы об оскорблении власти, блокировка счетов, коллекторы, слежка, миграционная политика..

Всё для нас и нашего Блага! Не будем власть оскорблять и она станет хорошо работать и ценить человеческие ресурсы (как сейчас называют людей). А заблокировав счёт или сняв последние рубли со счёта, (как сделала налоговая с моим знакомым, у которого ребёнок инвалид и сняли они деньги незаконно) они делаю нам Благо! Ведь деньги идут на доброе дело, в карманы хороших людей.

А если не блокировать, то можно и звонить и угрожать, требовать деньги (или ребят прислать крепких) это ведь простые людишки которые не могут за себя постоять. Ау! 90-е вы вернулись..

Если за человеком следят, значит в чём-то подозревают.. Подозревают у нас всех, кроме власть имущих за ними не следят и не подозревают. На работе камеры везде, на улице камеры, интернет, почта, посылки все просматривается и прослушивается. Вспоминаете Джорджа Оруэлла и его роман 1984? Не возникает ассоциаций?

Почему нам постоянно лгут? Вот и про нехватку рабочих рук тоже. Мы мигрантов для Блага вашего же пускаем в страну. А то вы умрёте с голоду без среднеазиатских партнёров (а то, что большинство этих людей абсолютно не поддерживают ни традиции, ни вероисповедания, ни культуру и даже сам строй в России, это ли не угроза национальной безопастности страны ?). Тьфу, напасть какая слава Богу, что они у нас работают, а могли бы и роботы ( в России на 10000 тысяч населения 2 робота, в целом в мире 72, не говоря уже про Германию, Японию и даже Китай )..но кому это выгодно? Правильно не народу, точно.

Коррупция.. коррупция..

Коррупция.. добрым словом помяните всех благодетелей.. заботящихся о "наших детях"..

Я вообще зачем мы тут нужны? Я хочу спросить Ваше превосходительство, на кой черт вам русские сдались? Мороки от них много. Блага им всякие создавай..

Знаете мы и без ваших благ проживем и не сдохнем! Несмотря на все антинародные законы и средства запугивания. Люди только закаляться и станут твёрже. Всех не пересажаешь, а на хорошую власть никто и слова не скажет, а вот плохое оно сгниёт рано или поздно. Уберите блага, дайте людям жить!

Пояснения:

Понятие Блага трактовалось очень широко, в зависимости от исходных установок различных философско-этических школ. Под ним понимали и наслаждение, и воздержание, и разумность и полезность, и свободу и необходимость. В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется понятием ценности (общечеловеческих ценностей).

Существуют различные классификации благ. Блага разделяют на:
1. Внешние и внутренние, а последние - на телесные и душевные.

2. Материальные и духовные, а среди последних выделяют абсолютное Благо (Бог), и субъективные Блага, т.е. добро, красота, радость и т.д.
3. Телесные (здоровье, сила), внешние (богатство, честь, слава) и душевные (острота ума, нравственная добродетель).

Блага разделяют по:
- натуральным характеристикам - на продукты и услуги;
- степени удаленности от конечного потребления - на потребительские блага и ресурсы;
- длительности использования - на кратковременные и долговременные;
- характеру потребления - на частные и общественные.

Природные (естественные) и общественные явления становятся Благом, лишь поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу.

В зависимости от того, какие потребности удовлетворяются, различают материальные и духовные Блага, утилитарные, эстетические и др.
Одна из разновидностей духовного Блага - моральная ценность, добро. Ииногда слова «Благо» и «добро» употребляют как синонимы.

В понятии Блага выделяют абсолютную (общечеловеческую и общеисторическую) и относительную (исторически ограниченную, классовую, индивидуальную) стороны.

В силу противоречивого характера исторического процесса и противоположности интересов различных классов и социальных систем «всякое Благо для одних (одного класса, общества) необходимо является злом для других, всякое новое освобождение одного класса - новым угнетением для другого». Поэтому Благо носит как общечеловеческий, так и классовый характер.
Классовый подход к Благу проявляется в ориентации на определенные виды Благ, в произвольном установлении их субординации (например, «вещизм» как характерная черта собственнического сознания).

Благо может иметь также индивидуальный характер, если оно отвечает особым потребностям и запросам личности.

Эти деления неполны и условны, т.к. многие ценностные явления не могут быть отнесены ни к той, ни к другой рубрике или обладают признаками обеих одновременно (достижения исторического прогресса, творчества, социальные события, предметы роскоши).

В реальной жизни Благо утрачивает свое исключительное место и может быть осмыслено только через зло (отрицательную ценность), как свою собственную противоположность.

Трансцендентальное содержание Блага связывается с предстоянием будущего, в его отношении к наличному благосостоянию людей. Однако определение Блага через интересы людей является неполным.

Более драматичным является факт, заключающийся в том, что "не все, что кажется Благом, является таковым на самом деле".

Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей

Экономические блага и их классификация

Тема 2. Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический выбор. Собственность в экономической системе. Экономические агенты. Теория общественного производства.

Каждое общество независимо от социально-экономической системы сталкивается с двумя основными экономическими проблемами:

1) материальные (экономические) потребности людей практически безграничны;

2) экономические ресурсы редки или ограниченны. Рассмотрим эти две проблемы. Любое общество должно удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении общества и его членов.

Блага - это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, Доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, а также дары природы).

Многообразные человеческие потребности можно объединить в группы, пользуясь теми или иными классификационными признаками. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ:

1) экономические блага - результат экономической (хозяйственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ необходимы соответствующие экономические ресурсы;

2) неэкономические блага - результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);

3) материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.);

4) нематериальные блага не имеют материально-вещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.

Различают две группы нематериальных благ:

1) внутренние блага, данные человеку природой. Он развивает их в себе по собственной воле (голос - пение; музыкальный слух, занятия музыкой; способность к науке и т.д.);


2) внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

По степени удаленности от конечного потребления блага

делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства потребительских благ).

По длительности использования блага делятся на долговременные, используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).

Итак, средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности.

Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятель­ности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении.

Человек, как правило, осознает свои потребности, понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т.д. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его души, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потребности наружу. Если какие-то потребности не удовлетворены, то этот недостаток (неудовлетворенность желаний) становится побудительным мотивом активности, направленной на изыскание возможностей достичь поставленной цели.

Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.

1.По субъектам (носителям потребностей):

а) удовлетворяемые индивидуально (лично)

б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом)

Первые - индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые - коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. удовлетворяются коллективно.„

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;

б) духовные потребности;

в) этические потребности (относящиеся к нравственности);

г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3.По степени удовлетворения потребностей:

а) конечные потребности;

б) промежуточные потребности.

Конечные потребности - это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребле­ния». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д.

Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, - это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.).

4.По происхождению:

а) первичные потребности;

б) вторичные потребности.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).

Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

Экономические потребности - та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Экономические потребности активно влияют на производство, они являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

По мнению ученых-экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы.

1. Материальные (физиологические):

а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);

б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).

2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).

3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.). Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал

иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять групп (рис. 2.1).

1 Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания, включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.

2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности - это потребности, связанные с чувством принадлежности к чему или кому-либо, привязанности и поддержки.

Человечеству и каждому отдельному человеку необходимы определённые условия существования, без которых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями.

Самые первостепенные из них - потребности в пище, одежде, жилище, т.е. в материальных благах.

    Материальное благо - всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём.

Количество потребностей постоянно растёт, они становятся разнообразнее. Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими людьми, в различных формах досуга и отдыха и др. Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парикмахеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники и др. Все эти потребности удовлетворяет экономика.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика - это и домашнее хозяйство, и хозяйство предприятия (фирмы), и хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений.

    Экономика - сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

    система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

Главная цель экономической деятельности - удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.

Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.

Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий - усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д.

Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта - это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Виды экономической деятельности

Производство товаров и услуг - основа любой экономики.

    Производство - процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.

В производство товаров входит большое число подвидов экономической деятельности. Например, обрабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов - от производства продуктов питания до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и организаций.

В современном обществе значительное место занимает сфера услуг. В развитых экономических странах в ней занято больше людей, чем в сфере производства.

Дополнительное чтение

    Подростки тоже могут участвовать в экономической деятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предпринимательской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет.

    Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

Производство - это только начало экономических отношений. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребителя. Происходит это благодаря распределению и обмену.

Распределение, обмен и потребление

    Отношения распределения - это те отношения, в которые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработной платы и т.д.

Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государственный бюджет, а также в специальные организации - фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования. Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий (кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жителей). Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники. Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электричеством, водой и т.д.; покупаются лекарства, специальное медицинское оборудование.

К отношениям обмена относятся внутренняя и международная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процессе обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприятием договор: свой труд он обменивает на соответствующее вознаграждение (заработная плата).

В сфере обмена господствует рынок.

    Обмен - купля-продажа товаров и услуг.

    Рынок - общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Рынком движут два механизма - спрос и предложение. Предложение - желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи.

Спрос - способность и желание потребителей купить блага.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся (рыночным) ценам. Рынки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг - акций и т.д.

Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем.

Наконец, в процессе обмена товар (компьютер, трактор, джинсы, пшеница, нефть или газ и т.д.) доходит до потребителя.

    Потребление - использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, производство - начало цепочки, а потребление - её конец. Человек потребляет не только пищу или одежду (изнашивая её), но и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную экономику стали называть экономикой знаний.

Двигателем экономики выступают деньги - всеобщее средство обмена. То есть деньги - это такой товар, на который можно обменять любой другой товар.

Продажа товара - это обмен его на деньги, а покупка - обмен денег на товар. Количество денег определяет желания, потребности, интересы человека и многое другое.

    Интересные факты

    Первоначально роль денег у разных народов выполняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее - металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты.

Подведем итоги

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Основные термины и понятия

Экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».
  2. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.
  3. Почему производство считается основой экономики?
  4. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике? 5*. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.

Человечеству и каждому отдельному человеку необходимы определённые условия существования, без которых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями.

Самые первостепенные из них - потребности в пище, одежде, жилище, т.е. в материальных благах.

Материальное благо - всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём.

Количество потребностей постоянно растёт, они становятся разнообразнее. Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими людьми, в различных формах досуга и отдыха и др. Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парикмахеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники и др. Все эти потребности удовлетворяет экономика.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика - это и домашнее хозяйство, и хозяйство предприятия (фирмы), и хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений.

Экономика - сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

Главная цель экономической деятельности - удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.

Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.

Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий - усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д.

Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта - это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Виды экономической деятельности

Производство товаров и услуг - основа любой экономики.

Производство - процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.

В производство товаров входит большое число подвидов экономической деятельности. Например, обрабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов - от производства продуктов питания до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и организаций.

В современном обществе значительное место занимает сфера услуг. В развитых экономических странах в ней занято больше людей, чем в сфере производства.

Дополнительное чтение

Подростки тоже могут участвовать в экономической деятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предпринимательской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет.

Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

Производство - это только начало экономических отношений. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребителя. Происходит это благодаря распределению и обмену.

Распределение, обмен и потребление

Отношения распределения - это те отношения, в которые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработной платы и т.д.

Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государственный бюджет, а также в специальные организации - фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования. Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий (кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жителей). Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники. Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электричеством, водой и т.д.; покупаются лекарства, специальное медицинское оборудование.

К отношениям обмена относятся внутренняя и международная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процессе обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприятием договор: свой труд он обменивает на соответствующее вознаграждение (заработная плата).

В сфере обмена господствует рынок.

Обмен - купля-продажа товаров и услуг.

Рынок - общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Рынком движут два механизма - спрос и предложение. Предложение - желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи.

Спрос - способность и желание потребителей купить блага.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся (рыночным) ценам. Рынки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг - акций и т.д.

Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем.

Наконец, в процессе обмена товар (компьютер, трактор, джинсы, пшеница, нефть или газ и т.д.) доходит до потребителя.

Потребление - использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, производство - начало цепочки, а потребление - её конец. Человек потребляет не только пищу или одежду (изнашивая её), но и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную экономику стали называть экономикой знаний.

Двигателем экономики выступают деньги - всеобщее средство обмена. То есть деньги - это такой товар, на который можно обменять любой другой товар.

Продажа товара - это обмен его на деньги, а покупка - обмен денег на товар. Количество денег определяет желания, потребности, интересы человека и многое другое.

Интересные факты

Первоначально роль денег у разных народов выполняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее - металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты.

Подведем итоги

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Основные термины и понятия

Экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».
  2. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.
  3. Почему производство считается основой экономики?
  4. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике? 5*. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.


Поделиться: