Программные требования эсеров. Кто такие эсеры? Методы борьбы за власть

Вопрос о программе начал обсуждаться в эсеровской среде еще ле­том 1902 г., а ее проект (четвертый вариант) был опубликован лишь в мае 1904 г. в № 46 “Революционной России”. Проект с незначитель­ными изменениями был утвержден в качестве программы партии на ее первом съезде в начале января 1906 г. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего ее существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов.

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путем. Однако в народническую доктрину об особом пути России к социализму эсеры внесли суще­ственные коррективы, обусловленные теми изменениями, которые произошли как в России, так и в мировом социалистическом движении к началу XX в. Отвергнув марксистский принцип материалистического монизма, считавший уровень развития производительных сил за “пер­вопричину”, “конечный счет” всех других общественных явлений, ав­торы программы придерживались при ее составлении метода эмпириокритицизма, сводившегося к выявлению взаимозависимости и функциональных связей между всей совокупностью фактов и явлений. В эсеровской программе можно выделить четыре основных блока. Первый из них посвящен анализу тогдашнего капитализма; второй - противостоящему ему международному социалистическому движению; в третьем - давалась характеристика своеобразных условий развития социалистического движения в России; в четвертом - обосновывалась конкретная программа этого движения с последовательным изло­жением пунктов, затрагивавших каждую сферу общественной жизни: государственно-правовую, хозяйственно-экономическую и культурную.

При анализе капитализма особое внимание обращалось на соот­ношение его отрицательных (разрушительных) и положительных (созидательных) сторон. Этот пункт был одним из центральных в эсе­ровской экономической доктрине. Отрицательные стороны связывались с функцией “собственно капиталистической формы эксплуатации производительных сил”, а положительные - с функцией “самого со­держания”, т. е. с ростом самих производительных сил. Соотношение этих сторон считалось более благоприятным в области индустрии и в индустриально развитых странах и менее благоприятным - в зем­леделии и в аграрных странах. Согласно этой теории, чем бла­гоприятнее было названное соотношение, тем более творческую, созидательную роль играет капитализм, тем активнее он обобщест­вляет производство, подготавливает материальные предпосылки для будущего социалистического строя, содействует развитию и объединению промышленного пролетариата. Российский капитализм, по мнению эсеров, характеризовался наименее благоприятным соот­ношением “между творческими, исторически прогрессивными и тем­ными, хищнически-разрушительными тенденциями”. В российской деревне разрушительная роль капитализма считалась преобладающей. Как нетрудно заметить, старонародническая догма о регрессивности капитализма в России в итоге не отрицалась, а лишь корректирова­лась, ее применимость сужалась областью земледелия.

И группировка социальных сил в стране определилась, как считали эсеры, неблагоприятным соотношением положительных и отрицатель­ных сторон капитализма, существованием самодержавно-полицейского режима, сохранением патриархальности. В отличие от социал-демок­ратов эсеры видели в этой группировке не три, а два лагеря. Один из них, под эгидой самодержавия, объединял дворянство, буржуазию и высшую бюрократию, другой - промышленный пролетариат, тру­довое крестьянство и интеллигенцию.

Дворянско-землевладельческий класс определялся как первая и главная опора русского самодержавия. Он сохранял за собой все былые привилегии первенствующего сословия, за исключением права владеть живыми душами. Тем не менее в пореформенный период почва постоянно ускользала из-под его ног. Он терял свое основное богатство - землю, уменьшалась его численность, падала, его роль в экономике, культуре, идейной жизни общества. Лучшие, более или менее прог­рессивно настроенные его представители уходили из этого класса” В его среде приобретали все больший политический вес крайне реакционные элементы, так называемые “зубры”. Дворянско-земле-владельческий класс все более превращался в “почетных государст­венных нахлебников и приживальцев”, становился объектом презрения и ненависти общественных сил, стремившихся к переменам. Чувствуя свою историческую обреченность, он все теснее льнул к деспотической власти, поддерживал и вдохновлял ее реакционную политику.

Принадлежность к вышеназванному, первому, лагерю буржуазии, ее консервативность эсеры объясняли прежде всего ее сравнительной исторической молодостью, политической незрелостью и особенностями происхождения. В Европе абсолютизм был во многом обязан буржу­азии своей победой над феодализмом; в России же, наоборот, бур­жуазия всем была обязана абсолютизму: ни в одной стране, кроме России, правительственная политика “фабрикации фабрикантов” не достигала столь большого размаха. Буржуазия была поистине баловнем власти. Ей предоставлялись различные привилегии: субсидии, пособия, вывозные премии, гарантии доходности, казенные заказы, пок­ровительственные пошлины и т. д. С самого своего зарождения российская буржуазия отличалась чрезмерной концентрированностью, что служило основой для появления у нее олигархических тенденций, вело к обособлению ее в особый, замкнутый, оторванный даже от мел­кой бужуазии социальный слой.

Синдицирование промышленности, пришедшее вместе с иностран­ным капиталом, укрепило связи организаций буржуазии с правитель­ством. На экспертизу и заключение этих организаций нередко передавались правительственные законодательные предположения. Таким образом, у торгово-промышленной верхушки было некоторое подобие своей “неписаной конституции”, которая в экономическом плане была даже выгоднее, чем конституция для всех. Этими обсто­ятельствами во многом объяснялся аполитизм этого слоя, стремление не конфликтовать с правящим режимом. Сказывалось и то, что внут­ренний рынок был сравнительно узким. На внешнем рынке российский капитал не мог свободно конкурировать с капиталом развитых стран. На новых территориях он мог чувствовать себя спокойно лишь тогда, когда они оказывались в составе Российского государства, под защитой его высоких таможенны пошлин. Империалистические же аппетиты российской буржуазии могли быть осуществлены только военной мощью самодержавия. Консервативность русской буржуазии опреде­лялась и тем, что очень активно вел себя пролетариат, выступавший к тому же с самого начала под социалистическим знаменем.Опорой самодержавия, его непосредственным воплощением явля­лась высшая бюрократия. Она не была чуждой ни для дворянства, ни для буржуазии. Ее элитарный слой сливался с земельной аристок­ратией. Буржуазия, хорошо понимая значение “личной унии”, широко привлекала в правление своих предприятий, особенно крупных, акционерных, титулованных лиц, занимавших высокие посты в бю­рократической верхушке. При таком раскладе сил, учитывая ине­ртность и инфантильность, преобладавшие в среде дворянства и буржуазии, роль опекуна-диктатора играло самодержавие.

Для эсеров основным принципом деления общества на классы явля­лось не отношение к собственности, а источник дохода. В итоге в одном лагере оказывались те классы, для которых таким источником служила эксплуатация чужого труда, а в другом - классы, живущие своим тру­дом. К последним относились пролетариат, трудовое крестьянство и трудовая интеллигенция.

Крестьянство являлось предметом особого внимания эсеровской теории и практики, так как по своей численности и экономическому значению оно было, по мнению эсеров, “немного не всем”, в то время как по своему правовому и политическому положению - “чистым ничем”. “Все его отношения с внешним миром,- считал Чернов,- были окрашены в один цвет - данничества”. Впрочем, положение кре­стьянства было действительно настолько тяжелым, что признавалось всеми. Эсеровская оригинальность заключалась не в оценке положения крестьянства, а прежде всего в том, что эсеры в отличие от марксистов не признавали крестьянские трудовые хозяйства мелкобуржуазными; эсеры не разделяли догму, что крестьянство может прийти к соиализму только через чистилище капитализма, через диффе­ренциацию на буржуазию и пролетариаты. Эсеры унаследовали в своей теории положения классиков народнической экономической теории об устойчивости крестьянских хозяйств, об их способности противостоять конкуренции со стороны крупных хозяйств. Эти постулаты и являлись исходными в эсеровской теории некапиталистической эволюции тру­дового крестьянства к социализму.

Упрощенным является распространенное в марксистской литера­туре мнение о том, что якобы эсеры, подобно старым народникам, считали крестьян социалистами по природе. В действительности эсеры лишь признавали, что “общинно-кооперативный мир деревни выра­батывал в ней своеобразное трудовое правосознание, легко смыкаю­щееся с идущей от передовой интеллигенции проповедью аграрного социализма”. На этом представлении основывался пункт эсеровской программы о необходимости пропаганды социализма не только среди пролетариата, но и крестьянства.

Каким же виделся эсерам российский пролетариат? Они прежде всего отмечали, что но сравнению с голью и нищетой деревни городские рабочие жили лучше, но их уровень жизни был гораздо ниже, чем западноевропейского пролетариата. Российские рабочие не имели гражданских и политических прав; отсутствовали и законы, предус­матривавшие улучшение их положения. В связи с этим любые вы­ступления экономического характера приводили, как правило, к столкновению с властями, перерастали в политические. Поскольку у рабочих не было легальных профессиональных организаций, руковод­ство выступлениями рабочих осуществляли, как правило, нелегальные партийные организации.

Сегодня мы вынуждены оглядываться на политику столетней давности, поскольку в нынешней России едва появившиеся в начале 1990-х ростки политики уже в нулевые были вытоптаны. В начале ХХ века самой популярной партией были эсеры, их программа с местным самоуправлением, управлением профсоюзами предприятий, широкой национальной автономией не устарела и в наши дни.

На выборах в Учредительное собрание (пожалуй, самых свободных выборах во всей истории России) в 1917 году эсеры получили 58%. Эта цифра отражала реальную поддержку народом их программы преобразования России. Принято считать, что партия социалистов-революционеров пользовалась поддержкой в основном среди крестьянства (которое к 1917 году составляло около 75% населения России). Однако результаты выборов в Учредительное собрание показывают, что эсеры победили практически во всех губернских столицах и уездных городах. Большевики, кадеты и меньшевики показали хорошие результаты только в Москве и Петрограде, а также на фронтах.

Таким образом, эсеры представляли подавляющую часть т.н. «низовой России». Отсюда и их политическая самобытность – социализм без марксизма, особый левый путь страны. Тогда как их оппоненты – большевики, меньшевики и кадеты – выводили свои программы из европейских идеологий.

Ниже мы приводим программу эсеров, принятой на Первом съезде партии в декабре 1905 года. К 1917-му эсеры разделились на три фракции – правых, левых и центристов, их отличало различие в тактике (к примеру, правые эсеры выступали за борьбу до конца на фронтах Первой мировой, а левые эсеры были против этого), но в стратегии они все придерживались единства. То есть эта программа, принятая в 1905 году, была руководством к действию для всех трёх их фракций.

История не знает сослагательного направления, и сложно с точностью предугадать, что стало бы с Россией, удержи в конце 1917-го эсеры власть. Но исходя из их программы, можно предположить, что в стране наряду с демократией и ориентацией на социализм в политике и экономике возникло бы и сильное солидаристское и синдикалистское течение. Чем-то оно было бы похоже на ранний итальянский фашизм и на республиканское правление левых в Испании в 1930-х (а из современных течений – на латиноамериканское боливарианство).

Впрочем, это всё догадки. Сегодня мы можем только изучать политическое наследие эсеров и думать, как, трансформировав его, приспособить к реалиям начала XXI века. Ведь Россия и спустя столетие всё равно осталась левой и одновременно политически отсталой страной.

А. В политической и правовой области:

Признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина:

Полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов; свобода передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов от работ (свобода стачек); неприкосновенность личности и жилища; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов, - установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение;

Пропорциональное представительство; прямое народное законодательство (референдум и инициатива); выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц, включая депутатов и судей; бесплатность судопроизводства; введение родного языка во все местные, общественные и государственные учреждения; установление обязательного, равного для всех общего светского образования на государственный счёт; в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджет, предназначенный на культурно-просветительные цели и распоряжение этими средствами на началах самоуправления; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение постоянной армии и замена её народным ополчением.

Б. В народно-хозяйственной области:

1)В вопросах государственного хозяйства и финансовой политики партия будет агитировать за введение прогрессивного налога на доходы и наследства, при совершенном освобождении от налога мелких доходов, ниже известной нормы; за уничтожение косвенных налогов (исключая обложения предметов роскоши), покровительственных пошлин и всех вообще налогов, падающих на труд.

2)В вопросах рабочего законодательства П.С.Р. ставит своею целью охрану духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне и увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм, общим интересам которой должны быть подчинены все узкопрактические, непосредственные и профессиональные интересы отдельных рабочих слоев.

В этих видах партия будет отстаивать: возможно большее сокращение рабочего времени в пределах прибавочного труда; установление законодательного максимума рабочего времени сообразно нормам, указываемым научною гигиеною (в ближайшее время - 8-часовая норма для большинства отраслей производства и соответственно меньшая в более опасных и вредных для здоровья); установление минимальных заработных плат по соглашению между органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих; государственное страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на случай старости и болезней и т.д.) на счёт государства и хозяев и на началах самоуправления страхуемых; законодательная охрана труда во всех отраслях производства и торговли, сообразно требованиям научной гигиены, под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работ несовершеннолетних, запрещение женского и детского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, достаточный непрерывный еженедельный отдых и т.п.); профессиональные организации рабочих и их прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутри неё организации труда в промышленных заведениях.

3)В вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. стремится опереться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал, на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности - на распространённое среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне партия будет стоять за социализацию земли, т.е. за изъятие её из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведывание резервным земельным фондом и т.п.); пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т.е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; рента, путём специального обложения, - должна быть обращена на общественные нужды; пользование землями и угодьями, имеющими не узкоместное значение (обширные леса, рыбные ловли и т.д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления; недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признаётся лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.

4)В вопросах общинного, муниципального и земского хозяйства партия будет стоять за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатная врачебная помощь, земско-агрономическая и продовольственная организация; организация земскими и областными органами самоуправления, при помощи общегосударственных средств, широкого кредита для развития трудового хозяйства, преимущественно на кооперативных началах; коммунализация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т.п.), за предоставление городским и сельским общинам самых широких прав по обложению недвижимых имуществ и по принудительному отчуждению их, особенно в интересах удовлетворения жилищной нужды рабочего населения; за коммунальную, земскую, а равно и государственную политику, благоприятствующую развитию коопераций на строго демократических трудовых началах.

5)Вообще ко всем мероприятиям, имеющим целью обобществление ещё в пределах буржуазного государства тех или иных отраслей народного хозяйства, П.С.Р. усвоит положительное отношение постольку, поскольку демократизация политического строя и соотношение общественных сил, равно и самый характер соответствующих мероприятий, будут давать достаточно гарантий против увеличения таким путём зависимости рабочего класса от правящей бюрократии. Тем самым П.С.Р. предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради её фискальных и политических целей.

Партия Социалистов-Революционеров, ведя непосредственную революционную борьбу с существующим режимом, агитирует за созыв Учредительного собрания на указанных выше демократических началах для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков в духе установления свободного народного правления, необходимых личных свобод и защиты интересов труда. Свою программу этого переустройства она будет как отстаивать в Учредительном Собрании, так и стремиться непосредственно проводить в революционный период.

Ещё в Блоге Толкователя о политической борьбе в России начала ХХ века:

В 1903 году охранка разгромила боевую организацию эсеров. Но на смену ей тут же пришли новые группы террористов, среди которых самой опасной была бригада Клитчоглу. Она готовила покушение на министра МВД Плеве. В 1904 году агент охранки Азеф сдал группу. Плеве всё равно был убит, а Клитчоглу умерла собственной смертью в 1926 году.

Партия социалистов-революционеров (ПСР , партия с.-р. , эсеры ) - революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР. Входила во Второй интернационал.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией..Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917 год. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными для населения были её идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры не смогли удержать власть.

Высший орган - Съезд Партии Социалистов-Революционеров, Совет Партии Социалистов-Революционеров

Исполнительный орган - Центральный Комитет Партии Социалистов-Революционеров

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

Боевая организация партии социалистов-революционеров (эсеров) - террористическая организация, действовавшая в России в 1902-1911 годах. Входила в состав партии эсеров на правах автономной организации, насчитывала до 78 человек. В разное время её возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф, Борис Савинков. Эта организация была наиболее результативным террористическим формированием начала XX века, совершившим большое количество террористических актов против представителей правоохранительных органов и высокопоставленных чиновников Российской империи, в том числе - убийства министров внутренних дел Сипягина и Плеве и великого князя Сергея Александровича.

48. Образование конституционно-демократической партии (кадеты) и партии «Союз 17 октября» (октябристы). Политические доктрины кадетов и октябристов. Парламентская деятельность.

адеты (Конституционно-демократическая партия)

Степанов С.А. Кадеты (Конституционно-демократическая партия) // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – C. 75–84.

Статья представляет собой сокращенную версию лекции спецкурса «Политические партии России: 1905–1917 гг.» Автор рассматривает историю возникновения партии кадетов, являвшейся наиболее авторитетной политической партией либерального направления в дореволюционной России. В статье акцентируется внимание на периоде с октября 1905 г., когда была создана партия кадетов, до июня 1907 г., когда правительство распустило II Государственную думу. Анализ кадетской программы и тактических лозунгов позволяет прийти к выводу, что кадеты разделяли реформаторские взгляды. Партия кадетов выступала за постепенную эволюцию самодержавного строя и легальные методы политической борьбы. В отличие от партий радикального толка, кадеты не пользовались большим влияниям в массах.

В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века в Российской Империи набирают силу революционные настроения. Как грибы после дождя, растут политические партии, которые видят будущее развитие и процветание России в свержении монархии и переходе к демократической форме коллективного управления. Одной из самых крупных и организованных партий левого крыла были социал-революционеры или сокращённо эсеры (в соответствии с их аббревиатурой СР).

Эта партия обладала огромным влиянием как до, так и после 1917 года, но не смогла удержать власть в своих руках.

Немного истории

С середины девятнадцатого века все политические кружки можно было условно поделить на:

  • Консервативные, правые. Их девизом было «православие, самодержавие и народность». Они не видели необходимости в каких-либо изменениях.
  • Либеральные. Они в большинстве своём не стремились к свержению монархии, но и не считали самодержавие лучшей формой государственной власти. В их понимании Россия должна была прийти к конституционной монархии путём либеральных реформ. Разногласия возникали лишь в пропорциях разделения власти между монархом и выборным органом правления.
  • Радикальные, левые. Они не видели в самодержавной России будущего и считали что переход от монархии к правлению выборного совета может быть осуществлен только путём революции.

В конце девятнадцатого века Российская империя переживает колоссальный экономический подъем благодаря реформам Витте. Обратной стороной этих реформ стала национализация производства и повышение акцизов. Большая часть налогового бремени ложится на самые бедные слои населения. Тяжелая жизнь и жертвы во имя развития экономики вызывают всё больше недовольства, в том числе и у образованных слоёв населения. Это приводит к серьёзному усилению левых настроений в политических кружках.

При этом либерально настроенная интеллигенция постепенно уходит с политической арены. Среди либералов всё больше набирает обороты так называемая теория «малых дел». Вместо того чтобы бороться за продвижение желаемых реформ, которые улучшат жизнь бедных слоёв населения, либералы решают самостоятельно делать что-то во благо простого народа. Большинство из них идут работать врачами или учителями, чтобы помогать крестьянам и рабочим получать образование и медицинскую помощь уже сейчас, не дожидаясь реформ. Это приводит к столкновению оставшихся кружков крайнего левого и правого толка. В девяностых годах формируется партия социал-революционеров — будущих идеологов левого движения.

Образование партии эсеров

В 1894 году в Саратове образовался кружок социалистов-революционеров. Они поддерживали связь с некоторыми группами террористической организации «Народная воля». Когда народовольцев разогнали саратовский социально революционный кружок начал действовать самостоятельно, выработав свою программу. Их печатный орган выпустил эту программу в 1896 году. А год спустя этот кружок оказался в Москве.

В то же время в других городах Российской империи существовали народовольческие, социалистические кружки, которые постепенно объединялись между собой. В начале 1900 годов образовалась единая Социально-революционная партия.

Дореволюционная деятельность эсеров

В составе партии эсеров также существовала боевая организация, совершавшая теракты против высокопоставленных лиц. В 1902 году они совершили покушение на министра внутренних дел. Однако через четыре года организация была распущена и заменена летучими отрядами — небольшими террористическими группками, не имевшими централизованного управления.

Параллельно велась подготовка к революции. Движущей силой революции эсеры видели крестьян, а также пролетариат. Основным яблоком раздора между государством и народом социал-революционеры считали крестьянский вопрос. Именно с крестьянами эсеры вели агитационную работу и формировали политические объединения. Им удалось сподвигнуть крестьян на бунт в нескольких губерниях, но массового восстания по все России не получилось.

Численность партии в начале двадцатого века увеличивалась и менялся её состав. Во время первых революций 1905-1907 годов от партии отделились её крайнее правое и крайнее левое крыло. Они сформировали партию Народных социалистов и Союз революционеров-максималистов-социалистов.

К началу первой мировой войны партия эсеров вновь разделилась на центристов и интернационалистов. Интернационалисты вскоре получили название «левые эсеры». Радикальных левых эсеров были близки партии большевиков , к которой вскоре примкнут эсеры-интернационалисты. Но пока в начале 1917 года партия социал-революционеров была самой многочисленной и самой влиятельной революционной партией.

Февральская революция

Первая мировая война ещё больше пошатнула веру народа в российское самодержавие. То там, то здесь вспыхивали бунты крестьян и рабочих, умело подогретые агитационной деятельностью эсеров. ВСеобща февральская забастовка в Петрограде превратилась в вооружённое восстание, когда бастующих рабочих поддержали солдаты. Результатом этого восстание стало свержение монархии и образование временного правительства как главного органа власти в послереволюционной России.

Эсеры во временном правительстве

Так как главной вдохновляющей силой Февральской революции была партия СР, то во временном правительстве многие должности достались именно им, хотя председателем правительства стал кадет Львов. Вот самые известные министры-эсеры того времени:

  • Керенский,
  • Чернов,
  • Авксентьев,
  • Маслов.

Временное правительство не справлялось с голодом и разрухой, охватившей государство. Большевики пользовались этим, пытаясь заполучить власть. Несостоятельность временного правительства вынудила Львова уйти в отставку. В августе пост председателя временного правительства достался эсеру Керенскому. Тогда же произошло контрреволюционное восстание, для подавления которого Керенский взял на себя роль главнокомандующего. Восстание было успешно подавлено.

Тем не менее, недовольство временным правительством нарастало, так как социально-экономические реформы затягивались, крестьянский вопрос так и не был решен. И в октябре того же года в результате вооружённого бунта всё временное правительство, за исключением Керенского, было арестовано. Председателю удалось бежать.

Октябрьская революция и падение партии социал-революционеров

Именно с ареста временного правительства началась Октябрьская революция . Крестьяне и рабочие разочаровались во временном правительстве и перешли под знамена большевиков. После революции был создан Исполнительный комитет - орган исполнительной власти — и Совет Народных Комиссаров — законодательный орган. Двумя первыми указами совнаркома были два декрета: Декрет о мире и Декрет о земле. Первый призывал к прекращению мировой войны. Второй декрет защищал интересы крестьян и был полностью взят из программы партии эсеров, так как большевики был партий рабочих и крестьянским вопросом не занимались.

Тем временем эсеры продолжали оставаться влиятельной партией и входили во Всероссийское учредительное собрание. Но когда левые эсеры примкнули к большевикам, правые видели своей целью свержение большевистской диктатуры и возврат к истинному народовластию. Однако, партия правых эсеров была по-прежнему легализована, так как большевики планировали использовать её в борьбе с белым движением. Однако социал-революционеры в своих печатных изданиях продолжали критиковать политику большевиков, что привело к массовым арестам.

К 1919 году руководство партии СР уже было в эмиграции. Оно считало оправданным иностранную интервенцию с целью свержения большевиков.Однако, оставшиеся в стране правые эсеры видели в интервенции лишь корыстные интересы империалистов. Они отказались от вооружённой борьбы с большевиками, так как страна и без этого была истощена войной. При этом они продолжали вести антибольшевистскую агитацию в своих печатных изданиях.

Эсеры, действительно, содействовали борьбе с белыми. Именно на организованном эсерами Земском съезде было решено свергнуть правление Колчака . Однако, в начале двадцатых годов эсеров обвинили в контрреволюционной деятельности и партия была распущена.

Программа партии СР

Программа партии эсеров опиралась на труды Чернышевского, Михайловского и Лаврова . Эта программа щедро публиковалась в печатных изданиях социал-революционеров: газетах «Революционная Россия», «Сознательная Россия», «Народный вестник», «Мысль».

Общие положения

Общей идеей программы эсеров был переход России к социализму, минуя капитализм. Свой некапиталистический путь они называли демократическим социализмом, который должен был выражаться через правление следующих организованных партий:

  • Профсоюз - партия производителей,
  • Кооперативный союз - партия потребителей,
  • Парламентские органы самоуправления, состоящие из организованных граждан.

Центральное место в программе эсеров занимал крестьянский вопрос и социализация земледелия.

Взгляд на крестьянский вопрос

Взгляд эсеров на крестьянский вопрос был весьма оригинален для того времени. Социализм, по мнению эсеров, должен был начаться в деревне и оттуда разрастись на всю страну. И начаться он должен был именно с социализации земли. Что это значило?

Это значило, в первую очередь, отмену частной собственности на землю. Но при этом государственной собственностью земля тоже не могла быть. Она должна была стать общенародной крестьянской собственностью без права её продавать или покупать. Распоряжаться этой землёй должны были выборные органы коллективного народного самоуправления.

Предоставление земли в пользование крестьянам, по мнению эсеров, должно было быть уравнительно-трудовым . А именно, крестьянин-единоличник или товарищество крестьян могло получить в пользование такой надел земли, который они смогли бы самостоятельно обработать, и которого им бы хватило для пропитания.

Именно эти идеи впоследствии перекочевали в «Декрет о земле» совнаркома.

Демократические идеи

Политические идеи социал-революционеров тяготели к демократии. При переходе к социализму единственной приемлемой формой власти эсеры видели демократическую республику. При такой форме власти должны были соблюдаться следующие права и свободы граждан:

Последний пункт подразумевал, что все категории населения должны быть представлены в органах управления пропорционально численности этих категорий. Позже эту же идею выдвинули и социал-демократы.

Наследие партии социал-революционеров

Какой след в истории оставили социал-революционеры с их политической и социальной программой? Во-первых, это идея коллективного управления землёй. Внедрили её в жизнь уже большевики и в целом идея оказалась состоятельна настолько, что и другие коммунистические и социалистические государства её переняли.

Во-вторых, большинство прав и свобод граждан, которые эсеры отстаивали всего сто лет назад, кажутся сейчас настолько очевидными и неотъемлемыми, что даже не верится, что не так давно за них приходилось бороться. В-третьих, идея пропорционального представления разных категорий населения в органах власти тоже частично используется в некоторых странах в наше время. В современном мире эта идея приняла форму квот в правительство и не только.

Соиал-революционеры подарили современному миру много идеей о справедливой власти и честном распределении ресурсов.

Партия эсеров сложилась окончательно в 1903 году на базе различных групп, исторически и традиционно считавших себя последователями народничества . Ее программа, принятая на I съезде в 1906 году, прокламировала «социализацию земли»: конфискацию всей частной собственности на землю и передачу ее через волостные и уездные местные крестьянские съезды всем трудящимся крестьянам по установленной местной норме, исходя из количества едоков в семье. Основой для земельной программы эсеров оставалась крестьянская община с ее переделяемыми наделами. Программа эсеров, если оставить в стороне их муниципальные проекты, передавала фактически все частные земли в общину, предусматривая так же, как это и практиковалось в ней, регулярный передел наделов.

Плакат партии эсеров

В условиях быстро развивающейся повсюду в XX веке промышленности, в условиях перспективы неизбежного роста не только сельского, но и особенно городского населения, в программе эсеров нельзя не усмотреть как утопичности, так и демагогического расчета на стихийный взрыв в деревне, нельзя не увидеть стремления закрыть глаза на продовольственную проблему в России в течение ближайших 20-30 лет.

Программа эта лишала крестьянство возможности развивать на вечно переделяемом небольшом наделе культурное интенсивное хозяйство, способное обеспечить город необходимым продовольствием. Программа эсеров, в дальней перспективе, лишала Россию возможности продолжать индустриализацию и не могла не усугубить общей отсталости страны.

Интересно отметить, что время принятия этой программы, смотревшей назад, почти совпало с истинно прогрессивной столыпинской реформой , которая разрушала общину и делала ставку на отдельные, частные крестьянские хозяйства. Но именно в духе эсеровской программы «социализации» был позже составлен ленинский «Декрет о земле ».

В остальных вопросах программа эсеров мало чем отличалась от программ других левых партий. Эсеры признавали право народов России на государственное отделение после революции, но в то же время переносили этот и другие вопросы на решение будущего Учредительного собрания .

Самым спорным на съезде эсеров 1906 года оказался вопрос о признании необходимости «революционной диктатуры» после революции. Незначительным большинством съезд признал «революционную диктатуру» необходимой на время проведения основ программы, после чего должен был совершиться переход к нормальному правовому режиму.

Это положение, вместе с признанием террора , как «временного», средства для достижения целей, вызвал в самой партии эсеров значительные расхождения, полностью вскрывшиеся в 1917 году.

Если правые эсеры Авксентьев , Гоц , Савинков , Зензинов все больше склонялись к правовой государственности, как к исходной базе для проведения своей программы на основе демократически избранного парламентского большинства, то левые эсеры – Натансон , Спиридонова , Камков , Карелин и др., стремились к «революционной диктатуре». В этом вопросе левые эсеры сближались с большевиками. Корни этого сближения лежат в природе как ленинизма, так и левых эсеров, выросших на традициях того крайнего народнического крыла, которое ярче всего представлял



Поделиться: