Эссе для чего необходимо изучать историю. Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира

В современном мире правят информационные технологии. Иногда кажется, что роботы и гаджеты скоро заменят людей. Но, все-таки, пока что не создан такой робот, который смог бы быть совершенней человеческого мозга. Есть огромное количество сфер, где ни один робот не сможет заменить человека. Люди понимают, что нужно получать хорошее и качественное образование. Современная молодежь прекрасно осознает, что получение образования заключается не просто в получении диплома как документа, а именно в постижении новых знаний, выработке умений и навыков, которые пригодятся в жизни и в будущей профессии. И очень здорово, что сегодня прослеживается такая тенденция. Если каждый школьник, студент будет добросовестно учиться и стремиться к знаниям, будет честно (без списывания) сдавать контрольные и экзамены, то тогда у нас будут специалисты высокого уровня профессиональной подготовки. А это повлечет прогресс во всех сферах: и в социальной. и в экономической.

Мнение о необходимости изучения всеобщей истории

Всеобщая история - одна из дисциплин, которую изучают школьники и студенты гуманитарных вузов. Некоторым может показаться, что учить далекое прошлое незачем, но это совершенно не так. Сейчас я перечислю причины, по которым историю нужно изучать:

  • знание всеобщей истории позволяет выработать аналитические способности. Изучая прошлое, мы анализируем причины и последствия тех или иных событий, решений, войн и так далее;
  • знание всеобщей истории очень полезно для людей, которые хотят заниматься политикой. Исторические процессы цикличны и повторяются. Знание истории поможет принять правильное решение политику и избежать ошибок прошлого;
  • знание истории позволяет людям трезво оценивать свою современную жизнь. Изучая, как люди жили в прошлом, мы перенимаем их опыт;
  • изучение истории тренирует память, учит мыслить разносторонне, способствует общему развитию человека.

Вот лишь некоторые причины, по которым нужно изучать историю. А вообще, один умный человек сказал, что люди, которые не знают своего прошлого, не имеют и будущего. Стоит задуматься.

Зачем нам изучать Историю?

На этот вопрос учителю истории приходится отвечать практический каждый день и ученикам, и родителям и даже другим учителям, заучам школы. И действительно для школьников изучение многих других предметов понятно. Например понятно , что математику и русский язык надо учить потому что без них не получишь аттестат (обязательные). Физику, химию и информатику надо изучать по крайне мере тем, кто собирается заниматься техническими или естественно-научными направлениями (а таких сейчас не мало). Обществознание надо изучать гуманитариям и вообще всем потому, что мы все будем жить в современном обществе и должны понимать основы его функционирования. Английский надо изучать всем потому, что мы живем в взаимодействуем в глобальном мире, который регулярно становиться все теснее хотим мы этого или нет.

А вот зачем изучать Историю?

Ведь практический никто не собирается сдавать этот предмет на ОГЭ или ЕГЭ для вуза, а обязательным его так пока не сделали, хотя сегодня опять говорят, что его обязательно введут с 2019 года. Кому интересно, что произошло тысячу или даже 100 лет назад? Зачем нам запоминать эти древние имена и даты? Ведь история это вообще не наука. В зависимости от политических взглядов и культурной парадигмы (либеральной, консервативной, глобалистской) оценки исторических событий и деятелей могут в корне меняться.

Есть несколько вариантов, как отвечать на такие вопросы.

Можно отвечать на этот вопрос на основе утверждения, что история это важная для человеческого общества наука . В этом учителю может помочь большое количество высказываний мыслителей и деятелей о важности истории. Например:

    Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. Ломоносов

    Я не знаю другого способа судить о будущем, кроме как по прошлому - Патрик Генри

    История повторяется, это один из ее недостатков - К. Дарроу

    История - неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. А. Монтерлан

    Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь . - Д. Сантаяна

    Всеобщий закон - закон законов - это закон преемственности, ибо что такое в конечном счете настоящее, как не росток прошлого? - У. Уитмен

    Отними у народа историю - и через поколение он превратиться в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом. - Йозеф Геббельс

    История это самый лучший учитель у которого самые плохие ученики - Индира Ганди.

На самом деле эти высказывания говорят, что прошлое и будущее человечества неразрывно связано историческим процессом. Предметом изучения истории является сам исторический процесс: то есть процесс изменений, которые происходят в обществе по мере его развития в разных сферах: политической, социальной, экономический, духовной и т.д., а также процесс изменений наших представлений и оценок событий прошлого. Сейчас мы хорошо знаем, что наши представления о прошлом могут значительно меняться. Эти изменения в обществе могут происходить очень медленно. Иногда это могут быть сотни и тысячи лет. Таким образом процессы, которые влияют на нас сегодня, начались сотни и тысячи лет назад и могут развиваться еще не одно столетие.

Этот временной исторический процесс отражен на рисунке. То, что мы имеем сейчас в настоящем , есть результат влияния явлений и процессов, происходивших в прошлом и большинство этих процессов, не закончилось, а продолжается сейчас и будет влиять на наше будущее, создавая различные варианты его развития. Поэтому, чтобы понять будущее и спланировать какие-то действия по его изменению, мы часто должны вернуться к истокам этих процессов столетия назад.

Хорошо в свое время сказал Воланд Берлиозу в романе «Мастер и Маргарита». «Для того чтобы управлять миром, человек должен иметь план и возможность его исполнения хотя бы на минимально короткий отрезок времени - тысячу лет» Это и есть средняя продолжительность исторических процессов. Например 1.5-2 тысячи лет, это обычный исторический цикл развития локальной цивилизации, если ее не задавили извне.

Таким образом, если человек не знает прошлого и не может его проанализировать, он не может понять ни свое настоящее, ни будущее. Он как невежественный бык, привязанный за нос кольцом. Цепочка намоталась на колышек и теперь огромный бык стоит недвижим и не может сообразить причину своей остановки и муки. Не может понять, чтобы освободиться , ему надо двигаться назад.

Хороший пример. Задумывались ли вы когда нибудь, в каком историческом укладе мы сейчас живем? В свое время Маркс и Энгельс насчитали 5 общественно-экономические формаций через которые проходило человечество: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и социализм (который не был до конца реализован). Как можно назвать общественно-экономический уклад современного информационного, постиндустриального общества? Можно назвать это капитализмом? или это уже какая-то новая переходная форма от капитализма к новому общественному укладу XXI века? (как в XVII-XVIII вв развивалась переходная форма от феодализма к капитализму) Можно ли сказать что сейчас мы наблюдаем схожие переходные революционные процессы, как в XVII-XVIII вв, что и делает наши общественные отношения неустойчивыми и колеблющимися между старыми и новыми тенденциями? (ломка старых общественных отношений, выработанных столетиями, создание нового уклада) Таким образом изучив переходные процессы XVII-XVIII вв, мы можем гораздо лучше понимать и оценивать то, что происходит сейчас и что может быть завтра? Над такими вопросами и работают аналитических институтов по всему миру. И несмотря на все это люди плохие ученики, а история плохой учитель для человечества. Люди готовы отбросить исторические уроки, во имя своих сиюминутных, меркантильных целей. Почему-то человеку всегда кажется, что именно с ним все будет по другому, его ситуация совсем не такая как у других. Однако история - неизменная пьеса, которую играют все новые и новые актеры. И хорошо бы знать узловые точки и общий сценарий этой пьесы .

Историк также может отвечать на этот вопрос с позиции нашего государства.

Государство (и на самом деле все общество в целом) заинтересовано формировании гражданской идентичности людей выходящих из школы и вступающих в полноценные права граждан нашего общества. Эта гражданская идентичность состоит из многих компонент, включая историко-географический образ нашего государства (как мы стали такими , какие мы есть, в чем наши особенности), освоение общекультурного наследия России и ее места в общемировом наследии, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности и знание истории своего этноса, уважение и принятие других народов их истории

В современных условиях тотальной информационной войны, человек не имеющий такой идеологический базы, становится ее жертвой и игрушкой манипуляций, не умея отличать исторические факты от профанаций и фейков. В этой информационной войне история используется как оружие и человек не знающий истории подобен здесь солдату сидящему в окопе без патрон против наступающих врагов. Эту проблему хорошо показали последние события на Украине и их отражение в Европе и Америке.

Именно поэтому наше государство и общество включают историю в обязательное ЕГЭ, давая нашей молодежи возможность защитить свое сознание от манипуляций в условиях информационной войны.

Однако трудно ожидать, что какой-то или оба приведенных аргумента убедят современного ученика, который сфокусирован на своем ближайшем окружении и ближайших планах и далек от глобальных картинок. Поэтому я бы хотел предложить несколько других аргументов, на мой взгляд более приемлемых для современного ученика...

Можно отвечать на этот вопрос с точки зрения важности изучения истории для формирования самосознания и идентичности личности ученика.

Подростковый возраст является важным этапом формирования самосознания человека, осознания своих особенностей. Самосознание (Я-концепция) представляет собой совокупность всех представлений человека о себе. Они включают в себя Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее , а также Я-реальное (каким я являюсь в настоящее время) и Я-идеальное (каким я хотел бы и должен стать) . Кроме того у подростка формируются моральные, нравственно-этические нормы, которые ложатся в основу его Я-идеальное - концепции. Эти нормы формируются в результате личностно-интимного общения в семье и в школе. Однако для полного формирования этих норм узкого круга общения подростка недостаточно. Необходимо гораздо больше разнообразных примеров ситуаций поведения людей, на основе которых подросток принимает и строит свои нормы. Эти примеры ситуаций подросток сегодня может взять из средств массовой информации(включая интернет), художественной литературы и из истории.

Здесь возникают проблемы. Наши СМИ в основном фокусируются на сенсационных и негативных новостях и патернах поведения, при этом отодвигая позитивные потерны поведения на второй план, создавая у человека (особенно молодого и неокрепшего) искаженную картину мира и систему ценностей.

Художественная литература включает много положительных образов. Однако все эти образы не реальные, живые люди, а типологические образы смоделированные писателями. Таким образом эти образы и ситуации в которых они действуют явно смоделированные и отходят от действительности, что ограничивает возможность принятия их со стороны школьников.

Изучение истории дает подросткам богатый материал с реальными людьми, проступками и ситуациями, происходившими в нашем обществе на протяжении веков. Несмотря на то, что далеко не все ситуации можно переложить на сегодняшнее время, исторические ситуации серьезно расширяют окно возможных решений для современных подростков. Оказывается, что у человека могли быть совершенно другой набор ценностей, не как сейчас, у разных народов и времен были разные обычаи и жизненные установки. В тоже время может удивить, что есть ценности для всех народов, которые не меняются на протяжении тысячелетий

Например одна из них это проблема отцов и детей. В 720 г до н.э. Гесиод писал: "Я утратил всякие надежды на будущее нашей страны, если современная молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна!". Ничего не изменилось в извечной проблеме отцов и детей до сих пор.

Таким образом знакомство с историей в интересах школьника. Оно позволяет подростку расширить набор ситуаций и норм поведения для анализа и формирования самосознания и самоопределения в важный для него период. Если он этого не делает, то уподобляется таракану, который сидит в банке и не хочет выползти наружу, хотя крышка уже снята.

Однако историк может использовать и более простой и действенный аргумент. История может рассматриваться как интереснейший детектив, увлекательный для прочтения. Причем иногда реальные повороты, которые встречаются в истории намного круче любых придуманных писателями сюжетов. А загадки истории захватывают людей не меньше чем детективы и романтические истории.

Когда историк начинает раскапывать какую-то историческую проблему он сталкивается гораздо с большими трудностями, чем детектив взявший новое дело и приехавший на место преступления. Детектив в подавляющем числе случаев может найти и допросить свидетелей (прямых и косвенных - свидетель кому-то что-то говорил), историк обычно не имеет живых свидетелей. (они умерли сотни и тысячи лет назад) Все что от них осталось это какие-то исторические источники, в которых они описывают события, в какой-то мере, и историк не может спросить их - "а что вы имели в виду вот в этом месте?" (а источники были написаны на древнем, часто мертвом языке, людьми сознание и интересы которых мы плохо понимаем и переписаны за это время много раз, каждый раз теряя часть информации). Иногда даже никаких исторических источников о событии не осталось. Это был или до-письменный период, или язык источника еще не расшифрован или отложенные источники не дошли до нашего времени.

Детектив может прийти на место события, сделать следственный эксперимент и картина события становится более или менее ясной. Историк обычно не может сделать такого, потому, что место события неизвестно (например до сих пор ищут конкретное место, где произошла знаменитая Куликовская битва) или оно уже изменено - городов уже нет, здания разрушены, а на этом месте построено, что-то новое, исторический ландшафт изменен. Можно попытаться извлечь что-то из этого места с помощью археологии, датировки дендрологической и радиоуглеродной датировки. Однако возможности археологии самой по себе очень ограничено. Счастье, когда археологические и письменные источники дополняют друг друга.

Еще историк может применить лингвистические методы, привлечь современную генеалогию и другие науки, проанализировать собранный этнографический материал. Однако это все сырые методы, не дающие однозначных и непререкаемых ответов.

Таким образом задача разобраться в событии является гораздо более трудной для историка, чем для современного детектива. Хорошо сказано - История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить. В. Верховский И это задача может быть загадочной и увлекательной не только для профессионального историка, но и для любого школьника, который заинтересовался каким-то фактом и хотел бы разобраться в событиях прошлого и его связях с настоящем. Причем чем дальше событие отстоит от нашего времени, тем эта задача становиться более сложной и неоднозначной. Именно поэтому можно видеть, что у историков нет единого мнения по многим проблемным вопросам истории. Может быть несколько точек зрения, каждая из которых имеет право на существование. Причем в любой момент может открыться какой-то новый неизвестный ранее исторический источник, который изменит весь расклад сил и мнений о событии. Вот такая вот особенная и валатильная наука - История. И уже на это накладывается особенности политического момента и идеологических интересов правящей элиты государства. Как сказано: "История - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее историкам ".

В настоящее время все больше и больше людей непрофессионалов увлекаются историей. Активно развивается движение исторических реконструкторов всех эпох. Все больше проводятся фестивалей. Уже существуют постоянные тематические постоянные поселения, куда можно приехать пожить на выходные или в отпуск. Открываются детские лагеря реконструкторов.

Все большее число энтузиастов интересуются альтернативной историей, ездят самостоятельно в экспедиции и ставят все больше и больше вопросов профессиональным историкам. В этом году состоялся первый научный диспут между египтологами-представителями официальной науки и энтузиастами лаборатории альтернативной истории "Супертехнологии против меди и камня ".


Активно развивается энтузиастами экспериментальная археология. Теперь мы лучше понимаем, что могли сделать древние люди своими орудиями и как они их делали.


Сегодня есть возможность включиться в увлекательный процесс изучения и открытия истории для любого желающего, начиная от школьника до взрослого. А начать это можно с обычных школьных уроков, дополнительных вопросов и диспутов по интересным и проблемным темам. Приходите, будем разбираться!


Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным. Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять. В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Что изучается

Первобытная

Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины

Древнего мира, Античность

Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности

Средние века

Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война

Новое время

Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты

Новейшая

Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение - не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества - процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический - изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический - попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический - проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический - сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический - сбор конкретных числовых данных для анализа. История - наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический - распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Наука история человеку нужна для понимания процессов и законов, по которым живет общество. Знать историю полезно, каждому, чтоб не повторять распространенных ошибок предшественников, суметь, сравнив ситуации, сориентироваться и найти правильное решение.

Также наука история очень помогает понимать других людей: их исторически сложившиеся верования, традиции, привычки, взгляды. Даже мировоззрение и менталитет народов в целом.

История дает нам множество живых, готовых примеров причин и следствий, связей по типу «какие поступки и действия к чему приводят», примеров достижений и успехов.

Например, создание Чингисханом великолепно оснащенной, боеспособной и дисциплинированной армии привело к завоеванию «половины мира», в том числе древнерусских земель. Одновременно с этим - е разрушению массы городов, гибели талантливых людей – ремесленников, ученых, художников средневековья.

Еще наука история дает много успешных примеров для подражания, которые вдохновляют и мотивируют современника, толкают его на новые свершения. История расставляет точки над «и»: она показывает, кто прав, а кто неправ. Вот еще один пример из истории. Многим россиянам известно имя их соотечественника, ученого-самоучки, основоположника теоретической космонавтики Константина Циолковского. Он, позже названный «отцом русских ракет», публиковал свои исследования в те годы (в конце 19-го века, точнее), когда о космонавтике почти никто из населения планеты и слыхом не слыхивал.

История в его лице дает отличный пример человека, усердно работавшего, будучи уверенным в своей правоте, несмотря на долгое полное отсутствие признания, опередившего свое время, заложившего фундамент для будущего, для нового развития общества.



Поделиться: