Презентация на тему "зона арктических пустынь". Презентация на тему "зона арктических пустынь" Растения арктических пустынь

1 слайд

2 слайд

Работа выполнена учениками 4 «В» класса санаторной школы-интерната №76 САО г.Москвы Завуч: Соколова Л.А. Учителя: Козырева Т.Н. Пшеничникова Н.А Юмашева Н.И

3 слайд

Царство снега и льда. Растительный мир. Животный мир. Белые медведи. Человек в Арктике. Внимание! Заповедник. Наши предложения.

4 слайд

Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой огонь небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льется свет.

5 слайд

Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами.Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует вьюга. Температура опускается до - 60. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Температура лишь на несколько градусов выше 0.

6 слайд

В Арктике все белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зеленая льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, но они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях и полярные маки.

7 слайд

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища птиц и животных - это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Все звери - прекрасные пловцы. Это медведи и тюлени. От холода их защищает слой жира.. На тюленей охотятся белые медведи.

8 слайд

Полярные медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Взрослый медведь весит около 500 кг. Они хорошо плавают и ныряют. Летом медведи питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

9 слайд

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Полярники изучают природу, наблюдают за погодой. Проложен Северный морской путь. Люди занимаются рыболовством, охотой.

10 слайд

В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

11 слайд

Заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной там можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Белые медведи выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси.

То, что Арктику называют ледяной пустыней, еще не означает, что эти просторы безжизненны. Несмотря на суровые условия жизни, растения и животные Арктики удивительны и разнообразны. На этом уроке мы узнаем, как приспособились растения к длительному отсутствию солнца, низкой температуре и пронизывающему ветру, для чего моржам нужны вибриссы, почему белого медведя называют царем Арктики, как живут тупики и кайры и многое другое.

Солнечные лучи только скользят по их поверхности, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко (рис. 2).

Рис. 2. Солнце Арктики ()

В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°), дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно - начинается долгая полярная ночь (длится до 6 месяцев). Иногда по время полярной ночи возникают полярные сияния , которые длятся от нескольких минут до нескольких суток и бывают настолько обширными, что их света достаточно даже для чтения (рис. 3).

Рис. 3. Полярное сияние ()

В конце февраля появляется солнце и начинает прибывать день. А с середины мая до середины июня солнце совсем не скрывается - наступает полярный день. Но даже в это время температура поднимается лишь на несколько градусов выше нуля.

Острова настолько бедны растительностью, что их называют арктическими пустынями . На камнях встречаются мох, лишайники, полярный мак и некоторые другие растения (рис. 4-6).

Рис. 4. Мхи на камне ()

Рис. 5. Лишайники на камне ()

Рис. 6. Полярный мак ()

Все растения здесь - карлики, их высота не более 10 см, только полярная ива достигает 1 м (рис. 7).

Рис. 7. Полярная ива ()

Но все растения, защищаясь от холода и ветра, вынуждены прижиматься к земле.

Море кормит всех обитателей ледяной зоны. В богатой кислородом и углекислым газом воде активно размножаются водоросли и рачки - первое звено пищевой цепи арктической зоны (рис. 8).

Рис. 8. Морские водоросли, рачки и другие обитатели океана ()

Ими кормятся рыбы и птицы. Птицы собираются в большие стаи, селятся на скалах, и, несмотря тесноту и численность стаи, каждая птица безошибочно находит свое гнездо (рис. 9).

Рис. 9. Гнездование кайр ()

Кайры - шумные птицы, которые гнездятся на отвесных скалах, куда не может добраться ни один зверь (рис. 10).

Кайры высиживают только по одному яйцу конусообразной формы (такая форма предохраняет яйцо от падения с высоких скал). Когда птенец подрастает, кайра сбрасывает его в воду, где начинается его взрослая жизнь: кайры - отличные пловцы и ныряльщики (в воде развивают скорость до 20 км/ч, достигая глубины 140 м).

Чайки также приспособились к условиям Арктики: они отлично летают, хорошо плавают, но плохо ныряют (рис. 11).

На некоторых островах можно увидеть огромное количество тупиков (рис. 12).

Это красивые молчаливые птицы с необычным клювом. Для проживания они выбирают острова с толстым слоем торфа, в котором с помощью когтистых лап и клювов роют себе гнезда. Тупик - прекрасный добытчик: он может находиться под водой до 30 секунд, гоняясь за рыбой, и приносить в гнездо до 10 рыбок за один раз.

Еще одна цепь питания - это водоросли - рачки - киты (рис. 13).

Эти огромные животные прекрасно приспособились к жизни в ледяной зоне: водонепроницаемая шкура и толстый слой жира под ней защищают их от холода.

Тюлени - еще одни обитатели Арктики, живут и на суше, и в воде (рис. 14).

Они отличные пловцы. Им нужно до 16 кг пищи в день. В конце зимы у тюленей появляются на свет белоснежные детеныши - бельки. Белый цвет помогает малышам прятаться, маскируясь под снег, чтобы спастись от врагов, в первую очередь от белого медведя. А взрослые тюлени спасаются от своего главного врага в воде, ведь на суше они медлительны и неуклюжи.

Белого медведя называют царем Арктики, великим путешественником и охотником (рис. 15).

Рис. 15. Белый медведь ()

Этот зверь великолепно приспособился к жизни в ледяной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него отличный нюх, густая белая шерсть и широкие лапы с острыми когтями. Как и у всех обитателей Арктики, у него небольшие уши - чтобы не отмерзли. Самки-мамы на зиму залегают в снежные берлоги, где у них рождаются медвежата (чаще всего медвежат двое, они маленькие, размером с рукавичку). Мама-медведица кормит их и согревает. Весной медвежата выйдут из берлоги, но еще два года медведица будет учить своих детенышей ловить рыбу, охотиться на тюленей и многому другому (рис. 16).

Рис. 16. Белая медведица с детенышами ()

Животный мир Арктики уникален. На острове Врангеля был создан заповедник - здесь наибольшие скопления моржей (рис. 17).

Бивни моржа - универсальное орудие в добыче пищи и оружие при обороне от врага, а также знак отличия (у кого самые большие и мощные бивни, тот и главный). На морде моржа есть густые усы - вибриссы - с помощью которых они отыскивают пищу на дне моря (рис. 18).

Рис. 18. Вибриссы на морде моржа ()

Еще в этом заповеднике можно увидеть овцебыков (рис. 19).

Рис. 19. Овцебыки ()

Когда-то они обитали на территории России, но потом исчезли, и ученые завезли их на остров Врангеля из Северной Америки (так сохраняют редкие и исчезающие виды животных).

А еще этот заповедник называют родильным домом белых медведей - медведицы приходят сюда со всех уголков Арктики, ученые насчитывают до 250 берлог за год.

Долгие годы Арктика манит к себе людей, которые, рискуя жизнью, в экстремальных условиях изучают ее просторы, составляют карты (рис. 20).

Рис. 20. Исследователи Арктики ()

На дрейфующих льдинах организовывают полярные станции, где живут и работают ученые-полярники . Они наблюдают за погодой, растительным и животным миром Арктики (рис. 21).

Рис. 21. Полярная станция ()

На следующем уроке мы поговорим о зоне, которая находится южнее арктических пустынь, - тундре, ее суровом климате и уникальной природе.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Geo-site.ru ().
  2. Biofile.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Зона Арктических пустынь».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из животных Арктики.
  3. Подумайте, как изменились бы внешний вид и повадки бурого медведя, если бы он жил в условиях зоны арктических пустынь.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте небольшой (10 вопросов) кроссворд на тему «Арктика».

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять самопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и еȅ освещенности солнечными лучами. Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, рассказать по рисунку об экологических связях в этой природной зоне, моделировать цепи питания. Рассказать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. - формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

зона арктических пустынь

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны арктических пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану

Вспомни, почему северные районы нашей стра-ны получают от Солнца очень мало тепла. Что ещё ты знаешь о природе этих районов?

Изучение нового материала

Зона арктических пустынь

Найди на карте природных зон России арк-тические пустыни. Каким цветом они обозначе-ны? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне? Научись показывать её на карте: со-ответствующие участки суши следует плавно об-водить указкой. Попроси соседа по парте прове-рить тебя.

ЦАРСТВО СНЕГА И ЛЬДА

Арктика... От этого слова веет суровым холо-дом. Арктика — район Земли, примыкающий к Се-верному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины ма-териков. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.

Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда.

Не только океан, но и острова покрыты тол-стым ледяным панцирем. Лишь кое-где на ост-ровах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктиче-ских островах почти совсем не образуется.

Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Несколь-ко месяцев подряд солнце совсем не показыва-ется — темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния — словно разноцветный, пе-реливающийся занавес колышется в тёмном не-бе. Очень суровое это время года. Дуют силь-ные ветры, часто бушует пурга, температура нередко опускается до -60°...

Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля

Осмысление и понимание полученных знаний

1.С помощью рисунка на с. 78—79 определите, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как они приспособлены к условиям жизни.

2.Расскажите по этому рисунку об экологи-ческих связях в зоне арктических пустынь. Изготовьте модель цепи питания, характерной для арктической пустыни.


1.Чайка. 2. Белый медведь. 3. Кайра. 4. Тю-лень. 5. Лишайники. 6. Полярный мак. 7. Га-гарка. 8. Сайка. 9. Рачки. 10. Водоросли.

ЖИЗНЬ В ЛЕДЯНОЙ ПУСТЫНЕ

К суровым условиям арктических пустынь при-способились немногие живые организмы.

На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи, поляр-ный мак и некоторые другие растения.

Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами.

Всех птиц, живущих на прибрежных скалах, кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками — рыбы, а рыба-ми — птицы.

Рыбой кормятся и тюлени. Эти звери — пре-красные пловцы: у них удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защи-щает их от холода. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. В Арктике обитают моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки.

Белый медведь замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть за-щищает его от холода, широкие лапы помогают плавать, белый цвет меха скрывает среди сне-гов и льдов, позволяет незаметно подобраться к добыче. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежа-та, которые не крупнее котят! В берлоге моро-зы и ветра не страшны медвежатам. Мать кор-мит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из бер-логи, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

Выскажи предположение, какую роль клыки играют в жизни моржа. Проверь себя на «Стра-ничках для самопроверки».

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ И ЧЕЛОВЕК

Из-за освоения Арктики человеком в ледяной зоне возникли сложные экологические пробле-мы. Долгие годы люди охотились на белых мед-ведей и моржей. В результате эти звери стали редкими, и их занесли в Красную книгу России. От рук браконьеров страдают и тюлени, особен-но их детёныши. Необходимо защищать живот-ных от истребления!

В морях Арктики люди занимаются рыболов-ством. Это делают зачастую хищнически, не за-ботясь об охране рыбных богатств.

С различных судов в воду и на берега попа-дает мусор. На некоторых северных островах люди устроили свалки опасных отходов. В на-стоящее время ведётся работа по их устране-нию — «генеральная уборка Арктики».

Охота на редких животных ледяной зоны запре-щена. Под охрану взяты многие птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедни-ки, например заповедник «Остров Врангеля».

Сейчас в нашей стране осуществляется не-сколько специальных проектов по защите живот-ных, которые находятся под личным контролем Президента России Владимира Владимировича Путина. Среди этих проектов «Программа «Бе-лый медведь». Её цель — всестороннее изучение, сохранение и восстановление численности белых медведей в российской Арктике.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Покажи на карте зону арктических пустынь.

2.Дай краткую характеристику зоны арктических пустынь по плану, приведённому на с. 71

Вывод

Зона арктических пустынь расположена на островах Арктики. К жизни в суровых услови-ях приспособились немногие живые организ-мы. Природа этой зоны нуждается в охране

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2.Найди в дополнительной литературе, Интер-нете сведения об одном из животных этого края. Подготовь о нём сообщение.

  • Найди на карте природных зон России арктические пустыни. Каким цветом они обозначены? Что ты можешь рассказать по карте об этой зоне? Научись показывать её на карте: соответствующие участки суши следует плавно обводить указкой. Попроси соседа по парте проверить тебя.

Царство снега и льда

Арктика... От этого слова веет суровым холодом. Арктика - район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.

Солнце в этих краях никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство снега и льда.

Не только океан, но и острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах его нет, но и здесь суша промерзает на много метров в глубину. Почва на арктических островах почти совсем не образуется.

Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звёзды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в тёмном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко опускается до -60°...

Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

  1. С помощью рисунков определите, какие живые организмы обитают в зоне арктических пустынь. Подумайте и объясните, как они приспособлены к условиям жизни.
  2. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в зоне арктических пустынь. Изготовьте модель цепи питания, характерной для арктической пустыни.

1. Чайка. 2. Белый медведь. 3. Кайра. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6. Полярный мак. 7. Гагарка. 8. Сайка. 9. Рачки. 10. Водоросли.

Жизнь в ледяной пустыне

К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы.

На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи, полярный мак и некоторые другие растения.

Из животных в этих местах больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. Их шумные скопления называют птичьими базарами.

Всех птиц, живущих на прибрежных скалах, кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками - рыбы, а рыбами - птицы.

Рыбой кормятся и тюлени. Эти звери - прекрасные пловцы: у них удлинённое, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защищает их от холода. В воде они добывают корм, а отдыхают и выращивают детёнышей на суше или на льдинах. В Арктике обитают моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее и имеют мощные клыки.

Белый медведь замечательно приспособлен к условиям Арктики. Густая длинная шерсть защищает его от холода, широкие лапы помогают плавать, белый цвет меха скрывает среди снегов и льдов, позволяет незаметно подобраться к добыче. Самцы белых медведей круглый год бродят среди льдов. А самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата, которые не крупнее котят! В берлоге морозы и ветра не страшны медвежатам. Мать кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.

  • Выскажи предположение, какую роль клыки играют в жизни моржа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки» (4).

Арктические пустыни и человек

Из-за освоения Арктики человеком в ледяной зоне возникли сложные экологические проблемы. Долгие годы люди охотились на белых медведей и моржей. В результате эти звери стали редкими, и их занесли в Красную книгу России. От рук браконьеров страдают и тюлени, особенно их детёныши. Необходимо защищать животных от истребления!

В морях Арктики люди занимаются рыболовством. Это делают зачастую хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств.

С различных судов в воду и на берега попадает мусор. На некоторых северных островах люди устроили свалки опасных отходов. В настоящее время ведётся работа по их устранению - «генеральная уборка Арктики».

Охота на редких животных ледяной зоны запрещена. Под охрану взяты многие птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедники, например заповедник «Остров Врангеля».

Сейчас в нашей стране осуществляется несколько специальных проектов по защите животных, которые находятся под личным контролем Президента России Владимира Владимировича Путина. Среди этих проектов «Программа «Белый медведь». Её цель - всестороннее изучение, сохранение и восстановление численности белых медведей в российской Арктике.

Проверь себя

  1. Покажи на карте зону арктических пустынь.
  2. Дай краткую характеристику зоны арктических пустынь.

Задания для домашней работы

  1. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
  2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения об одном из животных этого края. Подготовь о нём сообщение.

Странички для любознательных

Заповедник «Остров Врангеля»

Этот арктический остров расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь российского полярного исследователя Фердинанда Петровича Врангеля. Остров стал заповедником в 1976 году, а в 2004 году включён в Список Всемирного наследия.

На остров приходят медведицы из разных уголков Арктики. Здесь в берлогах у них появляются на свет медвежата. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей. Одно из животных заповедника - овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны. Он сохранился в Северной Америке. И учёные решили снова поселить его на острове Врангеля.

На следующем уроке

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны тундры. Будем учиться давать характерис- Щ тику этой зоны по плану. ^

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона тундры по сравнению с зоной арктических пустынь. Что ещё ты знаешь о тундре? Если тебе приходилось бывать в тундре, приготовься рассказать об этом на уроке.

С помощью карты учебника закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс, с. 36-37) зону арктических пустынь. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом»: здесь дано несколько прямоугольников, чтобы точнее подобрать цвет.

Мудрая Черепаха приглашает тебя на мини экзамен: знаешь ли ты живой мир арктических пустынь? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. После самопроверки наклей картинки.

Проверьте в классе свои работы. Кто сдал экзамен на «отлично»? Кто допустил ошибки?


Лишайник


Полярный мак


Чайка


Кайра


Белый медведь


Тюлень

Составь схему цепи питания, характерной для арктической пустыни. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне арктических пустынь.

Подумайте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне арктических пустынь, выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Папа Серёжи и Нади нарисовал плакат «Красная книга России» (в конце тетради).
На нём показаны редкие растения и животные разных природных зон. Найди животных зоны арктических пустынь и подпиши их названия.

Белый медведь, морж

Здесь ты можешь выполнить рисунок по заданию учебника (с. 82).
Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

Здесь можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 82).
Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения об одном из животных этого края. Подготовь о нём сообщение.



Поделиться: